Требования к получению лицензии на образовательную деятельность в 2020 году

Самое важное в статье: "Требования к получению лицензии на образовательную деятельность в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Требования к получению лицензии на образовательную деятельность в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Справка о наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований по результатам проведенного Рособрнадзором лицензионного контроля за образовательной деятельностью в части установления возможности выполнения соискателем лицензии/лицензиатом лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности (подготовлена в рамках осуществления мер по профилактике нарушений обязательных требований в целях информирования руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность)»

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон N 99-ФЗ) осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом N 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее — Положение о лицензировании образовательной деятельности).

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, установлены пунктом 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности. Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, установлены пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

В отношении соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии при намерении оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности; при намерении осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии; при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, проводятся внеплановые выездные проверки.

Целью проверки является — установление возможности выполнения соискателем лицензии/лицензиатом лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В 2019 году (с 15.01. по 30.09.) Рособрнадзором проведено 168 внеплановых выездных проверок (161 — в отношении лицензиата и 7 — в отношении соискателя лицензии).

По результатам проведенных проверок выявлены следующие несоответствия сведений, содержащихся в заявлении и документах лицензиата о переоформлении лицензии на право осуществления образовательной деятельности/соискателя лицензии:

— у соискателя лицензии/лицензиата отсутствуют материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

— у соискателя лицензии/лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные основные профессиональные образовательные программы высшего образования;

— у лицензиата отсутствуют привлечённые им на законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для реализации основных образовательных программ высшего образования;

— у лицензиата отсутствуют печатные и (или) электронные образовательные и информационные по реализуемым образовательным программам высшего образования.

Необходимо также отметить, что по результатам 32 проверок в части установления возможности выполнения соискателем лицензии/лицензиатом лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности (19% от общего количества таких проверок) выявлены нарушения подпункта «ж» пункта 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности (соискатель лицензии) и подпункта «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (лицензиат) — отсутствие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», а именно:

— при входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля;

— возле входной группы в здание отсутствует схема эвакуации, адаптированная для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в здании отсутствует визуальная (в виде контрастно окрашенной поверхности, либо световых маячков) предупредительная информация о препятствии (перед дверными проемами, лестницами, поворотами путей);

— в каждом из учебных помещений, расположенных на первом этаже, не оборудовано минимум по одному месту для обучающихся по каждому виду нарушения здоровья; аудитории не обеспечены надлежащими средствами воспроизведения информации для обучающихся с ограниченными возможностями по зрению и слуху; указанные помещения не оборудованы информационными табличками, выполненными шрифтом Брайля;

Читайте так же:  Продажа транспортного средства юридическим лицом физическому лицу в 2020 году

— отсутствует отдельное помещение для самостоятельной работы в среде, доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

— на первом этаже при входе нет звукового дублирования информации о доступности объекта;

— отсутствуют полосы с противоскользящим покрытием;

— отсутствуют места парковки для инвалидов.

— отсутствует тактильная плитка перед наружной и внутренними лестницами;

— на верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил не предусмотрены предупредительные полосы об окончании перил;

— в туалете для инвалидов отсутствуют крючки для одежды, кабина не оборудована двусторонней аудио связью или кнопкой звонка в дежурную комнату.

Согласно требованиям Федерального закона N 99-ФЗ основаниями для отказа в предоставлении/переоформлении лицензии являются наличие в представленном заявлении о переоформлении/предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации, а также установленное в ходе проверки несоответствие лицензиата/соискателя лицензии лицензионным требованиям.

По результатам проведенных проверок издано 14 приказов Рособрнадзора об отказе в предоставлении/переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи отсутствием специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. По результатам остальных проверок, выявивших несоответствия соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям в части отсутствия специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, заявления о предоставлении/переоформлении лицензии были отозваны образовательными организациями.

Обзор документа

Рособрнадзор перечислил основные нарушения лицензионных требований при ведении образовательной деятельности. Например, у соискателя лицензии/лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные основные профессиональные программы высшего образования; при входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля; в помещениях отсутствуют полосы с противоскользящим покрытием; отсутствует отдельное помещение для самостоятельной работы в среде, доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

При таких нарушениях могут отказать в оформлении/переоформлении лицензий.

Правительство РФ утвердило положение о лицензировании образовательной деятельности

Правительство РФ своим постановлением от 28 октября 2013 года № 966 утвердило положение о лицензировании образовательной деятельности.

Как отмечается в материалах правительства, документ подготовлен в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных в ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В утвержденном положении прописаны исчерпывающие лицензионные требования и условия, которые должны выполняться при осуществлении образовательной деятельности, перечень оказываемых услуг при осуществлении такой деятельности, требования к документам, предоставляемым соискателем лицензии или лицензиатом для получения лицензии или ее переоформления, а также особенности процедуры лицензионного контроля.

Определено, что действие документа распространяется на образовательную деятельность, которую осуществляют образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Таким образом, устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая те, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (находящиеся в ведении СВР России, ФСБ России и ФСО России), а также образовательные организации высшего образования, самостоятельно устанавливающие образовательные стандарты.

Отметим, что по сравнению с ранее установленной процедурой лицензирования образовательной деятельности постановление определяет:

  • особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, включая лицензирование образовательной деятельности духовных образовательных организаций;
  • особенности осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;
  • требования к реализации образовательных программ в сетевой форме (для лицензиата);
  • требования наличия у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • требования наличия согласованных с ГИБДД МВД России программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям – для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств.

Ряд изменений вносится документом в постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 года № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», а некоторые акты правительства (положения актов), относящиеся к сфере лицензирования образовательной деятельности, утрачивают силу.

Лицензировать нельзя не лицензировать?

Добрый день, коллеги! Близится начало учебного года, и, как грибы после дождя, активизируются проекты, направленные на организацию досуга и обучения подрастающего поколения.

О том, что такое образовательная лицензия, с какими сложностями связано ее получение – не раз уже писали на Регфоруме, а вопросы, нужна ли лицензия в том или конкретном случае – раз за разом становятся поводами для дискуссий на профессиональных форумах, включая наш.

Наибольшие сложности, представляется, вызывают истории, связанные с организацией деятельности, которая по своей сути наиболее близка к дополнительному образованию детей и взрослых.

Почему я написала выше «наиболее близка…», а не «является…»? Потому что, как кажется (и о чем пойдет речь ниже), нередко сложно определиться, что же перед нами: дополнительное образование, досуг или просветительская деятельность, – в то же время от ответа на этот вопрос многое зависит.

Согласно действующей редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ; далее – Закон об образовании):

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ, а образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии со статьей 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию, при этом нет необходимости получать лицензию индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно.

Читайте так же:  Отпуск без сохранения заработной платы работающим пенсионерам в 2020 году

Помимо ИП-одиночек «повезло» частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» (см. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»).

Приведенные выше положения законодательства, касающиеся необходимости лицензирования, можно толковать двояко. Первый вариант восприятия: если организация осуществляет определенную деятельность просветительской направленности, не имея образовательной программы, не выдавая по окончанию курса документов об образовании и т.п., то требования о лицензировании на нее не распространяются.

При таком подходе мы, по сути, живем «старыми» категориями, вытекающими из Закона об образовании до внесения в него изменений в 2014, если мне память не изменяет, году.

Другое толкование норм Закона об образовании диктует гораздо более строгое отношение к организациям, осуществляющим деятельность в рассматриваемой сфере, и сводится к тому, что если деятельность так или иначе связана с образованием, обучением, то она подлежит лицензированию в обязательном порядке. И то, что у той или иной организации нет образовательной программы со всей ее атрибутикой в виде учебных планов, программ и прочего ужаса – это не палочка-выручалочка от необходимости получения лицензии на образование, а наоборот – недоработка конкретного юридического лица.

При таком понимании требований законодательства под «Дамокловым мечом» риска ответственности за образовательную деятельность без лицензии находятся все организации, у которых среди видов деятельности есть образовательные ОКВЭД (например, 85.41 – Образование дополнительное детей и взрослых; 85.42.9 – Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки), а также те, у которых этих ОКВЭД нет, но название включает, допустим, слова «Школа», «Образовательный центр» и т.п.

Боюсь, в сфере тенденций последних лет по «бескошмарному» выводу из тени всего, что можно оттуда легко вывести, последнее толкование должно быть концептуально ближе проверяющим и контролирующим органам.

На практике, однако, осуществляет деятельность внушительное количество секций, клубов, центров развития и т.п., для которых получение образовательной лицензии весьма трудоемко, проблематично, а то и невозможно.

Да и интуитивно не всегда понятно, нужна ли лицензия в случае, скажем, деятельности детского кружка оригами (рисования, лепки, авиамоделирования, робототехники, секции игры в шашки/хоккей на траве/кёрлинг и т.п. и т.д. по интересам).

Когда мой ребенок вышел после занятия с бумажным журавлем в руках – это он обучился? Или просто хорошо провел время?

А если он у меня раз в неделю месяц через два ходит лениво пинать мяч в компании сверстников под присмотром тренера – это он у меня дополнительно образовывается в области спорта? Или просто играет себе в удовольствие?

К сожалению, ни Закон об образовании, ни ведомственные акты четкой грани не проводят.

Показательной, как мне кажется, является ситуация с Политехническим музеем, который в 2016 г. был привлечен к ответственности за организацию образовательных кружков без лицензии, но позднее добился отмены штрафа в судебном порядке (Московский городской суд, дело № 7-4312/2017).

Изначально музею был назначен штраф в размере 185 тысяч рублей за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ).

Надо отметить, что много лет кружки Политеха никого из проверяющих не интересовали, но потом произошла некая конфликтная ситуация с одним конкретным ребенком в одном конкретном кружке, родители подняли шум, «прокуратура открыла глаза», и далее понеслось.

Отменяя штраф, судья Московского городского суда указал:

«Деятельность ФГБУК «Политехнический музей» не является деятельностью по реализации образовательных программ, по итогам организуемых циклов лекций не выдается итогового документа об образовании, а деятельность в указанной части осуществляется в рамках культурно-просветительской деятельности, которая не подлежит лицензированию».

Таким образом, в данном конкретном решении Мосгорсуд по сути воспроизвел «лайтовый» подход к лицензированию подобного рода мероприятий, что, как кажется, может стать хорошим аргументом для всех тех организаций, которые идут по пути Политеха и просвещают детей и молодежь без лицензии (отмечу, у музея среди дополнительных ОКВЭДов образовательная деятельность указана открыто!).

Очевидно, однако, что решение по одному конкретному делу – это не повод для спокойного сна всех тех, кто находится в похожей ситуации. Судя по количествам тем и бесед по теме на различных профессиональных форумах и сайтах юридических советов, проблема является насущной.

Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность

Законодательство, регулирующее в России сферу образовательных услуг, в последние годы весьма существенно изменилось. С одной стороны, теперь обучение могут осуществлять не только государственные учреждения, но и коммерческие организации, с другой же, было введено обязательное лицензирование любой подобной деятельности. Именно поэтому особую актуальность приобрел вопрос, нужна ли образовательная лицензия в том или ином случае.

Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

Законодательные акты, определяющие необходимость образовательной лицензии

Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:

  • Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
  • Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
  • Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года
Читайте так же:  По какой стоимости оприходовать излишки при инвентаризации в 2020 году

В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.

Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.

Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия

Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.

Дошкольное и среднее общее образование

Вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.

Профессиональное образование

Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:

  • среднее профессиональное;
  • высшее с присвоением степени бакалавра;
  • высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
  • высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).

Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.

Дополнительное профессиональное образование

Данный вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является:

  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.

Профессиональное обучение

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Образовательные услуги по профессиональному обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ:

  • подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
  • переподготовка рабочих и служащих;
  • повышение квалификации рабочих и служащих.

Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.

Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется

В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.

Оформление образовательной лицензии под ключ от 48 000 рублей в любом регионе России

Необходимый перечень документов на лицензию образовательной деятельности

Действующее отечественное законодательство предусматривает обязательное получение лицензии для оказания образовательных услуг. Особое внимание уделяется при этом такому виду обучения как дополнительное образование. Существует несколько особенностей, которые следует учитывать в тех случаях, когда организация планирует оказывать подобные услуги. Они касаются как перечня документов необходимых для лицензии на образовательную деятельность, так и требований, предъявляемых к самой организации.

Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

Нормативные акты, определяющие перечень документов для оформления лицензии на образовательную деятельность

Основные требования и условия получения лицензии на образовательную деятельность, включая перечень необходимых для этого документов, содержатся в следующих нормативных актах:

  • Закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ», датированный 29.12.2012 года;
  • Закон №99-ФЗ «О лицензировании…», изданный 04.05.2011 года;
  • Постановление Правительства России №966, подписанное 28.10.2013 года.

Необходимо отметить, что оба указанных Федеральных закона разработаны и введены в действие относительно недавно. Это свидетельствует о том, что именно в последнее время была существенно изменена законодательная база, регулирующая рассматриваемую деятельность.

По сути, с начала 2013 года действуют новые правила оказания образовательных услуг, которые затем были скорректированы вышедшим несколько позднее Постановлением российского кабмина. Именно в нем подробно описаны основные требования, предъявляемые к организациям, которые планируют оказывать услуги в сфере дополнительного образования, и перечень документов, необходимый для получения ими лицензии на образовательную деятельность.

Необходимые условия и документы на лицензирование дополнительного образования

Для того чтобы иметь возможность оказания услуг по дополнительному образованию, необходимо выполнить два основных условия:

  1. Пройти регистрацию в качестве некоммерческой организации.
  2. Подготовить перечень необходимых документов и получить лицензию на образовательную деятельность.

Вполне логично рассмотреть каждое из указанных условий отдельно.

Регистрация некоммерческой организации

Действующее законодательство допускает оказание услуг в сфере дополнительного образования только со стороны некоммерческих организаций (НКО). НКО представляет собой юридическое лицо, созданное не с целью получения прибыли (как коммерческая организация), а имеющее задачу реализовать какую-либо социальную функцию, связанную с образованием (как в рассматриваемом случае), культурой, здравоохранением, охраной правопорядка или другими подобными целями. Данное требование, предъявляемое к учреждению, планирующему оказание услуг по дополнительному образованию, объясняется тем, что именно этот вид образовательной деятельности наиболее ориентирован на удовлетворение нематериальных потребностей человека, относящихся, главным образом, к духовной сфере.

Читайте так же:  Сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество в 2020 году

Наиболее распространенными видами НКО являются:

  • общественная или религиозная организация;
  • некоммерческое партнерство;
  • общественный фонд;
  • государственная корпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • автономная некоммерческая организация.

Именно две последних организационно-правовых формы наиболее часто применяются в тех случаях, когда осуществляется оказание услуг по дополнительному образованию.

Перечень документов, необходимых для лицензирования дополнительного образования

Одно из основных требований, обязательных для выполнения при получении образовательной лицензии – это подготовка документов, перечень которых содержится в указанных выше нормативных актах. Они подаются в соответствующий орган при министерстве образования РФ, а именно Федеральную службу по надзору (Рособрнадзор). Список документов четко показывает, какие требования предъявляются к организации, для получения лицензии на образовательную деятельность.

Заявление на получение лицензии. Форма бланка заявления, которое подается в Рособрнадзор, определяется территориальными органами Минобразования на основе общих правил и требований, содержащихся в указанных в первом разделе статьи федеральных законодательных документах. Бланк заявления и образец его заполнения выглядят следующим образом.

Заполнение заявления не представляет особой сложности. Практически все данные, необходимые для этого, содержатся в прилагаемых документах на получение образовательной лицензии, перечисленных ниже. Особое внимание следует обратить на указание всех программ дополнительного образования, которые организация планирует оказывать. Только в этом случае подобная деятельность становится легальной.

Обязательным условием рассмотрения заявления и приложенных к нему документов является оплата государственной пошлины. Указание о ее осуществлении обязательно должно содержаться в заявлении. Кроме того, необходимо также разместить возможные варианты связи с руководителем соискателя или ответственным лицом. Это может понадобиться при возникновении вопросов или необходимости доработать список представленных документов.

Уставные документы организации и свидетельства о регистрации и постановке на учет. Данный документы входят в стандартный пакет, который оформляется практически всегда, как при получении каких-либо лицензий или разрешений, так и при регистрации сделок и других подобных операциях, производимых юридическим лицом. При этом необходимо учесть, что документы должны быть в виде нотариально заверенных копий.

Свидетельство о праве собственности или аренде учебных помещений.

Учебные планы и программы. Данные документы должны соответствовать ведомственным требованиям, быть утверждены руководителем. Кроме того, обычно также указываются их сроки, продолжительность и преподаватели, для каждого из которых указываются сведения о квалификации (с приложением копий дипломов) и предыдущей трудовой деятельности (данные подтверждаются копиями трудовых книжек).

Документы, подтверждающие соответствие требованиям законодательства для получения образовательной лицензии:

  • справка о материально-технической оснащенности;
  • санитарное заключение о пригодности помещения (выдается Роспотребнадзором);
  • справка о наличии необходимых условий для организации питания учащихся и сотрудников образовательного учреждения, а также охраны их здоровья (если это необходимо);
  • заключение органов Госпожнадора.

Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Опись всех представленных документов.

После получения указанного перечня документов, территориальный орган Рособрнадзора в течение 60 дней обязан либо выдать лицензию на ведение образовательной деятельности, либо направить соискателю мотивированный отказ.

Оформление образовательной лицензии под ключ от 48 000 рублей в любом регионе России

Порядок лицензирования образовательной деятельности

Лицензирование образовательной деятельности требуется не во всех случаях. Когда нужно оформлять лицензию, в какой орган обращаться и как проверить наличие лицензии — наиболее актуальные вопросы в этой области.

Что такое лицензия на образовательную деятельность

Правовые основы лицензирования образовательных услуг заложены в законах «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с ними под лицензией на образовательную деятельность понимается специальное разрешение на право организации или предпринимателя заниматься деятельностью по реализации образовательных программ, подтвержденное выданным лицензирующим органом бумажным или электронным документом.

Образовательные программы в соответствии с перечнем, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, делятся на следующие виды:

Вид образовательной программы

Подвид образовательных услуг

Основные общеобразовательные программы

По уровню образования

Основные профессиональные образовательные программы

По уровню образования

Подготовка служащих и рабочих

Подготовка специалистов среднего звена

Основные программы профессионального обучения

По направлению подготовки

Программы профессиональной подготовки рабочих и служащих

Программы переподготовки рабочих и служащих

Программы повышения квалификации рабочих и служащих

Дополнительные общеобразовательные программы

По подвиду образовательной программы

Дополнительные профессиональные программы

По подвиду образовательной программы

Образовательные программы, целью которых является подготовка служителей и персонала религиозных организаций

Лицензия на образовательную деятельность по дополнительному образованию

Остановимся немного подробнее на дополнительном образовании.

В соответствии с п. 14 ст. 2 закона № 273-ФЗ под ним понимается образование, не связанное с повышением уровня и направленное на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей лица. Такое образование может быть нацелено на совершенствование:

  • физических;
  • духовно-нравственных;
  • интеллектуальных;
  • профессиональных навыков обучающегося.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если дополнительное образование реализуется в рамках общеобразовательных программ, то на него не распространяются государственные стандарты образования. Если же обучающийся занимается по дополнительной профессиональной программе, то преподаватели должны ориентироваться на стандарты образования (письмо Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09).

Когда не требуется лицензия

В ряде случаев лицензирование образовательной деятельности не требуется:

  1. При самостоятельном оказании образовательных услуг индивидуальными предпринимателями (ИП) без привлечения ими педагогических работников (п. 1 положения «О лицензировании…», утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966).
  2. Частным организациям на территории инновационного центра «Сколково» (п. 1 положения о лицензировании).
  3. Организациям, занимающимся образовательной деятельностью на территории инновационных научно-технических центров (ИНТЦ, ч. 3 ст. 21 закона «Об ИНТЦ…» от 29.07.2017 № 216-ФЗ).
  4. При проведении разовых семинарских занятий, лекций, консультаций и т. п., поскольку их нельзя подвести под понятие образовательной программы.
Читайте так же:  Распространение информации это действия направленные на получение в 2020 году

ВАЖНО! Во всех остальных случаях оказание услуг в сфере образования без специального разрешения чревато привлечением к административной (ч. 2 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 19.20 КоАП) и уголовной (ст. 171 УК) ответственности.

Лицензирование образовательной деятельности в 2018 году: лицензирующий орган и соискатели лицензии

Лицензирование образовательной деятельности вправе осуществлять уполномоченные органы, к которым, в соответствии с ч. 3 ст. 91 закона № 273-ФЗ, отнесены:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая занимается выдачей разрешений в случаях (ч. 7 ст. 6 закона № 273-ФЗ):
  • оказания соискателем услуг в сфере высшего образования;
  • если соискателем выступает:
    • профессиональная государственная организация федерального уровня, осуществляющая подготовку специалистов в областях, упомянутых в перечне специальностей, утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 437 (например, в сфере информационной безопасности, горного и нефтегазового дела, энергетики и т. д.);
    • российская организация, расположенная за рубежом;
    • иностранная организация, филиал которой размещается на территории РФ.
  1. Орган исполнительной власти региона, которому переданы соответствующие полномочия. Например, в Москве таким органом выступает департамент образования города. Такие органы занимаются выдачей разрешений в оставшихся случаях.

В лицензирующий орган с заявлением о выдаче разрешения могут обращаться:

  1. Образовательные организации, к которым относятся исключительно некоммерческие юридические лица, для которых оказание услуг в сфере образования является основным видом деятельности.
  2. Организации, осуществляющие обучение, которыми выступают те юридические лица, для которых образовательные услуги являются дополнительным видом деятельности, например организации соцобслуживания, здравоохранения, загранучреждения Министерства иностранных дел и т. д. (ст. 31 закона № 273-ФЗ).
  3. ИП, оказывающие услуги в сфере образования с привлечением педагогических работников.

Как получить лицензию на образовательную деятельность

Порядок и нюансы получения специального разрешения в подразделениях Рособрнадзора и региональных органах исполнительной власти аналогичны.

В территориальном органе Рособнадзора

В органе исполнительной власти субъекта России

Акт, регламентирующий процедуру

Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 17.03.2015 № 244

Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 25.11.2014 № 1517

Срок, отведенный на рассмотрение заявления соискателя

45 рабочих дней

Прием должностным лицом уполномоченного органа заявления и пакета документов под опись (ее копия направляется соискателю разрешения)

Регистрация заявления (непосредственно в день передачи при непосредственной подаче документов или не позднее следующего рабочего дня при получении по почте или через интернет)

Проверка документов на правильность оформления в течение 3 рабочих дней, к моменту истечения которых должностное лицо направляет соискателю уведомление о приеме заявления или необходимости устранения замечаний

Запрос в порядке межведомственного обмена должностным лицом сведений в иных публичных структурах

Проведение выездной и документарной проверки соискателя

Подготовка в течение 4 рабочих дней с момента завершения проверок должностным лицом проекта приказа о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения и передача его руководителю органа

Реестр лицензий на образовательную деятельность

На основании п. 23 положения о лицензировании сводный реестр лицензий на образовательную деятельность ведет Рособрнадзор. Размещенная в реестре информация в соответствии с ч. 7 ст. 21 закона № 99-ФЗ является открытой. Ознакомиться с ней можно в т. ч. на официальном сайте службы.

Из реестра можно узнать сведения:

  • о лицензиате (наименование, место нахождения, ИНН, КПП и др.);
  • лицензирующем органе (наименование);
  • документе, удостоверяющем разрешение;
  • статусе и сроке действия лицензии и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ранее правила ведения реестра регулировались специальным порядком, утв. приказом Рособрнадзора от 01.11.2012 № 1352, но с 2014 года этот акт утратил силу (см. приказ Рособрнадзора от 09.09.2014 № 1455), а новый документ ему на смену еще не утвержден.

Как проверить лицензию на образовательную деятельность

Третьим лицам можно несколькими способами убедиться в том, что у ИП или юридического лица имеется действующая лицензия:

  • воспользовавшись формой поиска по сводному реестру, размещенному на официальном сайте Рособрнадзора;
  • изучив сайт организации или предпринимателя, на котором в соответствии с требованиями к структуре официального сайта, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, должна быть размещена копия лицензии;
  • письменно запросив такую информацию в лицензирующем органе;
  • посетив место нахождения образовательной организации или ИП, которые должны оборудовать стенд или иным образом разместить для общего доступа информацию о номере и сроке действия лицензии, а также лицензирующем органе.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итоги, стоит отметить, что образовательная деятельность, за некоторыми исключениями, подлежит обязательному лицензированию. Полномочия в этой области разделены между Рособрнадзором и специальными органами исполнительной власти субъектов, которые, несмотря на различия, действуют в схожем порядке.

Требования к получению лицензии на образовательную деятельность в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here