Содержание
- 1 Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
- 2 Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию
- 3 Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства могут скорректировать
- 4 Изменились критерии признания предпринимателей субъектами малого и среднего бизнеса
- 5 Субъекты малого предпринимательства понятие и критерии отнесения в 2020 году
- 6 Малое предприятие: критерии отнесения в 2019-2020 году
- 7 Новые критерии малого предпринимательства в 2020 году
- 8 Субъекты малого и среднего предпринимательства: кто к ним относится в 2018 году?
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
До 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные настоящей статьей, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Информация об изменениях:
Часть 1.1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
Информация об изменениях:
Подпункт «а» изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ
Подпункт «а» изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» настоящего пункта;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
е) утратил силу с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию
Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.
Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.
Основные критерии определения малого предприятия 2019
Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:
- попадать в рамки лимита по размеру доходов;
- попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
- попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:
Доля участия других лиц в капитале
Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.
Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.
Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.
Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:
- акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- участников проекта «Сколково»;
- компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
- компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.
Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/[email protected] разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.
Единый реестр малых и средних предприятий
С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:
- сведений о доходах;
- среднесписочной численности сотрудников;
- данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
- информации от других государственных органов.
Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.
В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.
Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.
Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.
Льготы для малых предприятий в 2019 году
Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.
- Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
- Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.
- Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
- Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
- Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
- Имеют преференции в системе госзакупок.
- Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.
О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.
Проверки малых предприятий 2019
Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.
В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.
Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.
Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:
- банки;
- страховщики;
- ЧОПы;
- недропользователи;
- формацевтические компании;
- перевозчики
и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется
Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.
Вклады малых преприятий теперь застрахованы
С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.
Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства могут скорректировать
Разработаны меры по развитию инвестирования и расширению масштабов инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Соответствующий правительственный законопроект 1 внесен в Госдуму.
Предлагается увеличить порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25% до 49%. По данным ФНС России, по состоянию на 1 января 2014 года в России зарегистрировано 45 719 юридических лиц, суммарная доля в уставном капитале которых принадлежит иным юридическим лицам – российским организациям и составляет от 25% до 49%, а также 4804 юридических лица, суммарная доля в уставном капитале которых принадлежит иным юридическим лицам – иностранным организациям и составляет от 25% до 49%.
Кроме того, законопроектом предусмотрено наделение статусом субъекта малого и среднего предпринимательства:
- организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково» без учета доли участия в уставном капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских);
- юридических лиц, доля участия в уставном капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества (вне зависимости от размера такой доли).
Также планируется исключить требования к периодичности установления Правительством РФ предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, что по действующему законодательству такие предельные значения выручки и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 4 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Отмечается, что это позволит кабмину своевременно принимать решения в отношении предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в целях учета изменений в экономической конъюнктуре в стране.
Предполагается, что принятие законопроекта приведет к росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1%, что, в свою очередь, будет сопровождаться увеличением численности занятых, объема оборота и объема инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях.
Изменились критерии признания предпринимателей субъектами малого и среднего бизнеса
Правительство РФ увеличило в два раза предельные значения годовой выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Соответствующее постановление опубликовано на сайте кабмина 1 .
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для отдельных категорий предпринимателей этот критерий составил следующие значения:
- микропредприятия – 120 млн руб.;
- малые предприятия – 800 млн руб.;
- средние предприятия – 2 млрд руб.
Кабмин отмечает, что это позволит расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Соответствующее решение было принято в рамках реализации «антикризисного плана» (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р).
Требования к предельной численности работников и структуре уставного капитала малых и средних предприятий остались неизменными (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Добавим, что с 30 июня была отменена периодичность установления Правительством РФ предельного размера годовой выручки для целей отнесения организаций и ИП к малым и средним предприятиям (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). До внесения поправок определялось, что значения выручки устанавливаются кабмином один раз в пять лет. Предполагается, что принятая мера позволит правительству своевременно определять этот критерий для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в целях учета изменений в экономической конъюнктуре.
Узнайте, в чем заключается упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, отчетности и кассовых операций субъектами малого бизнеса, из «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Впервые соответствующее правительственное постановление было принято в 2008 году (постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Позже, в 2013 году, было издано аналогичное постановление, которое действует в настоящее время (постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Однако в 2013 году критерии выручки по сравнению с ранее действовавшими не изменились.
Субъекты малого предпринимательства понятие и критерии отнесения в 2020 году
Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников), за исключением упомянутых в части 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданных юридических лиц (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).
Внимание! В указанную сумму среднесписочной численности работников не включены индивидуальные предприниматели, не привлекавшие работников.
Малое предприятие: критерии отнесения в 2019-2020 году
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) в 2019-2020 году – это средние, малые и микропредприятия.
Критерии малого и среднего бизнеса
Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25% (пп. “а” п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
Среднесписочную численность и доход оценивают за предыдущий год, доход считают по данным налогового учета без НДС.
Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – rmsp.nalog.ru. Если вы не нашли там свое СМП, отправьте заявку на проверку сведений реестра – rmsp.nalog.ru/appeal-create.html.
Критерии малого предприятия 2019-2020 в таблице
Критерий | Предельное значение | Документ, устанавливающее предельное значение |
---|
Малому бизнесу не нужно подтверждать свой статус. Всю необходимую информацию о соответствии критериям, как и ранее, налоговики получают из отчетности. Данные о доходах подтверждают налоговые регистры. У компаний на УСН есть книга учета доходов и расходов. Подтвердить состав учредителей можно с помощью решения об учреждении ООО или выписки из ЕГРЮЛ (ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Микропредприятие: критерии 2019-2020 (таблица)
Микропредприятие – это тоже предприятие малого бизнеса (ООО или ИП), для которого закон устанавливает свои значения по выручке и численности работников.
Критерий | Предельное значение | Документ, устанавливающее предельное значение |
---|
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Новые критерии малого предпринимательства в 2020 году
Представителями малого бизнеса считаются компании и ИП независимо от выбранной системы налогообложения
К малому бизнесу можно отнести и предпринимателя на патенте, компанию на общепринятой системе налогообложения. Для того, чтобы быть в категории «малого бизнеса», необходимо соблюдать следующие условия:
- Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.
- Доля участия обычных организаций (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.
- Доля участия компаний, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.
На основании Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. От 02.08.2019 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
- хозяйственные общества,
- хозяйственные товарищества,
- хозяйственные партнерства,
- производственные кооперативы,
- потребительские кооперативы,
- крестьянские (фермерские) хозяйства
- индивидуальные предприниматели.
Каких-либо отдельных документов, которые надо заполнять и сдавать для подтверждения статуса «малого предприятия» нет. Количество работников мы ежегодно показываем в отчете «Сведения о среднесписочной численности работников», а размер дохода указан в налоговых декларациях.
Что дает нам статус субъекта малого бизнеса?
Для микро- и малого бизнеса существуют особые льготные условия предпринимательской деятельности:
- Налоговые льготы – предусмотрены специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), которые позволяют работать на сниженной налоговой ставке.
- Финансовые льготы – финансовая государственная поддержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года.
- Административные льготы – упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры.
- Общая информация
- Поставщики
- Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
- Субъекты малого и среднего предпринимательства
Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
1 для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
-
до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);
от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:
Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 указанной части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 указанной части;
3 доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства: кто к ним относится в 2018 году?
Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году — читайте в этой статье.
Что такое малое предприятие?
Согласно закону №209-ФЗ «О развитии МСП в России» от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.
Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?
Критерии МСП
Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
- числу сотрудников,
- размеру ежегодной прибыли,
- доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.
Статус субъекта МСП | Годовая выручка без учета НДС | Численность сотрудников |
Среднее предприятие | 2 миллиарда рублей | Не превышает 250 человек |
Малое предприятие | 800 миллионов рублей | Не превышает 100 человек |
Микропредприятие | 120 миллионов рублей | Не превышает 15 человек |
В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.
Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).
Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.
Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, — 25%.
Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:
- участников проекта «Сколково»;
- акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
- организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).
Реестр субъектов МСП
Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.
Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.
По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.
Преимущества МСП
Организационные привилегии
1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.
2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.
3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).
4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе — не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.
Налоговые льготы
Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам — упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу — все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
Наименование системы налогообложения | Лимит годового дохода | Количество сотрудников |
ЕНВД | Не установлен | Не более 100 |
УСН | Не более 160 миллионов рублей | Не более 100 |
ПСН (доступна только для ИП) | Не более 60 миллионов рублей | Не более 15 |
ЕСХН | Доля прибыли от реализации с/х продукции — не меньше 70% от общего дохода | Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено |
В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).
Налоговые каникулы для МСП
В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.
Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:
- выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
- документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
- вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.
Юрист
Стаж 17 лет