Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в 2020 году

Самое важное в статье: "Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

С 09 января 2020 года специализированная служба по вопросам похоронного дела города будет находиться по новому адресу

Уважаемые жители города!

Информируем вас о том, что с 09 января 2020 года Муниципальное Казённое Учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Дубны Московской области» будет находиться по адресу: г. Дубна, ул. Ленинградская д.1 (вход с торца, со стороны ул. Векслера).

Контактные телефоны:8(496)-215-47-30, 8(496)-212-50-00.

Приложение 1. Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела

Приложение 1
к Положению
об организации похоронного дела
и содержанию мест захоронения
на территории муниципального образования
Кудашевское Кимовского района

Порядок
создания и деятельности специализированной
службы по вопросам похоронного дела

1. Общие положения

1. Специализированная служба по вопросам похоронного дела создается администрацией муниципального образования Кудашевское Кимовского района. Либо статусом специализированной службы наделяется на конкурсной основе хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по оказанию ритуальных услуг.

2. Специализированная служба по вопросам похоронного дела действует в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и настоящим Положением.

2. Основные виды деятельности, осуществляемые
специализированной службой по вопросам похоронного дела

1. Гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый специализированной службой на безвозмездной основе:

— оформление документов, необходимых для погребения;

— предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

— перевозка тела (останков) умершего на кладбище;

2. Специализированная служба обеспечивает выполнение следующих видов услуг на платной основе:

1) Услуги по захоронению.

2) Предоставление и доставка похоронных принадлежностей по месту нахождения умершего.

3) Транспортировка тел умерших (погибших) с мест смерти.

4) Проведение транспортировки и перезахоронение останков.

5) Изготовление гробов.

6) Изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд.

7) Изготовление и установка надмогильных сооружений.

8) Изготовление временных надгробных сооружений, оград, памятников, венков из металла.

9) Производство иных предметов ритуала.

3. Требования к организации деятельности
специализированной службы по вопросам похоронного дела

1. В составе специализированной службы могут функционировать администрация кладбища, цеха, конторы, бюро похоронного обслуживания, салоны- магазины по продаже похоронных принадлежностей, службы эвакуации умерших.

2. Специализированная служба может осуществлять деятельность на местах погребения, включающую в себя содержание, в том числе благоустройство мест погребения.

3. На здании специализированной службы по вопросам похоронного дела должна иметь вывеску с информацией о наименовании, юридическом адресе и режиме работы.

4. В помещении специализированной службы, где осуществляется прием заказов на оказание услуг по погребению, должна находиться в доступном для обозрения месте следующая обязательная информация:

1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

2) Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

3) правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации;

4) 41 настоящее Положение;

5) гарантированный перечень услуг по погребению;

6) сведения о порядке оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной и платной основе;

7) прейскуранты (выписка из прейскуранта) цен и тарифов на оказываемые услуги;

8) образцы изготавливаемых и реализуемых предметов, необходимых для погребения, либо альбомы с цветными фотографиями их образцов;

9) оформленная в установленном порядке Книга отзывов и предложений;

10) адреса и телефоны контролирующих организаций.

5. Изготавливаемые и реализуемые изделия должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.

6. При выезде на дом агент специализированной службы по вопросам похоронного дела должен иметь при себе: служебное удостоверение, альбом с цветными фотографиями образцов предметов, необходимых для погребения, утвержденный в установленном порядке прейскурант цен и тарифов на оказываемые услуги и предметы, необходимые для погребения, бланки счетов-заказов на оформление заказов на услуги по погребению.

7. Специализированная служба может заключать договоры с физическими и юридическими лицами на проведение отдельных работ по погребению, а также по устройству и содержанию могил, надмогильных сооружений.

8. За невыполненные заказы работники специализированной службы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

9. Специализированная служба по вопросам похоронного дела, иные хозяйствующие субъекты не может обязывать (понуждать) приобретать услуги, в том числе входящие в предусмотренный законом о погребении и похоронном деле гарантированный перечень услуг по погребению.

4. Порядок финансирования
специализированной службы по вопросам похоронного дела

1. Финансирование деятельности специализированной службы осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», с законодательными актами Тульской области, настоящим Положением.

2. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:

1) Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

2) федерального бюджета — на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размере, определенном п. 5 ч. 2 настоящего пункта;

3) Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;

4) областного бюджета — в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, а также умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел;

Читайте так же:  Перечень документов для оформления купли продажи квартиры в 2020 году

5) Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, областной бюджет возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

3. Для возмещения расходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи специализированная служба по вопросам похоронного дела представляет в управление Пенсионного фонда РФ по Кимовскому району, в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» Тульской области, в организацию, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего: документы, подтверждающие стоимость произведенных расходов, подлинную справку о смерти лица, погребение которого было произведено, реестр выполненных захоронений; документы, подтверждающие принадлежность умершего к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

>
Порядок деятельности и правила содержания общественного кладбища, расположенного на территории муниципального образования.
Содержание
Решение Собрания депутатов муниципального образования Кудашевское Кимовского района Тульской области от 2 ноября 2012 г. N.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Городского Головы города Калуги от 19 сентября 2001 г. N 311-п «О создании и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Заключение договоров с администрацией поселения

На территории муниципального образования отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела. Создать такую организацию не представляется возможным, так как администрация поселка ссылается на то, что нет средств для создания муниципального унитарного предприятия. На территории поселения существует два действующих кладбища, вопросы погребения решаются индивидуальными предпринимателями. Может ли администрация поселения заключить с ИП договор, по которому ИП выдавал бы справки о погребении, осуществлял бы уход за кладбищем? Как такой договор будет квалифицироваться? Необходимо ли проводить торги на заключение договора на оказание данных услуг?

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Отсутствие финансирования не может являться основанием для отсутствия организации специализированной службы по вопросам похоронного дела органами местного самоуправления, поскольку стоимость услуг определяется органами местного самоуправления по согласованию с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств Пенсионного фонда РФ, федерального бюджета, Фонда социального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ в зависимости от социального статуса умершего (п. 3 ст. 9 указанного закона).

Таким образом, администрация грубо нарушает действующее законодательство, не организуя специализированную службу по вопросам похоронного дела, поскольку вопрос финансирования решается ею путем согласования с рядом федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. Правовых оснований передавать свои полномочия ИП у органов местного самоуправления нет.

Какие конторы похоронят

Отсутствие внимания к похоронной отрасли, которое наблюдалось на протяжении последнего десятилетия привело к тому, что государственное и муниципальное регулирование было сведено практически к нулю, отмечают составители пояснительной записки к законопроекту. А началось все с отмены лицензирования этой сферы в 2003 году, когда в похоронных дел мастера пошли все, кому не лень.

Между тем для страны, где ежегодно умирает около 2 миллионов человек, организация достойного погребения стала одной из наиболее социально значимых сфер.

Именно поэтому предлагается создать реестр специализированных похоронных служб, в который попадут лишь те, кто будет соответствовать определенным требованиям. Таким, как наличие материально-технической базы и обученных специалистов. «Юридические лица, включенные в реестр специализированных служб, обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению любому обратившемуся лицу», — отмечается в документе. Нарушителей же будут штрафовать.

Кроме того, устанавливается ответственность должностных властных лиц, органов местного самоуправления и юридических лиц за правонарушения в сфере похоронного дела, в том числе за распространение персональных данных умершего и лица, ответственного за организацию похорон.

По словам экспертов, появления такого закона ждали давно. «Главная беда сегодня — отсутствие единых норм и правил, закрепленных на федеральном уровне», — пояснила исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева. К тому же отрасль наконец-то получила «свое» ведомство — минстрой, который будет наделен полномочиями по контролю за ситуацией. «Может быть, штраф в 250 тысяч рублей и покажется кому-то небольшим, однако важно условие: за нарушение правил должно следовать неотвратимое наказание, — заявил исполнительный директор Ассоциации похоронной отрасли Олег Ларионов. — Если контроль ужесточится, то и такие штрафы помогут навести порядок на рынке».

Обозначить хотя бы примерную долю «черных» похоронных агентств эксперты отказываются, объясняя это отсутствием достоверной статистики. Впрочем, по разным оценкам, в среднем по стране она доходит до 50 процентов. В основе работы «черных» погребальных контор всегда лежит обман. Они могут либо завысить расценки, пользуясь тем, что заказчик в горе не станет торговаться и проверять их реальную стоимость. Либо, наоборот, цену могут выставить низкую, но затем просто исчезнуть. Более того, иногда на паспорт умершего оформляются кредиты.

Читайте так же:  Получение загранпаспорта через госуслуги пошаговая инструкция в 2020 году

Новым законом планируется наказывать штрафом в 200 тысяч рублей и распространителей персональных данных, когда о тяжелом состоянии больного (не говоря уже о смерти) «черным» агентам становится известно раньше, чем родственникам. «В этом случае штраф будет довольно эффективным инструментом, — считает Олег Ларионов. — Например, в Москве сегодня действуют около 4 тысяч агентов. Они конкурируют между собой и стимулируют коррупцию». По его мнению, для столицы, где ежедневно фиксируется около 300 смертей, достаточно было бы 500 легальных агентов.

Как суды рассматривают споры о создании муниципальной ритуальной службы

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ относит организацию оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения к вопросам местного значения муниципальных образований. При реализации этого положения на практике у муниципалитетов возникает множество споров, которые зачастую приходится разрешать в судебном порядке.

Кто обязан создать специализированную службу

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

НА ЗАМЕТКУ: Ритуальные услуги — деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронения

Вопросы организации оказания ритуальных услуг регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Он относит полномочия по организации и содержанию мест погребения к компетенции органов местного самоуправления. Они определяют порядок предоставления ритуальных услуг и стоимость гарантированного перечня услуг по погребению. Муниципалитеты также обязаны установить правила содержания мест погребения. Если нарушены санитарные или экологические нормы, орган местного самоуправления должен приостановить или прекратить деятельность по погребению и принять меры.

Для реализации предоставленных полномочий муниципалитеты создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Эти службы занимаются погребением умерших и оказывают ритуальные услуги. Порядок их деятельности определяют органы местного самоуправления.

Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования — обязанность органов местного самоуправления. Такая служба по первому требованию гражданина оказывает на безвозмездной основе гарантированные услуги по погребению из перечня, который приведен в статье 9 Закона № 8-ФЗ (Указ Президента от 29.06.1996 № 1001). Отказ в их предоставлении не допускается, даже если в бюджете муниципалитета нет денег. Поэтому суды обязывают местные администрации создавать специализированные службы на территориях муниципальных образований.

ПРИМЕР 1. Заместитель прокурора обратился в суд с иском к местной администрации и потребовал, чтобы та создала специализированную службу по вопросам похоронного дела. По условиям муниципального контракта на исполнителя была возложена только обязанность по эвакуации невостребованных трупов в городской морг, но не обязанность по их захоронению. Муниципалитет отметил, что на оказание дополнительных услуг в местном бюджете нет средств. Однако суд удовлетворил заявленные требования. Отсутствие финансирования не исключает обязанности муниципалитета организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела (апелляционное определение Пермского краевого суда от 21.09.2015 по делу № 33–9940/2015).

Специализированная служба должна быть в каждом сельском поселении, даже если аналогичная муниципальная организация уже работает на территории района

Наличие специализированной службы на территории муниципального района не исключает обязанности органов местного самоуправления по созданию такой службы и на территории поселений, входящих в этот район.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он указал, что на территории муниципального образования есть действующие кладбища, однако служба не создана.

Муниципалитет возражал против удовлетворения требований. Бюджет сельского поселения — дотационный. Создавать службу экономически необоснованно при малой численности населения. Специализированная служба создана и функционирует на территории района.

Судьи удовлетворили требования прокурора. Они отметили, что отсутствие специализированной службы в сельском поселении нарушает права его жителей на выбор исполнителя ритуальных услуг из-за отсутствия конкуренции (апелляционное определение Ленинградского областного суда от 15.06.2017 № 33а-2590/2017).

Можно ли передать функции частным компаниям

Органы местного самоуправления не вправе присваивать статус специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации или некоммерческому партнерству (письмо ФАС от 03.07.2014 № ЦА/26577/14). Но в судебной практике были случаи, когда судьи считали иначе. Они указывали, что на территории муниципального образования можно и не создавать специализированную службу, если с ее функциями справляются частные компании.

ПРИМЕР 3. Прокурор потребовал, чтобы местная администрация создала специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Суд пришел к выводу, что на органы местного самоуправления возложено не оказание услуг по погребению, а организация их оказания. А она возможна как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности в рамках размещения муниципального заказа. Объективной необходимости в том, чтобы специализированную организацию по вопросам похоронного дела учредило муниципальное образование, в городском округе нет. Услуги по погребению оказывают организации немуниципальной формы собственности. Все захоронения производятся по мере необходимости в штатном режиме. На похороны умерших граждан, не имеющих родственников, выделяются средства из местного бюджета. Свердловский областной суд отказал прокурору (апелляционное определение от 31.01.2018 по делу № 33а-2037/2018).

2 подхода раньше применяли суды в спорах об особом статусе немуниципальных похоронных служб. Верховный суд решил эту проблему

Отдельные суды приходят к выводу, что, если в муниципальном образовании есть частная ритуальная служба, ее можно наделить статусом специализированной организации.

ПРИМЕР 4. Прокурор района обратился в суд с требованием к администрации поселения о возложении обязанности создать муниципальное предприятие или учреждение, которое будет оказывать бесплатные услуги по погребению из гарантированного перечня. Суд отметил, что, если в муниципальном образовании имеются похоронные службы, их можно наделять статусом специализированной организации. Создание муниципальных организаций по вопросам похоронного дела возможно исходя из целесообразности и потребностей в этих услугах, если конкурентная среда в сфере похоронного дела в муниципальном образовании отсутствует, для обеспечения прав граждан. Необходимости в создании такой организации в поселении с численностью населения около 3 тыс. человек нет. Услуги по погребению оказывают в муниципальном районе три организации немуниципальной формы собственности. В удовлетворении требования прокурора отказано (апелляционное определение Смоленского областного суда от 22.10.2013 по делу № 33–4473).

Организационно-правовую форму ритуальной службы определите самостоятельно. Но сама служба должна быть муниципальной

В то же время в практике судов распространен и другой подход, согласно которому наличие хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности не должно подменять собой создание специализированной муниципальной организации. Органы местного самоуправления не вправе присваивать статус специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Примеры таких решений: определение ВАС от 21.07.2008 № 9352/08 по делу № А60-19144/07-С4, постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2014 по делу № А12-4365/2012, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 по делу № А21-7662/2012, постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 № Ф09-7288/10 по делу № А76-6041/2010, постановление Президиума ВАС от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010-35-192. Того же мнения придерживается и антимонопольная служба.

Читайте так же:  Сколько судей в конституционном суде российской федерации в 2020 году

ПРИМЕР 5. Индивидуальный предприниматель обратился в территориальное УФАС с заявлением о неправомерных действиях муниципалитета. Местная администрация наделила одну из компаний статусом специализированной организации и тем самым создала ей преимущества в вопросах похоронного дела на рынке ритуальных услуг.

Комиссия УФАС указала, что чиновники нарушили закон. Орган местного самоуправления присвоил компании особый статус, но это не означает, что он создал специализированную службу по вопросам похоронного дела. Такие действия органов власти могут привести к тому, что у компании появятся необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг. Это нарушение законодательства о защите конкуренции (решение УФАС по Челябинской области от 29.12. 2017 по делу № 16–07/17).

Так в судебной практике возникло два взаимоисключающих подхода. Одни суды принимали решение о том, что статусом специализированной организации может быть наделена организация любой формы собственности. Другие указывали, что таким статусом можно наделить только организацию, которую создал орган местного самоуправления. Противоречие разрешил Верховный суд.

Важный документ: Кассационное определение Верховного суда от 01.06.2018 № 36-КГПР18-3

ПРИМЕР 6. Прокурор потребовал, чтобы местная администрация создала на территории муниципалитета специализированную службу по вопросам похоронного дела. Суд первой инстанции прокурора не поддержал. В муниципальном образовании есть хозяйствующие субъекты, оказывающие ритуальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем. Апелляция поддержала это решение.

Верховный суд отменил состоявшиеся акты и направил дело на новое рассмотрение. При этом высший судебный орган пришел к выводу, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местной власти как гарантию исполнения требований Закона № 8-ФЗ. У лиц, которые осуществляют погребение, должно быть право выбора похоронной организации независимо от наличия на территории муниципального образования иных поставщиков ритуальных услуг. Вывод суда первой инстанции о том, что статусом специализированной службы можно наделить любой хозяйствующий субъект, — ошибочный. Орган местной власти вправе самостоятельно определить организационно-правовую форму специализированной службы по вопросам похоронного дела. Но такую службу должен создать именно орган местного самоуправления.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела — обязанность органа местного самоуправления. Не ставьте ее в зависимость от наличия денежных средств в местном бюджете, в том числе в случаях, когда он дотационный. Исполните данную обязанность, даже если в муниципалитете функционируют аналогичные организации немуниципальной формы собственности
  • Специализированная организация по вопросам похоронного дела должна быть создана в каждом муниципальном образовании. Суды признают необходимость создания специализированной организации в поселении, даже если на территории муниципального района уже создана и функционирует такая организация.
  • Специализированную службу должен создать именно муниципалитет. Если вы наделите организацию немуниципальной формы собственности статусом специализированной организации, то нарушите законодательство о защите конкуренции. Так считает Верховный суд.

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Обязаны ли органы местного самоуправления поселений создавать специализированную службу по вопросам похоронного дела и в какой организационно-правовой форме?

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ) органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, и определяют порядок их деятельности. При этом федеральный закон не содержит ни определения понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела», ни характеристики правового статуса данной организации. Не вполне ясно также, является ли создание такой специализированной службы обязательным в каждом муниципальном образовании или осуществляется по мере необходимости, на усмотрение органов местного самоуправления.

Судебная и иная правоприменительная практика, к сожалению, также не дает однозначного ответа на эти вопросы.

Так, в Определении Московского областного суда от 6 декабря 2011 г. по делу № 33-24428 говорится: «несмотря на то, что в настоящий момент администрацией сельского поселения не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, из-за отсутствия финансирования создания такой службы, для возможности гражданам решать вопросы по организации ритуальных услуг назначен специалист, на которого возложены соответствующие обязанности»; «при этом в случае невозможности предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг в данном сельском поселении, данные услуги могут осуществляться ритуальной службой муниципального района, на территории которого находится сельский населенный пункт».

Однако в определении этого же суда от 25 августа 2011 г. по делу № 33-19254 содержится противоположная позиция: «отсутствие подобной службы в г. Реутов нарушает права жителей города на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами», в связи с чем «суд обязал Администрацию г. Реутов создать до 1 ноября 2011 года специализированную службу по вопросам похоронного дела в городском округе Реутов в организационно-правовой форме по выбору ответчика, с учетом того, что порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления, который вправе самостоятельно финансировать деятельность этой службы и давать такой службе обязательные для исполнения указания; либо иным образом иметь возможность определять решения, принимаемые такой службой; контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность по бесплатному оказанию ритуальных услуг в установленном законодательством объеме».

В то же время в современной судебной практике имеется и противоположная правовая позиция, согласно которой возможно создание специализированной службы не только путем создания муниципального предприятия или учреждения, но и путем проведения открытого конкурса с последующим заключением муниципального контракта на выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела. Более того, некоторые суды полагают, что именно эта процедура способна наилучшим образом обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ) в части оказания населению услуг по погребению в пределах гарантированного перечня (см., например, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2012 г. по делу № А12-18556/2011).

Читайте так же:  Права законного представителя несовершеннолетнего в суде в 2020 году

Более того, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № ВАС-7864/12 по делу № А69-1740/2011 признано незаконным бездействие органа местного самоуправления по организации проведения конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела и наделение этим статусом муниципального учреждения.

В существующих условиях органам местного самоуправления необходимо самостоятельно принимать решение о порядке реализации своих полномочий в сфере похоронного дела, с учетом изложенных соображений.

Разъяснения ФАС России по вопросам деятельности организаций на рынке похоронных услуг

В связи с поступающими в ФАС России обращениями по вопросам деятельности организаций на рынке ритуальных услуг, в том числе о специфике деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, и в целях обеспечения правильного и единообразного применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства считаем необходимым дать следующие разъяснения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение.

Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации — специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

ФАС России считает, что с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом, органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. Данный механизм работы позволит передать в соответствии с действующим законодательством земельные участки муниципальных кладбищ в ведение муниципальным бюджетным учреждениям. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений, органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

По мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений администрации муниципального образования (муниципальное учреждение городское хозяйство, департамент городского хозяйства и т.д.), а не создание специализированного подразделения с соответствующим финансированием. Как показывает практика (например, Красноярский край), не возникает сложностей при формировании планов кладбищ и выдаче в соответствии с ними разрешений на выделение участка земли под захоронение. Все остальные работы (услуги) на кладбище будут выполняться хозяйствующими субъектами (услуги по захоронению, установке памятников и др.) на конкурентной основе на основании обращений граждан.

Читайте так же:  Потеряла полис медицинского страхования как восстановить в 2020 году

Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Органы местного самоуправления, в соответствии с Законом о погребении вправе принять нормативно-правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, в котором должен быть определен режим работы кладбища и порядок выделения земельного участка под захоронение.

По вопросу обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе. Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета.

ФАС России считает, что услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объема услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения

Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 июля 2017 г. N Пр-1330)

В целях повышения уровня доступности, качества и удовлетворенности граждан услугами по погребению умерших:

1. Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих, в том числе:

а) организацию оказания гарантированного перечня услуг по погребению умерших на безвозмездной основе по принципу «одного окна» с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

б) проведение инвентаризации действующих и неблагоустроенных (брошенных) мест погребения (кладбищ) для исключения искусственного дефицита мест погребения и в случае необходимости резервирование земель для размещения мест погребения в рамках территориального планирования;

в) государственную регистрацию прав собственности на существующие места погребения, включая неблагоустроенные (брошенные) места погребения.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере похоронного дела;

б) для формирования единообразного подхода к организации похоронного дела в субъектах Российской Федерации разработать на федеральном уровне методические рекомендации по вопросам:

создания и деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, в том числе требования к их материально-техническому оснащению и наличию квалифицированного персонала;

определения стоимости услуг, включенных в гарантированный перечень услуг по погребению умерших, возмещаемой специализированной службе по вопросам похоронного дела, и стандартов их качества;

осуществления учета граждан, ответственных за места захоронения;

в) завершить разработку и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о похоронном деле, предусмотрев в нем, в том числе:

закрепление за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации похоронного дела;

формирование единой системы учета мест погребения (кладбищ) и мест захоронения (могил) и порядка ее функционирования, сбора, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии таких мест;

контроль за деятельностью специализированных служб по вопросам похоронного дела;

г) проработать вопрос о предоставлении (резервировании) участков для погребения умерших на платной основе, в том числе для создания семейных (родовых) захоронений, только на специально созданных коммерческих кладбищах.

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации провести комплексную проверку соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, по результатам которой разработать и утвердить план мероприятий, направленных на ликвидацию теневого рынка услуг.

Президент Российской Федерации В. Путин

Обзор документа

Составлен перечень поручений Президента РФ, направленных на повышение уровня доступности, качества услуг по погребению и удовлетворенности граждан таковыми услугами.

Так, планируется организовать оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе по принципу «одного окна» с использованием СНИЛС; провести инвентаризацию действующих и неблагоустроенных (брошенных) мест погребения (кладбищ) для исключения искусственного дефицита мест погребения и в случае необходимости — резервирование земель для размещения мест погребения в рамках территориального планирования.

Целесообразно провести госрегистрацию прав собственности на существующие места погребения, включая неблагоустроенные (брошенные).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

За органами исполнительной власти регионов планируется закрепить полномочия по организации похоронного дела; по формированию единой системы учета мест погребения (кладбищ) и мест захоронения (могил); по контролю за деятельностью специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here