Регистрация ранее возникшего права на земельный участок в 2020 году

Самое важное в статье: "Регистрация ранее возникшего права на земельный участок в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Регистрация ранее возникшего права на земельный участок в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 «По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и сообщает.

1. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости (далее — кадастр) сведений о категории земель в отношении ранее учтенного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.

В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в состав таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом, исходя из части 3 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона N 172-ФЗ.

Кроме того, пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618 (далее — Положение), определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов. В данном случае не требуется принятия в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ нормативного правового акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Кроме того, указанный порядок не предусматривает участия правообладателя земельного участка, в частности, не предусматривает необходимости его обращения в орган кадастрового учета в целях внесения в кадастр сведений о категории земель.

Вместе с тем внесение сведений о категории земель в кадастр в отношении соответствующего земельного участка может быть также осуществлено по инициативе правообладателя такого участка.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в документах кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой предоставлялся такой земельный участок.

В этой связи (если орган местного самоуправления не представил в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия вышеуказанных документов, необходимых для внесения в кадастр сведений о категории земель) правообладатель вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об отнесении земельного участка к землям определенной категории. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в данном случае осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 Закона N 172-ФЗ. При этом согласно части 7 статьи 14 Закона N 172-ФЗ сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в кадастр по заявлению правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о возможности приостановления государственной регистрации прав либо отказа в государственной регистрации прав в связи с отсутствием в кадастре сведений о категории земель в отношении ранее учтенных земельных участков, предоставленных до вступления в силу ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации.

При этом особенности государственной регистрации прав собственности граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены статьей 25.2 Закона о регистрации.

Читайте так же:  Форма заполнения уведомления о заключении трудового договора в 2020 году

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации в целях государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок может быть предоставлен любой документ, подтверждающий право гражданина на соответствующий земельный участок.

Согласно пункту 6 статьи 25.2 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок не допускается.

Необходимо отметить, что Закон о регистрации не содержит оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на соответствующий земельный участок по причине отсутствия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Кроме того, согласно положениям части 11 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) отсутствие в кадастре кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости). Перечень уникальных характеристик объекта недвижимости установлен частью 1 статьи 7 Закона о кадастре. При этом категория земель относится к перечню дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносимых в кадастр.

Вместе с тем в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, государственный регистратор обязан проверить наличие законных оснований для государственной регистрации прав собственности на указанные в данном пункте земельные участки (установить отсутствие запрета на предоставление соответствующего земельного участка в частую собственность). При этом необходимо учитывать, что ЗК в ряде случаев связывает наличие ограничения оборотоспособности земельного участка с определенной категорией земель (статья 27 ЗК).

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, государственная регистрация ранее возникшего права собственности на земельный участок, указанный в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации, или ранее возникшего права в отношении земельных участков, не указанных и пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации (без одновременной регистрации перехода права или сделки), не зависит от наличия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию права документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель. В иных случаях для осуществления государственной регистрации прав необходимо наличие в кадастре сведений о категории земель соответствующего земельного участка.

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 «По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель»

Регистрация ранее возникшего права на земельный участок в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 февраля 2017 г. N ОГ-Д23-1484 «Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости; относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН)»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) до 1 января 2017 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее — ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:

Читайте так же:  Оформление земли под многоквартирным домом в собственность в 2020 году

о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;

об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.

Исходя из описываемой заявителем ситуации, с учетом изложенного, сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, — в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН). Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о государственной регистрации недвижимости. Единый госреестр прав на недвижимое имущество (далее — ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимости.

С 1 января 2017 г. данные Единого госреестра прав на недвижимость (далее — ЕГРП) и информация ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения.

Согласно рассматриваемой ситуации сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.

Относительно снятия с учета участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН), разъяснено следующее.

Участки, учтенные до 1 марта 2008 г. в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях.

Регистрация ранее возникшего права на земельный участок в 2020 году

По общему правилу регистрировать ранее возникшее право на участок необязательно, вы можете сделать это по вашему желанию. Однако регистрация таких прав потребуется при совершении сделки с недвижимостью.

Для того чтобы зарегистрировать ранее возникшее право на земельный участок, сведения о нем должны содержаться в ЕГРН. Поэтому госрегистрация может проводиться:

  1. отдельно от внесения сведений о ранее учтенном участке, если они уже содержатся в ЕГРН;
  2. одновременно с внесением таких сведений, если сведения о ранее учтенном участке отсутствуют в реестре.

Если вы не знаете, внесены ли в ЕГРН сведения о вашем земельном участке, вы можете проверить это помощью публичной кадастровой карты.
Как заполнить заявление о регистрации ранее возникшего права на земельный участок
Для этого используется утвержденная форма заявления о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав на него. Для одновременного внесения сведений о ранее учтенном земельном участке и регистрации ранее возникшего права на него нужно подготовить одно заявление. Оно заполняется по общим правилам. При этом учитывайте следующие особенности при его заполнении:

  1. в реквизите 3 проставьте знак «V»:

— в графе 3.1, если одновременно проводится внесение сведений о ранее учтенном земельном участке и регистрация прав на него;
— в графе 3.3, если проводится только госрегистрация ранее возникшего права;

  1. в реквизите 4 отметьте знаком вид объекта недвижимости — «Земельный участок»;
  2. в реквизите 5 заявления проставьте знак «V» в графе «внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости», если одновременно проводится такая процедура;
  3. в реквизите 6 знак «V» проставьте в графе «ранее возникшего (до 31.01.1998) права:». При этом нужно указать его вид (например, собственность) и при наличии размер доли в праве.

Какие документы нужно подготовить для госрегистрации ранее возникшего права на земельный участок
Независимо от того, как проводится регистрация ранее возникшего права (одновременно с внесением сведений об участке или отдельно), по общему правилу вам нужно представить:

  1. правоустаналивающие документы на земельный участок;
  2. доверенность и другие документы, которые подтверждают полномочия и личность представителя (директора).

По своей инициативе вы можете представить и другие документы, необходимые для госрегистрации.
При этом учитывайте общие требования, которые предъявляются к представляемым документам.
За регистрацию ранее возникшего права госпошлина уплачивается только в случаях, когда оно регистрируется:

  • по вашему желанию;
  • одновременно с регистрацией сделки, которая не влечет отчуждения недвижимости (например, сделки аренды, ипотеки).

В других случаях уплачивать госпошлину не нужно. Например, она не уплачивается, если вы одновременно регистрируете ранее возникшее право и переход права собственности на земельный участок при его продаже.
Размер госпошлины, по общему правилу, составляет половину от установленного размера госпошлины, то есть:

  • для организаций — 11 000 руб.;
  • для физлиц — 1 000 руб.

Учитывайте, что для отдельных видов действий установлены иные размеры госпошлины. Так, для регистрации права на участок из земель сельхозназначения пошлина установлена в размере 350 руб. Следовательно, при регистрации ранее возникшего права на такой участок размер госпошлины составит 175 руб.
Документы для регистрации ранее возникшего права подаются в общем порядке, который предусмотрен для госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним.
Госрегистрация ранее возникшего права собственности на земельный участок проводится в следующие сроки:

Читайте так же:  П 76 правил обязательного страхования гражданской ответственности в 2020 году
Ситуация Срок проведения регистрации, если документы представлены
в офисы и приемные Росреестра или Кадастровой палаты через МФЦ
Регистрация прав 7 рабочих дней 9 рабочих дней
Одновременное проведение кадастрового учета (внесение сведений об участке) и госрегистрации прав 10 рабочих дней 12 рабочих дней

Госрегистрация ранее возникшего права на земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРН. Ее выдадут только в случае, если вы не отказались от нее в заявлении.

Документы после госрегистрации вам выдадут тем способом, который вы выбрали в заявлении. Получить их может сам правообладатель — физлицо, руководитель организации либо их представитель по нотариально удостоверенной доверенности, если в ней предусмотрены полномочия на получение документов.

Регистрация прав собственности на земельный участок в 2019 году

Статью подготовил специалист по сопровождению сделок с недвижимостью Рожков Вадим Алексеевич. Связаться с автором

Вернуться назад на Регистрация права собственности 2019

Регистрационные действия в отношении земли регламентированы Гражданским кодексом РФ, в частности 260 статьей, ГПК РФ, ФЗ № 122, который еще действует до 2020 года и ФЗ № 218.

Все вновь регистрированные земельные участки обязательны к внесению одновременно с регистрацией права собственности в кадастровый учет. Этим также занимается Росреестр.

Права собственности возникает только после добавления сведений в указанный реестр, а не после факта заключения договора по приобретению земли, дарения и так далее.

В ФЗ 218 указаны основания, которые влекут за собой право регистрации в собственность земельного участка:

— гражданско-правовые договора (дарения, купли-продажи, мены и т.д.);
— вступление в наследство;
— судебное решение;
— приобретение земли на аукционе;
— выделение земли администрацией;
— иные основания предусмотренные в законодательных актах.

Перед обращением в Росреестр подготовьте следующие документы в зависимости от вашей ситуации:

— паспорт;
— нотариальная доверенность (для представителей);
— договор сделки (приобретения, дарения и т.д.);
— протокол торгов;
— заявление по образцу;
— правоустанавливающие документы (выписка ЕГРН, свидетельство о наследовании и т.д.);
— межевой план, составляется при обращении к кадастровому инженеру, который и определит при согласовании с владельцами смежных участков, границы земли. Акт согласования прикрепляется к межевому плану;
— квитанция об оплате госпошлины (2000 руб. для физлиц, 22 тысяч рублей для юридических лиц).

Для регистрации права собственности на земельный участок необходимо:

— Уточнить, относиться ли он к списку разрешенных. Самое первое, что нужно сделать, это определить категорию, к которой относиться земля и возможно ли ей пользоваться для намеченных целей;
— Для выяснения необходимо посетить Росреестр города, можно зайти на сайт Росреестра, он функционирует круглые сутки, далее указав адрес и кадастровый номер получить всю информацию об участке. Также, как вариант, обратиться в онлайн справочную по объектам недвижимости, работает тоже круглосуточно. Стоит сразу внести ясность, что все структурные подразделения могут давать информацию только на зарегистрированные объекты;
— Подготовить документы, составить заявление, оплатить госпошлину;
— С собранными документами обратиться в орган Росреестра посредством:
• личного посещения;
• через МФЦ;
• отправить документы почтой;
• через портал Госуслуг.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Выбирайте более подходящий вам способ, на сроки рассмотрения это не влияет. Принимая во внимания все нюансы и способы подачи документов на регистрацию, по закону максимальный срок рассмотрения составляет 9 рабочих дней.

После принятия документов вам выдадут расписку, в которой перечислены документы и указана дата повторного посещения для получения документально оформленного результата процедуры.

При покупке земли важно ознакомиться со всеми документами продавца на землю. Может быть так, что у него имеется право пользования, а вот право собственности на землю отсутствует. Если попадете в такую ситуацию, то получить такой участок в собственность возможно, но процедура, скорее всего, затянется.

Для получения прав собственности на землю принадлежащую государству обращаются в управление государственного имущества. Если ваше заявление одобрят, вам выдадут документ, с которым можно оформить права.

Если участок стал вашим по наследству, то оформлять его на себя придется по этапам:

• Во-первых: обратиться к нотариусу за доверенностью определенного образца, она позволит вам все документы оформлять самому.

• Во-вторых: сбор справок. Не забывайте, что вам понадобиться до конца довести само наследование. Самый простой вариант обратиться к юристу или риелтору для сбора всех документов, услуга платная, но заниматься оформлением будет опытный специалист, который оградит вас от нервотрепки и очередей.

При желании получить в собственность землю по договору аренды или договору бессрочного пользования понадобиться обойти множество инстанций:

1. Компания по геодезическим работам для геодезического плана. Предварительно выяснить, для каких целей необходим этот документ, чтобы фирма правильно провела расчеты.

2. Запросить генеральный план в БТИ.

3. Обратиться в районную администрацию с соответствующим заявлением.

4. Обязательно иметь межевой план (если такого нет, то запросить и провести границы участка).

После прохождения регистрации собственник получает выписку из ЕГРН, которая является достаточным правоустанавливающим документом.

Если ранее в обиходе был кадастровый паспорт, свидетельство о праве, то теперь по новому законодательству вся эта информация, включая разметку земельного участка с границами, заменяет выписка из ЕГРН.

На основании этого документа человек становится полноправным владельцем и может распоряжаться землей по-своему усмотрения в рамках закона.

Иногда граждане не совсем понимают в бюрократической суматохе, какой именно пакет документов нужно собрать именно им и как правильно заполнить заявление.

Отказы бывают если:

• документы на регистрацию вызывают сомнение;

• лицо не имеет право регистрировать данный участок;

• предоставленные документы не подтверждают право на землю;

• неправильно указаны данные при регистрации.

Вы всегда можете уточнить у специалистов или сотрудников МФЦ, какие действия вам необходимо совершить, чтобы исправить ситуацию и затем переподать документы на регистрацию.

В случаях возникновения спорных ситуаций либо неправомерного нарушения ваших прав, оспаривания правоустанавливающих документов обращайтесь к юристам. Земельное законодательство весьма объемно и порой трудно для понимания для неподготовленных граждан.

Читайте так же:  Профессиональный стандарт методиста дополнительного образования в 2020 году

Квартира на сдачу

Глава Росреестра Виктория Абрамченко: Как будут регистрировать жилье по новым законам

Виктория Валериевна, так называемая «дачная амнистия» теперь будет действовать до 1 марта 2021 года. Нельзя ли уточнить, для каких объектов недвижимости она продлена? Как теперь упрощается процедура регистрации таких объектов?

Виктория Абрамченко: То, что простые люди называют «дачной амнистией», это на языке профессионалов — законодательные особенности оформления прав на отдельные объекты недвижимости. В 2006 году стало понятно, что необходимы изменения в закон.

Миллионы объектов так называемой «бытовой» недвижимости граждан — садовые дома, дачи, жилые дома, хозяйственные постройки, были построены на принадлежащих гражданам земельных участках без учета требований вступившего в силу в 2004 году Градостроительного кодекса. В результате появился правовой вакуум, когда «старые» объекты невозможно было оформить по «новым» правилам.

Сколько недвижимости люди узаконили по «дачной амнистии»?

Виктория Абрамченко: За тринадцать лет действия закона о «дачной амнистии» Росреестр зафиксировал более 13 миллионов случаев ее применения. Причем касается это и земельных участков, и объектов капитального строительства.

Почему именно в этом году заговорили о завершении дачной амнистии?

Виктория Абрамченко: Это связано с тем, что в августе прошлого года законодатель принципиально изменил подход в части строительства и оформления жилых и садовых домов, а переходные положения этого нового регулирования перестали применяться с 1 марта 2019 года.

Это сказано в Федеральном законе от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Давайте разберемся в этих нововведениях.

Виктория Абрамченко: Федеральным законом N 340-ФЗ разрешение на строительство индивидуального жилого дома было заменено на систему уведомлений о начале и завершении строительства, которые граждане-застройщики должны направлять в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. В большинстве случаев это муниципалитет. Документом, подтверждающим согласование возведения такого дома и необходимым для регистрации права в Росреестре, сейчас является уведомление о соответствии построенного объекта градостроительным требованиям. В этом же порядке стали оформляться и садовые дома, дачи, расположенные на садовых и дачных участках.

Продление «дачной амнистии» связано с тем, что, во-первых, не все граждане успели оформить ранее построенные садовые дома и дачи до 1 марта 2019 года. Уточню — до 1 марта можно было представить в Росреестр только технический план, подготовленный на основании декларации (составленной самим гражданином), а также правоустанавливающий документ на земельный участок. Таким образом, снова появился правовой вакуум, когда «старые» объекты невозможно было оформить по «новым» правилам.

Но это не единственная причина?

Виктория Абрамченко: Нет, возникли вопросы и с оформлением прав на жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства. Для таких домов и раньше (до августа 2018 года) требовалось разрешение на строительство, а сейчас уведомление о предстоящем строительстве, подаваемое в местную администрацию. По окончании строительства для оформления дома в местную администрацию необходимо подать уведомление о завершении строительства и получить уведомление о соответствии. Однако на практике оказалось, что до августа 2018 года многие граждане разрешения на строительство не получали и, соответственно, также не смогли оформить свои построенные дома .

Новый закон о продлении «дачной амнистии» разрешил оформлять садовые и жилые дома, построенные на садовых и дачных участках, как и ранее, по декларации. По ранее построенным жилым домам на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, граждане, не получившие ранее разрешения на строительство, могут воспользоваться новым уведомительным порядком, что также позволит им зарегистрировать право собственности на дом. Оба положения действуют до 1 марта 2021 года.

Что бы вы посоветовали нашим читателям, которым еще только придется оформлять дома или дачи?

Виктория Абрамченко: Сейчас гражданам, желающим оформить свои дома, важно понять, что порядок оформления прав связан с видом разрешенного использования земельного участка. Правила оформления домов, расположенных на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, одни, а домов, расположенных на земельных участках для ведения садоводства или дачного хозяйства (такие земельные участки законодатель с 1 января 2019 года назвал садовыми участками) — другие.

Зачем каждый раз продлевают «дачную амнистию»? Может, принять упрощенный порядок регистрации?

Виктория Абрамченко: Конечно, и такие варианты рассматривались. Однако, за 13 лет применения «дачной амнистии» есть не только положительные примеры. Все помнят нашумевшие истории со сносом многоквартирных домов, построенных по декларациям, на шестисоточных садовых участках. Обманутыми стали граждане, купившие у горе-застройщиков квадратные метры в таких домах.

Подобные истории случаются по всей стране. И решения в судах выносятся не в пользу обманутых граждан.

Виктория Абрамченко: Регистрация объектов по декларации — это риск, который граждане принимают на себя, поскольку в данном случае ни Росреестр, ни муниципалитет, ни другие органы не проверяют соответствие возведенного объекта градостроительным требованиям и ограничениям в использовании территории. И не могут проверить, у них нет на это полномочий. Муниципалитет декларация просто минует, а Росреестр может проверить заявленный к регистрации объект только на предмет соответствия сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

К сожалению, мы фиксируем случаи, когда на основании исков, например, собственников линейных сооружений дома граждан признаются самовольными постройками с обязанностью сноса таких объектов. Оказывается, есть какие-то ограничения, правила содержания линейных объектов, о которых гражданин не знал и не мог знать, или не знал, но мог знать, либо даже бывают случаи, когда гражданин знал об ограничениях, но все равно строил. Дальше решение суда и снос объекта без всякой компенсации. И возникает вопрос, как такое могло получиться?

Если бы гражданин заранее знал о том, что объект на этом участке строить нельзя, что он мог бы предпринять?

Виктория Абрамченко: Если бы гражданин заранее знал о том, что строить дом запрещено, или что его нужно сделать, например, меньше по пятну застройки или высоте, то можно было бы вполне таких тяжелых последствий, как снос, избежать.

Именно поэтому и был введен уведомительный порядок строительства бытовой недвижимости. Он достаточно простой, не требующий специальных знаний, подготовки проектной документации, документации по планировке территории и т.д. Нужно сказать, что гражданин строит (садовый или жилой дом) такой-то высоты, такой-то этажности, а также сколько планирует отступить от забора. Уведомление проверяется на предмет соответствия всем установленным ограничениям в использовании земельных участков.

Читайте так же:  Сколько дней регистрируется договор купли продажи квартиры в 2020 году

Напомню, Градостроительный кодекс предусматривает, что если гражданин получил уведомление о соответствии, подтверждающее, что можно строить дом, то в случае сноса этого объекта убытки гражданину возмещает муниципалитет, как орган, выдавший уведомление о соответствии.

В каких случаях до 1 марта 2021 года гражданину не надо уведомлять государство, что он начал или завершил строить жилой дом?

Виктория Абрамченко: Если гражданин собрался строить новый дом на любом участке, предназначенном для этого (садовый земельный участок, земельный участок для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства), то нужно подавать уведомление.

Если гражданин решил зарегистрировать ранее построенный дом, то уведомлять не нужно, если дом расположен на садовом участке. В данном случае в Росреестр нужно представить декларацию и технический план. Для законченных строительством домов, расположенных на земельных участках для индивидуального жилищного строительства либо личного подсобного хозяйства, в Росреестр необходимо представить уведомления, в том числе уведомление о соответствии, и технический план. Причем такие документы должен представить в Росреестр муниципалитет в семидневный срок вместе с заявлениями на кадастровый учет и регистрацию прав.

Почему потребовалась дополнительная защита для сделок с недвижимостью в электронном виде?

Виктория Абрамченко: Всё достаточно просто. Есть собственноручная подпись гражданина и есть электронная. С точки зрения своей юридической силы они равны. Подписал ли ты документ рукой или использовал флэшку — электронную подпись, с правовой точки зрения ты сделал одно и то же — подписал документ. Разница в том, что в первом случае ты подписываешь документ своей рукой, а во втором случае получаешь свою подпись в удостоверяющем центре, аккредитованном на это действие Минкомсвязи России.

Но мошеннические схемы проникли и в эту сферу отношений. На практике было выявлено несколько случаев, когда собственники оставались без жилья. Все случаи были связаны с выдачей удостоверяющими центрами электронной подписи и совершения от имени собственника недвижимости сделок без ведома правообладателя. Чтобы защитить собственников недвижимости от таких мошенников, потребовались изменения законодательства.

С вступлением в силу закона как граждане смогут защитить свою недвижимость от мошенников?

Виктория Абрамченко: Работая над этим законом вместе с депутатами Госдумы, мы должны были соблюсти баланс: с одной стороны, разрешать электронные сделки, если воля собственника недвижимости выражена в виде поданного в Росреестр бумажного заявления, с другой стороны, исключить лишнюю бюрократию и не остановить тренд на цифровизацию госуслуг.

В результате, в случаях, когда электронная подпись выдается только при личном присутствии собственника с гарантией проверки его личности, бумажное заявление не потребуется.

Исключений же получилось четыре. Во-первых, сделано исключение для тех электронных цифровых подписей, которые выданы гражданам самой системой Росреестра.

Во-вторых, это государственные и муниципальные органы. Они тоже работают с Росреестром в электронном виде. Например, когда гражданин передает свою квартиру в рамках московской реновации и переезжает в другую квартиру. В этом случае московские власти сами подадут электронный пакет на регистрацию.

В-третьих, кредитные организации, предоставляющие услуги населению, которые набирают популярность. Человек приходит в банк за получением кредита на квартиру, ему оформляют электронную подпись, предоставляют пакет услуг по приобретению квартиры с использованием кредитных средств. Продавец получает деньги, гражданин — квартиру, которая будет находиться в залоге у банка.

Всё просто. Важно то, что гражданин дополнительно никуда не ходит, электронный пакет документов идет на регистрацию в Росреестр по отлаженной технологии.

В-четвертых, это нотариусы. Они в ряде случаев необходимое звено при оформлении сделки с недвижимостью. Также как Росреестр проверяют документы, удостоверяющие личность. Поэтому от них электронные пакеты по-прежнему будут приниматься без всяких дополнительных бумажных заявлений.

Встречаются случаи, когда собственник узнает, что его квартира была когда то оформлена с нарушением закона, и он должен ее вернуть государству. Как можно защитить права добросовестных приобретателей?

Виктория Абрамченко: Нужен комплекс мер по защите добросовестных приобретателей. Первый шаг уже сделан. Принят закон о компенсации за утрату права собственности на жилое помещение. По этому закону если у добросовестного гражданина истребовали жилье и он не смог взыскать убытки с того лица, по чьей вине это случилось, он обращается с иском к государству, которое является гарантом защиты права собственности. Компенсацию можно получить в размере реального ущерба либо кадастровой стоимости жилья (в зависимости от того, какое требование заявит в суде гражданин). Получение компенсации осуществляется только в судебном порядке.

Вторым шагом запланированы поправки в Гражданский кодекс, которые в принципе должны свести на нет такие ситуации. Законопроект уже принят в первом чтении. Подготовка ко второму чтению запланирована на осеннюю сессию 2019 года.

Что планируется изменить или добавить в проект закона?

Виктория Абрамченко: Прежде всего нужно объявить добросовестным приобретателем того, кто полагался на запись в Едином государственном реестре недвижимости, и у кого не было никаких сомнений в законности совершения сделки по приобретению жилья. Кроме того, нужно сказать, что добросовестный приобретатель в любом случае становится собственником и уже у него ничего нельзя истребовать по истечении определенного срока со дня внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости (предлагается установить срок три года). Это исключит ситуации, когда были допущены какие-то нарушения при приватизации 10-15 лет назад, но несмотря на давность владения, квартиру все-таки отнимают.

Есть еще одна часто встречающаяся ситуация, когда добросовестный покупатель покупает квартиру у мошенников. После суда квартира возвращается законному владельцу. Добросовестный покупатель остается без денег и недвижимости. Новый законопроект решит эту проблему?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Виктория Абрамченко: Эта ситуация описана в новом законе, который вступает в силу с 1 января 2020 года. В таком случае как раз добросовестный приобретатель через суд получит компенсацию от государства. Компенсация за утрату права есть и сейчас. Однако она не может превышать одного миллиона рублей.

Регистрация ранее возникшего права на земельный участок в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here