Расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома в 2020 году

Самое важное в статье: "Расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Минстроем России предложен порядок расчета размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших решение об установлении размера такой платы или о выборе способа управления многоквартирным домом

Согласно проекту размер платы за жилое помещение дифференцируется в зависимости от типа многоквартирного дома, который определяется исходя из его конструктивных и технических характеристик, степени его благоустройства, этажности, состава общего имущества. Типы многоквартирных домов приводятся в приложении к проекту.

Расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД состоят из:

расходов на оплату труда работников, выполняющих работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;

расходов на материальные ресурсы, включающих расходы на приобретение материалов, используемых для содержания и текущего ремонта конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем МКД, благоустройства, обеспечения санитарного состояния МКД и придомовой территории;

расходов на содержание машин и механизмов, включающих в себя расходы на топливо, смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов, их амортизацию;

иных общеэксплуатационных расходов.

В проекте приводится формула расчета за содержание жилого помещения.

Расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каким образом утверждается размер платы за содержание помещения в многоквартирном доме? Возможно ли изменение данного размера со стороны управляющей компании?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Размер платежа за охрану для жителя МКД определяется исходя из площади его квартиры

lunamarina / Depositphotos.com

Плату за оказание услуг по охране МКД и придомовой территории необходимо рассчитывать для каждого собственника пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество МКД, то есть в зависимости от размера квартиры/помещения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2019 г. № 309-ЭС19-12718).

На это указала ГЖИ, проверяя деятельность ТСЖ, – товарищество взимало фиксированный, одинаковый для всех, «поквартирный» сбор на охрану общедомового имущества и придомовой территории. Именно такой механизм оплаты был утвержден на общем собрании собственников МКД (далее – ОСС).

ГЖИ посчитала, что ОСС не вправе было устанавливать одинаковый размер сбора для всех, без учета площади их квартир, и предписало произвести перерасчет платы за охрану собственникам МКД пропорционально доле каждого из них в праве общей собственности на общее имущество.

ТСЖ попыталось оспорить предписание. По мнению товарищества, пропорциональными должны быть платежи за содержание и ремонт общества имущества МКД. А услуга по охране является дополнительной услугой, не относится к услуге технического содержания общедомового имущества, следовательно, оплата по ней может определяться иным образом.

Однако суды всех инстанций поддержали позицию жилищной инспекции:

ВС РФ отказал ТСЖ в пересмотре дела, повторив, что плата за оказание услуг по охране придомовой территории является составным элементом платы за содержание и ремонт жилого помещения и подлежит уплате собственниками помещений соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в МКД.

Минстрой: Размер платы за жилое помещение индивидуален для каждого МКД

Нередки случаи, когда управляющие организации рассчитывают размер платы за содержание жилого помещения одинаковым для групп однотипных МКД в управлении. Но, по мнению Минстроя, такой подход в корне не верный. Поскольку каждый жилой дом отличается от другого своими конструктивными особенностями, степенью благоустройства и износа, границами земельного участка в составе общего имущества и прочими особенностями.

По этому вопросу Минстрой РФ 17 марта 2016 года опубликовал Письмо №7513-ОЛ/04, в котором определил, что размер платы за содержание общего имущества должен определяться индивидуально для каждого МКД на основании утверждённого собственниками на ОСС перечня и периодичности проведения работ и оказания услуг.

Мнение Минстроя

В своём Письме №7513-ОЛ/04 от 17.03.2016 Минстрой России определил, что индивидуальный подход к определению размера платы за содержание общего имущества в отношении каждого отдельного МКД является единственно приемлемым.

Этот метод позволит учесть конструктивные элементы каждого МКД, наличие и состав внутридомовых инженерных коммуникаций, границы и размер земельного участка в составе общего имущества дома, элементы озеленения и благоустройства придомовой территории и прочие инфраструктурные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации МКД.

В том случае, когда органы местного самоуправления устанавливают одинаковый для собственников размер платы за содержание и ремонт жилого помещения по группам МКД, то такая плата не учитывает особенности конкретного многоквартирного дома, что недопустимо.

Если органы местного самоуправления устанавливают для собственников размер платы за содержание и ремонт общего имущества по количеству необходимых работ и услуг, исходя из объёмов, установленных в минимальном перечне (Постановление Правительства РФ №290 от 03.04.2013), то такая плата признаётся экономически более эффективной в управлении каждого МКД.

Письмо Минстроя

В своём разъяснительном Письме Минстрой опирался на ст.30, 39, 154, 158 ЖК РФ, согласно которым собственники помещений в МКД обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общедолевой собственности посредством внесения ежемесячной платы за содержание жилого помещения. Доля ежемесячного платежа собственника за содержание общего имущества в МКД определяется его долей в праве общей собственности на это имущество.

Читайте так же:  Сколько хранится загранпаспорт в фмс после изготовления в 2020 году

В соответствии с ч.1 ст.156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД по требованиям законодательства.

Согласно жилищному законодательству и Правилам содержания общего имущества в МКД (Постановление Правительства РФ №491 от 13.08.2006), собственники на общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества в соответствии с требованиями ПП РФ №491 и минимального перечня услуг и работ (Постановление Правительства РФ №290 от 03.04.2013).

Важно отметить, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утверждённому собственниками на общем собрании перечню, объёмам и качеству услуг и работ по содержанию общего имущества конкретного МКД (п.35 ПП РФ №491).

Согласно ч.4 ст.158 ЖК РФ и п.36 Правил содержания общего имущества, если собственники на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то органы местного самоуправления должны определить размер такой платы исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утверждённый ОСС перечень.

В соответствии с ч.3 ст.156 ЖК РФ и п.34 Правил №491, если собственники на общем собрании не приняли решение о способе управления МКД, то размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса по выбору управляющей организации.

Размер платы в таком случае должен быть равен цене договора управления МКД. Цена договора управления МКД устанавливается соразмерной плате за содержание и ремонт общего имущества дома, указанной в конкурсной документации.

Согласно Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления МКД (Постановление Правительства РФ №75 от 06.02.2006) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за работы и услуги по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества.

Данный размер платы установливается из расчёта 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений МКД.

Также Минстрой ссылается на пп.5 п.38 Правил №75, в котором сказано, что в извещении о проведении конкурса нужно указать:

  • наименование обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемых по договору управления МКД;
  • наименование дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, перечень которых устанавливается в соответствии с пп.4(1) п.41 Правил №75;
  • размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса исходя из конструктивных и технических параметров МКД, степени износа, этажности, наличия лифтов и прочего механического, электрического, санитарно-технического оборудования, материала стен и кровли, объёма и количества обязательных работ и услуг.

Резюмируя всё выше сказанное, Минстрой РФ пришёл к заключению об индивидуальности расчёта размера платы за содержание жилого помещения для каждого МКД на основании утвержденного собственниками на ОСС перечня и периодичности проведения работ и оказания услуг.

Стоит также отметить, что перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утверждённый собственниками на общем собрании или органом местного самоуправления по итогам открытого конкурса по выбору управляющей организации, не может быть меньше Минимального перечня (ПП РФ №290).

Данный метод наиболее полно позволит учесть конструктивные элементы каждого МКД, включая наличие и состав внутридомовых инженерных коммуникаций, земельного участка, степени износа, элементов озеленения и благоустройства, прочих объектов и инфраструктуры, используемых для обслуживания и эксплуатации МКД.

Правила установления размера платы за содержание жилого помещения

Продолжаем рассказывать о главных темах Итоговой онлайн-конференции за 2018 год. Во второй день Сусана Киракосян рассмотрела позиции высших судов об утверждении размера платы за содержание общего имущества. Узнайте, как правильно обосновать, утвердить и даже оспорить размер такой платы.

Как обосновать размер платы за содержание жилого помещения

Существует несколько критериев, при соблюдении которых размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме будет считаться обоснованным.

Первое условие – размер такой платы должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества МКД и быть соразмерен утверждённому перечню, объёму и качеству услуг и работ (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. п. 29, 35 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Минстрой РФ в своём письме от 17.03.2016 № 7513-ОЛ/04 отмечает, что для определения размера платы обязателен индивидуальный подход к каждому многоквартирному дому.

Второй критерий – размер платы должен быть рассчитан профессионалами и документально подтверждён. Расчёт выполняется в отношении каждого МКД по результатам осмотров состояния общего имущества такого дома.

Цель таких осмотров – своевременное определение видов и объёмов работ по ремонту ОИ для предотвращения угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пп. «а» п. 11 ПП РФ № 491). Результат осмотра оформляется в виде акта и считается основанием для принятия мер по устранению дефектов (п. 14 ПП РФ № 491).

Третий критерий – размер платы должен быть согласован обеими сторонами договора управления многоквартирным домом, так как считается существенным условием такого договора. Если размер платы не согласован, договор недействителен.

И последний критерий – различия в размерах платы для жилых и нежилых помещений допустимы только в тех случаях, когда они не являются дискриминационными для какой-то из сторон. Подробнее о том, какая дифференциация возможна и к каким решениям в случае споров собственников жилых и нежилых помещений по этому вопросу приходят суды, вы можете узнать в видеозаписи онлайн-конференции.

Как утверждается размер платы за жилое помещение

Выше мы рассказали о первом этапе утверждения размера платы за жилое помещение – его обосновании. Перейдём к следующим действиям.

Управляющая организация размещает составленные ею предложения о размере платы на досках объявлений в подъездах МКД или в пределах земельного участка такого дома. Сделать это нужно не позднее, чем за тридцать дней до следующего этапа утверждения размера платы – проведения общего собрания собственников помещений в МКД. Проводится такое собрание в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.

Если домом управляет ТСЖ, ЖК или ЖСК, решение об утверждении размера платы принимается на общем собрании членов товарищества или кооператива на основе утверждённой сметы доходов и расходов (п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Если предложенный размер платы превышает размер, установленный субъектом РФ для собственников, которые не утвердили плату или не выбрали способ управления МКД, предложение о размере платы должно содержать:

  • смету расчёта,
  • обоснование размера платы,
  • обоснование превышения такого размера.

Новое требование к детализации размера платы установлено п. 31 ПП РФ № 491: в обосновании превышения необходимо детально прописать расчёт годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также указать периодичность, с которой они будут выполняться.

Читайте так же:  Расчет единовременной выплаты накопительной части пенсии в 2020 году

Следующий этап – проведение общего собрания собственников помещений в МКД. Не забудьте о порядке проведения собраний, описанном в ст. ст. 44–48 ЖК РФ.

После собрания проинформируйте о его результатах собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ) и ГЖИ (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

Когда можно оспорить экономически необоснованный размер платы за содержание

Нередки ситуации, когда у управляющей организации и собственников помещений возникают разногласия при утверждении размера платы за содержание и ремонт ОИ в МКД. Например, собственники принимают на ОСС не предложенный управляющей организацией размер платы, а тот, который сами считают нужным.

Первое, о чём рекомендуем помнить при возникших между управляющей организацией и собственниками помещений в МКД спорах о размере платы за содержание жилого помещения, – размер платы должен быть обоснованным (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22, определение КС РФ от 28.03.2017 № 700-О). Если собственники произвольно корректируют размер платы, исключая из него обязательные статьи затрат, правосудие будет на стороне УО.

Управляющая организация может оспорить решение ОСС об изменении размера платы, если оно принято без учёта предложений УО и является экономически необоснованным. Установленный размер платы должен обеспечивать содержание общего имущества МКД в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).

В это же время в определении ВС РФ от 10.04.2018 № 6-КГ18-6 указано, что платежи по содержанию ОИ должны быть достаточными для финансирования работ и услуг, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Примеры решений, в которых суд встал на сторону управляющей организации, вы найдёте в раздаточном материале ко второму дню итоговой онлайн-конференции. А в видеозаписи можно посмотреть рекомендации Сусаны Киракосян о том, как управляющей организации защитить свою позицию в суде.

О чём ещё мы поговорили

Во второй день онлайн-конференции мы затронули ещё несколько важных для управляющих организаций тем:

  1. Какие неудачные формулировки об индексации размера платы за жилое помещение управляющие организации включают в договор управления МКД.
  2. Как оформить решение общего собрания о новом размере платы.
  3. Какие последствия ждут управляющую организацию, если она оспорит установленный собственниками необоснованный размер платы.
  4. В каком порядке и где рассматриваются споры о взыскании, перерасчёте платы и порядке её внесения.

Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара. А в раздаточном материале мы собрали примеры судебных решений, которые помогут управляющим организациям выстроить правильную позицию при возникновении споров об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах на 2020 год

Файловое представление

Текстовое представление

1. Установить с 1 января 2020 года плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма; для нанимателей комнат в муниципальном жилищном фонде и в общежитиях с учетом мест общего пользования, пропорционально занимаемой ими площади; для граждан-собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение не было реализовано; для граждан-собственников жилых помещений в многоквартирных домах и если на общем собрании собственников помещений в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Будогощского городского поселения (Приложение №1). Размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения равен 100% экономически обоснованному тарифу на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

2. Размеры платы, установленные в Приложении к настоящему постановлению, действуют в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

3. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяются в соответствие с пунктом 9.2 и 9.3 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правилами представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

4. Установить в муниципальном образовании Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда плату за содержание жилого помещения в соответствии с решением общего собрания собственников, если собственники на общем собрании приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

5. Управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам осуществлять учет средств, собранных в качестве платы за текущий ремонт, и учет произведенных работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по каждому многоквартирному дому отдельно.

6. Максимальную долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установить в размере 22% от совокупного дохода семьи в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

7. При заключении договоров собственниками помещений в многоквартирных домах с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по единому тарифу на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области, установленному Правительством Ленинградской области, плата за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов исключается из состава платы за содержание жилого помещения.

8. Опубликовать настоящее Постановление в газете «Будогощский Вестник» и разместить на официальном сайте муниципального образования http://www.budogoschskoe/ru. Руководителю МП «ККП г.п.Будогощь» Ефименко С.С. разместить на официальном сайте информацию об изменении размера платы населения за жилое помещение с 1 января 2020 года.

9. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования, но не ранее 01.01.2020 года.

Могут ли отличаться тарифы на СОИ для жилых и нежилых помещений в МКД

Размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме нередко становится предметом судебных разбирательств между собственниками помещений и управляющими организациями.

Сегодня расскажем, признал ли Конституционный Суд РФ незаконным решение ОСС об установке разных тарифов для собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Почему решение ОСС возмутило собственника помещения в МКД

Общее собрание собственников установило разные размеры платежей за содержание общего имущества в многоквартирном доме для жилых и нежилых помещений.

Видео удалено.
Читайте так же:  Украинское водительское удостоверение международного образца в 2020 году
Видео (кликните для воспроизведения).

Собственник жилого помещения этого МКД не согласился с таким решением, посчитал, что оно принято с нарушением процедурных норм и ставит владельцев жилых помещений в невыгодное положение по сравнению с владельцами нежилых помещений.

Он попытался оспорить решение ОСС в суде, но ничего не получилось. Районный суд и судебная коллегия отказали в удовлетворении требования о признании решения общего собрания недействительным.

Такое решение суды аргументировали отсутствием в действующем законодательстве запрета на установление дифференцированных тарифов за содержание и ремонт общего имущества в МКД в зависимости от назначения и размещения помещений.

Дальше был Верховный Суд РФ, который отказал собственнику в рассмотрении дела. Это стало поводом для обращения в Конституционный Суд РФ

С каким требованием обиженный собственник обратился в КС РФ

В Конституционный Суд РФ собственник обратился с намерением оспорить конституционность:

  • ст. 181.4 ГК РФ, предусматривающей основания и порядок признания недействительным решения оспоримого решения собрания гражданско-правового сообщества;
  • ст. 181.5 ГК РФ, устанавливающей основания ничтожности решения собрания гражданско-правового сообщества;
  • ч. 1 ст. 185 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущества путём внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Заявитель сослался на то, что оспариваемые им положения закона противоречат ч. 2 ст. 6 и ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, так как они не предусматривают запрет установления ОСС дифференцированных тарифов за содержание общего имущества в зависимости от назначения и размещения помещений и препятствуют признанию судом таких решений недействительными.

Какие аргументы предоставил КС РФ

П. 1 ст. 130 ГК РФ признаёт самостоятельными объектами недвижимого имущества в многоквартирном доме жилые и нежилые помещения, а также машино-места.

Наличие права собственности на помещение в МКД обуславливает и наличие права общедолевой собственности на общее имущество в таком доме. Участники общей долевой собственности обязаны соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество платить налоги, сборы и иные платежи по этому имуществу, а также издержки по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несёт собственник, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения в таком доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

Справедливое распределение расходов между собственниками помещений в МКД обеспечивается ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, которая закрепляет принцип соответствия обязательных расходов собственника помещения в МКД его доле в праве общей собственности на общее имущество, что согласуется с содержанием ст. 19 Конституции РФ.

Конкретная форма участия собственников помещений в расходах на СОИ МКД зависит от способа управления таким домом. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 закрепляет обязанность собственников нести бремя расходов соразмерно их долям в праве общей собственности.

К многоквартирным домам, управление которыми осуществляют собственники помещений, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иные потребительские кооперативы, не установлены конкретные правила, предписывающие или исключающие возможность учёта особенностей помещений в МКД при определении размера платежей на содержание общего имущества в таком доме.

Действующее законодательство не исключает возможности учёта при принятии на ОСС решения о размере платы за содержание общего имущества особенностей помещений, а также иных объективных обстоятельств, которые при соблюдении баланса интересов различных категорий собственников в МКД, могут служить основанием для изменения долей их участия в расходах по содержанию общего имущества.

При этом дифференциация размеров платежей не должна приводить к неравенству в правовом положении собственников помещений в МКД, относящихся к одной и той же категории.

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22, утверждённый ОСС размер платы за содержание и текущий ремонт ОИ в МКД, работы и услуги по управлению домом не может устанавливаться произвольно, он должен обеспечивать содержание ОИ в МКД в соответствии с законодательством и отвечать требованиям разумности.

ЖК РФ не содержит специальных норм, закрепляющих основания признания ОСС в МКД оспоримым или ничтожным, поэтому в таком вопросе применяются положения главы 9.1 ГК РФ:

  • решение собрание может быть признано недействительным по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом;
  • основаниями для признания судом собрания недействительным являются нарушения требований закона – порядка созыва, подготовки и проведения, оформления документов собрания, которые могли повлиять на решение участников собрания;
  • решение собрание ничтожно, если противоречит основам правопорядка или нравственности, принято по вопросу, не включённому в повестку дня или вопрос не относился к компетенции собрания.

Ст. 46 ЖК РФ не препятствует собственнику помещения в МКД, не принимавшему участия в общем собрании собственников, на котором рассматривался вопрос об установлении платы за содержание жилого помещения или голосовавшему против принятия решения, устанавливающему конкретные размеры платы, обратиться в суд, если он полагает, что его права и законные интересы нарушены.

Что решил Конституционный Суд РФ

КС РФ решил, что п. 1, 3 и 7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения соответствуют действующему правовому регулированию РФ:

  • все собственники помещений в МКД должны участвовать в расходах на содержание ОИ в таком доме;
  • объективные обстоятельства могут служить основанием для изменения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах по содержанию ОИ в МКД при условии, что дифференцияация размеров платежей не повлечёт за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений в МКД, относящихся к одной и той же категории;
  • не исключают возможность признания судом недействительным решения ОСС.

Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что тарифы на содержание общего имущества для жилых и нежилых помещений в МКД могут отличаться.

С 1 января 2020 года установлены новые цены на содержание многоквартирных домов Москвы и ставки социального найма жилья

В Москве с 1 января 2020 года вырастают цены на Содержание жилых помещений (содержание общего имущества многоквартирного дома) и ставки социального найма жилья. Рост составит примерно 5 и 10% соответственно.

Публикуем новые цены на Содержание жилых помещений и напоминаем, что так называемой муниципальной ставки больше нет — одинаково платить будут и те, у кого единственное жильё, и те, у кого несколько квартир:

Читайте так же:  Объяснение свидетеля по делу об административном правонарушении в 2020 году

Цены за содержание жилых помещений (в рублях за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц с учетом НДС)

для жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах дома

для жилых помещений, расположенных на первом этаже дома

Расчет тарифов на содержание многоквартирного дома в РФ

Коммунальные платежи с каждым полугодием повышаются. Поэтому многих граждан интересует, как рассчитать тариф на содержание многоквартирного дома. Предлагаем в деталях рассмотреть алгоритм установки данного рода ставка и включенные в нее статьи.

Основные понятия

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что владелец должен сам содержать имущество, которое ему принадлежит, если другое не установлено законом или договором. В то же время, согласно Жилищному кодексу РФ , на собственников помещений в многоквартирных домах возлагаются и расходы на содержание общего имущества этого МКД.

Прежде всего постараемся разобраться, что такое содержание и ремонт жилого помещения в квитанции ЖКХ. Под этим понятием подразумеваются услуги и работы:

Размер платы за эти услуги определяется с учетом жилплощади, занимаемой каждым собственником.

Под текущим ремонтом дома следует понимать:

  • окрашивание фасадов, стен, потолка;
  • устранение различных поломок и неисправностей;
  • профилактические мероприятия, направленные на своевременное устранение износа частей здания.
  • регулярный осмотр всех помещений и инженерных систем, обеспечение их безопасного состояния;
  • организация освещения мест общего использования: площадок, лифтов, подвалов и прочего;
  • выполнение мероприятий по соблюдению температурного режима;
  • уборка площадок и территории;
  • вывоз мусора;
  • выполнение сезонных работ: полив газонов, уборка снега, покос травы и другое.

Оплата ЖКХ за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2019 году устанавливается не менее чем на год. При этом учитываются предложения, направленные в управляющую организацию.

Пройдите социологический опрос!

Законодательное регулирование

Законодательная база для расчета ставок на содержание и ремонт МКД включает в себя:

  • постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Содержит правила содержания недвижимости, а также изменения размера платы за эту услугу;
  • постановление Госстроя РФ от 23.02.1999 № 9 . Приводит методику расчета услуг ЖКХ;
  • приказ Госстроя РФ от 28.12.2000 № 303. Упоминает рекомендации по обоснованию тарифов.

Крем того, существует немало дополнительных приказов и постановлений по коммуналке, которые регулируют вопросы определения тарифа на поддержание надлежащего состояния постройки и ее ремонт.

Процедура установления тарифов

Ставка, которую придется платить собственникам квартир, рассчитывается управляющей компанией. Самим же владельцам квадратных метров нужно внимательно изучить все пункты договора, чтобы знать, за что с них взимается плата.

Список и периодичность мероприятий по содержанию и ремонту недвижимости

Стоимость содержания общего имущества в многоквартирном доме в 2019 году определяется в первую очередь перечнем и периодичностью работ и услуг.

Для формирования этого списка нужны технико-экономические данные о здании. Чем детальнее они будут, тем более подробный расчет можно получить. Однако если такая информация отсутствует, для расчета берутся укрупненные показатели.

Сбор и обработка технико-экономических данных

Расходы на содержание общего имущества во многом зависят от полноты информации об МКД. Перечень необходимых сведений определяется исходя из нормативов трудовых и материальных ресурсов. С этой целью заводятся формы технического учета, в которые сотрудники УК вносят нужные данные.

Сбор дополнительных сведений

Ставка оплаты труда устанавливается в соответствии с тарифным соглашением или коллективным договором. Тарифы управляющих компаний также зависят от расходов на материалы, топливо и различные ресурсы. Цены на них принимаются в соответствии с прайс-листами выбранных поставщиков, а также региональными сборниками цен.

Особенности расчета тарифа

Калькуляция тарифов производится в соответствии с принятой методикой согласно расходам, которые обусловлены:

  • нормативами трудовых и материальных затрат:
  • технико-экономическими сведениями о МКД;
  • прочими данными.

Расчеты затрат на содержание и эксплуатацию многоквартирного дома включают в себя расходы на:

  • содержание подъездов;
  • ремонт жилого помещения;
  • текущий ремонт совместного имущества;
  • капитальный ремонт;
  • содержание придомовой территории.

Кроме того, в платежку также войдет оплата труда сотрудников управляющей компании и средства, которые направляются на содержание техники, используемой для выполнения тех или иных работ.

Цена обслуживания устанавливается организацией на свое усмотрение.

Согласование и утверждение ставки

После сбора необходимых данных, а также подсчета полученной информации результаты сообщаются регулирующему органу. В случае каких-либо замечаний на этом этапе производится корректировка тарифа по согласованию сторон.

В итоге ставка утверждается:

    общим собранием собственников или органов управления;

На основании данного тарифа взимается оплата за техобслуживание квартиры.

Можно ли оспорить тарифы УК

Как отмечалось ранее, тариф на содержание и обслуживание общего имущества принимается на собрании собственников помещения в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Это значит, что потребители вправе принимать участие в согласовании цен и в выборе услуг, за которые с них будет взиматься плата.

Итак, у тех, кто сомневается, может ли управляющая компания повысить плату за содержание жилья в одностороннем порядке, нет поводов для беспокойства.

Если это все-таки произошло, можно собрать новое общее собрание и поставить на нем вопрос о смене управляющей компании и установлении других тарифов.

Предварительно следует написать заявление на имя директора УК с требованием прекратить нарушение жилищного законодательства.

Кроме того, в данном случае жильцы имеют право обратиться в жилищную инспекцию. Она рассмотрит новые правила расчета коммунального ресурса на содержание ОИ МКД и примет соответствующие меры.

Тарифы на содержание многоквартирного дома рассчитываются по специальной методике, после чего подлежат утверждению уполномоченными органами. Ставки устанавливаются на основании двухстороннего соглашения между владельцами квартир и управляющей компанией. Жильцам, которые хотят знать, почему плата за содержание и ремонт зависит от площади квартиры, а также каков ее актуальный размер, нужно посещать общие собрания.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Верховный Суд РФ о тарифе на содержание

Верховный Суд РФ о тарифе на содержание

Очень интересное определение № 5-КГ14-92 принял Верховный суд 11.11.2014 года. В данном определении Верховный суд установил, что размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке УО на срок не менее года на общем собрании собственников помещений, если в этом доме не создано ТСЖ. Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления (ОМС).

Именно фраза про то, что ОМС имеет право устанавливать плату за содержание и ремонт жилых помещений, если собственники не приняли такого решения, распространилась в Интернете.

Вырванная из контекста определения Верховного суда, она часто сопровождается комментариями о том, что якобы Верховный суд указал, что проведение общих собраний собственников МКД для определения тарифа на содержание и ремонт не обязательно, тариф могут установить ОМС.

Читайте так же:  Правила содержания подвальных помещений в многоквартирном доме в 2020 году

Известно, что УО заинтересованы в повышении тарифа на содержание, при этом организация общего собрания собственников – довольно трудная задача, требующая значительных ресурсов (финансовых, трудовых, временных). А уж принятие решения о повышении тарифа на содержание – почти невозможное действие. И вот УО, апеллируя к Определению № 5-КГ14-92, заявляют, что проведение общего собрания собственников затруднительно, установить экономически обоснованный тариф невозможно, и просят ОМС установить тариф на содержание. Применяя такой тариф в расчетах с потребителями, УО утверждают, что законность такого метода установления тарифа подтверждена Верховным Судом.

Однако на самом деле все обстоит совсем не так. Определение Верховного суда касается конкретного случая. При этом Верховный суд лишь поверхностно описал возможные случаи установления тарифа на содержание.

Безусловно, ОМС в некоторых случаях имеют право устанавливать такой тариф, а именно:

1. когда собственники не приняли решение о выборе способа управления домом (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ);

2. когда собственники на общем собрании не установили тариф на содержание (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ);

3. для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).

Когда собственник (муниципалитет) сдает нанимателю жилое помещение и устанавливает соответствующий тариф (разумеется, с учетом ряда ограничений), вопросов нет. Но на Определение № 5-КГ14-92 ссылаются еще и в первом, и во втором случаях, заявляя, что якобы право на установление тарифа на содержание МКД постановлением администрации, или решением Совета депутатов, или иным местным нормативным актом подтверждено Верховным Судом. Рассмотрим две эти ситуации подробнее.

Ситуация, когда собственники не выбрали способ управления, возникает в случае, если, например, УО прекратила управлять домом в силу истечения срока действия договора управления и отказом одной из сторон его продлить, либо вследствие банкротства УО, либо по иным причинам. Также изменение способа управления происходит при реорганизации ТСЖ или если дом, в котором более 30 квартир, ранее управлялся непосредственно собственниками, что теперь недопустимо.

Если собственники не провели общее собрание и не избрали способ управления, в соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ тариф на содержание и ремонт устанавливает ОМС – это Определением № 5-КГ14-92 подтверждается. Однако (это не указано в Определении, но и не опровергается им), тариф устанавливается исключительно по результатам открытого конкурса по отбору УО. Это прописано в ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.

Пункт 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, также определяет, что, если собственники помещений не приняли решение о способе управления МКД, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается ОМС по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления. Цена договора управления МКД принимается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Необходимо напомнить, что приведенная норма Постановления № 491 – императивная.

Определение ОМС тарифа на содержание жилья имеет ряд интересных моментов. Часть 4 ст. 158 ЖК РФ действительно провозглашает такую возможность, однако без утверждения общим собранием перечня услуг и работ по содержанию общего имущества установить размер платы за содержание жилого помещения невозможно.

При этом согласно пп. 2–3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ существенные условия договора управления – это перечень работ и (или) услуг по управлению МКД; услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет УО; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление № 491 от 13.08.2006) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенные условия – это предмет договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если хотя бы одно из существенных условий сторонами не определено, договор управления не может быть заключен.

Из системного толкования приведенных норм вытекает, что в случае выбора собственниками УО установление тарифа на содержание – исключительное полномочие общего собрания собственников, и ОМС не может устанавливать тариф на содержание. Следовательно, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ не может быть применена при установлении тарифа для УО.

Если УО уже какое-то время управляет домом и нет причин для признания договора управления недействительным, вмешательство в договорные отношения муниципалитета как третьего лица по отношению к сторонам договора недопустимо.

То есть ОМС ни при каких условиях не может никаким своим правовым актом изменить тариф на содержание для собственников помещений в МКД, если договор управления уже действует и какая-либо из сторон договора желает (фактически в одностороннем порядке) изменить цену этого договора.

Приведенную позицию подтверждают и нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Федеральный закон № 135-ФЗ). Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, ОМС, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев. Также в соответствии со ст. 16 того же закона не допускаются соглашения или согласованные действия органов власти и хозяйствующих субъектов, которые ведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), если такие соглашения не предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, устанавливать органам местного самоуправления тариф на содержание жилья для собственников жилых помещений в МКД при наличии действующего договора управления прямо запрещено действующим законодательством. ОМС может установить такой тариф только по результатам открытого конкурса по отбору УО. И Верховный суд Определением № 5-КГ14-92 вовсе не устанавливал обратного.

Расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here