Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться в 2020 году

Самое важное в статье: "Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Информация Министерства культуры РФ от 12 августа 2013 г. “О фильмах, перешедших в общественное достояние”

Министерство культуры Российской Федерации считает необходимым довести до сведения всех заинтересованных лиц следующую информацию.

Согласно части второй статьи 6 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», с 01 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

Данное положение распространяется на фильмы как отечественных, так и иностранных производителей.

Исходя из этого, на сегодняшний день фильмы, созданные в 1941 году и ранее, считаются перешедшими в общественное достояние. Права на фильмы, снятые после 1941 года, принадлежат студиям-производителям, их правопреемникам, лицензиатам.

В этой связи юридические и физические лица не вправе осуществлять использование фильмов, снятых после 1941 года, без согласия студий-производителей или уполномоченных ими лиц (правопреемников, лицензиатов).

Поскольку в силу статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации положения федерального закона имеют приоритет над актами органов государственной власти, прокатные удостоверения, выданные ранее на фильмы отечественного и зарубежного производства 1942 — 1973 годов как на фильмы, перешедшие в общественное достояние, утратили свою юридическую силу.

Обзор документа

С 1 января 2008 г. авторское право юрлиц, возникшее до 3 августа 1993 г. (т. е. до вступления в силу Закона об авторском праве и смежных правах), прекращается по истечении 70 лет с момента обнародования произведения (если оно не было обнародовано — со дня создания).

Данное правило распространяется на фильмы как отечественных, так и иностранных производителей.

Таким образом, фильмы, созданные в 1941 г. и ранее, считаются перешедшими в общественное достояние. Права на фильмы, снятые после 1941 г., принадлежат студиям-производителям, их правопреемникам, лицензиатам.

Минкультуры России разъясняет следующее. Фильмы, снятые после 1941 г., нельзя использовать без согласия студий-производителей или уполномоченных ими лиц.

Положения федерального закона имеют приоритет над актами органов госвласти. Поэтому прокатные удостоверения, выданные ранее на фильмы отечественного и зарубежного производства 1942-1973 гг. как на фильмы, перешедшие в общественное достояние, утратили свою юридическую силу.

Статья 28. Общественное достояние

Статья 28. Общественное достояние

1. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.

Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.

2. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 15 настоящего Закона).

3. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

>
Переход авторского права по наследству
Содержание
Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 1425. Переход селекционного достижения в общественное достояние

1. После прекращения действия исключительного права селекционное достижение переходит в общественное достояние.

2. Селекционное достижение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения за использование.

Комментарий к ст. 1425 ГК РФ

1. Комментируемая статья, посвященная переходу селекционного достижения в общественное достояние, представляет собой редкий пример абсолютного новшества в праве на селекционное достижение, впрочем, как и в патентном праве (см. комментарий к ст. 1364 ГК РФ).

Обычно в законодательствах отсутствуют нормы о переходе указанных объектов в общественное достояние. Это прерогатива науки патентного права, когда констатируют, исходя из существа правоотношений, что с окончанием срока действия патента любое лицо может беспрепятственно использовать его предмет.

2. Комментируемая статья — явное заимствование из сферы авторского права, причем в усеченной форме.

Переход произведения в общественное достояние регламентирован в ст. 1282 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), статья сходного содержания присутствовала также в ранее действовавшем Законе РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 28).

С переходом произведения в общественное достояние связан широкий круг вопросов, что, собственно, и оправдывает наличие этой нормы в ГК РФ, например вопросы охраны авторства, имени автора, неприкосновенности произведения, обнародования любым лицом необнародованного произведения.

Большинство упомянутых выше вопросов не возникают в праве на селекционное достижение, поэтому правовое регулирование, предусмотренное в комментируемой статье, ограничено, по сути, констатацией очевидных фактов.


3. В пункте 1 комментируемой статьи указано, что по истечении срока действия исключительного права селекционное достижение переходит в общественное достояние.

Вполне очевидно, что при этом прекращает свое действие патент, удостоверяющий исключительное право.

Однако в комментируемом пункте ничего не сказано о личных неимущественных правах автора селекционного достижения.

Логично предположить, что право авторства не прекращается по истечении исключительного права на селекционное достижение. Оно принадлежит автору в течение его жизни. После смерти автора охрана авторства осуществляется наследниками автора, их правопреемниками, другими заинтересованными лицами.

4. Правовой режим селекционного достижения, перешедшего в общественное достояние, определен в п. 2 данной статьи.

Такие объекты могут свободно (т.е. без получения согласия или разрешения какого-либо лица) использоваться на территории России. При этом не предусмотрена выплата никакого вознаграждения, в том числе в форме каких-либо отчислений.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

Общественное достояние (Public domain) — это правовой режим существования творческих произведений, при котором исключительные имущественные права истекли либо никогда не возникали, что позволяет использовать (в т.ч. копировать, распространять и видоизменять) произведения любым лицом без каких либо ограничений и без выплаты вознаграждения бывшим правообладателям. При этом, личные неимущественные права авторов произведений (авторство, имя автора и неприкосновенность произведения) должны неукоснительно соблюдаться, несмотря на истечение сроков охраны имущественных прав.

Сроки перехода произведений в общественное достояние отличаются в различных странах в зависимости от национального законодательства, однако в подавляющем большинстве случаев произведения переходят в общественное достояние не ранее 70 лет с момента смерти автора. В условиях стремительно развивающихся технологий и возможностей для творческого труда произошел резкий скачок количества ежегодно создаваемых произведений, однако чрезмерный срок охраны исключительных прав сегодня представляется несправедливым как для Интернет сообщества пользователей, так и для артистов, которые занимаются новыми формами творчества. Кроме того, последние исследования в области авторского права позволяют сделать однозначный вывод, что снятие избыточной защиты произведений не может существенно повлиять на развитие контент-бизнеса.

Читайте так же:  Являются ли персональные данные конфиденциальной информацией в 2020 году

Очевидно, что в информационную эпоху развития человечества приоритетом в государственной политике в области авторского и информационного права должно стать расширение доступа к культурным ценностям и знаниям. Охрана интересов бизнеса должна быть вторична по отношению к этому основному благу человечества.

Кроме того, избыточный срок охраны авторских прав существенно ограничивает использование сиротских произведений, UGC контента, а также произведений, в отношении которых автор не настаивает на своем исключительном использовании.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США:

Переход произведений в общественное достояние по законодательству США

Согласно законодательству об авторском праве, действующему в США, произведения, опубликованные до 01 января 1923 г. на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием, однако если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Указанное положение было введено в законодательство США после принятия в 1994 году поправок к закону об авторском праве после заключения международного Соглашения уругвайского раунда (URAA), которое фактически стало основой для перехода от ГАТТ к ВТО. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 1 января 2019 г. Произведение, опубликованное после 1 января 1923 года, обычно переходит в общественное достояние, если оно было опубликовано более 95 лет назад или его автор умер более 70 лет назад. В соответствии с указанными поправками ряд зарубежных произведений лишались статуса общественного достояния для обеспечения вступления в силу соглашений ТРИПС. Фактически, указанный закон вернул под охрану копирайта тысячи зарубежных произведений, включая сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, фильмы Феллини и Хичкока, книги Вирджинии Вульф, картины Пикассо и др., которые на тот момент уже находились под режимом общественного достояния.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Переход произведения в общественное достояние по российскому законодательству мало чем отличается от законодательства США, т.к. нормы ФЗ “Об авторском праве, а позже и положения 4-ой части ГК были приняты много позже принятие соотвествующего американского законодательства, а потому почти зеркально повторяют их. Согласно ст. 1281-1282 ГК РФ произведение переходит в общественное достояние, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Наибольшее количество вопросов вызывает сегодня правовой статус произведений советского периода. Так, Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации — к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии до принятия первого закона об авторском праве — Статута Королевы Анны 1709 г., который впервые ограничил срок исключительных прав для издателя. Такое положение вполне вписывалось в политику советского режима. Вредный эффект от вечного копирайта не ограничивал общественное достояние в стране где не было частной собственности

Однако, многие произведения культуры и науки, созданные в советский период до сих пор охраняются исключительными правами, и не могут быт переданы в общественное достояние в связи с тем, что в 2006 г. был принят новый Гражданский кодекс, а Федеральным законом Российской Федерации от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» задним числом был продлен срок охраны исключительных прав на советский репертуар. Таким образом, в отношении почти всех культурных достояний советского прошлого было установлено правило, согласно которому в случае, если 50-летний срок охраны (минимальный срок охраны, установленный Бернской конвенции) не окончился к 1 января 1993 года, то авторское право подлежит охране в течение 70 лет с момента смерти автора (как это установлено в 4-ой части ГК РФ).

Вместе с тем, авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

Эта статья Вводного закона к ГК и стала причиной того, что считающиеся общественным достоянием советского периода фильмы и музыка оказались внезапно под действием копирайта, а права на них стали принадлежать различным юр. лицам, своевольно управляющим ими и получающими доход от их использования.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕФОРМЕ

1. Внести изменения в ст. 6 ФЗ 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ “О введении в действии части четвертой ГК РФ”, указав, что сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда 25-летний срок охраны действия авторского права или смежного права после смерти автора и 25 летний срок охраны с момента публикации произведений (в случае если оно принадлежало организации) не истек к 1 января 1993 года. Это позволит установить режим общественного достояния для произведений, созданных в СССР, срок охраны которых (25 лет) истек ко времени принятия закона об авторском праве 1993 года;

2. Внести изменения в Гражданский кодекс, изложив ст. 1298 ГК РФ в следующей редакции ”произведения науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, а также произведения, созданные сотрудниками государственных органов в связи с исполнением служебных обязанностей (служебные произведения), переходят в общественное достояние с момента их создания”.

3. Внести изменения в ст.7 Бернской Конвенции 1886 г., указав, что срок охраны, предоставляемый Конвенцией, составляет 20 лет начиная с даты первого выпуска в свет данного произведения. Автоматически срок охраны исключительных прав на произведение устанавливается на 5 лет с момента публикации. Срок охраны может быть продлен на 5 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Для дальнейшей пролонгации срока охраны произведения правообладателю необходимо зарегистрировать свои права в публичном реестре авторских прав на произведения по истечении 5 лет с момента публикации. Продление срока действия исключительного права на произведение возможно не более 3 раз. Аналогичная поправка должна быть внесена в ст. 1281 ГК РФ. Регистрация произведения должна осуществляться на платной основе, аналогичной регистрации регистрации прав на промышленную собственность (патенты, средства индивидуализации юр.лиц, товаров, работ, услуг)

4. В связи с тем, что такие изменения требуют единогласного одобрения подобных поправок всеми подписавшими конвенцию государствами-членами, представляется маловероятным, что основные экспортеры контента в лице США и Великобритании подпишутся под подобными изменениями. В этом свете единственным выходом представляется выход из Бернской конвенции (что повлечет также выход из Соглашения ТРИПС), с инициированием международных переговоров по подписанию Московской конвенции

Читайте так же:  Согласие вита страховая компания возврат страховки заявление в 2020 году

В случае, если сроки охраны исключительных прав будут уменьшены до 20 лет, это во многом решит проблему оцифровки библиотеками и архивами (в т.ч. электронными) культурного и научного наследия прошедшего столетия, до сих пор остающегося недоступным.

Кроме того, это могло бы решить проблему использования «сиротских» произведений, а также свободного распространения и копирования произведений, в отношении которых автор/правообладатель не настаивает на своем монопольном использовании. Подобный подход к сроку охраны мог бы стать наиболее эффективным в современную цифровую эпоху.

Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться в 2020 году

61. Принципами авторского права являются:
всемирная охрана прав и законных интересов автора
моральная и материальная заинтересованность автора в результатах творческой деятельности:
свобода творчества
сочетание личных интересов автора с общественными интересами

62. Продление срока действия регистрации наименования места происхождения товара
осуществляется по заявлению обладателя свидетельства и при предоставлении заключения компетентного органа, подтверждающего, что обладатель свидетельства находится в том же географическом объекте и производит товар с теми же особыми свойствами

63. Продукт признается изготовленным с использованием запатентованного изобретения, если .
в нем использован каждый признак, включенный в независимый пункт формулы

64. Произведения не являются объектом авторского права, если это:
официальные документы

65. Произведениями, перешедшими в общественное достояние, может пользоваться:
любое лицо без выплаты авторского вознаграждения при соблюдении права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора

66. Производитель фонограмм может использовать свои смежные права
в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором произведения

67. Публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных церемоний
допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения

68. Публичное исполнение, передача в эфир или по кабелю фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, допускается:
без согласия производителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения

69. Регистрация товарного знака возможна
на имя юридического лица или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью

70. Регистрация товарного знака может быть признана недействительной
если он зарегистрирован на имя физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, в течение всего срока ее действия, полностью или частично

71. Сведения, относимые к «ноу-хау»
не являются объектом государственной регистрации
составляют секреты производства и не являются объектом регистрации

72. Соавторы изобретения при отсутствии соглашения между ними
могут самостоятельно использовать изобретение по своему усмотрению, но не могут предоставить лицензию или переуступить патент без согласия остальных соавторов

73. Соавторы раздельных произведений обладают следующими правами
каждый соавтор имеет право использовать созданную им часть произведения

74. Составитель сборника и авторы вошедших в сборник документов обладают следующими правами
составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения прав автора каждого из произведений; авторы вправе использовать свои произведения независимо; другие лица могут самостоятельно осуществлять подбор тех же материалов

75. Споры об авторстве на изобретение подлежат рассмотрению
в судебном порядке

Библиотекам и музеям не придётся получать прокатное удостоверение для кинопоказа

ФОТО: Игорь Самохвалов

Фильмы, ставшие общественным достоянием, не будут получать прокатное удостоверение. Соответствующий законопроект одобрен на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Демонстрацию российской киноклассики разрешат без прокатного удостоверения

Документ был внесён Правительством РФ на рассмотрение Госдумы 27 февраля этого года. Он разработан в целях беспрепятственного доступа граждан к произведениям, являющимся кинематографическим наследием нашей страны. Сейчас к демонстрации без прокатного удостоверения допускаются только фильмы, ввезённые из-за рубежа для показа на международном кинофестивале, а также фильмы, которые транслируются на кабельных или спутниковых каналах.

Авторы проекта закона отмечают, что инициатива позволит исключить излишние административные барьеры в кинопоказе. Член Комитета Андрей Соболев добавил, что законопроект касается только некоммерческого показа. Так, проектом закона предлагается освободить от получения прокатного удостоверения библиотеки и музеи.

«Перешедшими в общественное достояние считаются фильмы, вышедшие в 1946 году и ранее», — пояснил сенатор.

Комитет Совфеда по науке, образованию и культуре одобрил концепцию законопроекта.

Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться в 2020 году

Согласно закону об авторском праве, действующему в США, любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием. Если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 2019 года.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Произведение, созданное в США, переходит в общественное достояние при выполнении любого из следующих условий:

  1. Если оно было создано более 95 лет назад или его автор умер 70 лет назад;
  2. Если оно было создано до 1 января1923. С 2019 года данное условие прекращает действовать.

Цифровые копии и фотокопии объектов, находящихся в общественном достоянии

По законам Соединённых Штатов Америки репродукции двухмерных объектов искусства (картин, фотографий, книжных иллюстраций) не являются объектами копирайта, за исключением тех случаев, если при создании репродукции был внесён оригинальный творческий вклад (например, эффекты ретуши). К примеру, если вы с прямого ракурса сфотографируете Джоконду, ваша фотография не создаст новый копирайт, и её можно будет использовать как общественное достояние (см. информацию о судебном разбирательстве Bridgeman Art Library против Corel). То же самое касается и отсканированных изображений — они наследуют авторские права оригинала. Таким образом, если оригинал находится в общественном достоянии, то отсканированная или сфотографированная копия также будет являться общественным достоянием.

Репродукции защищённых копирайтом двухмерных работ также не являются самостоятельными работами. Отсканированное изображение обложки книги или DVD точно так же защищено копирайтом, как и оригинал.

Общественное достояние в России

В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если со дня смерти его автора прошло 70 лет. Если автор работал во время Великой Отечественной войны, или был реабилитирован после репрессий, дата истечения может быть другой.

Есть спорные ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. К примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Особый класс произведений, созданных в России, также находится в общественном достоянии. Это изображения официальной государственной символики, флагов, денег, орденов, официальных документов России и государств, правопреемницей которых является Россия (СССР и Российская империя).

Конкурсы/Общественное достояние — 2019/Правила

Общественное достояние 2019
Конкурс по написанию энциклопедических статей и
загрузке свободных произведений

Правила конкурса [ править ]

Содержание

Соревнование по созданию и доработке статей, связанных с темой «Общественное достояние». Целью Конкурса является загрузка на Викитеку и Викисклад произведений, находящихся в общественном достоянии на территории России на 1 января 2019 года, а также создание статей о таких произведениях и об их авторах, для которых может быть однозначно показано соответствие критериям значимости, в Википедии. Конкурс проходит с 1 января 2019 по 31 марта 2019 года включительно.

Конкурс проводится НП «Викимедиа РУ» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Общественное достояние (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

Читайте так же:  Срок обжалования определения об оставлении без рассмотрения в 2020 году

Сроки и порядок перехода произведения в общественное достояние в разных странах несколько отличаются. На произведение, являющееся общественным достоянием в России, может действовать авторское право в США, и наоборот. В большинстве европейских стран переход в общественное достояние предусмотрен по истечении 70 лет после смерти автора или через 70 лет после опубликования произведения.

I. Цели Конкурса [ править ]

  1. Развитие в России открытого доступа к знаниям и культурным ценностям.
  2. Увеличение количества произведений, размещённых в открытом доступе.
  3. Обеспечение доступа к произведениям, даже в случае их недоступности в репозитории-первоисточнике.
  4. Повышение интереса интернет-пользователей к открытым ресурсам, в частности, к проектам семейства Wikimedia.
  5. Развитие открытых ресурсов на языках народов России.

II. Сроки Конкурса [ править ]

  1. Работы на Конкурс принимаются с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года включительно (по московскому времени).
  2. Итоги Конкурса подводятся до 15 апреля 2019 года.
  3. Награждение победителей производится до 30 апреля 2019 года.

III. Участие в Конкурсе [ править ]

К Конкурсу допускаются участники, являющиеся резидентами Российской Федерации.

IV. Номинации [ править ]

Конкурс проходит в трёх номинациях. Конкурсанты могут одновременно участвовать сразу в нескольких номинациях. Первые три графы конкурсных таблиц конкурсанты заполняют самостоятельно. Жюри оставляет за собой право не присуждать отдельные призовые места по отдельным номинациям при недостаточном качестве работ или количестве участников (менее 10), представленных в рамках этих номинаций.

Номинация 1. Викитека. Произведения [ править ]

  1. На Конкурс принимаются произведения, одновременно находящиеся в общественном достоянии в стране происхождения и в Российской Федерации на 1 января года.
  2. На Конкурс принимаются произведения, загруженные в русскую Викитеку, а также в Викитеки на других языках народов России, не имеющих субъектности за пределами Российской Федерации. При загрузке произведений конкурсантам необходимо строго следовать правилам соответствующих языковых разделов Викитеки.
  3. Сообщества Викитек на языках народов России для участия в Конкурсе должны предварительно предоставить консультанта для взаимодействия с жюри Конкурса.
  4. При загрузке переводных произведений необходимо учитывать авторские права переводчиков.
  5. В зависимости от объёма, качества оформления (сохранение иллюстративного ряда, представленного в источнике, при соблюдении авторских прав иллюстраторов) и уникальности (скан с бумажного источника при отсутствии произведения в интернете), конкурсант может получить от 1 до 3 баллов за каждое загруженное произведение.
  6. Произведения, перешедшие в общественное достояние непосредственно 1 января 2019 года, оцениваются с двойным коэффициентом (от 2 до 6 баллов).

Номинация 2. Викисклад. Произведения [ править ]

  1. На конкурс принимаются произведения, одновременно находящиеся в общественном достоянии в стране происхождения и в Российской Федерации на 1 января 2019 года.
  2. На Конкурс принимаются материалы, загруженные на Викисклад в строгом соответствии с правилами этого проекта.
  3. На конкурс принимаются:
    • репродукции картин и иных произведений изобразительного искусства, а также фотографий, перешедших в общественное достояние в связи с истечением срока охраны авторских прав,
    • фотографии скульптур, сделанные конкурсантами (не более 3 снимков каждой скульптуры с разных ракурсов).
  4. На конкурс НЕ принимаются фото архитектурных и иных объектов, подпадающих под закон о «свободе панорамы».
  5. В зависимости от разрешения, качества и уникальности иллюстрации, каждое произведение может получить оценку от 1 до 3 баллов.
  6. Произведения, перешедшие в общественное достояние непосредственно 1 января 2019 года, оцениваются с двойным коэффициентом (от 2 до 6 баллов).

См. также Художники, скульпторы и фотографы, чьи произведения перешли в общественное достояние 1 января 2019 года

Номинация 3. Википедия. Статьи о произведениях и авторах [ править ]

  1. На конкурс принимаются новые статьи о произведениях, одновременно находящихся в общественном достоянии в стране происхождения и в Российской Федерации на 1 января 2019 года, и об авторах таких произведений.
  2. На Конкурс принимаются статьи, созданные в русской Википедии, а также в Википедиях на других языках народов России, не имеющих субъектности за пределами Российской Федерации. При создании статей конкурсантам необходимо строго следовать правилам соответствующих языковых разделов Википедии.
  3. Сообщества Википедий на языках народов России (кроме русского) для участия в Конкурсе должны предварительно предоставить консультанта для взаимодействия с жюри Конкурса.
  4. В созданной статье должно быть минимум 2000 байт и минимум 150 слов.
  5. В зависимости от объёма и качества оформления представленной статьи, конкурсант может получить от 1 до 3 баллов за каждую статью.
  6. Статьи о произведениях, перешедших в общественное достояние непосредственно 1 января 2019 года, а также об авторах таких произведений, оцениваются с двойным коэффициентом (от 2 до 6 баллов).
  7. На призовые места в конкурсе могут рассчитывать участники, написавшие не менее 10 удовлетворяющих требованиям статей.
  8. Конкурсные статьи должны не нарушать авторские права, иметь приемлемое качество и удовлетворять требованиям к статьям, предъявляемым при патрулировании. Статьи не должны содержать множественные орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки. Не допускается большое количество «воды» (не несущих смысловую нагрузку словесных оборотов). В случае массового создания низкокачественных статей участник получает предупреждение от жюри. Если после этого качество создаваемых статей не улучшится, конкурсант может быть дисквалифицирован.
  9. Для удобства выбора тем можно воспользоваться словником.
  10. Новички могут воспользоваться мастером создания статей.

V. Жюри [ править ]

С учётом специфики Конкурса, жюри состоит из 3 членов, назначенных НП «Викимедиа РУ» и являющихся опытными участниками вики-проектов. В задачу жюри входит экспертиза материалов, представленных на Конкурс, на соответствие тематике Конкурса и оценка этих материалов.

VI. Призовой фонд [ править ]

Призовой фонд составляет 201 тысячу рублей. Награждаются по 10 участников в каждой из трёх номинаций, набравших наибольшее число баллов. Указанная сумма включает в себя налог на доходы физических лиц (при этом налог будет удержан и перечислен налоговым органам).

  1. Участник, занявший первое место, получает 15 000 руб.
  2. Участник, занявший второе место, получает 12 000 руб.
  3. Участник, занявший третье место, получает 10 000 руб.
  4. Участник, занявший четвёртое место, получает 8 000 руб.
  5. Участник, занявший пятое место, получает 7 000 руб.
  6. Участник, занявший шестое место, получает 5 000 руб.
  7. Участник, занявший седьмое место, получает 4 000 руб.
  8. Участник, занявший восьмое место, получает 3 000 руб.
  9. Участник, занявший девятое место, получает 2 000 руб.
  10. Участник, занявший десятое место, получает 1 000 руб.

Если два участника набирают равное число баллов, лидирует участник, загрузивший наибольшее количество материалов, перешедших в общественное достояние 1 января 2019 года, либо написавший наибольшее количество статей о таких произведениях и их авторах. Если равенство сохраняется, лидирует участник, набравший большее число баллов на таких материалах.

Для получения призовых сумм победителям будет необходимо оперативно (в течение недели после подведения итогов) предоставить реквизиты банковских карт и контактные данные.

Гражданский кодекс

Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние

1. По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Достояние общественности – 2019-й стал первым годом законного скачивания книг, фильмов, музыки

Согласно закону об авторском праве – работы, опубликованные между 1923 и 1977 годами, становятся общественным достоянием через 95 лет после их создания. Таким образом с 2019 года люди могут бесплатно загружать, делится и повторно использовать произведения, созданные в 1923 году.

Читайте так же:  Что относится к правоустанавливающим документам юридического лица в 2020 году

1 января 2019 года – знаменательный день

В соответствии с законом о продлении срока действия авторского права 1998 года, произведения могут быть ограничены законом об авторском праве на 120 лет. Но согласно поправке к закону, работы, опубликованные между 1923 и 1977 годами, становятся общественным достоянием через 95 лет после их создания. Это означает, что 2019 год становится первым годом, когда большое количество произведений стало достоянием общественности.

1 января 2019 года десятки тысяч книг, научных статей, фильмов, мультфильмов, песен и музыкальных произведений стали достоянием общественности и люди могут загружать, делиться или повторно использовать эти произведения бесплатно и безвозмездно в соответствии с законодательством США об авторском праве. Естественно, что речь идет о цифровых копиях произведений. В следующем году – можно будет законно скачивать работы 1924 года.

Обложки книг — Агата Кристи «Убийство на поле для гольфа» (С) 1923, Эдгар Райс Берроуз «Тарзан и Золотой Лев» (С) 1923

Кто-то может эмоционально заметить, что «да там все старое и неинтересное», но ведь великие произведения не устаревают, а становятся по-настоящему бессмертными.

Достоянием общественности стали книги Агаты Кристи, Эдгара Берроуза, Вирджинии Вульф, Роберта Фроста и многих других авторов. Крупный проект цифрового архивирования HathiTrust уже открыл для свободного доступа более 53 тыс. произведений, созданных в 1923 году.

2019-й стал первым годом массового перехода цифровых произведений в общественное достояние и многочисленные проекты, популяризующие законный свободный доступ к информации, действительно празднуют это знаменательное событие.

Необходимо правильно понимать, что не существует некого единого центра загрузки, где представлены для свободного законного скачивания все произведения. Например, такие известные проекты как Project Gutenberg, Internet Archive, HathiTrust основаны на волонтерских усилиях и в их каталогах представлено разное количество работ.

«Мы не можем предсказать, как люди будут использовать те произведения, которые мы делаем доступными. И это делает нашу работу такой захватывающей», – рассказывает Майк Фарлоу, исполнительный директор HathiTrust.

Фильм Уолта Диснея «Страна чудес Алисы» (С) 1923

Завершение срока действия авторских прав на множество произведений 1923 года может оказать огромное влияние на всю медиаиндустрию – ведь теперь авторы, например, могут свободно использовать известные сюжеты, создавая на их основе разнообразные «приквелы и сиквелы». Продюсеры смогут адаптировать театральные пьесы для оригинальных постановок и шоу, студенты и ученики могут свободно цитировать оригинал и использовать его в своих тестовых произведениях.

«Засуха закончилась», – объявил Центр общественного достояния Duke Law School, особо отмечая тот факт, что авторское право истекло не только в отношении книг, но и фильмов, музыки и других произведений. Многие эксперты и специалисты предсказывают огромное влияние на мировую культуру и творчество этого знаменательного события – превращения в общественное достояние произведений 1923 года.

Не стоит забывать и о том факте, что 2019 год фактически «развязывает руки» искателям «забытых произведений», ведь огромные массивы информации все еще не оцифрованы или просто неизвестны широкому кругу зрителей. Множество научно-популярных статей, коротких художественных рассказов, очерков и заметок могут стать новым культурным достоянием, ведь авторские права истекли и стала возможной современная адаптация этих произведения.

Энциклопедия судебной практики. Переход произведения в общественное достояние (Ст. 1282 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Переход произведения в общественное достояние
(Ст. 1282 ГК)

1. Признаки и условия использования произведения в режиме общественного достояния

1.1. Сама по себе популярность произведения не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние

Суд указал, что сама по себе популярность произведений не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние, ибо, по смыслу ст. 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны или вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны.

1.2. Использование в агитации произведения, перешедшего в общественное достояние, не может расцениваться как нарушение авторских прав и не служит поводом к отмене регистрации кандидата при отсутствии нарушения права автора на имя и неприкосновенность произведений

В соответствии с подпунктом «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом за агитацию, нарушающую законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Учитывая, что названная выше картина, написанная в 1830 году, перешла в общественное достояние, указание на автора этой картины имеется в тексте статьи, помещенной в информационном бюллетене, суд приходит к выводу, что использование ее изображения не может расцениваться как нарушение авторских прав и служить поводом к отмене регистрации кандидатом при отсутствии данных о нарушении права автора на имя и неприкосновенность произведений.

1.3. Условия договора о предоставлении права на использование неохраняемых произведений (общественное достояние) и установлении авторского вознаграждения за это могут быть признаны недействительными

Удовлетворяя встречные требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 4, 168, 422, 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2012 по делу N АКПИ12-503, установил, что оспариваемые учреждением условия договора ограничивают право пользователя на свободное использование произведений, перешедших в общественное достояние, и закрепляют положение, при котором при исполнении неохраняемых произведений в одном концерте (одной программе) с охраняемыми произведениями пользователь обязан уплатить вознаграждение за все исполненные произведения, и признал недействительными пункт 1.1. договора в части предоставления права на использование неохраняемых произведений, пункт 2.1 указанного договора в части установления обязанности выплаты авторского вознаграждения за использование неохраняемых произведений.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

2. Лицензионные платежи в отношении произведений в общественном достоянии

2.1. После 01.01.2008 лицензиат не обязан платить вознаграждение за использование произведения, перешедшего в общественное достояние, даже в случае, если договорные отношения возникли ранее этой даты

Суд установил, что между организацией и учреждением (пользователь) заключено лицензионное соглашение (далее — лицензионное соглашение), согласно которому организация предоставляет учреждению неисключительную лицензию (разрешение) на публичное исполнение на территории Российской Федерации обнародованных произведений как силами своих исполнителей, так и исполнителей, находящихся в ведении других организаций и выступающих по договорам с пользователем.

До 01.01.2008 учреждение обязано было рассчитывать авторское вознаграждение в соответствии с нормами Положения (разделами I и II) и обязывало пользователя производить выплату авторского вознаграждения не только за использование произведений, на которые получена лицензия, но и за использование произведений, перешедших в общественное достояние.

С 01.01.2008 введена в действие часть четвертая ГК РФ, которая установила, что по истечении срока действия исключительного права произведение как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения (статья 1282 ГК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Отказывая в иске, суды исходили из того, что с принятием части четвертой ГК РФ нормы Положения прямо противоречили пунктам 1 и 2 статьи 1282 ГК РФ, имеющего большую юридическую силу, о правомерности применения учреждением методики расчета авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений без учета произведений, перешедших в общественное достояние.

2.2. Отказ лицензиата после 01.01.2008 платить вознаграждение за использование произведения, перешедшего в общественное достояние, не является односторонним изменением условий лицензионного соглашения

Читайте так же:  Программа проведения инструктажа по антитеррористической безопасности в 2020 году

По мнению заявителя кассационной жалобы, признание недействующим раздела II «Порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений» Положения о минимальных ставках с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2012 N АКПИ12-503 (далее — решение Верховного Суда Российской Федерации), а также вступления в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не могли изменить установленные пунктом 2.2 лицензионного соглашения размер и порядок расчета авторского вознаграждения. В обоснование данного утверждения РАО указывает, что раздел I Положения о минимальных ставках, в котором содержатся такие ставки, и на который ссылается названный выше пункт лицензионного соглашения, являлся действующим в 2011 году и продолжает действовать в настоящее время, а выплата авторского вознаграждения предусмотрена лицензионным соглашением только за охраняемые авторским правом произведения, что соответствует требованиям статьи 1282 ГК РФ.

В связи с этим РАО считает, что учреждение, применяя в нарушение лицензионного соглашения иную методику расчета авторского вознаграждения, не предусмотренную ГК РФ и разделом II Положения о минимальных ставках, с которой РАО не согласно, в одностороннем порядке изменила условия лицензионного соглашения, что недопустимо в силу статьи 310 ГК РФ.

Таким образом, учитывая противоречие раздела II Положения о минимальных ставках, нормам части четвертой ГК РФ, с 01.01.2008 в силу пункта 5 статьи 3 ГК РФ применению к спорным правоотношениям, в том числе к порядку расчета авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, подлежали нормы части четвертой ГК РФ.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает необоснованным довод заявителя кассационной жалобы об одностороннем порядке изменения условий лицензионного соглашения ответчиком.

3. Произведение в общественном достоянии и средства индивидуализации

3.1. Нормы статьи 1282 ГК РФ о переходе произведения в общественное достояние не применяются к отношениям по использованию средств индивидуализации

При этом суды исходили из того, что обозначение является названием журнала — составного произведения в силу части 2 статьи 1259 Гражданского кодекса. Указав, что названное произведение в силу статьи 1282 Гражданского кодекса перешло в общественное достояние, суды сочли, что как само произведение, так и его название, могут свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Таким образом, суды пришли к выводу о том, что ответчик не использовал обозначение для индивидуализации своих товаров, работ и услуг; данное обозначение указано в изданной продукции ответчика в качестве названия воспроизведенного составного произведения, ставшего общественным достоянием.

Суд полагает, что вывод судов о неиспользовании ответчиком обозначения на репринтном издании и применение к отношениям по использованию средств индивидуализации норм статьи 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации не является верным.

3.2. Обладатель товарного знака не вправе запрещать переиздание вошедших во всеобщее достояние произведений, название которых тождественно или сходно до степени смешения с действующим товарным знаком, если ответчик не создавал новый продукт и не маркировал его принадлежащим истцу товарным знаком

На основании статьи 1282 ГК РФ суды пришли к правильному выводу о том, что составные произведения (журналы выпуска 1879-1883 гг., а также 1899-1918 гг.) являются общественным достоянием и могут свободно использоваться любым лицом без чьего либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Одновременно, оценив представленные в материалы дела доказательства, суды признали, что ответчиком осуществлено переиздание журналов за указанные годы, то есть журналов, перешедших в общественное достояние.

При указанных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что ответчик, осуществляя переиздание произведений, вошедших во всеобщее достояние, не создавал новый продукт и не маркировал его принадлежащим истцу товарным знаком.

В связи с изложенным суды обоснованно признали, что ответчик не нарушал прав истца на принадлежащий ему товарный знак.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с означенным выводом, поскольку иное означало бы возможность запрета обладателю товарного знака, тождественного или сходного до степени смешения с названием произведения, перешедшего в общественное достояние (в том числе и с неохраноспособным названием), запрещать всем и каждому переиздание такого произведения.

3.3. Право свободного использования произведения, перешедшего в общественное достояние, может быть ограничено наличием исключительного права правообладателя товарного знака, дающего только ему возможность использовать зарегистрированное обозначение

Судом первой инстанции верно установлено, что стороны для индивидуализации производимых ими кондитерских изделий используют переработку известной картины художников (далее — картина), которая в силу истечения сроков действия авторского права перешла в общественное достояние.

Вместе с тем вывод суда первой инстанции о том, что ответчик на законных основаниях использовал изображение перешедшей в общественное достояние картины на упаковке кондитерских изделий, поскольку правило свободного использования не предусматривает никаких исключений, в том числе связанных с наличием исключительных прав других лиц на средства индивидуализации, не может быть признан обоснованным, поскольку фактически ставит под сомнение наличие правовой охраны товарного знака, тогда как прекращение такой охраны возможно только по установленным законом основаниям.

Изложенное вытекает из правовой позиции, содержащейся в пункте 62 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», и не противоречит норме пункта 2 статьи 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право любого лица свободно использовать произведение, перешедшее в общественное достояние. В рассматриваемом случае право свободного использования произведения может быть ограничено наличием исключительного права правообладателя товарного знака, дающего только ему возможность использовать зарегистрированное обозначение в отношении определенных товаров (кондитерских изделий).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here