Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления в 2020 году

Самое важное в статье: "Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Комментарий к Ст. 143 УПК РФ

1. Содержание комментируемой статьи органически связано с пунктом 3 части первой статьи 140 УПК, которая в качестве повода к возбуждению уголовного дела называет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иного, нежели заявление и явка с повинной, источника, и является его продолжением. Рапорт об обнаружении преступления — документальное оформление сообщения о преступлении, принятого компетентным должностным лицом, к числу которых в первую очередь относятся сотрудники правоохранительных органов государства, которые по роду своей повседневной деятельности первыми соприкасаются с правонарушениями и наделены тремя видами правомочий: административной юрисдикцией, правом осуществления оперативно-розыскной деятельности и правом на возбуждение уголовного дела и производство дознания. Это полиция, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Во-вторых, сама форма фиксации повода для возбуждения уголовного дела при отсутствии заявления, а именно путем составления рапорта — выбрана неудачно, без учета теоретических разработок по этому вопросу и накопленного практического опыта. Рапорт — это служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему воинскому начальнику. Рапорты уместны в органах дознания, например в полиции, органах Федеральной службы безопасности и других, т.е. военизированных, учреждениях. Здесь доклад подчиненного о выявленных признаках преступления «по начальству», т.е. руководителю органа, в компетенцию которого входит решение вопроса о возбуждении уголовного дела, действительно отвечает и смыслу понятия рапорта, и процедуре решения данного вопроса. Следователь же, к какому бы ведомству он ни относился, получив сообщение о преступлении из источников, не подпадающих под понятие заявления, никому и ни о чем рапортовать не обязан по самому смыслу своего процессуального положения точно так же, как не обязан никому и ни о чем рапортовать судья. Поэтому практика идет путем аналогии и выдумки.

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736
«Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»

С изменениями и дополнениями от:

7 ноября 2016 г., 7 ноября 2018 г., 9 октября 2019 г.

В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях — приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 7 ноября 2016 г. N 708 в пункт 2 внесены изменения

2. Начальникам главных управлений, департаментов, управлений МВД России, первому заместителю начальника Следственного департамента МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений и управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, образовательных, научных организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Признать утратившим силу приказ МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»*.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

* Зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 года, регистрационный N 24633.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2014 г.

Регистрационный N 34570

Утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

К материалам о преступлениях относятся письменное заявление; протокол принятия устного заявления; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления; материалы, направленные налоговыми органами для возбуждения уголовного дела; постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для уголовного преследования; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проверке по сообщению СМИ; заявление потерпевшего по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося теракта.

К материалам об административных правонарушениях относятся письменное заявление, рапорт сотрудника ОВД, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события правонарушения.

К материалам о происшествиях относятся письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности (в т. ч. о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, ЧП, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях), в отношении которых необходима проверка для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Также это может быть сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом постом полиции подразделения вневедомственной охраны полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Читайте так же:  Предварительный договор купли продажи доли квартиры образец в 2020 году

За прием отвечает сотрудник, определенный организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа Министерства либо лица, исполняющего его обязанности.

Регистрация осуществляется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (кроме сообщений, заносимых в протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной).

Приказ об утверждении Административного регламента по аналогичным вопросам признан утратившим силу.

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2014 г.

Регистрационный N 34570

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 ноября 2014 г. N 260

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 9 октября 2019 г. N 688

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Приказ МВД России от 7 ноября 2018 г. N 741

Изменения вступают в силу с 15 декабря 2018 г.

Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. N 708

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Образец рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 228-1 УК РФ)

Образец составления рапорта

Начальнику УМВД России по г. Энску

РАПОРТ

об обнаружении признаков преступления

«09» сентября 2016 года

Докладываю, что в соответствии со ст. 143 УПК РФ мною, совместно с оперуполномоченным ОУР УМВД России по г. Энску Свиридовым К.С. в ходе оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» во дворе дома № 20 по ул. Ополченская Тракторозаводского района г. Энска задержан Берников Геннадий Николаевич, 1989 года рождения, который сбыл закупщику один полиэтиленовый пакетик с порошкообразным веществом белого цвета, которое согласно справки об исследовании № 2553 от 09.09.2015 года является наркотическим средством смесью, содержащей производное N-метилэфедрона массой 0,37 грамма, являющимся значительным размером.

В действиях Берникова Г.Н. усматриваются признаки преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ.

Подскажите, пожалуйста, несвоевременная регистрация рапорта об обнаружении

Пожалуйста, несвоевременная регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления считается нарушением упк? Могут ли отменить приговор на этом основании?!

Это является не нарушением УПК, а нарушением Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 736 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»

Это является дисциплинарным нарушением, но основанием для отмены приговора никак слежить не может.

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления (действующая редакция)

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 143 УПК РФ

1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 ФЗ от 21.07.1993 «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

2. Содержание рапорта различается в зависимости от первоисточника («иного источника») информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141), явки с повинной (ст. 142 УПК) или постановления прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 140); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

Существует проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст. 7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить — уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности. В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должен быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессуальная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с криминальной травмой). Если в поступившем сообщении нет явной информации о признаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка.

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу — не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). Смотрите ком. к ст. 61; б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. Смотрите ком. к ч. 2 ст. 41.

Читайте так же:  Стоимость компенсации за самостоятельно приобретенные тср в 2020 году

Примерный образец рапорта об обнаружении признаков преступления

Формализованный образец рапорта об обнаружении признаков преступления имеется в приложениях к УПК.

К его содержанию четких требований нет, главное, чтобы в рапорте были указаны место, время и суть преступного деяния.

Верхний правый угол документа предназначен для указания должности и звания начальника правоохранительного органа, на имя которого производится доклад.

Под текстом рапорта подписывается докладчик с указанием своей должности и специального звания, рядом ставится дата. Указание даты не столь обязательно, поскольку рапорт регистрируется в книге по учету сообщений о преступлениях (КУСП), где дату указывает дежурный.

Навигация по статье

Форма рапорта

В общем плане образец рапорта об обнаружении признаков преступления выглядит следующим образом:

Начальнику УМВД России

полковнику полиции Иванову А. А.

Докладываю Вам, что в ходе проведения оперативных мероприятий мною получена информация о том, что 10.01.2017 г. Ковалев А.П., находясь по адресу: г. Н-ск, ул. Мира-35 путем злоупотребления доверием неправомерно завладел денежными средствами в сумме 100000 рублей.

Принимая во внимание, что в данном случае могут иметь место признаки преступления, предусмотренного ст. 159 УК считаю целесообразным зарегистрировать данное сообщение и провести проверку в установленном порядке.

УМВД России по г. Н-ску

капитан полиции Петров И.И.

Далее рапорт рассматривается руководителем органа, который путем наложения резолюции дает указание начальнику соответствующей службы начать проверочные действия.

Начальник службы также резолюцией поручает проведение проверки конкретному сотруднику — как правило, инициатору рапорта.

По окончанию проверочных действий принимается одно из следующих решений:

  • Возбуждение уголовного преследования.
  • Отказ в возбуждении уголовного преследования.
  • Передача по подследственности.

Основания для сообщений о признаках преступления

Деятельность правоохранительной системы основана на обязанности государства по защите интересов людей от преступных посягательств, противоправный характер которых определен в нормах уголовного закона. Любой гражданин вправе заявить о преступлении. Для правоохранителя это является обязанностью.

Сотрудник делает сообщение о преступлении форме рапорта об обнаружении признаков преступления – это процессуальный документ, который составляется до того, как будет возбуждено уголовное производство.

Такой рапорт является основанием для начала проверочных действий и поводом для начала последующего уголовного производства. Основные принципы подачи рапорта регламентируются 143й статьей уголовно-процессуального закона, они сходны с принципами подачи любых сообщений о совершенных преступных деяниях.

Результаты проверки в свою очередь служат основанием для возбуждения, либо для отказа в возбуждении производства по уголовному делу. Основанием для составления рапорта являются какие-либо факты противоправных деяний, о которых стало известно представителю закона. Рапорт о выявленном преступлении должен быть оформлен в следующих случаях:

  • Если правоохранителю стало известно о каком-либо преступном деянии.
  • Если в полицейский или иной орган поступило телефонное или иное устное сообщение о преступном нарушении закона.
  • После реализации результатов оперативно-розыскных действий.
  • Если информация о противозаконных деяниях имеется в каких-либо публикациях.
  • Если противозаконное деяние выявлено в ходе уголовного производства по делу.

Рапорт по сообщениям граждан

О любом противоправном деянии, сотрудник полиции или любого органа обязан доложить руководству территориального отдела внутренних дел.

Этот доклад оформляется рапортом.

К примеру, гражданин в частной беседе сообщает полицейскому о том, что у него что-либо похитили.

Если этот гражданин по каким-либо причинам не заявил в полицию о совершенном противоправном деянии, сотрудник полиции сам обязан доложить об этом преступлении в территориальный орган, оформив при этом рапорт о выявлении преступления.

Рапорт оформляется и в том случае, если гражданин не желает заявлять о преступлении. В противном случае правоохранитель несет ответственность за укрывательство преступных действий.

Уголовное законодательство исходит из того, что подавляющее большинство противозаконных действий, хоть и совершенных в отношении частных лиц, имеют все же общественную опасность как для иных лиц, так и для государства.

Это, так называемые, публичные дела, которые не требуют заявления пострадавшего. В этих случаях рапорт о выявлении преступного деяния является достаточным поводом для дальнейшего возбуждения уголовного преследования.

Заявления пострадавших обязательны лишь по отдельным категориям преступных действий, которые относятся к частным или частно-публичным делам, определенных в 20й статье уголовно-процессуального закона.

Однако, даже при нежелании гражданина заявлять о преступлении, сотрудник полиции должен оформить рапорт, но уголовное производство в этом случае не может быть возбуждено ввиду отсутствия заявления пострадавшего. Рапорт подается и на основании сообщения по телефону.

Причем неважно, куда позвонил гражданин с сообщением о преступлении, это может быть телефон 02 или телефон конкретного территориального органа.

Сообщение о преступлении по инициативе правоохранителей

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также как устные сообщения граждан, рапортом оформляются и результаты действий сотрудника полиции, которые привели к выявлению преступления. Если даже и имеется заявление от граждан о преступных действиях, при раскрытии преступления сотрудник оформляет рапорт.

Помимо прочего, рапорт содержит информацию о том, каким образом и кем выявлено или раскрыто преступление. На основании этого формируется государственная отчетность и статистика о преступлениях.

Субъективные признаки состава преступления

Далеко не всегда граждане заявляют о преступлениях. К примеру, если потерпевший мертв, сообщение об убийстве оформляется рапортом. Рапортом оформляется и информация о так называемых латентных преступлениях — это может быть преступление, совершенное в отношении государства.

В этом случае никаких заявлений от граждан, скорее всего не поступит, единственным основанием для проверки будет являться рапорт.

Если правоохранитель обнаружил сообщение о преступлении в каких-либо публикациях, он также обязан доложить об этом в форме рапорта. Таким образом, полицейский обязан докладывать рапортом о любых фактах противоправных деяниях, которые ему стали известны из любых источников.

Рапорт, составляемый по результатам оперативных мероприятий

Правоохранитель в ходе своей деятельности может получить информацию о еще не совершенном преступлении, например о предстоящей краже. В этом случае можно подать рапорт и в ходе проверки предотвратить преступное деяние.

Однако результатом проверочных действий будет отказ в уголовном преследовании. Целесообразнее разоблачить преступников во время или после совершения ими преступных действий, что повлечет неминуемое привлечение к ответственности.

В этом случае информация регистрируется не в КУСП, а в соответствующих документах оперативных служб. В целях предотвращения утечки информации эти документы являются секретными.

Уже после задержания преступников оформляется и регистрируется рапорт о выявленном преступном действии, в данном случае о краже. Образец рапорта об обнаружении признаков преступления о краже выглядит также как образец рапорта о любом преступлении.

Читайте так же:  Сколько времени занимает оформление временной регистрации в 2020 году

Проверка по рапорту длится в течение 10 дней. При особых условиях ее можно продлить до месяца, но не более того. В отдельных случаях для изобличения каких-либо преступлений могут потребоваться многие месяцы.

В целях накопления информации и сбора доказательств сотрудники оперативных служб проводят длительные оперативные разработки, результаты которых накапливаются в делах оперативного учета.

Начало публичных проверочных действий и последующее возбуждение уголовного преследования – это реализация оперативных мероприятий. То есть, после сбора достаточных улик, или задержания с поличным, оформляется рапорт о выявленном преступном деянии и проводится проверка.

Преступление, выявленное в ходе расследования

Рапорты о выявлении преступлений подают следователи и дознаватели, которые в ходе расследования конкретных преступлений обнаруживают противоправные деяния, не относящиеся к существу расследования.

Примерный образец рапорта об обнаружении признаков преступления дознавателем или следователем выглядит так:

Начальнику УМВД России

полковнику полиции Иванову А. А.

Докладываю Вам, что у меня в производстве имеется уголовное дело №, возбужденное 03.01.2017 г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 1 УК. В ходе расследования установлено, что после совершения кражи Сидоров Р.П., 02.01.2017 г. находясь по адресу: г. Н-ск, ул. Мира-35 причинил телесные повреждения Сергееву Н.Н.

Принимая во внимание, что в данном случае могут иметь место признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК считаю целесообразным зарегистрировать данное сообщение и провести проверку.

Дознаватель УМВД России по г. Н-ску

капитан полиции Петров И.И.

В дальнейшем по данному рапорту проводится такая же проверка, по результатам которой возбуждается новое уголовное производство, либо принимается решение об отказе.

Любое решение, вынесенное по рапорту, оформляется специальным постановлением, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме с разъяснением права обжалования.

Таким образом, все вышеизложенное – это, в сущности, алгоритм действий правоохранительных органов при получении сообщения о преступлении.

На видео можно посмотреть о признаках преступлений:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Комментарий к СТ 143 УПК РФ

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Комментарий к статье 143 УПК РФ:

1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 ФЗ от 21.07.1993 «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

2. Содержание рапорта различается в зависимости от первоисточника («иного источника») информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141), явки с повинной (ст. 142 УПК) или постановления прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 140); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

Существует проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст. 7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить — уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности. В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должен быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессуальная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с криминальной травмой). Если в поступившем сообщении нет явной информации о признаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка.

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу — не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). Смотрите ком. к ст. 61; б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. Смотрите ком. к ч. 2 ст. 41.

Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления в 2020 году

В Хакасии в отношении сотрудника УФСБ начата проверка Военным следственным отделом по Абаканскому гарнизону по факту превышения должностных полномочий.

«Старшим следователем-криминалистом военного следственного отдела СК России подполковником юстиции Остропицким И.Н. в порядке ст. 143 УПК РФ составлен рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ, в отношении сотрудника УФСБ России по Республике Хакасия XX, который зарегистрирован в книге регистрации сообщений о преступлениях военного следственного отдела СК России по Абаканскому гарнизону», — говорится с ответе на обращение 19rus.info Военного следственного отдела по Абаканскому гарнизону.

По мнению следователей, чекист, в отношении которого начата проверка, мог прикрывать ОПС, занимающуюся распространением синтетических наркотиков. Однако проверка не означает факт возбуждения уголовного дела. Причастность фсбшника к наркобизнесу еще нужно доказать, что, учитывая статус проверяемого объекта, очень и очень непросто.

Читайте так же:  Программа переселения соотечественников кемеровская область в 2020 году

Немногим ранее, напомним, следствие отказало в возбуждении уголовного дела в отношении другого сотрудника Хакасского УФСБ, которого ранее также заподозрили в превышении должностных полномочий.

Ну а теперь вернемся к теме сегодняшней публикации и вспомним, что стояло у ее истоков.

В начале ноября текущего года бывший сотрудник Управления по борьбе с наркотиками МВД по Хакасии Юрий Зайцев записал видеообращение президенту, в котором заявил, что наркополицейские республики через интернет-магазин занимаются сбытом синтетических наркотиков. И некоторые сотрудники республиканского УФСБ, по мнению заявителя, знают об этом.

«В Хакасии действует организованное преступное сообщество, в которое входят высокопоставленные сотрудники полиции. (перечисляет фамилии). Данное преступное сообщество занимается незаконным сбытом наркотических средств на территории Хакасии и Красноярского края с целью получения денежной выгоды под видом документированной преступной деятельности интернет-магазина killXXX-dillXXX (название изменено — прим. ред.), специализирующегося на продаже синтетических наркотиков на территории Хакасии и Красноярского края.

Структура ОПС выглядит следующим образом: организатором преступного сообщества является начальник. (фамилию не озвучиваем — прим. ред.), который контролирует незаконную деятельность подчиненных ему сотрудников, входящих в преступное сообщество. Решает организационные вопросы по избежанию утечки информации о незаконной деятельности преступного сообщества, в которое он входит, создавая формальные совместные планы с другими службами, в том числе со службой ФСБ», — утверждает Зайцев.

Более подробно с его видеообращением Юрия Зайцева можно ознакомиться здесь.

Комментарии к статье о порядке составления рапорта об обнаружении признаков состава преступления

Рапорт об обнаружении признаков преступления – особый вид юридического документа, основной задачей которого является информирование руководителя правоохранительного органа об обнаруженных сведениях по какому-либо делу. В рапорте излагают обстоятельства и факты, которые впоследствии могут стать основанием для возбуждения уголовного дела. Правила оформления и условия составления рапорта о нахождении признаков состава преступления изложены в новой редакции от 19.02.2018 статьи 143 УПК РФ.

Форма рапорта об обнаружении признаков преступления

Правильный образец отчета о нахождении признаков преступления можно найти в приложении к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ). Однако особо жёстких требований к бланку рапорта нет. Это означает, что рапорт может быть написан и в свободной форме.

Однако, есть ряд параметров, указание которых необходимо в данном виде документа:

  1. Место совершения.
  2. Время совершения правонарушения.
  3. Суть злодеяния (что произошло и при каких обстоятельствах).
  4. Информация о подозреваемых и свидетелях преступления.

В правом верхнем углу необходимо указать звание и должность руководителя, для которого данный документ составляется.

Внизу документа обязательно указывается звание и должность сотрудника, который составляет данный доклад, ставится его подпись, а также указывается дата составления рапорта. Указывать дату необязательно, потому что сразу после поступления документа дежурный регистрирует рапорт в книге по учёту сообщений о преступлениях.

Как правило, в конце доклада сотрудник правоохранительной службы провести проверку и следствие по происшествию в установленном законом порядке.

После регистрации рапорта он попадает на рассмотрение к руководителю соответствующего правоохранительного органа, который обладает полномочиями начать проверку и следствие. Зачастую начальник службы даёт поручения относительно следствия тому самому сотруднику, который составлял рапорт, позволяя ему продолжать заниматься данным делом.

Однако не во всех случаях составления рапорта возбуждается уголовное преследование.

В результате проверки происшествия руководитель следственного органа может принять одно из трёх следующих решений:

  • он может возбудить уголовное дело;
  • он может отказать в возбуждении дела;
  • наконец, в определённых случаях он может передать дело по подследственности.

Таким образом, рапорт о нахождении признаков преступления выполняет две важные функции: с его помощью сотрудник информирует начальника службы о происшествии и имеющихся по нему обстоятельствах, а также просит его разрешение продолжить следствие по данному делу. Но в последнем сотруднику может быть отказано.

Основания для составления рапорта

Рапорт об обнаружении признаков совершения злодеяния может быть написан не только по результатам работы работника следственного органа. Любой гражданин страны или республики имеет право сообщить или заявить о правонарушении. Ведь основной задачей правоохранительной системы является охрана и защита интересов, прав и жизни граждан государства, в том числе от любых уголовных деяний и посягательств со стороны других лиц. Таким образом, рапорт может быть составлен сотрудником службы по заявлению любого гражданина РФ.

Источник получения информации, т.е. сведения о гражданине, который сообщил о совершенном злодеянии, обязательно фиксируются.

Рапорт о нахождении признаков совершения преступления является документом, необходимым в уголовно-процессуальном праве для грамотного и законного расследования обстоятельств правонарушения. Данный документ составляется до начала уголовного производства и может стать основанием для его возбуждения.

В действующей редакции ст. 143 УПК РФ изложены принципы составления и подачи доклада о правонарушении:

  1. Рапорт может быть составлен только после сообщения о готовящемся или совершённом правонарушении.
  2. В рапорте может быть изложена только объективная сторона состава правонарушения, которое можно отнести к категории опасного, особо опасного или общественно опасного деяния.
  3. Анализируются все имеющиеся доказательства, допрашиваются свидетели по делу, и лишь на основании имеющейся информации составляется рапорт.
  4. Сам факт наличия сообщения о преступлении не может стать основанием для возбуждения уголовного преследования.

Говоря о последнем пункте, стоит отметить, что бывают случаи, когда, например, сведения в поданном начальнику службы рапорте не имеют ничего общего с правонарушением, так как в деле полностью отсутствуют признаки преступления. В данном случае нельзя говорить о необходимости возбуждения уголовного дела.

Помимо заявления граждан о совершении преступления, существует ещё ряд оснований, при которых выявляется деяние и оформляется рапорт:

  • когда сотруднику стало известно о совершении преступления;
  • после поступления устного сообщения о совершении преступления (в том числе телефонного звонка);
  • в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • в результате обнаружения в СМИ и иных публикациях сообщений о совершении правонарушения;
  • в результате выявления иного правонарушения в ходе уголовного процесса.

Сотрудники правоохранительных служб могут узнать о совершении правонарушения из любого источника, включая граждан и средства массовой информации.

Рапорт по сообщениям граждан

Всего выделяют два источника получения информации о злодеяниях, при совершении которых оформляется рапорт о нахождении признаков преступления:

  1. Информация может быть получена от любого гражданина страны в устной или письменной форме.
  2. Сведения могут стать известны правоохранительным службам в результате их публикации в средствах массовой информации, интернете и др.

Сообщение о совершённом или планируемом преступлении может быть передано гражданином в устной или письменной форме. Например, человек, владеющий информацией о похищении или удержании в заложниках кого-либо, может сообщить об этом полицейскому. Сотрудник, в свою очередь, обязан доложить своему руководству данную информацию, написав соответствующий рапорт. Он так же может быть составлен даже на основании телефонного звонка, совершённого по общероссийскому номеру 02.

Читайте так же:  Увольнение в связи с закрытием обособленного подразделения в 2020 году

Если же преступление было выявлено сотрудником правоохранительного органа, при этом гражданин воздержался от подачи заявления о совершённом правонарушении, этот сотрудник также обязан оформить рапорт и направить его руководству отдела по внутренним делам.

В случае когда человек отказывается заявлять о совершённом деянии, рапорт всё равно оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ. Умышленное укрывательство действий преступного характера является нарушением закона, в связи с чем гражданин несёт уголовную ответственность. Это обусловлено тем, что многие правонарушения потенциально опасны как для жителей города и страны, так и для государства в целом, даже несмотря на тот факт, что преступление может быть совершено по отношению к физическому лицу.

Также существуют публичные дела, для выявления которых не требуется заявление отдельного лица или группы лиц. Составленный сотрудником правоохранительного органа рапорт, в котором указаны все необходимые сведения, является основанием для возбуждения дела.

Все виды преступлений, в случае совершения которых необходимо заявление пострадавшего, относят к частным делам. Их перечень определяет статья 20 УПК РФ.

Сообщение о совершении правонарушения по инициативе госслужб

Рапорт о нахождении признаков преступления может составить только компетентный и уполномоченный сотрудник правоохранительного органа. Документ составляется на основании показаний граждан или информации, полученной из средств массовой информации. Также он может быть оформлен на основании результатов действий сотрудника, благодаря которым органам удалось обнаружить преступление. Данный документ позволяет формировать отчётность и статистику по всем совершённым злодеяниям.

Рапорт оформляется в любом из нижеперечисленных случаев:

  • при обнаружении гибели потерпевшего, который был убит;
  • при обнаружении преступлений по отношению к государству и государственным службам;
  • при обнаружении иных последствий тайно совершённого злодеяния, и др.

Во всех этих случаях заявления от граждан не требуются. Рапорт, составленный сотрудником правоохранительной службы, является основанием для возбуждения преследования. Показателем высокого уровня труда полицейского в таком случае становится факт раскрытия им совершённого злодеяния.

Рапорт, оформляемый на основании результатов оперативных мероприятий

Рапорт может быть подан сотрудником правоохранительной службы не только после совершения преступления, но и до этого. Если в результате следствия уполномоченный сотрудник узнаёт о готовящемся преступлении, он может составить рапорт с целью предотвращения совершения злодеяния. Однако данная тактика не очень продуктивна. После проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждение дела будет невозможно ввиду отсутствия доказательств. Поэтому лучшим вариантом станет разоблачение правонарушителей во время совершения преступления, что впоследствии позволит привлечь их к уголовной ответственности.

К таким преступлениям относят различные виды уголовных деяний, в том числе:

  1. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
  2. Кражи и ограбления.
  3. Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
  4. Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
  5. Преступления против правительственных структур.

Как правило, такие случаи не фиксируются в книге по учёту сообщений о преступлениях. Их записывают в специальных документах, которые строго засекречены и не подлежат огласке.

В оперативном учёте информация фиксируется оперативными службами в целях дальнейшего улучшения оперативных разработок.

После задержания правонарушителей составляется обыкновенный рапорт в соответствии со всеми требованиями УПК РФ, который подлежит регистрации и передаче руководителю правоохранительной службы.

Рапорт и содержащаяся в нём информация проверяется в течение 10 дней. В особых случаях время проверки может быть продлено на срок не более 30 дней. Однако в некоторых особо серьёзных случаях, когда требуется выявление особо опасных преступлений, необходимо несколько месяцев.

Выполнение оперативных мероприятий начинается с момента начала публичных проверочных действий и возбуждения дела. Перед оформлением рапорта собираются доказательства, улики, производится задержание подозреваемых, заполнение необходимых документов.

Рапорт о преступлении, выявленном в процессе расследования

Заполнение и предоставление руководителю рапорта о совершении преступления обязательно даже в том случае, когда данное преступление выявлено в процессе расследования другого дела. Сотрудник органа в ходе своего следствия может выявить факт совершённого преступления или преступления, находящегося на стадии подготовки. Зачастую оно не имеет ничего общего с делом, в ходе расследования которого данное правонарушение было выявлено. Однако практика показывает, что иногда выявленное преступление и его обстоятельства могут быть весьма тесно связаны с первоначальным уголовным делом.

Важно отметить, что заявление о совершённом или готовящемся преступлении может быть подано в ходе судебного заседания любой из сторон в устной форме. В таком случаеэти сведения фиксируются в протоколе, копия нотариально заверяется и направляется в правоохранительные органы в виде рапорта. Данные сведения могут значительно изменить ход судебного процесса.

Подобный рапорт имеет такую же форму, что и рапорт об обнаружении признаков преступления. В нём обязательно нужно указать:

  • звание, должность и Ф. И. О. руководителя, которому будет адресован рапорт;
  • сведения о совершённом злодеянии с указанием времени, места, участников и свидетелей правонарушения;
  • сведения о сотруднике, который составил рапорт (должность, звание, Ф. И. О.);
  • дату составления;
  • подпись составителя рапорта.

Проверка по результатам зарегистрированного рапорта проводится в том же виде, что и проверка при работе с обыкновенным рапортом. Кроме этого, в возбуждении уголовного дела также может быть отказано.

По окончании проверки по рапорту стороны уголовного расследования и иные заинтересованные лица обязательно должны быть уведомлены о результатах этой проверки и о решении руководства. Кроме того, им разъясняют все имеющиеся у них права, связанные с обжалованием принятого решения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рапорт об обнаружении признаков состава преступления является неотъемлемой частью уголовного процесса. Составленный на основании информации, полученной сотрудником от граждан страны или из иных источников, включая средства массовой информации и интернет, рапорт зачастую является основанием для возбуждения уголовного дела. Кроме того, подробная и краткая информация о сторонах злодеяния, доказательствах, месте и времени его совершения и о свидетелях позволяет быстро вникнуть в суть дела и провести необходимые следственные мероприятия.

Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here