Разъяснения постановления судебного пристава исполнителя в 2020 году

Самое важное в статье: "Разъяснения постановления судебного пристава исполнителя в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

С 1 января у судебных приставов появится больше возможностей для взаимодействия с участниками исполнительного производства

Elnur_ / Depositphotos.com

Поправками предусмотрена возможность извещения участников исполнительного производства о возбуждении исполнительного производства посредством направления СМС-сообщения. Важное условие – наличие согласия лица на его информирование таким способом. СМС-сообщения будут направляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.

Кроме того, согласно поправкам, извещения, адресованные гражданам, участвующим в исполнительном производстве, могут быть переданы им через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. А извещения, адресованные организации или ИП, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или ИП на Едином портале госуслуг (при его наличии).

Также предусмотрено, что через Единый портал госуслуг может осуществляться:

  • информирование сторон исполнительного производства о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения;
  • направление сторонам исполнительного производства постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов;
  • подача жалоб на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Требования к содержанию извещения, направляемого посредством передачи СМС-сообщения, к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа установит ФССП, а порядок подачи жалобы через Единый портал госуслуг – Правительство РФ.

Новый закон о судебных приставах с 01.01.2020 года

Распоряжением Правительства РФ от 2 июля 2019 года №1426-р. одобрен законопроект, которым предлагается принципиально поменять концепцию деятельности судебных приставов — сотрудников ФССП. Закоконопроект уже рассматривается в нижней палате российского Парламента профильными структурными подразделениями, в частности, Комитетом по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы ФС РФ.

К концу осенней сессии ГД РФ, которая закончится 31 декабря 2019 года, новый закон о судебных приставах на одном из пленарных заседаний будет принят и вступит в силу в 2020 году.

Старый закон о судебных приставах

Напомним, что старый закон об организации деятельности судебных приставов, – ФЗ № 118 от 21 июля 1997 года не претерпевал кардинальных изменений с момента его принятия. Новый закон призван отнести службу в ФССП России к государственной службе и установить правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения нового вида государственной службы в органах принудительного исполнения. То есть, статус судебных приставов в России повысят, превратив ФССП в полноценную структуру, аналогичную МВД, Росгвардии и ликвидированной ФСКН.

Ведомство фактически становится полноценной силовой структурой, а работа в нем выделяется в отдельный вид государственной службы. В службе появятся офицерские звания: за долгами в будущем смогут приходить лейтенанты или даже майоры. Прав у работников ФССП окажется немногим меньше, чем у полицейских.

Новые требования с судебным приставам

Повышаются требования и к судебным приставам. Условному майору долговой службы запретят иметь двойное гражданство. Сотрудников ведомства будут тестировать на наркотики, алкоголизм. Все приставы обязательно пройдут дактилоскопию: оставят следы своих пальцев рук в базах данных МВД. Если же из-за ошибки судебного пристава казна выплатит гражданину компенсации, то государство будет вправе предъявить офицеру регрессный иск. Проще говоря, капитан службы судебных приставов ответит рублем за промашку.

По расчетам разработчиков, средний оклад у судебных приставов вырастет до 58 тысяч рублей. «Сегодня Федеральная служба судебных приставов России отнесена к системе органов власти, в которых возможно прохождение только федеральной гражданской службы, при этом судебные приставы обладают полномочиями, в том числе свойственными правоохранительным органам.

Что говорят юристы

В связи с этим логична необходимость отнести службу в ФССП к государственной службе иного вида, — сообщил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Принятие законопроекта создаст новый вид службы — в органах принудительного исполнения. Служба судебных приставов получит особый статус, социальная защищенность служащих повысится, поскольку в этом отношении они, по сути, будут приравнены к сотрудникам силовых структур».

По его словам, в результате, можно сказать, реформы, которая затронет почти 62 тысячи человек, денежное содержание судебных приставов будет увеличено, что особенно справедливо, учитывая ту огромную нагрузку, которая сейчас приходится на каждого из них.

«К тому же значительно изменится пенсионное обеспечение. У сотрудников ФССП оно будет таким же, как у военнослужащих. Появится возможность выходить на пенсию по выслуге через 20 лет службы или в возрасте 45 лет», — говорит Владимир Груздев.

По расчетам разработчиков проекта, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в будущем году более 6,2 миллиарда рублей. Любопытно, что армейские офицеры запаса, устраивающиеся в службу судебных приставов, смогут получать звания на ранг выше: капитаны превратятся в майоров, если должность позволит.

До сих пор де-юре не было четкой ясности, кто же такой судебный пристав. Он уже не чиновник, так как простые чиновники не носят оружие, не имеют права применять физическую силу. Однако он не полицейский и тем более не военнослужащий. Теперь все меняется. Зарплата офицера ФССП будет состоять из окладов по должности и по званию. Также вводятся надбавки за выслугу лет, которые будут расти с годами, сообщает «Российская Газета».

Читайте так же:  Россельхозбанк ипотека для пенсионеров на покупку квартиры в 2020 году

Отдельная глава нового закона посвящена мерам поощрения. Сотруднику могут присвоить специальное звание при наличии ученой степени, объявить благодарность, выплатить премию, вручить ценный подарок, ведомственную или государственную награду, а также наградить огнестрельным или холодным оружием. Кроме того, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Почему возникла необходимость смены законодательства?

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас считает, что необходимость разработки такого законопроекта назрела давно. ФССП в соответствии с действующим законодательством выполняет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, а также по предварительному расследованию в форме дознания по уголовным делам, напомнил он.

— Исполнение указанных функций зачастую связано с применением огнестрельного оружия и специальных средств, а также с риском для жизни и здоровья судебных приставов, что отличает судебных приставов от иных федеральных государственных гражданских служащих, — считает сенатор. — При этом статус и регулирование деятельности службы осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». То есть мы имеем, по сути, несоответствие тех функций, которые выполняют приставы, тем социальным гарантиям, которые предоставляет им государство.

По словам Андрея Клишаса, расширить социальные гарантии для судебных приставов предлагается для того, чтобы повысить их статус. Он также отметил, что с участием директора ФССП была создана рабочая группа по подготовке законодательных предложений по повышению статуса судебных приставов и совершенствованию принудительного исполнения судебных актов. Члены группы также высказывали свои замечания и предложения по теме, информирует газета «Известия».

Разработаны проекты, направленные на реализацию Федерального закона о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации

В целях реализации Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минюстом России разработаны проекты указов Президента Российской Федерации и проект постановления Правительства Российской Федерации.

Проектом указа Президента Российской Федерации «Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации» предлагается утвердить предельную штатную численность сотрудников органов принудительного исполнения, а также работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. При этом увеличение предельной штатной численности по сравнению с установленной в настоящее время для ФССП России не планируется.

Проектом указа «О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации» предлагается утвердить квалификационные требования к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или работы по специальности, к образованию, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для замещения должностей высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации; положение о порядке возложения на сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации временного исполнения обязанностей по должности высшего начальствующего состава и освобождения его от временного исполнения этих обязанностей; положение о порядке присвоения специальных званий, положение о порядке заключения нового контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с сотрудником органов принудительно исполнения Российской Федерации, замещающим должность высшего начальствующего состава и достигшим предельного возраста пребывания на службе.

Кроме того, подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».

Реформа ФССП – принят новый закон о статусе судебных приставов с 1 января 2020 года

В России официально стартует реформа ФССП 2019-2020 годов: принят закон о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации (ФЗ-328). Приставы станут полноправными представителями отдельной силовой структуры с соответствующими полномочиями и преференциями.

В статье будет представлен общий обзор положений нового нормативно-правого акта в системе законодательства Российской Федерации.

Общие сведения

Законопроект 745075-7 был внесен в Госдуму только 2 июля 2019 года и вот 1 октября Президентом РФ уже подписан закон о службе в органах принудительного исполнения (официальная публикация состоялась в тот же день). Однако с 1 октября 2019 года он еще не обретает полную юридическую силу, дата вступления в силу Федерального закона ФЗ-328 – 1 января 2020 года.

В результате появился по сути новый закон о судебных приставах 2019 года, последние новости: статус судебных приставов изменен существенно и они практически приравнены в правах к сотрудникам правоохранительным органам. Тут стоит уточнить, что принят отдельный закон о регулировании процесса прохождения службы в органах службы судебных приставов по примеру законодательства о военной или гражданской службе, а не поправки в действующий ФЗ «Об исполнительным производстве» или ФЗ «О судебных приставах». Скорее всего, этим не ограничится реформа ФССП в 2019-2019 годах.

Последние новости

Правительство РФ уже рассматривает вопрос об отнесении расследования уголовных дел в отношении приставов к подследственности Следственного комитета, изменении порядка привлечения приставов к административной ответственности, в ряде случаев предлагается наделить приставов правом на взлом двери и т.д. Данные проекты пока находятся либо в стадии разработки, либо в стадии обсуждения, но оказывают общую тенденцию: законодатель намерен повысить статус судебных приставов.

Это решение обусловлено практикой и недостаточной низкого правового положения службы приставов в системе государственных органов России. В настоящее время пристав располагает некоторыми властными полномочиями, наделен существенными правами и многочисленными обязанностями, в том числе по применению оружия и физической силы, то есть, он не простой чиновник. Однако сотрудники ФССП не имеют гарантий и правомочий сотрудника правоохранительных органов, не носят специальных званий, например, офицерские. Новый закон как раз призван устранить данные недочеты законодательства.

Содержание закона

Федеральный закон №328 уже получил неофициальное наименование «закон о статусе ФССП 2019 года», что верно лишь отчасти. Сфера регулирования нового нормативного акта немного шире: она охватывает весь процесс прохождения службы в органах принудительного исполнения (органы, где осуществляется вид федеральной госслужбы по исполнению решений судебных органов и обеспечению установленного порядка деятельности судов) от поступления до увольнения.

Читайте так же:  Расчет пени за просрочку коммунальных платежей калькулятор в 2020 году

По структуре закон состоит из норм:

  • устанавливающих новые, отдельные положения ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения…»;
  • вносящих изменения в иные в отдельные законодательные акты РФ (это необходимо для введения единообразного прочтения и применения законов).

Основные нормы

Общее содержание закона:

  • общие положения (принципы службы, определение терминов, сфера регулирования и т.д.);
  • перечень должностей, специальных званий , прав и обязанностей сотрудников;
  • основы поступления на службу службы: возникновения права на поступление, контракт как основной документ регулирования ее прохождения, вид и содержание контрактов, испытательный срок, правила замещения должностей;
  • основы прохождения службы: порядок назначения, обязательность составления должностной инструкции, правила перевода и совмещения, совместительства, порядок проведения аттестации, порядок исчисления стажа и составления реестра сотрудников;
  • порядок присвоения служебных званий;
  • правила служебной дисциплины;
  • режим несения службы и отдыха, социальные гарантии;
  • порядок урегулирования конфликтов;
  • порядок прекращения службы;
  • принципы ответственности (уже установлено в ст. 15, что за административные правонарушения пристав несет ответственность в соответствии с ФЗ-328, если иное не установлено КоАП РФ).

Специальные звания

Вводит реформа ФССП в 2019-2020 годах офицерские звания для сотрудников службы (ст. 8 ФЗ-328) от младшего сержанта внутренней службы до генерала внутренней службы Российской Федерации. При этом установлено, что перечень должностей начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается:

  • Президентом РФ для должностей высшего начсостава;
  • федеральным органом исполнительной власти для должностей среднего, старшего и младшего начсостава.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

С 1 января 2020 года участников исполнительного производства с их согласия будут оповещать по SMS

Извещения, адресованные гражданину, будут отправляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи. Кроме того, предусмотрена возможность направления извещений в единый личный кабинет на портале госуслуг. Содержание СМС-извещения, а также требования к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа будут устанавливаться ФССП России.

Извещения, адресованные организации или ИП, будут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет на портале госуслуг.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя также будут осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством РФ. Там же можно будет подать жалобу на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.10.2019 N 328-ФЗ ст 92

Статья 92. Заключительные положения

1. Предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее — гражданские служащие) — 60 лет. В отношении гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения — 63 года.

3. Гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях — психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.

4. Сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя присваиваются специальные звания, соответствующие наиболее высокому из ранее присвоенных им классного чина гражданской службы, воинского или специального звания, классного чина юстиции, классного чина прокурорских работников согласно таблице соотношения, утвержденной Президентом Российской Федерации (далее — таблица соотношения), кроме специального звания высшего начальствующего состава. Сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, не имеющим классных чинов гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, а также имеющим классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, которые в соответствии с таблицей соотношения ниже первых специальных званий, установленных по должностям в органах принудительного исполнения, первое специальное звание присваивается в порядке, предусмотренном статьями 39 и 41 настоящего Федерального закона.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Гражданские служащие назначаются на должности высшего начальствующего состава Президентом Российской Федерации. Специальные звания указанным сотрудникам, соответствующие должностям высшего начальствующего состава, присваиваются Президентом Российской Федерации исходя из наиболее высокого из ранее присвоенных им классного чина гражданской службы, воинского или специального звания, классного чина юстиции, классного чина прокурорских работников согласно таблице соотношения. Указанным сотрудникам, назначенным на должности высшего начальствующего состава, которым согласно таблице соотношения не может быть присвоено специальное звание, соответствующее указанным должностям, специальное звание присваивается приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта карачаево черкесской республики в 2020 году

6. С сотрудниками, указанными в частях 3 и 5 настоящей статьи, заключается контракт в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. С указанными сотрудниками, достигшими на день подписания приказа о назначении на должность предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного статьей 87 настоящего Федерального закона, заключается срочный контракт, но не более чем на два года.

7. За сотрудниками сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления среднего заработка, пособий и компенсаций, исчисленные во время их службы на должностях гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах.

8. Условие о ротации в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, включенные в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона приостанавливается на период, указанный в части 3 настоящей статьи.

9. Договор обязательного государственного страхования, заключенный Федеральной службой судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на день вступления в силу настоящего Федерального закона, действует в отношении судебных приставов, замещающих должности гражданской службы.

10. Гражданские служащие, замещающие должности судебных приставов, до поступления на службу в органы принудительного исполнения в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), приобретаемыми органами принудительного исполнения у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом федеральным органом принудительного исполнения.

11. Лицам, ранее замещавшим должности судебных приставов, и гражданским служащим, замещающим должности судебных приставов до поступления на службу в органы принудительного исполнения, получившим в связи с их профессиональной деятельностью телесные повреждения или иной вред здоровью, исключающие дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении лиц, ранее замещавших должности судебных приставов или проходивших гражданскую службу в должности судебного пристава со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до поступления на службу в органы принудительного исполнения, погибшим (умершим) в период службы либо после увольнения с гражданской службы с должности судебного пристава, если смерть наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью, производится выплата ежемесячной компенсации в размерах и порядке, предусмотренных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона статьей 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

12. В общую продолжительность службы в органах принудительного исполнения для выплаты сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения подлежат включению периоды замещения должностей гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах.

13. Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

15. Гражданские служащие, замещающие должности судебных приставов-исполнителей, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, соответствующего направлению деятельности, не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности, соответствующие требованию, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, могут быть назначены на должности сотрудников среднего начальствующего состава органов принудительного исполнения в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 настоящей статьи.

16. Гражданские служащие, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, до истечения срока, установленного частью 3 настоящей статьи, вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня выхода из отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На указанных гражданских служащих распространяется порядок, предусмотренный настоящей статьей, но не позднее шести месяцев со дня выхода из отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Незаконные действия судебных приставов-исполнителей

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Судебный пристав-исполнитель

Пленум Высшего Арбитражного Суда опубликовал постановление “О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве”, в котором дал ряд важных разъяснений относительно законности тех или иных методов работы судебных приставов и их действий, предпринимаемых в ходе исполнительного производства.

В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ №27 рассматриваются особенности применения ареста имущества как меры по обеспечению иска и исполнения судебного акта. Ни для кого не секрет, что применяя арест, приставы зачастую злоупотребляют своими правами, по собственной инициативе изымая имущество у должников и увозя его в неизвестном направлении.

Читайте так же:  Ходатайство о недопустимости доказательств в гражданском процессе в 2020 году

С точки зрения ВАС РФ, подобные действия являются противозаконными и нарушают права граждан. В соответствии с нормами законодательства движимое и недвижимое имущество должника, на которое наложен арест, передается судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику или членам его семьи на безвозмездной основе; лицам, с которыми территориальным органом ФССП России заключен соответствующий договор, — на возмездной основе, а также в ряде случаев и самому взыскателю.

При этом, как отмечает Пленум, наложение ареста в качестве обеспечительной меры само по себе не предполагает установление судебным приставом-исполнителем дополнительных ограничений, не поименованных арбитражным судом. Это обусловлено тем фактом, что пределы обеспечительных мер определяются на основе ходатайства истца, с которого в случае отказа в иске могут быть взысканы убытки. Поэтому если взыскатель и по его требованию суд указали лишь на арест имущества, это вовсе не предполагает изъятие и передачу данного имущества на ответственное хранение иному лицу.

Поэтому если суд арестовал имущество, а судебный пристав-исполнитель, произвольно вводя дополнительные ограничения права ответчика, изъял и передал его на ответственное хранение, а впоследствии кредитору было отказано в иске, в целях обеспечения исполнения которого был наложен арест, должник вправе взыскать убытки, причиненные изъятием имущества за счет казны РФ.

Между тем, как мы уже говорили ранее, движимое имущество должника на основании соответствующего требования может быть передано на хранение взыскателю. Данное обстоятельство нередко влечет за собой определенные проблемы, особенно в тех случаях, когда взыскатель вынужден нести расходы на хранение арестованного имущества должника.

Дело в том, что понесенные в связи с хранением имущества расходы взыскателям не компенсируются, либо компенсируются не в полном объеме, поскольку в законе сказано о том, что имущество поступает к ним на хранение на безвозмездной основе. Судьи ВАС РФ указывают на необоснованность такого толкования закона и поясняют, что безвозмездный характер охраны или хранения имущества не исключает возмещения взыскателю необходимых расходов, понесенных на обеспечение сохранности имущества, однако такие расходы возмещаются из стоимости имущества должника, а не за счет казны РФ.

Интересы взыскателей могут быть нарушены и иными действиями приставов в части ареста имущества должников. Например, когда кредитору должника отказывают в реализации арестованного имущества. При этом приставы ссылаются на нормы АПК РФ, согласно которым при удовлетворении иска принятые обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

Однако, не следует забывать и о том, что обеспечительные меры всегда принимаются с целью гарантии последующего исполнения. Следовательно, они не являются препятствием для исполнения судебного акта, для обеспечения исполнения которого они были приняты. В этой связи суд поясняет, что арест не является препятствием для обращения взыскания на арестованное имущество и последующей регистрации перехода права собственности за покупателем имущества с торгов в связи с исполнением судебного акта, для обеспечения исполнения которого арест был наложен.

Кстати, сама реализация арестованного имущества не всегда приводит к желаемым результатам, и взыскатель нередко оказывается лишенным удовлетворить свои требования за счет имущества должника, реализованного, например, по низкой цене. В этих случаях кредитор приобретает право выступить с требованиями о применении последствий недействительности сделки, совершенной на публичных торгах, проводимых в ходе исполнительного производства.

Согласно закону, покупатель имущества с торгов обязан возвратить его не должнику, а продавцу как стороне недействительной сделки с целью проведения повторных торгов; денежные средства покупателю имущества возвращает продавец как сторона недействительной сделки. У взыскателя же полученные в результате исполнительного производства денежные средства изъяты быть не могут. Здесь ВАС РФ обращает внимание на то, что так как требования взыскателя удовлетворяются из стоимости имущества должника, то признание торгов недействительными и применение последствий недействительности сделки, заключенной на торгах, означает, что требования взыскателя удовлетворены не за счет стоимости имущества должника.

Следовательно, при применении последствий недействительности сделки, заключенной на торгах, исполнительное производство подлежит возобновлению судебным приставом-исполнителем на основании решения арбитражного суда о применении последствий недействительности сделки с целью проведения повторных торгов. Проведение повторных торгов может иметь различные юридические последствия.

Так, если на повторных торгах имущество было продано по более высокой цене, чем на первоначальных торгах, то соответствующие денежные средства перечисляются взыскателю (если его требование не было удовлетворено в полном объеме) либо должнику (если требование взыскателя было удовлетворено в полном объеме). Если же на повторных торгах имущество было продано по меньшей цене, чем на первоначальных торгах, соответствующие затраты продавца не возмещаются, поскольку первоначальные торги признаются недействительными в результате нарушения правил их проведения, то есть в результате действий продавца.

Теперь что касается самой оценки имущества. Сейчас законодательством предусмотрен ряд случаев, когда судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Причем, оспаривание результатов оценки, приведенной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства. Вместе с тем ВАС РФ не исключает и возможности оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.

Здесь судьи отмечают, что в целях эффективного решения вопроса о правомерности произведенной оценки и оптимизации разрешения споров в арбитражных судах к участию в деле об оспаривании результатов оценки, указанной оценщиком в отчете, необходимо привлекать судебного пристава-исполнителя. При оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества к участию в деле привлекается оценщик.

Читайте так же:  Узнать собственника недвижимости по кадастровому номеру бесплатно в 2020 году

Причем арбитражный суд обязан делать вывод о достоверности произведенной оценки независимо от того, как сформулировал требование заявитель — оспаривание результата оценки или постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в обоих случаях существо спора заключается в определении достоверности произведенной оценки. Если в ходе судебного разбирательства была определена надлежащая оценка имущества, в резолютивной части судебного акта арбитражный суд обязан указать на соответствующую оценку, которая впоследствии и станет использоваться в исполнительном производстве.

По общему правилу исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. На практике далеко не каждое исполнительное производство оканчивается полным, или хотя бы частичным удовлетворением требованием кредиторов. В последнее время участились ситуации, когда приставы закрывают производство со ссылкой на невозможность исполнения судебного акта. Невозможность исполнения действительно является законным основанием для прекращения исполнительного производства, но только в том случае, когда она наступает объективно, то есть безотносительно к действиям, или бездействию приставов.

В противном случае, когда невозможность исполнения судебного решения была спровоцирована действиями приставов, например, при незаконном снятии ареста с впоследствии отчужденного должником имущества, действия пристава не могут считаться законными. Со своей стороны взыскатель имеет право на иск о возмещении вреда за счет казны РФ. Кстати, такой же иск кредитор вправе подать и при утрате переданного на хранение или под охрану имущества взыскатель, поскольку судебный пристав-исполнитель несет ответственность за действия третьих лиц, на которых он возложил свою обязанность по сохранности имущества должника.

Как бы то ни было, предъявить иск о возмещении вреда даже при наличии законных на то оснований – еще не значит, что требования взыскателя будут каким-либо образом удовлетворены. В настоящее время, рассматривая подобные дела, суды исходят из того, что в целях возмещения вреда заявителю необходимо доказать точный размер своих имущественных потерь. Поэтому, когда суд приходит к выводу, что размер таких потерь не доказан, либо же чрезмерно завышен, он отказывает в удовлетворении искового требования.

Как разъясняет ВАС РФ, подобные действия судов правомерными не являются, поскольку даже если истец не может обосновать размер своих претензий, полный отказ в иске нарушает конституционный принцип справедливости и лишает заявителя возможности восстановления его нарушенных прав. Здесь суд исходит из того, что объективная сложность доказывания убытков и их размера, равно как и причинно-следственной связи между причиненными убытками и действиями пристава, не должна снижать уровень правовой защищенности взыскателя в исполнительном производстве, в чью пользу принят, но не исполнен судебный акт.

Следовательно, арбитражный суд не может полностью отказать в удовлетворении требования истца о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащего возмещению вреда определяется арбитражным судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности, — отмечается в постановлении Пленума. Буквально данный принцип означает, что, если, например, из-за незаконного снятия ареста с имущества оно было отчуждено должником либо после передачи на хранение погибло у хранителя, то возможный размер убытков, причиненный судебным приставом-исполнителем, может быть равен примерной стоимости отчужденной или погибшей вещи.

Равным образом на взыскателя не может быть возложена обязанность по доказыванию всех прочих обстоятельств дела, причиной которых явились неправомерные действия судебных приставов. Например, если исполнительное производство окончено в связи с невозможностью исполнения, на истца по иску о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава, не возлагается обязанность по доказыванию отсутствия иного имущества у должника, на которое можно обратить взыскание.

Опять же, нормы АПК РФ в настоящий момент предоставляют взыскателю право неоднократного после возврата исполнительного листа предъявления его к взысканию. Причем данное правило вовсе не означает, что взыскатель, утративший возможность получить причитающиеся с должника суммы в связи с выбытием его имущества по причине незаконных действий судебного пристава, лишается права на возмещение вреда. Более того, для предъявления иска о возмещении вреда взыскателю не требуется даже принимать меры по признанию в судебном порядке действий (бездействия) пристава незаконными. Это объясняется тем, что незаконность действий судебного пристава-исполнителя арбитражный суд оценивает на стадии рассмотрения иска о возмещении вреда.

Наконец, ВАС РФ разъясняет возможность наложения на должников исполнительского сбора. Как известно, данный сбор подлежит взысканию при неисполнении судебного решения в срок, установленный для добровольного исполнения. В подавляющем большинстве случаев приставы трактуют данную норму в качестве абсолютной.

Между тем, уже сам закон об исполнительном производстве оговаривает перечень случае, при которых сбор не взыскивается. По закону должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Другой вопрос, что доказать наличие таких обстоятельств под час оказывается довольно затруднительно, поскольку законодатель не раскрывает понятия чрезвычайных обстоятельств и не приводит их примеров. Поэтому суд поясняет, что для освобождения должника от обязанности по уплате исполнительского сбора последнему будет достаточно представить доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Например, к таким действиям относится перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет арбитражного суда или нотариуса. Следует помнить, что перечень данных действий не является закрытым.

Разъяснения постановления судебного пристава исполнителя в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here