Протокол заседания инвентаризационной комиссии в бюджетном учреждении в 2020 году

Самое важное в статье: "Протокол заседания инвентаризационной комиссии в бюджетном учреждении в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Оформление протокола инвентаризационной комиссии в 7 шагах

Создание документа и его отражение в учетной политике

Основным документом, регламентирующим порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств компании, а также порядок оформления ее результатов, является Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методуказаний по инвентаризации». Следует отметить, что форма протокола законодательно не утверждена, обязанность по ее составлению Методическими указаниями не закреплена, поэтому решение об оформлении итогового документа работы инвентаризационной комиссии (далее — ИК) предприятию необходимо закрепить в учетной политике, а также самостоятельно разработать образец протокола инвентаризации с учетом положений ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приведем фрагмент учетной политики, касающийся протокола заседания ИК:

«По итогам инвентаризации инвентаризационная комиссия на заседании проводит анализ выявленных в ходе проверки расхождений, а также предлагает способы устранения обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухучета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом».

Также в учетной политике предприятия необходимо указать, в течение какого времени с момента получения сличительных ведомостей проводится собрание ИК, и каковы сроки оформления приказа руководителя об утверждении результатов контрольных мероприятий.

Работа инвентаризационной комиссии

После того как проверка фактического наличия имущества организации произведена, инвентаризационные описи и акты заполнены, — все материалы передаются для дальнейшего рассмотрения членам ИК. Заседание ИК оформляется протоколом, в котором необходимо указать следующую информацию:

  1. Результат инвентаризации — это может быть как излишек, так и недостача. При отсутствии недостач и излишка этот факт также фиксируется.
  2. Указать основные причины выявленных излишек и недостач (естественная убыль, пересортица, хищение и т. д.).
  3. Заключение ИК.
  4. План мероприятий по устранению выявленных недостатков и упущений.

По итогам годовой проверки фиксируются суммы оценочных резервов (например, резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов и т. д.).

Образец протокола заседания инвентаризационной комиссии

Алгоритм действий

Рассмотрим процедуру в виде пошагового алгоритма.

Шаг 1. Составьте протокол заседания.

Шаг 2. Напомните членам рабочей группы, что они несут ответственность за точность и достоверность всех данных, а также корректность оформления документации.

Шаг 3. Подпишите составленный документ у всех членов ИК, начиная с ее председателя.

Шаг 4. Передайте подписанный документ на рассмотрение руководителю предприятия.

Шаг 5. Ждите решения руководителя, которое будет составлено в ответ на факты расхождений, выявленные при проведении инвентаризации.

Шаг 6. Передайте все материалы работы ИК в бухгалтерскую службу предприятия (результаты проверки отражаются в учете и отчетности компании на основании приказа руководителя предприятия).

Состав инвентаризационной комиссии

Проверка состава имущества и обязательств является обязательной для любой организации, это указано в ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Проводится проверка специальной комиссией, которая назначается приказом руководителя с указанием поименно, кто входит в состав инвентаризационной комиссии.

Обязанность проведения инвентаризации

При инвентаризации руководствоваться необходимо Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). В них установлено, в каких случаях инвентаризация обязательна (п. п. 1.5, 1.6 Приказа № 49). К примеру, это следующие ситуации:

  • для годовой бухгалтерской отчетности;
  • если обнаружены хищение, порча имущества;
  • если меняется материально ответственное лицо;
  • в других случаях.

Для проверки создаются постоянно действующие и рабочие комиссии. Персональный состав рабочей инвентаризационной комиссии утверждает руководитель.

Инвентаризация у ИП

В Приказе № 49 прямо указано о проведении инвентаризации только в организациях, но из Письма Минфина от 31.12.2009 N 03-11-09/422 следует, что в случае хищения имущества этот документ вправе применять также индивидуальные предприниматели.

Судебная практика ещё категоричнее относится к инвентаризации, считая эти документы одним из основных доказательств. Так, в апелляционном определении Курганского областного суда от 24.05.2016 по делу N 33-1716/2016 суд пришел к выводу о том, что инвентаризация была проведена с нарушением установленного порядка. В результате нарушения были признаны существенными и во взыскании ущерба с работника ИП было отказано.

Таким образом, во многих случаях необходимость создания и правила формирования инвентаризационной комиссии относятся не только к организациям, но и к предпринимателям.

Кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии

Законодательство не содержит четкого перечня должностей лиц, которые проводят инвентаризацию имущества в организации. Поэтому решение о включении в комиссию конкретных сотрудников принимается руководителем. В пункте 2.3 Приказа № 49 указано, что в состав комиссии должны включаться:

  • работники администрации;
  • бухгалтеры;
  • другие специалисты (инженеры, экономисты и т.д.).

Из этого положения можно сделать вывод, что бухгалтер и представитель администрации обязательно включаются в состав инвентаризационной комиссии. В отношении участия остальных специалистов принимается решение в зависимости от целей, сроков инвентаризации и иных факторов. При этом из п. 2.3 следует, что членами инвентаризационной комиссии могут быть не только работники организации, но и привлеченные специалисты. Это актуально, если запланирован большой объем инвентаризируемого имущества в короткий срок или необходимо провести инвентаризацию в другом регионе и выгоднее привлечь специализированную организацию, чем оплачивать командировочные расходы своих работников.

Руководитель предприятия принимает решение, кто может быть председателем инвентаризационной комиссии. Этот вопрос также не регламентирован и оставлен на усмотрение руководителя. На практике председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя, руководителей подразделения и т.п.

Материально ответственное лицо не может быть назначено председателем комиссии и входить в ее состав, так как выполняет другие функции во время инвентаризации – не проверяющего лица, а лица, чью деятельность проверяют, к примеру, сохранность и ведение учета ТМЦ. Таким образом, если резюмировать, кто может входить в состав инвентаризационной комиссии, то можно сделать вывод, что любой работник организации и даже привлечённые специалисты, не являющиеся работниками организации, могут быть включены в состав комиссии, которая проводит проверку фактического соответствия данных бухгалтерского учета. Обязательно только участие работников бухгалтерии, которые ведут учет, и администрации. В остальном состав комиссии зависит исключительно от объема, сроков инвентаризации и других факторов.

Читайте так же:  Поверка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах в 2020 году

Сколько человек должно быть в инвентаризационной комиссии

В организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Приказа № 49). Но в нормативных актах нет указаний о количественных ограничениях – ни минимальных, ни максимальных. Поэтому руководитель вправе определить количественный состав комиссии самостоятельно.

Например, в случае внеплановой проверки склада и необходимости пересчета большого количества ТМЦ за один день целесообразно назначить для инвентаризации достаточное количество членов инвентаризационной комиссии, чтобы обеспечить точную и полную проверку.

Необходимо учитывать, что отсутствие даже одного члена комиссии во время инвентаризации позволяет признать результаты проверки недействительными.

Протокол заседания инвентаризационной комиссии. Образец

В обязанности любой организации входит инвентаризация, а именно проверка достоверности фактических данных данным учета. Регламентировано проведение инвентаризации Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). По завершении инвентаризации, как правило, проходит заседание комиссии. Целесообразно результаты инвентаризации оформлять протоколом заседания инвентаризационной комиссии, образец которого приведён в данной статье.

Скачать образец протокола заседания инвентаризационной комиссии

Формирование комиссии по инвентаризации

Инвентаризация проводится специальной комиссией, назначаемой приказом руководителя, в котором должны быть указаны:

  • пофамильно члены комиссии с указанием председателя;
  • что именно подлежит инвентаризации;
  • причины инвентаризации;
  • в какие сроки должна быть проведена инвентаризация;
  • когда представляются документы по результатам инвентаризации.

Очень важный момент: в инвентаризации должны фактически участвовать все члены комиссии, все должны подписать заключение по инвентаризации, отсутствие даже одного из них будет основанием для признания результатов недействительными.

Оформление документов

Инвентаризации – это не просто пересчет имущества и проверка документов, но и оформление результатов. Приказ № 49 детально регламентирует, что и в каком порядке необходимо оформлять. Если инвентаризуется имущество, то необходимо произвести фактическую проверку, то есть пересчет или обмер, взвешивание имущества и внести данные в инвентаризационную опись. По результатам сверки фактического результата с данными учета заполняется сличительная ведомость, в которой указываются расхождения. Итоговые данные отражаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.

В Приказе № 49 протокол заседания инвентаризационной комиссии в числе обязательных документов не указан и упоминается только один раз – в п. 5.3 Приказа № 49 при рассмотрении вопроса об отражении недостачи при пересортице. Тем не менее в судебной практике этот документ может не просто фигурировать, но и являться одним из доказательств, причем по ущербу, с пересортицей не связанному. Так, отсутствие подписи и даты составления протокола инвентаризационной комиссии послужило одним из оснований для отказа предприятию в иске о взыскании ущерба с работника – системного администратора в связи с нарушением порядка оформления результатов инвентаризации (апелляционное определение Московского городского суда от 14.08.2013 по делу N 11-23913 ).

Итоги инвентаризации

Результаты инвентаризации подводятся после проведения инвентаризации. Если по результатам инвентаризации расхождений между фактическими данными и данными учета не обнаружено, то можно отразить это в протоколе инвентаризации. Но как обязательный документ протокол не предусмотрен.

Если же инвентаризация выявила недостачи, то на заседании инвентаризационной комиссии анализируются полученные данные, запрашиваются объяснения у материально ответственных лиц, при наличии информации устанавливаются причины недостач, принимается решение об отражении их в учете.

По результатам рассмотрения итогов инвентаризации оформляется протокол инвентаризационной комиссии. Образец не установлен, поэтому оформить его можно в произвольной форме. Также приводятся сведения об имуществе, подлежащем уценке, с указанием причин и виновных в этом лиц (при наличии). Необходимо указать все данные о проведённой инвентаризации, подписать протокол всем членам комиссии. Таким образом, прямо не установлено, что писать в заключении инвентаризационной комиссии, это зависит от результатов инвентаризации.

Итоги инвентаризации и предложения по устранению разницы в данных о фактическом наличии имущества и учете рассматривает руководитель, именно он принимает окончательное решение (п. 5.4 Приказа № 49).

Проведение инвентаризации и оформление ее результатов. Пример

Инвентаризация является одним из инструментов контроля организации за своими ценностями и обязательствами. Инвентаризация проводится на предприятии ежегодно для корректировки сведений учета. Проведение инвентаризации и оформление ее результатов утверждаются приказами руководителя организации.

Порядок проведения инвентаризации

Регламент осуществления инвентаризации утвержден Методическими указаниями по инвентаризации (утверждены Приказом Минфина № 49 от 13.06.1995). Обязательность проведения инвентаризации ежегодно устанавливается Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов устанавливаются в каждой организации самостоятельно и фиксируются приказами директора.

Инвентаризация – это процедура ревизии имеющихся у предприятия имущества, ценностей, обязательств и сравнения с данными бухгалтерского учета. Итоги инвентаризации позволяют корректировать учетные сведения и налоговые обязательства. Выявление результатов инвентаризации происходит в несколько этапов.

Первоначально руководитель организации объявляет о начале проведения инвентаризации на предприятии и утверждает комиссию по инвентаризации. В состав комиссии могут входить:

  • члены администрации, представители руководства организации;
  • главный бухгалтер, его заместитель, бухгалтер по определенному участку на предприятии;
  • другие работники организации, являющиеся специалистами в отдельных сферах (например, юрист, работник финансового отдела и др.).

В состав комиссии не включаются лица, ответственные материально, однако они присутствуют при осуществлении ревизии. Комиссия по инвентаризации должна состоять не менее чем из двух человек. На нее будет возложена обязанность по оформлению итогов инвентаризации.

Перед осуществлением ревизии комиссия должна располагать последними приходными и расходными документами. Они позволяют зафиксировать остатки до начала инвентаризации. Расписки лиц, ответственных материально, фиксируют сдачу всех расходных и приходных документов в бухгалтерию и означают, что ценности, за которые они несли ответственность, оприходованы, а выбывшие из пользования – списаны.

В ходе своей деятельности комиссия исследует обозначенные руководителем имущество и обязательства.

Оформление результатов инвентаризации

По итогам инвентаризации комиссия заносит полученные в ходе процедуры сведения в инвентаризационные описи (акты). Засвидетельствовать информацию, отраженную в актах (описях), обязаны лица, ответственные материально. Так они подтверждают свое присутствие при осуществлении ревизии.

Читайте так же:  Постановление о присвоении адреса образованному земельному участку в 2020 году

Для анализа результатов инвентаризации сведения, полученные в ходе инвентаризации, сличаются с данными бухгалтерского учета. В случае обнаружения недостач или выявления излишков заполняется сличительная ведомость. Она фиксирует расхождения, обнаруженные в ходе ревизии, в нее вносят данные по имуществу или обязательствам, по которым есть расхождения. Для подведения итогов инвентаризации по каждому из исследуемых участков существует установленная форма описи и ведомости (например, инвентаризационная опись основных средств ИНВ-1 и сличительная ведомость инвентаризации основных средств ИНВ-18 ).

После сравнения данных инвентаризации и бухгалтерского учета проводится заседание комиссии по инвентаризации. В ходе заседания происходит определение результатов инвентаризации, предлагаются варианты урегулирования обнаруженных неточностей. Итогом собрания является протокол. Факт отсутствия расхождений либо их наличие и способы отражения в учете фиксируются в ведомости учета результатов. Рекомендованная форма ведомости ИНВ-26 установлена Постановлением Госкомстата от 27.03.2000 № 26.

Протокол и ведомость передаются руководителю организации. По итогам их рассмотрения будет принято окончательное решение.

Приказ по результатам инвентаризации (образец)

Руководитель предприятия рассматривает акты инвентаризации, сличительные ведомости, протокол заседания комиссии и ведомость учета результатов, которые были получены в ходе осуществления ревизии. На основании этих документов директор принимает окончательное решение в отношении итогов инвентаризации и утверждает его приказом об итогах инвентаризации.

В приказе указываются наименование организации, ее организационная форма, дата приказа, перечисляются документы, которыми руководствуется директор при принятии решения. Приказом утверждаются результаты инвентаризации, назначается исполнитель приказа и ответственный, контролирующий его исполнение. Обязательным реквизитом приказа об утверждении результатов инвентаризации является порядок устранения расхождений, установленных в ходе осуществления ревизии. Распоряжение руководителя подписывается им, а также визируется бухгалтером для подтверждения ознакомления. Приказ передается в бухгалтерский отдел для исполнения. Этот документ будет служить основанием для действий бухгалтерии в части списания недоимки на убытки либо оприходования излишков по установленной цене.

​Скачать образец приказа об утверждении результатов инвентаризации

Почему итоги инвентаризации необходимо оформить документально

Документы, оформленные по результатам инвентаризации, являются первичными. Они применяются для проверки полноты бухгалтерского учета и достоверности отраженных в нем сведений. Применение документов позволяет комиссии по инвентаризации сделать вывод о том, насколько результаты инвентаризации соответствуют сведениям бухгалтерского учета. По итогам ревизии может быть выявлено значительное отклонение реальных данных от отраженных в учете.

В случае выявления недостач документирование итогов инвентаризации позволяет подтвердить вину лица, ответственного материально, и взыскать с этого лица убытки, которые обоснованы и подкреплены документами.

Фиксирование и документальное оформление результатов инвентаризации являются неотъемлемыми условиями, играющими важную роль как внутри предприятия, так и в случае возникновения вопросов со стороны налоговых органов.

Протокол заседания инвентаризационной комиссии в бюджетном учреждении в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Почти все работники учреждения являются материально ответственными лицами, соответственно, сформировать инвентаризационную комиссию без включения в нее кого-нибудь из таких лиц не получается. Можно ли включать материально ответственных лиц в инвентаризационную комиссию? Обязательно ли делать нечетным количество ее членов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на участие материально ответственных лиц в составе инвентаризационной комиссии. Однако подобное решение может быть оправдано в том случае, если такое лицо не может повлиять на достоверность результатов инвентаризации.
2. Нечетное количество членов комиссии позволяет избежать ситуации, когда при голосовании количество голосов за противоположные решения будет равным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

19 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Скачать образец бесплатно. Протокол заседания инвентаризационной комиссии

Инвентаризационная комиссия (центрального аппарата, филиала) в составе (Ф.И.О. председателя и членов комиссии) рассмотрела материалы (годовой, полугодовой и т.п.) инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, проведенной на основании приказа (чей приказ, его дата и номер), и подтверждает следующие результаты:

1. Сведения о количестве драгоценных металлов и драгоценных камней (раздельно по каждому виду в зависимости от объема и целей проведения инвентаризации):

— в составе полуфабрикатов, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий

— в ломе и отходах

2. Состояние учета драгоценных металлов (драгоценных камней) и изделий, их содержащих. Сведения об их наличии, выявленных недостачах и излишках, в каких структурных подразделениях, в каком количестве и на какую сумму они выявлены.

3. Состояние хранения драгоценных металлов (драгоценных камней) и изделий, их содержащих, на складах, в структурных подразделениях и т.п. Наличие морально и (или) физически устаревших, непригодных к дальнейшему использованию изделий, содержащих драгоценные металлы (драгоценные камни).

4. Предложения комиссии:

— сроки устранения выявленных недостатков и проведения служебных расследований (в случае выявления недостачи)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— предложения по дальнейшему использованию морально устаревших и непригодных к дальнейшему использованию драгоценных металлов (драгоценных камней) и изделий, их содержащих

— другие предложения в части, касающейся работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Приложения к протоколу:

— полностью оформленные акты инвентаризации по формам N ИНВ-8, ИНВ-9, инвентаризационные описи по форме N ИНВ-8а по каждому материально ответственному лицу (объекту, подразделению, складу, цеху, мастерской)

— перечень морально устаревших и непригодных к дальнейшему использованию драгоценных металлов (драгоценных камней) и изделий, их содержащих

— перечень излишествующих и недостающих драгоценных металлов (драгоценных камней) и изделий, их содержащих, с указанием их стоимости

Читайте так же:  Перечень документов для регистрации перехода права собственности в 2020 году

— объяснения материально ответственных и должностных лиц, другие документы (справки, копии первичных документов, актов и т.п.).

Последние публикации

18 Декабря 2019

Организации в процессе своей деятельности могут быть реорганизованы (из унитарного предприятия в акционерное общество, например). Рассмотрим вопросы правопреемства по исчислению и уплате «зарплатных» налогов – НДФЛ и страховых взносов – в случае реорганизации в форме преобразования. Должен ли правопреемник отвечать по обязательствам реорганизованного лица в части уплаты недоимки по НДФЛ? Может ли новая организация продолжать предоставление стандартных налоговых вычетов по НДФЛ и произвести возврат излишне уплаченных сумм налога? Как начислять страховые взносы и подавать отчетность при реорганизации?

В настоящее время наиболее удобным для работодателя способом выплаты заработной платы является перечисление ее на банковские карты работников, в частности, в рамках зарплатного проекта. При этом под зарплатным проектом понимается соглашение между банком и учреждением о зачислении заработной платы на карточные счета работников учреждения. С 01.07.2018 для зачисления зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений используются национальные платежные карты «Мир» (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2017 № 88‑ФЗ). В статье мы расскажем о нюансах перечисления на карты работников зарплаты и осуществления других выплат.

Согласно статистике минувшего года, более половины «имущественных» поступлений в бюджет от физических лиц обеспечили владельцы транспорта. В некоторых регионах, в том числе в Белгородской, Брянской и Рязанской областях, вклад автомобилистов был менее значителен. Однако в среднем их выплаты за «лошадок» составили около 55 процентов общей суммы доходов казны от налогов на разнообразное имущество. Для сравнения: доля налога на недвижимость по России составляла 26 процентов, на землю — 19.

16 Декабря 2019

Осуществлять (или не осуществлять) предпринимательскую деятельность в качестве ИП – такое решение каждое физическое лицо принимает самостоятельно. Также оно должно самостоятельно выбрать режим налогообложения (например, УСНО), который будет применяться в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности. При этом в течение одного календарного года можно зарегистрироваться в качестве ИП, потом сняться с налогового учета и затем снова зарегистрироваться. Действующее законодательство допускает подобные метаморфозы статуса физического лица. С точки зрения налогового законодательства тоже нет никаких запретов в этой части. Однако есть ряд нюансов, связанных с налогообложением, которые нужно учитывать.

Несмотря на внесение за последние несколько лет (а в некоторых случаях – несколько месяцев) ряда изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», у пользователей ККТ остаются вопросы относительно совершения различных операций. Поскольку законодатели не спешат устранить многочисленные неясности из данного закона (действующей редакции), остается надеяться только на то, что свою позицию по этим вопросам сформируют контролирующие органы. Что и происходит, хотя довольно неспешно.

Состав инвентаризационной комиссии

Все организации обязаны проводить инвентаризацию своих активов и обязательств (стат. 11 Закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г.). Выполняет проверку постоянно действующая специальная группа, создание которой утверждается приказом руководителя предприятия.

Разберемся, как формируется состав инвентаризационной комиссии в бюджетном учреждении.

Состав комиссии

Регламент проведения инвентаризации регулируется в Методических указаниях по Приказу Минфина № 49 от 13.06.95 г. Согласно п. 2.3 в состав комиссии можно включать:

  • Сотрудников бухгалтерского отдела.
  • Представителей администрации.
  • Работников аудиторской службы.
  • Представителей независимой аудиторской компании.
  • Прочих специалистов – к примеру, экономистов, инженеров, техников и пр.

Если инвентаризируют финансовые активы и обязательства, в мероприятии обязательно участвует бухгалтер. А при проверке нефинансовых объектов это не требуется. В разные группы могут включаться одни и те же работники (Письмо Минфина № 02-06-10/60461 от 27.11.14 г.).

Сколько человек входит с 2019 года в состав инвентаризационной комиссии? На нормативном уровне утверждено, что при наличии на предприятии постоянной ревизионной комиссии, допускается возложить на нее задачи проведения проверки. При условии, что объем предстоящих работ небольшой. Если одновременно нужно проверить много объектов и обязательств, целесообразнее создание разных рабочих групп.

Никаких количественных ограничений в законодательстве не установлено. Руководитель учреждения вправе самостоятельно определять задачи и состав инвентаризационной комиссии. Поскольку обязательно наличие председателя, логично предположить, что в группу должно входить минимум 2 специалиста. В случае большого объема работ, к примеру, при внеплановой проверке складских остатков, рекомендуется привлечь к участию достаточное количество работников, чтобы избежать задержек.

Если в ходе инвентаризации отсутствует хотя бы один из проверяющих, результаты такой процедуры будут недействительны (п. 2.3 Приказа № 49). Исключение предусмотрено для ситуаций, когда выполняется видео- и фотофиксация имущества в обособленных подразделениях, расположенных удаленно от основной организации (Письмо Минфина № 02-07-10/77499 от 23.12.16 г.).

Кого нельзя включать в состав комиссии

Когда утверждают состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии? В соответствии с п. 2.2 Указаний для проведения инвентаризации. Но не все работники предприятия могут быть включены в рабочую группу. Рассмотрим, кого нельзя включать в состав инвентаризационной комиссии.

Данное ограничение касается МОЛ (материально-ответственных лиц организации). Согласно п. 2.4 Приказа № 49 эти сотрудники участвуют в проверке в статусе не проверяющих, а проверяемых. К началу инвентаризации они должны дать расписки, где сказано, что все ценности оприходованы и списаны, а документы переданы ответственным лицам. Присутствовать при проверке МОЛ обязаны только, если ревизия касается вверенных им объектов. По результатам подписываются описи.

Задачи комиссии

Основные задачи комиссии заключаются в проверке сохранности активов организации, включая арендованное имущество и обязательства. Полученные результаты отражаются в специальных описях (актах). После сверки итогов с данными учета обобщаются выявленные расхождения. Для этого составляются ведомости и протокол заседания. Окончательное решение по проведенной инвентаризации принимается руководителем учреждения.

Протокол инвентаризации образец бланк

Цель проведения инвентаризационных работ — это сопоставление фактического наличия ценностей с количеством, которое стоит в официальных документах в бухгалтерском отделе.

При этом могут быть выявлены как целые товары и материалы, таки и те, которые должны пойти на списание или нуждаются в ремонте.

Порядок проведения инвентаризации

Начинает инвентаризацию всегда руководитель, издавая приказ о начале работа этого рода. При этом может быть создана специальная комиссия или же назначена уже действующая в организации на постоянной основе.

Читайте так же:  Протокол образования земельных участков путем перераспределения пример в 2020 году

Комиссия должна отражать полученные при осмотре данные в описях разного назначения, которые в свою очередь будут источником составления различных актов, таких как акт на списание, акт на утилизацию.

Комиссией по итогу таких мероприятий проводятся заседания, на которых рассматривается состояние и наличие материальных ценных вещей, материалов, продуктов, с периодичностью раз в год.

На них вносятся предложения по устранению различных отклонений в итоговых показателях, рекомендуются к проведению определенны меры, выявляется порченный товар и материалы, а также виновные в этом лица.

Содержание протокола инвентаризационной комиссии

Такой акт инвентаризации содержит в себе, как правило, определенные пункты, соответствующие его назначению, а именно:

  • название организации, в которой проводилась инвентаризация, и название документа;
  • указание на подразделение, которое инвентаризировалось;
  • дата, населенный пункт;
  • перечень участников комиссии, во главе с председателем;
  • описание итогов проведенной инвентаризации;
  • список лиц, которые выступали по данному вопросу;
  • решение, принятое о стоявшем на повестке вопросе;
  • заключение комиссии;
  • если выявлены нарушения они указываются;
  • если определены виновные лица, то так же прописываются их имена и должности;
  • данные о мероприятиях, которые были проведены в ходе исследования;
  • подписи всех членов комиссии.

Целью инвентаризации является выявление всех недостатков в количественных или качественных характеристиках материальных ценностей компании, распределение излишков, исследование причин недостач и прочие мероприятия, которые необходимы для нормального и эффективного функционирования каждой организации.

Надо сказать, что при отсутствии каких-либо нестыковок в показателях бухгалтерского учета и фактическим содержанием дел, если не выявлено никаких нарушений и виновных за это лиц, то совершенно не обязательно составлять такой протокол.

Ниже расположен типовой бланк и образец протокола инвентаризации вариант которого можно скачать бесплатно.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении?

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Комментарий

Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см. → порядок проведения инвентаризации основных средств в 2020) Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Читайте так же:  Среднее профессиональное юридическое образование кем можно работать в 2020 году

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Документ

Описание

Приказ на проведение инвентаризации в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии Инвентаризационная опись (форма ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Оформление результатов инвентаризации

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

Протокол заседания инвентаризационной комиссии в бюджетном учреждении в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here