Срок исковой давности за нарушение валютного законодательства в 2020 году

Самое важное в статье: "Срок исковой давности за нарушение валютного законодательства в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Увеличен срок давности по валютным правонарушениям

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет. Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Эти поправки внесены Федеральным законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Закон вступил в силу 16 апреля 2016 г.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Разработаны новые правила налогового контроля за соблюдением валютного законодательства

Madrabothair / Depositphotos.com

ФНС России опубликовала административный регламент проведения контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства 1 (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-17/[email protected]). Документ вступит в силу только после издания приказа, отменяющего действующий сейчас аналогичный регламент (приказ Минфина РФ от 4 октября 2011 г. № 123н).

В новом документе добавляются правила проверки соответствия проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдения резидентами обязанности уведомлять налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по таким счетам.
Обновились также и обязанности должностных лиц налоговых органов, проводящих проверки. Так, теперь прописывается, что они должны соблюдать коммерческую, налоговую и банковскую тайну, истребовать в рамках межведомственного взаимодействия необходимые документы и информацию, а также знакомить с ней руководителя проверяемой организации или иное уполномоченное лицо.

Проверяемые лица, в свою очередь могут не только знакомиться с актами проверок, подавать возражения или требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями проверяющих, но и знакомиться с документами и информацией, полученной проверяющими в рамках межведомственного обмена.

Результатом осуществления госконтроля может быть теперь не только акт проверки, но и докладная записка на имя руководителя налогового органа о нецелесообразности проведения проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушениях валютного законодательства. Такое предписание выдается в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.

Изменен и срок осуществления госконтроля. В действующем сейчас регламенте указано, что при определении проверяемого периода и сроков исполнения госконтроля должен учитываться срок давности привлечения к административной ответственности, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции. Согласно новой версии документа срок осуществления контроля составляет 485 рабочих дней – это два неполных года.

Срок исковой давности по валютному контролю в 2019 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Исковая давность 2019

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет.

Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Проект этого закона разрабатывался еще в тот период, когда функции по привлечению к административной ответственности находились у Росфиннадзора. Росфиннадзор был упразднен, его функции как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (Указ Президента РФ № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»).

В период работы Росфиннадзора необходимость увеличения сроков давности обосновывалась тем, что зачастую протоколы о нарушении и другие доказательства поступали в Росфиннадзор от таможенных и налоговых органов уже после истечения срока давности. Теперь эта проблема решена, валютным контролем занимаются сами налоговые и таможенные органы (в зависимости от совершенных правонарушений). Несмотря на это, одного года на выявление факта совершения валютного правонарушения и привлечение к административной ответственности все равно не хватает.

Во-первых, на сроки сильно повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС.

Читайте так же:  Оплата госпошлины за регистрацию иностранного гражданина в 2020 году

Так, для фиксации доказательств по валютным правонарушениям зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учетом необходимости получения заключений таможенных органов других государств, выполнения процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.), средний срок получения документов и информации от государственных органов стран — членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Во-вторых, существуют различные способы затягивания рассмотрения административных дел. Так, проблемы у органов валютного контроля возникают из-за того, что необходимо извещать привлекаемых к административной ответственности лиц и невозможно принять решение по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего уведомления. Но многие нарушители не находятся по месту своей регистрации, поэтому процесс получения доказательств извещения постоянно затягивается.

Также сами компании и индивидуальные предприниматели часто злоупотребляют своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административном правонарушении, в результате чего привлечь их к административной ответственности не получается из-за истечения срока давности.

Эти поправки внесены Федеральным законом № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

См. комментарии к статье 4.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 18 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 220-ФЗ

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 316-ФЗ часть 4 статьи 4.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) в часть 6 статьи 4.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Штраф за нарушение валютного контроля в 2020 году

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Вернуться назад на Валютный контроль 2020

Правонарушения в области валютного контроля в 2020 году можно разделить на несколько направлений:

1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).

2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.

3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.

Читайте так же:  Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения пошагово в 2020 году

4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

• Гражданско-правовая (аннулирование сделки).

• Административная (штрафные санкции).

• Уголовная (вплоть до лишения свободы).

Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций..

Главные штрафы за нарушение валютного контроля в 2020 году мы собрали в таблице. Указанные в ней суммы относятся к юридическим лицам.

Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, за их неверное хранение или оформление.

Особую роль играет несвоевременное предоставление:

• Отчетности о движении валюты.

• Сведений об изменениях, касающихся заграничных счетов резидентов РФ.

• Непредоставление прочих подтверждающих документов и информации о подлинности сделки.

Нарушение сроков оплаты за товар и сроков поставки тоже может обернуться штрафом. Для предприятий штрафы за нарушение валютного контроля в 2020 году могут быть от 40 тыс. до 1 млн. рублей. Совершение запрещенных операций с зарубежной валютой или операций, проходящих мимо специальных банковских счетов, карается штрафом вплоть до полной суммы сделки.

Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.

Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн. руб.

Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2020 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

Валютное законодательство в РФ в 2020 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей.

Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

За несоблюдение валютного законодательства предприниматель может быть привлечен к ответственности в течение двух лет. Сейчас этот срок действителен для всех нарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

Ранее срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.

Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.

Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.

Смягчающими обстоятельствами, с точки зрения суда, могут стать безупречная репутация предпринимателя, тяжелое финансовое положение компании, исправление ошибки после истечения требуемого срока, но до выставления штрафа и так далее. Подобные обстоятельства могут повлиять на решение суда, касающееся суммы штрафа, но полностью снять ответственность, скорее всего, не удастся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства увеличат

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект «О внесении изменений в статью 4.5 КоАП» об увеличении срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. Информация об этом опубликована на официальном сайте кабинета министров.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования документ увеличивает с одного до двух лет.

Это обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности.

В частности, это связано с:

необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие такого лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Россию отсутствуют по заявленному месту регистрации);

злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или другим причинам, которые должны быть рассмотрены в соответствии со статьями 24.4 и 29.7 КоАП;

необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП.

Читайте так же:  Фз об исполнительном производстве сводное исполнительное производство в 2020 году

На специфику проведения проверок соблюдения резидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в части оперативности производства по делам об административных правонарушениях, отмечает правкомиссия, также повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В частности, для фиксации доказательств по такой категории дел зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учётом необходимости получения заключений таможенных органов соответствующих иностранных государств и выполнения других процедур средний срок получения документов и информации из государственных органов стран – членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Как следствие, от таможенных органов в Росфиннадзор поступают на рассмотрение протоколы по делам об административных правонарушениях с истекающим сроком давности привлечения резидентов к административной ответственности по состоянию на дату поступления, что не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные статьями 29.1-29.6 КоАП.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и других международных договоров Российской Федерации.

Реализация законопроекта будет способствовать повышению качества и объективности рассмотрения дел такой категории, послужит препятствием для совершения противоправных действий недобросовестными лицами, уклоняющимися от административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предлагается увеличить до двух лет

По мнению разработчиков законопроекта, увеличение срока давности привлечения к административной ответственности обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности.

В частности, это связано с необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП РФ процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Российскую Федерацию отсутствуют по заявленному месту регистрации); необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности до двух лет будет способствовать повышению качества и объективности рассмотрения дел указанной категории, послужит препятствием для совершения противоправных действий недобросовестными лицами, уклоняющимися от административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства увеличат

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект «О внесении изменений в статью 4.5 КоАП» об увеличении срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. Информация об этом опубликована на официальном сайте Правительства РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования документ увеличивает с одного до двух лет.

Это обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности.

В частности, это связано с:

необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие такого лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Россию отсутствуют по заявленному месту регистрации);

злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или другим причинам, которые должны быть рассмотрены в соответствии со статьями 24.4 и 29.7 КоАП;

необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП.

На специфику проведения проверок соблюдения резидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в части оперативности производства по делам об административных правонарушениях, отмечает правкомиссия, также повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В частности, для фиксации доказательств по такой категории дел зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учётом необходимости получения заключений таможенных органов соответствующих иностранных государств и выполнения других процедур средний срок получения документов и информации из государственных органов стран – членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Как следствие, от таможенных органов в Росфиннадзор поступают на рассмотрение протоколы по делам об административных правонарушениях с истекающим сроком давности привлечения резидентов к административной ответственности по состоянию на дату поступления, что не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные статьями 29.1-29.6 КоАП.

Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и других международных договоров Российской Федерации.

Реализация законопроекта будет способствовать повышению качества и объективности рассмотрения дел такой категории, послужит препятствием для совершения противоправных действий недобросовестными лицами, уклоняющимися от административной ответственности.

Срок исковой давности по валютным правонарушениям в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Исковая давность 2020

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2020 году составляет 2 года.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.

Читайте так же:  Протокол внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома в 2020 году

В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

• приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;

• проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;

• проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

Кроме того, к валютным нарушениям относят:

• непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;

• несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;

• несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;

• несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ. Их размеры зависят от вида нарушения, а также от категории провинившегося: простое физлицо, юрлицо, ИП.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной валютной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1 000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от 3/4 до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка.

Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов.

Если размер незачисленных средств превысил 9 млн. руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:

• штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;

• для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн. руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым: до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн. руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Следующая ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов.

Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь: штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет.

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы: до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн. руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц: от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн. руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Увеличился срок давности по валютным правонарушениям

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Верховный Суд о вопросах исчисления срока давности привлечения к административной ответственности

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики от 17.07.2019 года дает разъяснение по определению ВС РФ от 20.02.2019 № 305-АД18-18265 в части исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением таможенного органа общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, за невыполнение в срок до 28 декабря 2015 г. включительно обязанности по получению на свои банковские счета денежных средств, причитающихся обществу за переданные нерезиденту товары в рамках договора поставки.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления таможенного органа незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявление общества удовлетворено. При этом суды пришли к выводу об истечении установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения таможенным органом 29 декабря 2016 г. оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Суды исходили из того, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 29 декабря 2015 г. со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, и истек 28 декабря 2016 г.

Читайте так же:  Продажа недвижимости в рассрочку между физическими лицами в 2020 году

Арбитражный суд округа отменил указанные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение, поскольку указанный срок подлежал исчислению с 30 декабря 2015 г. ‒ со дня, следующего за днем совершения правонарушения.


При новом рассмотрении суд первой инстанции пришел к выводу, что срок давности привлечения к ответственности не истек к моменту вынесения таможенным органом оспариваемого постановления, и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение суда первой инстанции без изменения.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и оставила в силе первоначальное решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в связи со следующим.

Согласно положениям ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в редакции, действующий в спорный период, постановление по делу об административном правонарушении в области валютного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по

истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из частей 1, 2 ст. 4.8 КоАП РФ, сроки, предусмотренные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами.

Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. В силу примечания к ст. 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной

порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Таким образом, положения ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков ‒ со дня,

следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

В рассматриваемом случае суды установили, что последним днем периода, предоставленного обществу для исполнения соответствующей обязанности по получению на свой банковский счет выручки, причитающейся за поставленный нерезиденту товар, являлось 28 декабря 2015 г.

Соответственно, годичный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 29 декабря 2015 г. – со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, и истек 28 декабря 2016 г.

Таким образом, оспариваемое постановление таможенного органа от 29 декабря 2016 г. вынесено по истечении установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

Комиссия кабмина одобрила увеличение срока давности для штрафов за валютные нарушения

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об увеличении срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, сообщается на сайте правительства.

Законопроектом предусмотрено увеличение указанного срока с одного до двух лет. Это обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к ответственности.

В частности, это связано с:

  • необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие такого лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Россию отсутствуют по заявленному месту регистрации);
  • злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или другим причинам, которые должны быть рассмотрены в соответствии со статьями 24.4 и 29.7 КоАП;
  • необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП.

На специфику проведения проверок соблюдения резидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в части оперативности производства по делам об административных правонарушениях также повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В частности, для фиксации доказательств по такой категории дел зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. Средний срок получения документов и информации из госорганов стран – членов ТС может доходить до полугода.

Как следствие, от таможенных органов в Росфиннадзор поступают на рассмотрение протоколы по делам об административных правонарушениях с истекающим сроком давности привлечения резидентов к административной ответственности по состоянию на дату поступления, что не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные статьями 29.1-29.6 КоАП.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.

Срок исковой давности за нарушение валютного законодательства в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here