Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе в 2020 году

Самое важное в статье: "Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ в статью 31 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

2. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов — в федеральный бюджет;

60 процентов — в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

4. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

См. комментарий к статье 31 настоящего Федерального закона

О практике рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба на территориях субъектов Федерации в лице ее территориальных органов.

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:

  • 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
  • 2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе:

Территориальные органы ФАС правомочны выявлять нарушения рекламного законодательства как самостоятельно, так и путем рассмотрения обращений граждан и юридических лиц.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

  • 40 процентов — в федеральный бюджет;
  • 60 процентов — в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством РФ.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов

Читайте так же:  Программы получения жилья для молодых семей в 2020 году

Ответственность за ненадлежащую рекламу

В ФЗ “О рекламе” ст. 38 устанавливает, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 393 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами рекламной деятельности взятого на себя обязательства они обязаны возместить контрагенту убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением.

Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками гражданское законодательство понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Одним из оснований компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, является вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 152 ГК РФ). При этом ст. 151 ГК РФ подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 N 734-О-П. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 1994 г. N 10 (с послед. изм.) разъясняет, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права.

Одним из оснований гражданско-правовой ответственности является нарушение авторского права, относящегося к соотношению интеллектуальной собственности и рекламы: авторство на рекламу, использование в рекламе чужого произведения, интересы третьих лиц при распространении рекламы, содержащей объект интеллектуальной собственности. Последний аспект представляется особо интересным, поскольку, замыкаясь только на выяснении отношений между авторами произведений и рекламодателями, игнорируют спорные ситуации с потребителями рекламы и лицами, использованными в содержании рекламы (имя лица, его облик, голос).

Независимо от согласия правообладателя на произведение, в ФЗ “О рекламе” закреплены запреты на использование в рекламе определенных образов людей. Можно выделить запреты использовать образы: а) несовершеннолетних, б) работников определенных профессий, в) любых граждан, г) непристойные и оскорбительные образы. Появляется вопрос о толковании понятия “образ человека”. Очевидно, что образ человека складывается не только из визуальной, но и звуковой информации.

Интересна позиция Европейского суда по правам человека относительно оценки информации о профессиональной деятельности с использованием изображения человека. Так, врач-офтальмолог в Германии опубликовал статью в газете о своих методах проведения операций с использованием лазера 400 пациентов со стопроцентными показателями успеха лечения, которая сопровождалась его фотографией во врачебном кабинете. Дисциплинарный суд расценил статью и фотографию как имеющие характерные признаки рекламы и не ограничивающиеся простой передачей информации и наложил штраф за нарушение запрета на рекламирование деятельности практикующих врачей. Между тем Европейский суд по правам человека посчитал, что представленная в газете информация является не рекламой, а иным способом свободного выражения мнения.

Выражение в Постановлении ЕСПЧ “статья не служила цели рекламирования личности заявителя и его практики, и этот эффект имел вторичный характер”, конечно, вызывает сомнения. В целом представляется более удачной норма российского законодательства о возможности рекламы медицинских услуг с использованием образа медицинского работника с определенными ограничениями.

Как уже было отмечено выше, в соответствии со ст. 393 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами рекламной деятельности взятого на себя обязательства они обязаны возместить контрагенту убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением.

Так, гражданин, чье изображение неправомерно использовано в рекламе, вправе требовать в судебном порядке запретить использовать его изображение, изъять кадры с изображением из рекламного ролика и тираж рекламных листовок, плакатов, требовать защиты чести и достоинства при искажении изображения или включении образа в непристойную, компрометирующую ситуацию, компенсации морального вреда и т.п.

Например, в рекламе пива “ПИТ” использовался образ К.Э. Циолковского, употребляющего пиво за рабочим столом. По ФЗ “О рекламе” 1995 г. до изменений от 20 августа 2004 г. запрет на использование в рекламе пива образов людей отсутствовал. Однако эта реклама была расценена его родственниками как ненадлежащая по другому основанию – как порочащая память и умаляющая образ ученого. ФАС России направила предупредительное письмо рекламодателю о дальнейшем нераспространении данной рекламы.

В первую очередь нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения ФАС (его территориального органа) образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный п. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ.

В качестве яркого примера нарушения законодательства можно привести рекламный ролик энергетического напитка “Adrenalin Rush”, который производится компанией “Пепси Ко Холдингс”. В рекламе говорится, что “Вася Иванов обладает безграничной природной энергией. Сейчас ему только 15, а он уже защитил докторскую диссертацию, выиграл чемпионат мира по шахматам, говорит на 15 языках. Да бог с ним, с Васей! Для реальных людей есть энергия “Adrenalin Rush”. Пей энергию, достигни большего!”

По мнению председателей правления Международной конференции обществ потребителей, здесь налицо сразу несколько нарушений законодательства о рекламе. В этом ролике, который явно рассчитан на несовершеннолетних, подросткам внушается, что употребление энергетического напитка дает преимущество над теми сверстниками, которые его не пьют, в достижении успехов. В данном случае потребителя вводят в заблуждение. Это подтверждает даже фраза, построенная следующим образом: “…достичь большего можно, не прилагая никаких усилий, а лишь употребляя “Adrenalin Rush”. К тому же этот напиток не рекомендуется пить людям в возрасте до 18 лет, и это указано на упаковке. Но телереклама при этом ориентирована прежде всего на подростковую аудиторию.

Читайте так же:  Что нужно сделать чтобы заменить водительское удостоверение в 2020 году

Дела об административных правонарушениях в рамках законодательства о рекламе рассматриваются уполномоченными должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальными органами.

Субъектами административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе являются как физические, так и юридические лица, обладающие административной деликтоспособностью.

В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 10 ст. 38 ФЗ “О рекламе”). В данной статье установлена ответственность за ряд нарушений законодательства о рекламе.

Привлечение к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства заключается в применении административных наказаний, которые носят, как правило, материальный характер.

За все административные правонарушения в области рекламы применяется административное наказание в виде административного штрафа, и только по ст. 6.13 КоАП в качестве дополнительной санкции возможно применение административного наказания в виде конфискации продукции и оборудования, используемого для изготовления и распространения рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Согласно ФЗ от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, совершенную юридическими лицами, может применяться административное приостановление деятельности. Такое решение видится вполне обоснованным и своевременным. В то же время законодателю необходимо учесть характер рекламных нарушений и тяжесть наступающих последствий, и в этой связи было бы целесообразно распространение административного приостановления деятельности на отдельные правонарушения в области рекламы путем внесения соответствующих изменений в статью “Нарушение законодательства о рекламе” (ст. 14.3 КоАП РФ). Но, к сожалению, до сегодняшнего момента данное мнение исследователей не было учтено законодателем.

В связи с этим суды Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба продолжают привлекать к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП, применяя такое административное наказание, как штраф, о чем свидетельствует соответствующая практика.

Не меньший интерес представляют и другие вопросы ответственности за нарушение рекламного законодательства. В частности, согласно ч. 5 ст. 38 ФЗ “О рекламе” федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности. В связи с этим правомерен вопрос: какие иные, кроме гражданско-правовых и административно-правовых, меры ответственности имел в виду законодатель, формулируя указанную правовую норму? Подобный вопрос возникал еще на стадии обсуждения законопроекта “О рекламе”. Так, в заключении Правового управления Государственной думы по проекту указанного закона отмечалось, что из ч. 5 ст. 38 не ясно, о каких иных мерах ответственности идет речь. Однако данное замечание не было учтено, и ч. 5 ст. 38 была принята в первоначальной редакции.

Можно предположить, что законодатель имел в виду возможное восстановление уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. существовала ст. 182, предусматривавшая ответственность за заведомо ложную рекламу, т.е. использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На практике более эффективными мерами борьбы с нарушениями рекламного законодательства оказались меры гражданско- и административно-правового характера. Но, как отмечали В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов, “декриминализация возможна, если с нежелательными формами поведения можно вести борьбу иными, более мягкими (и, возможно, более действенными), средствами, чем уголовное наказание”.

Нормы ответственности ФЗ “О рекламе” коррелируют с иными нормативными правовыми актами, регулирующими рекламу в определенной сфере.

Чаще всего мерой ответственности избираются штрафные санкции. Применение меры административного наказания в виде штрафа предусмотрено практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ. Стоит отметить, что в КоАП РФ в качестве административного наказания не предусмотрена контрреклама, поэтому ее можно относить к мере административного принуждения. Физические и юридические лица имеют право обращаться в суд с требованием публичного опровержения недостоверной рекламы (контррекламе) в соответствии с п. 2 ст. 38 ФЗ “О рекламе”.

Ответственность за нарушения рекламного законодательства обращает на себя более пристальное внимание из-за одной из главных причин: отсутствие надлежащих размеров штрафов. Еще раз продублируем положения ст. 14.3 КоАП РФ – нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Только вдумайтесь в эти цифры! Что такое сто тысяч рублей для крупного холдинга?! Получается, что неблагоприятные последствия, вызванные применением некоторых мер ответственности к нарушителю, в рамках крупного хозяйствующего субъекта с излишком оправдываются эффектом и прибылью, полученной от ненадлежащей рекламы.

Также необходимым видится развить тот раздел текста, который касается привлечения к ответственности непосредственных рекламораспространителей: медийных каналов, радио и т.д., поскольку меры ответственности сейчас в основном применяются лишь к рекламодателю. Наряду с вышеуказанными замечаниями важно повысить общую поведенческую культуру потребителей и производителей. Отчасти этого можно достичь путем фрагментарного пересмотра текстов образовательных стандартов тех гуманитарных и экономических дисциплин, которые используются учебными планами по всем специальностям, связанным с предпринимательством, рекламой, управлением на производстве, внутренней и внешней торговлей.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

В соответствии со ст. 38 Федерального Закона «О рекламе», нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством, а также Федеральными Законами могут быть установлены иные меры ответственности.

Читайте так же:  Прекращение административного дела за отсутствием состава правонарушения в 2020 году

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Говоря об ответственности за нарушения законодательства о рекламе, отдельно следует выделить административную ответственность, так как нормами административного права регулируется множество немаловажных вопросов этой сферы деятельности.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административная ответственность как вид юридической ответственности имеет ряд особенностей:

  • 1. Она менее сурова, чем уголовная и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется.
  • 2. Субъектом административной ответственности может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
  • 3. Административная ответственность находит свое выражение в применении к виновному особого наказания — не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного.
  • 4. Меры административной ответственности налагаются специально уполномоченными на то органами и должностными лицами.
  • 5. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.
  • 6. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, нежели в уголовном процессе.
  • 7. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена следующими статьями КоАП РФ:

  • — ст.5.9 — нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности;
  • — ч.1 ст.6.13 — незаконная реклама наркотических веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства либо психотропные вещества, либо их прекурсоры;
  • — ч.2 ст.11.21 — в части нарушения установки в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов;
  • — ст.14.3 — нарушение законодательства о рекламе;
  • — ст.14.1№ — в части рекламы табака и табачной продукции;
  • — ст.14.7 — нарушение требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции;
  • — ст.14.38 — размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах;
  • — ч.6 ст. 19.8 — непредставление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе;
  • — ст.19.31 — нарушение сроков хранения рекламных материалов.

Многие из названных нарушений законодательства о рекламе по способу описания их объективной стороны имеют сложный состав, поскольку в них присутствует несколько объектов посягательства. Именно поэтому они отделены от ст. 14.3, имеющей общий характер и один объект посягательства — общественные отношения в области рекламы.

Остановимся подробнее на анализе ст.14.3. Она состоит из пяти частей. Административная ответственность по ч.1 комментируемой статьи наступает за все нарушения законодательства о рекламе, за исключением тех, которые предусмотрены ч.2-5 этой же статьи, а также ст. 14.3№, 14.37, 14.38 КоАП РФ. Таким образом, здесь налицо соотношение общих и специальных норм с преобладанием юридической силы последних.

К самостоятельным составам нарушения законодательства о рекламе, закрепленным в частях 2-5 статьи 14.3 КоАП РФ, относятся:

  • — нарушение порядка прерывания рекламной и теле- или радиопрограмм;
  • — превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах;
  • — распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации;
  • — превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемого в периодических печатных изданиях;
  • — прерывание рекламой при кино- и видео обслуживании демонстрации фильма;
  • — совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи;
  • — нарушение установленных законодательством требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.

Субъектами предусмотренных в статье 14.3 правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица. По части 1 ст.14.3 в числе возможных субъектов названы рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, а также должностные лица указанных юридических лиц.

Между тем, субъектами предусмотренных в ч. 2 — 5 комментируемой статьи правонарушений являются рекламораспространители, а также их должностные лица. Такой подход к определению субъекта ответственности вполне объясним. Он непосредственно обусловлен характером деятельности этих лиц. Так, ответственность за содержание рекламы несет рекламодатель, тогда как за корректность формы ее распространения отвечает рекламораспространитель.

Трактовка самих понятий «рекламодатель»», «рекламопроизводитель», «рекламораспространитель» дана в ст.3 ФЗ «О рекламе».

Определение рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо лица, определившего содержание рекламы, позволяет сделать вывод о том, что речь идет о лице, заказавшем рекламу по договору.

Субъектов, оказывающих рекламные услуги, Закон разделяет на два вида:

  • — реламопроизводитель («лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму»);
  • — рекламораспространитель («лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств»).

На практике часто встречаются ситуации, когда эти две функции может совмещать одно юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя.

Читайте так же:  Правила содержания общего имущества многоквартирного дома в 2020 году

За совершение указанных в ст.14.3 правонарушений (за искл. Превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях) установлена административная ответственность в виде штрафа, минимальный размер которого для юридических лиц составляет 200 тысяч рублей, максимальный размер — 500 тысяч рублей; минимальный размер штрафа для должностных лиц — 10 тысяч рублей, а максимальный — 20 тысяч рублей.

С субъективной стороны предусмотренные ст. 14.3 правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях по указанной статье рассматривают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (ст.23.48 КоАП РФ).

Применительно к нарушениям законодательства о рекламе существует особенность, касающаяся давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении в области рекламы не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в РФ

Содержание статьи

ФЗ РФ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) предусматривает основные требования к содержанию, количеству, видам, размещению и распространению рекламных материалов. При этом ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает не только за нарушение требований указанного закона.

Статья 4 дает развернутое понятие законодательства о рекламе и указывает, что данное понятие включает в себя Закон о рекламе, иные федеральные законы, акты Президента и Правительства РФ. Однако такие акты принимаются не по всем вопросам, попадающим под регулирование Закона о рекламе, а только в части производства, размещения, распространения рекламных материалов.

Важно! Ответственность наступает за нарушение ФЗ РФ «О рекламе», а также иных нормативных актов, регулирующих производство, распространение, размещение рекламы.

Статья 38 Закона о рекламе устанавливает, в каких случаях и в каком порядке виновные в нарушении законодательства о рекламе несут наказание. Последствиями нарушений рекламных требований выступают:

  • Обращение лиц, чьи права нарушены, в суд с иском, где данные лица вправе требовать возместить убытки, упущенную выгоду, вред здоровью или имуществу, компенсировать моральный вред;
  • Контрреклама – требование пострадавшего от рекламы лица в суде о размещении опровержения недостоверных сведений, содержащихся в рекламе ответчика;
  • Предписание антимонопольного органа – требование устранить нарушения;
  • Обращение антимонопольного органа в суд после неисполнения законного предписания для публичного опровержения недостоверной информации;
  • Административная ответственность.

При предъявлении исков о взыскании средств в счет убытков основная проблема – в доказывании.

Важно! Лицо, настаивающее на возмещении ответчиком убытков, упущенной выгоды, обязано доказывать связь между недобросовестной рекламой и наступившими последствиями.

Если истец ссылается на снижение объемов реализации продукции или товаров по причине недобросовестной рекламы ответчика, истцу придется обосновать связь действий ответчика и резкого снижения продаж. При этом даже привлечение антимонопольным органом ответчика к ответственности за подобные действия не принимается судами как безусловное доказательство, т.к доказывает только факт нарушения законодательства, но не наступления убытков.

Известны случаи, когда истцы пытались доказать снижение продаж разнящимися остатками по складу по состоянию на предыдущий год и год, в котором конкурентом недобросовестно проведена рекламная компания. Однако суды критически относились к данным доводам и требовали дополнительных доказательств, в частности, показателей уровня продаж, а не только остатков в штучном выражении (см. Постановление ФАС ЗСО от 15.11.2005 г. № Ф04-8196/2005).

В части компенсаций морального вреда истцам надлежит доказать нарушение своих прав недобросовестной рекламой. Немалое количество судебных споров происходит из-за невыполненных обещаний компаний по акциям, розыгрышам, скидкам и прочим «привилегиям» для покупателей. Как правило, суды поддерживают обманутых потребителей и требуют от компаний-рекламодателей соблюдения заявленных условий.

Читайте так же:  Страхование туристов выезжающих за рубеж сравнение стоимости в 2020 году

Важно! Отказы по искам о взыскании компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими законодательство о рекламе, случаются при отсутствии доказательств нарушения акционных условий или непредоставления истцу положенных скидок или подарков.

Что касается контррекламы, такие споры возникают при указании в рекламе сведений о конкурентах или их товарах, услугах на противопоставлении в пользу виновного лица. Суды, рассматривая подобные дела, учитывают характер сведений, направленность на истца и его продукцию, работы, услуги. Известен случай, когда компания разместила в рекламе перечеркнутое изображение товара истца с надписью «Подделка» и заявила в описании, что только ее товары – от истинного производителя. Суд обязал ответчика опровергнуть информацию (дело № А40-54340/2014).

Предписания антимонопольного органа выдаются по фактам проверок, в результате которых установлены нарушения. При этом проверяются все сферы деятельности компании, где возможно нарушение Закона о рекламе. Известны случаи претензий со стороны антимонопольного органа к наименованиям организаций, в частности, к аптеке, заявившей в наименовании ООО, что это – аптека оптовых цен, в то время как по факту осуществлялась продажа по обычным розничным ценам.

Штраф за нарушение закона о рекламе

Размеры штрафов при привлечении к ответственности в рамках КРФоАП закреплены в статье 14.3. Указанная норма закрепляет следующие штрафы:

  • Общие случаи нарушений — 2-2,5 тыс. рублей на граждан, 4-20 тыс. рублей на должностных лиц, 100-500 тыс. рублей на организации;
  • Прерывание телепередач и радиопередач рекламой с нарушением установленного порядка, равно как реклама свыше установленных Законом о рекламе объемов, реклама при трауре в РФ, наложение рекламы на телепрограмму; реклама посреди фильма в кинотеатре, реклама совмещенная с фильмом, передачей религиозного характера, передачей менее 15 минут длиной, реклама на фоне агитационных материалов при выборах – 10-20 тысяч должностным лицам, 200-500 тысяч компаниям;
  • Нарушен объем рекламы в периодическом печатном издании – 4-7 тыс. рублей должностным лицам, 40-100 тыс. рублей организациям;
  • Нарушены требования к рекламе лекарств, медицинских изделий, медицинских услуг, БАДов – 2-2,5 тысяч гражданам, 10-20 тысяч должностным лицам, 200-500 тысяч компаниям;
  • Прорекламированы кредиты или займы с указанием одного или нескольких условий, но не всех условий, влияющих на полную стоимость кредита, займа – 20-50 тыс. для должностного лица, 300-800 тыс. компании.

Уплата штрафа не означает, что не следует исполнять предписание о прекращении нарушения.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

За несоблюдение закона об информационной инфраструктуре начнут наказывать

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) планирует с 2020 года ввести административную ответственность за несоблюдение требований к безопасности объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), к которым относятся информационные системы госорганов, оборонные и энергетические предприятия, кредитно-финансовые организации. Сейчас закон о КИИ, вступивший в силу в прошлом году, все еще работает неполноценно, признают участники рынка. В то же время в регионах уже начинают требовать его соблюдения.

ФСТЭК уведомила о начале разработки законопроекта, вводящего административную ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности объектов КИИ, следует из информации на regulation.gov.ru. Проект должен вступить в силу в январе 2020 года.

Объектами КИИ являются, например, информационные системы госорганов, оборонные и энергетические предприятия, кредитно-финансовые организации. По закону «О безопасности КИИ» (вступил в силу 1 января 2018 года), их владельцы должны отнести свои объекты к одной из трех категорий значимости, исходя из потенциального ущерба от атак, а также подключить их к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак ГосСОПКА, созданной ФСБ.

По закону «О безопасности КИИ», владельцы значимых объектов уже обязаны соблюдать требования к их безопасности, но при этом ответственности за несоблюдение этой нормы нет, если оно не повлекло неправомерного воздействия на КИИ, указывает ФСТЭК в обосновании законопроекта. За само неправомерное воздействие на КИИ закон предусматривает уголовную ответственность.

В Кодексе об административных правонарушениях уже есть ст. 13.12 «Нарушение правил защиты информации» (предусматривает штрафы до 15 тыс. руб. для юридических лиц за нарушение требований о защите информации), но в ФСТЭК всегда говорили, что она не работает для КИИ, отмечает независимый эксперт по кибербезопасности Алексей Лукацкий. «Они, по сути, хотят аналогичную статью, но под критическую инфраструктуру»,— говорит он. В то же время, по словам двух собеседников “Ъ”, в 2018 году региональные прокуратуры уже начали обращаться с запросами к владельцам объектов КИИ на предмет исполнения закона. «Непонятно, была это частная точечная инициатива региональных прокуратур или централизованный запрос»,— отмечает один из собеседников.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В целом закон о КИИ полноценно пока так и не заработал, констатируют участники рынка. «Это связано с тем, что нет четких сроков по завершению процессов категорирования. Многие организации оттягивают этот процесс и, следовательно, не занимаются обеспечением безопасности»,— поясняет Алексей Лукацкий. По его словам, ФСТЭК уже инициировала внесение изменений, согласно которым завершить категорирование объектов КИИ нужно будет к 1 июня 2019 года. Кроме того, речь может идти и о введении административной ответственности за неправильное категорирование, указывает господин Лукацкий. «Сейчас организации сами должны определять, к какой категории относятся. Разумеется, они часто либо занижают категорию, либо вообще говорят, что значимых объектов нет»,— говорит он. «Практика категорирования довольно размыта, и многие организации делают вид, что их объекты не являются КИИ, чтобы сэкономить»,— подтверждает собеседник в компании—производителе средств защиты информации.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here