Протокол об административном правонарушении налоговой инспекции в 2020 году

Самое важное в статье: "Протокол об административном правонарушении налоговой инспекции в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Приказ Федеральной налоговой службы от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

Приказ Федеральной налоговой службы от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/[email protected]
«Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2004, N 34, ст. 3529) приказываю:

1. Утвердить Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Считать утратившим силу приказ МНС России от 17.10.2003 N БГ-3-06/547 «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (Российская газета, N 250, 10.12.2003; зарегистрирован в Минюсте России 13.11.2003, регистрационный N 5227).

3. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Т.В. Шевцову.

Руководитель
Федеральной налоговой службы

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2005 г.

Регистрационный N 6941

Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе следующие должностные лица налоговых органов: руководящий состав ФНС, ее межрегиональных инспекций, управлений, инспекций, государственные налоговые инспекторы, а также должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

Приказ Федеральной налоговой службы от 2 августа 2005 г. N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2005 г.

Регистрационный N 6941

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 августа 2005 г. N 35

Столичный парламент проведет ревизию статей Кодекса города Москвы об административных правонарушениях

В рамках заседания комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам состоялся круглый стол «Практика правоприменения отдельных статей КоАП города Москвы по итогам 2019 года: статистика, вопросы эффективности, предложения по совершенствованию административного законодательства».

« Федеральный КоАП – закон , в который вносится наибольшее количество изменений . Столичный парламент также планомерно работает над совершенствованием городского административного законодательства . Для того чтобы эта работа была эффективной , нам необходимо получить обратную связь от правоприменителей .

Новый созыв Мосгордумы должен понимать , над чем нам работать в сфере административного законодательства . Проанализируем количество составленных протоколов , суммы взысканных средств и наиболее часто совершаемые правонарушения . Обсудим , каких составов правонарушений недостает , а какие нормы избыточны . Рассмотрим возможность и целесообразность более широкого использования средств фото — и видеофиксации нарушений, и существуют ли ограничения для их использования . Рассчитываю , что в скором времени мы устраним законодательное препятствие , не позволяющее органам внутренних дел администрировать нарушения , регламентируемые КоАП » .

Врио начальника Правового управления ГУ МВД России по городу Москве Михаил Позднов:

«Восемь статей КоАП непосредственно администрируют нарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Вместе с тем, согласно федеральному законодательству, органы внутренних дел оформляют протоколы только в случае передачи им соответствующих полномочий от органов исполнительной власти. В связи с тем что отсутствует соглашение между ГУ МВД по Москве и Правительством Москвы, мы не всегда полномочны осуществлять данную работу. Тем не менее на обращения граждан реагируем и выезжаем.

Одно из самых массовых административных правонарушений связано с несоблюдением закона о тишине. Сотрудники патрульно-постовой службы либо участковые уполномоченные отработали в текущем году более 10 тыс. вызовов. Протоколы, как я ранее сообщил, составлять в данном случае не уполномочены. Зачастую применяем другие составы: мелкое хулиганство или неповиновение законным требованиям полиции».

Заместитель руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Кирилл Малышкин :

«Согласен с тем, что необходимо вносить изменения в столичное законодательство и заключать соглашение между Правительством Москвы и правоохранителями. Проблема актуальная. Департамент рассматривает большое количество жалоб со стороны жителей Москвы на то, что правонарушения не устраняются. Много повторности. Полиция приезжает на место, но, если нарушитель двери не открывает, зафиксировать факт не может».

Заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, статс-секретарь Вагиф Мирмовсум :

«Существует правовой пробел в вопросе требований к обустройству на придомовой территории площадок для пожарной техники. Их необходимость не подвергается сомнению, поскольку позволяет оперативно провести эвакуацию жильцов. В 2015 году из федерального законодательства была изъята норма, устанавливающая требования к площадкам. Взамен были утверждены методические рекомендации, но в них не установлена ответственность за нарушения этих рекомендаций. В результате проблема усугубляется. Зачастую некуда поставить пожарную лестницу, потому что все заставлено машинами. Необходимо устранять отсутствие правового регулирования, тогда можно будет применять соответствующие статьи КоАП».

Начальник Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Олег Лыжников :

«Наше управление администрирует 43 статьи КоАП Москвы. По статье, регламентирующей разведение костров на особо охраняемых природных территориях, привлечено 740 лиц. Требуется поддержка полиции. За нарушения складирования снега на озелененных территориях за прошедший сезон к административной ответственности привлечено 129 лиц. Предъявлено штрафов на сумму порядка 30 млн рублей.

Предлагаем расширить круг уполномоченных лиц, которые могут составлять и рассматривать административные протоколы. Кроме того, считаем необходимым включить в состав санкций такую меру, как приостановление деятельности при повторном правонарушении. Целесообразно ввести также предупреждение ввиду несоразмерности санкций масштабу ряда нарушений».

Заместитель начальника Московской административной дорожной инспекции Анатолий Сорокин :

«С июля 2016 года инспекция администрирует правонарушения по статье 8.25 «Размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями». Для этого составляем протоколы либо на месте, либо по материалам фото- и видеофиксации. Привлечено 76,5 тыс. нарушителей, оставляющих свои машины на газонах, цветниках, парковых территориях, внесенных в реестр зеленых насаждений. В этом нам оказывает содействие приложение «Помощник Москвы». Было решение Верховного суда РФ, по результатам которого приложение было доработано, сейчас проблем в правовом поле нет. Штраф для граждан по этой статье КоАП составляет до 5 тыс. рублей, для юридических лиц – до 300 тысяч».

Читайте так же:  Ответственность за видеосъемку без разрешения снимаемого лица в 2020 году

Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству , регламенту , правилам и процедурам предложил всем участникам круглого стола направить письменные предложения по совершенствованию КоАП Москвы . « Будем эту работу активизировать . Вы знаете , что появилась новая концепция федерального КоАП . Депутаты Мосгордумы также намерены провести слушания по этой теме . Нам необходимо провести ревизию всех статей столичного Кодекса и обновление административного законодательства » , – подвел итог Александр Семенников .

Вопрос: Полномочен ли заместитель руководителя городской (районной) налоговой инспекции выносить постановления о назначении административного наказания в виде штрафа за административные правонарушения валютного законодательства, предусмотренные ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях? (Консультация эксперта, МНС РФ, 2003)

Вопрос: Полномочен ли заместитель руководителя городской (районной) налоговой инспекции выносить постановления о назначении административного наказания в виде штрафа за административные правонарушения валютного законодательства, предусмотренные ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях?
Ответ: В соответствии с ч.2 ст.23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — Кодекс) рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов валютного контроля вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, и его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, и их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
Исходя из изложенного, в данном случае право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.25 Кодекса, предоставлено только руководителю налогового органа. Заместитель руководителя налогового органа такими полномочиями не наделен.
С.В.Гладилин
Советник налоговой службы РФ
III ранга
26.06.2003

Против штрафа используйте протокол

Допустили нарушение, и теперь инспекторы хотят вас за это оштрафовать? Раньше времени не расстраивайтесь. Внимание обратите на то, как налоговики оформили нарушение. Их промахи спасают от наказания.

Прежде всего имейте в виду: налагать административный штраф налоговая вправе лишь в отношении ККМ и порядка ведения кассовых операций (ст. 23.5 КоАП РФ). В остальных случаях контролеры вынуждены обращаться с иском в суд. К примеру, так обстоит дело с ответственностью за «непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» (ст. 15.6 КоАП РФ). Или, скажем, если вас лично захотят привлечь за «нарушение сроков представления налоговой декларации» (ст. 15.5 КоАП РФ).

Главный документ, на основании которого будут решать: штрафовать или нет, – это протокол. Именно он доказывает (или не доказывает) вину. Этот документ должен составить инспектор по итогам проверки. Отсутствие протокола – наилучшее стечение обстоятельств, чтобы уйти от штрафа (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 февраля 2004 г. № Ф08-5224/2003-03А).

Практика показывает, что судьи довольно трепетно относятся к его оформлению. Казалось бы, незначительная формальная неточность, и санкции аннулируют, несмотря на то что нарушение, как говорится, налицо. Поверьте, далеко не каждый протокол рядовые инспекторы составляют идеально. На этом вы можете сыграть, ведь у вас будет копия этого документа. Рассмотрим типичные ошибки при его составлении.

Ошибка первая: инспектор не указал в протоколе дату составления. Думаете, это несерьезно? Оказывается, серьезно. Дело в том, что статья 28.5 КоАП ясно указывает, что «протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения». Отсутствие даты суд расценивает как «нарушение процедуры привлечения к административной ответственности». Что и позволит вам уйти от наказания (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2004 г. по делу № Ф04/1341-353/А45-2004).

Ошибка вторая: из протокола не видны обстоятельства нарушения. Случается и такое. Инспекторы порой забывают в документе указать конкретные события (историю), время и место «злодеяния». А ведь именно этого требует статья 28.2 КоАП. К примеру, если в протоколе напишут лишь «фирма нарушила валютное законодательство», этого окажется мало. В этом случае судья расценит, что порядок составления протокола нарушен существенно. Результат все тот же – штраф отменяется (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2003 г. № Ф09-4396/03-АК).

Ошибка третья: не прописан сам факт нарушения. Так, зачастую инспекторы, описывая нарушение, ограничиваются довольно общей формулировкой. Например, «сведения декларации искажены». И при этом не поясняют, какие именно данные бухгалтер указал неправильно. Как вы понимаете, такой прокол инспекторов тоже в вашу пользу (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2002 г. по делу № А55-22568/01-11).

Ошибка четвертая: контролеры не представили протокол на подпись нарушителю. Хотя следовало бы. Статья 28.2 КоАП ясно дает понять, что этот документ должен быть подписан тем, кто совершил правонарушение (кассиром или бухгалтером). Однако это простое правило контролеры иногда игнорируют. Случается, что до суда доходят протоколы, вообще никем не подписанные. Такое обстоятельство, как подчеркивают арбитры, «лишает протокол доказательственной силы» (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2004 г. по делу № Ф09-651/04-АК). Разумеется, ставить свой автограф вы можете отказаться. Тогда налоговики должны сделать отметку об этом в протоколе. Правда, ее может и не быть. В этом случае вы должны сами подтвердить, что отказались подписывать документ. Если все эти формальности соблюдены, никакого нарушения в составлении этого протокола нет.

Ошибка пятая: составляя протокол, контролеры не позвали представителя фирмы (руководителя или доверенное лицо). Это значит, что «организации» не разъяснили ее права и обязанности. Следовательно, привлечь ее к ответственности не удастся (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2001 г. по делу № А26-5108/

00-02-07/323). К месту будет рассказать об одной хитрости, которую используют в отношении штрафов по ККМ. Суть ее в следующем. Своему сотруднику выдайте доверенность, где будет сказано: «Доверенное лицо вправе представлять интересы фирмы при проведении налогового контроля независимо от его формы, а также времени и места проведения». Пусть протокол подпишет именно он. Ну а после того, как вашу фирму оштрафуют, можете эти санкции с легкостью опротестовать. Дело в том, что проверка ККМ налоговым контролем отнюдь не является (ст. 82 НК РФ). На такую «удочку» инспекторы ловятся довольно часто. Свидетельство тому – постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2004 г. по делу № А52/2551/2003/2.

Читайте так же:  Отпуск по беременности и родам предоставляется продолжительностью в 2020 году

Итак, перечисленные выше ошибки налоговых инспекторов касаются только формы протокола. Согласитесь, их не так уж мало. Однако это еще не все нарушения, которые могут оказаться в этом документе. Перейдем к более существенным ошибкам инспекторов.

Даже если протокол составлен правильно, это не означает, что вас оштрафуют. Есть и другие обстоятельства, которые позволят вам не платить административный штраф.

Бывает, что к документальному оформлению результатов проверки контролеры подходят творчески. Например, чтобы зафиксировать «злодеяние», они могут составить некий акт (к примеру, «акт проверки закона о применении ККМ»). Затем, чтобы рассмотреть выявленные нарушения, вызывают представителя фирмы «на ковер» и составляют протокол. Скажем сразу, такой документ, как акт, административным законодательством не предусмотрен. Заменить им протокол нельзя. Значит, составленный потом протокол скорее всего будет признан недействительным. Ведь он, как уже отмечалось выше, должен быть оформлен в день, когда нарушение обнаружено.

Обратите внимание: такой позиции придерживаются не все судьи. Примером положительного решения служит постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2004 г. по делу № А56-19257/03. Здесь судьи посчитали, что инспекция без обоснованной причины нарушила сроки составления протокола. Так как акт проверки, который составили контролеры, не предусмотрен законодательством. Результат – постановление о штрафе было отменено.

Есть и отрицательные судебные решения. Так, арбитры Западно-Сибирского округа посчитали, что «нарушение сроков составления протокола не является безусловным основанием для признания его недействительным» (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2004 г. по делу № Ф04/2186-814/А27-2004). При этом неважно, составили контролеры акт проверки или нет. Суд указал, что привлечь фирму к ответственности можно в течение двух месяцев после того, как инспекторы выявят нарушение (ст. 4.5 КоАП РФ).

Надо сказать, закон в строго определенных случаях все же дает налоговикам право составить протокол позже (не в день, когда нарушение обнаружено). Во-первых, когда требуется провести экспертизу: в этом случае протокол надо составить непосредственно после ее проведения. Во-вторых, когда проверяющему требуется время для выяснения обстоятельств дела или не хватает информации о фирме: тогда отсрочка составляет два дня (ст. 28.5 КоАП РФ). Иногда инспекторы злоупотребляют этим правом и тянут время под видом расследования. Если такой факт всплывет в суде, арбитры однозначно признают решение налоговиков о штрафе незаконным (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2003 г. по делу № А58-1497/03-Ф02-4490/03-С1).

Лев Лялин, зав. филиалом № 82 «Эгида» Московской областной коллегии адвокатов, г. Москва:

«Имейте в виду, дела об административных нарушениях могут рассматривать только руководители инспекций. Это следует из статьи 23.5 КоАП. Значит, именно они и должны подписывать протокол. На практике эта норма нарушается практически постоянно. Ведь здесь нужно учесть и тот факт, что в ряде случаев сам протокол должен быть подписан в день, когда нарушение обнаружено. Поэтому, если дело все же дойдет до суда, обратите внимание арбитров на статьи 210 и 211 Арбитражно-процессуального кодекса. Ведь именно они требуют проверить, соблюден ли порядок привлечения фирмы к административной ответственности и имеют ли достаточные полномочия проверяющие (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 февраля 2004 г. по делу № А78-3228/03-С2-9/163-Ф02-4598/03-С1)».

Когда вызов в налоговую незаконен: реальные примеры, когда можно проигнорировать уведомление

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован. Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах.

Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.

Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

«Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО «Ромашка» в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 — 113 «Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период»».

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса, а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала — прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила — 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила — 0 руб.»

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, – это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Читайте так же:  Порядок предоставления свиданий осужденным к лишению свободы в 2020 году

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.

В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.

Протокол об административном правонарушении налоговой инспекции в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 июня 2019 г. № СА-4-7/11762 О полномочиях налоговых органов возбуждать производство по делам об административных правонарушениях

Федеральная налоговая служба в целях повышения качества и эффективности работы территориальных налоговых органов, связанной с применением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), сообщает следующее.

Налоговые органы уполномочены возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1, 14.1.1, 14.1.1-1, 14.19, 14.23, 14.25, 14.27, 14.5, 15.1, 15.13, 15.23.1, 15.25, 15.27, 15.3, 15.4, 15.7, 15.9 КоАП РФ, в том числе как органы валютного контроля, органы осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Анализ судебной практики по оспариванию постановлений налоговых органов о привлечении к административной ответственности показал, что основными причинами признания судом постановлений налоговых органов незаконными явились: нарушение процедуры привлечения к административной ответственности; непредставление суду достаточных доказательств совершения лицом административного правонарушения, несмотря на то, что такие доказательства имеются в распоряжении налогового органа; неверная квалификация действий (бездействий) привлекаемого лица; вынесение постановления о назначении административного наказания после истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

В связи с вышеизложенным и в целях повышения качества административных материалов, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить проверку правовыми подразделениями материалов дел об административных правонарушениях на соответствие действующему законодательству, достаточности доказательственной базы, а также визирование административных материалов правовыми подразделениями.

Действительный
государственный советник РФ
2-го класса
С.А. Аракелов

Обзор документа

ФНС сообщает, по каким делам об административных правонарушениях налоговые органы уполномочены возбуждать производство, в том числе как органы валютного контроля, органы госрегистрации юрлиц и ИП.

Основными причинами признания судом постановлений налоговых органов незаконными явились:

— нарушение процедуры привлечения к административной ответственности;

— непредставление суду достаточных доказательств совершения правонарушения;

— вынесение постановления после истечения срока давности привлечения к ответственности.

Руководителям управлений ФНС поручено проверить, как ведутся дела об АП.

Кто составляет административный протокол

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административный протокол

Утвержден новый перечень должностных лиц, уполномоченных от имени налоговых органов составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях. Из комментария вы узнаете не только об изменениях в составе должностей, но и о том, какие именно правонарушения находятся в компетенции налоговиков.

Опубликованный документ (далее — приказ № САЭ-3-06/354) содержит Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее — Перечень). Но прежде чем рассмотреть его, выясним, по каким именно правонарушениям налоговики вправе составлять протоколы, собирать материалы и штрафовать организации, их должностных лиц, а также предпринимателей.

Все административные правонарушения, находящиеся в компетенции налоговых органов, можно разделить на две группы — с точки зрения последствий.

Первая группа — это нарушения, которые налоговики могут выявить и зафиксировать в протоколе, а взыскать штраф по ним может только суд. Список таких деяний вы найдете в пункте 5 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Например, это грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ) или нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Вторая группа — нарушения, которые «от и до» подпадают под контроль налоговых органов. Такие нарушения содержатся в части 1 статьи 23.5 КоАП РФ. По ним проверяющие составляют протоколы (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), после чего рассматривают материалы и выносят постановление о привлечении к административной ответственности (о наложении штрафа). В качестве примера приведем торговлю за наличный расчет без ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ).

Нарушения, которые могут попасть под внимание налоговиков, мы обобщили ниже. Обратите внимание: налоговики вправе составлять протоколы и рассматривать дела и по некоторым другим составам, помимо указанных в части 1 статьи 23.5 и пункте 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Дело в том, что в КоАП РФ есть еще и статьи, в которых налоговый орган прямо не поименован, но подразумевается. То есть сказано, что составлять протокол может федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в той или иной области. И при этом контроль за этой областью передан налоговикам.

Например, в полномочия ФНС России входит контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за соблюдением валютного законодательства РФ.

Поэтому в этих сферах налоговики вправе выявлять и фиксировать административные правонарушения (п. 64, 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). А в ряде случаев — и штрафовать по ним (ст. 23.50, 23.60 КоАП РФ).

Читайте так же:  Оплата дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день в 2020 году

По некоторым правонарушениям налоговики вправе привлечь к административной ответственности только должностных лиц организации (руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и др.), но не ее саму. Например, это касается таких составов, как несвоевременная сдача налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ) или нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ). Саму организацию в таких случаях тоже оштрафуют, но уже по статье 119 или 116 Налогового кодекса РФ. При этом налоговики будут руководствоваться процедурой привлечения к ответственности, прописанной именно в НК РФ, а не в КоАП РФ.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливает соответствующий федеральный орган исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ). Следовательно, перечень правомочных сотрудников налоговых органов должна утверждать ФНС России. Раньше он содержался в приказе МНС России № БГ-3-06/547. Приказ № САЭ-3- 06/354 его отменил и утвердил новый.

Существенных изменений не произошло. Как и прежде, Перечень исчерпывающий. Поэтому лица, которые в нем не указаны, подписывать протоколы не вправе. Перечень говорит, кто может составлять протоколы от лица инспекции, регионального управления, межрегиональной инспекции и ФНС России.

Например, в «местных» инспекциях право подписывать протоколы осталось у руководителя инспекции, начальника отдела и их заместителей, главного и старшего государственного налогового инспектора, государственного налогового инспектора. А также у сотрудников, которые проводят контрольное мероприятие (их должности, звания и Ф. И. О. должны быть в постановлении о назначении проверки или ревизии). В управлениях по субъектам РФ и в межрегиональных инспекциях составлять протоколы могут такие же должностные лица, только вместо руководителя инспекции — соответственно руководитель управления и межрегиональной инспекции.

А вот должности центрального аппарата ФНС России немного отличаются от прежнего списка. Но как пояснили редакции «ДК» в Минфине России, причина различий — в нынешней структуре налоговых органов. Например, вместо министра РФ по налогам и сборам в новом перечне указана должность руководителя ФНС России. Кроме того, некоторых прежних министерских должностей в структуре ФНС России просто больше нет (руководителя департамента, начальника отдела в управлении (департаменте), главного (старшего) государственного налогового инспектора и др.).

Если подпишет неуполномоченное лицо

В течение суток с момента составления налоговики обязаны направить протокол для принятия решения о привлечении к ответственности (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). В зависимости от того, в чей компетенции находится рассмотрение соответствующего дела, протокол передается в суд или руководителю налогового органа.

Они подготавливают дело к рассмотрению, в ходе чего обязаны проверить, в том числе и правильность составления протокола (ст. 29.1 КоАП РФ, п. 7 постановления Пленума ВАС РФ № 10, п. 4, 5 постановления Пленума ВС РФ № 5). И если они выявят, что протокол составили неуполномоченные лица (не упомянутые в Перечне), то вернут его и все материалы дела обратно контролерам для устранения недостатков (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ). Если налоговики не исправят ошибки, то протокол нельзя брать за основу при привлечении к административной ответственности. Ведь он является документом, который подтверждает, что лицо совершило административное правонарушение. А доказательства, полученные с нарушением установленного порядка, использовать запрещено (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). А что будет, если судья или руководитель налогового органа выявит, что протокол подписан неуполномоченным лицом не на стадии подготовки, а уже в процессе рассмотрения дела?

Пленум ВАС РФ обязал суды в таких ситуациях принимать решение об отказе в привлечении к административной ответственности (п. 7 постановления № 10). И это правильно — ведь в таком случае факты, изложенные в протоколе, нельзя использовать для привлечения к ответственности, так как документ составлен с нарушением процессуальных норм.

Однако некоторые суды руководствуются не пунктом 7, а пунктом 10 того же постановления № 10. В нем Пленум ВАС РФ пояснил, что нарушение процессуальных норм влечет отказ в удовлетворении требований налоговиков только тогда, когда оно является существенным и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. К примеру, следуя именно этому разъяснению, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа посчитал, что изготовление протокола неуполномоченным лицом не препятствует привлечению к административной ответственности (постановление по делу № Ф04-1036 (9207-А70-3)). По нашему мнению, такие судебные решения следует оспаривать со ссылкой на пункт 7 постановления № 10.

Особенности обжалования постановлений инспекций по делам об административных правонарушениях

Особенности обжалования постановлений инспекций по делам об административных правонарушениях

Срок подачи жалобы — десять суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Жалоба направляется в инспекцию, которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении и которая обязана в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области (п. 1 ст. 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях), либо непосредственно в Управление (п. 3 ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю (ст. 30.5, п. 2 ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При несогласии с актом налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля

Жалобы на акт камеральной или выездной налоговой проверки или акт, составленный по итогам иных мероприятий налогового контроля, не подаются.

На указанный акт налогоплательщиком могут быть представлены письменные возражения, направляемые в инспекцию.

Возражения на акт налоговой проверки подлежат направлению в течение 15 рабочих дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ), на акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 30 рабочих дней со дня получения, а на акт по итогам иных мероприятий налогового контроля – в течение 10 рабочих дней со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

При несогласии с протоколом по делу об административном правонарушении

Жалоба на протокол по делу об административном правонарушении не подается. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (п. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Новый КоАП РФ ограничил права налоговиков

АРБИТРАЖ
В. ШИЛКИНА,
редактор-эксперт

С 1 июля 2002 года вступил в действие новый Кодекс об административных правонарушениях. Теперь оштрафовать руководителя фирмы или главного бухгалтера за налоговые нарушения налоговики не вправе.

Налоговые нарушения, за которые предусмотрен административный штраф

Читайте так же:  Параметры теплового узла согласно температурного графика в 2020 году

Вот за какие налоговые нарушения установлена ответственность в Кодексе об административных правонарушениях:

Нарушение Статья Штраф
Фирма нарушила сроки постановки на учет в налоговой инспекции или внебюджетном фонде(при этом дея- тельность фирма не вела) 15.3 (ч. 1) от 500 до 1000 руб.
Фирма вела деятельность без постановки на учет в налоговой инспекции или внебюджетном фонде 15.3 (ч. 2) от 2000 до 3000 руб.
Фирма не представила вовремя сведения об открытии и закрытии счета в банке 15.4 от 1000 до 2000 руб.
Фирма не представила вовремя налоговую декларацию 15.5 от 300 до 500 руб.
Фирма не представила в налоговую инспекцию документы и другие сведения, необходимые для налогового контроля 15.6 от 300 до 500 руб.
Фирма нарушила правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (данные искажены не менее чем на 10%) 15.11 от 2000 до 3000 руб.

Как оформляется административное нарушение
Обнаружив у вас какое-либо из налоговых нарушений, инспекторы составляют протокол. Вот пример протокола:

ПРОТОКОЛ № 0178965
об административном правонарушении

«15» августа 2002 г. г. Москва
Старший госналогинспектор Смирнов А.Ю.
(Ф.И.О., должность, чин сотрудника налогового органа, составившего протокол)
госналогинспектор Петров Л.Д.
инспекции МНС России № 5 ЦАО г. Москвы составили настоящий протокол:

СУЩЕСТВО ПРАВОНАРУШЕНИЯ:
12 августа 2002 года главный бухгалтер ООО «Пассив» Николаев В.А. с нарушением сроков представил в инспекцию МНС России № 5 ЦАО г. Москвы декларацию по налогу на добавленную стоимость за период с 1 по 30 июня 2002 года в результате чего был(и) нарушен(ы): пункт 2 статьи 163 и пункт 5 статьи 174 главы 21 части второй
Налогового кодекса РФ
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 15.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
Факт нарушения удостоверяется актом камеральной проверки от 15 августа 2002 г. № АБ-4

(перечислить прилагаемые документы, подтверждающие данные нарушения)

СВЕДЕНИЯ О ПРАВОНАРУШИТЕЛЕ
Фамилия, имя, отчество Николаев Виктор Алексеевич
Год рождения 1956 Место работы, должность ООО «Пассив», ул. Малая Сухаревская, д. 13, главный бухгалтер
Семейное положение холост Размер заработной платы 2300 рублей
Место жительства г. Москва, ул. Осенняя, д. 5, кв. 57
Подвергался ли ранее административным взысканиям нет

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ
Я, Николаев Виктор Алексеевич, не представил вовремя декларацию по НДС, так как находился на лечении в стационаре
Мне разъяснено, что в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ я имею право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; присутствовать при рассмотрении дела, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ Николаев В.А.
(подпись Ф.И.О. правонарушителя)
Протокол составлен в присутствии свидетелей (при необходимости):

(Ф.И.О., место постоянного жительства, место работы, должность)
(подпись)

Николаев В.А.
(подпись нарушителя) (Ф.И.О. нарушителя)

Протокол подписать отказался

ст. госналогинспектор Смирнов А.Ю.
(должность составителя протокола) (подпись) (Ф.И.О. составителя)
госналогинспектор Петров Л.Д.
(должность составителя протокола) (подпись) (Ф.И.О. составителя)
Копию настоящего протокола получил Николаев В.А.
(подпись Ф.И.О. нарушителя)

(отметка в случае отказа нарушителя получить протокол)

Как принимается решение о наложении штрафа
В течение суток с момента составления протокола инспекторы должны направить его судье (мировому судье).
Закон дает судье 15 дней, чтобы рассмотреть дело.
Помните: вы имеете право присутствовать на рассмотрении дела (ст. 25.1 КоАП). Решение о привлечении вас к ответственности незаконно, если оно принято в ваше отсутствие. Исключение составляют случаи, когда судья известил вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.
Если вы не можете прийти на рассмотрение дела, попросите судью отложить его. Для этого подайте письменное ходатайство на имя судьи, который будет рассматривать ваше дело.

Рассмотрев материалы дела, судья решает:

  • назначить административное наказание;
  • прекратить производство по делу.

Решение судья выносит в форме постановления.
Если административный штраф за налоговые нарушения назначил не судья, а руководитель инспекции или его заместитель, суд признает это незаконным.
Помните: судья не может вас оштрафовать, если с момента налогового нарушения прошло более года (срок давности привлечения к административной ответственности по налоговым нарушениям).
Копию постановления вам должны вручить под расписку сразу по окончании рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней после вынесения постановления (ст. 29.11 КоАП).
Имейте в виду: оштрафовать вас судья вправе только по той статье, которая указана в протоколе об административном правонарушении. Если в протоколе указана одна статья, а оштрафовали вас по другой, обжалуйте такое решение. У вас есть все шансы выиграть дело.

Как исполнять постановление о наложении штрафа
Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней после его вынесения. В течение этого срока вы можете обжаловать его в районный суд.
Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если вы этого не сделаете, судья направит копию постановления в вашу фирму, чтобы удержать штраф из заработной платы и других доходов.
Имейте в виду: по закону при каждой выплате заработной платы с вас не могут удержать более 50 процентов заработка, уменьшенного на сумму налога на доходы физических лиц (ст. 138 Трудового кодекса).
Если удержать штраф из зарплаты невозможно (например, вы уволились), постановление направляется судебному приставу.
Пристав обращает взыскание на имущество нарушителя.
В первую очередь он арестовывает денежные средства, находящиеся в банках (сведения о счетах получает от налоговой инспекции). Если нужно, пристав изымает и наличные деньги, обнаруженные у нарушителя.
Если денег нет или их недостаточно, пристав-исполнитель обращает взыскание на имущество нарушителя. При этом нарушитель вправе указать приставу, какое имущество изъять в первую очередь.

Обратите внимание: пристав-исполнитель не может, например, обратить взыскание:

  • на квартиру нарушителя, если для него и членов его семьи это единственное место для проживания;
  • на предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
  • на имущество, необходимое для профессиональных занятий нарушителя, за исключением предметов, стоимость которых превышает 10 000 рублей.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Полный перечень дан в статье 446 нового Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Протокол об административном правонарушении налоговой инспекции в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here