Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году

Самое важное в статье: "Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Чиновников могут начать наказывать за незаконное обогащение

Разработаны меры по предотвращению коррупционных нарушений со стороны отдельных категорий лиц, замещающих важные государственные должности. Пакет соответствующих законопроектов 1 внесен в Госдуму группой депутатов.

В частности, предлагается установить уголовную ответственность за незаконное обогащение – превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов на сумму более 5 млн руб. Такое деяние планируется наказывать штрафом в размере до пятикратной суммы незаконного обогащения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере не менее половины суммы незаконного обогащения.

Более строгие санкции предусмотрены за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Согласно инициируемым поправкам, за указанные преступления, совершенные в крупном размере (незаконное обогащение на сумму более 10 млн руб.), следует наказывать лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет со штрафом в размере двукратной суммы незаконного обогащения. А за незаконное обогащение в особо крупном размере (более 20 млн руб.) – лишением свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом в размере пятикратной суммы незаконного обогащения.

Оговаривается, что если действия по незаконному обогащению не содержат уголовно наказуемого деяния, то применяется административное наказание в виде дисквалификации на срок от двух до трех лет.

Кроме того, законопроектами корректируются отдельные нормы законодательства о борьбе с коррупцией, включая:

  • введение обязанности для должностных лиц по предоставлению сведений работодателю о доходах и расходах своих совершеннолетних детей;
  • установление конкретных видов имущества, в отношении которых необходимо представлять соответствующие сведения (например, объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, акции, деньги, иностранная валюта, иное имущество стоимостью более 500 МРОТ);
  • введение обязанности в отношении бывших должностных лиц по предоставлению в отношении бывшего представителя нанимателя сведений о своих доходах и расходах в течение последующих трех лет после увольнения с должности;
  • закрепление права Генерального Прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров инициировать проверку сведений о доходах и расходах должностных лиц;
  • установление для должностных лиц запрета на осуществление на постоянной и безвозмездной основе фактического пользования земельными участками, другими объектами недвижимости, транспортными средствами, иным имуществом стоимостью более 500 МРОТ, принадлежащим другим гражданам или юрлицам.

В УК РФ могут ввести статью о незаконном обогащении

blinow61 / Depositphotos.com

В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на системное противодействие коррупции. Их авторами выступила группа депутатов нижней палаты парламента во главе с Сергеем Мироновым.

Парламентарии предлагают включить в Уголовный кодекс статью о незаконном обогащении – значительном превышении (на сумму более 5 млн руб.) стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. За такое деяние планируется наказывать штрафом в размере до пятикратной суммы незаконного обогащения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от года до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере не менее половины суммы незаконного обогащения.

Повышенная ответственность предусмотрена для случаев, если незаконное обогащение совершено лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, главой органа местного самоуправления, а также если обогащение совершено в крупном (превышение стоимости активов над размером законных доходов на сумму более 10 млн руб.) или особо крупном (превышение на сумму более 20 млн руб.) размерах.

В случае одобрения инициативы 1 в примечании к новой статье будут расшифрованы понятия активов (к ним отнесены объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, иное имущество, принадлежащее должностному лицу или используемое им, а также обязательства имущественного характера) и законных доходов (под ними понимаются доходы, сведения о которых в соответствии с законодательством РФ представляются должностным лицом или претендентом на должность представителю нанимателя). Также будет очерчен круг должностных лиц, которым может быть вменено совершение рассматриваемого преступления. Таковыми признаются лица, обязанные в соответствии с законодательством РФ представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом вторым законопроектом 2 может быть введена административная ответственность за превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Депутаты считают, что достаточным наказанием за такое нарушение станет дисквалификация на срок от двух до трех лет. Также документом устанавливаются:

  • обязанность должностных лиц по предоставлению сведений представителю нанимателя (работодателю) о доходах и расходах своих совершеннолетних детей, обязанность бывших должностных лиц по предоставлению сведений о своих доходах и расходах в течение последующих трех лет после увольнения с должности;
  • конкретные виды имущества, в отношении которых необходимо представлять соответствующие сведения (к ним отнесены объекты недвижимости (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные объекты недвижимости), транспортные средства, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), денежные средства (в наличной и безналичной форме), иностранная валюта, а также иное имущество, стоимость которого превышает 500 МРОТ);
  • запрет на осуществление должностными лицами на постоянной и безвозмездной основе фактического пользования (в отсутствие договора или иного правового основания) земельными участками, другими объектами недвижимости, транспортными средствами, иным принадлежащим физическим или юридическим лицам имуществом, если его стоимость превышает 500 МРОТ;
  • право Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров инициировать проверку сведений о доходах и расходах должностных лиц.
Читайте так же:  Правила предоставления отпуска без сохранения заработной платы в 2020 году

Депутаты предлагают давать чиновникам до 7 лет тюрьмы за «незаконное обогащение»

Группа депутатов «Справедливой России», включая главу партии Сергея Миронова, внесла в Госдуму внесен законопроект, вводящий в УК понятие «незаконное обогащение». Документ размещен на сайте нижней палаты парламента.

Согласно проекту закона, максимальное наказание за него составит до 7 лет лишения свободы со штрафом в размере пятикратной суммы незаконного обогащения. В пояснительной записке сказано, что в качестве основы предлагаемых изменений, в первую очередь, предусматривается распространение юрисдикции РФ в отношении деяния, предусмотренного ст. 20 Конвенции ООН против коррупции («незаконное обогащение»), а также включение в УК нового состава преступления — «Незаконное обогащение» (ст. 290.1). Им будет считаться значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Отмечается, что ст. 290.1 предполагает дифференциацию и наличие специальных составов, в зависимости от должности лица и от объема незаконного обогащения.

Кроме того, законопроект обяжет должностных лиц предоставлять работодателю сведения о доходах и расходах своих совершеннолетних детей и установит конкретных виды имущества, в отношении которых необходимо представлять сведения. Причем, экс-чиновники должны будут отчитываться нанимателю о доходах в течение трех лет после увольнения.

Также документ предлагает закрепить за генпрокурором и его подчиненными право инициировать проверку сведений о доходах и расходах должностных лиц и запретить чиновникам безвозмездно пользоваться чужим имуществом, стоимость которого превышает 500 МРОТ (3,75 млн руб. по данным на сегодняшний день — прим. ред.).

В Госдуму был также внесен законопроект, ужесточающий наказание за коррупционные преступления. Авторы, все та же группа депутатов, указывают, что ситуации, когда за «простое хищение» привлекают к реальному сроку, а за совершение более серьезного должностного преступления назначается условный срок, это умаляет авторитет публичной власти. Они предлагают запретить наказывать условным сроком за злоупотребление полномочиями в коммерческих и иных организациях, коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений, взятку, служебный подлог и другие правонарушения.

«Справедливая Россия» предложила ввести в Уголовный кодекс статью о незаконном обогащении

Фото: ПГ / Владимир Афанасьев

В Госдуму внесли пакет законопроектов, предлагающий ввести в Уголовный кодекс новый состав преступления — незаконное обогащение. Документы есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Авторами инициатив выступили депутаты от «Справедливой России» во главе с лидером партии Сергеем Мироновым. «Законопроекты направлены на создание дополнительных механизмов, направленных на устранение возможности реализации коррупции для отдельных категорий лиц, замещающих важные с точки зрения интересов государства должности», — говорится в пояснении к документам.

В УК РФ предлагается ввести новый состав преступления — «Незаконное обогащение», то есть значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Предполагается также дифференциация и наличие специальных составов в зависимости от должности и объёма незаконного обогащения.

«Справедливая Россия» предложила следить за расходами чиновников после их увольнения

Так, по общей части статьи наказывать предлагается штрафом до пятикратной суммы незаконного обогащения с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок 1-3 года, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом, составляющим не менее половины суммы незаконного обогащения.

Если преступление совершил чиновник федерального, регионального или местного уровня, штраф составит до 10-кратной суммы незаконного обогащения, а лишать свободы предлагается на срок до трёх лет. Преступление, совершенное в особо крупном размере, предлагается наказывать лишением свободы на 5-7 лет со штрафом в размере пятикратной суммы незаконного обогащения.

При этом законными доходами предлагается считать доходы, сведения о которых в соответствии с законодательством представляются должностным лицом работодателю. В то же время значительным признаётся превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов на сумму более 5 миллионов рублей. Незаконным обогащением в крупном размере признаётся превышение стоимости активов чиновника над размером законных доходов больше, чем на 10 миллионов рублей, а в особо крупном размере — более 20 миллионов рублей.

Документом также вводятся отдельные нормы законодательства о борьбе с коррупцией.

В частности, чиновников предлагается обязать предоставлять сведения о доходах и расходах совершеннолетних детей; устанавливаются конкретные виды имущества, в отношении которых необходимо представлять соответствующие сведения — недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, акции, деньги, а также иное имущество, стоимость которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.

За генеральным прокурором России и подчинёнными ему прокурорами закрепляется право инициировать проверку сведений о доходах и расходах должностных лиц. Бывших чиновников предложено обязать сообщать экс-работодателю о доходах и расходах в течение трёх лет после увольнения.

Какие изменения ждут водителей

Также вводится запрет для чиновников на фактическое пользование (в отсутствие договора или иного правового основания) земельными участками, другой недвижимостью, транспортными средствами, прочим имуществом, стоимость которого превышает 500 МРОТ, принадлежащим другим физическим или юридическим лицам. Кроме того, предложено ввести более мягкий вид ответственности для должностных лиц, совершивших нарушения предложенных норм, не содержащих в себе уголовно наказуемого деяния. Для этого в КоАП вводится статья «Превышение стоимости активов должностного лица над размером его доходов», по ней наказание представляет дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет.

Сопутствующие изменения предлагается внести также в закон о противодействии коррупции и закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции.

Кабмин эти инициативы не поддерживает. В отзыве правительства говорится, что проект не учитывает, что Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» уже установлены правовые и организационные основы контроля за соответствием расходов чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей.

Кроме того, указывают в кабмине, незаконное обогащение не может быть основанием уголовной ответственности, поскольку является результатом преступных действий (бездействия), ответственность за которые уже предусмотрена статьями Особенной части УК.

Госдума отказалась вводить в УК понятие «незаконное обогащение»

Государственная Дума в первом чтении отклонила законопроект, вводящий в Уголовный кодекс понятие «незаконное обогащение».

Законопроект предусматривал включение в УК нового состава преступления — «Незаконное обогащение» (ст. 290.1). Им, по задумке авторов, должно считаться значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Новелла предполагала дифференциацию и наличие специальных составов, в зависимости от должности лица и от объема незаконного обогащения. Депутаты предлагали признавать «значительным» превышение стоимости активов должностного лица над размером законных доходов на сумму более 5 млн руб.

Читайте так же:  Срок действия договора безвозмездного пользования нежилым помещением в 2020 году

Максимальное наказание, предусмотренное этой статьей — лишение свободы до семи лет со штрафом в размере пятикратной суммы незаконного обогащения.

Законопроект также предусматривал обязанность должностных лиц предоставлять работодателю сведения о доходах и расходах своих совершеннолетних детей и устанавливал конкретные виды имущества, в отношении которых необходимо представлять сведения. При этом предполагалось, что отчитываться нанимателю о доходах нужно будет в течение трех лет после увольнения.

Отклонить инициативу рекомендовал комитет Госдумы по госстроительству и законодательству, который указал, что диспозиция ст. 290.1 «не содержит достаточных характеристик деяния, поскольку превышение стоимости активов над размером законных доходов даже для лиц, к которым в силу их правового статуса предъявляются специальные требования, не может однозначно свидетельствовать о преступном происхождении всех активов».

Незаконное обогащение

Незаконное обогащение подразумевает приобретение должностным, публичным лицом имущества на денежные средства, полученные в результате нарушения действующего законодательства, происхождение которых он не может объяснить, а также приобретение прав на ценности, принадлежащие кому-либо. Преступное деяние совершается по отношению к физлицу, юридическому лицу и государственному органу.

Наказание за незаконное обогащение (ст. 159, ст. 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации)

Чиновники, у которых были обнаружены активы, в разы превышающие их реальные доходы, подлежат уголовной ответственности. Незаконное обогащение УК РФ ст. 159 гласит, что мошенничество, связанное с хищением чужого движимого, недвижимого имущества либо же его приобретением обманным путем, в результате злоупотребления доверием и введения человека в заблуждение, карается штрафом:

  • он может составлять до ста двадцати тысяч рублей;
  • быть в размере зарплаты осужденного либо его дохода. Берется период до одного года.

Также наказание возможно в виде обязательных работ. Их срок составит до 360-ти часов. Суд может назначить:

  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы до двух лет.

Также может быть вынесен вердикт об ограничении свободы на период до двух лет, об аресте на срок до четырех месяцев. По решению судебной инстанции преступник может попасть за решетку на период до двух лет.

Незаконное обогащение, согласно части 3, статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации предполагает использование должностных полномочий. Данные мошеннические действия трактуются как преступное деяние в особо крупных размерах и представляют особую опасность для общества.

Статья 285 УК РФ «Незаконное обогащение» направлена на борьбу со злоупотреблением должностными полномочиями, против коррупции. Деяния, связанные с вымогательством лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой, иной организации или должностным лицом, взятки, карается законом.

Почему необходима помощь компетентного юриста?

Обычному человеку очень сложно защитить себя от незаконных действий чиновника, доказать его преступную деятельность, поскольку за его спиной находится административный ресурс. В данном случае никак не обойтись без помощи высококвалифицированного юриста.

Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году

Госдума отклонила законопроект об уголовном наказании должностных лиц за незаконное обогащение.

Беззаконно и безнаказанно

Как сообщает «Росбалт», под незаконным обогащением предлагалось понимать приобретение должностным лицом имущества, стоимость которого значительно превосходит его законные доходы и происхождение которого он не может объяснить разумным образом. В случае принятия закона, коррупционеров предлагалось сажать в тюрьму на срок до 5 лет с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.

В законопроекте также содержатся нормы, устанавливающие крупный и особо крупный размер незаконного обогащения. Так, под крупным размером предлагалось установить сумму активов в размере не менее 1 млн рублей, а под особо крупным — более 1 млн рублей.

Введение уголовного наказания за незаконное обогащение согласуется со ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. Однако в Госдуме заявили, что эта статья не включена в перечень статей, в отношении которых Россия обладает юрисдикцией.

Кроме того, предлагаемая норма противоречит Конституции и принципам УПК в той части, что «подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения», заявили в Госдуме.

Фотогалерея

Читайте также:

Правила комментирования

В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте. Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время редакция ИА «Хакасия» не приветствует призывы к свержению власти, агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Содержание комментариев к опубликованным материалам является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:

1. Оскорбления религиозного, национального, политического, рекламного и иного характера;

2. Ссылки на источники информации, не имеющие отношения к обсуждаемой теме.

Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

При несоблюдении перечисленных требований авторы комментариев будут забанены.

Если ваше поведение, по мнению модераторов, будет вносить излишнюю нервозность в беседу, вам будет вынесено предупреждение. Словесная перепалка с модератором также чревата баном.

Для защиты от спама и попыток распространения запрещенных законодательством РФ материалов комментарии ко всем новостным заметкам автоматически отключаются спустя один месяц после публикации новости.

В Госдуме предложили уголовные сроки за незаконное обогащение чиновников

Сегодня, 19 июля, депутаты фракции «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым внесли в Госдуму проект поправок в УК и УПК. Законопроект предусматривает новый уголовный состав для должностных лиц – «незаконное обогащение».

Под незаконным обогащением авторы документа предлагают понимать значительное, на сумму свыше 5 млн руб., превышение стоимости активов над величиной законных доходов. За это проект статьи предусматривает лишение свободы до двух лет со штрафом в размере не менее половины суммы обогащения либо штраф в размере до пятикратного с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Для нарушителей-чиновников федерального, регионального или местного уровня депутаты предлагают увеличить максимальный срок лишения свободы до трех лет со штрафом не менее 2/3 суммы обогащения.

Видео удалено.
Читайте так же:  Организационно правовые формы существования некоммерческих организаций в 2020 году
Видео (кликните для воспроизведения).

Также законопроект вводит понятия незаконного обогащения в крупном размере – превышение на сумму более 10 млн руб. и в особо крупном – более 20 млн руб. В первом случае предлагается наказывать лишением свободы до пяти лет, во втором – до семи со штрафом в размере пятикратной суммы обогащения.

Правительство дало отрицательный отзыв на инициативу депутатов, отметив, что необходимые меры контроля за расходами должностных лиц уже предусмотрены соответствующим законом. Также кабмин обратил внимание на то, что ответственность за предлагаемый состав уже предусмотрена другими специальными нормами УК.

В 2017 году «Справедливая Россия» внесла в Госдуму аналогичный законопроект, который, как сообщил Сергей Миронов для «Парламентской газеты», охватывал все аспекты борьбы с коррупцией. Тем не менее нижняя палата парламента его отклонила.

Почему завернули законопроект о незаконном обогащении?

Авторы законопроекта предлагали из проступка превратить это в преступление с наказанием от 5 до 7 лет. Точка отсчёта — 5 млн рублей, происхождение которых чиновник не может доказать.

Дмитрий Журавлёв, гендиректор Института региональных проблем:

— Предложение разумное, хотя с суммой 5 млн я бы поспорил. У нас большинство госслужащих в регионах таких денег в глаза не видели. Но это не значит, что все они невиновны. А если у начальника какого-то управления найдут «неучтённые» 4,5 млн? Может быть свободен? Другая идея — декларировать не только квартиры и машины, но и драгоценности, антиквариат, живопись — на мой взгляд, популистская. Да, у того же Хорошавина нашли коллекцию дорогих часов, ручек. Но неужели он стал бы их декларировать?! Это мелочь, которую легко спрятать, в отличие от виллы или авто. А вот собирать декларации о доходах совершеннолетних детей чиновников, что также предлагалось, вполне возможно. Легальные доходы и расходы скрывать смысла нет, а непрозрачные доходы вызовут вопросы, в том числе и о причастности к ним родителей.

Почему же отклонили законопроект? Мол, в нём не прописано, за какой срок чиновник обязан отчитаться об источниках доходов; обвиняемым придётся доказывать свою невиновность, что противоречит Конституции. Но сроки можно было уточнить уже во 2-м чтении, а что касается презумпции невиновности, то законом чётко определено: госслужащий кроме зарплаты может получать вознаграждение за преподавательскую деятельность и гонорары за публикации. И всё! «Консультации», откаты, взятки там не числятся. Есть факты, требующие расследования, — значит, надо разбираться в источниках доходов. В Европе, между прочим, если есть сомнение в законности доходов, то это трактуется как обвинение. Во Франции был случай, когда министр сдал самому себе в аренду квартиру — его тут же уволили!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году

Мировой опыт борьбы с незаконным обогащением

Определение и степени ответственности

Первоначально незаконное обогащение рассматривалось, как одно из косвенных доказательств коррупции. Затем многие страны ввели уголовное наказание за незаконное обогащение в той или иной форме. В Аргентине еще в 1964 году был принят закон , согласно которому преступлением стало «обладание ресурсами, происхождение которых должностное лицо не может объяснить». Виновному грозит до шести лет лишения свободы, штраф, равный полной стоимости признанных незаконными активов и пожизненный запрет на госслужбу.

Можно выделить три степени реализации ответственности за незаконное обогащение в разных странах:

1. Признание незаконного обогащения как самостоятельного уголовного преступления. Для привлечения к ответственности следователям достаточно доказать отсутствие законных источников доходов для покупки имеющихся активы. Такая норма распространена в странах Южной Америки, Африки и Азии, но действует и в Европе (Литва).
2. Незаконное обогащение рассматривается только в связке с другим преступлением, которое должно быть доказано. При этом не нужно доказывать, что имущество, происхождение которого подозреваемый не может объяснить, было приобретено на средства, полученные в результате совершения преступления. Такие активы признаются приобретенными незаконно, и могут быть конфискованы, а владельцев активов осудят за незаконное обогащение.
3. Наличие активов, которые не соответствуют легальным доходам подозреваемого в коррупции, используется как косвенное доказательство преступления или как основание для возбуждения уголовного дела по коррупционному или иному преступлению.

Среди стран, которые выбрали самую жесткую реализацию наказания незаконного обогащения можно выделить Гонконг. Здесь в 70-х годах приняли антикоррупционные законы, в которых была предусмотрена уголовная ответственность для чиновника, если он не сможет объяснить суду, почему его уровень жизни и стоимость активов не соответствует официальному доходу.

Когда эти меры был приняты, Гонконг был одной из самых коррумпированых стран в мире: пожарная бригада не приступала к тушению горящего дома, пока жильцы не платили взятку, а в каждом полицейском участке был специальный сотрудник, который занимался распределением полученных взяток по всем уровням полицейского ведомства. Статья о незаконном обогащении широко использовалась только в начале этого пути. По мере того, как начали функционировать другие механизмы борьбы с коррупции, например, строгое декларирование доходов и готовность граждан сообщать о вымогательстве взяток, она стала применяться все реже и с середины 90-х годов почти не используется. Однако, по мнению официальных лиц, эта статья стала и является до сих пор важным фактором предотвращения коррупционных преступлений. Сейчас Гонгконг занимает 15-ое место в рейтинге восприятия коррупции, опережая Францию и немного проигрывая Великобритании.

Бельгия и Литва

В Европе коррупция не достигала таких размеров как в Гонкоге, поэтому там столь жесткие меры не применялись. В большинстве стран удавалось обходиться своевременным преследованием за общепринятые преступления (взятки, злоупотребление полномочиями). Однако в ряде стран ввели свои варианты наказания за незаконное обогащение. В Бельгии предусмотрена уголовная ответственность за несоответствие стоимости имущества декларируемым доходам. В Литве в 2010 году внесли новую статью (189-1) в уголовный кодекс, которая фактически вводит наказание за незаконное обогащение. Любой гражданин, который владеет активами дороже 500 минимальных прожиточных минимумов (около 65 000 литов или $24 тыс.), зная что они не могли быть приобретены на законные доходы, может получить большой штраф и до 4 лет лишения свободы. Отдельно стоит отметить, что статья распространяется не только на чиновников. Осенью этого года литовский суд приговорил студентку, которая не смогла объяснить происхождение средств на квартиру, к штрафу и обязал ее вернуть в казну стоимость недвижимости (около 100 000 евро). По утверждению следователей, купить жилье девушке помог ее отец, связанный с торговлей наркотиками.

Читайте так же:  Получить решение апелляционной инстанции по гражданскому делу в 2020 году

Примером страны, где незаконное обогащение не является полностью самостоятельным нарушением, но существует в связке с другими преступлениями является Франция. Там реализована следующая схема ответственности: если человек не может объяснить происхождение активов, то предполагается, что средства получены незаконным путем и подозреваемый об этом знает. На основании этого преположения прокуратуре не нужно доказывать финансовую связь между активами и совершенным преступлением. В итоге человек может быть привлечен к ответственности за незаконное обогащение. Такая схема работает если преступление было совершено другим человеком, например, родственником подозреваемого: чиновник будет наказан за коррупцию, а его теща за незаконное обогащение, поскольку не смогла объяснить происхождение активов.

Финляндия, Испания, Польша и США

В большинстве западных стран прямого наказания за незаконное обогащение нет. Это связано с тем, что уровень коррупции достаточно низкий, а правоохранительные органы эффективно работают по другим коррупционными преступлениям (взятки, использование служебного положения, растрата). При этом введен строгий строгий порядок декларирования, а специальные службы, СМИ и общественные организации следят за достоверностью сведений. Например, в Польше министр транспорта ушел в отставку за отсутствие в декларации часов стоимостью около $5,5 тыс. Экс-чиновнику предъвили официальное обвинение, по которому ему грозит до трех лет тюрьмы.

В США нет прямого наказания за незаконное обогащение, однако в соответствии с Законом об Этике для Государственных Служащих, принятом в 1978 году, чиновники законодательной, исполнительной и судебной власти обязаны подавать ежегодные отчеты о своем финансовом состоянии. Намеренное внесение недостоверных данных является уголовным преступлением и наказывается штрафом и тюремным заключением до пяти лет. Также отчеты могут быть использованы как косвенные доказательства незаконного обогащения в уголовном деле о коррупции и служить основанием для конфискации незадекларированных активов.

Уголовное наказание за «незаконное обогащение» не является чем-то уникальным, оно есть во многих странах мира, поэтому Россия вполне может перенять этот опыт.

Государствам с высоким уровнем коррупции нужны более жесткие меры по контролю за активами чиновников, чем западноевропейским странам с отлаженной работой правоохранительных органов. Одной из таких мер является введение в уголовный кодекс наказания за незаконное обогащение. Россия находится на 136 месте по уровню восприятия коррупции, проигрывая Эфиопии и едва опережая Кению и Гондурас. В такой ситуации наша страна как можно скорее должна ввести эту норму.

Зеленский внес в Раду проект об уголовной ответственности за незаконное обогащение

Верховная рада зарегистрировала внесенный украинским главой Владимиром Зеленским законопроект о конфискации незаконных активов чиновников и наказании за их приобретение. Также вводится уголовная ответственность за незаконное обогащение.

Законопроект был разработан совместно с украинскими и иностранными экспертами, сообщили в пресс-службе президента. Закон вводит новый механизм конфискации незаконных активов должностных лиц по решению суда в гражданском порядке без обвинительного приговора.

При этом стало известно о том, что уголовная ответственность за незаконное обогащение будет наступать в том случае, если предметом обогащения будут активы, которые превышают 500 прожиточных минимумов или 900 тысяч гривен (более 33 тысяч долларов), сообщает » РИА -Новости».

Рассматривать такие дела будет Высший антикоррупционный суд.

— Наработанные ранее материалы о незаконном обогащении могут быть использованы антикоррупционными органами для исков о взыскании в доход государства незаконно нажитых активов, — сообщили в администрации Зеленского.

Незаконное обогащение может стать основанием для возбуждения уголовного дела

Предпринимаются меры по реализации в РФ отдельных положений Конвенции ООН против коррупции. Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов, вчера внесен в Госдуму.

Предлагается установить новое основание для возбуждения уголовного дела – наличие данных, свидетельствующих о значительном увеличении имущества должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Таким значительным увеличением имущества предполагается признать превышение, составляющее 1 млн руб.

Напомним, что по действующему законодательству предусмотрено одно основание для возбуждения уголовного дела – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Предполагается, что поводом для возбуждения уголовного дела по предлагаемому основанию должно стать постановление прокурора о направлении в орган предварительного расследования материалов, содержащих сведения о значительном увеличении имущества должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

Помимо этого, планируется исключить подозреваемого из круга лиц, на которых распространяется презумпция невиновности. Так, предлагается установить правило, в соответствии с которым обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого, лежит на стороне обвинения. По мнению авторов проекта, такая мера не будет противоречить ни ст. 49 Конституции РФ (закрепляющей презумпцию невиновности лишь в отношении обвиняемого), ни духу действующего УПК РФ и обеспечит реализацию ст. 20 Конвенции ООН против коррупции.

Дела указанной категории предполагается возбуждать в отношении конкретного лица, которое с момента возбуждения дела приобретает статус подозреваемого, однако постановление о возбуждении уголовного дела не будет содержать ссылки на какую-либо статью УК РФ.

Расследование по этим делам предлагается осуществлять в обычном порядке с двумя исключениями:

  • предметом доказывания по этим делам будут источники приобретения имущества должностного лица (соответствующие дополнения в этой связи предполагается внести в ст. 73 УПК РФ);
  • к этим подозреваемым нельзя будет применить задержание или какую-либо меру пресечения.

В случае одобрения законопроекта обязанность расследования таких дел получат следователи Следственного комитета РФ.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, предлагаемые изменения направлены на реализацию ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, предусматривающей возможность принятия мер по борьбе с незаконным обогащением.

Об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников и иных лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах

Настоящей инициативой предлагается распространить юрисдикцию России на статью 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести в Уголовный кодекс РФ новый состав преступления «Незаконное обогащение» в отношении лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах, а также внести некоторые другие антикоррупционные поправки в законодательство РФ.

Читайте так же:  Эмоциональная нагрузка для производственной характеристики в 2020 году

Таким образом, под действие данных норм попадут как чиновники, так и должностные лица государственных компаний, таких как РЖД, Газпром, Транснефть, ВТБ и др.

В настоящее время масштабы коррупции в России угрожают ее внутренней и внешней безопасности. Несмотря на присоединение России в 2006 году к Конвенции ООН против коррупции и принятие нескольких нормативных актов против коррупции, пока не удалось достичь заметного успеха в деле искоренения коррупции.

Очевидно, что основной сегмент коррупции в стране приходится на чиновников, осуществляющих властные и распорядительные функции в государственных органах и органах местного самоуправления. Чиновники, злоупотребляя правом на частную собственность и законодательство о защите персональных данных, декларируют свои доходы как минимальные. При этом и они, и их родственники, не особо скрываясь, пользуются активами стоимостью в десятки и сотни раз большей, чем их задекларированные доходы.

Подобные примеры неоднократно публиковались в СМИ и в сети «Интернет»: широко известна история с зарубежной недвижимостью депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ; история с квартирой высокопоставленного чиновника московского правительства, стоимостью в 6-10 раз большей, чем доходы всей его семьи за последние 10 лет; история с шикарным поместьем руководителя одной из крупнейших госкомпаний, стоимость которого составляет около 100 млн. долларов и др.

Таких примеров множество, а стоимость найденного у чиновников имущества вызывает обоснованные вопросы об источниках доходов, на которые оно было приобретено.

Поэтому чиновники, у которых обнаружены активы, явно превышающие их законные доходы, должны подлежать уголовной ответственности. Для установления такой ответственности необходимо распространить юрисдикцию России на статью 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести новый состав преступления в Уголовный Кодекс РФ – «Незаконное обогащение».

Универсальным прикрытием для отечественных коррупционеров стала формулировка статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, которая якобы препятствует закреплению в российском законодательстве уголовной ответственности за незаконное обогащение по причине ее несоответствия принципу презумпции невиновности, закрепленному в Конституции РФ. Однако Конвенции ООН против коррупции не содержит конкретных уголовно-правовых норм – нормы данной Конвенции носят абстрактный характер, являющиеся результатом компромисса сторон международно-правового договора. Участники данной Конвенции в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства принимают конкретные законодательные меры для обеспечения своих международных обязательств, а, следовательно, Россия как страна-участница Конвенции ООН против коррупции свободна в формулировании диспозиции уголовно-правовой нормы в своем внутреннем законодательстве. Формулировка такой нормы может быть адаптирована к основополагающим принципам законодательства РФ, одним из которых является принцип презумпции невиновности.

Настоящая инициатива не умаляет действие принципа презумпции невиновности: должностное лицо считается невиновным в незаконном обогащении, пока не будет доказано обратного. Обязанность по доказыванию преступного характера деяния лежит на правоохранительных органах – должностное лицо лишь вправе доказывать свою невиновность, но не обязано это делать.

Практический результат

В инициативе предлагается:

Депутаты Госдумы предлагают ввести уголовное наказание за незаконное обогащение чиновников

В Госдуму внесли пакет законопроектов о введении уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников. Предложение поступило от депутатов «Справедливой России», в числе которых — депутат от Кировской области Вадим Белоусов.

Законопроектом предлагается ввести в Уголовный кодекс новый состав преступления — «Незаконное обогащение», то есть значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Законными планируют считать те доходы, о которых в соответствии с законодательством отчитывается должностное лицо, а значительным будет признаваться превышение стоимости активов должностного лица над такими законными доходами более чем на 5 миллионов рублей.

Незаконным обогащением в крупном размере хотят признавать превышение стоимости активов чиновника над размером законных доходов больше чем на 10 миллионов рублей, в особо крупном размере — более чем на 20 миллионов.

Максимальное наказание, предусмотренное этими статьями, — семь лет лишения свободы со штрафом, в пять раз превышающим сумму обогащения.

— В прошлом году схожий законопроект о введении уголовной ответственности за незаконное обогащение был отклонён Госдумой. Причём из находившихся в зале почти 400 депутатов «за» проголосовали только 57. Это были депутаты фракции «Справедливая Россия» и КПРФ. Депутаты ЛДПР и «Единой России», находясь в зале, от голосования уклонились. В этот раз мы немного доработали документ и внесли его повторно, но уже сейчас на него получен отрицательный отзыв Кабмина, в котором говорится, что незаконное обогащение само по себе не может стать основанием для уголовной ответственности, поскольку является результатом преступных действий или бездействия, за которые Уголовным кодексом уже предусмотрена ответственность. Но мы настаиваем, что это должен быть отдельный состав преступления, — прокомментировал инициативу Вадим Белоусов.

Отметим, что документом также вводятся нормы по борьбе с коррупцией. В частности, чиновников предлагают обязать предоставлять сведения о доходах и расходах совершеннолетних детей, устанавливаются конкретные виды имущества, в отношении которых необходимо представлять соответствующие сведения: недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, акции, деньги, а также иное имущество, стоимость которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.

За генеральным прокурором России и подчинёнными ему прокурорами планируют закрепить право инициировать проверку сведений о доходах и расходах должностных лиц. Бывших чиновников предлагается обязать сообщать экс-работодателю о доходах и расходах в течение трёх лет после увольнения.

Также законопроект предполагает введение запрета для чиновников на фактическое пользование (при отсутствии договора или иного правового основания) земельными участками, другой недвижимостью, транспортными средствами, прочим имуществом, стоимость которого превышает 500 МРОТ, принадлежащим другим физическим или юридическим лицам.

Сейчас данный законопроект находится на рассмотрении профильных комитетов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

*Информация предоставлена региональным отделением партии «Справедливая Россия»

Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here