Профстандарт педагога дополнительного образования детей в 2020 году

Самое важное в статье: "Профстандарт педагога дополнительного образования детей в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Профессиональные стандарты

ОБРАЗОВАНИЕ

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016

01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993

01.005 Специалист в области воспитания

Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

01.006 Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440

01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

Профстандарт для педагогов разработают к 2020 году

Министр образования и науки РФ сообщила, что профессиональный стандарт педагога будет готов к 2020 году. В рамках своего выступления на Всероссийском семинаре-совещании Общероссийского профсоюза образования она отметила, что для учителей будут введены должности ведущего и старшего учителя.

По словам главы образовательного ведомства, система должностей будет дифференцироваться в соответствии со сложностью выполняемых педагогами задач. Также планируется учитывать уровень его ответственности и количество возложенных на него функций. Все эти нюансы будут четко отражены в профессиональном стандарте для педагогов, рассказала Ольга Васильева.

Министр указала, что введение профстандарта, скорее всего, произойдет не в январе 2018 года, как планировалось ранее, а постепенно, до 2020 года.

По мнению представителей Общероссийского профсоюза, вместо введения новых должностей Министерству образования следует подумать о том, чтобы предусмотреть квалификационные категории для учителей, в частности, «старший учитель» и «ведущий учитель». Также в профсоюзе акцентировали внимание на необходимости совершенствования системы аттестации педагогических кадров.

Указывая на проблемы, связанные с введением в школах новых должностей, представители организации отметили, что необходимо будет внести изменения в целый ряд нормативных правовых актов. Кроме того, в Общероссийском профсоюзе заявили, что на сегодня на федеральном уровне нет реальной обоснованности и полномочий по установлению в школах штатного расписания. Таким образом, гарантии, что общеобразовательные организации установят новые должности для учителей, отсутствуют.

О необходимости дифференциации стандарта должности учителя на несколько уровней в рамках совещания заявила замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк. По ее словам, на данный момент у учителя, фактически, нет возможности карьерного роста. С введением же новых должностей педагоги получат четкие критерии для профессионального продвижения. По мнению Третьяк, разрабатываемая система позволит определить необходимые компетенции и указать для учителей точки роста.

В рамках прошедшей встречи также была представлена «дорожная карта» реализации Национальной системы учительского роста. Установление новых должностей для педагогов запланировано на следующий год.

Также в ходе своего выступления на семинаре глава Минобрнауки Ольга Васильева указала на необходимость снижения бюрократической нагрузки на учителей. По ее словам, решение о заполнении дополнительной документации должны принимать сами общеобразовательные учреждения. Она обратилась с настоятельной просьбой не загружать педагогов дополнительной работой. Министр подчеркнула, что будет жестко контролировать выполнение данного требования.

Профстандарт педагога дополнительного образования детей в 2020 году

Профессиональный стандарт « Педагог ( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель , учитель) »

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации , необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Введение профстандартов для педагогов позволит решить сразу несколько вопросов :

Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.

Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.

Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.

Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. В целом, профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит :

возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;

размер оплаты труда; порядок исчисления стажа;

определение размера пенсии;

планирование карьеры педагогического работника.

Профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

Профстандарт воспитателя в детском саду включает в себя следующие структурные части :

Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие « педагог » шире, чем « воспитатель » . К педагогам относятся как воспитатели , так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320 ) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования ) .

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог . Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции :

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции , упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей ( « воспитатель » , « педагог ») и т. д., требования к образованию и другие квалификационные условия.

Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы .

Читайте так же:  Паспорт планировочного решения и благоустройства территории в 2020 году

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ?

· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире .

· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень .

· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога .

· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования .

· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем .

Проще говоря, в первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность « педагог » . Далее данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога . С помощью стандарта можно выявлять квалификацию педагога , необходимую для качественного воспитания и обучения . Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовкой педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях , которые к нему предъявляются работодателем.

Как мы с вами знаем, новый ( ФГОС ) стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. А вот основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога .

Какова же связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС профстандарту ?

К педработникам ДОУ ( воспитателям , педагогам и т . д.) сейчас применяется 2 вида стандартов : ФГОС , утвержденный Минобрнауки РФ; профстандарт , утвержденный Минтруда РФ. Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам : ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует , а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2020 года.

Тем не менее и ФГОС , и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2020 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников , ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований .

Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2020 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

Профессиональная компетентность заместителя заведующего в контексте единых требований профессионального стандарта педагога

В настоящее время к должности заместитель заведующего по воспитательно — методической работе дошкольного учреждения предъявляются особенно высокие требования . И это касается не только уровня его профессиональной компетенции , но и личностных качеств. От того насколько заместитель заведующего по ВМР владеет современными методиками и технологиями организации образовательного процесса, насколько он широко информирован о всех инновациях, изменениях нормативной базы и требований в системе дошкольного и школьного образования, будет зависеть качество работы всего педагогического коллектива . Хочется подчеркнуть важность аналитической функции заместителя заведующего , который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается .

На первом этапе подготовки внедрения профстандарта задача заместителя заведующего по ВМР – довести основные положения стандарта до каждого педагога . Педагогам больше нравится , когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, заместитель заведующего по ВМР говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения.

Несомненно, введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи заместителя заведующего по ВМР . Требовать от педагога можно только то , чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта . Учитывая, что большинство педагогов образовательных организаций, это педагоги со значительным педагогическим стажем , работа предстоит не малая. Задача заместителя заведующего по ВМР не оставлять такого педагога один на один с собой, ведь он может не пройти аттестацию и тогда его придется увольнять. Довольно сомнительная перспектива.

К сожалению, у нас как всегда — сначала в действие вводится профстандарт , а потом уж изменяется система переподготовки педагога .

Так, например, недавно принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве обязательных условий предписывают создание в каждом дошкольном учреждении не только полностью оборудованных игровых комнат и спортзалов, музыкальных залов, специально оборудованных помещений для проведения дополнительных занятий с дошкольниками, интернета, медиатек, спортивных площадок, лабораторий и т. д. В соответствии с ФГОС ДО также необходимо полностью обновить и учебно-методические пособия, образовательные и рабочие программы педагогов и специалистов ДОУ . И хотя добрая половина детских садов еще не в состоянии создать для детей такие условия, в соответствии с буквой закона прокуратура или обрнадзор вправе приостановить деятельность учреждения образования, не выполняющего требования стандарта . Но на практике детские сады продолжают работать в реальных условиях. Вывод один : бессмысленно бесконечно обновлять нормативную базу такой масштабной, общественно значимой сферы, как образование, без учета реального состояния образовательных учреждений, готовности самого государства обеспечить условия для выполнения своих же требований .

Профессиональный стандарт педагога , который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога , дать новый импульс его развитию. Очевидно, что цель профессионального стандарта педагога — повышение качества его работы. Он является перечнем требований , выдвигаемых работодателем при приеме на работу. Он служит инструментом оценки качества работы педагога при аттестации . Он определяет основные требования к подготовке будущих педагогов . Работодатель — руководитель образовательного учреждения должен быть уверен, что принимает на работу педагога , который справится с поставленными задачами. А работник имеет право знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной аттестации .

Нельзя допустить, чтобы профессиональный стандарт педагога только придал дополнительный стимул инспекционным поездкам чиновников и прокуроров для неплановых визитов в образовательные учреждения. Но как же добиться, чтобы новый профессиональный стандарт педагога стал регулятором повышения качества работы конкретного образовательного учреждения?

Читайте так же:  Продолжительность испытательного срока при приеме на работу в 2020 году

Сегодня тысячи воспитателей у компьютеров пополняют бесчисленные базы данных, заполняют необходимые документы, ведут электронное портфолио, пишут программы, с головой уходят в освоение дистанционного обучения — им не до живого общения с детьми. Работая в таком темпе, не успевая за постоянно меняющейся нормативной базой содержания образования, мы с тревогой заметили истощение у детей эмоциональной сферы, трудности в социализации. Однажды во время очередного семинара мною была услышана следующая фраза : «Если вы хотите, чтобы мы все это успели, тогда заберите у меня 25 детей, за жизнь и здоровье, а также за образование, которых я отвечаю 12 часов в сутки». Но как же быть? И к каким результатам после внедрения профессионального стандарта мы должны прийти уже через 5-6 лет?

На первый взгляд всё просто : чтобы регулятор системы образования заработал, нужно лишь наполнить профессиональный стандарт педагога идеальным содержанием, отбором которого занимаются команды разработчиков. Но, чтобы добиться повышения качества образования, единственный путь , это разработка внутренних стандартов учреждений образования. При таком подходе профессиональный стандарт , принятый государством, будет представлять собой широкую рамку, используя которую образовательное учреждение разрабатывает свой внутренний стандарт , учитывающий специфику его условий и деятельности. Во внутреннем стандарте формулируются задачи, которые необходимо решить, чтобы детский сад соответствовал запросам социума именно там, где он находится.

Очевидно, что внутренние стандарты детских садов будут отличаться во всем, начиная с подбора персонала и требований , предъявляемых к педагогическим кадрам . Во внутреннем стандарте нашего дошкольного учреждения мы дополнили принятый перечень необходимых личностных и профессиональных качеств профессионального стандарта педагога следующими характеристиками :

способность к самообразованию и личностному росту;

осознанное или интуитивное понимание ребенка, бережное отношение к его потребностям , предоставление ему свободы роста и развития, создание «обогащенной среды» , погружение ребенка в среду человеческой культуры;

видение современных требований и задач образования , ценностное отношение к ребенку, к культуре его развития, к творчеству;

потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей , их саморазвития; способность проявлять гуманную педагогическую позицию ;

умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению субъективно новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно- смысловую направленность.

Новый профессиональный стандарт педагога должен вырасти в первую очередь из потребностей каждого педагога , каждого образовательного учреждения, а не повиснуть флагом на вертикали образовательной власти, это позволит снизить риски, связанные с переходом к повсеместному внедрению нормативного документа общенационального масштаба.

Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Детский сад №498 комбинированного вида» © МКДОУ д/с498 2007-2016гг.

Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

Профстандарт педагога дополнительного образования детей в 2020 году

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

Специалисты по методике обучения

Преподаватели по программам дополнительного обучения

Отнесение к видам экономической деятельности:

Образование дополнительное детей и взрослых

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(наименование вида экономической деятельности)

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Профстандарт педагога

Профессиональные стандарты. Программно-аппаратный комплекс. Подробнее.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Подробнее.

  • Компетенции учителей согласно профстандарту педагога РФ. Подробнее.
  • Профессиональный стандарт педагога. Проект. Подробнее.

Введение профессионального стандарта «Педагог»

Уважаемые коллеги, согласно Приказу Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», с 1 января 2017 профессиональный стандарт будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации педагогических работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Приказ Минпросвещения России от 28 марта 2019 г. утвердил, что Приказ Мин труда № 544 Профстандарт«Педагог» вступает в полную силу с 1 января 2020 г.

Разъяснения
о применении требований к образованию и обучению по должности «учитель», установленных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно — СПО и ВО) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно требованиям к образованию и обучению, установленным профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н (далее — профстандарт), лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование (далее — ВО) или среднее профессиональное образование (далее — СПО) в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) по направлению деятельности в образовательной организации.

Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.

Читайте так же:  Справка о брачной правоспособности в казахстане образец в 2020 году

Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Обеспечение прав и социальных гарантий уже работающих специалистов (в сфере образования — педагогических работников, имеющих ВО или СПО по направлениям подготовки, специальностям, не соответствующим профессиональным образовательным программам в области образования и педагогических наук) осуществляется с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее — постановление N 584).

Постановлением N 584 предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются организациями, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее — планы), в которых предусматривается:

определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;

определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;

проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.

Срок реализации мероприятий планов организациями — не позднее 1 января 2020 года.

Согласно части четвертой статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.

Внедрение профессионального стандарта также не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 ТК РФ.

• Профессиональный лифт педагога (http://lift.imc-nev.ru/ )
Портал «Профессиональный стандарт педагога» ( http://psp.imc-nev.ru/ )

• План введения профессионального стандарта педагога в ГБОУ средней школе № 288 Административного района Санкт — Петербурга. Подробнее.

• Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204). Подробнее.

• Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Подробнее.

• Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148-н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов». Подробнее.

• Профессиональный стандарт учителя математики (выдержка из Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н). Подробнеее.

• Профессиональный стандарт учителя начальных классов (выдержка из Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н). Подробнее.

• Профессиональный стандарт учителя основного общего, среднего общего образования (выдержка из Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н). Подробнее.

Профессиональный стандарт учителя русского языка и литературы (выдержка из Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544- н). Подробнее.

• Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Подробнее.

Профстандарт педагога в 2020 году: требования и особенности

Профессия учителя не зря считается одной из самых уважаемых, ведь учитель ответственен не только за образование детей, но и частично за их безопасность и воспитание, потому стандарты этой профессии одни из самых высоких. После педагогической конференции на базе одного из российских университетов была поднята тема внедрения профессиональных норм для учителей. По итогам конференции выдвинуто предложение полностью изменить процесс оценки работы учителей и ввести сдачу экзаменов по квалификации с 2020 года. Что изменилось с тех времен и какими будут профстандарты педагогов в 2020 году?

Как проводится профстандарт

Еще в 2012 году президент Российской Федерации предложил ввести систему критериев оценки работы учителей, чтобы кардинально улучшить процесс образования. Началась подготовка плана введения профстандартов для учителей, а специально утвержденной комиссии было представлено около 300 вариантов, в том числе и запланированный для запуска в 2019 году.

Когда проекты стали разбирать, стало ясно, что система образования в ее нынешнем состоянии не готова к резким переменам. Специалисты пришли к мнению, что и учебным заведениям, и преподавателям нужно время для адаптации, чтобы легко и без сложностей перейти на обновленные требования к образовательным процессам.

Особенности профстандартов 2020 года для педагогов

В списке характеристик для преподавателя нового поколения указаны такие качества:

  • Иметь глубокие знания в своей области и владение всеми частями школьной или университетской программы, которая её касается;
  • Умение выстроить межпредметную связь – это обязательно условие для внедрения объединенных занятий, занимающих важную позицию в новом стандарте;
  • Компетентность в сфере компьютерных технологий – помогает учителю в использовании на занятиях всех возможностей современных мультимедийных устройств для проведения презентаций, видеоуроков;
  • Умение работать с каждым учащимся, применяя особый подход, исходя из его умственных и физических способностей – основа педагогических знаний, понимание психологических особенностей детей в разные периоды взросления. Это поможет учителю заинтересовать учеников разных возрастных групп и подобрать для них подходящий материал. Важное условие для тех педагогов, в чьем классе могут быть ученики с ограниченными возможностями;
  • Возможность показать предмет как с теоретической, так и с практической стороны – важное требование, которым, к сожалению, многие учителя часто пренебрегают.

Все эти качества присущи молодым и активным специалистам, которые давно используют эти принципы и применяют все вышеописанные моменты в своих методиках обучения. Педагогам, которые привыкшим к идеям «старой» школы, нововведения пришлись не по нраву, но им придется приспособиться и научиться работать по-новому.

Читайте так же:  Ограничения после увольнения с государственной гражданской службы в 2020 году

Сложности профстандарта 2020 года

Профстандарт создается для того, чтобы приспособить учителей и учебные заведения к современным требованиям для педагогов и повысить уровень знаний, которые получают их ученики. Однако уже сейчас ясно, что внедрение новых стандартов вызовет большие сложности и конфликтные ситуации. Например, в новом документе речь идет о хорошем уровне владения ПК и о применении его в процессе обучения. Однако, не во всех учебных заведениях есть возможности для этого по причине банального отсутствия технической базы. Министерство образования явно дало понять, что дополнительных средств на обеспечение новыми девайсами школ и университетов выделено не будет, и свои вопросы учебным заведениям придется решать самостоятельно.

Существенной сложностью является нехватка кадров. Многие педагоги вынуждены работать на 1,5-2 ставки как по причине нехватки учителей в принципе, так и из-за низкой зарплаты. Это вызывает нехватку времени на повышение своей квалификации и изучение смежных предметов. Кроме того, у специалиста нет возможности уделить внимание каждому ребенку.

Особенности нового профстандарта

Если с требованиями уже все ясно, то о проведении процесса и специалистах, проверяющих учителей, официальной информации мало. Это вызывает обеспокоенность: при том, что официальная программа одинакова на всей территории России, уровень преподавания везде отличается. Для определения степень профессионализма учителя вне зависимости от местности, где они преподают, разрабатывается новый единый стандарт. К уже привычной аттестации будет добавлен экзамен в виде Национального квалификационного теста, включающий экзамен по предмету, который преподает конкретный учитель, педагогике и психологии. Уже существуют примеры таких тестовых заданий для сотрудников детских садов, учителей разной направленности и административного персонала школ.

Преимущества новой реформы

Хоть, как мы уже выяснили, введение новой реформы будет сопряжено с существенными проблемами, все же она нацелена на улучшение качества образования в стране в целом и в каждом учебном заведении в частности. Новые условия смогут помочь самым активным учителям в карьерном росте. Среди новых возможностей для педагогов:

  1. активные учителя с высокими показателями, могут сдать тест досрочно, не ожидая для этого 5 лет;
  2. если специалист сможет доказать высокий уровень своей квалификации, он получит определенную категорию, и даже сможет перейти сразу со 2 категории на высшую;
  3. учитель сможет вырасти до старшего и ведущего педагога, что отразиться на финансовом вознаграждении.

Недостатки новой реформы

К сожалению, наряду с плюсами у реформы есть и минусы. Например, не понятно, что будет с учителями, которые не смогут пройти тестирование и подтвердить свою квалификацию и кто возместит траты на дополнительное обучение для тех, кто хочет «подогнать» свой уровень под новые стандарты. И где искать замену тем учителям, которые провалят тестирование или не захотят следовать новым стандартам и уйдут из сферы образования? Все эти проблемы до сегодняшнего дня остаются нерешенными и пугают свой неопределенностью. Однако, правительство РФ уверяет, что большого количества увольнений удастся избежать, а уровень своих знаний при желании смогут повысить все педагоги без исключений. Возможность понять, как все будет на самом деле представится только после вступления в силу новых стандартов – они станут либо прорывом в сфере образования, либо провалом для тех школ, где и без того полно трудностей.

Охрана труда и техника безопасности в школе

Программы инструктажей и обучение охране труда в школе

Важным моментом при проведении подготовки и обучения является проведение инструктажей по охране труда в школе по разработанным программам вводного, первичного на рабочем месте, повторного и целевого инструктажей по охране труда для работников образовательного учреждения.

Положения для ДОУ (детского сада)

Основные правила организации и деятельности детских садов определяются положениями ДОУ, которые подразделяются на положения по организации работы, воспитательной и образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, на положения по охране труда и пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.

Должностные инструкции работников ДОУ (детского сада)

Документами, регулирующими трудовое законодательство в сфере дошкольного образования, являются должностные инструкции работников ДОУ, которые разработаны по Профстандартам и распределены на должностные инструкции для педагогических работников детского сада, обслуживающего персонала и работников кухни.

Должностные инструкции в школе по профстандарту

Разработанные должностные инструкции работников школы по Профстандарту определяют характер работы и круг обязанностей сотрудников образовательного учреждения, их права, полномочия и меры ответственности за несоблюдение или нарушение требований документа об организационно-правовом положении работников.

Должностные инструкции работников ресторана

В ресторане качественными должны быть и еда и сервис, поэтому знание и соблюдение всеми сотрудниками организации питания, включая повара, администратора, официанта и мойщика посуды, должностных инструкций работников ресторана, разработанных по Профстандарту, помогут избежать конфликтов и сохранить репутацию заведения.

Инструкции по охране труда для детского лагеря

Безопасность является основным требованием для оздоровительного лагеря с круглосуточным прибыванием детей и подростков, поэтому все сотрудники должны строго соблюдать инструкции по охране труда для детского лагеря перед началом и во время работы, при возникновении аварийных ситуаций, пожаре или в случае травматизма.

Должностные инструкции детского оздоровительного лагеря

Детский оздоровительный лагерь — стационарное детское учреждение для отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 17 лет, сотрудникам которого необходимо знать и строго соблюдать должностные инструкции детского оздоровительного лагеря для организации полноценного и безопасного отдыха детей и создания условий для их оздоровления.

Профстандарт педагога – угроза увольнения?

В своих комментариях посетители блога высказывают опасения, что с вступлением в силу с 1 января 2017 г. приказа Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. N 544н, которым утвержден профессиональный стандарт педагога, педагоги, не прошедшие переподготовку, не имеющие предусмотренное профстандартом образование, могут быть уволены. Они также рассказывают о фактах, когда отдельные руководители предупреждают их об этом, вынуждают проходить повышение квалификации за свой счет, получать дополнительное образование.

О том, так это или нет, можно узнать, прочитав статью «Профстандарт педагога: разъяснения юриста», размещенную на сайте Межрегионального профсоюза работников образования (МПРО) «Учитель» (http://pedagog-prof.org/). Разъяснения дает юрист МПРО «Учитель» Юрий Варламов.

Читайте так же:  Узнать площадь земельного участка по кадастровому номеру в 2020 году

В статье разъясняется, что вступление с 1 января 2017 года в силу приказа Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н вовсе не означает, что все учреждения образования должны перейти на его исполнение с этой даты. Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 до 1 января 2020 г. устанавливается переходный период, в течение которого работодатель обязан реализовать утверждённый им план перехода на профстандарт, согласно которому к концу переходного периода все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

Кстати, Минобрнауки РФ неоднократно обращало внимание на недопустимость поспешности перехода на профстандарты: прежде всего надо привести в соответствие с требованиями стандарта уровень подготовки педагогов.

Юрист также обращает внимание на тот факт, что приказом Минтруда РФ от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» требования к образованию педагогов приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. В соответствии с ним педработники должны иметь:

учителя — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

воспитатели — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, «распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь только высшее образование или проходить обязательно переподготовку в области педагогических наук, не соответствует последней версии требований профстандарта», — резюмирует юрист.

При разъяснении вопроса о необходимости прохождения педагогом переподготовки, повышения квалификации юрист руководствуется статьей 196 ТК РФ, которой предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Сделана также ссылка на совместное письмо Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования РФ от 23 марта 2015 г №08-415 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» о том, что «работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры».

Разъяснения юриста о возможности увольнения педагога с введением профстандарта базируются на основных положениях трудового законодательства, Федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ. Разъясняется, что если педагог не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность. Если он отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. А вот с января 2020 года, если педагог не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то его могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия. Независимая оценка квалификации по направлению работодателя проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций.

В случае успешного прохождения экзамена соискателю выдаётся свидетельство о квалификации, а при неуспешном прохождении экзамена — заключение о прохождении квалификационного экзамена.

«Если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации»», — отмечается в статье.

P.S. 20 декабря в Московском государственном психолого-педагогическом университете пройдет Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта «Педагог». В преддверии этого мероприятия в беседе с корреспондентом РИА Новости участник группы разработки профессионального стандарта учителя, академик РАО, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования №109 г. Москвы Евгений Ямбург сказал, что «от учителя нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил» и , что «сначала нужно обучить педагогов, то есть перестроить преподавание в педагогических вузах и институтах повышения квалификации». Он также отметил, что «кое-где начали пугать: «Вот будет введен стандарт, мы вас не аттестуем, и вы пойдете на улицу»», назвав это тем самым «административным ражем», о котором говорил Салтыков-Щедрин.

Нормативные документы по профстандартам:

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (вступает в силу с 1 января 2017 года)

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 (вступило в силу 1 июля 2013 г.)

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (вступает в силу с 1 января 2017 г.)

Приказ Минтруда от 12.04.2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н

Приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» (применяется работодателями с 1 января 2017 г.)

Не является нормативным документом и не носит обязательного характера:

Письмо Минобрнауки и Общероссийского профсоюза образования от 23 марта 2015 г №08-415. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования»

Профстандарт педагога дополнительного образования детей в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here