Сроки совершения исполнительных действий судебных приставов в 2020 году

Самое важное в статье: "Сроки совершения исполнительных действий судебных приставов в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

С 1 января у судебных приставов появится больше возможностей для взаимодействия с участниками исполнительного производства

Elnur_ / Depositphotos.com

Поправками предусмотрена возможность извещения участников исполнительного производства о возбуждении исполнительного производства посредством направления СМС-сообщения. Важное условие – наличие согласия лица на его информирование таким способом. СМС-сообщения будут направляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.

Кроме того, согласно поправкам, извещения, адресованные гражданам, участвующим в исполнительном производстве, могут быть переданы им через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. А извещения, адресованные организации или ИП, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или ИП на Едином портале госуслуг (при его наличии).

Также предусмотрено, что через Единый портал госуслуг может осуществляться:

  • информирование сторон исполнительного производства о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения;
  • направление сторонам исполнительного производства постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов;
  • подача жалоб на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Требования к содержанию извещения, направляемого посредством передачи СМС-сообщения, к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа установит ФССП, а порядок подачи жалобы через Единый портал госуслуг – Правительство РФ.

Реформа системы взыскания долгов в 2020 году

Опубликовано: 2019-09-21 16:21:15

В России произойдет изменение в системе взыскания долгов с граждан в 2020 году

Нововведения обусловлены разработкой концепции закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Авторами концепции являются Минюст совместно с ФССП. Новый законопроект должен быть подготовлен и внесен в правительство до конца года.

Согласно концепции, станет обязательным досудебный возврат задолженности, а в реестр ФССП должны будут включаться не только коллекторы, но и сами кредитные организации, — сообщает «Коммерсантъ».

Установление обязательного досудебного (претензионного) порядка возврата просроченной задолженности» физлиц предполагает, что взыскатель сможет обратиться в суд, только если после получения предложения о возврате просрочки должник в 30-дневный срок не закроет долг.

Считается, что такой механизм установит дополнительные гарантии прав физлиц, а также уменьшит решение споров в судебном порядке, «что снизит нагрузку на судебные органы и ФССП». На данный момент кредитор может обратиться в суд с любого дня просрочки.

По новому закону включаться в реестр ФССП должны будут не только коллекторы, но и любые организации, занимающиеся возвратом «просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств» физлиц «по договорам кредита (займа)». К ним относятся банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также операторы связи, управляющие компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Включение в реестре даст им право встречаться и звонить должнику, направлять ему электронные сообщения и использовать «робота-коллектора». Без включения в реестр должнику можно будет лишь отправлять письма по почте, электронной почте или через «личный кабинет».

При этом, включенные в реестр, организации должны соблюсти требование об обеспечении ведения и хранения не менее двух лет аудиозаписей разговоров с должниками, записи всех видов сообщений, страхования своей ответственности за причинение убытков должнику (с годовым покрытием не менее 10 млн руб.). Разработчики концепции предварительно оценили первоначальные расходы на реализацию от 5,2 млн. руб. Необходимо будет также заплатить госпошлину (100 тыс. руб.) и подготовить ряд документов.

Реформа ФССП – принят новый закон о статусе судебных приставов с 1 января 2020 года

В России официально стартует реформа ФССП 2019-2020 годов: принят закон о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации (ФЗ-328). Приставы станут полноправными представителями отдельной силовой структуры с соответствующими полномочиями и преференциями.

В статье будет представлен общий обзор положений нового нормативно-правого акта в системе законодательства Российской Федерации.

Общие сведения

Законопроект 745075-7 был внесен в Госдуму только 2 июля 2019 года и вот 1 октября Президентом РФ уже подписан закон о службе в органах принудительного исполнения (официальная публикация состоялась в тот же день). Однако с 1 октября 2019 года он еще не обретает полную юридическую силу, дата вступления в силу Федерального закона ФЗ-328 – 1 января 2020 года.

В результате появился по сути новый закон о судебных приставах 2019 года, последние новости: статус судебных приставов изменен существенно и они практически приравнены в правах к сотрудникам правоохранительным органам. Тут стоит уточнить, что принят отдельный закон о регулировании процесса прохождения службы в органах службы судебных приставов по примеру законодательства о военной или гражданской службе, а не поправки в действующий ФЗ «Об исполнительным производстве» или ФЗ «О судебных приставах». Скорее всего, этим не ограничится реформа ФССП в 2019-2019 годах.

Последние новости

Правительство РФ уже рассматривает вопрос об отнесении расследования уголовных дел в отношении приставов к подследственности Следственного комитета, изменении порядка привлечения приставов к административной ответственности, в ряде случаев предлагается наделить приставов правом на взлом двери и т.д. Данные проекты пока находятся либо в стадии разработки, либо в стадии обсуждения, но оказывают общую тенденцию: законодатель намерен повысить статус судебных приставов.

Это решение обусловлено практикой и недостаточной низкого правового положения службы приставов в системе государственных органов России. В настоящее время пристав располагает некоторыми властными полномочиями, наделен существенными правами и многочисленными обязанностями, в том числе по применению оружия и физической силы, то есть, он не простой чиновник. Однако сотрудники ФССП не имеют гарантий и правомочий сотрудника правоохранительных органов, не носят специальных званий, например, офицерские. Новый закон как раз призван устранить данные недочеты законодательства.

Читайте так же:  Справка об отсутствии наказания за употребление наркотиков в 2020 году

Содержание закона

Федеральный закон №328 уже получил неофициальное наименование «закон о статусе ФССП 2019 года», что верно лишь отчасти. Сфера регулирования нового нормативного акта немного шире: она охватывает весь процесс прохождения службы в органах принудительного исполнения (органы, где осуществляется вид федеральной госслужбы по исполнению решений судебных органов и обеспечению установленного порядка деятельности судов) от поступления до увольнения.

По структуре закон состоит из норм:

  • устанавливающих новые, отдельные положения ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения…»;
  • вносящих изменения в иные в отдельные законодательные акты РФ (это необходимо для введения единообразного прочтения и применения законов).

Основные нормы

Общее содержание закона:

  • общие положения (принципы службы, определение терминов, сфера регулирования и т.д.);
  • перечень должностей, специальных званий , прав и обязанностей сотрудников;
  • основы поступления на службу службы: возникновения права на поступление, контракт как основной документ регулирования ее прохождения, вид и содержание контрактов, испытательный срок, правила замещения должностей;
  • основы прохождения службы: порядок назначения, обязательность составления должностной инструкции, правила перевода и совмещения, совместительства, порядок проведения аттестации, порядок исчисления стажа и составления реестра сотрудников;
  • порядок присвоения служебных званий;
  • правила служебной дисциплины;
  • режим несения службы и отдыха, социальные гарантии;
  • порядок урегулирования конфликтов;
  • порядок прекращения службы;
  • принципы ответственности (уже установлено в ст. 15, что за административные правонарушения пристав несет ответственность в соответствии с ФЗ-328, если иное не установлено КоАП РФ).

Специальные звания

Вводит реформа ФССП в 2019-2020 годах офицерские звания для сотрудников службы (ст. 8 ФЗ-328) от младшего сержанта внутренней службы до генерала внутренней службы Российской Федерации. При этом установлено, что перечень должностей начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается:

  • Президентом РФ для должностей высшего начсостава;
  • федеральным органом исполнительной власти для должностей среднего, старшего и младшего начсостава.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

ФССП в 2020 году: изменения и нововведения

Нововведения, касающиеся государственной структуры ФССП, назревали давно. Мнения правительства и экспертов разделились. Было ясно, что ужесточение требований к работникам, повлечет резкое сокращение штатов. Понятно, что вместе с увеличением количества должностных обязанностей должны быть увеличены заработные платы сотрудников исполнительных органов. Иначе нововведения, которые стали внедряться в 2020 году, приведут к оттоку квалифицированных кадров и другим негативным последствиям.

Цель реформы ФССП

Практически все государственные структуры подверглись реформированию. Изменения и нововведения начались в 2016 году, продолжаются они по настоящий момент и завершатся еще не скоро.

Основная цель переустройства структур в укреплении основ государственной власти. Правительство заинтересовано в привлечении на работу силовые и исполнительные органы молодых специалистов имеющих высшее профильное образование, хорошую физическую форму.

Нововведения

Для реализации правительственной программы было решено видоизменить структуры ФССП. Прием сотрудников на должность проводится с учетом наличия профильного высшего образования.

Судебные приставы получили офицерские звания, работников ФССП причислили госслужащим особой категории. Были пересмотрены мотивационные вознаграждения. Теперь за добросовестное исполнение должностных обязанностей сотрудники исполнительного комитета получают дополнительные надбавки, выплаты.

Государственными структурами рассматривается возможность сотрудничества исполнительной системы с частными компаниями, занимающимися розыском должников и взысканием долгов. Согласно государственной программе «Юстиция» в 2020 году:

  1. для обеспечения бесперебойной работы судов штат судебных приставов укомплектован необходимым количеством работников,
  2. введена в действие система электронного документооборота;
  3. усовершенствована кадровая служба.

После внедрения системы электронного обмена информацией любой гражданин получает информацию в режиме реального времени о:

  1. существовании исполнительного производства;
  2. запрете на выезд;
  3. наличии ареста на имуществе.

Для улучшения качества подготовки специалистов ФССП внедрена новая программа обучения, которая проводится на базе территориальных органов.

В настоящее время автоматизированный документооборот функционирует с некоторыми сбоями. Система не доработана. Для полной автоматизации необходимо большое количество нового оборудования. Полноценно программа работает в столице и Московской области.

Судебные приставы получили новые полномочия, теперь они имеют право изымать водительские удостоверения у граждан, задолжавших свыше 10 000 рублей.

С 2020 года судебные приставы имеют право наложить запрет на:

  1. сдачу экзаменов в МРЭО на получение водительского удостоверения;
  2. постановку на учет купленного транспортного средства на свое имя;
  3. получение номерных знаков.

Зарплаты сотрудников в 2020 году

Заработная плата сотрудников исполнительных органов выплачивается из государственного бюджета. Рассчитывается оклад исходя из фиксированной суммы и нескольких видов доплат. Средняя сумма по стране в 2019 году была равна 27 000 р. в месяц. После проведенной реформы денежные выплаты судебным исполнителям поднялись до уровня 50 000 рублей.

Уровень заработной платы сотрудника ФССП поднимается за счет:

  1. процентов с взысканных средств и перечисленных в специальный фонд;
  2. премиальных доплат, начисляемых за добросовестно выполняемые должностные обязанности.

При расчете денежного содержания приставов должны учитываться:

  1. выслуга лет;
  2. профессиональный уровень;
  3. звание;
  4. должность.

Согласно государственной программе реорганизации системы исполнения, приставы получают ряд социальных льгот, финансовых компенсаций.

Все эти мероприятия направлены на поднятие престижа профессии, поддержания материального благосостояния государственных служащих. Основная задача реформирования состоит в привлечении на работу молодых россиян.

Государственные власти запланировали увеличение окладов служащих структуры ФССП за счет:

  1. средств изъятых у должников в принудительном порядке;
  2. увеличения размера процентных начислений сверх суммы исполнительного взыскания.

Некоторые действия правительства эксперты считают недальновидными и ведущими к негативным последствиям. Усиление давления на работников, повышение требований в условиях нехватки кадров ведет к оттоку специалистов.

Читайте так же:  Стоимость титульного страхования квартиры при покупке квартиры в 2020 году

Возможны ли сокращения штата сотрудников

Реформирование направлено, в том числе на расширение круга должностных обязанностей, роста уровня профессиональной подготовки. Некоторые сотрудники будут уволены по несоответствию новым требованиям. Согласно подсчетам экспертов, примерно 5500 человек будет уволено в 2020 году из органов исполнения судебных решений. Эта цифра составляет примерно одну четвертую часть всего нынешнего штата ФССП.

Сокращение в первую очередь коснется работников, не имеющих высшего профильного образования. Согласно ФЗ №79-ФЗ сотрудник федеральной службы должен иметь экономическое либо юридическое высшее образование. Должностное расписание регламентирует профессиональную деятельность сотрудников ведомства всех уровней. Функции судебного пристава состоят в обеспечении:

  1. порядка в деятельности суда;
  2. принудительного исполнения судебных решений, актов государственных органов;
  3. действия норм права;
  4. контроля исполнительной власти.

В целях улучшения качества и скорости выполнения задач штат ФССП был поделен на несколько категорий, согласно роду деятельности служащего. В одну группу были отнесены дознаватели. в другую сотрудники, занимающиеся исполнением судебных решений, в третью приставы по ОУПДС.

Крупные региональные формирования решено сократить до 300 человек. Непопулярная мера направлена на сокращение бюджетных средств на выплаты заработной платы управленцам.

Реформа ФССП в 2020 году: что ожидать

Осенью 2019 года был принят новый федеральный закон (328 ФЗ), регулирующий работу органов принудительного исполнения или по-другому службу судебных приставов. Он начнет действовать с 1 января 2020 года. До этого деятельность данной службы контролировалась 118 ФЗ, который не редактировался со времени его принятия в 1997 году. Узнать, что изменится в работе СП и жизни граждан с принятием реформы ФССП в 2020 году, поможет статья.

Основная задача ФССП в настоящее время – обеспечивать исполнение решений суда по взысканию денежных средств и имущества у должников разных категорий, а также проводить предварительное расследование по уголовным делам в виде дознания. В силу специфики работы службы население России относится к ней скорее негативно, хотя кроме банковских долгов, приставы добиваются уплаты алиментов отцами, которые уклоняются от этого, а также помогают гражданам вернуть положенное им имущество. Тем не менее, они редко получают благодарности за свою работу, и заработная плата часто оставляет желать лучшего.

Организация работы ФССП в настоящее время

Сотрудники ФССП часто оказываются в ситуациях с высоким уровнем психоэмоционального напряжения, которое требует от них выдержки и умения принять правильное решение. Жалость к гражданам, у которых забирают имущество, должна быть сведена к минимуму, в то же время необходимо сохранить положительные человеческие качества и достоинство.

В связи с этим в ведомстве на данный момент наблюдаются частые увольнения по собственному желанию, так как выдержать частые стрессовые ситуации оказывается не под силу. Кроме того, заработная плата у СП, особенно в провинции, хоть и не минимальная, но высоким доход назвать нельзя. В 2019 году средняя зарплата в ФССП составила около 50 тыс. рублей. Но нужно учитывать, что доход по регионам очень различается. Где-то приставы получают 25-30 тыс. рублей, а где-то 70-90 тыс. рублей, и эта разница весьма существенна. В связи с этим средние показатели заработной платы в реальности малоинформативные.

Юридический статус сотрудников ФССП по непонятным причинам до реформы 2020 года был не определен. С одной стороны, от обычных госслужащих приставов отличает:

  • разрешение носить оружие;
  • применять в случае необходимости силу.

В то же время льгот, которые имеют полицейские или военные, у СП нет (пенсия по выслуге лет, аттестация должностей). Реформирование ведомства, возможно, внесет какие-то улучшения в его работу.

Основные задачи закона

Суть проводимой реформы ФССП в 2019-2020 годах состоит в том, что отныне сотрудники ведомства будут относиться к государственным служащим со всеми вытекающими полномочиями и льготами. Их ответственность в работе тоже значительно возрастет, а взыскания будут проводиться по новому регламенту. Другими словами, окончательно определяется высокий статус приставов, а сама служба становится отдельной структурой по типу МВД или Росгвардии.

Недавнее принятие и скорое вступление в силу федерального закона №328, определяющего положение сотрудников ФССП, обязательно повлечет за собой в организации их работы изменения, влияние которых в очень скором времени почувствуют на себе и должники.

Наиболее заметные изменения, определяемые реформой

Реорганизация коснется следующих сфер деятельности службы судебных приставов.

Суждения о необходимости реформы

По словам Андрея Клишаса, который является председателем комитета в Совете Федерации по госстроительству и конституционному законотворчеству, расширение социальных гарантий для судебных приставов необходимо, потому что функции, выполняемые ими, достаточно широки и требуется повысить социальный статус сотрудников ФССП. Он сообщал, что закон перед его принятием обсуждался специально созданной рабочей группой, в составе которой находился руководитель ФССП Дмитрий Аристов. Другие участники группы также высказывали свои замечания по формированию более эффективной системы исполнения судебных решений.

В то же время о катастрофической нехватке кадров в ведомстве неоднократно заявлял руководитель Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов. Данная проблема не дает организации эффективно выполнять свои задачи. Ситуация настолько катастрофическая, что требует изменений в законодательстве в максимально короткие сроки. На предложение восполнить дефицит сотрудников за счет привлечения работников по контракту из частных коллекторских агентств ответа пока не получено.

Госпрограмма «Юстиция»: влияние на работу ФССП

Государственная программа «Юстиция» рассчитана на сроки с 2014 по 2020 год. В ее рамках планируется решать следующие задачи:

  • утверждение в обществе четкой правовой направленности поведения граждан;
  • преодоление недоверчивого отношения общества к судебно-правовым и социально-общественным институтам;
  • выработка твердого уважительного отношения граждан по отношению к закону.

Госпрограмма «Юстиция» охватывает практически все сферы организации социально-правовой жизни в стране, в том числе и работу Службы приставов. В 2020 году под руководством программы будут проведены определенные изменения:

  • создается и внедряется особая система обучения сотрудников ФССП в различных отделах, в том числе территориальных;
  • прикладываются усилия по созданию специального штата сотрудников, непосредственно взаимодействующих с судебными структурами;
  • разрабатывается и внедряется программа, которая контролирует электронный оборот документов исполнительного судопроизводства;
  • также создается и внедряется электронная программа по документообороту между специальными отделами МВД и ФССП по передаче приказов, постановлений, исполнительных документов.
Читайте так же:  Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть в 2020 году

Два последних нововведения, видимо, будут внедряться медленно в связи с большими материальными затратами. В первую очередь они затронут крупные города.

В целом, усиление деятельности приставов видно гражданам и в настоящее время. Особенно это проявилось во время проведения рейдов ФССП прямо на заполненных автомобилями федеральных трассах в Краснодарском крае и некоторых других регионах.

Совместно с ДПС приставы останавливали машины, и если у водителя оказывался долг по исполнительным бумагам более 10 тыс. рублей, то при отказе должника оплачивать кредит или алименты, у последнего забиралось водительское удостоверение. Результаты превзошли все ожидания, большая часть должников оплатила все на месте. Возможно, этот успех станет стимулом для руководства ФССП для дальнейшей оптимизации ведомства.

Оценка эффективности работы ведомства и ожидаемые сокращения

С недавнего времени штат ФССП был поделен на специальные категории:

  • дознаватели;
  • обычные приставы;
  • приставы, обеспечивающие определенный порядок в судопроизводстве (СП ОУПДС).

Проводимая реформа призвана еще точнее определить их обязанности для большей эффективности работы.

В то же время, несмотря на зафиксированную нехватку сотрудников, руководство ФССП планирует провести определенные сокращения рабочих мест для оптимизации деятельности службы. Рабочие обязанности лягут на плечи оставшихся сотрудников. Начальство считает, что на многих местах ведомство работает неэффективно, принимая в штат личных знакомых, фактически не участвующих в работе СП.

С целью выявления таких лиц будет проводиться оценка квалификации всех сотрудников, наличие жалоб на них, результативность работы и другое. Важным критерием станет наличие профильного образования, хотя для работников, имеющих большой стаж и хорошие показатели, скорее всего, сделают исключение. Но руководители без высшего экономического или юридического образования однозначно лишатся своего места.

Проводимая реформа ФССП в 2020 году затронет очень многие сферы деятельности как самих приставов, так и жизни обычных людей. Будут внесены изменения в Налоговый, Трудовой, Уголовный, Бюджетный Кодексы, КоАП и в некоторые другие нормативно-правовые акты. Даст ли она положительный результат, покажет время.

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий

Статья 118. Защита прав взыскателя при несвоевременном исполнении исполнительного документа

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине.

Статья 119. Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий

1. В случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.

2. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.

Статья 120. Защита прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе

В случае неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа.

Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

1. Постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

2. Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава Российской Федерации могут быть оспорены в суде.

3. Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

4. Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.

Сроки в исполнительном производстве в 2019 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернутья назад на Исполнительное производство 2019

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

В законодательстве об исполнительном производстве установлены следующие сроки:

• Сроки совершения исполнительных действий. Содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

• Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы, являясь самостоятельными исполнительными документами, могут быть предъявлены к исполнению также в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

Трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя со дня его поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Читайте так же:  Сколько дней регистрируется договор купли продажи квартиры в 2020 году

Десятидневный срок рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа (ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Трехдневный срок рассмотрения старшим судебным приставом или его заместителем вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Двухмесячный срок, в течение которого должны быть проведены торги. Данный срок подлежит исчислению со дня получения организатором торгов имущества для реализации (ч. 1 ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Двухмесячный срок, в течение которого может выставляться заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг (ч. 6 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Шестидесятидневный срок, в течение которого судебным приставом-исполнителем должно быть исполнено содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление (ч. 4 ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Десятидневный срок, в течение которого подается жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие). Срок исчисляется со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий или бездействии (ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности. Такая жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления (ч. 1 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Месячный срок для привлечения судебным приставом-исполнителем оценщика для проведения оценки, который исчисляется со дня обнаружения имущества должника (ч. 2 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Пропуск установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в принятии исполнительного документа к исполнению (п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Право на обращение в суд с заявлением о восстановлении этого срока предоставлено только взыскателю (п. 1 ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т.е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам, перечисленным в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Судебный пристав-исполнитель может устанавливать следующие сроки:

1. Срок для добровольного исполнения, который определяется судебным приставом-исполнителем, однако по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2. Срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

3. Срок приостановления исполнительного производства. Исполнительное производство приостанавливается, в том числе судебным приставом-исполнителем, до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Всё о сроках, установленных законодательством для разных видов и этапов исполнительного производства

Исполнительное производство – это одна из стадий гражданского процесса, которая наступает в случае неисполнения в добровольном порядке решений судов. В Российской Федерации этот процесс возложен на Федеральную службу судебных приставов (ФССП), осуществляющую комплекс мер, направленный на принудительную реализацию вступивших в законную силу судебных постановлений.

Цель этого процесса заключается не только в надлежащем исполнении судебных предписаний, но также и в соблюдении временного режима этого исполнения. Именно поэтому в данную стадию гражданского процесса был включен институт процессуальных сроков. С его помощью реализация основных принципов и задач законодательства может быть выполнена в полной мере.

Отвечая на основные вопросы статьи, стоит опираться на Федеральный закон «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007, именно в этом документе содержится вся информация, на основании которой и протекает процесс выполнения судебных предписаний.

Понятие и виды

Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ №229, временные периоды исчисляются:

Статья 15 ФЗ N 229 от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве». Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве

  1. Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
  2. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
  3. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Важно учитывать, что в периоды исчисляемые днями не входят выходные дни. Пропуск установленных законом дат влечет за собой ответственность, но не освобождает от выполнения судебных требований (п 1. ст. 17).

Сроки можно классифицировать различными способами. Самой распространенной считается классификация, основанная на субъекте, то есть кому именно адресованы временные периоды:

  • для органов принудительного исполнения;
  • для участников исполнительного производства.

Есть и еще один способ разделять виды сроков – по источнику установления. Среди них можно перечислить следующие:

  • установленные законом;
  • установленные судом или иным органом, вынесшим постановление подлежащее осуществлению;
  • установленные судебным приставом-исполнителем.

Есть также еще одно важное деление сроков, на него также стоит обратить внимание и подробно рассмотреть каждый из видов.

Период совершения предписанных действий

Законодателем четко определены временные рамки, в течение которых судебный пристав-исполнитель обязан выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. Пункт 1 статьи 36 ФЗ №229 говорит о том, что этот срок составляет два месяца и исчисляется лишь со дня возбуждения исполнительного производства.

Читайте так же:  Санитарные требования к производственным помещениям пищевой промышленности в 2020 году

В том случае, если сроки совершения исполнительных действий истекают или же исполнительным органом принимаются меры принудительного характера, процесс производства не прекращается и не приостанавливается.

Время предъявления к исполнению листов, а также иных документов

Существуют также временные рамки, в течение которых принимаются специализированные документы. По ст. 21 ФЗ №229 такие документы как исполнительные листы (выдаются должнику на основании судебного акта) могут быть предъявлены в течение трех лет со дня вынесения судом решения.

Стоит перечислить и некоторые другие документы, для которых установлены отдельные временные рамки:

  • приказы судов – 3 года;
  • специализированные документы, в которых содержатся требования о взыскании периодических платежей – в течение срока платежей и 3 года после;
  • решения уполномоченных комиссий по трудовым спорам – 3 месяца;
  • по делам об административных правонарушениях и проступках постановления судов и других органов – 2 года.

Временные рамки, устанавливаемые судебным приставом

Судебный пристав-исполнитель занимает особое место в системе исполнительного производства, он управомочен на предъявление определенных требований, обязательных для всех государственных органов, а также для органов местного самоуправления, организаций и прочих субъектов права. Его требования должны исполняться немедленно и неукоснительно (п. 1 ст. 6 ФЗ №229).

Статья 6 ФЗ N 229 от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве». Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

  1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
  2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
  3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Законодатель наделил пристава определенными правами и функциями, а также доверил ему полномочия по установке временных рамок. Эти временные рамки затрагивают различные варианты развития производства. Каждый из них необходимо рассмотреть детально и конкретно.

Добровольное исполнение

Законом предусмотрена возможность установки временного периода, в течение которого должник самостоятельно и без чужого воздействия прилагает усилия для выполнения судебных решений. Такой период пристав вправе определить самостоятельно, однако он не может превышать 5 дней со дня получения ответчиком постановления о начале исполнительного производства (п. 12 ст. 30 ФЗ №229).

Судебный пристав не будет участвовать в установлении такого срока, если исполнительное производство возбуждено:

  • в связи с конфискацией имущества;
  • в связи с отбыванием обязательных работ;
  • немедленным исполнением документа.

Применение принудительных мер

Согласно п. 1 ст. 38 ФЗ №229 судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по двум причинам:

  1. Наличие заявления взыскателя.
  2. Собственное желание.

Под заявлением взыскателя в данном случае понимается письменная заявка, заполненная по установленной законом форме, в которой содержится просьба о приостановлении процесса. Кроме того, пристав имеет право отложить процесс, руководствуясь собственной инициативой. При этом, период, на который откладывается исполнение, не должен превышать 10 дней.

Приостановление процесса

Закон закрепляет возможность приостановления исполнения судебного постановления. Произойти это может в связи с возникновением условий или обстоятельств различного характера. Правом приостановления обладает как суд, так и пристав-исполнитель.

Период исковой давности

Срок исковой давности – это тот период, в течение которого субъект права может защищаться в суде. Он составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ).

Статья 196 ГК РФ. Общий срок исковой давности

  1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Должнику стоит помнить и о сроке давности для судебных приставов. В законодательстве этот период именуется сроком предоставления документов к исполнению и регулируется ст. 21 ФЗ № 229. Суть его заключается в том, что существует определенный промежуток времени, в течение которого должник принуждается к исполнению обязательств перед взыскателем.

Самая важная особенность данного временного промежутка состоит в том, что он может многократно возобновляться по воле взыскателя, даже если производство по делу завершено. Плюсом для должника будет являться то факт, что рассматриваемый временной период может продлеваться и прерываться, кроме того, возможно даже предоставление отсрочки исполнения.

Сколько длится процесс по взысканию задолженностей по кредитам и иных?

Законодательство устанавливает длительность – 3 года, однако существует несколько важных нюансов. Самый важный фактор, который стоит учитывать – возобновление сроков по воле взыскателя.

Опираясь на букву закона, а именно на п. 4 ст. 46 ФЗ №229, можно отметить, что взыскатель имеет полное право на возобновление исполнительного процесса в том случае, если судебные приставы не выполнили свои прямые обязанности, то есть не произвели взыскание или же сделали это не в полной мере. Однако и для взыскателя есть ограничения: он вправе запросить возобновление только спустя полгода после вынесения постановления.

Все вышесказанное подводит к логичному итогу: если исполнительное производство объявляется оконченным в связи с невозможностью взыскания долга, то задолженность продолжает существовать. Исполнительный лист будет аннулирован только лишь тогда, когда будет установлено, что он не принимался повторно в течение трех лет.

Исполнительное производство – тот процесс, к которому следует относиться с большим вниманием. Для надлежащего соблюдения прав и свобод каждой из сторон процесса важно соблюдать нормы закона, а в данном случае, при исчислении сроков, опираться на ФЗ №229, который четко определяет все временные рамки, установленные законом для надлежащего исполнения судебных постановлений.

Полезное видео

Ниже представлено видео о сроках исполнительного производства:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сроки совершения исполнительных действий судебных приставов в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here