Проведение кадастровых работ в отношении объекта недвижимости в 2020 году

Самое важное в статье: "Проведение кадастровых работ в отношении объекта недвижимости в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Что такое комплексные кадастровые работы, и как они могут помочь сэкономить при регистрации прав на недвижимость?

Ведущий юрисконсульт IPT Group

специально для ГАРАНТ.РУ

В декабре 2017 года Счетная палата РФ выдвинула инициативу, направленную на пополнение бюджета. Увеличить поступление средств предполагается, в частности, за счет учета объектов, облагаемых налогом на имущество и земельным налогом – соответствующая информация опубликована на официальном сайте палаты. Однако на деле правообладатели земельных участков получили возможность сэкономить на проведении комплексных кадастровых работ. Таким образом, можно сказать, что инициатива ведомства в части ускорения проведения кадастровых работ воплощается в жизнь.

Согласно плану Счетной палаты РФ, уполномоченные органы государственной власти должны подготовить предложения:

  • о проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, права на которые возникли до 31 января 1998 года;
  • о нормативном закреплении определений терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания»;
  • об ускорении проведения во всех населенных пунктах страны комплексных кадастровых работ.

Какими документами регулируются кадастровые работы?

Проведение комплексных кадастровых работ регламентируется главой 4.1. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), введенной в действие с 1 января 2015 года.

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. При этом сведения о таких участках не должны соответствовать требованиям, установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). В частности, речь идет о требованиях к описанию местоположения границ земельных участков, земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Законом № 218-ФЗ порядке (ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ).

Для чего проводятся комплексные кадастровые работы?

Комплексные кадастровые работы проводятся для уточнения местоположения границ земельных участков, для установления или уточнения местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ. Также они необходимы для корректного выделения земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома (за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами). Наконец, комплексные кадастровые работы следует проводить для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Кто проводит комплексные кадастровые работы?

Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе таким заказчиком является орган исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации. Финансирование комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на такое финансирование, и порядок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ.

Сколько стоит проведение комплексных кадастровых работ

В целях реализации указанных комплексных кадастровых работ Минэкономразвития России подготовило проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)» 1 . Документ предусматривает в 2019 году увеличение финансирования мероприятия «Проведение комплексных кадастровых работ».

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» объем финансирования мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ составит в 2018 году 100 млн руб., в 2019 году – 205 млн руб., в 2020 году– 200 млн. руб.

В 2018 году Росреестр уже заключил соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях софинансирования проведения комплексных кадастровых работ с высшими исполнительными органами государственной власти. Это следующие субъекты РФ: Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Хабаровский край, Амурская область, Вологодская область, Псковская область и Севастополь. Заявку на проведение субсидии планирует направить в Росреестр еще 21 субъект РФ.

Сколько объектов недвижимости «подпали» под комплексные кадастровые работы

Фактическое количество объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году были проведены комплексные кадастровые работы, составило 33 980 единиц. За период 2017-2020 годов планируется проведение комплексных кадастровых работ в отношении 163 446 объектов недвижимости.

Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые работы в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Заказчик кадастровых работ должен разместить извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ (направить его в Росреестр) в течение 10 дней с момента заключения контракта. О проведении комплексных кадастровых работ в отношении земельного участка правообладателя известит кадастровый инженер, который будет проводить указанные работы, по почте или электронной почте, если такие сведения имеются в ЕГРН (п. 2, п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 42.7 Закона № 221-ФЗ).

Увеличить бюджет с пользой для правообладателей

Одна из целей проведения комплексных кадастровых работ – увеличение поступлений в бюджет органов местного самоуправления, в том числе и за счет земельного налога. В то же время правообладатели земельных участков, где существует потребность в интенсивном гражданском обороте недвижимости и где в приоритетном порядке будут проводиться данные работы, могут не торопиться проводить их за свой счет и дождаться возможности провести их за счет государства. Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые рабты в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Таким образом, несмотря на стремление государства пересчитать, в том числе в целях налогообложения, все земельные участки, гаражи, сараи, бытовки, теплицы и т.д., у правообладателей есть шанс сэкономить хотя бы на выполнении одного из наиболее дорогостоящих видов работ, связанных с государственной регистрацией прав на указанные объекты.

Читайте так же:  Совместно нажитое имущество при разводе супругов квартира в 2020 году

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2020 годы)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/04-18/00080283).

Проведение государственной кадастровой оценки на территории России урегулировано отдельным федеральным законом

Кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения (и иных предусмотренных законодательством целей), в том числе, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта.

Кадастровая оценка проводится по решению уполномоченного регионального исполнительного органа государственной власти, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением внеочередной оценки. Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении оценки. Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ.

Подготовка к проведению оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости. Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Для сбора и обработки такой информации правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет.

Уполномоченный орган субъекта РФ в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в нем результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта, который вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Орган регистрации прав в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом ее определения, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дне подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в специальной комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, кроме отдельных положений. К отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

Проведение комплексных кадастровых работ, порядок выполнения с учетом 150-ФЗ

16 сентября 2019 года президент В.В. Путин подписал новый закон о земле, вокруг которого идут разговоры о бесплатном межевании и прирезке 10 процентов земель к участку. Закон действительно касается этих аспектов, но только при условии выполнения комплексных кадастровых работ. О том, что такое комплексные кадастровые работы, как проводятся и что именно поменялось с принятием нового 150-ФЗ с 16.09.2019 разберем более подробно.

Комплексные кадастровые работы это

Комплексные кадастровые работы – это работы, выполняемые кадастровым инженером на конкретной территории, охватывающей все земельные участки, здания, сооружения и прочие постройки или не достройки на ней. Территория комплексных кадастровых работ ограничивается одним или несколькими (прилегающими друг к другу) кадастровыми кварталами.
Отличительные признаки комплексных кадастровых работ от обычных индивидуальных кадастровых работ (стоимость которых можно рассчитать здесь):

  1. Заказчик — местная власть;
  2. Оплата за счет государства;
  3. Извещение собственников участков и домов, находящихся на территории комплексных кадастровых работ о начале, сроках и режиме проведения;
  4. Проведение заседаний комиссии, на которую приглашаются все заинтересованные лица для согласования.

Порядок проведения комплексных кадастровых работ 221-ФЗ

Закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ отводит комплексным кадастровым работам целую главу, в которой регламентирует Порядок проведения комплексных кадастровых работ, поясняет, кто может быть заказчиком и исполнителем и что получается по итогам исполнения.
Комплексные кадастровые работы абы где не проводятся. Для начала, местная администрация решает нужны ли им такие работы, обосновывают свою позицию перед вышестоящими властями, те, в свою очередь дают добро на проведение комплексных кадастровых работ, выделяют средства. После этого, муниципалитет заказывает услуги у кадастровых инженеров, о чем заключается муниципальный контракт.
В контракте прописываются задачи, цели, объемы, сроки и правила проведения комплексных кадастровых работ.
Задачами работ будет уточнение границ всех земельных участков и строений на них; исправление кадастровых ошибок; подготовка карты-плана территорий для внесения сведений в единый реестр России.
Объемы и сроки работ прописываются в техническом задании к контракту, поэтому потенциальный исполнитель, прежде чем выйти на аукцион или принять участие в конкурсе проверяет условия работы и решает может ли он выполнить данный объем или нет, только после этого идет на заключение госконтракта.
Комплексные кадастровые работы включают в себя:

  • Получение, сбор документов, полевые работы;
  • Предоставление заказчику материалов и сведений (схемы разбивки, сведения об объектах, адресах и т.п);
  • Обследование объектов, определение местоположения и характеристик, определение координат;
  • Подготовка карта-плана территории (в соответствии с приказом Минэкономразвития № 734)
  • Участие в заседаниях согласительной комиссии.

В результате заказчик утверждает карту-план территории, после этого сведения об объектах вносятся в ЕГРН.

Читайте так же:  Порядок получения удостоверения частного охранника 4 разряда в 2020 году

Рассмотрим как проходит проведение комплексных кадастровых работ в 2019 году.

Что поменялось по 150-ФЗ от 17.06.2019

В 2019 году порядок проведения комплексных кадастровых работ был пересмотрен и принят в законе от 17.06.2019 № 150-ФЗ, вступившем в силу в сентябре 2019 года. Что же поменялось?
150-ФЗ с 16 сентября вносит изменения в два федеральных закона: в 221-ФЗ (о кадастре) и в 218-ФЗ (о регистрации недвижимости), тем самым упрощает порядок проведения комплексных кадастровых работ в части, касающейся предоставления документов. Также имеются и другие изменения. Пройдемся кратко по основным изменениям:

  • стало возможно проводить комплексные кадастровые работы без проекта межевания территории;
  • разрешено пользоваться ранее подготовленной документацией из архивов БТИ (копии ситуационных планов земельных участков, планово-картографические материалы и т.д.);
  • правообладатель, который не должен препятствовать комплексным кадастровым работам теперь вправе требовать предъявления документов от кадастрового инженера, подтверждающих проведение работ;
  • поменялись сроки кадастрового учета в Росреестре (увеличились с 5 до 15 рабочих дней);
  • если при уточнении границ выявлено, что площадь уточняемого участка уменьшается более чем на 10 процентов (по сравнению с теми сведениями, которые уже имеются в ЕГРН), тогда необходимо письменное согласие собственника. (Нет согласия – кадастровый учет приостанавливается);
  • кадастровый учет приостанавливается также в том случае, если при уточнении границ площадь участка окажется больше площади сведения о которой содержатся в ЕГРН чем на 10 %.

Из последних двух изменений можно сделать вывод, что если на сегодняшний день сведения в ЕГРН о площади вашего земельного участка не совпадают с фактическими измерениями, который кадастровый инженер сделает в ходе комплексных кадастровых работ, и эти несовпадения будут в пределах 10 % от указанной в ЕГРН площади – тогда ваш участок приобретет новые координаты (он может стать либо больше, либо меньше). Но увеличение или уменьшение возможно только на 10 процентов. Если же площадь земли выходит за эту десятипроцентную грань, тогда кадастровый учет приостанавливается по этой причине до тех пор, пока не исправится ситуация. Более подробно о том, как можно увеличить свой участок читайте в статьях: «Прирезка земельного участка в 2019 году» и «Перераспределение земельных участков».
Вот, собственно, и все основные изменения, вокруг которых столько шума. В действительности же, возможность увеличения земельного участка до 10 процентов при проведении кадастровых работ в индивидуальном порядке у граждан была и ранее.

Совершенствование порядка выполнения комплексных кадастровых работ

Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 9 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Комплексные кадастровые работы — новая технология упорядочения землепользования, введенная в федеральное законодательство сравнительно недавно. Проведение этих работ регламентируется главой 4.1. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», введенной в действие с 1 января 2015 года.

16 сентября этого года вступил в силу федеральный закон от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Закон № 150-ФЗ), действие которого направлено на упрощение порядка проведения комплексных кадастровых работ.

По общим правилам комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. Заказчиком проведения таких работ выступают органы местного самоуправления и органы государственной власти в городах федерального значения. Исполнителем являются кадастровые инженеры, выполняющие работы как индивидуальные предприниматели или как сотрудники юридического лица, в рамках государственного контракта, заключенного в соответствии с законодательством. В ходе проведения работ на территории решаются следующие задачи:

  • уточняется местоположение границ земельных участков;
  • устанавливается или уточняется местоположение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках;
  • обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, и сооружения (за исключением линейных объектов);
  • обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, скверами, и другими общественными объектами.

Результатом комплексных кадастровых работ является подготовка проекта карты-плана территории, сведения по которой вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Этот документ является универсальным для целей землепользования, планирования и зонирования территорий.

Органы местного самоуправления заинтересованы в качественном проведении комплексных кадастровых работ, максимальном наполнении ЕГРН сведениями о ранее учтенных земельных участках, которые одновременно являются объектами налогообложения в части местных налогов. На сегодняшний день для многих муниципалитетов вопрос полноты сведений об объектах учета содержащихся в ЕГРН, остается актуальным.

Нововведения, внесенные Законом № 150-ФЗ, затрагивают широкий спектр вопросов в части проведения комплексных кадастровых работ, от планирования и организации до оформления результатов.

В первую очередь хочется отметить, что указанным законом введена возможность проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания, в случаях, когда такой проект не должен утверждаться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Следующим нововведением является то, что комплексные кадастровые работы теперь могут выполняться кадастровым инженером, который является работником юридического лица — заказчика работ, при условии, что кадастровые работы выполняются для собственных нужд. Специалиста можно будет оформить в штат, на основании трудового договора. Кадастровый инженер в ходе проведения работ сможет использовать в работе технические паспорта, оценочную и иную документацию, хранящуюся в организациях технического учета и инвентаризации, бесплатно.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 150-ФЗ в ст. 42.1. Федерального закона «О кадастровой деятельности», комплексные кадастровые работы теперь будут проводиться с учетом особенностей и требований соответствующего отраслевого законодательства в отношении:

  • земельных участков, занятых объектами общего пользования, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
  • земельных участков сельскохозяйственного назначения, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности;
  • земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
  • лесных участков в случае, если образование таких лесных участков предусмотрено проектной документацией лесных участков;
  • земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, расположенных в границах территории, по которой уже утвержден проект межевания территории.

Кроме того, в соответствии с внесёнными новациями, расширен перечень земельных участков, в отношении которых комплексные кадастровые работы проводиться не должны. К ним относятся земельные участки, являющиеся предметом договоров об освоении территории, в целях строительства стандартного жилья, а также земельные участки, комплексное развитие которых будет осуществляться как по инициативе правообладателей объектов недвижимости, находящихся в границах территории, так и по инициативе муниципалитетов.

Видео удалено.
Читайте так же:  Решение бюллетень для заочного голосования собственника помещения в 2020 году
Видео (кликните для воспроизведения).

Важным нововведением является и то, что теперь в Федеральном законе от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлен порядок выявления самовольного занятия земельных участков, а также порядок уточнения границ земельных участков, площадь которых имеет расхождения с данными в ЕГРН. В ходе проведения комплексных кадастровых работ, в случае выявления земельных участков и недвижимых объектов, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у пользователей объектов отсутствуют правоустанавливающие документы, кадастровый инженер будет направлять сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений на земельном участке) в:

  • муниципалитет, являющийся заказчиком комплексных кадастровых работ,
  • территориальный орган Росреестра,

т.е. органы, уполномоченные на осуществление государственного земельного контроля и надзора соответственно, для принятия ими соответствующих мер.

Закон № 150-ФЗ внес изменения и в срок осуществления государственного кадастрового учета на основании подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ проекта карты-плана территории. В связи с тем, что карта-план территории — документ достаточно объемный, теперь сведения в ЕГРН на его основании будут вноситься в течение 15 рабочих дней, вместо ранее установленных 5 дней. Также вышеуказанным законом расширен перечень реестровых ошибок, которые будут устраняться Росреестром самостоятельно, в случае уточнения границ земельных участков, площадь которых имеет расхождения с данными ЕГРН.

В заключении следует отметить, что данный закон был разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году в трех пилотных регионах – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областях. Кроме того, были учтены предложения субъектов по доработке федерального закона «О кадастровой деятельности».

В 2018 году комплексные кадастровые работы выполнялись в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, городе Севастополе. В 2019 году работы будут проведены еще в 33 субъектах Российской Федерации.

Данные работы проводятся в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013г. № 903. Основными целями мероприятий программы является обеспечение полноты сведений государственного кадастра недвижимости, повышение уровня юридической защиты прав законных интересов правообладателей, устранение кадастровых (реестровых) ошибок, допущенных при определении местоположения границ земельных участков, а также снижение количества земельных споров.

Общий объем финансирования мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ, согласно Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» за весь период действия программы составит 652 млн. руб. Мероприятия программы проводятся по направлению, касающемуся, развития системы повышения качества сведений содержащихся в ЕГРН, на условиях софинансирования, с использованием средств субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета. Распределение средств по годам и уровням бюджета представлено в диаграмме.

Данной программой предусмотрено проведение кадастровых работ на территориях субъектов Российской Федерации, имеющих высокий налоговый и инвестиционный потенциал.

Таким образом, проведение комплексных кадастровых работ, является одной из позиций в реализации целевых моделей по созданию благоприятного инвестиционного климата российских территорий.

Фактически комплексные кадастровые работы позволяют провести полную инвентаризацию всех земельных участков и объектов недвижимости на соответствующей территории, что дает возможность актуализировать налоговую базу по имущественным налогам в отношении объектов недвижимости, вовлечь их в хозяйственный и налоговый оборот.

Совершенствование порядка проведения таких масштабных мероприятий, как комплексные кадастровые работы, очень своевременно и важно для решения вопросов общего значения в сфере земельных отношений, тем более, с такой серьезной финансовой поддержкой из федерального бюджета. Качественно проведенные комплексные кадастровые работы обеспечивают эффективное использование земли и объектов недвижимости и, как следствие, увеличение доходной части бюджетов всех уровней.

Для получения консультаций по всем интересующим вопросам в сфере земельных и имущественных отношений вы можете обратиться к ведущим экспертам Компании БФТ и получить квалифицированную консультацию.

Проведение кадастровой оценки недвижимости в 2020 году и переход на новую систему налогообложения.

19 сентября, в Управлении Росреестра по Курганской области состоялся брифинг на тему, затрагивающую интересы широкого круга общественности – проведения кадастровой оценки недвижимости в 2020 году и перехода на новую систему налогообложения.

Спикерами выступили: руководитель Управления Росреестра по Курганской области О.В. Молчанов, генеральный директор ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» Александр Чередниченко, начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Курганской области Наталья Комарских.

С 1 января 2020 года для исчисления налога на недвижимость будет применяться не инвентаризационная, как ранее, а кадастровая стоимость объекта. Грядущие изменения определены федеральным законодательством и касаются всех регионов России. Боле того, 80 субъектов страны уже перешли на новую систему налогообложения.

Уплата налога на имущество физических лиц по новым правилам начнется в 2021 году (за 2020 год).

«Целый ряд объектов недвижимости, зарегистрированных с 2013 года, не облагался налогом из-за отсутствия инвентаризационной стоимости. И таких объектов немало – более 89 тысяч по всей Курганской области. С переходом на новую систему эти объекты попадают под налогообложение», – пояснил Олег Молчанов.

Проведением кадастровой оценки объектов недвижимости, с использованием единой для всех субъектов РФ методологии, займется ГБУ Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» (далее – ГБУ). Постановлением Правительства региона принято решение о проведении в 2020 году государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области (за исключением земельных участков). Порядок установлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

«Ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости по всей стране определяли так называемые независимые оценщики, ту стоимость, которую они высчитали, затем утверждали региональные власти. Теперь же всё по-другому, можно сказать, что сейчас кадастровая оценка перешла в руки государства. До 1 января 2020 года мы проводим подготовительные мероприятия: собираем и обрабатываем информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости. И я бы настоятельно рекомендовал всем собственникам, чьи объекты недвижимости подвергались реконструкции (была уменьшена или увеличена площадь, заменен материал стен и так далее) обратиться в ГБУ с декларацией о характеристиках объекта недвижимости. Эта информация будет учтена учреждением при определении кадастровой стоимости, и сделать это нужно до 31 декабря текущего года», — отметил Александр Чередниченко.

Читайте так же:  Срок сдачи ликвидационного баланса после промежуточного в 2020 году

В установленные законом сроки ГБУ определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости, составляет и размещает на своем сайте проект отчета, а также направляет его в Росреестр для проверки на соответствие установленным требованиям и для размещения в Фонде данных государственной кадастровой оценки на сайте Росреестра.

На этом этапе возможна корректировка промежуточных результатов. Любое заинтересованное лицо может представить свои замечания к промежуточным отчетным документам в течение 50 дней со дня их размещения на сайте Росреестра. Замечания могут быть представлены напрямую в ГБУ, а также через портал госуслуг или через МФЦ. По итогам рассмотрения замечаний кадастровая стоимость может быть пересчитана. При этом специалисты отмечают, что пересчет может быть сделан, даже если собственник не подавал свои замечания, но они подавались иными лицами. К примеру, если ваш сосед по многоквартирному дому докажет, что при определении кадастровой стоимости его квартиры была допущена ошибка, ГБУ пересмотрит оценку всех остальных квартир в этом доме.

После окончательного утверждения кадастровой стоимости объектов недвижимости механизм ее оспаривания также будет доступен. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Безусловно, всех интересует главный вопрос – произойдет ли увеличение налога?

«Специалисты Налоговой службы анализировали ситуацию и пришли к выводу, что существенного роста налога не произойдет, более того, по некоторым объектам он даже снизится. В любом случае к каждой ситуации, к каждому объекту требуется индивидуальный подход. Конкретные ставки налога до конца 2019 года будут установлены органами местного самоуправления. Однако, Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что максимальные ставки для жилых домов, квартир, комнат составят 0,3%, в отношении прочих объектов налогообложения – 0,5%, тогда как сейчас максимальная ставка налога, исходя из инвентаризационной стоимости, составляет – 2%», – рассказала Наталья Комарских.

При новой схеме налога сохраняются применяемые ранее налоговые преференции. В списке льготников: пенсионеры, ветераны всех категорий, инвалиды 1 и 2 группы, граждане, пострадавшие от радиации после различных аварий на гражданских объектах и другие категории. Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает уменьшение суммы налога путем снижения налогооблагаемой площади. Вычеты предоставляются на следующие типы недвижимости: комнаты – 10 кв. м.; квартиры – 20 кв. м.; частный дом – 50 кв. м. Иногда применение вычетов приводит к отрицательному значению, налоговая база будет равна нулю, и платить ничего не придется. Это актуально, например, для небольших частных домов.

Продается квартира в Сочи в ЖК «Александрийский маяк»

2-комнатная, 55 м 2 , 4 / 21 этаж, элит-класс

Объявление реальное. Адрес Морской переулок 1/1 Апартаменты премиум класса с ремонтом 55 кв.м . На первой береговой линии , в окружении тропических садов и вечного солнца в жилом комплексе .

В заключение брифинга спикеры ответили на вопросы журналистов и порекомендовали внимательно следить за сообщениями в СМИ, обязательно ознакомиться с промежуточными результатами кадастровой оценки, которая в конечном итоге ляжет в основу налога не недвижимое имущество.

Просмотров: 126 | ID: 7192

Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев

С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

.shock / Depositphotos.com

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно «новому» порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ «Эталон» Александр Попов на круглом столе «Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти», состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).
Читайте так же:  Правила проведения ревизии в магазине розничной торговли в 2020 году

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро «Тимофеев и партнеры» Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

Какие кадастровые работы нужно проводить в 2019 году

В нашей стране действует единая система учета объектов недвижимости – Единый Государственный Реестр Недвижимости (далее – «ЕГРН»). Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет (соответственно наличие записи о нем в ЕГРН) является единственным подтверждением его существования в рамках правового поля. Действия, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет недвижимого имущества – есть кадастровые работы.

Кадастровый учет в 2019 году

Процедуру кадастрового учета в 2019 году должны пройти все объекты недвижимости. В противном случае, ни одна сделка с подобным объектом не может быть осуществлена, будь то купля/продажа или дарение. Занесением сведений об объекте в ЕГРН государство как бы подтверждает факт его существования.
При этом, на сегодняшний день мало поставить объект на кадастровый учет, как правило это происходит одновременно с регистрацией прав на него. Т.е. одновременно с определением конкретной вещи должно произойти установление прав на нее. Отметка о правах позволяет собственнику правомерно распоряжаться своим имуществом.
Если же права на объект не зарегистрированы, он будет снят с кадастрового учета. Действующее законодательство предусматривает отдельный случай, при котором объект недвижимости ставится на кадастровый учет без последующей регистрации прав – это земельный участок, носящий временный характер. При этом по истечению года, если права на него так и не будут зарегистрированы, участок автоматически снимают с кадастрового учета.

Кадастровые работы в 2019 году

Со вступлением в силу федерального закон № 150-ФЗ и продлением дачной амнистии, создался искусственный ажиотаж вокруг кадастровых работ.
После полугодовой «передышки», собственники участков снова могут уточнить границы своего надела с 10%-ой «прирезкой» (при условии использования этой «прирезки» не менее 15 лет). При этом кадастровые работы проводятся за счет личных средств собственника такого земельного участка.
Что же касается 150-ФЗ, то в основном данным законом внесены поправки и дополнения в процедуру проведения комплексных кадастровых работ (о комплексных кадастровых работах читайте здесь).
Т.е. кадастровые работы, как и прежде, представляют собой целый комплекс мероприятий, направленный на проведение процедуры кадастрового учета объектов недвижимости. Для частных лиц глобально мало что изменилось.
Однако, как и прежде, кадастровые работы нужно проводить в отношении объектов недвижимости в обязательном порядке, того требует закон. Иначе можно столкнуться с рядом неприятных последствий.

Какие кадастровые работы нужно проводить в 2019 году

И все-таки какие кадастровые работы нужно проводить в 2019 году? Во избежание недоразумений с недвижимостью, необходимо обратиться к кадастровому инженеру и как можно быстрее. Только данный специалист уполномочен на выполнение кадастровых работ, которые включают в себя:

  • сбор и анализ исходных данных (сведения ЕГРН, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы, градостроительная и землеустроительная документация, материалы перераспределения земель и территориального планирования и пр.);
  • выезд на местность, где расположен объект, для выполнения геодезической съемки;
  • камеральная обработка имеющихся данных;
  • подготовка документа, посредством которого осуществляется постановка (или снятие) на кадастровый учет (межевой план, технический план или акт обследования);
  • постановка объекта недвижимости на государственный кадастровый учет (или снятие с него) и регистрация права собственности.

Выбрать проверенного исполнителя кадастровых работ, на сегодняшний день, можно с помощью онлайн калькулятора земельно-кадастровых работ. Данный сервис в онлайн режиме сформирует выборку специалистов в вашем регионе с описанием стоимости их услуг, что значительно сэкономит вам время и силы (рассчитать стоимость кадастровых работ).

Результат кадастровых работ

Результатом кадастровых работ является наличие соответствующей записи об объекте недвижимости в ЕГРН. О чем свидетельствует выписка из ЕГРН, которую можно заказать на официальном сайте Росреестра или в любом территориальном отделении МФЦ.
Ранее о зарегистрированных правах на объект недвижимости выдавалось свидетельство, теперь этот документ упразднен. На сегодняшний день наличие права подтверждается соответствующей отметкой в ЕГРН и наличием таких сведений в выписке.

Кадастровые работы нужно проводить в отношении любого объекта недвижимости. Поскольку формируется единая система учета, которая позволяет упорядоченно управлять использованием и охраной недвижимости.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ввиду недоработанности Земельного Кодекса РФ существует масса ошибок и недочетов в кадастре, требующих исправления (именно для этих целей проводятся комплексные кадастровые работы). Но не будем забывать и про личную ответственность. Если законом предусмотрена обязательная процедура учета, зачем ее сознательно нарушать? Становясь собственником или правообладателем недвижимости, необходимо понимать, что одновременно вы приобретаете и бремя по его эксплуатации и содержанию. Однако это соразмерная плата за ваш комфорт и спокойствие.

Проведение кадастровых работ в отношении объекта недвижимости в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here