Расторжение договора технологического присоединения заявителем в 2020 году

Самое важное в статье: "Расторжение договора технологического присоединения заявителем в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Разъяснения ФАС РФ «По вопросу определения сроков технологического присоединения к электрическим сетям»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПО ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКОВ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ

Вопрос: Вправе ли сетевая организация со ссылкой на статью 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» осуществлять технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в срок, превышающий 6 месяцев, несмотря на прямые указания Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее — Правила технологического присоединения), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и соответствует ли законодательству навязывание заявителю условия о возможном определении срока в договоре о технологическом присоединении в зависимости от инвестиционной программы?

Ответ: В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также — технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:

— 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) — для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

— 6 месяцев — для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

— 1 год — для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

— 2 года — для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

Таким образом, применение второго предложения абзаца 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» должно осуществляться с учетом указанных выше положений статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения.

Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 16 Правил технологического присоединения и может содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе выдать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Например:

— о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

— о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;

— о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

— об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

— о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

— о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

— о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.

Читайте так же:  Россельхозбанк ипотека для пенсионеров на покупку квартиры в 2020 году

В случае, если по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, будет установлен факт его нарушения, выражающийся в установлении сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения с нарушением Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения, антимонопольный орган вправе выдать сетевой организации предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в договор об осуществлении технологического присоединения.

Белгородэнерго взыскало 31,9 млн рублей с нарушителей договоров техприсоединения

В «Россети Центр Белгородэнерго» (филиал ПАО «МРСК Центра» − «Белгородэнерго») в текущем году заключено свыше шести тысяч договоров технологического присоединения.

На начало декабря обязательства по 176 договорам просрочены по вине заявителей, порядка 150 находятся в стадии досудебного урегулирования, девять – в суде.

Чаще всего не выполняют свои обязательства по заключённым договорам технологического присоединения заявители так называемой льготной категории – с присоединяемой мощностью до 150 кВт. Таковых в среднем 90 %.

Стоимость подключения для льготников мощностью до 15 кВт фиксирована и составляет символические 550 рублей, для заявителей от 15 до 150 кВт варьируется от пяти до 50 тысяч рублей. Между тем, чтобы подвести к объекту электроэнергию Белгородэнерго строит линии электропередачи и подстанции стоимостью десятки тысяч рублей, которые затем остаются невостребованными. Подобная ситуация негативно влияет на распределение инвестиционных средств.

Половина нарушителей взятых на себя обязательств по заключённым договорам технологического присоединения − это садоводы и владельцы земельных участков под ИЖС. Сетевая организация вынуждена подводить линии электропередачи к пустым участкам, при этом заявители не спешат начинать или завершать строительство либо выставляют их на продажу. Однако не все знают, что гражданин остаётся ответственной стороной по договору даже в случае продажи дома или участка. О смене собственника необходимо своевременно поставить в известность Белгородэнерго. Тимур Нестеренко, начальник управления технологических присоединений

Напомним, что необходимость выполнения заказчиком своей части технических условий регламентирована процедурой технологического присоединения, утверждённой Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года.

В установленный срок филиал направляет потребителю подписанный проект договора и его неотъемлемое приложение − технические условия с перечнем мероприятий, которые тот обязан выполнить для подключения своего объекта к сетям. За нарушение сроков исполнения взятых на себя обязательств заявитель обязан будет заплатить неустойку в размере 5 % за каждый день просрочки в случае, если оплата по договору составила 550 руб., если больше указанного − 0,25 % суммы ежедневно. Через год Белгородэнерго вправе в судебном порядке потребовать расторжения договора и компенсации понесённых убытков.

В 2019 году в пользу Общества суды удовлетворили 52 исковых требования на сумму 31,9 млн рублей.

Расторжение договора технологического присоединения по инициативе заявителя. Чем он рискует?

В настоящее время законодательство в области электроэнергетики очень лояльно по отношению к вновь подключающимся потребителям. Особенно вольготно заявителям со сравнительно небольшими мощностями. Здесь и плата за подключение в размере 550 рублей при присоединении максимальной мощности до 15 кВт., и льготное техприсоединение для потребителей до 150 кВт, которые по закону оплачивают только оформление сетевой организацией техприсоединения без оплаты технических мероприятий. Кроме того, для таких заявителей сетевая организация обязана осуществить технологическое присоединение вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.

Да и для крупных потребителей сетевая организация осуществляет действия по технологическому присоединению далеко не всегда только за счет самого заявителя. Например, затраты могут быть заложены в инвестпрограмму сетевой организации. Даже для техприсоединений, выполненных по индивидуальному проекту, фактические затраты сетевой организации могут значительно превосходить плату за технологическое присоединение, установленную регулятором (органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов).

После завершения технологического присоединения сетевая организация раскрывает свои затраты регулятору и они включаются в тариф на услуги по передаче электроэнергии. Таким образом, сетевая организация возвращает себе потраченные на техприсоединение денежные средства. Фактически в этом случае за технологическое присоединение платят все потребители региона, так как затраты увеличивают размер «котла», из которого формируются тарифы на услуги по передаче электроэнергии.

Если все затраты на техприсоединение крупного промышленного потребителя составляют условные 50 млн. руб., то регулятор может установить тариф на техприсоединение такого потребителя по индивидуальному проекту в размере 1 млн. руб. Оставшиеся 49 млн. руб. сетевая организация получит из «котла» по завершению процедуры технологического присоединения.

Но что будет, если после заключения договора техприсоединения потребитель откажется от него?

Сетевая организация не смотрит и не должна смотреть на то, что делает потребитель в своей будущей границе балансовой принадлежности (в границах участка). Она выполняет необходимые мероприятия и платит за это деньги подрядчикам. Без завершения процедуры технологического присоединения сетевая организация не имеет формальных оснований компенсировать свои затраты.

Хорошо, если расторжение договора происходит сразу после его заключения. Но, как правило, потребитель «вспоминает», что заключил договор технологического присоединения через определенное время, когда срок действия техусловий подходит к концу, а сетевая начинает интересоваться — когда уже заявитель превратиться в потребителя? В этом случае у сетевой организации все мероприятия уже выполнены, деньги на подключение заявителя потрачены. У потребителя же несколько месяцев, а то и лет назад сменились планы, про техприсоединение забыли и ничего по техусловиям не сделали.

Обычно, расторгая такой договор техприсоединения заявитель считает, что в крайнем случае рискует суммой, указанной в договоре, но это не так. При расторжении договора сетевая организация может выставить заявителю все свои расходы, связанные с технологическим присоединением, а не только те, что указаны в договоре ТП. В настоящее время сформирована соответствующая судебная практика. Таким образом, зачастую, потребителю гораздо выгоднее завершить мероприятия по технологическому присоединению, даже если подключать нечего, а не расторгать договор с сетевой организацией. Вот только узнает лицо, планировавшее осуществить техприсоединение, о том, что оно должно гораздо больше, чем рассчитывало, уже в суде после того как договор расторгнут.

Читайте так же:  Соглашение об изменении содержания закладной госпошлина в 2020 году

В связи с этим, вне зависимости от того, на какой объем планируется подать заявку на технологическое присоединение, советую до заключения договора с сетевой организацией детально взвесить — действительно ли это нужно организации. А то может получиться вход — рубль, выход — два, а то и десять.

ВС РФ разрешил заказчику отказаться от договора технологического присоединения по правилам о договоре возмездного оказания услуг

oleandra / Shutterstock.com

Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Отсутствие в специальных нормативных актах указания на возможность немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора не означает, что такого права у заказчика не имеется (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № 305-ЭС17-11195).

Данный подход ВС РФ пояснил тем, что договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору возмездного оказания услуг. Следовательно, к правоотношениям сторон по такому договору применяются, помимо специальных норм, положения гл. 39 Гражданского кодекса, а также общие положения об обязательствах и о договоре. В частности, согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Также ВС РФ отметил, что иное толкование положений специального законодательства может привести к тому, что при отсутствии интереса заказчика в строительстве объекта, присоединение которого планировалось произвести к электрической сети ответчика, заказчик лишается возможности прекратить договорные отношения в установленных ГК РФ случаях и минимизировать свои убытки как в виде платы за технологическое присоединение, так и в виде предусмотренной договором ответственности за неисполнение обязательств по договору.

Таким образом, в отношении правовой природы договора технологического присоединения ВС РФ занял позицию, противоположную той, которой ранее придерживался Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. ВАС РФ исходил из того, что договор технологического присоединения – это отдельный, самостоятельный вид договора, который не может быть отнесен ни к договорам возмездного оказания услуг, ни к смешанным договорам, включающим в себя элементы договора возмездного оказания услуг и подряда. И, как указывал ВАС РФ, единственное специальное основание для одностороннего расторжения такого договора – нарушение сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре.

Геленджик: от Кабардинки до Тешебса

Новости и достопримечательности Геленджика и Краснодарского края

Разъяснения «Кубаньэнерго»: технические условия и договор технологического присоединения, 2018 год

Современный человек не может представить свою жизнь без электричества.

Но если вы только собираетесь возводить здание и подводить к нему электроэнергию, на вашем пути могут возникнуть некоторые трудности. И чтобы они не стали непреодолимым барьером между вами и электричеством, стоит заранее разобраться в вопросах получения технических условий и заключения договора технологического присоединения.

Найти ответы на интересующие нас вопросы нам помогли сотрудники Филиала ПАО «Кубаньэнерго» Юго-Западные электрические сети.

Разъяснения «Кубаньэнерго»: технические условия и договор технологического присоединения, 2018 год

Вопрос: Человек обращается к вам за получением ТУ. Вы сразу же отправляете его заключать договор технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации?

Ответ: Прежде всего необходимо подать заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию.

Для возможности осуществления технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго», в соответствии с п.8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (в действующей редакции) (далее — Правила), для заключения договора заявитель должен направить заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя и имеющего соответствующий класс напряжения, указанный в заявке.

ТУ являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение (т.е. технические условия — это приложение к вышеуказанному договору и они выдаются одиной и той же датой с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям).

Срок действия тех.условий — от 2 до 5-ти лет.

Вопрос: Срок действия договора на технологическое присоединения 6 месяцев?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению будет указан в тексте договора. Срок действия договора зависит от его категории.

При этом не стоит забывать, что в случае нарушений одной из сторон, подписавших данный договор, сроков исполнения своих обязательств, такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, размер которой также указан в тексте договора.

Вопрос: Если строительство не начато, но ТУ получены (срок их действия пока не закончился), и договор заключен, но срок выполнения мероприятий по нему подходит к концу, что надо делать человеку, чтобы не платить неустойку?

Ответ: Если договор заключен, но по каким-либо причинам заявленная мощность потребителю не нужна, необходимо добровольно, в досудебном порядке, обратиться в электросетевую компанию для расторжения договора. Это вовсе не означает, что впоследствии потребитель не будет иметь права на подключение к электрическим сетям: в любой момент можно подать заявку и получить новые технические условия (тогда, когда вы определитесь с датой присоединения к эл.сетям).

Вопрос: Если истек срок действий ТУ?

Ответ: В соответствии с разделом V Правил, для продления ТУ, потребителю необходимо направить в адрес Сетевой организации заявление на
продление ТУ.

Вопрос: Если земельный участок был продан, а ТУ и договор на технологическое присоединение получал старый хозяин, надо ли их заказывать и заключать заново?

Вопрос: Если земельный участок продан, а договор заключал старый владелец, распространяется ли пункт об уплате неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств?

Ответ: Так как Сетевая организация состоит в договорных отношениях с предыдущим собственником, следовательно, неустойка будет взыскиваться с предыдущего владельца, который со своей стороны должен или расторгнуть договор ТП или завершить процедуру технологического присоединения в соответствии с Правилами.

Читайте так же:  Справка об отсутствии статуса предпринимателя госуслуги в 2020 году

Вопрос: Когда заявителю грозит уплата неустойки, о которой идет речь в тексте договора на технологическое присоединение?

Ответ: В настоящее время при нарушении заявителем установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению действующим законодательством предусмотрена выплата неустойки за каждый день просрочки. Срок осуществления мероприятий указан в п. 5 договора техприсоединения (не путать со сроком действия технических условий).

Филиал ПАО «Кубаньэнерго» Юго-Западные электрические сети (входит в группу «Россети») просит потребителей, имеющих незавершенные договоры технологического присоединения к электрическим сетям компании, завершить данную процедуру в рамках закона. Это позволит избежать судебных исков и прочих неприятных последствий.

Со стороны потребителей нередки случаи нарушения договорных обязательств: получив технические условия, заявитель не обращается в Сетевую компанию для завершения процедуры и не выполняет свою часть обязательств по договору. В этом случае (если ранее договор не будет расторгнут добровольно, в досудебном порядке) при превышении им сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, он будет обязан уплатить неустойку.

Если же сроки выполнения мероприятий, указанные в договоре по технологическому присоединению, нарушены Сетевой организацией, то в этом случае неустойка может быть взыскана в пользу заявителя.

Вопрос: Если заявитель выполнил все мероприятия, указанные в полученных им технических условиях и договоре технологического присоединения, что ему делать дальше?

— акт о выполнении технических условий,

— акт об осуществлении технологического присоединения.

Если указанных документов нет, процедура технологического присоединения не завершена и договор считается неисполненным.

Вопрос: А когда следует заключать договор энергоснабжения?

Ответ: Обращаем внимание, что потребители – физические и юридические лица — имеют право заключить договор энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения объекта. При этом фактическое потребление электроэнергии по такому договору может осуществляться только после выполнения всех мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения.

Договор энергоснабжения – договор на оплату потребленной электроэнергии, который заключается с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой компанией).

Механизм достаточно прост: абонент, желающий ускорить заключение договора энергоснабжения, имеет право вместе с заявкой на технологическое присоединение, которую он подает в центр обслуживания потребителей Кубаньэнерго, предоставить распечатанный и подписанный со своей стороны проект договора энергоснабжения. Типовые формы таких договоров размещены на официальном сайте гарантирующего поставщика.

При подключении к электрическим сетям абоненту необходимо заключить договор энергоснабжения в кратчайшие сроки. Только наличие указанного договора является обязательным условием законного потребления электроэнергии.

Энергетики просят потребителей своевременно обращаться в энергосбытовые организации для заключения договора энергоснабжения, а также своевременно завершать процедуру технологического присоединения.

Горячая линия ПАО «Кубаньэнерго» 8-800-100-15-52.

Революция в электроснабжении — потребители на розничном рынке с 1 июля 2020 года не будут ответственны за обслуживание приборов учёта э/э

Разбираем что же меняет этот закон в отношениях между потребителями, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями:

  • Введено понятие интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности).
  • Коммерческий учет электрической энергии в целях оказания коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах с 1 июля 2020 года обеспечивают гарантирующие поставщики.
  • Коммерческий учет электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей, приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектах по производству электроэнергии на розничных рынках и объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, с 1 июля 2020 года обеспечивают сетевые организации.

То есть, гарантирующие поставщики будут ответственны за учет в домах (в том числе в общедомовых помещениях), а сетевые организации во всех остальных объектах электроэнергетики на розничных рынках на «подведомственных» им сетях.

Кратко резюмируя вышеприведенное:

  1. Потребители на розничных рынках (за редким исключением) с 1 июля 2020 года больше не ответственны за любые активные действия с приборами учета, однако должны дать доступ к ним и оплачивать по ним стоимость электроэнергии.
  2. С 1 июля 2020 года за приборы учета теперь ответственны гарантирующие поставщики (сбытовые надбавки вырастут), а также сетевые организации (тарифы на передачу вырастут).
  3. В итоге крупные потребители (основные плательщики услуг по передаче) будут платить за приборы учета мелких потребителей, а мелкие потребители (основные плательщики сбытовой надбавки ГП) будут платить за приборы учета населения — еще одно перекрестное субсидирование.
  4. С 2023 года нас ждет умный учет — если сроки не перенесут.

Кроме того, рассматриваемым ФЗ вносятся нововведенея в правила ограничения режима потребления:

  1. В случае неоднократного возникновения оснований для введения ограничения режима потребления и нарушении потребителем обязанностей по осуществлению самостоятельного ограничения — сетевая организация или гарантирующий поставщик вправе установить технические средства удаленного ограничения режима потребления при их отсутствии (скорее всего эта функция будет одной из частей интеллектуальной системы учета электроэнергии).
  2. О возможности введения ограничения режима потребления необходимо уведомлять за пять рабочих дней (ранее было за десять дней)

Компания подала прецедентные иски

Как стало известно «Ъ», ПАО «Ленэнерго» впервые подало иски против клиентов, в которых настаивает на расторжении договоров технологического присоединения. Сетевая компания объясняет, что провела все работы, а клиенты не хотят выполнять технические условия со своей стороны, из-за чего процедура подключения не может быть завершена. При этом по вине заявителей «Ленэнерго», которое до конца года должно ликвидировать 30 тыс. просроченных договоров техприсоединения, получив на эти цели 15 млрд рублей бюджетных средств, на сегодня не может исполнить практически треть обязательств. Эксперты считают, что единственный способ для компании выполнить эту программу — обратиться в суд.

«Ленэнерго» направило в суды Санкт-Петербурга и Ленобласти 16 исков о расторжении договоров технологического присоединения, сообщили «Ъ» вчера в компании. Иски к клиентам «Ленэнерго» подает впервые, хотя раньше, напротив, именно они пытались взыскать с компании деньги за несвоевременное подключение к электросетям. Как говорят в «Ленэнерго», причиной подобной ситуации стало невыполнение технических условий со стороны заявителя (к примеру, купить и установить счетчик, смонтировать спуск с опоры), что нарушает условия договора. Как следствие, сетевая компания не может завершить процедуру подключения. В среднем затраты «Ленэнерго» на техприсоединение одного абонента составляют до 400 тыс. рублей.

Читайте так же:  Смирнов совершил административное правонарушение громко слушая музыку в 2020 году

«Сетевая компания несет финансовые и временные потери, так как вкладывает в строительство и реконструкцию электросетей и энергообъектов силы и средства, которые могут быть использованы для техприсоединения других заявителей», — отмечают в «Ленэнерго». С помощью исков компания добивается расторжения договоров с клиентами. Но в перспективе планирует взыскивать убытки, вызванные ненадлежащим выполнением заявителями своих обязательств по договору, поскольку проблема приобрела серьезные масштабы.

Всего, по сведениям «Ъ», в настоящее время «Ленэнерго» не может исполнить 12,8 тыс. договоров техприсоединения по вине клиентов. Основная часть относится к тем обязательствам, которые «Ленэнерго» должно выполнить по поручению президента Владимира Путина до конца этого года. Речь идет о ликвидации 30 тыс. просроченных договоров техприсоединения, на которые компании выделено 15 млрд рублей за счет средств облигаций федерального займа (ОФЗ).

Директор департамента по связям с органами власти в Ассоциации НП ТСО (территориальных сетевых организаций) Наталья Готова отмечает, что «Ленэнерго» — не единственная из сетевых организаций, которая судится с клиентами из-за неисполнения обязательств по договору техприсоединения с их стороны (аналогичные дела идут на Урале и в Сибири). При этом для петербургской компании расторжение договоров через суд — это единственный способ, чтобы реализовать программу по подключению потребителей за счет средств ОФЗ, уверена она. «Некоторые из обязательств не исполнялись долгое время, и заявитель может уже не находиться на том месте, где находился. К примеру, была аптека или сапожная мастерская, которая подала заявку на техприсоединение, а ее владелец уже закрыл бизнес или переехал в другое место. Как его найти? Чтобы эта ситуация не оставалась в подвешенном состоянии, решать такие вопросы через суд — это, наверное, единственный способ», — считает госпожа Готова.

С другой стороны, по ее словам, пока на законодательном уровне потребители за неисполнение договора со своей стороны несут минимальную ответственность (особенно это касается льготных заявителей до 15 кВт мощности, которые оплатили за техприсоединение 550 рублей), соответственно, расторгать договор через суд — процесс длительный и затратный. «Мы выступаем за ужесточение ответственности заявителя за несоблюдение сроков проведения мероприятий по техприсоединению, а также за предоставление сторонам равного права одностороннего расторжения договора», — говорят в НП ТСО.

В краснодарском УФАС прошел брифинг на тему: «Антимонопольный контроль за соблюдением сетевыми организациями Правил технологического присоединения к электрическим сетям»

18 декабря 2018 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю состоялся брифинг заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля топливно-энергетического комплекса и связи Ирины Иващенко на тему: «Антимонопольный контроль за соблюдением сетевыми организациями Правил технологического присоединения к электрическим сетям».

В ходе брифинга Ириной Иващенко сообщено об основных нарушениях порядка технологического присоединения к электрическим сетям, выявленных в 2018 году, о проблемных вопросах, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, о сложившейся правоприменительной практике, а также об основных изменениях, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 №937 в Правила технологического присоединения №861.

Антимонопольный орган осуществляет контроль за сетевыми организациями за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее Правила №861) в порядке статьи 9.21 КоАП РФ.

Статья 9.21КоАП РФ предусматривает административную ответственность субъекта естественной монополии за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям в виде штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. За повторное совершение административного правонарушения предусмотрен штраф на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

За текущий период 2018 года Управлением рассмотрено 155 административных дел по ст. 9.21 КоАП РФ в отношении сетевых организаций (субъектов естественных монополий по виду деятельности –

услуги по передаче электрической энергии) на предмет нарушения Правил №861, из них: прекращено 101 дело в связи с отсутствием состава административного производства либо по причине истечения срока давности привлечения к ответственности; по 54 делам вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на сумму 29,6млн. рублей. Внесено 15 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, из них исполнено 8 представлений, остальные находятся в стадии исполнения. Взыскано штрафов на сумму 26,1млн. рублей.

Основными нарушениями порядка технологического присоединения подключения к электрическим сетям являются следующие нарушения: неисполнение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в срок согласно п. 16 Правил №861; не направление проекта договора и технических условий в адрес заявителя по результатам рассмотрения заявки в срок, предусмотренный п. 15 Правил №861; нарушение со стороны вышестоящей сетевой организации порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, предусмотренного разделами III, V Правил №861.

Каковы основные моменты, которые позволили Краснодарскому УФАС России признать нарушения Правил №861 со стороны сетевых организаций и установить состав административного правонарушения ст. 9.21 КоАП РФ, либо не позволили это сделать.

Прежде всего — это своевременность обращения заявителей в антимонопольных орган, так как административная ответственность может быть применена к сетевой организации за нарушение Правил №861 в течение одного года с даты его совершения, если порядком технологического присоединения определены конкретные сроки.

Читайте так же:  Увольнение в связи с закрытием обособленного подразделения в 2020 году

Так, например, срок направления договора и технических условий на технологическое присоединение определяется в зависимости от присоединяемой мощности энергопринимающих устройств, с учетом использования ее на бытовые или коммерческие нужды, и начинает исчисляться с даты поступления в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение, при этом указанный срок должен соответствовать требованиям согласно пункту 15 Правил (от 15 дней до 20 рабочих дней); срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определен конкретным сроком, указанным в подпунке «б» пункта 16 Правил (от 15 рабочих дней до 2 лет), с даты подписания договора, в зависимости расстояния от границ участка заявителя до

электрических сетей сетевой организации, а также от мероприятий, которые необходимо осуществить сетевой организации (строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства). Указанные в пп. «б» п.16 Правил №861 сроки имеют пресекательный характер, их продление в виде заключения дополнительного соглашения к договору о технологическом присоединении порядком подключения не предусмотрено.

В ходе рассмотрения административных дел по ст. 9.21 КоАП РФ, возбужденных в отношении сетевых организаций, очень часто предоставляются дополнительные соглашения, заключенные между заявителями и сетевой организацией, указывающие на продление срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению. Хочется обратить внимание заявителей на то, что подписание такого дополнительного соглашения не противоречит нормам ст. 421 ГК РФ и носит гражданско-правовой характер, при этом защита нарушенных гражданских прав осуществляется только в судебном порядке.

В связи с чем большая часть прекращенных в 2018 году административных дел по ст. 9.21 КоАП РФ связана с неисполнением сетевыми организациями обязательств по технологическому присоединению в рамках вышеуказанных дополнительных соглашений, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Хочется обратить внимание на необычное административное дело, рассмотренное в 2018 году по обращению индивидуального предпринимателя на действия ПАО «Кубаньэнерго» (сетевая организация), связанные с отклонением заявки на технологическое присоединение, поданной в электронной форме. В пункте 8(3) Правил №861 определен порядок подачи электронной заявки, ее принятие сетевой организацией и обеспечение получения заявителем информации о дате поступления заявки, ее регистрационном номере. При этом заявка рассматривается сетевой организацией в порядке п. 15 Правил, в случае недостающих сведений и документов сетевая организация их запрашивает в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявки, о чем уведомляет заявителя, данном случае рассмотрение заявки приостанавливается и в последующем при предоставлении запрашиваемых документов направляет договор и технические условия на технологическое присоединение. Только в случае непредставления со стороны требуемых сведений и документов, в данном случае со стороны индивидуального предпринимателя ПАО «Кубаньэнерго» имело право аннулировать заявку в течение 20 рабочих дней с даты получения заявителем уведомления. Таким образом, отклонение заявки не предусмотрено Правилами №861. По результатам рассмотрения

административного дела в действиях ПАО «Кубаньэнерго» было установлено нарушение пунктов 8(3), 15 Правил №861 и вынесен штраф по ч. 2 ст. 9.21КоАП РФ в размере 600,0 тысяч рублей.

Правоприменительная практика, сложившаяся в 20018 году.

Сетевыми организациями в 2018 году оспорено в судебном порядке 50 постановлений о привлечении к административной ответственности, из них оставлены судами без изменения 35, остальные находятся в стадии судебного обжалования.

Также есть вступившие в законную силу по окончании судебных разбирательств в 2018 году постановления, вынесенные в 2017 году. Об одном из них хочется рассказать более подробно, так как данная судебная практика (арбитражное дело № А32-48994/2017), имеет значение для рассмотрения последующих аналогичных административных дел, связанных с нарушением со стороны вышестоящей сетевой организации порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства смежной сетевой организации согласно разделу III Правил №861.

В 2017 году в Краснодарское УФАС России массово начали поступать заявления сетевой организации АО «НЭСК-электросети» на действия ПАО «Кубаньэнерго» по причине отказа в принятии заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям. В свою очередь, подача заявок со стороны АО «НЭСК-электросети» была обусловлена обращениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих намерение подключить свои объекты к электрическим сетям. АО «НЭСК-электросети», имея дефицит мощности на своих объектах, обращалось в адрес ПАО «Кубаньэнерго» с соответствующими заявками, на что со стороны ПАО «Кубаньэнерго» был получен отказ. Отказ мотивирован однократностью подачи заявок, а также возможностью их рассмотрения по окончании процедуры технологического присоединения по предыдущим заявкам.

20.10.2017 Краснодарское УФАС России привлекло ПАО «Кубаньэнерго» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 600 000 рублей за нарушение пунктов 15, 30.1 Правил №861.

ПАО «Кубаньэнерго» оспорило постановление от 20.10.2017 по делу № 406А/2017 в судебном порядке. Две судебные инстанции поддержали позицию Краснодарского УФАС России, и 10 сентября 2018 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа поставил точку в данном споре, отказав ПАО «Кубаньэнерго» в удовлетворении кассационной жалобы. ПАО «Кубаньэнерго» административный штраф уплачен в полном объеме.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основными причинами несоблюдения сетевыми организациями Правил №861, по мнению Краснодарского УФАС России, являются: недостаточное изучение персоналом сетевых организаций требований Правил №861, сложившейся судебной практики по вопросу технологического присоединения к электрическим сетям, ненадлежащий выбор подрядных организаций по строительству (реконструкции) сетей в целях исполнения мероприятий по подключению, а также непринятием своевременных мер по включению данных подрядных организаций в реестр недобросовестных поставщиков в случае неисполнения ими условий заключенного контракта по результатам торгов в порядке Федерального закона №223-ФЗ, проведение работ по модернизации (реконструкции), строительству сетей, позволяющих получить свободные мощности для подключения, с учетом перспективного развития территорий муниципальных образований края за счет средств не только инвестиционных программ, но и собственной прибыли.

Расторжение договора технологического присоединения заявителем в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here