Стоимость историко культурной экспертизы земельного участка в 2020 году

Самое важное в статье: "Стоимость историко культурной экспертизы земельного участка в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Отмена обязательной археологической экспертизы не нанесет ущерба памятникам археологии

Анастасия Соловьева, Андрей Драничников, Юлия Смирнова

О том, что такая проблема существует, многие граждане узнают, лишь когда принимаются строить дом на своих шести сотках, прокладывать газопровод или дорогу. Оказывается, работы даже начинать нельзя без получения акта экспертизы, который бы гласил, что на данном участке нет следов курганных групп, стоянок каменного века, погостов или древних городищ. С учетом того, что в Подмосковье всего пять археологических компаний, процедура исследования становится изнурительно долгой и, мягко говоря, недешевой.

Стоимость экспертизы земельного участка по тем договорам, которые мы видели — которые приносят наши граждане — это порядка от тысяч рублей, в зависимости от размера участка. И по срокам — это месяца минимум

— Валерия Березовская, начальник ГУ культурного наследия Московской области.

Для пенсионеров, инвалидов и многодетных семей, решивших обзавестись дачным участком, цена экспертизы становится неподъемной. Особенно обидно, когда деньги (порой взятые в кредит) все же заплачены, а никаких признаков исторического наследия не оказывается и в помине.

95% отчетов, которые нам поступают, содержат информацию об отсутствии объектов археологии после проведения археологических изысканий

— Валерия Березовская, начальник ГУ культурного наследия Московской области.

Очевидно, что для археологов существующая схема — сверхдоходный бизнес, который больно ударяет не только по простым людям. Большие затраты несет и бизнес — особенно те предприятия, которые встают на ноги.

Сегодняшние затраты, которые ложатся на предпринимательство в связи с необходимостью делать эти экспертизы, исследования земли перед тем как начать строительство, достаточно существенные. Для малого бизнеса они просто невыносимы, это сотни тысяч рублей

— Игорь Куимов, президент палаты Московской области.

Данную проблему губернатор Подмосковья уже озвучивал на заседании Госсовета, а недавно направил обращение в адрес министра культуры России с предложением изменить Федеральный закон. По мнению главы Подмосковья, экспертиза не должна быть предварительной и обязательной для всех. На сохранность древних и пока не обнаруженных памятников старины это никак не повлияет. Их достаточно оберегают уже действующие законодательные нормы.

В случае, если — неважно, гражданин это или организация — в ходе проведения земляных работ обнаруживают предмет, который обладает признаками объекта археологического наследия, они обязаны остановить эти работы и сообщить в орган по охране памятников

— Валерия Березовская, начальник ГУ культурного наследия Московской области.

Главное, чтобы граждане знали и помнили: в случае сокрытия исторически ценной находки их ждет солидный штраф, а то и уголовное наказание. Поэтому вряд ли есть необходимость тотальных предварительных экспертиз на каждом земельном участке. Подмосковное правительство выступает за создание прозрачной системы археологических исследований.

К слову, в регионе ведется реестр выявляемых объектов: на учете в управлении культурного наследия их числится более 1600. Опасения некоторых экспертов, что изменения в законе угрожают скрытым под землей памятникам археологии, не выглядят убедительными.

Сколько стоит историко-культурная экспертиза земельного участка

Иногда требуется историко-культурная экспертиза земельного участка. Стоимость ее проведения в России варьируется от 20 000 до 400 000 рублей.

Что это за экспертиза?

Под историко-культурной экспертизой земельного участка понимают исследование участка земли аттестованным специалистом с целью установления его научной, исторической либо культурной ценности.

Заказать исследование стоит, если требуется:

  1. Внести земельный участок в реестр культурного наследия.
  2. Определить режим и требования землепользования.
  3. Утвердить градостроительный регламент.
  4. Определить границы историко-культурного наследия.
  5. Узнать информацию о территории, внесенной в реестр культурного наследия.
  6. Исключить землю из реестра объектов наследия культуры.
  7. Провести земельные работы.
  8. Определить значимость территории для российской (мировой) культуры.

Историко-культурное исследование проводится одним специалистом или комиссией экспертов, аттестованных российским министерством культуры. Для процедуры заказчик обязан предъявить один из документов:

  • Проект охранной зоны.
  • Фотографию земли.
  • Копию договора об охране.
  • Список мероприятий, которые планируется провести на указанном земельном участке.
  • Решение внести территорию в реестр наследия культуры.
  • Копию градостроительного плана.
  • Исторический (культурный) план с установленными границами.

По результатам анализа эксперт составляет заключение, в котором подробно описывает анализируемый участок земли и дает культурно-историческую оценку.

От чего зависит цена?

Стоимость анализа зависит от факторов:

  • Вид проверки.
  • Объем работы.
  • Перечень вопросов к специалисту.
  • Площадь анализируемой земли.
  • Цель проверки.
  • Применяемые исследовательские методы.
  • Тип организации, которая осуществляет анализ.
  • Сложность работы.

Чем больше объем работ, чем больше приходится задействовать исследовательских методов, тем дороже обойдется экспертиза. Проверка специалистами государственной организации выходит дешевле, чем заказ аналогичной услуги в частной конторе.

Разновидности

В зависимости от цели проведения исследование исторически или культурно значимой зоны бывает:

  1. Судебное. Проводят по назначению судебной организации или следственных органов. Работа выполняется аттестованным экспертом, обязанности и права которого закреплены действующим законодательством. Заключение имеет юридическую силу и используется в судебном или следственном разбирательстве.
  2. Внесудебное. Заказчиком выступает физическое или юридическое лицо. Решение не может использоваться в суде. Порядок проведения внесудебного исследования, права и обязанности эксперта законодательством не закреплены.
Читайте так же:  Посмотреть фотографию нарушения пдд по номеру постановления в 2020 году

Также проверку классифицируют на:

  • Изучение раздела земельной зоны.
  • Анализ по выносу границ территории.
  • Выяснение исторической ценности.
  • Проверку для услуг строительной геодезии.

Примерная стоимость процедуры

В России услуга по выполнению историко-культурной экспертизы участка земли стоит примерно столько:

  • Государственная экспертиза документации по сохранению историко-культурной зоны – от 300 000 рублей.
  • Анализ проектов зон охраны территории наследия культуры – от 320 000 рублей.
  • Судебный анализ ценности территории в частной фирме – от 400 000 рублей.
  • Внесудебная проверка в частной компании – от 200 00 рублей.
  • Определение границ значимой зоны – от 21 000.
  • Анализ территории с целью ее раздела – от 25 000 рублей.
  • Участие эксперта в заседании суда – от 10 000.
  • Выезд специалиста по городу – от 3 000 рублей.
  • Выезд специалиста за пределы города – от 5 000.

Советы по проведению процедуры

В России есть немало частных экспертных компаний. Но не все они характеризуются наличием квалифицированных специалистов и выдают юридически грамотные заключения. К тому же среди них нередко встречаются мошенники. Поэтому предпочтительнее обращаться в департамент исторических и культурных исследований «Федерального Центра историко-культурных и искусствоведческих экспертиз».

Тут можно заказать любой тип проверки и получить качественное, оформленное по закону заключение. При этом стоимость услуги выйдет в разы дешевле, чем при обращении в частную контору.

Историко-культурная экспертиза земельного участка

Государственная историко-культурная экспертиза земельного участка (далее ИКЭ) – это комплекс мер по определению исторической, культурной или религиозной ценности территории. Она проводится в отношении участков, которые планируются под застройку, установку опоры для ЛЭП, установку буровой скважины. В итоге, застройщик получает список предписаний, обязательные к выполнению — очень важно сохранить объект культуры (см.пункт «принципы ИКЭ»), и нужно будет изменить проектную декларацию, исходя из предписаний.

Процесс ИКЭ регулируется Федеральным законом № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 24.05.2002 г.

Например, Вы хотите организовать музей под открытым небом – в непосредственной близости от озера Байкал. Тогда Администрация Иркутска предпишет Вам провести ИКЭ земель, где Вы планируете провести строительные работы — если, конечно, подразделению охраны объектов наследия ничего не известно о факте наличия памятников исторической ценности. В результате ИКЭ земельного участка, Вы получите акт государственной экспертизы, где описано наличие либо отсутствие вышеуказанных объектов. Если они обнаружены или есть предположение об их наличии, то Вам потребуется организовать дополнительные изыскания и провести работы для сохранения памятников.

Принципы проведения историко-культурной экспертизы земельного участка

• научной обоснованности, объективности и законности – все тезисы, декларируемые актом о прохождении экспертизы, требуется обосновать и доказать;

• презумпции сохранности памятника культуры – это значит, что всегда в приоритете находится сохранение целостности достопримечательности;

• соблюдения безопасности объекта культурного наследия (расшифровка смотрите выше);

• достоверности и полноты информации для ИКЭ – они не будут проверяться, и ошибочный вывод как следствие недостоверности информации, предоставленных для экспертизы, который может повлечь нежелательное решение контролирующего органа – это проблема только Заказчика;

• независимости экспертов (см. ниже пункт «Требования к лицам, осуществляющим историко-культурную экспертизу»);

• гласности – любое лицо, высказавшее заинтересованность в ознакомлении с результатами проверки земли, имеет право получить осмотреть их.

Документы, которые необходимо предоставить для того, чтобы получить акт о прохождении ИКЭ на участок земли

1. Топографический план — масштабом более 1:10000 (для земельного участка, расположенного вне поселения). Потребуется один оригинальный экземпляр;

2. Ситуационный план земельного участка (в противном случае). Потребуется один оригинальный экземпляр.

Требования к лицам, осуществляющим экспертизу участков в рамках ИКЭ

В роли экспертов в ИКЭ должны выступать или физические лица, которые аттестованы Росохранкультурой. Список их можно найти здесь — http://rosohrancult.ru/activity/attestatsiya/

Наша организация, ООО «Судебные Экспертизы и Исследования», вправе проводить ИКЭ земельных участков. В качестве результата нашей работы, Заказчик получает Акт о проведении ИКЭ, составленный с учётом всех принципов, и содержащий всю нужную необходимой информацию. Профессиональные эксперты отнесутся к своей работе со всей кропотливостью.

Телефон для консультации:

Для подробного разговора и документального оформления заявки, обращайтесь к нам в офис по адресу: 115114, г. Москва, ул. Дербеневская, д. 1, стр. 6, подъезд 9 (2-й этаж)

Акт Государственной историко-культурной экспертизы земельного участка протяжённостью 4 км, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных работ по титулу: Реконструкция и строительство подъезда к мусоросжигательному заводу вблизи д. Хметьево, г/п Солнечногорск Московской области (срок размещения на сайте 16 декабря 2019 года – 13 января 2020 года, [email protected])

© 2019 Портал Правительства Московской области

Обращение передано на регистрацию.

Информация о регистрации поступит отдельным сообщением по выбранному Вами каналу связи.

Обращение передано на регистрацию.

Информация о регистрации поступит отдельным сообщением по выбранному Вами каналу связи.

Дачников вынуждают оплачивать… археологическую экспертизу

Новые требования к строительству жилья на земельных участках обязывают всех дачников и собственников домов под ИЖС провести археологическую экспертизу, средняя стоимость которой составляет 70 тысяч рублей.

Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязывает перед получением разрешения на строительство проводить историко-культурную экспертизу земельного участка.

Причем закон действует с 2002 года, но до недавнего времени для возведения частных домов экспертиза не требовалась, достаточно было получить справку о том, что земельный участок не находится в особо охраняемой зоне.

Владельцы участков, которые находились на особо охраняемой территории, должны были проводить такого рода экспертизу, и разрешение на строительство им выдавалось с различными ограничениями, например ограничивалась этажность и глубина фундамента постройки.

— Теперь, чтобы пополнить бюджет, проводить археологическую экспертизу обязывают всех застройщиков, — рассказывает глава Нацсовета по земельной политике, председатель профсоюза садоводов России Людмила Голосова. — А так как закон принят еще в 2002 году, то под него попадают все строения, возведенные после 2002 года, даже если вы получили в свое время разрешение на строительство, но археологическая экспертиза проведена не была, это разрешение может быть признано недействительным, а ваш дом в этом случае будет признан самостроем.

Читайте так же:  Проценты за пользование чужими денежными средствами взыскиваются в 2020 году

Сейчас в некоторых районах Московской области, да и в некоторых регионах по-прежнему выдают разрешение на строительство без археологической экспертизы.

Зато в других районах получить разрешение на строительство без данной экспертизы уже стало невозможно — так Николай С. взялся строить дом в Озерском районе Московской области.

— Местная власть пыталась навязать мне картографическую съемку участка, — рассказывает Николай С. — Но я этого навязчивого совета не послушал и подал документы через МФЦ. Ограничений и объектов культурного наследия на участке, конечно, нет, но на сайте МФЦ вывесили уведомление, что вынесен отказ на основании того, что нет этой самой археологической экспертизы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отказ звучит так: «. несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции ИЖС, установленным на дату выдачи представленного для получения РНС ГПЗУ №. а именно: отсутствие государственной ИКЭ, проведенной путем археологических натурных исследований».

Что такое археологическая экспертиза? Говоря по-научному, это проведение на поверхности земли научных исследований по выявлению объектов археологического наследия как визуальным способом, так и при помощи закладки шурфов с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Для индивидуального земельного участка рекомендованный размер шурфа — 60 на 40 см, глубиной 40 см. Такая ямка обойдется застройщику в среднем в 70 тысяч рублей! А в регионах норовят обобрать дачников и на 300 тысяч!

— Настоящие археологические раскопки ведутся на другой глубине и совсем другими методами, — продолжает Людмила Голосова. — Копание ямок за 70 тысяч рублей — это просто способ наполнять бюджет незаконными действиями. Когда выдавались документы на землю, там было указано, что эта земля ничем не обременена. Это уже основание для того, чтобы отказываться от подобного рода экспертиз.

Некоторые россияне, столкнувшиеся с подобной проблемой, действительно отказываются платить за экспертизу и обращаются в суд. Ну а многие считают, что проще заплатить 70 тысяч за экспертизу и не тратить время и нервы.

Людмила Голосова напоминает: до 70% строений в России сегодня не зарегистрировано. А введение новых поборов еще больше усложнит регистрацию как старых, так и вновь возводимых домов.

— Закон что дышло — застройщик обязан проводить археологическую экспертизу «в случае если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия». То есть бремя доказательства отсутствия археологических артефактов на участке ложится на застройщика, а не на археологов, — продолжает Голосова.

— Мне отказали в выдаче разрешения на строительство в Наро-Фоминском районе Московской области из-за отсутствия историко-культурной экспертизы, — рассказывает Олег М. — Я позвонил в НИИ археологии, где мне предложили сделать экспертизу, но за 100 тысяч рублей!

Историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза проводится с целью выяснения, является ли тот или иной объект культурным наследием Российской Федерации или нет. Если да – он включается в единый государственный реестр. Права на его использование, таким образом, сильно ограничиваются. Объект культурного наследия должен быть сохранен собственником в первозданном виде и хорошем состоянии. Более того, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия или участка, на котором он находится, требует согласования с органами исполнительной власти.

Историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.

Правовые аспекты

  • Историко-культурная экспертиза проводится в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и регулируется главой 5 настоящего Закона.
  • Согласно статье 15 настоящего Закона, объекты культурного наследия включены в единый государственный Реестр.
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
  • Права пользования объектом культурного наследия, а также земельным или водным участком, на территории которого располагается искомый объект, регулируются статьей 52 настоящего Закона. В статье 53 указываются ограничения при использовании объекта культурного наследия или территории, на которой он располагается.

Задачи, которые решает историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза (далее — историко-культурная экспертиза) проводится в целях:

  • обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
  • определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
  • определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;
  • отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия.

Исследуемые объекты

Согласно статье 30 настоящего Закона, в рамках историко-культурной экспертизы исследуются:

  1. объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
  2. земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
  3. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  4. документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
  5. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  6. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  7. проекты зон охраны объекта культурного наследия;

Пункт первый требует пояснений, которые подробно приводятся в статье 3 настоящего Закона. Согласно ей, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники. А также иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Читайте так же:  Сбербанк онлайн досрочное погашение ипотеки уменьшение срока в 2020 году

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями

  • Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
  • Произведения монументального искусства;
  • Объекты науки и техники, включая военные;
  • Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия).

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:

  • Фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
  • Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе

  • Места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
  • Места совершения религиозных обрядов.

Согласно статье 4 Закона, объекты культурного значения имеют разную ценность и подразделяются на три категории:

  • Объекты федерального значения – ценные для РФ, сюда также относят объекты археологического наследия,
  • Объекты регионального значения – то есть имеющие ценность для культуры и/или истории конкретного региона,
  • Объекты муниципального (местного) значения – имеющие значение для местной истории и/или культуры.

Методы исследования

Методами исследования объекта является изучение предоставленных документов, историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые изыскания, проводимые отдельным экспертом или экспертной комиссией составом более 3-х человек, во главе с председателем.

В качестве экспертов привлекаются физические лица, имеющие научные и практические знания в исследуемой области, со стажем работы по профилю не менее 10 лет. Все эксперты проходят аттестацию.

По окончании исследования формируется экспертное заключение, которое предоставляется заказчику.

В области объяснили, для чего нужен отказ от историко‑культурной экспертизы земель

РИАМО — 24 мар. Отказ от обязательной историко-культурной экспертизы земель перед их освоением необходим для снижения финансовой и административной нагрузки на жителей и субъекты малого предпринимательства, сообщила начальник Главного управления культурного наследия Московской области Валерия Березовская.

Ранее в СМИ появилась информация, что власти Подмосковья предлагают внести изменения в законодательство РФ, отказавшись от обязательной историко-культурной экспертизы земель перед их освоением — строительством домов, прокладкой дорог или газопроводов.

Она добавила, что порядка 1,5 тысяч обращений граждан и огромное количество жалоб на требование проводить историко-культурную экспертизу небольших земельных участков поступают в правительство Московской области ежемесячно.

«Стоимость работ на участки индивидуального жилищного строительства — от 80 тысяч рублей до 130 тысяч рублей, сроки выполнения работ по договорам от января 2018-го установлены на май 2018 года. Археологических компаний, работающих на территории Московской области, всего пять, выданных открытых листов — 52, и это на тысячи земельных участков, разбросанных по всей территории Московской области», — отметила Березовская.

По ее словам, речь идет о создании прозрачной системы археологических исследований, а не тотальном рассмотрении каждого участка. Работа по ведению реестра выявленных объектов, в том числе археологического наследия ведется постоянно, более 1,6 тысячи объектов археологии уже числится на учете в Главном управлении культурного наследия Московской области.

«В рамках этой работы мы предоставляем информацию о нахождении известных объектов на том или ином земельном участке и разъясняем, какие меры необходимо проводить в целях его сохранения. Норма, предусмотренная 36 статьей 73-ФЗ, является достаточной и устанавливает требования останавливать работы в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и сообщать об этом в орган по охране объектов культурного наследия», — добавила Березовская.

Она уточнила, что в случае невыполнения законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность по факту уничтожения объекта археологического наследия.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Акт государственной историко-культурной экспертизы земельного участка с кадастровым номером 50:62:0030301:95, общей площадью 22 059 кв.м., подлежащего воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Бронницы, г. Бронницы, улица Меньшовская, участок №9А (срок размещения на сайте 16 декабря 2019 года – 13 января 2020 года, [email protected])

© 2019 Портал Правительства Московской области

Обращение передано на регистрацию.

Информация о регистрации поступит отдельным сообщением по выбранному Вами каналу связи.

Обращение передано на регистрацию.

Информация о регистрации поступит отдельным сообщением по выбранному Вами каналу связи.

Историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза (ИКЭ) – это исследование объектов, таких как административные зданий, участки землепользования, и ряд других, которые предназначены для использования хозяйствующими субъектами, на предмет соответствия деятельности в отношении их требованиям действующего законодательства в области охраны памятников исторического наследия.

Это достаточно запутанное определение допустимо свести к более простому объяснению: заключение по историко-культурной экспертизе, подготовленное в рамках ФЗ №73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» необходимо Вам в случае, если планируется хозяйственная деятельность в отношении подобных зданий и сооружений либо территории, функционально связанной с ними. Описание этих объектов и возможности экспертов-культурологов будут представлены ниже.

Читайте так же:  Образец стеллажной карты для хранения лекарственных средств в 2020 году

Объекты и цели историко-культурной экспертизы

В зависимости от поставленной задачи и объекта к проведению исследования и оформления акта историко-культурной экспертизы привлекается один или комиссия из трех экспертов. К ИКЭ традиционно относятся:

  • Недвижимые строения и сооружения или их части, обладающие признаками объектов исторического наследия, подлежащие включению в реестр выявленных памятников или уже находящихся там;
  • Участки землепользования, на которых планируется какая-либо хозяйственная деятельность, для подтверждения наличия или отсутствия на их территории подобных строений;
  • Проектно-сметная документация, устанавливающая охранные зоны в отношении памятников;
  • Различная документация, на основании данных в которой происходит включение/исключение объектов культурного наследия в соответствующие реестры, изменяется либо подтверждается категория значения памятника.

Основная цель, которую преследует ИКЭ, это подтверждение или опровержение факта наличия у исследуемого объекта признаков исторического достояния. Обнаружение подобных признаков серьезно ограничивает права использования данной недвижимости в хозяйственных целях его владельца, так как он обязан содержать и сохранять его в исходном состоянии, а ведение каких-либо работ на участке выявления памятника запрещено без согласования многочисленных надзорных органов.

Государственная историко-культурная экспертиза

В отличие от любого иного исследования строительных строений их элементов, земельных участков, где проведение проверки и оценки может быть поручено любому специалисту, обладающему специальными познаниями, выполнение работ по ИКЭ очень жестко регламентируется и берется в учет соответствующими государственными структурами, только если оно подписано одним или несколькими аттестованными экспертами, находящимися в реестре Министерства культуры. Именно по этой причине она называется государственной. Получение подобного аттестата является очень сложной процедурой, требующей постоянного подтверждения квалификации в сообществе других экспертов-историков, этим и объясняется сложность и срок прохождения историко-культурной экспертизы в государственных учреждениях. Стоимость подобной работы и оформления акта по ее результатам также весьма высока.

ООО «Судебные Экспертизы и Исследования» компетентно выполнять государственные историко-культурные экспертизы с различными целями использования заключения, несмотря на то, что является частным экспертным бюро. Их проведение возможно вследствие сотрудничества нашей компании с ведущими специалистами, аттестованными по направлению деятельности охраны памятников культурного наследия.

Государственная историко-культурная экспертиза

Департамент историко-культурных экспертиз Федерального Центра историко-культурных и искусствоведческих экспертиз выполняет все виды судебных и внесудебных историко-культурных экспертиз, в том числе, государственные историко-культурные экспертизы при участии экспертов, аттестованных Министерством Культуры РФ. Департамент сотрудничает на внештатной основе со многими другими аттестованными экспертами во всех субъектах Российской Федерации.

Данные экспертизы проводятся, как правило, по объектам культурного наследия (памятникам архитектуры — объектам недвижимости) различной юрисдикции федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, по вновь выявленным объектам культурного наследия, а также по земельным участкам, чья территория (или часть территории) является памятником археологического наследия или примыкает к границам территории такого культурного (археологического) объекта. Каждая экспертиза по таким памятникам — это всегда уникальный и непростой случай, и каждый раз — индивидуальное решение.

Высококвалифицированные эксперты-строители и инженеры также имеются в штате Федерального Центра, и могут принять участие в любом судебном или внесудебном исследовании.

Вид услуги Стоимость, руб.
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Судебная историко-культурная экспертиза памятников архитектуры (деревянных и каменных) объектов культурного наследия от 300.000
Государственная историко-культурная экспертиза документации по сохранению объектов культурного наследия от 300.000
Государственная историко-культурная экспертиза проектов зон охраны объектов культурного наследия от 300.000
Государственная историко-культурная экспертиза земельных участков (от 10 гектаров) от 1.500.000

Проведение государственной историко-культурной экспертизы

Согласно Федеральным законам № 73 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 24.05.2002 г. (с изменениями и дополнениями на 18 июля 2019 г.), 315-ФЗ от 22 октября 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также Постановлению Правительства РФ № 569 от 15.07.2009 г. (с изменениями и дополнениями Правительства РФ на 27 апреля 2017 г.) и отдельным законодательным актам Российской Федерации государственные историко-культурные экспертизы проводятся в целях (указаны наиболее распространенные):

  • обоснования включения/исключения объекта культурного наследия в реестр/из реестра;
  • обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия
  • установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия;
  • установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места
  • определения соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия;

Объекты ГИКЭ

Объектами государственной историко-культурной экспертизы является документация, и, соответственно, наши эксперты, аттестованные МК РФ, на основании Постановления Правительства РФ № 569 от 15.07.2009 г. Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе (с изменениями на 09 июня 2015 г.), проводят экспертизу следующих документов:

  • документы, обосновывающие включение/исключение объектов культурного наследия в реестр/из реестра;
  • проектная документация зон охраны объекта культурного наследия;
  • проектная документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • проектная документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

Также объектами государственной историко-культурной экспертизы являются:

  • выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
  • земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Читайте так же:  Обязательно ли регистрировать обособленное подразделение в 2020 году

Департамент проектирования на объектах культурного наследия АНО Федеральный Центр историко-культурных и искусствоведческих экспертиз также оказывает услуги по разработке Разделов по сохранению объектов культурного наследия в соответствующую имеющуюся проектную документацию нового строительства (См. раздел УСЛУГИ — Проектирование).

Земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению

Традиционно, подобные исследуемые земельные участки относятся к территориям, отведенным под строительство торговых, жилых или офисно-коммерческих центров, автозаправочных комплексов, нефтяных и газовых скважин (месторождений), опор высоковольтных линий, а также в сфере автодорожного строительства.

В тех случаях, когда территория отведенного под строительство земельного участка попадает либо непосредственно на памятник археологического наследия, либо в его охранную зону, местный орган по охране культурного наследия, согласно Федеральному закону № 73 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 24.05.2002 г., в обязательном порядке выдает Заказчику строительства предписание о необходимости государственной историко-культурной экспертизы данного земельного участка. В таких случаях, в зависимости от конкретного случая, как правило, в имеющуюся проектную документацию требуется разработка Раздела по сохранению объекта археологического наследия, или последующие археологические охранно-спасательные работы, или археологический надзор, или то и другое совместно.

Федеральный Центр историко-культурных и искусствоведческих экспертиз предлагает квалифицированные услуги своих специалистов и проектировщиков для разработки таких Разделов, а также своих археологов во всех субъектах Российской Федерации, работающих по действующим Открытым листам под контролем Института археологии РАН и с согласования региональных государственных органов по охране объектов культурного и археологического наследия.

Правительство ищет баланс интересов строителей и археологов

Как стало известно “Ъ”, в правительстве РФ обсуждают вариант частичного отказа от обязательной историко-культурной экспертизы земель. По поручению вице-премьера Дмитрия Козака, Минстрой предложил предусмотреть в законодательстве требования об установлении границ территорий, где «возможно выявление объектов археологического наследия». Обязательную экспертизу предлагается сохранить только в этих границах. Владимир Путин во вторник высказался за сохранение экспертизы на встрече с руководством РАН и Курчатовского института. «Эта деятельность должна быть приемлема по срокам, минимизирована по затратам»,— уточнил президент.

В распоряжении “Ъ” оказался проект списка поправок правительства РФ к законопроекту, вносящему изменения в Градостроительный кодекс (ГрК) РФ «в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории», который предлагает пересмотреть требования к проведению историко-культурной экспертизы земель перед их освоением. Напомним, в марте 2018 года правительство Московской области направило в Минкульт предложение исключить из ФЗ 73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» норму об обязательной экспертизе земель перед их освоением, поскольку это «избыточная» мера, препятствующая хозяйственной деятельности собственников участков (см. “Ъ” от 23 марта). В Минкульте пока не ответили на запрос “Ъ” о позиции ведомства по этому вопросу, а также возможных поправках к ГрК, однако источники “Ъ” сообщили, что вопрос «недавно» обсуждался в министерстве.

В поручении господина Козака Минстрою (также есть в распоряжении “Ъ”) говорится о необходимости «уточнения нормы о проведении экспертизы», «имея в виду наделение правительства РФ правом по утверждению порядка установления границ территорий, в пределах которых предполагается наличие объектов культурного наследия». Из документа следует, что экспертиза до начала строительных и других работ будет обязательной, если участки для освоения будут располагаться в границах таких определенных территорий. Отметим, что законопроект, вносящий изменения в ГрК, в первом чтении был принят в конце 2017 года, но в его тексте не содержалось предложений по изменению требований к экспертизе. В аппарате господина Козака комментировать поручение отказались, однако заявили, что «тема обсуждается, но финального решения пока нет, вопрос прорабатывается с Министерством культуры РФ».

Как Владимир Путин посетил Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»

Источник в правительстве рассказал “Ъ”, что отмена экспертизы в любом случае не затронет территории, где располагаются объекты культурного наследия и охранные зоны: «Речь идет только об освоении принципиально новых территорий, где неочевидно наличие пластов культурного наследия». Предполагается, что правила, по которым будут устанавливаться границы таких территорий, должен выработать Минкульт. Это снимет «административные барьеры для строительства» и при этом поможет избежать «возможного давления со стороны регионального чиновника на органы охраны в интересах застройщика», поясняет собеседник “Ъ”.

В Минстрое, комментируя “Ъ” проект поправок к ГрК, которые соответствуют поручению вице-премьера, отметили, что меняются лишь «случаи, при которых такая экспертиза теперь будет необходима». «Раньше экспертиза проводилась, если орган охраны объектов культурного наследия не имел данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия,— пояснили в пресс-службе ведомства.— Теперь экспертиза будет проводиться, если земельный участок, на котором планируется строительство объекта, находится в границах территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие объектов культурного наследия». Необходимость изменения законодательства в ведомстве объяснили «негативной тенденцией»: при высокой стоимости и продолжительности экспертизы «выдается минимальное количество заключений», а объекты археологического наследия не выявляются.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга, научный сотрудник Института археологии РАН Алексей Ковалев считает, что установление территорий, где экспертиза останется обязательной,— «это примерно то же самое, что отменить экспертизу по всей стране»: «У нас практически нет ни одного квадратного километра, чтобы там не было предполагаемых памятников». Ранее в интервью “Ъ” директор Института археологии РАН Николай Макаров сообщил, что «в последние десять лет спасательные раскопки на местах планируемого строительства стали главным источником поступления новых археологических материалов».

Как определяются сроки проведения экспертизы

Стоимость историко культурной экспертизы земельного участка в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here