Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году

Самое важное в статье: "Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Финансовые новости

Ненамеренная ошибка участника закупки не повод для включения в РНП

Опубликован Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.

В п. 41 Обзора рассматривается судебный спор между заказчиком и исполнителем, оспаривающим правомочность включения его в реестр недобросовестных поставщиков в связи с несвоевременным предоставлением обеспечения по заключаемому госконтракту.

Поставщик, оспаривая в арбитражном включение его в РНП, ссылался на неправомерность признания его уклонившимся от заключения контракта, учитывая принятие им самостоятельных, активных действий по информированию заказчика о незначительной ошибке в перечислении денежных средств (917 рублей вместо полагающихся 1 375,50 рублей). При этом общество за сутки до оформления протокола о признании его уклонившимся от заключения контракта перечислило недостающие денежные средства, что свидетельствовало об отсутствии пренебрежительного отношения к обязанностям, установленным законом. Допущенная ошибка в расчете суммы обеспечения не повлекла существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.

Кроме того, обществом была представлена информация, подтверждающая наличие у него на момент размещения электронного аукциона товаров в количестве, необходимом для надлежащего исполнения всех требований заказчика.

Решением арбитражного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционная инстанция, рассмотрев дело, отменила решение арбитражного суда, указав, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.

Апелляционный суд пришел к выводу, что действия участника по самостоятельному выявлению совершенной ошибки и перечислению недостающей денежной суммы обеспечения свидетельствуют об отсутствии факта уклонения от заключения контракта.

Кроме того, суд порсчитал, что заявитель объективно имел возможность заключить и исполнить контракт, т.к. в ходе аукциона им предложена наименьшая цена по сравнению с предложениями других участников, внесено обеспечение исполнения контракта, был подписан и отправлен заказчику проект контракта, имелся в наличии товар для поставки.

Президиум Верховного суда, соглашаясь с мнением арбитражного суда апелляционной инстанции, указывает, что санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, несоизмеримые с совершенной и своевременно устраненной ошибкой в перечислении обеспечения, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.

Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку совершенная и своевременно устраненная ошибка участника в предоставлении обеспечения носила незначительный характер и не свидетельствовала о цели уклониться от заключения контракта.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства, принимая во внимание разъяснения Верховного Суда, рекомендуют поставщикам в случае невозможности соблюдения процедуры или сроков при заключении контракта принять все возможные меры для устранения нарушений. В зависимости от обстоятельств допущенных нарушений следует:

— уведомить заказчика письменно о проблемах и о готовности заключить и исполнить контракт;

— доплатить недостающее обеспечение;

— направить подписанный контракт заказчику всеми возможными способами;

— подготовить документы, подтверждающие наличие возможности исполнить контракт;

— обращаться в суд за защитой своих интересов.

В таком случае суд может встать на Вашу сторону, признав, что участник не имел намерения уклониться от заключения контракта и не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Кредитно-Страховое агентство – Ваш гид в мире Госзакупок!

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

В соответствии с частью 1 статьи 104 закона № 44-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти ведут реестр недобросовестных поставщиков, участвующих в госзакупках. Поставщик, исполнитель или подрядчик может попасть в него по следующим причинам:

  • он уклонился от заключения контракта;
  • он существенно нарушил условия контракта, из-за чего заказчик вынужден был от него отказаться;
  • суд вынес решение о расторжении контракта из-за нарушения участником его условий.

Однако поставщик рискует попасть в реестр не только из-за своих преднамеренных действий. Порой причиной могут стать случайности — неполадки технического характера или содержание в заявке документов с истекшим сроком действия. Поэтому закон дает участнику закупки право обжаловать решение о его включении в реестр недобросовестных поставщиков.

После получения жалобы на поставщика у ФАС есть 10 дней на проверку. Участник, в отношении которого она проводится, должен быть уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в противном случае его внесение в РНП может быть отменено.

Поставщик имеет право участвовать в рассмотрении и осуществлять действия, подтверждающие добросовестность его намерений. Прежде всего, необходимо в письменном виде составить возражение на жалобу заказчика. В ней нужно описать ситуацию и привести факты, свидетельствующие о ненамеренном срыве или незаключении контракта участником. Также следует собрать и приложить к возражению подтверждающие документы. Например, если имел место технический сбой в работе компьютера или интернета, то добросовестный поставщик наверняка пытался каким-то образом исправить эту проблему. В большинстве случаев это можно подтвердить. Таким подтверждением может стать факт обращения к оператору электронной площадки и к интернет-провайдеру (в случае с перебоями в работе интернета). Важным козырем защиты участника может стать наличие банковской гарантии или внесение обеспечения контракта.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Напомним, что сообщить в ФАС о случае нарушения поставщиком условий контракта или уклонения от его заключения – это обязанность заказчика, а не его право. Поэтому нередко поводы для обращения в антимонопольный орган носят формальный характер. Например, жалоба подается из-за содержания в заявке просроченной банковской гарантии. В этом случае считается, что она не оформлена, а без нее поставщик не может подписать контракт. Получается, что он уклонился от его заключения, и заказчик должен подать жалобу в ФАС. Отметим, что при наличии таких формальных причин контролеры включают поставщиков в «черный список» не всегда.

По итогам рассмотрения дела ФАС вынесет решение о включении либо невключении поставщика в реестр. Попавший в РНП участник может оспорить решение антимонопольной службы в суде на основании части 11 статьи 104 закона № 44-ФЗ.

Работа с госзаказом по-новому. Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Журнал «Юрист компании» № 1, Январь 2014

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как и прежний закон № 94-ФЗ, закон № 44-ФЗ предусматривает включение недобросовестных поставщиков в реестр сроком на два года (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В течение этих двух лет компания, включенная в такой реестр, не вправе участвовать в госзакупках (ч. 6 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков тоже не изменилась: в зависимости от основания госзаказчик передает в ФАС России документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта. Если же речь идет об оборонном заказе, то данные документы госзаказчик передает в Рособоронзаказ (п. 3 постановления Правительства РФ от 26.08.13 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок »). Далее проводится проверка и соответствующий государственный орган выносит решение о включении или об отказе во включении компании в реестр недобросовестных поставщиков.

Читайте так же:  Полиция имеет право проводить оцепление участков местности в 2020 году

Но нужно учитывать одно существенное изменение – теперь при принятии решения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков в реестр попадут еще и фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, а также лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа компании – участника закупки (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Включение в реестр при уклонении от заключения контракта

Еще один риск – в случае уклонения или отказа участника закупок от заключения контракта внесенные им денежные средства в качестве обеспечения заявки возврату не подлежат (п. 1 ч. 13 ст. 44 закона № 44-ФЗ).

Как в законе № 94-ФЗ, так и в новом законе компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта (в определенных случаях), либо если она направила документы по форме и содержанию, не соответствующие требованиям закона № 44-ФЗ.

Исходя из этих положений факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и не важно, по каким причинам это произошло. В итоге по практике прежнего закона (№ 94-ФЗ) во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков.

ВАС РФ настаивает на ограничении формального одхода

Высший арбитражный суд тоже подтверждал, что включение компании в реестр недобросовестных поставщиков имеет характер санкции и что к применению этой санкции нельзя подходить формально.

Проект договора получен после окончания срока подписания. Одной из ситуаций, когда компанию могут признать уклоняющейся от заключения госконтракта, является случай, когда она не имеет реальной возможности подписать проект контракта, потому что получила его уже после того, как истек срок для подписания. Но в таких случаях судебная практика защищает интересы участников закупок.

Например, в одном деле госзаказчик направил 2 марта участнику закупки проект договора с указанием, что он должен быть подписан до 7 марта. Но к этому сроку компания еще не получила письмо с проектом. Тем не менее ФАС России включила ее в реестр недобросовестных поставщиков. Суды трех инстанций встали на сторону компании. Они установили, что на самом деле письмо с проектом контракта было получено только 12 марта, то есть после истечения срока для его подписания. ФАС России ссылалась на то, что на штемпеле была указана дата 5 марта, что, по ее мнению, подтверждало получение письма именно 5 марта. Но, как было установлено, это была дата прибытия письма в почтовое отделение получателя, а не дата его фактического получения. Также ФАС России указывала на то, что сотрудник госзаказчика лично пытался вручить проект контракта, приехав по юрадресу, но обнаружил, что компания по этому адресу не находится. Суды отклонили этот довод, поскольку он не был подтвержден документально. Еще одним аргументом в пользу компании стало то, что исходя из требований закона № 94-ФЗ контракт мог быть заключен до 22 марта, поэтому столь короткий срок (до 7 марта), назначенный заказчиком, нельзя считать разумным (постановление ФАС Московского округа от 26.03.13 по делу № А40-52202/12-152-171).

Технический сбой. Если невозможность подписания контракта в срок была связана с техническими проблемами, тоже есть шанс избежать попадания в реестр. Как правило, это касается ситуаций, когда закупки происходят в электронном виде и компания не может отправить подписанный проект договора: например, если в офисе неожиданно отключили интернет или электроэнергию.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания стала победителем открытого аукциона в электронной форме. Госзаказчик направил ей проект контракта по телекоммуникационным каналам связи, но компания не смогла отправить его в подписанном виде. Через месяц госзаказчик составил протокол об отказе от заключения контракта по причине уклонения поставщика. В итоге антимонопольная служба включила компанию в реестр недобросовестных поставщиков. Обжалуя это решение в суде, компания указала, что в момент отправления подписанного контракта произошел технический сбой (доступ в интернет с компьютеров компании стал невозможен). Эту техническую проблему удалось устранить только через месяц. В подтверждение этого компания представила акт, составленный исполнителем, который устранил неисправность, а также электронную переписку с представителем госзаказчика, из которой видно, что компания пыталась отправить контракт другими способами. В такой ситуации суды признали, что нарушение сроков подписания контракта произошло по причине, не зависящей от компании, а ввиду возникших препятствий технического характера. Поэтому решение о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков является незаконным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.13 по делу № А19-22295/2012).

В судебной практике немало примеров аналогичных споров, удачно разрешенных в пользу компаний (например, постановления ФАС Московского округа от 22.05.12 по делу № А40-56760/11-146-466, Восточно-Сибирского округа от 10.12.12 по делу № А33-6652/2012, Волго-Вятского округа от 04.07.12 по делу № А38-4526/2011, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.04.13 по делу № А10-4555/12).

Таким образом, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за технического сбоя, нужно иметь доказательства того, что технические проблемы действительно имели место в конкретные даты. Кроме того, важно подтвердить еще и то, что компания пыталась предпринять иные меры для заключения контракта (например, представить переписку с сотрудниками госзаказчика). Без таких доказательств оспорить решение о включении в реестр не получится (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.09.12 по делу № А59-5850/2011).

Включение в реестр при существенном нарушении условий контракта

Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков – нарушение компанией своих обязательств по уже заключенному контракту. Причем если в случае с уклонением от заключения контракта у компании есть шансы доказать, что она добросовестно пыталась принять все возможные меры к тому, чтобы контракт все-таки был подписан, то при установлении существенного нарушения заключенного контракта избежать включения в реестр почти невозможно.

Основание – судебное решение о расторжении контракта. Согласно закону № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков должна быть включена информация о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Здесь речь идет о ситуации, когда суд расторгает контракт из-за существенного нарушения условий контракта со стороны поставщика. В пример можно привести следующую ситуацию: подрядчик, заключивший муниципальный контракт, при выполнении работ отступил от техзадания. В самом контракте была предусмотрена возможность его расторжения в судебном порядке, в том числе в случае выполнения подрядчиком работ с отступлениями от требований техзадания. Госзаказчик обратился в суд с иском о расторжении контракта и получил решение в свою пользу. На основании решения суда сведения о подрядчике были включены в реестр недобросовестных поставщиков (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.13 по делу № А21-2779/12). Таким образом, расторжение контракта в судебном порядке при условии нарушения участником закупок обязательств ведет к безоговорочному включению информации о таком участнике в реестр.

Читайте так же:  Справка об отсутствии наказания за употребление наркотиков в 2020 году

28 января Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос о том, допустимо ли вообще включать в госконтракт третейскую оговорку (дела № А40-148581/2012, А40-160147/2012).

Существует только одна уловка в такой ситуации – предусмотреть в контракте с госзаказчиком третейскую оговорку. Шансы, что госзаказчик согласится на это, минимальны (в основном госзаказчики стараются придерживаться условий своих типовых договоров). Но, как показывает судебная практика, иногда они все-таки соглашаются на такой вариант (чаще всего третейская оговорка встречается в московских госконтрактах). Дело в том, что, по мнению арбитражных судов, в норме закона, позволяющей включить компанию в реестр недобросовестных поставщиков из-за того, что контракт с ней был расторгнут по решению суда, речь идет только о государственных судах, но не о третейских. Поэтому даже если третейский суд установит со стороны поставщика существенное нарушение условий контракта и вынесет решение о его расторжении, это не будет являться основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (постановления ФАС Московского округа от 05.11.13 по делу № А40-159394/12-152-1169, от 12.09.13 по делу № А40-159392/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.13 по делу № А40-172048/2012). В пример приведена судебная практика по применению части 2 статьи 19 закона № 94-ФЗ, которая предусматривала норму, аналогичную части 2 статьи 104 закона № 44-ФЗ.

Это не значит, что теперь поставщик не может отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Такой отказ возможен, но только если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 закона № 44-ФЗ).

Основание – односторонний отказ заказчика. Раньше закон № 94-ФЗ предусматривал возможность включения участника закупки в реестр «в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта». Это предполагало возможность включения в реестр в случае отказа от контракта любой из сторон. Теперь же поставщик может попасть в реестр, только если заказчик откажется от контракта из-за существенного нарушения поставщиком взятых на себя обязательств (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Но нужно учитывать, что эта норма не нашла и вряд ли найдет широкое применение по причине нежелания заказчиков отстаивать и обосновывать в суде причины одностороннего отказа от контракта. Гораздо охотнее заказчики будут пользоваться проверенным инструментом расторжения контрактов в судебном порядке.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС. Что же такое Реестр недобросовестных поставщиков? Как компании в него попадают и как этого избежать?

Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.

Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?

Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.

И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.

Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.

Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.

Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.

Условия подачи и проверки документов

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  • наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  • ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.

ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.

Если решение о включении в Реестр принято – обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

Требования по ведению РНП:

  • Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
  • Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно – на основании решения суда.
  • Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
  • Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).
Читайте так же:  При проверке деятельности ооо ускорение работниками налоговой в 2020 году

Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

Как не попасть в РНП из-за собственной невнимательности

Угодить в РНП зачастую рискуют не только недобросовестные поставщики, но и те, кто допустил формальные нарушения. Чтобы такого не случилось, рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Поможет она и тем, перед кем уже маячит неприятная перспектива быть отнесенным к категории ненадежных поставщиков.

Внезапная победа

Бывает, что поставщик не слишком рассчитывал на победу в торгах и, вообще, не особо ими интересовался. Например, подал заявку с завышенной ценой, а позже и вовсе забыл об этом. Как ни странно, но такое случается. В итоге сюрприз: поставщик узнает, что выиграл тендер, но срок внесения обеспечения и подписания контракта неумолимо проходит или уже истек.

Произойти незапланированная победа в тендере может по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. В электронном аукционе собирались принимать участие несколько поставщиков, но в назначенный час никто в аукционном зале не появился. Заказчик оценит вторые части заявок и выберет победителем того, кто подал заявку первым.

Если не хотите оказаться в подобной ситуации, рекомендуем придерживаться следующих правил:

  • снимайте заявки, как только решили не принимать участия в процедуре;
  • если заявка не снята, следите за судьбой процедуры вплоть до ее завершения;
  • обращайте внимание на блокировку обеспечения на ЭТП — если оно не разблокировано вовремя, возможно, победили именно вы.

Бывают еще ситуации, когда поставщик занял второе место, но контракт с победителем заказчик не заключил. Если это конкурс или аукцион, то участник № 2 контракт заключать не обязан. Соответственно, при отказе санкции к нему применены не будут. Если же это котировки, то уклоняться от заключения контракта участнику № 2 нельзя!

Что будет дальше

Итак, вы победили, но пока не знаете об этом… Ситуация может развиваться по нескольким направлениям:

  1. О победе в аукционе стало известно, но с большим опозданием. А ведь нужно еще успеть внести обеспечение! В такой ситуации рекомендуется составить протокол разногласий и объяснить заказчику, что вы не уклоняетесь, а просто испытываете потребность в нескольких дополнительных днях.
  2. О победе поставщик узнал от заказчика, который не дождался подписания контракта в срок. Все еще можно исправить! Как именно — об этом ниже.
  3. О победе поставщик узнал, когда сведения о нем передали в РНП. Такое случается, если пустить на самотек ход процедуры. Если не удастся отстоять свою добросовестность в ФАС, можно обратиться в арбитражный суд.

Когда срок подписания контракта упущен

Вернемся к ситуации, в которой поставщик узнает, что не подписал вовремя контракт, но данные о нем в РНП еще не переданы. Помимо забывчивости, к этому могут привести и другие причины: просрочка ключа ЭЦП, тяжелая болезнь сотрудника, отвечающего за эту закупку и так далее. Как исправлять ситуацию? Теперь все зависит от того, пойдет ли заказчик навстречу поставщику.

  • нужно составить в адрес заказчика письмо, описать ситуацию и сообщить о своем согласии заключить контракт;
  • если заказчик заинтересован в этом, он может воспользоваться своими возможностями:
    • вновь открыть контракт на ЭТП для подписания, указав, что в нем обнаружилась ошибка (например, неточность в адресе);
    • составить протокол разногласий и повторно разместить проект контракта;
  • поставщик должен внести обеспечение и вовремя подписать контракт.

Нарушение при внесении обеспечения

Обеспечение вносится переводом денежных средств на счет заказчика или банковской гарантией. Как быть, если времени на это не хватает? Что делать, если банк выдал некачественную гарантию? В следующей таблице — ситуации, связанные со внесением обеспечения, и варианты действий.

Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…

Ситуация Что делать Как не допустить в будущем
Банк выдал гарантию, которая не удовлетворяет условиям: короткий срок, недостаточная сумма, в тексте нет необходимых условий и т.д. По выбору поставщика:
  • менять гарантию на другую;
  • вносить обеспечение деньгами
Заранее рассчитать лимит гарантийной суммы (она не может быть меньше размера обеспечения) и согласовать проект гарантии с заказчиком Не хватает времени Обратиться к заказчику с просьбой «перевесить» контракт или составить протокол разногласий Быть внимательней:
  • следить за процедурами;
  • снимать ненужные заявки;
  • проверять email, в том числе спам
Цена снижена более чем на 25% от НМЦК, но поставщик предоставил стандартное обеспечение Договариваться с заказчиком и вносить всю сумму обеспечения Помнить о том, что при снижении цены более чем на четверть от начальной, поставщик должен (на выбор):
  • внести обеспечение в 1,5 раза больше;
  • предоставить документ, подтверждающий его добросовестность

Нужно помнить, что в этих случаях заказчик имеет право не идти на контакт, а сразу передать информацию о поставщике в ФАС. Но чаще всего (в честных закупках, когда нет сговора с другим поставщиком) заказчики все же идут навстречу, ведь они тоже хотят заключить контракт.

Условия контракта не выполнены

Еще одна причина включения поставщика в РНП — невыполнение или ненадлежащее выполнение им условий контракта. При этом контракт расторгается в одностороннем порядке заказчиком либо по решению суда. В последнем случае ФАС не будет пересматривать решение арбитров — если решено включить поставщика в РНП, он окажется там через 10 дней. Если же суда не было, то принимать решение о включении или невключении поставщика в РНП будет антимонопольный орган.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поставщику, который не согласен с тем, что нарушение условий контракта произошло по его вине, рекомендуется отстаивать свою правоту во всех инстанциях. Готовится нужно заранее, когда в процессе исполнения обязательств что-то пошло не так — собирать документы, переписку и прочие доказательства отсутствия вины.

Внимание! Иногда заказчик обращается к поставщику с предложением расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по его инициативе. Соглашаться на это рискованно. Если обе стороны считают, что контракт следует расторгнуть, целесообразно это делать по обоюдному согласию. Ведь иначе заказчик обязан передать сведения о поставщике в РНП.

Как сведения попадают в Реестр

Процесс включения в РНП таков:

  1. Заказчик передает сведения о поставщике.
  2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.
Читайте так же:  Оформление провизы на кипр самостоятельно официальный сайт в 2020 году

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

  1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
  3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

Важный нюанс! Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно. И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно. Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.

В практике есть примеры таких уважительных причин:

  • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  • на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  • победитель закупки был госпитализирован;
  • у поставщика менялся директор;
  • в офисе не было интернета.

Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено. Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик. Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.

В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

Подведем итоги

Обобщая сказанное выше, можно сделать такие выводы:

  1. Нужно внимательно относиться ко всем процедурам, на которые подавались заявки, отслеживать их этапы и возврат обеспечения, проверять в почте папку для спама.
  2. Сведения о поставщике в РНП направляются заказчиком, поскольку это его обязанность. Вместе с тем в большинстве случаев последний заинтересован в том, чтобы заключить контракт с победителем закупки, а не проводить новую процедуру (если исключить фактор сговора и иных коррупционных проявлений).
  3. Заказчик имеет возможность продлить срок, отведенный на заключение контракта. И если поставщик собирается его заключать и исполнять, нужно договариваться с заказчиком.
  4. Поставщик не попадает в РНП автоматически — для этого должно быть соответствующее решение ФАС или суда. При разбирательствах у юрлица или ИП есть шансы доказать отсутствие с его стороны злого умысла. Тогда включения в Реестр можно избежать.
  5. Если что-то в процессе подготовки к заключению контракта или его исполнения начинает идти не по плану, нужно запасаться документами, которые потом смогут подтвердить добросовестность поставщика и отсутствие его вины.

Порядок внесения в реестр недобросовестных поставщиков

Есть ли новые правила внесения в реестр недобросовестных поставщиков?

В каких случаях и какую информацию направляют заказчики в реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) содержит информацию об участниках закупок, которые уклонились от заключения контракта, и контрагентах, которые не исполнили свои обязательства. Ведет реестр ФАС России, согласно порядку, который утвержден постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Причем ФАС России как включает, так и исключает из РНП информацию о недобросовестном поставщике. Реестр размещен в свободном доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Ситуация: компания – субъект естественных монополий отказывается подписать контракт. Нужно ли включить информацию о такой компании в РНП

Нет. Направить информацию о таком поставщике в РНП нельзя. Данная закупка не предполагает конкурентной процедуры.

Когда заказчик направляет информацию в РНП

Сроки определяйте в зависимости от причины, по которой направляете информацию об участнике или контрагенте в РНП:

Причина направления информации в РНП Документы и информация, направляемые в ФАС России Срок направления документов в ФАС России
Победитель уклонился от заключения контракта, но есть второй претендент

 наименование, фирменное наименование (при наличии), местонахождение, ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица) – в отношении юридических лиц;

 фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица) – в отношении физических лиц;

 наименование организации-учредителя, ИНН, аналог ИНН (для иностранного лица);

 фамилия, имя, отчество (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;

 даты проведения электронного аукциона и подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений;

 выписка из протокола рассмотрения и оценки заявок либо выписка из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке которого присвоен второй номер;

 иные документы, которые свидетельствуют о том, что победитель отказался заключать контракт

В течение трех рабочих дней с даты заключения контракта со вторым претендентом Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта*

 наименование, фирменное наименование (при наличии), местонахождение, ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица) – в отношении юридических лиц;

 фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица) – в отношении физических лиц;

 наименование организации-учредителя, ИНН, аналог ИНН (для иностранного лица);

 фамилия, имя, отчество (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;

 дата, когда закупку признали несостоявшейся;

 выписка из протокола рассмотрения и оценки единственной заявки на участие в закупке;

 иные документы, которые свидетельствуют о том, что единственный участник отказался заключать контракт

Читайте так же:  Ответственность кадастрового инженера за внесение недостоверных сведений в 2020 году
В течение пяти рабочих дней с даты, когда истек срок подписания контракта, указанный в документации о закупке Заказчик расторгает контракт по решению суда или в одностороннем порядке

 наименование, фирменное наименование (при наличии), местонахождение, ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица) – в отношении юридических лиц;

 фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица) – в отношении физических лиц;

 наименование организации-учредителя, ИНН, аналог ИНН (для иностранного лица);

 фамилия, имя, отчество (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;

 дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

 объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

 идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);

 копия решения суда или письменное объяснение, почему вы разорвали контракт

В течение трех рабочих дней с даты, когда расторгли контракт

Речь идет о ситуации, когда стороны заключают контракт на основании пунктов 24 или 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 104 Закона № 44-ФЗ заказчик направляет в том числе выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

Направьте информацию о недобросовестном поставщике в ФАС России в определенные законодательством сроки. Иначе антимонопольный орган откажется включать компанию в реестр.

Внимание: заказчик обязан направить сведения о недобросовестном поставщике в РНП. Если не исполнить такую обязанность (или исполнить не вовремя), заказчика могут оштрафовать на 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ). Такой же штраф предусмотрен, если вы направите в ФАС России недостоверную информацию.

Информацию в ФАС России направьте в бумажном или электронном виде. Составьте сопроводительное письмо. В него включите перечень прилагаемых документов. Письмо подписывает уполномоченный сотрудник заказчика. Электронный документ подпишите ЭЦП такого работника.

Ситуация: победитель закупки уклонился от заключения контракта. При этом следующий после победителя участник закупки отказался подписывать контракт. Нужно ли вносить сведения о победителе в РНП

Да, нужно. Информацию о победителе направьте в ФАС России. Сделайте это в течение трех рабочих дней с того момента, как узнали об отказе второго участника подписать контракт.

Законом № 44-ФЗ не установлен порядок действия заказчика в данной ситуации. В то же время в реестр недобросовестных поставщиков включают информацию об участниках закупок, которые уклонились от заключения контрактов. При этом не имеет значения, заключил заказчик контракт со следующим после победителя участником закупки или нет.

Ситуация: единственный поставщик отказался заключать контракт. Нужно ли включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения о такой компании

Нет, не нужно. Исключение – случаи, когда заказчик заключает контракт с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурентных процедур (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Внимание: заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, только если предусмотрел такую возможность в самом контракте.

Основания могут быть такими:

 контрагент не исполнил обязательства по контракту;

 контрагент исполнил обязательства по контракту ненадлежащим образом;

 заказчик установил, что контрагент не соответствует требованиям документации о закупке;

 заказчик установил, что контрагент предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям документации.

Чтобы включить сведения о контрагенте в РНП, перечисленные основания подтвердите документально.

Ситуация: подавать ли в РНП сведения о единственном поставщике, который не исполнил обязательства по контракту до 100 000 руб.

Минэкономразвития считает, что не нужно подавать сведения о едпоставщике в РНП. Это связано с тем, что информацию о контрактах по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не включают в реестр контрактов. Кроме того, в РНП обязательно указывают дату конкурентной процедуры (письмо Минэкономразвития России от 17 декабря 2015 года № Д28и-3717).

Чтобы избежать вопросов контролеров, подайте сведения в РНП, если расторгаете контракт до 100 000 руб. по решению суда или в одностороннем порядке. Об этом сказано в части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, и исключений для контрактов с едпоставщиком нет.

Ситуация: нужно ли включить в РНП сведения об участнике, которого заказчик отстранил от закупки? Основанием для отстранения послужила часть 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ

Нет, не нужно. В РНП включают информацию о победителе, который уклонился от заключения контракта (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Отстраненный от закупки участник к такому определению не относится.

Ситуация: второй участник отказался заключать контракт. В какой срок направить о нем информацию в ФАС России?

Направьте в срок, который считается разумным. Законодатель не установил срок, чтобы направить в ФАС России информацию о втором участнике (ч. 2, 4–6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

В какие сроки ФАС России рассматривает обращение

Если заказчик представил полный комплект информации и документов, сотрудник ФАС России проверит их в течение 10 рабочих дней с момента поступления. Если каких-то документов недостает, уполномоченный орган вернет пакет в трехдневный срок. Причины возврата ФАС России укажет в письме.

Комиссия уполномоченного органа решит, включить информацию о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП или нет. Копии вынесенного решения сотрудники уполномоченного органа направят заказчику, участнику и иным заинтересованным лицам. А в течение трех рабочих дней с момента принятия решения информацию о недобросовестном поставщике занесут в реестр.

Внимание: если ФАС России вовремя не внесла в реестр информацию о недобросовестном поставщике, заказчик вправе обратиться в Прокуратуру России.

Именно Прокуратура России контролирует, соблюдаются ли законы России и правовые нормы (ч. 1 ст. 1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1).

Информация о компании исключается из реестра автоматически по истечении двух лет. Единственный способ покинуть реестр досрочно – решение суда.

Ситуация: в закупке участвует физическое лицо. Распространяется ли на него требование об отсутствии информации в РНП

Да, распространяется. Участвовать в закупке могут и юридические, и физические лица (п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Заказчик вправе не допустить к закупке участников, информация о которых содержится в РНП. При этом такое требование нужно прописать в документации о закупке. Данное условие распространяется в том числе и на физических лиц.

Ситуация: на этапе заключения контракта заказчик обнаружил, что сведения о победителе внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Как быть в такой ситуации

Откажитесь заключать контракт, но только если в извещении и документации о закупке вы указали требование о том, что участника не должно быть в РНП (ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Административная и судебная практика

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here