Степени ограничения основных категорий жизнедеятельности ребенка инвалида в 2020 году

Самое важное в статье: "Степени ограничения основных категорий жизнедеятельности ребенка инвалида в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

С 1 января 2020 года будут применяться обновленные классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан

Классификации определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

Аналогичный Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н утратит силу.

Обзор Приказа 1024н от 17.12.2015 Минздравсоцразвития с изменениями на 2019 год

Инвалидность в Российской Федерации – это определенный правовой статус, дающий право на получение преференций и льгот от государства. Однако, базируется он на медицинских показателях о здоровье человека.

Поэтому существуют правовые документы о порядке присвоения данного статуса. Один из них – Приказ 1024н по МСЭ (с изменениями на 2019-2020 год), который устанавливает классификации и критерии для медико-социальной экспертизы в целях присвоения инвалидности и определения ее степени.

Справочная информация

У нормативного документа следующие реквизиты:

  • вид – распорядительный документ, приказ исполнительного органа;
  • полное официальное наименование — «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
  • принявший орган – Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • дата принятия – 17 декабря 2015 года;
  • номер – 1024н.

Приказ 1024н от 17.12.2015 Минздравсоцразвития с изменениями на 2019-2020 год есть в свободном доступе, в том числе на известных правовых порталах, таких как Гарант и Консультант Плюс, а также в электронном виде официальном портале правовой информации.

Цель принятия Приказа 1024н от 17.12.2015 – классификации и критерии МСЭ, установление новых показателей состояния здоровья человека, степени их выраженности в целях проведения экспертизы и определения оснований для присвоения инвалидности.

Основное содержание

Приказ по МСЭ состоит из пяти разделов и приложения, в котором приведены принципы количественной оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека.

В первом разделе («Общие положения») указаны цели введения классификаций и критериев.

Классификации и критерии МСЭ – это:

  • классификации – показатели, определяющие основные виды стойких расстройств деятельности организма (вызванные одним из трех факторов: травмы, заболевания, дефекты), степень их выраженности, а также степень выраженности основных категорий жизнедеятельности организма;
  • критерии – показатели, используемые для определения группы инвалидности (а также, категории понятия «ребенок-инвалид»).

Все указанные в приказе показатели имеют функциональное значение, используются для проведения медико-социальной экспертизы.

Классификации

Приказ относит к основным видам стойких расстройств следующие функциональные изменения:

  • нарушение функций сознания, интеллекта, то есть, психики;
  • нарушение речевых и языковых функций;
  • нарушение органов слуха, зрения и т.д., то есть, связанных с получением сенсорных ощущений;
  • нарушение двигательной функции;
  • нарушение функций какой-либо из систем организма (пищеварительной, сердечнососудистой и т.д.);
  • физические уродства, определяемые визуально и их последствия.

Устанавливается, что есть 4 степени их выраженности, от диапазона 10-30% (незначительная стойкая) до 90-100% (стойкие значительно выраженные).

Степень выраженности определяется в количественном показателе, система этой оценки установлена в приложении, базирующемся на классификациях и критериях. Приложение по объему является наиболее значительной частью документа.

Раздел третий

Установлены и классификации основных категорий жизнедеятельности, это способность к:

  • самообслуживанию;
  • передвижению без посторонней помощи;
  • ориентации в пространстве;
  • общению;
  • способность осуществлять контроль за собственным поведением;
  • способность к усвоению знаний и навыков и к их применению на практике (трудовая деятельность).

Выделяются для каждой категории три степени выраженности ее ограничения, например, для первой группы категорий: способность к самообслуживанию с применением технических средств, с получением посторонней помощи и полная неспособность, следствием которой является полная зависимость от посторонней помощи, оказываемой другими лицами.

Критерии МСЭ

Они установлены в 4 разделе. Для присвоения группы инвалидности совершеннолетним гражданам необходимо установление нарушения состояния здоровья со второй и более выраженной степенью выраженности стойких функциональных нарушений, диапазон при этом в приказе указан от 40 до 100%. Последствием этого является ограничение второй или третьей степени выраженности одной из основных указанных в документе категорий осуществления жизнедеятельности.

Для несовершеннолетних граждан изменены только показатели ограничения категории жизнедеятельности, для присвоения инвалидности достаточно любой категории в любой из степеней выраженности.

В пятом, последнем разделе, указаны критерии для присвоения конкретной группы, зависящие от степени выраженности стойких функциональных нарушений:

  • 1 группа – 4 (диапазон от 90 до 100%);
  • 2 группа – 3 (от 70 до 80%);
  • 3 группа – 2 (от 40 до 60%);
  • «ребенок-инвалид» – 2-4 при диапазоне от 40 до 100%.

Приказ по МСЭ в 2019 году не менялся, поправки в него вносились пока только один раз – в 2016 году. Это вполне логично, ведь документ достаточно свежий и относится к числу основополагающих в такой фундаментальной сфере, как медико-социальная экспертиза. В частности, в 2016 году была введена система мониторинга применения указанных в приказе классификаций и критериев.

Читайте так же:  Предсказания пелагеи рязанской о последних временах читать в 2020 году

Надо отменить, что в последнее время изменение законодательства идет по пути изменения положения инвалидов в сторону улучшения, значительно упростилась процедура присвоения инвалидности.

Группа инвалидности

Содержание

Классификация групп инвалидности

Группы инвалидности – это классификация по признакам степени выраженности нарушения функции организма и степени ограничений жизнедеятельности.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид«. (Рис. 1)

Группы инвалидности — Рис. 1

Степень стойкого нарушения функции организма является отправной точкой для установления группы инвалидности. (Рис. 2)

Группы инвалидности — Рис. 2

Вышеназванная взаимосвязь исходя из законов логики очевидна: чем больше нарушения здоровья, тем выше ограничения жизнедеятельности и необходимость в их замещении и компенсации мерами социальной защиты (Рис.3)

Группы инвалидности — Рис. 3

Категории жизнедеятельности и степени их выраженности

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

Группы инвалидности — Рис. 4

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Степени ограничения способности к самообслуживанию

Классификации степени выраженности ограничений жизнедеятельности человека

Группы инвалидности — Рис. 5. Минимальной степени выраженности ограничений жизнедеятельности соответствует 1 степень, максимальной 3 степень.

Способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

Классификация степеней ограничения способности к самообслуживанию

Группы инвалидности — Рис. 6. Классификация ограничения способности к самообслуживанию

Степени ограничения способности к самостоятельному передвижению

Способность к самостоятельному передвижению— способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

Классификация степеней ограничения способности к самостоятельному передвижению

Группы инвалидности — Рис. 7. Классификация ограничения способности к самостоятельному передвижению

Степени ограничения способности к ориентации

Способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения.

Классификация степеней ограничения способности к ориентации

Группы инвалидности — Рис. 8. Классификация ограничения способности к ориентации

Степени ограничения способности к общению

Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

Классификация степеней ограничения способности к ориентации

Группы инвалидности — Рис. 9. Классификация ограничения способности к общению

Степени ограничения способности контролировать свое поведение

Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.

Классификация степеней ограничения способности контролировать свое поведение

Группы инвалидности — Рис. 10. Классификация ограничения способности контролировать свое поведение

Степени ограничения способности к обучению

Способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).

Классификация степеней ограничения способности к обучению

Группы инвалидности — Рис. 11. Классификация ограничения способности к обучению

Степени ограничения способности к трудовой деятельности

Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

Классификация степеней ограничения способности к трудовой деятельности

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Группы инвалидности — Рис. 12. Классификация ограничения способности к трудовой деятельности

Классифицирующие признаки групп инвалидности

Для родителей пособие по уходу за ним при наличии соответствующих требований.

ЕДВ родителям, усыновителям или опекунам.

Свидетельство родственной связи с инвалидом для родителей (усыновителей, опекунов).

Протезирование и ортопедия.

Льготирование по налогам на транспорт, имущество.

Защита при увольнении.

Невозможность назначения на работу в ночное время и сверхурочно.

Досрочное оформление выхода на заслуженный отдых.

Внутренние льготы на предприятии.

Важно! Пенсия, назначенная ребенку по инвалидности, ежегодно индексируется.

Финансовая поддержка

Среди материальных видов поддержки различают два основных:

Размер пособий зависит от МРОТ в конкретном субъекте Федерации. Выплаты в денежном эквиваленте оформляются в ПФР или МФЦ. На каждый вид требуется отдельное оформление.

Кроме законодательно утвержденных выплат и пособий на федеральном уровне, власти регионов разрабатывают дополнительные виды помощи. Размер и периодичность зависит от условий и экономического состояния территории. Взрослым, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями нужно регулярно посещать отделение социальной защиты, чтобы не остаться без материальной поддержки. Не стоит полагаться только на федеральное законодательство, следует контактировать со службами региона проживания.

Инспектор МФЦ г. Самара Деникина С.В.

Размеры выплат в 2020 году с учетом индексации:

Наименование

2678,31

1111,75

Нюансы выплат

Если получателю ЕДВ будут предоставлены соцуслуги, то сумма пособия уменьшится на их стоимость. Условие регламентировано ч.3 ст.6.3 Закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.

В НСУ входят следующие виды:

  1. Медицинское направление – лекарственные средства и препараты, медизделия (все только по рецепту врача). Также продукты для лечебного питания, входящие в перечень специализированных. В денежном эквиваленте услуга равна 856,30 рублей.
  2. Выдача путевок на лечение в санаторно-курортных комплексах для предотвращения обострения основного заболевания. Денежный эквивалент услуги 132,45 рублей
  3. Бесплатный проезд до места лечения и обратно, в финансовом эквиваленте 123,00 рубля.

Важно! Чтобы получить максимальную сумму ЕДВ, необходимо отказаться от НСУ.

В этом случае размер услуг в денежном эквиваленте будет приплюсован к минимальной сумме ЕДВ.

Официальные опекуны и родители, воспитывающие детей с особыми потребностями, имеют право на получение помощи от государства. В 2020 году им будут выплачивать в месяц 5500 рублей, другие лица могут рассчитывать только на 1200 рублей.

Подробнее о протезировании

Этот спектр услуг поддерживает несовершеннолетних уязвимой категории, которым необходимо специальное оборудование для жизнедеятельности. Сюда, например, входят:

  1. Протезы, необходимое оборудование для их ремонта.
  2. Коляски инвалидные любой модификации и оснащения, костыли, трости, обувь ортопедическая.
  3. Аппараты для инвалидов с проблемами слуха.

Взрослым необходимо помнить, что получить оборудование для ребенка с особыми потребностями они смогут, только если оно входит в регламентированный перечень. Ознакомиться с ним можно в тексте приказа № 2347 от 30.12.2005 г. В этом случае оборудование выдается за счет бюджета. В приказе № 86n от 13.02.2018 г. содержится номенклатурный список перечисленного оборудования.

За самостоятельно приобретенное оборудование для реабилитации родители имеют право на компенсацию. Чтобы узнать сумму, следует зайти на сайт ФСС в меню «сумма компенсации».

Добавочные преференции

Взрослым дано право воспользоваться целым перечнем:

  1. Налоговыми послаблениями. К ним относятся льготы по налогу на имущество (один объект), налоговый вычет. Опекуны в 2020 году могут рассчитывать на сумму 6000 рублей, усыновители и законные родители – на 12000 рублей.

Важно! Вычет положен обоим родителям. Если получает один работающий, то сумма удваивается.

  1. Трудовыми привилегиями. В перечень включены дополнительные выходные (4 дня в месяц) и отпуск (14 дней в год). Досрочный выход на заслуженный отдых возможен при наличии страхового стажа (15 лет женщины и 20 лет мужчины) и возраста (50/55).
  2. Жилищными льготами. Первоочередность в получении жилья, особенно для лиц из списка, утвержденного Минздравом в приказе № 330 от 28.03.83 г. Скидка 50% на оплату услуг коммунальных служб.
  3. Транспортными – бесплатный проезд в общественном транспорте.
  4. Привилегиями по образованию ребенка. Для него предусмотрено специальное оборудование в учебном заведении. При невозможности его посещать, организовывается домашнее обучение. Родителям предоставляется компенсация на затраты по приобретению учебных материалов и одежды для школьника-инвалида.

Льготы для семей с детьми-инвалидами постоянно пересматриваются на законодательном уровне, чтобы обеспечить ребенку и родителям достойное существование.

Вопрос №1. Чтобы бесплатно ездить в городском транспорте, нужны какие-нибудь документы?

Взрослым выдается справка в отделении соцзащиты, которую необходимо предъявить вместе с паспортом.

Вопрос №2. Сыну-инвалиду исполнилось 18 лет, но он учится в ВУЗе на очном отделении. Могу я рассчитывать на продолжение выплат?

Да, до того времени, когда студенту будет 23 года. Затем выплаты прекращаются. Дополнительно необходимо консультироваться в отделении соцзащиты. Региональные законы могут отличаться в трактовках.

Жизнь после травмы спинного мозга

Реабилитация

Видео удалено.
Группа инвалидности 1 2 3 Ребенок–
инвалид
Степень расстройства функций организма Стойкое, значительно выраженное
(4 степень)
Стойкое выраженное
(3 степень)
Стойкое, умеренно выраженное
(2 степень)
Не менее стойкого, умеренно выраженного
(2 степень)
Условия по количеству ограничений жизнедеятель-
ности
Наличие не менее одного ограничения Наличие не менее одного ограничения Наличие не менее двух ограничений, или ограничения способности к труду 1 степени Наличие не менее одного ограничения
Ребенок инвалид и льготы родителям в 2020 году – какие льготы и выплаты положены если в семье есть ребенок инвалид

Инвалиды относятся к категории граждан, получающих дотации от государства. Есть отдельная категория, требующая максимального внимания со стороны властей – это инвалиды-дети. Размер и виды поддержки несовершеннолетним с ограниченными возможностями или функциями организма регулируются на уровне федерального и регионального законодательства. Кроме финансовой помощи ребенку до наступления совершеннолетия необходима поддержка в период социальной адаптации. Кроме этого, реабилитационные мероприятия позволяют детям-инвалидам частично или полностью восстановить утраченные способности.

Правовая основа

Важные правовые акты по данному вопросу:

  1. Постановление № 95 от 20.02.2006 г. об алгоритме назначения статуса инвалидности несовершеннолетним.
  2. Постановление Правительства № 247 от 07.04.2008 г. с перечнем критериев признания ребенка инвалидом.
  3. Закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., претерпевший изменения в редакции от 29.07.2018 г. Текст содержит основные аспекты социальной защиты уязвимой категории граждан в РФ.
  4. Закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 г., редакционные изменения от 07.03.2018 г. Освещает вопрос соцпомощи в виде НСУ (набора соцуслуг).
  5. Закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., содержащий вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения.
  6. Трудовой кодекс РФ.
  7. Налоговый кодекс РФ.

Последние законодательные акты содержат перечень и порядок получения льгот по соответствующим вопросам.

Дополнительные преференции регулируются нормативными документами субъектов Федерации с учетом местных условий.

Понятия и описание

Чтобы полностью раскрыть вопрос льготирования уязвимых категорий, необходимо правильно истолковать основные понятия:

Определение Формулировка Правовой документ
Ребенок – инвалид

Лицо с ограничениями жизнедеятельности в различных сферах, причиной которых признаны имеющиеся отклонения. Патологические изменения могут проявляться на любом уровне проявления – умственном, психическом, сенсорном, физическом.

Лицам, получившим подтверждение инвалидности в возрасте до 18 лет, присваивается статус «ребенок-инвалид».

ст.1 Закон №181-ФЗ от 24.11.1995 г.
Категория (группа) Классификация отклонений. Зависит от интенсивности выражения патологий и степени ограничения. Детям категория не присваивается. Постановление № 247 от 07.04. 2008 г.
Патология или расстройство функций. Разница в структуре детского организма и возможностях его использования. Форма № 088/У-06
Льготы. Добавочные преимущества или права для определенной категории граждан, предоставляемые на законодательном уровне. К льготам относится полное или частичное право неисполнения определенного перечня правил или норм. Закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.

Правила и условия

Эти параметры обеспечены Конвенцией о правах инвалидов. Документ международного уровня был принят ы 2006 году Ассамблеей ООН. Является основополагающим для создания законопроектов соответствующего направления в странах, ратифицировавших Конвенцию. Основное направление, заложенное в документе – защита детей-инвалидов, обеспечение прав и свобод на уровне любого гражданина. На основании принятых законов, в Росси происходит реформирование социальной сферы. Первостепенным вопросом является помощь родителям, в семьях которых воспитываются несовершеннолетние с ограниченными возможностями. Для семей этой категории маленьких граждан предусмотрен целый перечень привилегий:

  • в рамках образования;
  • жилищные вопросы;
  • налогообложение;
  • медицинские услуги;
  • НСУ.

Важно! Меры поддержки направлены не только на улучшение финансового состояния семей с детьми-инвалидами, но и на создание условий для полноценной жизни.

Нюансы детской инвалидности

Существует разделение на группы инвалидности, которые присваиваются в зависимости от степени расстройств или ограниченности. Однако к маленьким гражданам подобная система не применима. Это связано с тем, что в молодом организме в процессе роста могут произойти перемены. Они повлекут изменения в процессе течения заболевания в сторону улучшения или ухудшения. Поэтому несовершеннолетним присваивается единый статус -ребенок-инвалид. Только после достижения возраста совершеннолетия рассматривается вопрос о соответствии заболевания одной из групп инвалидности. В этом возрасте молодой гражданин повторно проходит МСЭ.

Важно! Если состояние здоровья оказывается вполне удовлетворительным, комиссия может отказать в присвоении статуса.

Категория «ребенок-инвалид» приравнивается к 1-й группе, которая считается наиболее тяжелой. Поэтому государством для маленьких инвалидов назначаются максимальные размеры помощи и выплат. В случае присвоения 2-й или 3-1 группы после наступления возраста совершеннолетия, суммы будут снижены до соответствующего предела, а в заключении МСЭ обязательна пометка «инвалид с детства».

Важно! Решение комиссии о снятии статуса подлежит обжалованию в течение 30 дней.

Определения

Чтобы гарантированно пользоваться льготами и мерами поддержки, родители (усыновители или опекуны) вначале должны иметь на руках заключение комиссии о присвоении ребенку статуса инвалида. Без этого документа рассчитывать на получение преференций невозможно. В законах четко прописаны все условия и правила получения выплат, дотаций, социальных, других видов государственной помощи.

Инспектор отдела соцзащиты по работе с инвалидами, г. Белгород, Иваница Е.П.

Условия, необходимые для присвоения несовершеннолетнему статуса инвалид, содержаться в тексте постановления Правительства № 247 от 07.04.2008 г.:

  1. Диагностированные отклонения в работе систем или органов по причине полученных травм и перенесенных заболеваний, которые квалифицированы «стойкими».
  2. Неспособность самостоятельно себя обслужить или невозможность это сделать, также отсутствие самостоятельной ориентации и передвижения. К этому условию следует относить неспособность ребенка к полноценному общению, занятиям физическим трудом в настоящий период или в дальнейшем, контролю своего поведения и эмоций. Все эти факторы считаются ограничивающими жизнедеятельность.
  3. Потребность и необходимость в дополнительной социальной поддержке. К подобным мероприятиям относятся финансовые меры и реабилитационные.

После получения статуса, ребенок и его родители (попечители или усыновители) имеют право на пользование целым списком привилегий. Помощь предоставляется взрослым, ведь несовершеннолетний не может обходиться без их поддержки.

Важно! Для оформления любого вида привилегий необходимо соблюсти условие – ребенок должен постоянно проживать на территории РФ.

Направления помощи

Законодательно определены следующие виды:

Категория

Меры

Условия

Финансовые Начисление ребенку пенсии по инвалидности (пособие) после присвоения статуса.
Документальное подтверждение статуса для ребенка – заключение МСЭ.
Медицинские Обеспечение медикаментами и приспособлениями.
Для получения технических средств реабилитации необходимо заключение медиков и нахождение этого приспособления в Федеральном перечне технических средств реабилитации.
Налоговые. Налоговый вычет.
Только при наличии законов регионального уровня.
Трудовые. Дополнительные отпуска и дни отдыха.
На пенсию можно выйти раньше срока только при наличии достаточного стажа и возраста. До 01.02.2020 г. (в рублях) С 01.02.2020 г. (в рублях)
ЕДВ 2590,24
НСУ 1075,19
Видео (кликните для воспроизведения).

Адаптация

Профилактика и лечение

Здоровье и медицина

Физкультура и спорт

Секс и фертильность

Инвалиды и общество

Социальная защита

Без рубрики

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н (ред. от 26.01.2012)
«Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы
граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.03.2010 N 16603)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2010 г. N 16603

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 декабря 2009 г. N 1013н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИЙ И КРИТЕРИЕВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н)

В соответствии с подпунктом 5.2.100.32 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 3, ст. 378; N 2, ст. 244; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088), приказываю:

1. Утвердить классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2005 г. N 6998).

Министр
Т.А. ГОЛИКОВА

Приложение
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 23 декабря 2009 г. N 1013н

КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н)

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

II. Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень — незначительные нарушения,

2 степень — умеренные нарушения,

3 степень — выраженные нарушения,

4 степень — значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению;

способность контролировать свое поведение;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;

2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень — способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения последовательности элементарных целенаправленных действии в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности;

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н)

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н)

3 степень — способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н)

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерии установления групп инвалидности

8. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию третьей степени;

способности к передвижению третьей степени;

способности к ориентации третьей степени;

способности к общению третьей степени;

способности контролировать свое поведение третьей степени;

способности к обучению третьей степени;

способности к трудовой деятельности третьей степени.

9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению второй степени;

способности к трудовой деятельности второй степени.

10. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени.

11. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 06.06.2012

Степени ограничения основных категорий жизнедеятельности ребенка инвалида в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1