Реклама табака табачных изделий и курительных принадлежностей в 2020 году

Самое важное в статье: "Реклама табака табачных изделий и курительных принадлежностей в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Как рекламировать кальяны в соответствии с законом «О РЕКЛАМЕ»

В связи с выходом новой редакции закона о рекламе, мы постарались ответить на вопросы, которые интересуют наших партнеров.

В соответствии с п.п.8 ст.7 названного Закона, любая реклама табака и табачных изделий – запрещена.

05]Статья 7. Товары, реклама которых не допускается

Не допускается реклама:
….

05]табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

То есть, вести речь можно лишь о том, какие действия могут быть «выведены» из-под понятия рекламы и которые возможно осуществлять.
Понятие рекламы также дано в законе, что позволяет достаточно точно идентифицировать рекламу и ее отличия от просто информаций. Подпункт 1 ст.3 :

реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

1. Возможно ли использование звуковой рекламы внутри Торгового центра, с информацией о точке продаж табака? Если нет, то можно ли рекламировать через звуковое оповещение кальяны или трубки?
Если распространяемая информация носит рекламный характер (т.е. адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке), то такие действия будут нарушать закон.
Однако, если сообщения будут распространяться как информация об имеющихся торговых предприятиях в ТЦ, без призывов покупать эти товары (или без иных рекламных фраз), то это является возможным, поскольку будет иметь место просто информирование покупателей.

Вывод: требуется использовать в звуковых роликах больше информации о том, где купить, и не делать призыв к покупке табака.

2. Возможно ли размещение баннера с изображением кальяна и указанием продажи табака для кальяна

8]c. играет ли роль, если нет слова ТАБАК на баннере, а только слово КАЛЬЯНЫ / УГОЛЬ для кальяна ?

Все эти действия являются запрещенными.

Вывод: Размещать фотографии кальянов и табак для кальянов нельзя. При желании, можно размещать фотографии угля для кальяна известных брендов (это не курительная продукция), без указания, что это для кальяна. Т.е. через аксессуары двойного назначения скрыто информировать о точках продажи табака.

3. Допустима ли продажа любого товара под логотипом табачного бренда (например, уголь для кальяна Аль Фахер/Старбазз/Накхла, если есть табак Аль Фахер/Старбазз/Накхла ?)

Требования к использованию «табачных» товарных знаков изложены в подпункте «В» пункта 1 ст.16 Закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»:
в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

Исходя из данной нормы, следует сделать вывод, что товарный знак, использованный на одном виде табачной продукции, может быть использован на другой табачной продукции и не может использоваться для нетабачной продукции.

Вывод: требуется снять с продажи нетабачную продукцию с логотипа табачных брендов, например уголь под брендом Накхла/Аль Фахер/Старбазз. К сожалению, эта норма контролируется и штрафуется легче всего.

4. Можно ли раздавать флаеры с информацией о табаке для кальяна:

Раздача флаеров очевидно является рекламой, предназначенной неопределенному кругу лиц.
Теоретически, можно подумать о варианте, когда распространитель будет иметь на себе надпись (типа «получить информацию о продаже табака или кальянов», «спроси меня, где лучшие кальяны» и т.д.) и по запросу от покупателя будет выдавать ему листовку. Естественно, что с соблюдением возрастных ограничений и без дополнительной устной рекламы.
Вывод: можно раздавать флаеры только по требованию клиентов, как информацию для потребителя. Не распространять флаеры неопределенному кругу лиц.

5. Допустимо ли на сайте компании ( в зоне www.****.ru) указывать информацию, что табак для кальяна можно купить по следующим адресам: и список адресов.

Да, это возможно. Это не является рекламой, а является сведениями и информацией о продавце и местах, где он осуществляет свою деятельность, что прямо разрешено. Но даже, если на сайте будут указаны адреса других продавцов, все-равно, это само по себе не является рекламой табачной продукции.

Вывод: если речь идет о списке магазинов и наличии товара – проблем не должно быть.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

В соответствии же со ст.9 Закона «О защите прав потребителей»

35]1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

6. Если сайт находится www.****.com допустима ли реклама табака для кальяна (т.е. фотографии пачек, с указанием цены).
Само по себе расположение сайта не является определяющим для применения закона.
Важно, в какой юрисдикции находится владелец сайта, наполняющий его содержанием.
Если компания-владелец находится в РФ, то такая деятельность будет нарушением.
Впрочем, если на сайте будет при входе предупреждение, что он не предназначен для граждан России, то можно говорить о его направленности на иностранных покупателей, то есть уже вне территории РФ.
Соответственно, если компания-владелец находится вне территории РФ, то на ее сайте может быть размещено все что угодно и на любом языке (с точки зрения данного закона).

Читайте так же:  Ответственность за неуплату взносов на капитальный ремонт в 2020 году

Вывод: неоднозначно. Дистанционная торговля будет запрещена, поэтому лучше действовать в рамках информации об *оффлайновых* точках продажи.

7. Возможно ли выставлять на витрине (которая видна снаружи магазина), кальяны и трубки. (Это по поводу ограничений, которые вступят ближе к лету)

Вероятнее всего, это будет расценено как рекламное оформление витрины, что является запрещенным действием.

Вывод: стараться делать акценты на товары двойного применения (например, уголь для кальяна и т.д.). Т.к. такие товары не являются курительными аксессуарами, но показывают покупателю, что здесь можно купить табак.

8. Реклама в интернете.
В интернете также распространяются действующие законы, про которые мы написали чуть выше. Например, модераторы Вконтакте, Facebook, Instagram не пропускают рекламу, поисковые гиганты Google и Яндекс тоже начинают блокировать объявления и запустить рекламу становится всё сложнее. Есть ряд компаний, которые предлагают комплексную или частичную рекламную кампанию именно кальянной, мы выбрали for24.ru, они предлагают рекламу кальянной, а также создание сайта для заведения.

С ребятами из фор24 мы уже договорились и попросили скидку для своих читателей, вы можете получить персональную скидку до 35% на создание сайта и 30% на рекламу.

Чтобы получить скидку, напишите на почту [email protected] .

ОБЩИЙ ВЫВОД:

В целом при решении проблем, возникающих в связи с принятым законом, нужно оценивать как вероятность реального возникновения проблем, так и конкретных последствий предъявления претензий контролирующими органами. Проще говоря – нужно оценить риски и соотнести их с пользой от конкретной рекламной акции.
На данный момент нет четкого понимания, как будет исполняться закон, насколько готовы сотрудники проверяющих органов к работе по нему.
Ясно, что случаи очевидного нарушения (вроде рекламных объявлений в прессе, баннеров и т.д.) – будут фиксироваться и пресекаться.
Но очевидно будут и менее простые случаи (вроде раздачи флаеров, оформления витрин и т.д.), где потребуется достаточно квалифицированное мнение о том, считать ли те или иные действия рекламой и как следствие – нарушением закона.
В данный момент не ясно, как все это будет решаться.
Также как нет и полной ясности в том, с каким «усердием» вообще будут применяться все «антитабачные» меры.
Все это нужно учесть в практической деятельности.

Статья 14.3.1. Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ глава 14 настоящего Кодекса дополнена статьей 14.3.1, вступающей в силу с 15 ноября 2013 г.

Статья 14.3.1. Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей

См. комментарии к статье 14.3.1 КоАП РФ

1. Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

2. Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц -от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей.

3. Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

Часть 5 статьи 14.3.1 настоящего Кодекса вступает в силу с 1 июня 2014 г.

5. Неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Реклама табака табачных изделий и курительных принадлежностей в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Читайте так же:  Педагогические работники среднего профессионального образования в 2020 году

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 мая 2013 г. № АК/19228/13 “О рекламе табака после 1 июня 2013 года”

ФАС России в связи с поступающими обращениями, а также в связи с принятием Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон о табаке) направляет разъяснение относительно порядка распространения социальной рекламы.

Закон о табаке (за исключением отдельных положений) вступает в силу с 1 июня 2013 года. Пункт 1 части 1 статьи 16 данного закона закрепляет в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрет рекламы табака, табачной продукции. Одновременно часть 5 статьи 16 того же закона указывает на то, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Совокупный анализ указанных норм статьи 16 Закона о табаке показывает, что реализация запрета рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется через применение норм законодательства о рекламе.

Законодательство о рекламе, согласно статье 4 Федерального закона «О рекламе», состоит из данного закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных актов. Требования к рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей содержатся в статье 23 Федерального закона «О рекламе», в которой определяются требования как к содержанию такой рекламы, так и местам (способам) её распространения.

Соответственно, после вступления с 1 июня 2013 года в силу Закона о табаке нормы о запрете рекламы табака и табачных изделий не применяются к рекламе данных товаров напрямую, однако реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей должна распространяться в соответствии с требованиями Федерального закона «О рекламе», в частности статьи 23 данного закона.

Вместе с тем, информируем, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона № 222563-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (об установлении административной ответственности за нарушение правил продажи табачных изделий, курение в неустановленных местах, рекламу и спонсорство табака). Данный законопроект предполагает внесение изменений в статью 23 Федерального закона «О рекламе».

А.Б. Кашеваров

Обзор документа

Разъяснен вопрос о распространении рекламы табака после вступления с 1 июня 2013 г. в силу Закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Дело в том, что указанный закон предусматривает запрет рекламы и стимулирования продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты).

Между тем указанный запрет установлен со ссылкой на рекламное законодательство. Законом о рекламе определены требования как к содержанию такой рекламы, так и местам (способам) ее распространения. Поскольку изменения в Закон о рекламе не внесены, с 1 июня 2013 г. требования к рекламе табака пока не изменятся.

Также сообщается, что законопроект, вносящий в Закон о рекламе необходимые изменения, был принят Государственной Думой в первом чтении 14 мая 2013 г.

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В комментируемой статье установлены и регламентированы запреты рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака. Федеральный закон «Об ограничении курения табака» содержал лишь часть данных запретов, о чем подробнее сказано ниже. Комментируемой статьей введены запреты на стимулирование продажи табачных изделий и спонсорства. Такое регулирование соответствует положениям ст. 13 «Реклама, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий» Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, согласно п. 1 которой Стороны признают, что полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий.

Часть 1 комментируемой статьи соответственно указанной статье Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака устанавливает, что в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака;

2) спонсорство табака.

Понятие рекламы определено в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Спонсорство табака согласно определению, данному в п. 5 ч. 1 ст. 5 комментируемого Закона, — это любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.

В отношении же стимулирования продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи непосредственно перечислены следующие действия, которые представляют особо такое стимулирование:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в т.ч. в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в т.ч. посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

Читайте так же:  Решение единственного участника о назначении генерального директора в 2020 году

е) организация и проведение мероприятий (в т.ч. лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в т.ч. организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.

2. В части 2 комментируемой статьи установлены запреты:

демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах публичного исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и любого другого использования указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.

Согласно данной норме исключение составляют лишь случаи, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Ранее подобный запрет формулировался менее развернуто в п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об ограничении курения табака»: не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правило демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.

Это правило, которое согласно ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона вступает в силу с 1 июня 2014 г., заключается в возложении на вещателя или организатора демонстрации обязанности обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

Понятие социальной рекламы определено в п. 11 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

4. В части 4 комментируемой статьи установлен случай, когда допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в средствах массовой информации. В соответствии с данной нормой такая демонстрация допускается при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма при проведении информационных кампаний. Информирование органами государственной власти и органами местного самоуправления населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации предусмотрено частью 6 ст. 15 комментируемого Закона. Как говорилось в комментарии к указанной статье, под средством массовой информации согласно определению, данному в ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

5. Часть 5 комментируемой статьи, регламентируя осуществление запрета рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей отсылает к законодательству РФ о рекламе. По сути, такая же отсылочная норма ранее содержалась в ст. 5 Федерального закона «Об ограничении курения табака», предусматривавшей, что реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Осуществление рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей регламентировано статьей 23 Федерального закона «О рекламе», согласно ч. 1 которой реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т.ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:

1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т.ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:

1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от таких сооружений.

Статья 23 Федерального закона «О рекламе» также предусматривает следующее:

реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (рекламного пространства) (ч. 3);

проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы (ч. 4).

Реклама табачной продукции: вчера, сегодня, завтра

Иллюстрация Fotolia

Законодательные инициативы в области борьбы за здоровье нации касаются не только извечной проблемы пьянства, но и табакокурения. Созданный Минздравом «антитабачный законопроект», оставляющий табак без рекламы и спонсорства, заставил переполошиться и некоторых курильщиков, и производителей сигарет.

Законопроект пока не прошел все инстанции, но в министерстве утверждают, что принят он будет в любом случае, а значит, определенные изменения будут внесены и в Закон «О рекламе».

Читайте так же:  Сроки вручения протокола об административном правонарушении в 2020 году

Проследим, как изменился закон в части рекламирования табачной продукции со времени его принятия, и какие инициативы высказывались в последнее время по поводу рекламирования табака и табачных изделий.

1995 год: Принят закон «О рекламе». Рекламирование табака и табачной продукции регулируется статьей 16.

Содержание: Распространение:
Реклама табака и табачных иделий не должна:
  1. содержать демонстрацию процессов курения , а также не должна создавать впечатление, что курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
  2. дискредитировать воздержание от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;
  3. обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года
Реклама табака и табачных иделий не должна:
  1. распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
  2. распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
  3. распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
  4. распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.

Примечание:
Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее чем три секунды эфирного времени, при распространении рекламы другими способами — не менее пяти процентов рекламной площади (пространства).

2006 год: принята новая редакция Закона «О рекламе», которая действует до сих пор. Условия рекламирования табака также распространяются на курительные принадлежности, в том числе трубки, кальяны, сигаретную бумагу, зажигалки и другие подобные товары.

Содержание: Распространени
Реклама табака и табачных иделий не должна:

1. содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2. осуждать воздержание от курения;

3. обращаться к несовершеннолетним;

4. использовать образы несовершеннолетни

Реклама табака и табачных иделий не должна:
    1. в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
    2. в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
    3. на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
    4. с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
    5. на всех видах транспортных средств общего пользования;
    6. в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
    7. в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений.

Примечание:
Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Изменения в других документах, не связанных с Законом «О рекламе»

2011 год: Летом текущего года запрещена реклама табачной и алкогольной продукции в московском метрополитене.

О том, что реклама алкоголя и табака исчезнет из московской подземки, было объявлено еще в мае. Пункт об исключении из перечня рекламируемых товаров данного вида продукции был внесен в конкурсную документацию тендера ГУП «Московский метрополитен», который состоялся в июне. Для табачной промышленности метро являлось одним из немногих доступных каналов коммуникации, поэтому рекламы сигарет там традиционно было много.

Пока что Москва является единственным городом, где в метрополитене запрещена реклама алкогольных и табачных изделий.

Документы и инициативы по запрету рекламы табака:

Пока четких поправок в Закон «О рекламе» по части табачной продукции нет. Однако существует ряд документов и инициатив, с принятием которых табачная отрасль может полностью лишиться рекламы.

Во-первых, в 2008 году Россия присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, которая предусматривает полный запрет на рекламу табака и табачной продукции. Поскольку стране, присоединившейся к конвенции, дается пять лет, чтобы привести в соответствие свое законодательство, все решения должны быть приняты не позднее апреля 2013 года.

Во-вторых, полный запрет рекламы, спонсорства и стимулирование продажи табачных изделий предусмотрен утвержденной Правительством РФ Концепцией по борьбе с табаком, которая была принята в октябре 2010 года.

В-третьих, о запрете рекламы табака и табачных изделий говорится в законопроекте Минздрава «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Он также во многом ориентирован на положения Рамочной Конвенции ВОЗ, поэтому в случае его принятия, реклама табачных изделий будет полностью запрещена, а табачные компании больше не смогут заниматься спонсорством.

Запрет спонсорства табачными компаниями:

Читайте так же:  Статьи 292 558 гражданского кодекса российской федерации в 2020 году

1. В целях сокращения спроса на сигареты Минздрав предлагает запретить стимулирование продажи табачных изделий и потребления табака, а также спонсорство табачными компаниями, в том числе:

1) распространение табака и табачных изделий среди населения бесплатно;

2) применение скидок к цене табачных изделий любыми способами, в том числе, посредством издания купонов и талонов;

3) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, а также оптовой и розничной торговли товарами, не являющимися табачными изделиями, на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

4) использование формы табачного изделия для других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, оптовой и розничной торговле;

5) демонстрация табачных изделий и процесса их потребления (за исключением демонстрации процесса потребления табачных изделий при информировании об их вреде) во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления;

6) организация и проведение мероприятий (в том числе, лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачного изделия;

7) организация и проведение массовых культурных, спортивно-зрелищных и иных массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых являются прямое или косвенное побуждение к приобретению табачного изделия и (или) к потреблению табака, в том числе, организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов;

8) спонсорство табачными компаниями, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными компаниями любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также оказание табачными компаниями любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным благотворительным организациям, организациям здравоохранения и культуры.

2. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Комментарии экспертов:

Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия»

:

«Любые ограничения должны быть оправданными, продуманными и последовательными, в том числе и в сфере рекламирования тех или иных товаров. Важно, что эти нормы должны учитывать реалии российского рынка, иначе они могут действовать не в том ключе, в каком были задуманы, или не работать вовсе.

Мы считаем необоснованными предложения о введении полного запрета на рекламу табачных изделий, но поддерживаем инициативу о запрете рекламы в местах, которые наиболее часто и массово посещают несовершеннолетние, таких как метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы и другие объекты транспортной инфраструктуры. Возможно, введение таких мер, как запрет на использование в рекламе табачной продукции привлекательных для подростков образов, будет весьма действенным в борьбе с подростковым курением. В данном контексте можно привести пример новых правил регулирования рекламы алкогольной продукции и пива.

Вместе с этим мы убеждены в том, что полное лишение совершеннолетних потребителей права на получение информации о легальной продукции, в том числе посредством ее ответственной рекламы и маркетинга в местах продаж, является чрезмерным и противоречащим Конституции РФ».

Анатолий Верещагин, директор по коммуникациям

JTI:

«От запрета на рекламу пострадает, в первую очередь, потребитель. Запрет фактически нарушает конституционные права граждан на информацию о табаке и табачных изделиях. Президент РФ указал, что «установление запрета на распространение рекламы табака и табачных изделий не соответствует установленным Конституцией РФ основаниям для ограничения прав граждан в части, касающейся неполучения информации о табаке и табачных изделиях» (Письмо № Пр-558 от 27.03.2001).

Ключевой документ, регулирующий табачную отрасль на глобальном уровне — рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе с табаком — не настаивает на полном ограничении рекламы, если это идет вразрез с Конституцией или ее принципами.

В качестве альтернативы полному запрету представляется целесообразным поэтапно ввести дополнительные ограничения на отдельные виды рекламы путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О рекламе» с учетом сохранения права потребителей на получение информации о легально производимых табачных изделиях

Мы поддерживаем предложение о запрете спонсорства табачными производителями и товарными знаками образовательных, медицинских и спортивных мероприятий. Однако вместе с этим мы считаем запреты на корпоративную благотворительность или поддержку культурных мероприятий необоснованными, так как законопослушные производители табачных изделий являются равноправными членами предпринимательского корпуса России».

Дмитрий Янин,

председатель правления КонфОП:

«Россия занимает «достойное» первое место по распространенности курения в мире — это результат, в том числе и неэффективного законодательства по рекламе, позволяющего сейчас рекламировать опасный товар в детских журналах типа Cosmo, в метро (за исключением Москвы), в аэропортах, в магазинах, в газетах, в интернет (история Саввиди с его сигаретами Kiss, наглядно показала на какой возраст рассчитана такая реклама и связанные с ней сайты), спонсировать фестивали электронной музыки, телесериалы.

В данном вопросе был выдвинут ряд инициатив, некоторые из которых были приняты. Мы тоже проявляли активность. Наши попытки через ФАС оспорить незаконную табачную рекламу в московском метро (ежедневно перевозящем более 8-ми миллионов пассажиров) не увенчались успехом. Лишь политическая воля нового руководителя Комитета по рекламе и информации Москвы помогла нам с лета 2011 года изгнать табачников и водочников из стен московского метро, запрет появился в условиях тендера.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Находящиеся на рассмотрении Думы законопроекты, инциированные депутатами по частичным запретам неэффективны, так как не позволяют оградить граждан (в большинстве своем некурящих) от рекламы товара, убивающего своего потребителя. В связи с этим полный запрет рекламы сигарет является наиболее действенным».

Реклама табака табачных изделий и курительных принадлежностей в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here