Совокупность методов и способов осуществления государственной власти в 2020 году

Самое важное в статье: "Совокупность методов и способов осуществления государственной власти в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти

В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием — политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.

В научной литературе существует большое количество определений политического режима. В государственно-правовой науке:

Политический режим — совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти.

Ряд авторов идут еще дальше, подразумевая под политическим режимом общий характер взаимодействия государственных органов и социальных групп, который включает в себя не только государственное воздействие «сверху», но и «обратные связи», то есть функционирование механизмов гражданского представительства и давления, участия и выборов. «Под политическим режимом следует понимать способ политического существования любого общественного коллектива, племени, нации или государства»,- дает подобную предельно широкую формулировку французский политолог Ж.М. Денкэн.

В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией “политическая система” и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы.

Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга.

Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период».

Другое определение политическому режиму дает Н.А. Баранов.

Политическая система — это «набор» политических институтов и отношений, в рамках которого осуществляется власть и обеспечивается ее стабильность, а политический режим — способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.

В научной литературе распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе — это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, — основные ценности, которые регулируют работу политической системы.

Можно сказать, что политический режим — это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти.

Прежде всего, понятие «режим» следует соотнести с понятием «власть», занимающим, бесспорно, центральное место в политической науке. Без преувеличения можно сказать, что решение, изучение любой конкретной проблемы в политологии обязательно упирается в проблему политической власти, и поэтому любой, даже кажущийся самым беспристрастным, анализ политической ситуации обязательно содержит в своем основании то или иное представление о сущности власти. Власть может рассматриваться по-разному, но практически во всех случаях исследователи считают необходимым подчеркнуть, что она представляет собой отношение и включает в себя два основных компонента — приказ и подчинение. «Власть, замечает по этому поводу польский политолог Е. Вятр, — это возможность приказывать, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться».

Власть может осуществляться в двух формах — господства и влияния. Господство представляет собой ситуацию, в которой властвующий обладает способностью добиться выполнения своего приказа, прибегнув для этого, если потребуется, к использованию силы. Влияние не обладает подобной мощью «фронтального» принуждения и осуществляется в значительно более мягких формах. Тем не менее, и в данном случае мы имеем дело с проявлением власти, ибо влияющий оказывается в состоянии (хотя и иными методами) добиться желаемого результата от того, кто выступает в качестве объекта влияния. Здесь уже требуется иное, более емкое, определение власти. Удачным представляется, например, то, которое принадлежит американскому политологу Р. Далю. С его точки зрения «власть А над В есть способность добиться того, чтобы В сделал нечто, чего он никогда не сделал бы без воздействия А».

Рассмотренное таким образом понятие власти оказывается типологически близким понятию политического режима. Различие заключается лишь в том, что режим есть организация власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях и с использованием специфических методов.

На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные его признаки:

Читайте так же:  Погасить ипотеку материнским капиталом в сбербанке документы в 2020 году

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамический аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения. В этом смысле любой режим обречён решать проблемы взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданским обществом. Ведь именно в структурах гражданского общества коренятся отношения правительства и оппозиции, являющиеся ключевыми в характеристике типа и особенностей режима.

Во-вторых, очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача также решается им успешно лишь в том случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур. Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществу ту или иную «формулу легитимности» (например, президентскую или парламентскую модель), но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее «трансплантации» социально-исторические предпосылки. Любой режим в этом смысле может быть рассмотрен как некий способ разрешения, или артикуляции конфликта между обществом и правительством.

В-третьих, режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других — политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами. Одно из определений режимов, обращающее внимание на эту сторону проблемы, принадлежит известному американскому исследователю Марку Хагопиану. Он рассматривает режим «как специфическую институциональную структуру, которая характеризует политическую систему страны» и деятельность которой шире, чем деятельность правительства или отдельных групп официальных лиц, представленных в институтах.

В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и то же, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным оказывается использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может, вопреки ожиданиям, оказаться способным проявить «несвойственную» для него гибкость и склонность к компромиссам.

Возможно здесь заслуживает упоминания один из методов массовой мобилизации, использованных режимом и, персонально, И. Сталиным в начале отечественной войны с фашизмом.

Прямое обращение к нации («Братья и сестры!»), культивирование национального единства перед лицом общей опасности сыграло не последнюю роль в достижении целей режима, существо которых совершенно не изменилось — всеми средствами сохранять власть. Таким образом, методы осуществления власти и властные структуры могут существенно различаться. Поэтому следует подчеркнуть, что режим обладает не только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая система), но и особыми методами ее реализации.

Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими собственными временными характеристиками. Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими исследователями: «Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы».

Рассмотрим основные методы государственного управления. Во-первых, пожалуй, наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и применение карательно-силовых средств.

Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях, захватывавших новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население (монголо-татарская империя Чингизидов и другие).

На современном же этапе инструменты насилия преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к примеру, в фашистской Германии и СССР в 30-е годы или в Кампучии в 70-е годы нынешнего века. Государственное принуждение принадлежит к распространенным средствам стабилизации режима и используется не только авторитарными, но нередко и демократическими режимами. В тех случаях, когда ситуация выходит из-под контроля правящей элиты, когда возникает угроза безопасности режима и его граждан, демократическое правительство может прибегать к помощи органов принуждения, причем, не только полиции, но и армии. Характерный пример — события, происшедшие в мае 1992 г. в Калифорнии, в Лос-Анжелесе. Массовые беспорядки и насилие, пожары и разрушения достигли той степени, когда потребовалось вмешательство вооруженных сил. Только с их помощью (круглосуточное патрулирование, комендантский час и т. д.) и по прошествии некоторого времени порядок был восстановлен. Еще чаще по понятным причинам государственное принуждение используется авторитарными режимами.

Во-вторых, возможно такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях и в условиях переходных обществ становящейся демократии).

В-третьих, одним из главных методов современного государственного управления выступает правовое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются, прежде всего, в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан.

Читайте так же:  Постановление о порядке предоставления коммунальных услуг в 2020 году

В-четвертых, эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов. Например, в случае, если консервативная модель политики правительства не дает ожидаемых результатов, то последнее может усилить социальные программы и перебросить на их осуществление определенные ресурсы.

Конечно, не следует забывать о том, что в структуре средств и методов практически каждого государства имеется весь арсенал упомянутых выше инструментов в той или иной пропорции и комбинации, которые используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или трансформации.

Четыре состояния власти:

Вопрос). Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти

Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 750 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Политический режим как совокупность средств и методов осуществления государственной власти

Политический режим как совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

План

Тема 6. Политический режим

2.Типы политических режимов: признаки, особенности.

Комплексным понятием, выражающим современные представления об основных принципах взаимоотношения власти, конституционных и правовых норм с реальностями политической жизни, является политический режим. Политический режим – это совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

Существуют следующие основные условия, позволяющие оценить тот или иной политический режим в качестве демократического.

1. Наличие соревновательных выборов, проводящихся регулярно и имеющих закрепленный в законодательстве механизм честного соперничества политических сил в борьбе за власть. Через участие в выборах граждане делегируют свою волю. Основой политического участия является интерес. Легитимность носит рационально-правовой характер.

2. Правительство рождается из выборов, меняется в ходе выборов; расстановка политических сил и интересов в правительстве зависит только от выборов.

3. Защищены законом права отдельных личностей и меньшинств. Лишь комбинация правительства большинства и прав меньшинства является условием реальной демократии.

На практике могут существовать политические режимы, отвечающие одному или двум из перечисленных условий, но они не могут считаться вполне демократическими.

В качестве основных разновидностей демократических режимов могут рассматриваться:

1) режим президентского типа;

2) режим парламентского типа;

3) смешанный режим.

Парламентская демократия характеризуется следующими признаками.

1. Кабинет министров имеет власть только за счет парламентского большинства.

2. Важнейшей процедурой в процессе утверждения у власти сформированного по итогам выборов правительства является голосование о доверии. Эта процедура отражает уровень поддержки исполнительной власти законодательной.

Именно взаимодействие правительства и парламента является основной характеристикой демократического политического режима парламентского типа. В политической практике можно выделить несколько типов взаимодействия правительства и парламента. Один из них (система однопартийного большинства) уже около 300 лет существует в Англии. Для него характерен фактический контроль победившей на выборах партии над парламентом через самую многочисленную фракцию.

Другим типом парламентской демократии является коалиционная система, при которой парламентское большинство формируется на основе объединения своих фракций двумя или несколькими партиями. Выделяют стабильные коалиции, в которых объединение партий является долговременным, прочным и сохраняется даже в случае ухода партий в оппозицию (пример — Германия: коалиция христианских демократов и христианско-социального союза), и нестабильные, в которых объединения носят непрочный, временный характер, часто распадаются, отчего возникают парламентские кризисы (пример – Италия).

Необходимо отметить, что парламентская форма демократического политического режима является самым древним способом осуществления демократии. Долгое время подобные способы организации власти испытывали существенные трудности из-за законодательно определенного единоначалия. Как одна из форм преодоления этих трудностей в XVIII в. возникла попытка соединения парламентаризма с монархией, реализовавшаяся в идее конституционной монархии.

Другой такой попыткой стало создание демократического политического режима президентского типа, который возник в США на рубеже XVIII и XIX вв. В условиях президентской демократии президент не подчинен парламенту, избирается отдельно и формирует относительно самостоятельную вертикаль власти. Принципиально новым в президентстве явилось то, что параллельно существуют правитель, избираемый народом, и парламент, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Кроме того, фигура президента придает дополнительные, харизматические основания демократическому режиму.

Главной проблемой президентских демократий в процессе их функционирования и развития являются взаимоотношения законодательной и президентской властей. Мировая политическая практика выработала три основные стратегии подобного взаимодействия.

1. Система сдержек и противовесов, суть которой состоит в максимально равном распределении полномочий и прав между ветвями власти. Наибольшее развитие подобная система получила в США, где практически ни конгресс, ни президент не могут самостоятельно принять ни одного значимого политического решения.

2. Система президентского доминирования, сложившаяся во Франции в конце 50-х гг. XX века. При этой системе президент по закону обладает существенно большими полномочиями в принятии властных решений, чем законодатели. Именно он является гарантом демократии, стабильности и порядка в соответствии с конституцией.

3. Система соперничества и борьбы между законодательной и исполнительной властью. Подобная система чаще всего встречается в молодых демократиях, где еще не до конца решен вопрос об избрании общепризнанного типа взаимодействия между ветвями власти. Она характеризуется возможным периодическим нарастанием конфликтности между законодателями и президентом. Примером подобного типа президентской демократии может служить Россия после 1991г.

Читайте так же:  Перечень документов для оформления льгот ветеранам труда в 2020 году

В некоторых случаях, чтобы избежать конфликта, законодатели и президент, взаимно идя на компромисс, разграничивают свои полномочия. На этой основе возникают режимы смешанного, парламентско-президентского типа. Их устройство отражает, с одной стороны, взаимное стремление избежать конфликтов между ветвями власти, а, с другой, — недостаточную зрелость и стабильность для выработки устойчивой системы сдержек и противовесов.

Недемократические политические режимы при всей разнице форм организации власти, выдвигаемых ею задач и амбиций, «жесткости» или «мягкости» действий власти обладают одним общим признаком — это самовластные диктатуры, где весь комплекс властных решений в конечном итоге осуществляется или единоличным властителем, или привилегированной группой олигархов.

Авторитарный политический режим обладает следующими основными чертами.

1. Носителем власти выступает один человек или узкая группа лиц. В качестве носителей авторитарной власти могут выступать монарх, диктатор, военная хунта.

2. Власть носит неограниченный характер, она неподконтрольна гражданам. Она может носить абсолютно деспотический, беззаконный характер, хотя может основываться и на законах. Но законы эти она принимает сама для утверждения собственного же господства.

3. Власть опирается на силовые способы господства. Это могут быть массовые репрессии и опора на страх, а может быть и демонстративная справедливость «доброго владыки». Однако в любой момент любое неповиновение может быть подавлено силой на основе простого приказа.

4. Власть монополизирована, отсутствуют легальные каналы оппозиционной деятельности. Политические партии могут существовать легально лишь при условии полного подчинения власти в качестве организаций, обслуживающих ее интересы.

5. Формирование политической элиты происходит путем назначения сверху на основании либо удачной карьеры на административном или военном поприще, либо фаворитизма.

Авторитарные политические режимы весьма разнообразны. Классифицировать их можно по нескольким признакам одновременно. Выделяют традиционалистские авторитарные режимы. Это, как правило, монархии, существующие как элемент традиционного общества. Такие монархии очень архаичны, но и чрезвычайно устойчивы. Их основная политическая и социальная база — в особенностях верований, традиций, жизненного уклада. В некоторых случаях такие режимы способны воспринять отдельные внешние черты современной цивилизации, но, даже испытав на себе существенное влияние извне, они продолжают сохранять свою глубокую традиционность.

Подавляющее большинство авторитарных режимов порождено неустойчивостью, нестабильностью демократии. Существует даже определенная схема их установления. В обстановке, когда политическое соперничество готово выплеснуться на улицы, спровоцировать массовые беспорядки или гражданскую войну, находятся авторитетные личности (чаще всего среди военных), которые, опираясь на вооруженную силу, совершают государственный переворот, распускают парламент, отменяют действие конституции и либо начинают править в режиме чрезвычайного положения, либо принимают конституцию, легализующую диктатуру. Подобные режимы до самого последнего времени были достаточно широко распространены в развивающихся странах.

Тоталитарным называют политический режим, имеющий следующие основные признаки.

1. Власть принадлежит массовой политической партии, вооруженной идеологической доктриной, формулирующей целый комплекс задач, которые возможно разрешить только в том случае, если все общество добровольно и с воодушевлением воспримет эту идеологию.

2. Стоящая у власти партия организована недемократическим путем, носит открыто вождистский характер, являясь скорее даже не политической партией, а организацией революционеров или неким подобием рыцарского ордена — «орденом меченосцев», по выражению Сталина.

3. Идеология правящей партии носит монопольный, доминирующий характер, она провозглашается «единственно верной», «научной» и т.п. С помощью практической реализации идеологических принципов предполагается осуществлять руководство всеми сторонами жизни общества, экономикой, наукой, культурой, частной жизнью человека.

4 Тоталитарная экономика базируется либо на полном огосударствлении всей экономической жизни, либо на регулярном, санкционированном вмешательстве в экономическую жизнь на идеологической основе.

5. Осуществляется систематический террористический полицейский контроль над всеми сферами жизни общества, включая и личную жизнь человека.

Тоталитарный режим опирается на развитую систему социального контроля и принуждения. Отличительной чертой тоталитарного деспотизма является его массовый характер, когда через поощрение доносительства, поиск врагов, инициаторами репрессий становятся не только верховная власть, но и массы. В то же время тоталитаризм, в отличие от авторитаризма, основан не только на системе запретов, но и на системе предписаний: людям не просто указывают, как они не должны поступать, но, и предписывают, как они поступать обязаны.

Тема 7.Государство как основной институт политической системы общества

| следующая лекция ==>
Политическая система России на современном этапе | Формы государственного правления и устройства

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 974 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Формы и методы реализации власти

Субъекты, уровни и признаки государственной власти.

3. Легитимность власти и её типы.

Институциональный подход к исследованию политики и политических отношений – одно из приоритетных направлений классической политологии первой половины ХХ века. Он предполагает изучение институтов (прежде всего, государственных), осуществляющих власть.

Власть возникает вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. Вначале она носит сугубо общественный характер, но со временем обзаводится особым аппаратом, а затем отделяется от общества и становится над ним, приобретая представительный характер. Проблема власти и властных отношений занимает центральное место в политологии.

Власть

– это способность, право и возможность господства над людьми с помощь закона, авторитета и принуждения.

М. Вебер при определении власти акцентирует внимание на осуществлении воли в определенных социальных условиях даже вопреки сопротивлению.

Читайте так же:  Расторжение договора аренды за неуплату арендных платежей в 2020 году

Т. Парсонс понимал власть как системно-функциональное взаимодействие, особого рода связь, обеспечивающую способность одних субъектов реализовывать функцию управления в отношениях с другими.

Политическая власть

– совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.

Французский политолог М. Дюверже выделяет такие исторические формы власти:

1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества;

2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появлением новых видов деятельности;

3) институциализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные властные функции.

В современном обществе выделяют два вида политической власти:

1) государственно-политическую власть (осуществляемую государственными органами);

2) общественно-политическую власть (субъектами которой выступают политические институты, общественные организации и движения гражданского общества).

В рамках государства политическая власть делится на три ветви:

1) законодательную

2) исполнительную

3) судебную

Их субъектами выступают:

— президент

— парламент

— правительство

— конституционный суд

Помимо этого выделяют уровни власти:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— федеральный (центральный)

— региональный (областной, краевой и т.п.)

— местный (муниципальный)

Отличительные признаки государственной власти:

монополия на применение насилия в рамках, определённых законом

верховенство (обязательность её решений для любой негосударственной власти)

публичность (всеобщность, безличность, открытость, прозрачность)

моноцентричность (наличием единого центра принятия решений)

многообразие ресурсов, используемых для реализации политических решений.

— источники власти

(авторитет, сила, престиж, закон, харизма, интерес, тайна, богатство)

— субъекты власти

(государство и его институты, политические элиты, лидеры, партии)

— объекты власти

(индивиды, социальные группы, народы, нации, классы, общество)

— ресурсы власти

(принуждение, насилие, убеждение, право, традиции, санкции и др.)

— основания власти

(экономические, социальные, юридические, административные, силовые, информационно-идеологические, культурно-ценностные факторы)

— функции власти

(господство, руководство, управление, координация, мобилизация, регуляция, контроль).

Важным свойством и характеристикой политической власти выступает её

легитимность

– признание обществом, его массами правомерности, обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей.

Понятие «легитимность» в политическую науку ввёл М. Вебер. Он утверждал, что характер легитимности власти определяет ее природу. Согласно этой теории, Вебер выделил

три типа легитимного господства:

— традиционный,

— харизматический

— рационально-легальный.

Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества существующей власти в силу традиций, обычаев и привычек. Вебер различал два основных типа традиционного господства:

— патриархальное господство

— сословное господство

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божий дар) основывается на вере в необыкновенные качества личности властителя. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса, способствует появлению «вождей».

Рационально-легальный тип господства предполагает необходимость подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам.

В современной политологии легитимность власти предполагает признание ее со стороны общества, наличие у неё авторитета и поддержки со стороны большинства граждан, их лояльность к институтам власти, вера и убеждение в том, что данные институты являются правомерными и справедливыми, а также готовность подчиняться и выполнять ее решения.

В самом общем виде процесс реализации власти включает в себя:

1) принятие политических решений с выбором целей и средств их достижения

2) проведение в жизнь этих решений путем последовательных действий по мобилизации необходимых ресурсов.

Существуют различные подходы и теории, объясняющие природу, основание и содержание политической власти:

атрибутивно-субстанциональный подход

(власть трактуется как атрибут и качественное свойство влияния субъекта):

реляционистский подход

((англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между субъектами, а также как их поведение):

— теория раздела «зон влияния»

— теория «обмена ресурсов»

Теория «сопротивления»: основные представители: М. Вебер, Р. Даль, Д Картрайт, Ж. Френч.

Теория раздела «зон влияния»: главный представитель: Д. Ронг.

Теория «обмена ресурсов» П. Блау, Х. Келли, Д. Хиксон, Дж. Хоманс.

Властная деятельность

– это сложное, многоаспектное и динамичное социальное явление, связанное с осуществлением властно-политических отношений в форме господства-подчинения. Она осуществляется различными методами и имеет множество видов и форм.

Основные методы властвования:

— принуждение

— убеждение

— стимулирование

.

Принуждение как метод власти подразделяется на два вида:

Формы физического принуждения:

— исключение из сообщества (организации)

Физическое принуждение может и должно осуществляться только в рамках социальных норм, регулирующих деятельность как властвующих, так и подвластных (Гражданский, Административный, Уголовный и другие Кодексы и Законы).

Психологическое принуждение – такое властное воздействие, когда подвластный осуществляет волю властвующего, чтобы избежать определенных негативных последствий в случае ее неисполнения.

Распространенным видом психологического принуждения является формирование общественного мнения нужного направления.

Убеждение представляет собой применение комплекса различных приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения индивидов или их групп.

Одной из форм убеждения выступает влияние, когда властвующий субъект добивается выполнения своей руководящей роли помимо угрозы принуждения. Влияние осуществляется при помощи таких средств, как содержание, побуждение, активизация ответственности.

В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования политической власти:

| следующая лекция ==>
Особенности становления гражданского общества в России | Форма государственного устройства

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 2189 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Политико-правовой режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти

Политико-правовой режим.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства

Читайте так же:  Получение лицензии на техническое обслуживание медицинской техники в 2020 году

– внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления, который обуславливает определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Существуют три основных разновидности форм государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – государство, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система. Население унитарного государства имеет единое гражданство.

Федерация– это союзное государство, субъекты (части) которого обладают определенным (самоограниченным) государственным суверенитетом. В федеративном государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов); действует как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов федерации, соответствующее федеральному; граждане субъектов федерации являются одновременно гражданами всей страны (США, Россия, Бразилия, Индия и др.).

Конфедерация – союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета, единого гражданства. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации.

Создание конфедерации основано на добровольном согласии всех ее членов, а выход из конфедерации возможен на основе одностороннего волеизъявления.

Разновидностями конфедерации являются:

межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

содружества – объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);

сообщества государств – переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах государства данного типа, прежде всего, отражаются на режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму государственного устройства.

В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов. Большинство авторов предлагают следующую их классификацию: все режимы делятся на демократические и антидемократические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на фашистский, тоталитарный и авторитарный.

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

— выборнось и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчестность перед избирателями;

— отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии;

— наличие свободно формируемых политических партий, отражающих социальнную дифференциацию гражданского общества;

— налаичие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод;

Признаками антидемократического режима являютя:

— отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;

— усиление роли исполнительно-распорядительных органов и отсутствие разделения властей;

— отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий;

— существование единой государственной идеологии;

— отсутствие демократических прав и свобод;

— господство беззакония и террора.

Фашистский режим

представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов “низшей” расы. Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких масс населения; непререкаемая власть вождя; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Тоталитарный режим

во многом схож с фашистским. Ему также свойственна социальная демагогия, провозглашающая права, свободы и процветание, сочетающаяся с массовыми репрессиями. В тоталитарном государстве также насаждаюися вождизм, культ личности, господствуют одна идеология и одна партия, происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна представляет собой казарму с жестким режимом и унифициорованной формой поведения граждан.

Авторитарный режим

несколько “мягче” двух предыдущих. Он является как бы промежуточным режимом между демократическим и антидемократическим, переходным от одного к другому. Авторитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего государства. Однако государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. Нет единой обязательной для всех идеологии, одной господствующей партии, отсутствует массовый террор. Авторитарный режим появляется тогда, когда власти намерены приступить к реформам общественного строя и осуществить “революцию сверху” (напремер, переход в Испании от фашизма к демократии, перестройка в СССР происходили в условиях авторитарных режимов).

В соответствии с многочисленной классификацией политические режимы подразделяютя на :

деспотический, предполагающий практически неограниченную власть правителя и его обожествление;

тиранический, основанный на власти тирана и безраздельном господстве произвола, насилия, бесправия;

либерально-демократический, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;

собственно демократический, провозглашающий и гарантирующий народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9597 — | 7499 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Совокупность методов и способов осуществления государственной власти в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here