Учебная нагрузка профессорско преподавательского состава в 2020 году

Самое важное в статье: "Учебная нагрузка профессорско преподавательского состава в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36204

Пересмотрена продолжительность рабочего времени педагогов (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы). Учтены положения нового Закона об образовании и изменения, внесенные в ТК РФ.

По-прежнему предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.

Конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку зарплаты) зависит от должности и (или) специальности педагогического работника.

Так, норма 20 ч в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, 24 ч — для музыкальных руководителей и концертмейстеров, 25 ч — для воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья, 30 ч — для инструкторов по физкультуре и т. д. Для школьных учителей норма не изменилась и составляет 18 ч в неделю.

Впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36204

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 февраля 2015 г., в «Российской газете» от 11 марта 2015 г. N 49

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства просвещения РФ от 13 мая 2019 г. N 234

Читайте так же:  Приоритет во взаимоотношениях с федеральными государственными органами в 2020 году

Изменения вступают в силу с 2 июня 2019 г.

Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. N 755

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 22 декабря 2014 г. N 1601

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 2 июня 2019 г. — Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.


За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

Читайте так же:  Платить ли за капремонт многоквартирного дома пенсионерам в 2020 году

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 — 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

* Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

Обновлены нормативные правовые акты, определяющие продолжительность рабочего времени педагогов и порядок определения их учебной нагрузки в трудовом договоре

В развитие Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ утверждены:

продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников;

порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В частности, продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается, в том числе педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, старшим вожатым, инструкторам по труду. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается музыкальным руководителям и концертмейстерам.

Ранее (до утверждения рассматриваемого нового порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре) учебная нагрузка ограничивалась верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Также признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в 2020 году

15.10.2019 – 01.12.2019

Подача документов на конкурс участниками, передача оригиналов заявлений об участии в конкурсе

Принятие кадровыми комиссиями решения об отклонении или направлении на экспертизу конкурсных документов

Экспертиза документов участников, проведение кадровыми комиссиями собеседований и публичных семинаров

Проведение заседаний кадровых комиссий, подведение итогов. Внесение рекомендаций по каждому участнику в электронную конкурсную систему

Рассмотрение документов участников кафедрами, департаментами, учеными советами факультетов, кадровой комиссией УС филиала (рекомендации ассистентов, преподавателей, старших преподавателей, доцентов, профессоров). Внесение рекомендаций по каждому участнику в электронную конкурсную систему

Рассмотрение документов участников конкурса первым проректором. Внесение рекомендаций по каждому участнику в электронную конкурсную систему

Рассмотрение документов участников кадровой комиссией УС филиала (рекомендации профессоров, ассистентов, преподавателей, старших преподавателей, доцентов). Внесение рекомендаций по каждому участнику в электронную конкурсную систему.

Рассмотрение документов участников ученым советом филиала (рекомендация профессоров; избрание ассистентов, преподавателей, старших преподавателей, доцентов)

Ученые советы филиалов будут проводиться:

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург 13.02.2020 в 15:00 по адресу г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова 123А, ауд. 201.

В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород 13.02.2020 в 15.00 по адресу г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12, комн. 305

В НИУ ВШЭ – Пермь 20.02.2020 в 15.00 по адресу г. Пермь, ул. Студенческая, 38

Рассмотрение документов участников конкурса Москвы и профессоров филиалов кадровой комиссией ученого совета НИУ ВШЭ. Внесение рекомендаций по каждому участнику в электронную конкурсную систему

28.02.2020

Конкурс ППС на ученом совете НИУ ВШЭ: голосование за участников Москвы, профессоров филиалов

Внесение результатов конкурсного отбора по каждому участнику в электронную конкурсную систему

Кадровые мероприятия по результатам конкурса (переоформление/продление/заключение/расторжение трудовых договоров)

Нагрузка преподавателя

Основные виды педагогической нагрузки преподавателя НИУ ВШЭ:

  • Учебная (аудиторная и внеаудиторная);
  • Учебно-методическая;
  • Научно-исследовательская;
  • Организационно-методическая.

Индивидуальная учебная нагрузка:

  • Планируется в индивидуальном плане учебно-методической работы преподавателя;
  • Рассчитывается заведующим кафедрой/руководителем департамента;
  • Согласовывается с главным экспертом Управления организации учебного процесса;
  • Составляет (для штатного преподавателя) от 900 (максимум) до 375 часов (минимум) в год;
  • Является обязательным документом при оформлении на работу и прохождении конкурса.

Пошаговое оформление индивидуального плана учебной работы преподавателя в системе АСАВ:

Шаг первый «Расчет учебной нагрузки»

Менеджер кафедры/департамента совместно с заведующим кафедрой/руководителем департамента или его заместителем рассчитывает учебную нагрузку кафедры (факультета, департамента), менеджер кафедры/департамента формирует в АСАВ индивидуальную нагрузку каждого преподавателя кафедры/департамента, используя Приложение 2 Нормативы учебной нагрузки 2019-20 уч. год. и утвержденные рабочие учебные планы (РУП) http://www.hse.ru/standards.

Количество часов планируемой нагрузки должно соответствовать занимаемой должности претендента. В отдельных случаях учебная нагрузка конкретного преподавателя может быть установлена ниже указанного минимума приказом ректора по представлению учёного совета вуза.

Читайте так же:  С какого момента трудовой договор считается заключенным в 2020 году

Учебная нагрузка штатного преподавателя университета может составлять до 900 часов в учебный год (в пределах должностного оклада).

Индивидуальные планы преподавателей находятся в АСАВ, распечатываются только при устройстве на работу, после прохождения конкурса и др.

Для профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ устанавливается следующий объем учебной нагрузки:

Должность ППС

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Категория объема учебной нагрузки

Все департаменты кроме кафедры физвоспитания

Учебно-методические сборы профессорско-преподавательского состава ВИИ

Учебно-методические сборы профессорско-преподавательского состава ВИИ

В соответствии с планом работы в период с 25 по 29 августа 2014 года в Военно-инженерном институте проводятся учебно-методические сборы руководящего, профессорско-преподавательского состава института.

Открыл учебно-методические сборы директор ВИИ, проректор по общим вопросам СФУ, доктор технических наук Гарин Евгений Николаевич. Во вступительном слове он отметил, что традиционно на учебно-методических сборах подводятся итоги работы института по всем направлениям деятельности за прошедший учебный год и ставятся задачи на предстоящий.

Учебно-методические сборы профессорско-преподавательского состава проводятся не менее двух раз в год. Цели УМС заключаются в следующем:

1) подведение итогов образовательной деятельности института за 2013/14 учебный год;

2) рассмотрение состояния учебной, методической, научной работы профессорско-преподавательского состава и студентов института, путей и способов повышения эффективности ведения образовательного процесса, поддержания правопорядка и воинской дисциплины в институте;

3) выработка единой методики реализации в процессе обучения требований руководящих документов;

4) проведение цикла инструкторско-методических, показных и открытых занятий по внедрению в передовых, инновационных методов проведения занятий, обмен опытом между ведущими методистами института.

Итоги учебно-методического сбора будут подведены 29 августа 2014 года.

Преподавателям вузов утвердили рабочий план, ставки по редактуре и экспертизе иностранных учебников

Приняты нормативно-правовые акты по совершенствованию деятельности профессорско-преподавательского состава, учебного процесса вузов, оснащения их учебной литературой.

Что входит в рабочий план преподавателя вуза

Приказом министра высшего и среднего специального образования (рег. № 3076 от 8.10.2018 г.) утвержден новый порядок, регламентирующий учебную нагрузку и другие виды работ профессорско-преподавательского состава вузов. Прежний порядок (рег. № 2720 от 19.10.2015 г.) утратил силу.

Раньше рабочий план преподавателей состоял из учебной, научно-исследовательской, организационно-методической и духовно-воспитательной работ. Теперь в план включаются учебная нагрузка, научно-исследовательская работа и работы по направлению «устоз-шогирд» («наставник-ученик», ред.).

Объем учебной нагрузки рассчитывается по представленным в акте нормативам времени, которые отводятся на различные учебные процессы: лекции, семинары, курсовые работы и т.д. Рекомендованный объем учебных часов в год – не менее 400.

Лекции читают профессоры-преподаватели с ученым званием и ученой степенью. Преподаватели без званий и степеней могут проводить лекционные занятия в случае нехватки профессоров, доцентов и старших преподавателей, а также при больших объемах учебных занятий. Если раньше лекционная нагрузка преподавателей без ученой степени не должна была превышать 100 часов в год, то теперь разрешенный годовой объем лекций увеличили для них до 250 часов.

Важно! Изменения не распространяются на Ташкентский государственный юридический университет, военные вузы, международные и иностранные высшие образовательные учреждения, осуществляющие деятельность на территории республики.

Сколько студентов на одного учителя в блоке сельского хозяйства

Внесены поправки в нормативы соотношения количества студентов вузов, приходящихся на 1-го преподавателя в блоке «сельское хозяйство» по сферам образования (см. таблицу ниже).

Блок сферы образования

Наименование направлений

Нормативы

До 2019/2020 уч.г.

С 2019/2020 уч.г.

С 2020/2021 уч.г.

С 2021/2022 уч.г.

Сельское, лесное и рыбное хозяйства;
Менеджмент в сельском хозяйстве;
Ветеринария;
Ирригация и мелиорация

10,3

Это означает, что в 2019/2020 уч. г. предельное число преподавателей не вырастет, в 2020/2021 уч. г. – вырастет меньше, чем планировалось, и только с 2021/2022 уч. г. штат педагогов увеличится относительно количества студентов.

Сколько платят преподавателям за редактирование и экспертизу иностранной литературы

Принято постановление Кабинета Министров № 816 от 10.10.2018 г. по обеспечению вузов учебной литературой. Актом утверждены положения, устанавливающие порядок:

  • формирования перечня иностранной учебной и научной литературы для вузов, их приобретения и использования;
  • оплаты труда специалистов и профессоров-преподавателей, осуществляющих перевод, редактуру и экспертизу иностранной учебной и научной литературы;
  • обеспечения вузов учебной литературой и обновления учебных пособий.

Также утверждены требования, предъявляемые к созданию учебной литературы для системы высшего и среднего специального профессионального образования.

Для перевода, редактуры и экспертизы иностранной литературы создаются рабочие группы специалистов, сформированные из числа профессоров-преподавателей вуза. Оплата их услуг производится на основании гражданско-правового договора.

Определена минимальная ставка оплаты за это в разрезе одного издаваемого произведения. В качестве единицы измерения берется авторский листаж, состоящий из 40 000 печатных знаков. Один такой листаж оплачивается по коэффициенту 1,2 к МРЗП .

Перевод иностранной литературы оплачивается по ставкам , утвержденным постановлением Президента от 14.08.2017 г. № ПП-3201.

Документы опубликованы на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и на момент выхода обзора вступили в силу.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 234 г. Москва «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать утратившими силу нормативные правовые акты и отдельные положения нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР по перечню согласно приложению N 1.

2. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 29 сентября 1990 г. N 989 «О дополнительных мерах по совершенствованию организации переподготовки руководящих кадров и специалистов народного хозяйства СССР во Всесоюзной академии внешней торговли при Министерстве внешних экономических связей СССР».

Читайте так же:  Ответственность за самовольное подключение к электросетям в 2020 году

3. Установить соотношения численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования в части контингента, принятого на обучение до 1 января 2015 г., согласно приложению N 2.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации обеспечить методическое сопровождение поэтапного перехода от действующих соотношений численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся, установленных для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки.

Председатель Правительства Российской Федерации

Перечень нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР, признанных утратившими силу

1. Пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 22 мая 1991 г. N 273 «О Московском физико-техническом институте».

2. Абзац второй пункта 5 постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1991 г. N 414 «Вопросы организации Московского института-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы».

3. Абзац третий пункта 3 постановления Совета Министров РСФСР от 13 августа 1991 г. N 428 «О преобразовании Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова в Российскую экономическую академию имени Г.В. Плеханова».

4. Пункт 1 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 465 «О Российском государственном гуманитарном университете».

5. Пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 18 октября 1991г. N 552 «О преобразовании Томского политехнического института в Томский политехнический университет».

6. Пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 4 ноября 1991г. N 580 «О Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова».

7. Пункт 1 распоряжения Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 534-р (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 14, ст. 1239).

8. Абзац третий пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 1994 г. N 1106 «Об обеспечении реализации программы «Становление и развитие частного права в России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2587).

9. Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 801 «О развитии Высшей школы экономики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3398).

10. Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 237 «Вопросы Российской академии живописи, ваяния и зодчества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1118).

11. Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1279 «О мерах по развитию Оренбургского государственного университета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4803).

12. Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 г. N 1379 «О Санкт-Петербургском государственном университете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 45, ст. 5197).

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г. N 263-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1210).

14. Пункт 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2003 г. N 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 8, ст. 790).

15. Пункт 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 августа 2003 г. N 1222-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 35, ст. 3485).

16. Пункт 40 устава федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 510 «О федеральном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 4090).

17. Пункт 12 изменений, которые вносятся в устав федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 59 «О внесении изменений в устав федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1625).

18. Подпункт 18 пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 510, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 42 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 510» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 5, ст. 822).

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. N 67-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 5, ст. 443).

Учебная нагрузка профессорско преподавательского состава в 2020 году

6-й квалификационный уровень

Следуя общепризнанной классификации норм труда, представим классификацию норм труда профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений (рис. 1)[2] .

Затраты труда ППС: норма длительности трудового процесса

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее — Приказ N 2075) регламентируется только продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом норма часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы остается вне поля зрения. В Приказе Минобрнауки от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее — Приказ № 69) 36-часовая неделя определяется с учетом выполнения учебной (педагогической) работы, научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. Например, как распределяется общий фонд рабочего времени ППС в Южном федеральном университете, показано на рис. 2.

Читайте так же:  Проверка юридической чистоты квартиры перед покупкой стоимость в 2020 году

Как правило, в высших учебных заведениях устанавливаются 6-дневная рабочая неделя и, соответственно, 6-часовой рабочий день. Как рассчитывается максимально возможный фонд рабочего времени ППС, показано в табл. 2.

Расчет максимально-возможного фонда рабочего времени ППС

при 36-часовой рабочей неделе/6-дневной рабочей неделе

Календарный фонд рабочего

Выходные, праздники (дней)

Среднее значение за

период 2009 — 2012 гг.

(70 + 67 + 69 + 67) / 4

36 часов / 6 дней

Табельный фонд рабочего

времени (дней) при 6-дневной

Строка 4.1 + стр. 4.2

В том числе дней

продолжительностью 6 часов

В том числе предпраздничных

5 часов x 6 дней

Максимально возможный фонд

рабочего времени (с учетом

Строка 4 — стр. 5

Для ППС предоставляется ежегодный основной удлиненный (56 календарных дней) оплачиваемый отпуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (ред. от 16.07.2009).

Нормы трудоемкости и нормы напряженности труда ППС

Каким образом происходит распределение максимально возможного фонда рабочего времени ППС на учебную (1-я половина рабочего дня) и внеучебную работу (2-я половина рабочего дня) в соответствии со структурой, представленной на рис. 2 ?

Объем учебной работы (нагрузка 1-й половины дня) каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно и регламентируется коллективным договором между работодателем и работниками, положением об оплате труда работников в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году в соответствии с Приказом N 2075.

Пример. Так, в Южном федеральном университете норма учебной работы в соответствии с коллективным договором от 31.03.2009 [1] для старшего преподавателя, преподавателя, ассистента ( 1-й , 2-й квалификационные уровни ) составляет не более 800 ч в год, для доцента (3-й квалификационный уровень) — не более 700 ч, для профессора (4-й квалификационный уровень) — не более 600 ч.

В рамках расчета максимально возможного фонда рабочего времени ППС для выполнения учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) используется условный показатель — продолжительность 1-й половины рабочего дня ППС. Условность данного показателя объясняется, во-первых, неодинаковыми значениями распределяемой учебной нагрузки для различных квалификационных уровней ППС. Во-вторых, на практике учебная нагрузка регулируется расписанием, и в связи с этим преподаватели могут отрабатывать свою норму часов не ежедневно, а в течение определенных дней в неделю (например, преподаватель может быть занят учебной работой 2 — 3 дня в неделю). При этом концентрация учебных занятий (норма напряженности (интенсивности) труда) может превышать не только норму продолжительности 1-й половины рабочего дня, но и норму продолжительности рабочего дня для ППС (6 ч), если расписанием предусмотрены занятия в разных группах, например в группах бакалавров и магистров.

В зависимости от того, какая в вузе принимается продолжительность 1-й половины рабочего дня (учебная работа), устанавливается норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы для различных групп ППС. В среднем для расчета учебной нагрузки старшего преподавателя, преподавателя или ассистента продолжительность 1-й половины рабочего дня устанавливается на уровне 3 ч. Учитывая, что максимально возможный фонд рабочего времени составляет 241 день (табл. 1) , норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы ППС 1-го и 2-го квалификационных уровней, может составлять 723 ч в год (241 дн. x 3 ч), 18 ч в неделю.

Каким образом распределяется этот фонд рабочего времени?

До внедрения в систему высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения при распределении учебной нагрузки руководствовались нормативами, закрепленными в Письме Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В соответствии с данным Письмом учебная нагрузка распределялась следующим образом (рис. 3).

Большая доля учебной работы приходилась на аудиторную нагрузку (лекции, семинары, практические занятия и др.) по сравнению с другими видами учебной работы (контроль за самостоятельной работой студентов, руководство курсовыми работами, дипломными проектами, практикой, научно-исследовательской работой магистров). Переход на ФГОС третьего поколения обусловил появление нового содержания не только самого процесса обучения, но и изменение трудовой функции преподавателя вуза. В учебном процессе существенно повышается доля самостоятельной аудиторной (деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы) и внеаудиторной работы студентов (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работы, ведение портфолио), что изменяет роль преподавателя — от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, управляющего индивидуальными траекториями профессионального развития студента (рис. 4).

Так, например, при разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров вузы ориентируются на то, что доля самостоятельной работы должна составлять не менее 50% от общего объема учебной нагрузки студента. Самостоятельная работа, в свою очередь, делится на аудиторную и внеаудиторную.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По мнению авторов, такая ситуация объективно создает предпосылки либо для разработки нового федерального документа, содержащего в себе рекомендации по нормам времени для расчета объема и распределения учебной работы в соответствии с ФГОС третьего поколения, либо для разработки единой отраслевой методики проведения исследования в области установления норм времени, которой могли бы воспользоваться самостоятельно вузы для разработки системы должностных окладов ППС. В табл. 3 представлен примерный расчет учебной нагрузки (1-й половины рабочего дня) ППС в вузе.

Учебная нагрузка профессорско преподавательского состава в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here