Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам в 2020 году

Самое важное в статье: "Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2002 г. N 2124/02 Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и средствами от деятельности, приносящей доход, при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 9 июля 2002 г. N 2124/02

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.01 по делу N А56-5456/01.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищное хозяйство» (правопреемник Киришского муниципального предприятия тепловых сетей) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище N 22» (город Кириши Ленинградской области), Министерству образования Российской Федерации (далее — Минобразование России), Управлению федерального казначейства по Ленинградской области, Главному управлению федерального казначейства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 484356 рублей 26 копеек задолженности по оплате тепловой энергии согласно договорам от 06.07.94 N ТЭ 30 и от 25.10.99 N ТЭ 0030.

Решением от 11.07.01 иск удовлетворен за счет Минобразования России на том основании, что министерство является учредителем училища и в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации несет субсидиарную ответственность в связи с отсутствием надлежащего финансирования училища из федерального бюджета. Училище от ответственности освобождено. В иске к остальным ответчикам отказано. Производство по делу в части взыскания неустойки прекращено на основании пункта 6 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, между Киришским муниципальным предприятием тепловых сетей и училищем заключены договоры на пользование тепловой энергией в горячей воде от 06.07.94 N ТЭ 30 и от 25.10.99 N ТЭ 0030. Задолженность за период с 30.10.98 по 24.10.99 составила 186229 рублей 23 копейки, за период с 02.11.99 по 01.01.01 — 258800 рублей 87 копеек, что подтверждается актами сверки, подписанными обеими сторонами.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Договорные обязательства должника по оплате потребленной тепловой энергии в полном объеме выполнены не были, в связи с чем кредитором предъявлен настоящий иск.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Уставом училища предусмотрено такое право (пункты 4.3, 4.4, 4.7, 4.10 устава).

Следовательно, при образовании задолженности в связи с недостаточным бюджетным финансированием на ее погашение могли быть направлены денежные средства, получаемые училищем от деятельности, приносящей доход.

Таким образом, основной должник не может быть освобожден от ответственности при нарушении договорных обязательств.

В случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и другого имущества, приобретенных от приносящей доход деятельности, требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику в порядке, предусмотренном Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.01 N 143.

Читайте так же:  Снижение кадастровой стоимости недвижимости 1 kadast u в 2020 году

При таких обстоятельствах решение подлежит отмене как принятое по неполно исследованным материалам и с неправильным применением норм материального права, а дело — направлению на новое рассмотрение,

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 — 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.01 по делу N А56-5456/01 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия. 1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 8. Ответственность унитарного предприятия. 1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного (муниципального) предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
При недостаточности имущества казенного предприятия, на которое может быть обращено взыскание, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
В этом случае удовлетворение требований кредиторов производится за счет средств федерального бюджета, а также за счет иного имущества, составляющего казну Российской Федерации.
4. Собственник имущества казенного предприятия вправе в любой момент рассчитаться по обязательствам казенного предприятия.

Прочие особенности (выход участника)

Член производственного кооператива по своему усмотрению вправе выйти из кооператива. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или должно быть выдано имущество, стоимость которого соответствует стоимости его пая, а также должны быть произведены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.

Выплата стоимости пая или выдача другого имущества выходящему члену кооператива производится по окончании финансового года и утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Член производственного кооператива может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива.

Член правления кооператива может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в связи с членством в аналогичном кооперативе.

Член кооператива, исключенный из него, имеет право на получение пая и других выплат, предусмотренных уставом кооператива, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Член производственного кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива.

Передача пая или его части гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается с согласия общего собрания членов кооператива. В этом случае другие члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки такого пая или его части.

В случае смерти члена производственного кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. В противном случае кооператив выплачивает наследникам стоимость пая умершего члена кооператива.

Обращение взыскания на пай члена производственного кооператива по долгам члена кооператива допускается лишь при недостатке иного его имущества для покрытия таких долгов в порядке, установленном законом и уставом кооператива. Взыскание по долгам члена кооператива не может быть обращено на неделимые фонды кооператива.

Требование к названию

Фирменное наименование производственного кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или слово «артель».

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов.

Читайте так же:  Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах еткс в 2020 году

Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Прочие особенности (выход участника)

Первый вариант предполагает необходимость сначала зарегистрировать предприятие как имущественный комплекс в ГУП «Национальное кадастровое агентство», а затем продавать его как объект недвижимости. За этим следуют высокие денежные и временные затраты. Вариант реорганизации проходит быстрее и дешевле, однако более интересным он будет в том случае, если в состав участников общества, создаваемого на базе предприятия, будут входить как минимум два новых учредителя. В противном случае после выхода из созданного общества бывшего учредителя унитарного предприятия это общество необходимо будет реорганизовать обратно в унитарное предприятие в силу того, что в нем остался лишь один участник. То есть будет иметь место двойная реорганизация.

Требование к названию

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Хозяйственным партнерством (далее — партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается. Решение об учреждении партнерства принимается собранием учредителей партнерства.

В решении об учреждении партнерства должны быть отражены результаты голосования учредителей партнерства и принятые ими решения по вопросам учреждения партнерства

При учреждении партнерства учредители партнерства утверждают аудитора партнерства.

Аудитором партнерства утверждается аудиторская организация или индивидуальный аудитор.

Избрание органов управления партнерства и утверждение аудитора партнерства осуществляются по единогласному решению всех учредителей партнерства.

Особенности учреждения партнерства с участием иностранных юридических лиц, а также иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, могут быть предусмотрены федеральным законом.

Порядок внесения вкладов в складочный капитал партнерства устанавливается соглашением об управлении партнерством. Каждый участник партнерства обязан внести вклад. Вклад может осуществляться деньгами, другими вещами, имущественными правами или иными правами, имеющими денежную оценку. Соглашением может быть предусмотрено последовательное внесение участниками вкладов.

Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством с учетом положений настоящего Федерального закона.

Прочие особенности (выход участника)

Партнерство может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ с учетом требований настоящего Федерального закона и соглашения об управлении партнерством.

Партнерство может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Добровольная ликвидация партнерства и назначение ликвидационной комиссии осуществляются в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, и по решению участников партнерства или органа партнерства, которые уполномочены на это соглашением об управлении партнерством.

Требование к названию

Фирменное наименование партнерства должно содержать его наименование и слова «хозяйственное партнерство».

Управление государственного унитарного предприятия

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Государственное предприятие

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Унитарные предприятия, в соответствии со ст. 113 ГК — это юридические лица, которые учреждаются государственным или муниципальным образованием в целях, определяемых их уставами. Такое имущество предприятий нельзя разделить и оно находится в государственной или муниципальной собственности.

Статус унитарных предприятий регламентируется Федеральным законом N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Учредительные документы — это решение собственника в лице соответствующего комитета по управлению имуществом и утвержденный им устав. В нем определяются предмет и цели деятельности предприятия.

Органы управления унитарных предприятий носят, единоличный характер: предприятие возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности собственником и ему подотчетен.

Унитарное предприятие по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам учредителя.

Унитарное предприятие, которое имеет имущество на праве хозяйственного ведения, существует за счет своей прибыли, которую смогла получить в результате своей деятельности.

Собственник имущества, т.е. учредитель предприятия, не отвечает по его обязательствам, но имеет большие возможности по контролю его деятельности. Кроме того он может принимать решения о его создании, следить за его деятельностью и назначать его руководителя, собственник имеет право контролировать использование и сохранность его имущества, также давать согласие на распоряжение недвижимостью и получать часть прибыли от его деятельности, которая установлена в учредительных документах предприятия.

Читайте так же:  Составление протокола об административном правонарушении пдд в 2020 году

До регистрации такого предприятия учредитель должен полностью оплатить его уставный фонд, который гарантирует интересы кредиторов предприятия. При уменьшении стоимости чистых активов ниже величины уставного фонда, учредитель должен его уменьшить и предупредить об этом кредиторов. При уменьшении стоимости чистых активов ниже размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано решением суда.

Согласно ст. 114 ГК унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи в его хозяйственное ведение части своего имущества, утверждения его устава и назначения его руководителя. Ответственность учредителя дочернего предприятия полностью соответствует ответственности учредителя «материнского» предприятия.

Согласно ст. 115 ГК унитарное предприятие, которое основано на праве оперативного управления, создается по распоряжению Правительства РФ; его учредительным документом является устав, утвержденный федеральным органом исполнительной власти на основе типового устава.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с план-заказом и планом развития предприятия, а отношения с поставщиками ресурсов и потребителями его продукции строятся на договорной основе.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются:

— имущество, переданное ему решением учредителя для ведения уставной деятельности;

— денежные и иные средства, которые получены от реализации продукции предприятия;

— средства, выделенные из бюджета или внебюджетных фондов.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами об оперативном управлении: оно вправе распоряжаться этим имуществом лишь с согласия его собственника. Собственник также вправе изымать у казенного предприятия неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостатке его имущества.

В заключении, следует отметить, что государственное и муниципальное предприятия могут быть бюджетными и автономными учреждениями.

Бюджетные организации полностью финансируются собственниками имущества, а автономные учреждения финансируется за счет выделенных средств собственника.

Также унитарное предприятие начинает свою деятельность по решению гос. органа. Правительство Российской Федерации имеет право создать казенное имущество на основе имущества в его собственности. Устав – учредительный документ.

В наше время, перед государством РФ стоит проблема решения экономических вопросов развития страны, это означает поиск внутренних резервов, повышение эффективности работников и т.д. Именно поэтому, правительство РФ должно стремиться к автоматизации и стабилизации экономических отношений нашей страны.

Также, не маловажным фактором является эффективное управление государственными предприятиями, потому что унитарные предприятия играют стабилизирующую роль в экономике нашей страны.

Роль унитарных предприятий в экономических отношениях играют не очень большую роль, но эта роль со временем постоянно меняется и таким образом, значение в экономике является немаловажным фактором.

Унитарные предприятия (гуп, муп, куп)

Понятие: Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия.

Особенности учреждения: Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности. В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Статус владельцев: УП создается по решению уполномоченного на это государственного органа или органа местного самоуправления. Федеральное казенное предприятие образуется по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Источники формирования капитала: Уставный фонд унитарного предприятия представляет собой совокупность выделенных организации государством или муниципальным органом основных и оборотных средств. Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц (23 055 000 рублей), а муниципального — не менее 1000 МРОТ (4 611 000 рублей).

Права: Учредитель унитарного предприятия имеет право занимать должность директора своего предприятия, даже если он имеет основное место работы, т.е. он имеет право работать по совместительству, что не допускается в отношении руководителей организаций других организационно-правовых форм. Собственник-учредитель вправе изъять: излишнее имущество; неиспользованное имущество; используемое не по назначению имущество. Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Особенности управления: Руководитель предприятия, назначенный учредителем либо уполномоченным собственником органом, подотчетен им

Ответственность по обязательствам: Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Распределение прибыли и убытков: Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта россии севастополь росреестр в 2020 году

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Основные положения устава и учредительного договора: Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Количество участников: Не менее 5, максимальное число – не ограничено

22. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее предприятие) – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, этим они отличаются от иных коммерческих организаций.

Уставный фонд предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность коммерческие организации – юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113–115 ГК РФ).

Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между его работниками.

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Правоспособность предприятий не общая, а специальная, т. е. они могут осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в уставе предприятия.

Деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности ограничивается.

По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

Собственники имущества предприятия не несут ответственность по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство вызвано самим собственником, при этом на него при недостаточности имущества может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия.

Устав унитарного предприятия– его единственный учредительный документ.

Предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно, в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, за исключением случаев, установленных законом.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в ведении предприятия.

Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли.

Деятельность унитарного предприятия осуществляется в соответствии с планом (программой) его финансово-хозяйственной деятельности.

Руководитель унитарного предприятия является его единоличным исполнительным органом.

Особенности реорганизации и ликвидации унитарных предприятий определены в Законе о государственных и муниципальных предприятиях.

Уплата Администрацией сельсовета долгов по налогам за МУП

Администрация сельсовета являлась учредителем МУП. МУП находится в стадии банкротства, Администрация продала здание, которое МУП передал в администрацию перед банкротством. Возможна ли уплата Администрацией сельсовета долгов по налогам за МУП, если да, то как и по какому КБК

Если ликвидируемая организация не может полностью уплатить долги кредиторам, то оставшаяся задолженность погашается учредителями в порядке, установленном законодательством РФ. Однако это касается только учредителей, которые несут субсидиарную ответственность по долгам организации (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9). То есть тех, которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если само учреждение как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ)

В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Погасить задолженность за ликвидируемый МУП учредитель вправе только в случае, если он несет субсидиарную ответственность или такая ответственность возложена на него судом. Во всех остальных случаях, учредитель муниципального унитарного предприятия не может оплатить задолженность по налогам за муниципальное унитарное предприятие

Гражданский кодекс РФ

Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества

Статья 399. Субсидиарная ответственность

1. До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику

Читайте так же:  Через сколько дней перечисляют материнский капитал продавцу в 2020 году

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность

2. Кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника

3. Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, — привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора

Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования)

2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества

Как платить налоги и страховые взносы при ликвидации учреждения

Ситуация: нужно ли вышестоящему учреждению (учредителю, главному распорядителю бюджетных средств) погашать задолженность по налогам (страховым взносам, пеням, штрафам) за подведомственное учреждение. Учреждение ликвидируется и не может рассчитаться с бюджетом самостоятельно

Ответ на этот вопрос зависит от того, несет ли вышестоящая организация ответственность по долгам учреждения

Если ликвидируемое учреждение не может полностью уплатить налоги (страховые взносы, пени, штрафы), то оставшуюся задолженность погашает вышестоящее учреждение (учредитель, главный распорядитель бюджетных средств) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только тех вышестоящих учреждений (учредителей, главных распорядителей бюджетных средств), которые несут субсидиарную ответственность по долгам учреждения (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 № 41/9). То есть тех, которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если само учреждение как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ)

Ответ на вопрос, несет вышестоящее учреждение (учредитель, главный распорядитель бюджетных средств) субсидиарную ответственность или нет, зависит от типа государственного (муниципального) учреждения. Так, при недостаточности денежных средств у казенных учреждений субсидиарную ответственность по их обязательствам несет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, подп. 12.1 п. 1 ст. 158, п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ч. 4 ст. 51 Закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ, п. 3 ст. 26.11 Закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ)

Учредители бюджетных и автономных учреждений по обязательствам подведомственных учреждений не отвечают (п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ). Исключение – обязательства бюджетного учреждения, возникшие до 1 января 2011 года. Субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества учреждения (его учредитель). Об этом сказано в части 12 статьи 33 Закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ

Ответственность собственника имущества унитарного предприятия за неисполнение обязанности по его ликвидации

Государство и муниципальные образования для использования публичного имущества в коммерческой деятельности создают унитарные предприятия. Нередко эти предприятия ведут «бизнесы», которые являются планово-убыточными, либо на этих предприятиях бизнес-процессы организованы так, что без убытков ничего у них не получается.

Рано или поздно (через несколько лет) это все ведет к тому, что чистые активы предприятия в соответствии с финансовой (бухгалтерской) отчетностью уменьшаются до размера меншего, нежели минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, либо даже чистые активы принимают отрицательные значения.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в этом случае у собственника возникает обязанность предпринять меры по восстановлению чистых активов (например, передать дополнительное имущество) либо, если это нецелесообразно или ничего не получается, — начать ликвидацию или реорганизацию предприятия.

В некоторых случаях (например, в сфере ЖКХ) собственники имущества таких предприятий данные нормы игнорируют: докапитализацию предприятия не производят, решение о ликвидации не принимают. Тем самым, можно казать, они «подставляют» всех кредиторов таких предприятий, требования которых становятся все менее и менее обеспеченными активами.

Рано или поздно, под давлением долгов и кассовых разрывов такое предприятие начинает банкротиться и становится окончательно понятно, что большая часть кредиторской задолженности не будет погашена за счет имущества предприятия-должника.

Вопрос для обсуждания: может ли неисполнение собственником имущества предприятия требований ст.15 ФЗ «О государственных и мунипиальных унитарных предприятиях» быть досточным основанием для привлечения его к субсидиарной ответственности в процедуре банкротства (на оснивании ст.ст. 9 и 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пару примеров из практики, где это было обозначено в качестве основания, но не было единственным основанием: раз, два.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here