Субсидиарная ответственность вне рамок дела о банкротстве в 2020 году

Самое важное в статье: "Субсидиарная ответственность вне рамок дела о банкротстве в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Субсидиарная ответственность вне рамок дела о банкротстве в 2020 году

29 июля 2017 года был принят Федеральный закон № 266-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» («Закон о банкротстве») в части облегчения привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам должника-банкрота. Поправки носят комплексный характер. Изменения коснулись как самого понятия контролирующего лица, так и порядка привлечения его к ответственности.

16.08.2017 Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», www.epam.ru

«Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

1. Уточнение понятия контролирующего лица

Как и в предыдущей редакции Закона о банкротстве, контролирующим лицом признается такое лицо, которое имеет право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника. Однако Закон теперь устанавливает презумпцию наличия контроля и у лиц, которые извлекают выгоду из незаконного или недобросовестного поведения руководства компании.

При этом сохранилась открытость перечня оснований для признания лица контролирующим, в перспективе позволяющая судам вырабатывать дополнительные критерии для признания лица контролирующим.

Иммунитет от признания контролирующими лицами вводится в отношении миноритариев, связь которых с компанией ограничивается исключительно прямым владением менее чем 10% уставного капитала юридического лица и получением обычного дохода, связанного с этим владением. При этом законодатель не конкретизирует, что понимается под «обычным доходом» таких миноритариев.

2. Доказательственные презумпции против контролирующих лиц

Законом вводятся многочисленные доказательственные презумпции, а также механизмы перераспределения бремени доказывания:

a. Законодатель расширяет перечень обстоятельств, при наличии которых презюмируется причинно-следственная связь между действиями контролирующего лица и невозможностью полного погашения требований кредиторов. В частности, данная презумпция теперь прямо устанавливается в следующих случаях:

  • если документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;
  • если на дату возбуждения дела о банкротстве в Единый государственный реестр юридических лиц и (или) в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лицне внесены подлежащие обязательному внесению сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице;
  • если должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.

b. Если уполномоченное лицо не исполнило обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд, на него возлагается бремя доказывания отсутствия причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и нарушением данной обязанности.

c. Если лицо по неуважительным причинам не предоставило отзыв на заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности или возражения оказались явно неполными, бремя доказывания отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности может быть возложено на это лицо.

3. Возможность освобождения номинальных директоров от ответственности

Законом предусматривается новое правило, согласно которому контролирующее лицо освобождается от субсидиарной ответственности, или ее размер может быть уменьшен, если указанное лицо представит доказательства того, что: а) осуществляло функции органа управления номинально, и б) благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо и (или) обнаружено скрывавшееся им имущество. Важно подчеркнуть, что для освобождения от ответственности или уменьшения ее размера необходимо выполнение обоих указанных условий.

4. Расширение перечня способов распоряжения правом требования к контролирующему лицу

Закон вводит прямую норму о том, что кредиторы имеют право выбора способа распоряжения своим правом требования к контролирующему лицу: (1) взыскать долг самому, (2) продать право требования на торгах или (3) уступить его другому кредитору. При этом в случае, если кредитор не реализует свое право на выбор такого способа, в качестве общего правила применяется именно продажа права требования на торгах.

5. Сроки давности привлечения к ответственности контролирующих лиц

Изменения коснулись и сроков привлечения контролирующих лиц к ответственности. Закон устанавливает, что заявление о привлечении лиц к субсидиарной ответственности может быть подано в течение 3 лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее 3 лет со дня признания должника банкротом и не позднее 10 лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.

6. Особенности рассмотрения заявления о привлечении контролирующих лиц к ответственности вне рамок дела о банкротстве

В случае если заявление о привлечении к субсидиарной ответственности подано после прекращения конкурсного производства и по результатам завершения процедуры банкротства не удовлетворены требования более чем одного лица, имеющего право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, к рассмотрению заявления применяются следующие особенности:

a. в заявлении должен быть указан круг лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности;

b. заявление рассматривается по правилам рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц (глава 28.1 АПК РФ) независимо от количества присоединившихся к требованию лиц;

Читайте так же:  Протокол общего собрания учредителей о назначении директора в 2020 году

c. предложение о присоединениик заявлению может быть сделано путем включения сообщения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

d. в решении о привлечении лица к субсидиарной ответственности указывается сумма, взысканная в интересах каждого отдельного кредитора, и очередность погашения их требований;

e. выдавая исполнительные листы на принудительное исполнение решения о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, арбитражный суд помимо сведений о сумме, подлежащей выплате каждому кредитору, указывает очередность погашения требования каждого кредитора.

Кроме того, в случае возникновения необходимости заслушать мнения сторон при разрешении вопроса о принятии обеспечительных мер, суд проводит отдельное судебное заседание с извещением и вызовом сторон в порядке, предусмотренном АПК РФ.

7. Увеличение вознаграждения арбитражного управляющего как мера стимулирования применения субсидиарной ответственности

Законом предусматриваются дополнительные меры стимулирования привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Так, Законом предусмотрено, что арбитражный управляющий, подавший заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующего лица, теперь сможет получить 30% средств, поступивших в конкурсную массу в связи с привлечением контролирующего лица к субсидиарной ответственности.

8. Заключение мирового соглашения контролирующими лицами с кредиторами

К важным нововведениям можно также отнести право контролирующих лиц заключать мировое соглашение с кредиторами, которое может быть утверждено арбитражным судом только при раскрытии контролирующим лицом сведений об имуществе в размере, достаточном для исполнения соглашения. В Законе указывается, что соглашение может быть утверждено только в отношении всех лиц на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности, и в отношении всех лиц на стороне лица, привлекаемого к ответственности. При этом закон требует единогласного одобрения условий мирового соглашения всеми лицами на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности. Однако положение о прекращении обязательств ответчика путем прощения всего долга или его части, понижения очередности исполнения требований отдельного кредитора может быть включено в мировое соглашение только по согласию данного кредитора, выраженному в письменной форме.

Действие поправок во времени

Поправки вступили в силу 30 июля 2017 года. Их действие распространяется на заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, поданные с 1 июля 2017 года. Положения, связанные с рассмотрением заявлений о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности после признания должника банкротом, применяются к заявлениям, если процедуры конкурсного производства прекращены после 1 сентября 2017 года.

Авторы: старший юрист Евгений Гурченко и младший юрист Александр Свашенко

Субсидиарная ответственность вне рамок дела о банкротстве в 2020 году

Введите ваш e-mail:

16.08.2017

Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», www.epam.ru

«Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

1. Уточнение понятия контролирующего лица

Как и в предыдущей редакции Закона о банкротстве, контролирующим лицом признается такое лицо, которое имеет право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника. Однако Закон теперь устанавливает презумпцию наличия контроля и у лиц, которые извлекают выгоду из незаконного или недобросовестного поведения руководства компании.

При этом сохранилась открытость перечня оснований для признания лица контролирующим, в перспективе позволяющая судам вырабатывать дополнительные критерии для признания лица контролирующим.

Иммунитет от признания контролирующими лицами вводится в отношении миноритариев, связь которых с компанией ограничивается исключительно прямым владением менее чем 10% уставного капитала юридического лица и получением обычного дохода, связанного с этим владением. При этом законодатель не конкретизирует, что понимается под «обычным доходом» таких миноритариев.

2. Доказательственные презумпции против контролирующих лиц

Законом вводятся многочисленные доказательственные презумпции, а также механизмы перераспределения бремени доказывания:

a. Законодатель расширяет перечень обстоятельств, при наличии которых презюмируется причинно-следственная связь между действиями контролирующего лица и невозможностью полного погашения требований кредиторов. В частности, данная презумпция теперь прямо устанавливается в следующих случаях:

  • если документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;
  • если на дату возбуждения дела о банкротстве в Единый государственный реестр юридических лиц и (или) в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лицне внесены подлежащие обязательному внесению сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице;
  • если должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.

b. Если уполномоченное лицо не исполнило обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд, на него возлагается бремя доказывания отсутствия причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и нарушением данной обязанности.

c. Если лицо по неуважительным причинам не предоставило отзыв на заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности или возражения оказались явно неполными, бремя доказывания отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности может быть возложено на это лицо.

3. Возможность освобождения номинальных директоров от ответственности

Законом предусматривается новое правило, согласно которому контролирующее лицо освобождается от субсидиарной ответственности, или ее размер может быть уменьшен, если указанное лицо представит доказательства того, что: а) осуществляло функции органа управления номинально, и б) благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо и (или) обнаружено скрывавшееся им имущество. Важно подчеркнуть, что для освобождения от ответственности или уменьшения ее размера необходимо выполнение обоих указанных условий.

Читайте так же:  Что положено военнослужащему при рождении первого ребенка в 2020 году

4. Расширение перечня способов распоряжения правом требования к контролирующему лицу

Закон вводит прямую норму о том, что кредиторы имеют право выбора способа распоряжения своим правом требования к контролирующему лицу: (1) взыскать долг самому, (2) продать право требования на торгах или (3) уступить его другому кредитору. При этом в случае, если кредитор не реализует свое право на выбор такого способа, в качестве общего правила применяется именно продажа права требования на торгах.

5. Сроки давности привлечения к ответственности контролирующих лиц

Изменения коснулись и сроков привлечения контролирующих лиц к ответственности. Закон устанавливает, что заявление о привлечении лиц к субсидиарной ответственности может быть подано в течение 3 лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее 3 лет со дня признания должника банкротом и не позднее 10 лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.

6. Особенности рассмотрения заявления о привлечении контролирующих лиц к ответственности вне рамок дела о банкротстве

В случае если заявление о привлечении к субсидиарной ответственности подано после прекращения конкурсного производства и по результатам завершения процедуры банкротства не удовлетворены требования более чем одного лица, имеющего право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, к рассмотрению заявления применяются следующие особенности:

a. в заявлении должен быть указан круг лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности;

b. заявление рассматривается по правилам рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц (глава 28.1 АПК РФ) независимо от количества присоединившихся к требованию лиц;

c. предложение о присоединениик заявлению может быть сделано путем включения сообщения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

d. в решении о привлечении лица к субсидиарной ответственности указывается сумма, взысканная в интересах каждого отдельного кредитора, и очередность погашения их требований;

e. выдавая исполнительные листы на принудительное исполнение решения о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, арбитражный суд помимо сведений о сумме, подлежащей выплате каждому кредитору, указывает очередность погашения требования каждого кредитора.

Кроме того, в случае возникновения необходимости заслушать мнения сторон при разрешении вопроса о принятии обеспечительных мер, суд проводит отдельное судебное заседание с извещением и вызовом сторон в порядке, предусмотренном АПК РФ.

7. Увеличение вознаграждения арбитражного управляющего как мера стимулирования применения субсидиарной ответственности

Законом предусматриваются дополнительные меры стимулирования привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Так, Законом предусмотрено, что арбитражный управляющий, подавший заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующего лица, теперь сможет получить 30% средств, поступивших в конкурсную массу в связи с привлечением контролирующего лица к субсидиарной ответственности.

8. Заключение мирового соглашения контролирующими лицами с кредиторами

К важным нововведениям можно также отнести право контролирующих лиц заключать мировое соглашение с кредиторами, которое может быть утверждено арбитражным судом только при раскрытии контролирующим лицом сведений об имуществе в размере, достаточном для исполнения соглашения. В Законе указывается, что соглашение может быть утверждено только в отношении всех лиц на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности, и в отношении всех лиц на стороне лица, привлекаемого к ответственности. При этом закон требует единогласного одобрения условий мирового соглашения всеми лицами на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности. Однако положение о прекращении обязательств ответчика путем прощения всего долга или его части, понижения очередности исполнения требований отдельного кредитора может быть включено в мировое соглашение только по согласию данного кредитора, выраженному в письменной форме.

Действие поправок во времени

Поправки вступили в силу 30 июля 2017 года. Их действие распространяется на заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, поданные с 1 июля 2017 года. Положения, связанные с рассмотрением заявлений о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности после признания должника банкротом, применяются к заявлениям, если процедуры конкурсного производства прекращены после 1 сентября 2017 года.

Авторы: старший юрист Евгений Гурченко и младший юрист Александр Свашенко

Энциклопедия решений. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве

Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве

Заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц за невозможность полного погашения требований кредиторов (ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве) либо за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (ст. 61.12 того же Закона), поданные после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве (возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом), рассматривается арбитражным судом, ранее рассматривавшим дело о банкротстве и прекратившим производство по нему (вернувшим заявление о признании должника банкротом) (п. 2 и п. 5 ст. 61.19 Закона о банкротстве).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Такие заявления рассматриваются судом по правилам главы 28.2 АПК РФ независимо от количества присоединившихся к требованию лиц с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о банкротстве (пп. 2 п. 4 ст. 61.19 Закона о банкротстве, п. 51 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», далее — Постановление N 53).

Вопрос о принятии заявления о привлечении к субсидиарной ответственности рассматривается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд, по результатам чего суд выносит определение (ст. 127 АПК РФ, п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Читайте так же:  Отражена стоимость недостачи выявленной при инвентаризации в 2020 году

Форма и содержание заявления должны соответствовать требованиям, предусмотренным п. 4 ст. 61.19 Закона о банкротстве и ст. 225.13 АПК РФ, в частности, в нем должен быть указан круг лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Если он не указан, арбитражный суд оставляет такое заявление без движения и предоставляет заявителю право ознакомиться с делом о банкротстве в целях определения круга этих лиц для их указания в заявлении о привлечении к субсидиарной ответственности (пп. 1 п. 4 ст. 61.19 Закон о банкротстве). Заявление считается предъявленными в интересах всех кредиторов, имеющих право на присоединение к иску, независимо от того, какой перечень кредиторов содержится в тексте заявления (п. 51 Постановления N 53).

Государственная пошлина оплачивается лицом, подающим заявление, в размере, определенном по правилам пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ исходя из суммы, предъявленной к взысканию в интересах подавшего иск кредитора (абз. второй п. 51 Постановления N 53).

Лицо, в отношении которого подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, обязано представить отзыв на такое заявление. При непредставлении его по неуважительным причинам или явной неполноты возражений бремя доказывания отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности может быть возложено арбитражным судом на лицо, привлекаемое к ответственности (п. 2 ст. 61.15, п. 4 ст. 61.16, п. 2 ст. 61.19 Закона о банкротстве).

К заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности вправе присоединиться кредиторы должника, обладающие правом на обращение с таким же заявлением (п.п. 1-4 ст. 61.14 Закона о банкротстве), а также иные кредиторы, требования которых к должнику подтверждены вступившим в законную силу судебным актом или иным документом, подлежащим принудительному исполнению в силу закона (далее — кредиторы, обладающие правом на присоединение) (п. 52 Постановления N 53).

Заявитель, обратившийся с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности, должен предложить другим кредиторам, обладающим правом на присоединение, присоединиться к его требованию (ч. 2 и ч. 4 ст. 225.14 АПК РФ). Такое предложение должно быть сделано путем включения сообщения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней после принятия судом к производству заявления о привлечении к ответственности (ч. 6 ст. 13 АПК РФ, пп. 3 п. 4 ст. 61.19, п. 3 ст. 61.22 Закона о банкротстве). Суд в определении о принятии заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству вправе возложить на заявителя обязанность по дополнительному извещению кредиторов иным способом, установив порядок и форму дополнительного извещения (ч. 3 ст. 225.14 АПК РФ, п. 53 Постановления N 53).

Кредиторы, обладающие правом на присоединение, могут присоединиться к уже предъявленному требованию в любое время до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, путем направления в письменной форме соответствующего сообщения с приложением документов, подтверждающих наличие у них такого права заявителю. К заявлению о присоединении к требованию также должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, исчисленной по правилам пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ исходя из денежной суммы, предъявленной к взысканию в интересах присоединяющегося кредитора, или право на получение льготы по уплате государственной пошлины либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины. Лицо, чье сообщение (заявление) о присоединении к требованию было направлено и поступило непосредственно в суд, в производстве которого находится дело, считается присоединившимся к исковому требованию (п. 54 Постановления N 53).

Кредитор, обладающий правом на присоединение к заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности, поданному вне рамок дела о банкротстве, не реализовавший это право, утрачивает право на последующее предъявление требования к тому же контролирующему должника лицу по тем же основаниям (ч. 5 ст. 225.16 АПК РФ), за исключением случаев, когда существовала объективная невозможность присоединения к первому требованию, например, кредитор не имел возможности присоединиться к первоначальному требованию ввиду того, что судебное решение, подтверждающее задолженность перед ним (или иной документ — для случаев взыскания задолженности во внесудебном порядке), не вступило в законную силу (абз. второй п. 57 Постановления N 53).

Под основаниями требования о привлечении к субсидиарной ответственности, предполагающего обоснование статуса контролирующего должника лица, понимаются фактические обстоятельства спора, на которых основано притязание о возмещении вреда, обращенное к конкретному лицу. В частности, не могут быть квалифицированы как тождественные требование о привлечении к субсидиарной ответственности, мотивированное непередачей руководителем должника учредительных документов, и требование, мотивированное непередачей им документации об основных активах должника, либо два требования, в основание которых положены разные действия (бездействие) одного и того же контролирующего должника лица (абз. третий п. 57 Постановления N 53).

Должник, по обязательствам которого лицо, привлекается к субсидиарной ответственности, должен быть привлечен к участию в деле, кроме случаев, когда он исключен из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 399 ГК РФ, п. 6 ст. 61.19 Закона о банкротстве).

В решении о привлечении лица к субсидиарной ответственности и в исполнительных листах указывается сумма, взысканная в интересах каждого отдельного кредитора, и очередность погашения их требований в соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве (пп. 4 и пп. 5 п. 4 ст. 61.19 Закона о банкротстве).

Исполнение решения производится в порядке, предусмотренном ст. 61.18 Закона о банкротстве.

Сведения о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу заявления о привлечении к ответственности, и судебном акте о его пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ст. 61.22 Закона о банкротстве).

Читайте так же:  Принудительное изъятие у собственника имущества допускается в 2020 году

Привлечение руководителя-должника к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве

Решением районного суда, по заявлению налоговой инспекции, руководитель предприятия привлечен к субсидиарной ответственности на сумму порядка 2 млн. рублей.

Решением районного суда, по заявлению налоговой инспекции руководитель предприятия привлечен к субсидиарной ответственности (вид ответственности, при котором руководитель предприятия будет отвечать всем принадлежащим ему личным имуществом по долгам предприятия) на сумму порядка 2 млн. рублей.

Инспекцией в отношении юридического лица проведена налоговая проверка, по результатам которой налоговым органом дополнительно начислены налоги, пени и штрафные санкции в общей сумме более 18 млн. рублей. В ходе налоговой проверки выявлено нарушение законодательства о налогах и сборах, которое заключается занижением налоговой базы и в неуплате налогоплательщиком налога.

Судом общей юрисдикции сделан вывод о наличии вины руководителя предприятия в неисполнении обязанности по обращению в Арбитражный суд в установленный п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве срок, последствием указанного деяния является начисление пени при явно усматривающейся причинно-следственной связи между бездействием руководителя-должника и увеличением суммы задолженности перед бюджетом.

В территориальный отдел Управления Федеральной Службы судебных приставов направлен исполнительный лист о взыскании задолженности в размере более 2 млн. рублей и ходатайство о наложении ареста на регистрационные действия. В настоящее время территориальным отделом Управления Федеральной Службы судебных приставов возбуждено исполнительное производство.

Наряду с этим инспекцией направлено заявление о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом), в настоящий момент заявление инспекции не рассмотрено по существу.

В случае введения процедуры банкротства, если в ходе конкурсного производства требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не будут погашены в связи с отсутствием имущества в конкурсной массе должника, инспекция оставляет за собой право подачи искового заявления о привлечении руководителя-должника к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия.

В результате бывший руководитель организации может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на всю сумму задолженности, доначисленную налоговой проверкой в размере более 18 млн. рублей.

Учитывая вышеизложенное, инспекция во избежание привлечения руководителей организаций-должников к субсидиарной ответственности рекомендует налогоплательщикам должным образом вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве, своевременно исполнять обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), которое должно быть направлено в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств, предусмотренных п. 2 статьи 9 Закона о банкротстве.

Нарушение руководителем предприятия этой обязанности в силу п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве влечет за собой его субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим после истечения указанного срока.

Субсидиарная ответственность при банкротстве в 2020 году

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Вернуться назад на Банкротство 2020

Субсидиарная ответственность при банкротстве в 2020 году состоит в правовой возможности принудительного взыскания кредитором задолженности с субъекта, не являющегося прямым должником в случае имущественной недостаточности.

Возмещение производится за счет обоснованного возложения на должника дополнительных обязательств.

До недавнего времени круг лиц, которых можно было законно обвинить в неправомерных, недобросовестных и неразумных действиях, повлекших финансовую несостоятельность, ограничивался высшим менеджментом предприятия. В соответствии с Законом о несостоятельности 127-ФЗ их можно было привлечь к субсидиарной (дополнительной) ответственности, если доказан факт принятия неоправданных управленческих решений.

Был принят ряд правовых актов, расширяющих права кредиторов. Теперь взыскивать задолженность в субсидиарном порядке можно не только с предприятий-банкротов (Федеральный закон об ООО, статья 3 пункт 3.1).

В соответствии с Законом 488-ФЗ срок давности привлечения к ответственности виновных лиц увеличен втрое – до трех лет, и дано право заявлять требования погашения обязательств после завершения конкурсного производства.

Субсидиарная ответственность распространена на участников ООО (руководителя, учредителей и других людей, влияющих на управление фирмой), исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке.

Круг возможных виновников расширен, и теперь включает в себя контролирующих, аффилированных и прочих лиц, по причине действий которых предприятие утратило платежеспособность. Объединяющим признаком служит возможность давать распоряжения, обязательные для исполнения.

Простыми словами субсидиарная ответственность описывается как взыскание материальных ценностей, составляющих личную собственность, для компенсации убытков и выплаты задолженностей.

В статье 53.1 Гражданского кодекса РФ изложены основания для привлечения к субсидиарной ответственности – доказанность «недобросовестности и неразумности» решений руководителя предприятия, вследствие действий и или бездействия которого нанесен ущерб. Судебная практика показывает, что добиться этого бывает весьма непросто.

Процедура привлечения к субсидиарной ответственности сложна и включает в себя ряд проверок.

В первую очередь необходимо выяснить очевидные факты – должностные полномочия, родственные связи, корпоративную аффилированность, выданную доверенность на управление и т. д., если таковые факты имели место.

Второй круг проверки – установление фактических возможностей влиять на принятие решений. Если управляющий был назначен учредителями, арбитражный суд выясняет, контролирует ли он действительно ситуацию или является чисто формальным лицом. Ситуация с пресловутыми «председателями» настолько распространена и применяется мошенниками так давно, что фамилия Фунт стала нарицательной для обозначения номинального руководителя.

Третий важный момент – возможная субсидиарная ответственность группы, то есть нескольких лиц сразу. Она может быть солидарной (равномерной) или долевой (пропорциональной нанесенному ущербу) в зависимости от последствий действий или бездействий каждого из участников.

Четвертым распространенным признаком, служащим основанием для привлечения к субсидиарной ответственности, является отказ руководителя подавать заявление в суд о признании компании банкротом (что он обязан сделать согласно требованиям статьи 9 Федерального закона 127-ФЗ).

Читайте так же:  Срок действия удостоверения тракториста машиниста старого образца в 2020 году

И напротив, если есть доказательства добросовестности мотивов (принятие мер, адекватных ситуации, наличие плана оздоровления), управленец может быть освобожден от личной ответственности за доведение предприятия до состояния банкротства.

Ответственность за неспособность погашать задолженности традиционно возлагается на первых лиц предприятия: высших руководителей и владельцев бизнеса. Кроме них привлекаться также могут и другие лица, действия которых могут создать условия для банкротства.

К таковым относятся:

• главный бухгалтер;
• лица, формально не связанные с предприятием, но фактически руководившие им два года и более до момента банкротства.

В статье 2 Федерального закона 127-ФЗ дается определение сторонних физических лиц, причастных к управлению компанией. Подробнее о них будет рассказано ниже, в отдельном пункте.

Инициаторами привлечения к субсидиарной ответственности могут выступать кредиторы и арбитражные управляющие. Для этого законодательством установлены условия, соответствующие правам кредиторов и критериям банкротства.

Ограниченность ответственности учредителя ООО распространяется только на ситуации, когда имущества предприятия достаточно для погашения всех задолженностей. Во всех остальных случаях в отношении него действуют те же правила, что и для обычного индивидуального предпринимателя, неспособного отвечать по своим обязательствам.

Наемный руководитель несет материальную ответственность перед работодателями (владельцами бизнеса). Признаками действий, позволяющими привлечь к ней, являются:

• Заключение сделок, наносящих ущерб предприятию в личных интересах.
• Сокрытие или умышленное искаженное представление участникам бизнеса информации о сделках.
• Отсутствие мер по получению важной для условий сделки информации (проверки добросовестности контрагента, условий лицензирования и пр.).
• Игнорирование существенных сведений при заключении договоров.
• Фальсификация, потеря или кража документации предприятия (например, если генеральным директором похищены или подделаны документы бухгалтерского учета).

В своем большинстве подобные деяния (действия или бездействие) являются злонамеренными и их суть состоит во введении в заблуждение учредителей фирмы или акционеров ООО, или проявленной служебной халатности. Владельцы бизнеса вправе подавать в суд на проворовавшегося или беспечного руководителя, ими назначенного.

Если же бизнесом управляет сам его владелец, то он несет полную ответственность за нанесенный ущерб, включая субсидиарную, если имущества недостаточно для погашения задолженности перед сторонними кредиторами. Свои финансовые потери он простит себе сам.

В процессе ведения бухгалтерского учета практически невозможно сохранять неосведомленность об истинных намерениях руководителя предприятия. Этим обстоятельством обусловлена высокая степень (вплоть до уголовной) ответственности главного бухгалтера. Трудно предположить, что он не знал о злонамеренных деяниях директора или владельца.

Несмотря на эту очевидность, субсидиарная ответственность может быть возложена только на основании четкой доказательной базы.

Ее основу обычно составляют следующие факты, выявленные в процессе ликвидации ООО:

• Выявлено отсутствие ключевых документов бухучета, особенно первичных (накладных, счетов-фактур и пр.).
• Представлена неполная информация о движении ТМЦ (некоторые операции не отражены в отчетности).
• Сведения бухгалтерской отчетности намеренно искажены в целях ухода от налогообложения и сокрытия махинаций.
• Доказано участие главбуха в доведении предприятия до состояния преднамеренного или фиктивного банкротства, а также сделках сомнительной доходности.

Избежать субсидиарной ответственности главный бухгалтер может, только если сумеет доказать отсутствие своего влияния на процесс принятия управленческих решений, или тот факт, что он действовал по принуждению. В данном случае имеет место своеобразная «презумпция виновности». Смягчающим обстоятельством служит идеальное состояние отчетности и отсутствие нарушений ПБУ.

Признаки стороннего физического лица, причастного к управлению компанией, перечислены в статье 2 127-ФЗ и других правовых нормативных актах, где они практически дублируются:

• Возможность давать обязательные к исполнению распоряжения.
• Способность направлять функционирование фирмы убеждением, авторитетом или принуждением.
• Наличие непосредственного влияния на руководство компании.

Привлечь к субсидиарной ответственности аффилированных, должностных, административных и прочих лиц, имеющих неформальные, но эффективные рычаги воздействия на предприятие, очень сложно. Это становится возможным только при наличии неопровержимых доказательств.

Ранее применение субсидиарной ответственности было возможно только к руководителям предприятий, в отношении которых открыто делопроизводство по признанию их финансовой несостоятельности.

В последнее время правовые нормы претерпели ряд изменений. В частности, в статью 10 Федерального закона 127-ФЗ внесены существенные поправки. Перемены коснулись и 129-ФЗ.

В целом их суть состоит в том, что стало возможным привлечение без банкротства виновных лиц к субсидиарной ответственности.

Актуальность нововведения была осознана в первую очередь налоговиками, слишком часто сталкивающимися с проблемами. Некоторые должники не спешили отвечать по своим обязательствам, при этом банкротами себя не объявляя. Решение в судебном порядке тоже не всегда приводило к успеху, тем более что кредитору часто не хотелось нести затраты на возбуждение дела.

Внебанкротное субсидиарное принуждение к уплате задолженности имеет свои процессуальные особенности.

Если в отношении должника уже возбуждалось дело о признании финансовой несостоятельности, но было по какой-либо причине прекращено, то заявление следует подавать в тот же суд, где оно изначально слушалось.

При отсутствии такого факта в биографии должника, требование будет рассматривать районный суд общей юрисдикции или арбитраж по месту его жительства.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Прецеденты уже есть. Кредиторам удается взыскивать сотни тысяч рублей из личных средств руководителей предприятий, не считающихся банкротами.

Субсидиарная ответственность вне рамок дела о банкротстве в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here