Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению в 2020 году

Самое важное в статье: "Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Правительство РФ предлагает перенести с 1 января 2021 года на 1 января 2023 года срок ликвидации или реорганизации существующих ГУПов и МУПов в тех сферах, в которых их создание будет запрещено

Кроме того, поправками предлагается расширить перечень сфер деятельности, на которые не будет распространяться запрет на создание унитарных предприятий

Проектом Федерального закона N 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)», внесенным Правительством РФ, принятым Государственной Думой в первом чтении 11 декабря 2018 г., предполагается установить, что унитарные предприятия могут создаваться:

в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для обеспечения обороны и безопасности РФ и в случае осуществления деятельности в сферах естественных монополий.

В соответствии с предложенными поправками унитарные предприятия также могут быть созданы в целях обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, разведывательной деятельности, мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, транспортной безопасности, международных отношений, государственной охраны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти РФ.

Госдума во втором чтении приняла законопроект о ликвидации унитарных предприятий до 2025 года

Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

До 1 января 2025 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы), созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы. Запрет на создание унитарных предприятий не коснётся случаев, когда оно предусмотрено федеральным законом, актом Президента России или Правительства. Соответствующий законопроект Госдума приняла во втором чтении 12 декабря.

Документ, подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС), был принят депутатами в первом чтении в декабре 2018 года. Согласно первой редакции законопроекта, к 1 января 2021 года ГУПы и МУПы, созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы.

Во время обсуждения инициативы законодатели приняли решение отложить рассмотрение инициативы и провести парламентские слушания по вопросу ликвидации ГУПов и МУПов. Как отметил спикер палаты Вячеслав Володин, депутаты получают много вопросов и звонков из регионов. Кроме того, антикоррупционная экспертиза проекта и другие документы не были представлены в профильный комитет согласно процедуре.

По итогам парламентских слушаний переходный период для ликвидации ГУПов решено продлить до 1 января 2025 года. Также в инициативу были внесены и другие изменения.

Как отметил член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский, концепция Правительства, которая предусматривает сокращение количества унитарных предприятий, ко второму чтению сохранена. При этом в результате доработки законопроекта существенно расширен перечень оснований для создания унитарных предприятий.

Так, они могут быть созданы в целях обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечения деятельности по развитию культуры, искусства и кинематографии и сохранению культурных ценностей, обеспечения деятельности за пределами территории РФ ряда федеральных органов и другими, перечислил депутат.

Законопроект устанавливает запрет на деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции (за исключением отмеченных выше случаев), если выручка унитарного предприятия от его деятельности превышает 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.

Отмечается, что это ограничение не применяется к унитарным предприятиям, созданным на основании федерального закона, актов Президента РФ или Правительства РФ, и к унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, унитарным предприятиям со статусом федеральной ядерной организации.

По инициативе сенаторов законопроект дополнен нормами, предусматривающими возможность принятия Правительством РФ по мотивированному представлению главы субъекта РФ решения о создании или сохранении унитарного предприятия, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации либо недопущения угрозы нормальной жизни населения в регионе.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.

Депутаты одобрили законопроект об упразднении унитарных предприятий

Во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект об упразднении организационно-правовой формы унитарных предприятий (ГУП, МУП). Его текст подготовила ФАС во исполнение указа Путина, который был подписан в марте 2018 года.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно проекту закона, все унитарные предприятия должны будут преобразовать в акционерные общества или бюджетные учреждения в течение двух лет. Если собственник такого предприятия не примет меры по реорганизации, ФАС придется обратиться в суд с требованием о его ликвидации.

Несмотря на то, что законопроект предусматривает введение запрета на деятельность ГУП и МУП на конкурентных рынках, предлагается составить список исключений. Изначально в нем фигурировали только предприятия, обеспечивающие оборону и безопасность государства, и субъекты естественных монополий. Теперь же список пополнится предприятиями, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера, а также учреждениями в области культуры, искусства и сохранения культурных ценностей.

Ранее о необходимости ликвидации или реорганизации ГУП и МУП высказывался глава ФАС Игорь Артемьев. Он подчеркивал их неэффективность как формы собственности на конкурентных рынках. По его словам, унитарные предприятия препятствуют развитию конкуренции и способствуют сохранению государственно-монополистических тенденций в экономике. К тому же такие предприятия могут создавать условия для «обхода» конкуренции на закупках, а также вывода собственности, принадлежащей государству.

Читайте так же:  Получение недополученной пенсии умершего пенсионера в украине в 2020 году

Согласно статистике, по состоянию на 1 января 2018 года унитарных предприятий в стране насчитывалось почти 18 500. Их них свыше 15 000 учреждены на уровне местного самоуправления.

Срок ликвидации ГУПов и МУПов могут увеличить

Александр Жуков. ФОТО: ИГОРЬ САМОХВАЛОВ / ПГ

В законопроект о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП) могут внести поправки, которые увеличивают длительность переходного периода до пяти лет. Об этом сообщил первый вице-спикер палаты Александр Жуков по итогам Совета Госдумы.

Ликвидацию унитарных предприятий отложат до 2023 года

«Предполагалось, что завтра Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о ГУПах и МУПах. Его принято решение отложить пока и рассмотреть 10 декабря. Вероятно, будут приняты дополнительные важные поправки, которые увеличивают срок переходного периода, скорее всего, до пяти лет», — сказал он.

Законопроект, принятой Госдумой в первом чтении, предполагает постепенную ликвидацию государственных и муниципальных унитарных предприятий в России. При этом исключение составят только компании в области гособоронзаказа или естественных монополий.

Автором документа выступила Федеральная антимонопольная служба.

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Госдума приняла закон о ликвидации ряда ФГУПов и МУПов

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении правительственный закон о ликвидации федеральных и унитарных муниципальных предприятий (ФГУПы и МУПы).

Разработчиком законопроекта является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), документ был внесен в Госдуму в сентябре 2018 года и к третьему чтению претерпел значительные изменения, уточняет «Интерфакс».

Согласно изначальной версии с 1 января 2019 года должен был быть введен запрет на создание новых ГУПов и МУПов (за рядом исключений), а к 1 января 2021 года действующие на товарных рынках унитарные предприятия должны были быть ликвидированы или реорганизованы. Исключения составляли случаи, когда создание унитарного предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства или если учредителями являются федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны или государственной безопасности.

Нормы, предложенные ФАС, вызвали много вопросов как у депутатов, так и у сенаторов. Документ дорабатывался почти год.

В итоговом законе расширяется перечень унитарных предприятий, которых не коснется реорганизация. Туда включены унитарные предприятия, созданные в целях развития культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей. Не подлежат реорганизации унитарные предприятия в сфере обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, а также предприятия, работающие за пределами территории России. Можно будет создавать новые ФГУПы и МУПы для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, которые работают в сфере обороны, разведывательной деятельности, мобилизационной подготовки, транспортной безопасности, международных отношений, государственной охраны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на воде, войск национальной гвардии, а также организации, обеспечивающие материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти.

Кроме того, в перечень исключений вошло создание ФГУПов и МУПов в области обращения с радиоактивными отходами и деятельности по использованию инфраструктуры морских портов.

Если в регионе произошла чрезвычайная ситуация, то по представлению его руководителя Правительство вправе также создать унитарное предприятие или принять решение о сохранении действующего без ограничения по виду деятельности.

Срок ликвидации переносится с 1 января 2021 года на 1 января 2025 года.

Госдума приняла закон о ликвидации ГУП и МУП

Депутаты Госдумы большинством голосов приняли в третьем чтении поправки в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции».

Законопроект предусматривает запрет на создание унитарных предприятий либо изменение их видов деятельности. Но есть ряд исключений, под который подпадают предприятия культуры и искусства, ГУП и МУП, обеспечивающие жизнедеятельность в районах Крайнего Севера, предприятия, занимающиеся обращением с радиоактивными отходами и обеспечивающие деятельность госорганов за границей. Кроме того, региональные ГУП и МУП смогут сохранить по требованию губернатора, если это будет необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации или недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности. Остальные ГУП и МУП должны будут реорганизоваться или ликвидироваться до января 2025 года, уточнили в Госдуме.

По словам члена думского комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александра Козловского, основная идея законопроекта – сокращение государственного участия в экономике путём упразднения ряда ГУП и МУП.

«Запрет деятельности унитарных предприятий будет действовать только на конкурентных рынках, что позволит избежать ликвидации ГУП и МУП на социально значимых рынках, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты», – пояснил депутат (цитата – сайт Госдумы).

ГУПам и МУПам запретят работать в сферах коммунального ресурсоснабжения

МОСКВА, 24 авг — РИА Новости/Прайм. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям запретят работать в сферах коммунального ресурсоснабжения (тепло- и водоснабжение, водоотведение), следует из утвержденного премьер-министром Дмитрием Медведевым плана мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ на 2018-2020 гг.

План предполагает введение законодательного запрета на создание и осуществление деятельности ГУПов и МУПов в вышеуказанных сферах.

В конце 2017 года правительство заявило о планах сократить долю муниципальных и региональных госпредприятий в отпуске ресурсов для тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Согласно распоряжению Медведева, ГУПы и МУПы в регионах к 2020 году должны снизить долю отпускаемой ими теплоэнергии в общем объеме реализуемого в регионе тепла до 10% по сравнению с 2016 годом. Сокращение может быть поэтапным: в 2019 году доля должна быть снижена до 20%; в 2020 году — до 10%. Аналогичное сокращение доли отпускаемых ресурсов со стороны ГУПов и МУПов коснется сфер водоснабжения и водоотведения.

Читайте так же:  Общественно деловые зоны населенного пункта предназначены в 2020 году

В пользу сокращения количества МУПов и ГУПов в отрасли выступают сразу несколько факторов. Практика показывает, что муниципальные предприятия самые неэффективные на рынке ЖКХ. Они не заинтересованы в получении прибыли, а значит в повышении внутренней эффективности. К тому же на рынке наблюдается избыток тепловой мощности.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть ликвидированы или реорганизованы по решению учредителя в срок до 01.01.2021 года

ФАС России разработан проект федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)», который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.

Как отмечено ФАС России участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечет их монополизацию. Особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе по причине отсутствия эффективного корпоративного контроля (советов директоров с независимыми директорами, систем управления рисками и т.д.), а «гарантированный» спрос на продукцию не способствует повышению производительности труда и инновационному развитию таких предприятий.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающиеся установления запрета создания унитарных предприятий либо изменения их видов деятельности, за исключением случаев когда:

— создание унитарного предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента Российской Федерации или актом Правительства Российской Федерации;

— учредителями являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

— деятельность осуществляется в сферах естественных монополий.

С принятием законопроекта государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 01.01.2021, а в случае непринятия либо неисполнения такого решения – ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Другие новости:

Минэнерго России выпустило приказ об обеспечении надежности электроснабжения в выходные и праздничные дни

В целях обеспечения безопасности электроснабжения потребителей в 2020 году, Минэнерго России традиционно выпустило приказ от 26.11.2019 №1263 «Об обеспечении надежной работы объектов электроэнергетики в выходные и нерабочие праздничные дни в 2020 году». В соответствии с данным приказом

«Дамате» начала поставки яйца с российской фермы «Авиаген»

Группа компаний «Дамате», крупнейший производитель мяса индейки в России, начала поставки инкубационного яйца, произведенного на первом в России комплексе для содержания родительского стада индейки «Авиаген» в Никольском районе Пензенской области. Первая поставка состоялась 11 ноября, ее объем сост

«Дамате» завершила уборочную кампанию в Пензенской области

Группа компаний «Дамате», крупнейший производитель индейки в России, завершила уборочную кампанию в Пензенской области. По итогам 2019 года валовый сбор сельскохозяйственных культур составил 45 тысяч тонн. Средняя урожайность превысила 27,2 центнера с гектара. Кроме того, компания заготовила более

«Дамате» открыла новый комбикормовый завод и элеватор в Пензенской области

Группа компаний «Дамате» в торжественной обстановке открыла новый комбикормовый завод и элеватор. Объекты расположены в городе Нижний Ломов Пензенской области в непосредственной близости от птицеводческих площадок компании. Инвестиции «Дамате» в комбикормовый завод составили 1,7 млрд рублей, в мощн

В Пензаэнерго продолжают развивать интеллектуальную систему учета электроэнергии

В рамках реализации программы развития учета электроэнергии специалисты филиала «Россети Волга» (бренд ПАО «МРСК Волги») — «Пензаэнерго» до конца 2019 года установят 100 пунктов коммерческого учета (ПКУ) электроэнергии на отпаечных линиях 6/10 кВ от крупных питающих центров. В список

Сотрудники ГУП ПО «ОГЭК» приняли участие в субботнике по благоустройству

Во исполнение распоряжения Правительства Пензенской области от 26.09.2019 № 549-рп по организации и проведению с 26 сентября по 26 октября месячника по благоустройству и санитарной очистки вверенных территорий ГУП ПО «ОГЭК». Сотрудниками организации был осуществлен комплекс работ по

«Дамате» ввела в оборот 2400 га залежных земель в Пензенской области

Группа компаний «Дамате», крупнейший в России производитель мяса индейки, ввела в 2019 году в оборот более 2400 га залежных земель. Необходимость увеличения площади земель сельскохозяйственного назначения связана с расширением мощности проекта ГК «Дамате» по производству мяса индейки до 155 тысяч т

Департамент государственного имущества Пензенской области провел проверку проведения мероприятий по санитарной очистке населённых пунктов в Спасском районе Пензенской области

В рамках месячника по благоустройству 28.09.2019 Департамент государственного имущества Пензенской области провел выездную проверку проведения мероприятий по санитарной очистке населённых пунктов в Спасском районе Пензенской области. В рамках посещения населённых пунктов Спасского район

Губернатор Иван Белозерцев и основатель компании Aviagen Дирк Вейсохан открыли в Пензенской области племенную фабрику по производству индейки

Торжественное мероприятие состоялось недалеко от села Карамалы Никольского района в среду, 25 сентября 2019 года. Десять ферм для содержания ремонтного молодняка и родительского стада индейки будут построены «Aviagen Turkeys Rus» на территории пяти сельсоветов Никольского района. Общая

Открытие предприятия по производству яйца индейки в Никольском районе является большим событием, — Иван Белозерцев

В заседании «круглого стола» по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории вышеназванного муниципального образования губернатор принял участие в среду, 25 сентября 2019 года. К обсуждению заявленной темы были приглашены: владелец группы компаний «Aviagen» Дирк Вейсохан,

Губернатор провёл рабочую встречу с владельцем группы компаний «Авиаген»

Вопросы сотрудничества Иван Белозерцев и Дирк Вейсохан обсудили на площадке бизнес-инкубатора в Никольском районе в среду, 25 сентября 2019 года. ООО «Авиаген Торкейз Рус» является дочерним предприятием компании «Aviagen Group» – одной из ведущих компаний на мировом рынке по производств

«Дамате» завершила сев озимой пшеницы в Пензенской области

Группа компаний «Дамате», крупнейший производитель мяса индейки в России, завершила сев озимой пшеницы в хозяйствах Пензенской области. Компания засеяла озимой агрокультурой свыше 5 тысяч гектар посевной площади в Нижнеломовском, Наровчатском, Вадинском, Спасском, Колышлейском и Мокшанском районах.

Андрей Кудинов принял участие в заседании Ассоциации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в области имущественных и земельных отношений

11 сентября в городе Пермь состоялось заседание Ассоциации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа в области имущественных и земельных отношений, в котором принял участие начальник Департамента государственного имущества Пензенской области Андрей

Читайте так же:  Регистрация договора субаренды нежилого помещения в росреестре в 2020 году

Сердобские энергетики завершили капитальный ремонт подстанций Вишневое и Малая Сердоба

Энергетики Сердобского производственного отделения филиала «Россети Волга» (бренд ПАО «МРСК Волги») — «Пензаэнерго» завершили плановые ремонтные работы на оборудовании ПС 110/10 кВ Вишневое и ПС 110 кВ Малая Сердоба. В частности, проведен текущий и капитальный ремонт силовых тра

«Дамате» завершила уборку пшеницы в Пензенской области

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Группа компаний «Дамате», крупнейший российский производитель мяса индейки, завершила уборку озимой и яровой пшеницы в Пензенской области. 31 тысяча тонн пшеницы была собрана в ходе уборочной кампании с площади 11,4 тысячи гектар. Работы были завершены в оптимальные агротехнические сро

Сотрудники ГУП ПО «ОГЭК» приняли участие в открытии 6-го свинокомплекса ПАО «Группа «Черкизово» в Пензенской области.

Заместитель директора по общим вопросам ГУП ПО «ОГЭК» Лыжин Юрий Васильевич и начальник производственно-технического отдела ГУП ПО «ОГЭК» Рашевский Юрий Владимирович приняли участие в открытии в Пензенской области ПАО «Группа «Черкизово» шестого свинокомплекса в присутствии губернатор

«Дамате» начала сев озимых в Пензенской области

Группа компаний «Дамате», крупнейший производитель мяса индейки в России, приступила к осенним полевым работам в Пензенской области. Компании предстоит засеять озимыми агрокультурами более 5,6 тысячи гектар посевной площади в Нижнеломовском, Наровчатском, Вадинском, Спасском, Колышлейском и Мокшанс

«Пензаэнерго» продолжает реконструкцию крупной подстанции 110/35/10 кВ Мокшан

Филиал «Россети Волга» (бренд ПАО «МРСК Волги») — «Пензаэнерго» продолжает реконструкцию крупного центра питания в Мокшанском районе — подстанции (ПС) 110/35/10 кВ Мокшан. К настоящему времени на объекте установлены 2 силовых трансформатора по 16 МВА каждый, смонтированы разъединител

«Дамате» пересмотрела проект завода в сторону увеличения

Группа компаний «Дамате» продолжает строительство завода по глубокой переработке мяса индейки, расположенного в Нижнеломовском районе Пензенской области. Специалисты компании приняли решение об увеличении мощности проекта с ранее заявленных 150 до 214 тонн в сутки за счет добавления автоматизации.

Пензенские энергетики завершили капитальный ремонт подстанции ПС 110/10кВ «Новая»

Филиалом «Россети Волга» (бренд ПАО «МРСК Волги») — «Пензаэнерго» в рамках реализации ремонтной программы 2019 года были выполнены работы по капитальному и текущему ремонту ПС 110/10 кВ «Новая». Первая очередь ПС 110/10 кВ «Новая» была введена в эксплуатацию в 1978 году, вторая

Закон о приватизации МУПов и ГУПов до 2021 года – обзор проекта N554026-7

Государственные и муниципальные предприятия – пережиток советского прошлого, от которого необходимо избавиться. Такова позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – главного «врага» МУПов и ГУПов, инициатора законопроекта об их ликвидации.

По инициативе ФАС и с одобрения Президента РФ Владимира Путина Россию ждет масштабная ликвидация ГУПов и МУПов в 2019 году. Указ президента, однако здесь не причем. В Госдуму внесен законопроект №-554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)». Документ уже принят в первом чтении 11 декабря 2018 года. Текст законопроекта доступен для скачивания ниже по ссылке. Расскажем о нем подробнее.

Предыстория: почему решили ликвидировать госпредприятия

Законопроект №-554026-7 разработан по поручению президента. Инициаторами проект отмечается, что в современных реалиях предприятия, создаваемые государством и не наделенные в отношении передаваемого ему учредителем имущества всем комплексом прав собственника, тормозят развитие соответствующих сфер народного хозяйства, в которых фактически занимают монопольные позиции.

Почему так происходит? Вот отличительные характеристики этой организационно-правовой формы в современных условиях:

  • свое имущество у МУПов и ГУПов отсутствует, его им предоставляет государство или муниципалитет (этим и объясняется разница в названии);
  • нередко им требуется поддержка государства, которая оказывается без контроля антимонопольной службы;
  • финансовую отчетность они не обязаны раскрывать и контроль за расходованием средств осуществлять достаточно проблематично;
  • основные два источника дохода на настоящий момент: субсидии государства и сдача госимущества в аренду.

Вышеперечисленные привилегии позволяют получать преимущественное положение на рынке. Часто частные компании не могут ничего противопоставить госпредприятиям. Таким образом, если в конкретной сфере действует ГУП или МУП, конкуренция в ней будет отсутствовать.

При этом показывать какие-либо достижения или прибыль таким предприятиям невыгодно. Многомиллионные субсидии от государства эффективные и успешные организации не получают, поэтому в их интересах работать в убыток, или хотя бы показывать его официально. Таким образом, они и сами не развивают занятую отрасль и не пускают в нее частные фирмы. Именно таково объяснение инициаторов проекта о ликвидации ГУПов и МУПов.

Предложение законопроекта

Активные противники законопроекта объясняют свою позицию тем, что фактически предлагается принять закон о приватизации государственного и муниципального имущества. В 2019 году это революционная идея, которая совершенно естественно вызвала споры в обществе и неоднозначную реакцию. На самом же деле законопроект не предлагает чрезмерно радикальные меры.

Закон о приватизации МУПов и ГУПов до 2021 года устанавливает не полную их ликвидацию, а скорее преобразование. А вот создание новых госпредприятий запрещается, так же как и их присутствие на конкурентных рынках. То есть, сохраняется возможность деятельности МУПов и ГУПов в сфере естественных монополий, а также и в сфере обороны страны. Также не будут трогать предприятия, которые созданы по спецраспоряжению президента или главы правительства.

Порядок преобразования

Все остальные ГУПи и МУПы обязаны до 2021 года провести инвентаризацию имущества, ведь сейчас многие госпредприятия не могут сказать, сколько у них конкретно имущества, так как оно нередко даже не поставлено на учет. Кроме того, предполагается провести аудиторскую проверку бухбаланса.

Преобразовать их планируется в акционерные общества или бюджетные предприятия, которые предполагают более прозрачную схему отражения доходов и расходов. Бюджетные учреждения регулируются со стороны государства строже, чем ГУПы, они проводят закупки строго по закону.

Реорганизация не предполагает автоматически увольнение всего штата предприятий, руководство будет решать, какие работник потребуются для осуществления деятельности в будущем.

Таким образом, все предприятия, подпадающие под закон, переводятся на рыночные рельсы и частично лишаются поддержки государства. Пока не ясно, каким образом будет происходить реорганизация, в проекте указано только, что необходимо решение учредителя, то есть, государства. Если, например, будет организовываться АО, то непонятно, как будет происходить выпуск акций, удостоверяющих право на часть приватизируемого госимущества. Видимо, будут отдельное Постановление Правительства РФ по этому поводу, либо решение по конкретным предприятиям.

Читайте так же:  Признание частного дома непригодным для проживания порядок в 2020 году

Реакция на законопроект

Закон о ликвидации МУПов и ГУПов с 1 января 2019 года стал широко освещаться в прессе и получил критику не только от широкой общественности, но даже и от Правительства. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко четко выразила общую мысль – в таком виде закон Совфедом одобрен не будет, он нарушает принцип распределения полномочий и предполагает произвольное распоряжение госимуществом.

Уже вынесены на обсуждение поправки, предполагающие продлить срок, выделенный для преобразования, до 2023 года. Также предлагается оставить районам Крайнего Севера возможность выбирать: оставлять ли госпредприятия в ключевых сферах, где они необходимы по мнению руководства этих субъектов РФ.

Вызывает большие вопросы как у граждан, так и у экспертов ликвидация МУПов и ГУПов в сфере ЖКХ. Традиционно считалось, что эта сфера нуждается в госконтроле. Например, жители крупных городов не представляют приватизации метрополитена, и таких примеров масса.

На данный момент идет сбор поправок ко второму чтению законопроекта.

Ознакомиться с письмом Правительства РФ к законопроекту можно здесь

Скачать текст проекта закона о ликвидации МУПов и ГУПов можно здесь

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Ликвидация унитарных предприятий: сроки будут продлены, имущество пройдет ревизию

Механизмы ликвидации МУПов и ГУПов обсудили участники круглого стола в ОП РФ

Как повлияет ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий на развитие экономики? Будет ли она способствовать развитию конкуренции на локальных рынках? Получат ли граждане социальные услуги, если закроют МУПы в их городе?

На эти и другие вопросы попытались ответить участники состоявшейся в ОП РФ общественной экспертизы проекта Федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».

Модератор встречи председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов обратил внимание на то, что данный законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, вносит серьезные изменения, во-первых, в порядок обеспечения россиян услугами первой необходимости, а во-вторых, — в работу органов власти, прежде всего на региональном и местном уровне.

«Проект федерального закона опирается на поручения Президента и национальный план развития конкуренции в РФ на 2018–2020 годы. Суть поручений — сократить долю хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках, учреждаемых и контролируемых государством, среди общего их количества. Подчеркну: речь идет об ограничении количества, а не о полной ликвидации. Как реализовать это на практике, мы и должны сегодня обсудить», — сообщил Максимов.

Член ОП РФ рассказал, что в документе прописан запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий. Существующие же ГУПы и МУПы необходимо реорганизовать в другие правовые формы до 1 января 2021 года, за исключением тех, которые работают в сфере обеспечения обороны и безопасности страны либо осуществляют деятельность в сферах естественных монополий.

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский напомнил о предыстории создания рассматриваемого законопроекта: «В силу своих полномочий Федеральная антимонопольная служба РФ ежегодно проводит оценку состояния конкуренции на товарных рынках в России. Последние годы есть тенденция, которая беспокоила ФАС и с которой мы неоднократно обращались в правительство, — существенное увеличение госсектора в экономике. Это сужает частный сектор, что негативно отражается на уровне состояния конкуренции на территории страны».

По мнению замглавы ФАС, функционирование унитарных предприятий на конкурентном рынке на уровне субъекта РФ ведет к тому, что этот рынок вскоре становится монопольным. Если нишу занимает государство, то частный бизнес не может конкурировать на равных с унитарным предприятием.

«Правовая форма “унитарное предприятие” предполагает отсутствие своего имущества, используется государственное или муниципальное имущество. Унитарные предприятия получают государственную поддержку без антимонопольного контроля, их финансовая отчетность закрыта, и узнать, куда потрачены деньги, практически невозможно. Таким образом, создаются неравные условия деятельности на рынке, это не позволяет развиваться конкуренции», — сказал Сергей Пузыревский.

По данным ФАС на сегодняшний день в Российской Федерации действует около 18 тысяч унитарных предприятий, из них 15 тысяч — это МУПы, 2,5 тысячи — предприятия субъектов РФ и около одной тысячи — ГУПы.

Сергей Пузыревский рассказал, что основной вид деятельности унитарных предприятий — это сдача имущества в аренду. Другой источник дохода для таких организаций — получение субсидий от государства: «Для унитарных предприятий существует мотивация показать убытки, чтобы получить субсидию, сама экономика их к этому подстегивает. Если рентабельность положительная, то в субсидии отказывают».

Замглавы ФАС напомнил, что министр финансов Антон Силуанов в свое время давал поручение оценить, сколько будет стоить перевод унитарных предприятий в другие правовые формы. Выяснилось, что сами эти организации не знают, сколько у них имущества, потому что оно не поставлено на учет.

«То есть они сдают госимущество, но сами не знают, сколько его у них. Даже если этот закон будет принят и просто пройдет ревизия имущества, государство получит информацию о таком объеме имущества, которое мы себе не представляем, а это доходная часть бюджетов регионов и муниципалитетов. Сам факт постановки на учет будет обелением этой сферы, которая пока находится в серой зоне», — отметил Сергей Пузыревский.

Он также сообщил, что на сегодняшний день подготовлены поправки в законопроект, согласно которым срок ликвидации унитарных предприятий увеличен до 1 января 2023 года. Также северные и приравненные к ним территории могут не ликвидировать унитарные предприятия, если считают их деятельность необходимой населению.

Андрей Максимов отметил, что многие вопросы по содержанию законопроекта снимаются поправками, которые подготовило ведомство.

«Нам отрадно, что ФАС разделяет опасения экспертов и учитывает все многообразие условий жизни в разных муниципальных образованиях. Мы поддерживаем идею о том, что государство может оказывать услуги на коммерческой основе там, где нет предпринимательской или социально-предпринимательской активности. Позитивно оцениваем то, что срок постепенной ликвидации продлен и есть возможность сохранить МУПы на отдаленных территориях, там, где это актуально», — заявил общественник.

Проведенный среди региональных ОП опрос показал, что в сельских поселениях некоторые услуги невозможно оказать за счет частного бизнеса, рассказал Максимов. Например, в отдаленных районах аптеки только государственные, и бизнес туда не идет.

Читайте так же:  Согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в 2020 году

По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимира Винницкого, такие сферы, как энергетика, транспорт и алкоголь, должны полностью регулироваться государством. Общественник предложил разработать механизм общественного контроля за деятельностью тех унитарных предприятий, которые решено будет оставить.

Ликвидация МУП — причины, порядок, последствия

В 2019 г. вступили в силу изменения и дополнения, касающиеся ликвидации МУП, в действующий Федеральный закон №161-Ф3.

Какие законы регулируют

Деятельность предприятия подобного рода регулируется Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Процесс осуществления ликвидации изложен в статье 35 ФЗ.

В 2019 г. Госдумой был одобрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)». Хотя закон и не создан прямым указом Президента РФ, но разработан по его поручению.

Поступило предложение продлить до 2023 г. период трансформации МУП в другие виды собственности, а также расширить список предприятий, не попадающих под необходимость реорганизации.

Причины ликвидации

Поводами к закрытию организаций являются:

  • инициатива собственника;
  • судебное решение.

Постановление о закрытии МУП выдается администрацией округа и подписывается главой местного государственного органа управления. Затем его выносят на обсуждение совету депутатов.

Учредитель организации может принять подобное решение по причине:

  • отсутствия вовлеченности в работу МУП;
  • убыточности или нерентабельности;
  • выполнения поставленных задач.

Ликвидация по инициативе суда осуществляется в связи с:

  • учреждением компании, осуществленном с большими и непоправимыми нарушениями законодательства;
  • отсутствием лицензии или разрешения;
  • нарушением правовых актов;
  • противозаконной деятельностью.

Виды и особенности

Закрытие предприятий подобного типа бывает нескольких видов и обладает своими особенностями.

Добровольная ликвидация

Осуществляется по желанию собственника и состоит из следующих этапов:

  • создания ликвидационной комиссии;
  • обсуждения временных рамок и порядка проведения закрытия;
  • установления порядка уведомления кредиторов об окончании деятельности;
  • подачи информации в регистрационный орган.

Те, кто входит в ликвидационную комиссию, выбираются собственником. Среди них избирается председатель, и все дела предприятия с этого момента находятся под управлением комиссии.

Сообщение об остановке работы МУП комиссия должна подать в Единый государственный реестр юридических лиц в течение 3 дней, как указано в статье 20 Федерального закона 129-ФЗ. Заявка оформляется по форме Р15001 и содержит решение собственника о закрытии компании и информацию о комиссии.

Кроме этого, необходима публикация в «Вестнике государственной регистрации». В нем печатается новость о ликвидации, дата принятия постановления, данные о том, кто его вынес, юридические реквизиты организации. Там же указывается период, в который у кредиторов есть возможность предъявить претензии.

После этого ФНС проводит проверку, а компания обязана предоставить заявление о государственной регистрации по форме Р16001, квитанцию об уплате государственной пошлины и информацию о балансе предприятия.

Принудительная ликвидация

Происходит по решению суда или госорганов. В судебном порядке определяется промежуток времени, за который собственник организации обязан исполнить постановление суда. Если этого не происходит, соответствующим органом назначается ликвидатор, который осуществляет действия по закрытию предприятия.

Признание банкротства

Осуществляется, если владелец предприятия признает себя банкротом, или же компания не в состоянии сделать выплаты по обязательствам в трехмесячный период.

У Арбитражного суда есть право сместить руководителя организации с занимаемой должности, введя внешнее управление. К управляющему переходят полномочия собственника и активы организации.

Если владелец компании добровольно признает себя банкротом, обращаться в суд не требуется. Однако необходимо согласие кредиторов, чьи претензии предприятие должно удовлетворить в двухмесячный срок с момента публикации о добровольной ликвидации в «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ».

Реорганизация предприятия

Этот способ используется в случае наличия у МУП долговых обязательств, возникших в результате договоров с третьими лицами по поводу источников финансирования.

В таком случае причинами возникновения задолженности могут выступать:

  • финансовые затруднения и проблемы в сфере хозяйствования;
  • обстоятельства непреодолимой силы, форс-мажор;
  • отношения между сотрудниками;
  • административные затруднения и проблемы с законодательством.

Реорганизация бывает следующих видов:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

Для слияния и присоединения необходим единый собственник, все права и обязательства прежних МУП передаются новообразованному. Правопреемнику также передаются долговые обязательства.

Порядок проведения процедуры

Существует пошаговая инструкция проведения закрытия муниципального предприятия.

При добровольной ликвидации следует:

  1. Созвать комиссию или назначить одного ликвидатора, право распоряжаться предприятием отдается комиссии или уполномоченному.
  2. Сообщить о решении в ФНС и госслужбы.
  3. Дать объявление о закрытии в СМИ.
  4. Не позднее чем за 2 месяца до запланированного закрытия сообщить работникам организации о ликвидации.
  5. Поставить в известность кредиторов.
  6. По прошествии 2 месяцев после сообщения кредиторам разработать промежуточный баланс с учетом задолженностей на основе предъявленных претензий.
  7. В случае нехватки средств для погашения долгов продать имущество с аукциона.
  8. Сформировать ликвидационный баланс после погашения задолженностей.
  9. Исключить организацию из реестра юридических лиц.
  10. Передать документы в архив, уничтожить печати.

Кроме этого, существует перечень документов, которые комиссия должна предоставить в регистрационный орган:

  • заключение владельца организации о начале процесса ликвидации;
  • сведения о составе комиссии, созванной для остановки деятельности предприятия;
  • документ о прохождении регистрации, заполненный по форме Р16001;
  • промежуточный баланс организации;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

У унитарных предприятий нет права собственности на имущество, которым распоряжается организация, также они являются неделимыми, после закрытия их нельзя разделить между сотрудниками организации.

При банкротстве сначала вводится режим наблюдения и организуется временное управление, которое занимается анализом задолженностей для удовлетворения претензий кредиторов и продажей имущества. Если организация произвела все действия в рамках закона, требования кредиторов признаются закрытыми по причине недостаточности средств.

Еще одна особенность ликвидации МУП состоит в том, что руководитель предприятия не является собственником и не может принимать решение об остановке деятельности предприятия. Он может лишь сообщить собственнику о том, что предприятие несостоятельно.

Последствия закрытия МУП

Процесс закрытия предприятия считается завершенным лишь тогда, когда в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об окончании процесса ликвидации.

Если во время процедуры комиссией были нарушены законодательные нормы, ликвидация считается незаконной даже после внесения информации в реестр.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так же можете оставить свой отзыв ниже в комментариях или задать вопрос бесплатному юристу по банкротству или поделится информацией с друзьями в соцсетях.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here