Способами приватизации государственного и муниципального имущества являются в 2020 году

Самое важное в статье: "Способами приватизации государственного и муниципального имущества являются в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Приватизация государственной собственности. Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления, проблемы

В современном мире приватизация считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи России в построении демократического, правового, экономически развитого государства — равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают становление основ рыночной экономики, возникновение частной собственности и эффективных собственников.

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.

Приватизация (лат. privatus — частный) — передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц [2, с. 54].

Приватизация государственной и муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы государства и местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Порядок и условия приватизации в настоящее время регулируются как федеральными нормативными правовыми актами, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также уставами ряда муниципальных образований.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. [8, с. 53].

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

  • — приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • — государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);
  • — приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом [2, с. 57].

Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Отношения приватизации в России регулируются Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно этому закону, приватизация государственного и муниципального имущества — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Государственное управление. муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Однако в целях рассмотрения приватизации как инструмента экономического развития страны нам важно принимать во внимание скорее не юридическое, а экономическое толкование этого понятия [9, с. 35]. Экономическая сущность приватизации состоит в перемещении ресурсов из государственного сектора в частный для освобождения государства от бремени управления теми предприятиями, которые способны самостоятельно и эффективно функционировать в рыночной экономике, и сосредоточения на деятельности стратегически значимых объектов государственной собственности, которые нуждаются в государственном финансировании для выполнения общественно важных функций.

Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.

Одной из главных целей новой программы (принятая правительством РФ в 2013 г.) провозглашалось эффективное отчуждение государственного имущества, востребованного в коммерческом обороте. Для достижения этой цели необходимо сформулировать такие принципы и правила, которые бы позволяли надлежащим образом управлять государственным имуществом или продавать его, когда есть более эффективный рыночный собственник. Таким образом, активы, находящиеся в собственности государства, должны эффективно управляться, принося доход государству и обществу, или находить добросовестного собственника, который улучшит состояние данного актива [6, с. 38].

В «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 г.» обозначены шесть основных принципов проводимой приватизации:

Принципы новой программы приватизации действительно соответствуют ее главной цели и отражают экономический подход к приватизации с позиций эффективности отчуждения имущества. Все же успешность проведения новой программы зависит от конкретных действий государства, от того, как эти принципы будут реализованы на практике. Новая программа приватизации по своим масштабам и возможным разрушительным последствиям сопоставима, по мнению исследователей, с приватизацией 90-х годов. Тогда спонтанный характер приватизации привел к тому, что государственный сектор в России сформировался по остаточному принципу; казна недополучила доходов от приватизированного имущества; возник широкий слой неэффективных квазисобственников; сформировалась система теневой экономики.

С момента начала реализации «Прогнозного плана приватизации государственного имущества» прошло уже более двух лет — достаточный срок для того, чтобы судить о том, согласуются ли меры, предлагаемые правительством на нынешнем этапе приватизации, с декларируемыми в «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 г.» принципами.

Для предотвращения негативных последствий при реализации новой программы приватизации, на наш взгляд, важно понимать следующее: во-первых, необходимо учитывать множественность объектов госсектора и дифференцировать подход к различным видам государственной собственности; во-вторых, приватизационные процессы не должны затрагивать сферы жизнедеятельности, являющиеся стратегически важными, так как возможна подмена общественных интересов узкоспециальными — ведомственными и частными; в-третьих, приватизация не должна быть самоцелью, она является только инструментом в рамках общей стратегии социально-экономического развития страны. Приватизация не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, так как экономическая эффективность гораздо больше зависит от институциональных условий [6, с. 43].

Каким бы эффективным ни был новый собственник (хотя критерии выбора эффективного собственника также весьма размыты), главной целью функционирования частного бизнеса всегда было и будет получение прибыли. Когда речь идет об объектах собственности, имеющих стратегическое значение для всей страны, конечной целью является благосостояние граждан, но никак не финансовая выгода собственника. Поэтому такие объекты должны оставаться в собственности государства, которое сможет, исходя из национальных интересов и приоритетов развития, распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы между отраслями экономики для эффективного выполнения заказов конечных потребителей.

Читайте так же:  Порядок расторжения договора подряда в одностороннем порядке в 2020 году

Приватизация имущества

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Приватизация

Понятие и цели приватизации. Приватизация является новым правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики к системе свободного рынка. Под ней понимают передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК).

Таким образом, приватизация является специальным основанием прекращения права публичной собственности и возникновения права частной собственности в результате передачи соответствующего имущества частным лицам в порядке и способами, предусмотренными законами о приватизации.

Приватизация требует принятия специального законодательства и может осуществляться как возмездно, так и безвозмездно, в зависимости от преследуемых целей и порядка, установленных специальным законодательством.

В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям:

а) приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям;
б) приватизация жилья;
в) приватизация земельных участков.

По каждому из этих направлений государство преследует определенные цели. Так, для приватизации госпредприятий изначально формулировались следующие цели: формирование «слоя» частных собственников; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры; стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации; создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций (п. 1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ N 2980-1).

Приватизация при этом в основном была возмездной, и лишь в некоторых случаях на первоначальном этапе допускалось безвозмездное отчуждение государственной собственности (посредством наделения всех граждан приватизационными ваучерами, дающими право на приобретение акций приватизируемых предприятий, посредством бесплатного распределения части акций среди работников предприятия и т.п.).

К сожалению, большинство целей приватизации, фактически не достигнуты (за исключением создания узкого «слоя» частных собственников). В настоящее время цели основных направлений приватизации федерального имущества — «максимизация вклада приватизации федерального имущества в увеличение темпов роста и повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации» (раздел I Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества до 2006 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ N 1165-р).

При этом задачами приватизации являются:

— обеспечение приватизации федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства;
— обеспечение поэтапного сокращения числа федеральных государственных унитарных предприятий;

— проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики; формирование доходов федерального бюджета.

В области приватизации жилищного фонда и земельных участков гражданами цели приватизации:

а) создание условий для развития жилищного и земельного рынков;
б) освобождение государства от бремени расходов, связанных с содержанием жилищного фонда и земельных угодий, и переложение этого бремени на частных собственников;
в) освоение новых земельных участков и стимулирование продуктивного использования земли за счет собственников;
г) социальная поддержка граждан, занимающихся сельским хозяйством.

Исходя из этих целей, приватизация жилья и земли гражданами носила в основном бесплатный характер. По мере достижения указанных целей принцип бесплатности заменяется принципом платности приватизации указанных объектов.

Способами приватизации государственного и муниципального имущества являются в 2020 году

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 июля 2019 года N 652

Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации имущества области на 2020 — 2022 годы

1. Утвердить прилагаемый прогнозный план (программу) приватизации имущества области на 2020 — 2022 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, полномочного представителя Губернатора области и Правительства области в Законодательном Собрании области Э.Н. Зайнака.

Справку об исполнении постановления представить к 5 марта 2021 года.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года, подлежит опубликованию, а также размещению на официальном сайте Правительства области.

4. Со дня вступления в силу настоящего постановления признать утратившим силу прогнозный план (программу) приватизации имущества области на 2019 — 2021 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 23 июля 2018 года N 650, в части имущества области, приватизация которого планировалась в 2020 — 2021 годах.

По поручению Губернатора области
первый заместитель Губернатора области,
председатель Правительства области
А.В.КОЛЬЦОВ

Прогнозный план (программа) приватизации имущества области на 2020 — 2022 годы

Утвержден
Постановлением
Правительства области
от 15 июля 2019 г. N 652

Прогнозный план (программа) приватизации имущества области на 2020 — 2022 годы (далее — прогнозный план) разработан в соответствии с законом области от 9 июня 2003 года N 898-ОЗ «О приватизации имущества, находящегося в собственности Вологодской области».

1. Основные направления государственной политики в сфере приватизации имущества области на 2020 — 2022 годы

1.1. Цель и задачи приватизации имущества, находящегося в собственности области, на 2020 — 2022 годы

Целью управления имущественным комплексом области является оптимизация состава и структуры имущества, находящегося в собственности области.

Реализация указанной цели осуществляется путем поэтапного сокращения участия Вологодской области в управлении собственностью в конкретных отраслях экономики области с применением прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти области.

Основными задачами политики Правительства области в сфере приватизации имущества области являются:

сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;

формирование источника финансирования дефицита областного бюджета и доходов областного бюджета.

1.2. Прогноз влияния приватизации имущества на структурные изменения экономики

Вологодская область по состоянию на 1 июня 2019 года является собственником имущества 5 государственных предприятий Вологодской области, акционером 16 акционерных обществ, участником 1 общества с ограниченной ответственностью.

Государственные предприятия распределены по отраслям экономики области следующим образом:

Количество государственных унитарных предприятий Вологодской области

Непроизводственная сфера, всего

Хозяйственные общества, акции (доли) которых находятся в собственности области, распределены по отраслям экономики следующим образом:

Количество хозяйственных обществ

машиностроение и металлообработка

Транспорт и связь

Непроизводственная сфера, всего

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

По размеру находящихся в собственности области акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ акции (доли) распределены следующим образом:

Акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ (процентов уставного капитала)

Читайте так же:  Ошибки при составлении протокола об административном правонарушении в 2020 году

Количество хозяйственных обществ

от 50 до 100 процентов

от 25 до 50 процентов

от 10 до 25 процентов

менее 1 процента

1.3. Основные подходы к формированию проекта прогнозного плана (программы) приватизации имущества области на 2020 — 2022 годы

В 2020 — 2022 годах планируется:

осуществить приватизацию акций 5 акционерных обществ;

продолжить приватизацию недвижимого и движимого имущества области, в том числе продажа которого в предыдущем году не состоится, а также высвобождаемых объектов недвижимости и объектов незавершенного строительства после их постановки на кадастровый учет (при необходимости), формирования земельных участков под объектами недвижимости, государственной регистрации права собственности области на земельные участки под объектами недвижимости.

1.4. Прогноз объемов поступлений в областной бюджет

Исходя из анализа имущества области, включенного в прогнозный план, и имущества области, которое дополнительно может быть включено в прогнозный план после подготовки документов, ожидается получение доходов в 2020 — 2022 годах от приватизации имущества области не менее 14.4 млн. рублей, в том числе:

в 2020 году — в размере не менее 3.7 млн. рублей от продажи иного имущества области;

в 2021 году — в размере не менее 3.7 млн. рублей от продажи иного имущества области;

в 2022 году — в размере не менее 7.0 млн. рублей, из них от продажи акций акционерных обществ — не менее 3.3 млн. рублей; от продажи иного имущества области — не менее 3.7 млн. рублей.

Прогноз доходов от продажи имущества области может быть скорректирован с учетом конъюнктуры рынка и наличия в казне области свободных от прав третьих лиц объектов недвижимости на момент подготовки проекта прогнозного плана (программы) приватизации имущества на очередной финансовый год и плановый период.

2. Имущество области, приватизация которого планируется в 2020 — 2022 годах

2.1. Перечень акций акционерных обществ, находящихся в собственности области

Акции акционерных обществ

Количество акций, находящихся в собственности области, и доля этих акций в уставном капитале в процентах (по состоянию на 01.06.2019)

Количество акций, планируемых к приватизации, и доля этих акций в уставном капитале общества в процентах (по состоянию на 01.06.2019

32.Приватизация государственного и муниципального имущества.

Слово «приватизация» вошло в лексикон россиян уже довольно давно. Первые решения о передаче предприятий, ранее находившихся в государственной собственности, частным лицам были приняты в 1990 году, то есть еще на позднем этапе перестройки. Однако полноценно процесс приватизации государственного и муниципального имущества начался 2 годами позже — уже после окончательного падения советской власти и распада СССР.

Само понятие приватизации может рассматриваться в 2 смыслах. В узком смысле приватизацией обычно называют процесс бесплатной передачи жилья в собственность граждан (чтобы убедиться, вбейте в любом поисковике слово «приватизация» — и сами увидите, что практически все ссылки будут на сайты, где обсуждается именно передача жилья).

Но если смотреть шире, то приватизация государственного и муниципального имущества только одним жильем не ограничивается. Гражданам или коммерческим организациям могут передаваться нежилые помещения, предприятия, объекты культуры — словом, любое имущество, кроме того, которым по закону может владеть лишь само государство (приватизировать вооружение или боевую технику никто, разумеется, не позволит).

Виды приватизации государственного и муниципального имущества

Из-за такого понимания термина и появляется разница между разными типами приватизации:

Приватизация жилья — всегда бесплатна (выкуп квартир, принадлежащих муниципалитету или государственным органам, по рыночной цене приватизацией называться не может) и производится только для граждан, проживающих в них.

Приватизация земли — может быть платной, но допускается и бесплатная для граждан, которые раньше имели участок на основании пожизненного наследуемого или бессрочного владения (на сегодняшний день таких участков практически не осталось).

Приватизация предприятий и другого имущества — осуществлялась и осуществляется на возмездной основе (хотя зачастую и за символическую плату). При этом в качестве получателей имущества могут быть не только люди, но и организации (к примеру, разнообразные АООТ, АОЗТ и прочие предприятия, возникавшие на базе приватизируемых совхозов и заводов).

Кроме того, по тому, кому принадлежало имущество изначально, можно выделить приватизацию муниципального имущества или государственного. С правовой точки зрения особой разницы между ними нет, единственное серьезное отличие состоит в том, что в отношении муниципальной собственности процесс может дополнительно регулироваться местными нормативными актами. Однако содержание таких актов, по большому счету, в различных регионах и муниципальных округах не слишком отличается друг от друга.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества по законодательству

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нормативными актами предусмотрен ряд способов, которыми имущество передается в частные руки. К ним относятся:

акционирование (преобразование государственного или муниципального предприятия в акционерное общество);

преобразование предприятия в ООО без акционирования;

продажа имущества или акций в капитале обществ, принадлежавших государству или муниципалитету, на аукционе;

конкурсная продажа акций государственных или муниципальных предприятий;

продажа акций после управления доверенным лицом;

продажа через биржевые торги;

продажа с необъявляемой ценой (применяется, если аукцион по какой-то причине не состоялся или был сорван);

имущественный вклад в создаваемые стратегические акционерные общества (такие как ВГТРК, патронный завод «Вымпел» и т. п.).

Все эти виды приватизации применяются с 2001 года, когда вступил в действие новый закон. Ранее существовали еще такие виды приватизации государственного и муниципального имущества, как ваучеры, ЧИФы и т. д. Сейчас они уже представляют собой чисто исторический интерес: к примеру, последние ваучерные фонды прекратили существование еще до 1998 года.

Порядок приватизации муниципального имущества и государственной собственности

Приватизация государственного и муниципального имущества происходит в 3 этапа:

Планирование предстоящей приватизации.

Принятие и утверждение нормативным актом условий, на которых будет происходить приватизация государственного и муниципального имущества в данном случае.

Как ни странно, одним из самых сложных этапов по закону должен быть первый. Именно на этом этапе муниципальные или государственные органы власти, в чьей собственности находится имущество, должны подробно оценить, что именно они могут передать в частную собственность. Это не так-то просто. Достаточно сказать, что на государственном уровне окончательное решение о приватизации государственной собственности принимает Правительство РФ. Именно оно утверждает ежегодный перечень предприятий, акций и другого имущества, которое в текущем году должно быть передано в частную собственность. На муниципальном уровне все определяется, разумеется, решением органа местного самоуправления в соответствии с нормами, которые действуют в данном округе.

Читайте так же:  Средне специальное или среднее профессиональное отличие в 2020 году

Способов приватизации государственного и муниципального имущества не так много, и орган власти выбирает среди них какой-то один. Какой именно, зависит от конкретных обстоятельств.

Существует мнение о том, что вид приватизации определяется порядком, в котором способы записаны в законе (от реорганизации в акционерное общество до продажи акций после доверительного управления), и переходить к следующему можно только тогда, когда предыдущий не сработал. На самом деле это не так: орган власти вправе выбрать любой вид приватизации государственного и муниципального имущества с самого начала.

Некоторые особенности приватизации муниципальной собственности

Процедуры приватизации государственного и муниципального имущества очень схожи, но на муниципальном уровне имеются некоторые отличительные свойства.

Во-первых, наиболее знакомое гражданам оформление в собственность квартир осуществляется обычно как раз на уровне муниципалитета. Жилье, принадлежащее государственным организациям, конечно, существует, однако его не так много. Кроме того, ряд категорий государственных квартир или комнат вообще не подлежат приватизации. К примеру, квартиры в городках при воинских частях: офицеры там могут жить, в случае инвалидности или выхода на пенсию жилье за ними сохраняется, за членами семьи военного, погибшего при исполнении, квартира остается — но оформить в собственность ее, как правило, нельзя.

Во-вторых, на муниципальном уровне приватизации подвергается обычно имущество меньшей стоимости, чем на государственном. Поэтому здесь чаще практикуется продажа с аукциона.

Наконец, практически все земли сельхозназначения расположены на территории муниципальных сельских округов. Хотя часть таких земель и находится в государственной (в данном случае областной) собственности, существует и муниципальный земельный фонд. Приватизация земель такого фонда производится на основании актов, принятых местной властью.

В остальном процедуры приватизации государственного и муниципального имущества не различаются.

Постановление № 2640 от 07.11.2019

Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации имущества муниципального образования «город Екатеринбург» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов

Руководствуясь Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Решениями Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2005 № 15/1 «Об утверждении Положения «О порядке планирования приватизации имущества муниципального образования «город Екатеринбург», от 13.06.2006 № 51/26 «Об утверждении Положения «О Департаменте по управлению муниципальным имуществом»,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прогнозный план (программу) приватизации имущества муниципального образования «город Екатеринбург» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (приложение).
2. Департаменту по управлению муниципальным имуществом разместить настоящее Постановление на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru) в установленный срок.
3. Департаменту информационной политики Администрации города Екатеринбурга разместить настоящее Постановление на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (екатеринбург.рф) в установленный срок.
4. Настоящее Постановление вступает в силу 01.01.2020.

Глава Екатеринбурга А.Г. Высокинский

Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Читайте так же:  Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть в 2020 году

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Приватизация жилья после 1 марта 2020 года

Вопросы о приватизации не утихают практически никогда. Они волнуют граждан Российской Федерации уже на протяжении двух десятков лет, ведь несмотря на то, что приватизация жилья была начата еще в 1991-м году, закончить её не получается и по сей день.

Несмотря на относительную простоту и доступность процедуры, не все россияне могут оформить право собственности на недвижимость. Именно поэтому, стоит обсудить вопрос о том будет ли проводиться бесплатная приватизация жилья до 1 марта 2020 года и чего ожидать после.

Законодательная база изменилась

Для россиян в прессе недавно появились довольно неплохие новости, потому что если ранее обсуждался вопрос о прекращении процедуры приватизации жилья, то после введения ФЗ номер 14 процедура приватизации жилья осталась бесплатной, но на данный момент она является бессрочной, то есть ожидать продления законопроекта еще на год, как это происходит сегодня, не стоит.

Пока приватизировать квартиру можно в любое время, но это касается исключительно жилья, для дачных участков история немножко иная.

Таким образом, приватизация квартиры после 1 марта 2020 года и до наступления этой даты будет действовать по тем же правилам, то есть никакие изменения в этой сфере на данном этапе не планируются.

Новости по теме:

Всегда ли так будет?

Вопрос о том, чтобы отменить бесплатную приватизацию квартиры, поднимается уже довольно давно. Сегодня, по мнению некоторых экспертов, заинтересованных людей в подобной процедуре остается очень мало, потому что на протяжении 20 лет многие уже справились с данной задачей и вступили в права собственности на свою недвижимость.

Не воспользовались данной услугой, как правило, те семьи, где наблюдается многолетний конфликт – кто-то хочет приватизировать жильё, а кто-то нет, а необходимо ведь согласие всех членов семьи.

Однако если приватизация квартиры в 2020 году на бесплатных условиях всё-таки будет остановлена, то это позволит развиваться арендной сфере жилья в России, которая на сегодняшний день не может похвастаться высоким уровнем развития. В государстве уже развивается программа по созданию жилья для аренды, и в 2020 году на них должно быть выделено 20 миллиардов рублей.

Правда, для арендованный площади нужны помещения и считается, что те люди, которые не хотят приватизировать свои квартиры, могут стать отличными «источниками» для этого. Вопрос пока находится на стадии разработки и требует более тщательного рассмотрения, но всё-таки стоит позаботиться о том, чтобы вступить в права собственности на жильё в ближайший год, потому что непонятно, какой закон будет принят дальше.

В современное время неприватизированные квартиры финансируются государственным бюджетом, что создает ему некоторые проблемы, потому что средств в бюджете не хватает. Бесплатная приватизация невыгодна, поэтому шансы на то, что данная процедура будет отменена, довольно высоки.

Приватизация и что она дает?

Бесплатная приватизация жилья после 1 марта 2020 года будет проводиться по тем же правилам что и ранее. Вначале необходимо собрать пакет документов, среди которых особенно важное внимание уделяется согласию всех официально прописанных квартире жителей на приватизацию.

Читайте так же:  Уничтожение вещественных доказательств по административным делам в 2020 году

Затем документы отдаются в МФЦ, где в ответ выдается свидетельство о приватизации, которое необходимо использовать при регистрации квартиры. Обычно длительность процедуры варьируется от двух до трёх месяцев.

Приватизированное жильё находится полностью в собственности того человека, на которого оно оформлено. После проведения данной манипуляции человек получает возможность продавать квартиру, улучшать её планировку или ремонтировать на свое усмотрение.

39. Способы приватизации

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 «178-ФЗ (в редакции от 19.12.2006).

Способы приватизации – предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность ф/л и ю/л.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в ОАО (смена организационно-правовой формы унитарного предприятия; изменяется собственник имущества (им становится ОАО); государство или муниципальное образование получают в собственность его акции, которые впоследствии могут быть отчуждены);

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества; право приобретения принадлежит покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену; аукцион является открытым по составу участников; предложения подаются участниками в запечатанных конвертах; при одном участнике признается несостоявшимся; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в течение 5 дней с победителем заключается договор купли-продажи);

3) продажа акций ОАО на специализированном аукционе (открытые торги; все победители получают акции ОАО по единой цене за акцию; открытый по составу участников; передача акций и оформление права собственности – не позднее 30 дней);

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия, срок выполнения которых не более года; право приобретения принадлежит предложившему наиболее высокую цену; открытый по составу участников; предложения подаются в запечатанных конвертах; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий конкурса договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взыскание с покупателя неустойки);

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО (может осуществляться посредством их использования в качестве обеспечения ц/б, выпускаемых иностранными эмитентами; решение о продаже принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ);

6) продажа акций ОАО через организатора торговли на РЦБ (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли; для продажи могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ; условия договоров с брокерами должны предусматривать продажу по цене, которая не может быть ниже начальной цены);

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется, если аукцион был признан несостоявшимся; в информационном сообщении указываются (величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения (цена отсечения)); право приобретения принадлежит заявителю, который первым подал заявку на приобретение по цене первоначального предложения; при отсутствии в установленный срок заявки осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении; удовлетворяется первая заявка на покупку по цене предложения; снижение цены может осуществляться до цены отсечения);

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа посредством публичного предложения не состоялась; нормативная цена не определяется; претенденты направляют письменные предложения о цене; покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену; при поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку раньше);

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО (может осуществляться (при учреждении ОАО; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО); доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно этими субъектами в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс 1 акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических АО);

10) продажа акций ОАО по результатам доверительного управления (лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления; договор купли-продажи акций ОАО заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления – основание расторжения в судебном порядке обоих договоров; исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления).

Ограничения на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов:

приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО (только путем преобразования в ОАО);

приватизация имущественных комплексов ФГУП и находящихся в федеральной собственности акций ОАО, балансовая стоимость ОС которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ (преобразованием унитарного предприятия в ОАО; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории РФ; посредством внесения в уставные капиталы ОАО);

приватизация имущества, не соответствующего, указанным в п.2 критериям (преобразованием унитарного предприятия в ОАО; на аукционе; на специализированном аукционе; на конкурсе; посредством внесения в уставные капиталы ОАО).

Большинство способов приватизации – договоры купли-продажи (8 из 10).

Способы приватизации отличаются друг от друга по совокупности признаков в зависимости от:

места совершения сделки (продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной акций ОАО);

особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе имущество продается тому, кто больше за него заплатит; на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за акцию);

выполнения покупателем условий в отношении имущества (продажа на конкурсе);

вида рынка (продажа акций на организованном рынке – на фондовой бирже);

способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

по моменту возникновения права собственности (при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя возникает после выполнения им условий конкурса).

Способами приватизации государственного и муниципального имущества являются в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here