Профессиональный стандарт специалист по платежным услугам в 2020 году

Самое важное в статье: "Профессиональный стандарт специалист по платежным услугам в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год

Скачать проект приказа о профстандарте специалиста по закупкам по 44 ФЗ с 2020 года
Скачать пояснительную записку к проекту приказа о профстандарте для специалиста в закупочной сфере
Скачать проект приказа о профстандарте «Эксперт в сфере закупок»
Скачать пояснительную записку к проекту приказа о профстандарте для эксперта в закупочной сфере
Скачать Постановление Правительства № 584 от 27.06.2016 об особенностях применения профстандартов
Скачать Приказ Минтруда № 625н от 10.09.2015 о стандарте для специалистов в закупочной сфере
Скачать Приказ Минтруда № 626н от 10.09.2015 о стандарте для экспертов в закупочной сфере

Утвердили новый профстандарт для специалиста в закупочной сфере

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
    • обеспечение и проведение;
    • экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
    • контроль.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.

Обобщенные трудовые функции

Уровень (подуровень) квалификации

Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав

Подготовка закупочной документации

Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора)

Составление планов и обоснование закупок

Осуществление процедур закупок

Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора)

Проверка соблюдений условий контракта (договора)

Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора)

Контроль в сфере госзакупок

Аудит и контроль

Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.

Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:

  1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
  2. Подготовка закупочной документации.
  3. Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).

В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):

  • специалист по закупкам;
  • агент по закупкам;
  • закупщик;
  • работник контрактной службы;
  • специалист контрактной службы.

Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ

Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы)

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)

Агент по закупкам

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

Агент по закупкам

А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:

  1. Трудовые действия
  2. Умения.
  3. Знания.
  4. Другие характеристики.

Собрали их в таблицу для примера.

  • обработка и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав;
  • обработка и анализ информации и данных о складских запасах, стратегии и иных планах деятельности организации, потребностях подразделений, об отраслевых рынках, включая информацию о поставщиках;
  • подготовка и направление приглашений к определению поставщиков различными способами;
  • обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков.
  • использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;
  • создавать и вести информационную базу данных;
  • изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию;
  • исследовать складские запасы, прогнозные планы деятельности, отраслевые особенности организации;
  • исследовать рынок поставщиков и производителей укрупненно по категориям товаров, услуг и более подробно по конкретным лотам, включая их загрузку, сезонные и региональные особенности производства и поставки, ценообразование;
  • обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы;
  • выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов.
  • требования законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
  • гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в части применения к закупкам;
  • антимонопольное законодательство;
  • требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
  • основные меры по предупреждению коррупции в организации;
  • бухгалтерский учет в части применения к закупкам;
  • особенности ценообразования на рынке (по направлениям);
  • отраслевые особенности деятельности организации;
  • методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта (договора);
  • основы информатики в части применения к закупкам;
  • этика делового общения и правила ведения переговоров.

Необходимые этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность информации;
  • соблюдать этику делового общения;
  • проявлять честность и порядочность в профессиональных и деловых отношениях;
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.
Читайте так же:  Порядок заполнения больничного листа медицинским учреждением в 2020 году

Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций:
    • консультирование в сфере госзакупок;
    • экспертиза в сфере госзакупок;
    • организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Как сейчас работают профстандарты

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.

Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.

Профстандарт контрактного управляющего с 2020 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.

Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Профстандарт «Специалист»

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2019 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению специалистов:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:

  1. Нет.
  2. Не менее 3 лет.
  3. Не менее 4.
  4. Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции — такой же перечень.

Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

  1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.

Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное и не менее 4 лет работы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для максимальной ступени придется получить такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5 лет, в том числе менее 3 на руководящих должностях.

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Профессиональные стандарты

ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
08.001 Специалист по платежным системам

Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2015 г. N 37025

08.002 Бухгалтер

Зарегистрировано в Минюсте России 25 марта 2019 г. N 54154

08.003 Специалист по микрофинансовым операциям

Зарегистрировано в Минюсте России 07 мая 2015 г. N 37176

08.004 Специалист рынка ценных бумаг

Зарегистрировано в Минюсте России 03 апреля 2015 г. N 36712

08.005 Страховой брокер

Зарегистрировано в Минюсте России 01 апреля 2015 г. N 36686

08.006 Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)

Зарегистрировано в Минюсте России 13 мая 2015 г. N 37271

08.007 Специалист казначейства банка
08.008 Специалист по финансовому консультированию

Зарегистрировано в Минюсте России 09 апреля 2015 г. N 36805

08.009 Специалист по факторинговым операциям

Зарегистрировано в Минюсте России 10 апреля 2015 г. N 36831

08.010 Внутренний аудитор

Зарегистрировано в Минюсте России 29 июля 2015 г. N 3825 1

08.011 Специалист по ипотечному кредитованию

Зарегистрировано в Минюсте России 31 марта 2015 г. N 36640

08.012 Специалист по страхованию

Зарегистрировано в Минюсте России 08 апреля 2015 г. N 36775

08.013 Специалист по операциям на межбанковском рынке

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2016 г. N 44421

08.014 Специалист по работе с просроченной задолженностью

Зарегистрировано в Минюсте России 29 сентября 2015 г. N 39053

08.015 Специалист по корпоративному кредитованию

Зарегистрировано в Минюсте России 30 октября 2018 г. N 52572

08.016 Специалист по кредитному брокериджу

Зарегистрировано в Минюсте России 09 апреля 2015 г. N 36806

08.017 Специалист по операциям с драгоценными металлами

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2016 г. N 44420

08.018 Специалист по управлению рисками

Зарегистрировано в Минюсте России 17 сентября 2018 г. N 52177

08.019 Специалист по потребительскому кредитованию

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2016 г. N 44422

08.020 Специалист по работе с залогами

Зарегистрировано в Минюсте России 09 апреля 2015 г. N 3679 8

08.021 Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2015 г. N 38561

08.022 Статистик

Зарегистрировано в Минюсте России 02 октября 2015 г. N 39121

08.023 Аудитор

Зарегистрировано в Минюсте России 23 ноября 2015 г. N 39802

08.024 Эксперт в сфере закупок

Зарегистрировано в Минюсте России 09 октября 2015 г. N 39275

08.025 Специалист в оценочной деятельности

Зарегистрировано в Минюсте России 31 января 2019 г. N 53642

08.026 Специалист в сфере закупок

Зарегистрировано в Минюсте России 07 октября 2015 г. N 39210

08.027 Специалист по платежным услугам

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2016 г. N 44419

08.028 Актуарий

Зарегистрировано в Минюсте России 01 декабря 2016 г. N 44529

08.029 Специалист по организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц

Зарегистрировано в Минюсте России 16 ноября 2016 г. N 39717

08.030 Специалист по организации администрирования страховых взносов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2015 г. N 39715

08.031 Специалист по организации назначения и выплаты пенсии
08.032 Специалист по организации и установлению выплат социального характера
08.033 Специалист по дистанционному банковскому обслуживанию

Зарегистрировано в Минюсте России 11 мая 2017 г. N 46685

08.034 Специалист по лизинговой деятельности

Зарегистрировано в Минюсте России 29 августа 2017 г. N 47998

08.035 Маркетолог

Зарегистрировано в Минюсте России 21 июня 2018 г. N 51397

08.036 Специалист по работе с инвестиционными проектами

Зарегистрировано в Минюсте России 08 мая 2018 г. N 51016

08.037 Бизнес-аналитик

Зарегистрировано в Минюсте России 11 октября 2018 г. N 52408

08.039 Специалист по внешнеэкономической деятельности

Зарегистрировано в Минюсте России 11 июля 2019 г. N 55208

Профессиональный стандарт специалист по платежным услугам в 2020 году

У российских риелторов появился свой профессиональный стандарт деятельности, который разработал Фонд развития профессиональных квалификаций. Соответствующий документ для специалистов по операциям с недвижимостью согласован Национальным советом при президенте по профессиональным квалификациям. Об этом сообщается в совместном пресс-релизе Торгово-промышленной палатой (ТПП) России и агентства недвижимости «33 слона» (входит в Mail.ru Group).

Документ направлен на профессиональное совершенствование сотрудников риелторских компаний. При его разработке учитывались стандарты этики, принятые в Российской гильдии риэлторов. В нем систематизированы требования к умениям и знаниям риелторов, отмечается в пресс-релизе.

В будущем на основе данного документа разработают инструмент для оценки квалификаций специалистов по операциям с недвижимостью. Также фонд развития профквалификаций ТПП РФ разрабатывает программы для образования риелторов.

Сдавшие экзамен на соответствие требованиям профстандарта получат квалификацию «специалист по операциям с недвижимостью» одной из трех категорий: «агент», «эксперт» или «брокер». После этого соответствующую запись внесут в госреестр квалификаций. Оценивать уровень работников отрасли будут уполномоченные центры оценки квалификаций.

Согласно новым стандартам, риелтор, например, должен не распространять конфиденциальную информацию клиента и вводить его в заблуждение, не скрывать реальную стоимость объекта и не клеветать на другие организации и коллег. Стандарт позволяет создать объективную систему оценок, позволяющую выявить лучших профессионалов в отрасли, считают авторы документа.

«Внедрение профстандарта поможет поднять качество образования и обучения, поделит рынок на квалифицированных специалистов и специалистов, не прошедших оценку. В итоге рынок должен перейти на новый качественный уровень предоставления услуг», — приводятся в пресс-релизе слова руководителя рабочей группы по разработке профстандарта, директора Фонда развития профквалификаций ТПП Никиты Первушина.

Проект профстандарта «Специалист в сфере недвижимости» в 2018 году поступил в Министерство труда и социальной защиты России. Согласно проекту, специалисты должны соблюдать конфиденциальность информации клиента, проявлять честность и порядочность, не скрывать реальную стоимость объекта, не использовать некомпетентность или состояние здоровья клиента для извлечения выгоды, не клеветать на другие организации и коллег.

В обязательном ли порядке нужно применять с 01.01.2017года профстандарты «Специалист в сфере закупок»?

В обязательном ли порядке нужно применять с 01.01.2017 года профстандарты «Специалист в сфере закупок» или мы можем оставить квалификационный справочник и, допустим, перейдем через год?

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Из буквального трактования абз. 1 ст. 195.3 ТК РФ можно сделать вывод, что профессиональные стандарты обязательны к применению, если одновременно сам ТК РФ, федеральный закон и иной нормативно правовой акт будет устанавливать данные требования. (Т.к. они указаны через запятую, нет «или»).

Таким образом, требования к квалификации, установленные профстандартом обязательны, если не только нормативно-правовым актом (в данном случае это приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»), но и ТК РФ, и Законом № 44-ФЗ устанавливаются требования именно к квалификации.

ТРЕНИНГ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ:
Изменения 2020 по 44-ФЗ и 223-ФЗ
12 декабря в 11:00 мск

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Закон № 44-ФЗ устанавливает не только требования к образованию, что можно отнести к требованиям квалификации, но и трудовые функции (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ), но трудовые функции это не требования к квалификации, поэтому Закон № 44-ФЗ, кроме как к образованию, не устанавливает никакие иные требования к квалификации, следовательно, он применим только в части образования.

В соответствии с абз. 2 ст. 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, считаем, профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» не является обязательным, но работодатели вправе применять его в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников, поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены требования к опыту работу, трудовым функциям, навыкам, знаниям (кроме как к образованию).

Так же отмечаем, что Правительством РФ принято постановление от 27 июня 2016 г. № 584, в соответствии с ним заказчики должны разработать поэтапные планы перехода к профстандартам с учетом мнений представительных органов работников. Реализовать все мероприятия из этих планов необходимо до 1 января 2020 года.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статья 9 Закона № 44-ФЗ раскрывает понятие профессионализма, под которым понимается осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, вступающим в силу с 23 октября 2015 г., был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (далее – стандарт «Специалист в сфере закупок»).

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок (в том числе требования к образованию, опыту практической работы), а также определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Так в качестве трудовых функций специалиста в сфере закупок стандартом определены:

  • функция обеспечения закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд, которая включает в себя:
    • предварительный сбор данных о потребностях и ценах на товары, работы, услуги;
    • подготовку закупочной документации;
    • обработку результатов закупки и заключение контракта;
  • функция осуществления закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд, которая включает в себя:
    • составление планов и обоснование закупок;
    • осуществление процедур закупок;
  • функция по осуществлению экспертизы результатов закупок, приемки контракта, включающая в себя:
    • проверку соблюдений условий контракта;
    • проверку качества предоставленных товаров, работ, услуг;
  • функция контроля в сфере закупок, которая включает в себя:
    • мониторинг в сфере закупок;
    • аудит и контроль в сфере закупок.

Стандарт «Специалист в сфере закупок» также выделяет виды обобщенных трудовых функций, к каждой из которых установлены требования к образованию и к опыту практической работы.

Внедрение стандарта «Специалист в сфере закупок» повлечет за собой переоценку профессионального уровня действующих сотрудников, осуществляющих деятельность в сфере закупок, позволит определить необходимость его повышения, а также будет способствовать мотивации таких работников, повышению эффективности и качества их труда.

Предполагается, что в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере закупок, будут разработаны новые программы обучения, соответствующие профессиональному стандарту «Специалист в сфере закупок» (с учетом методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, разработанных Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России).

По итогам введения стандарта «Специалист в сфере закупок» планируется произвести корректировки единых тарифных квалификационных справочников, которые будут предусматривать новую профессию — «специалист в сфере закупок».

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», порядок применения стандарта «Специалист в сфере закупок» вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Таким образом, в настоящий момент положения стандарта «Специалист в сфере закупок» могут быть использованы работодателями при разработке должностных инструкций, формировании контрактной службы (назначении контрактного управляющего), а также образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ в сфере закупок.

На портале проектов НПА размещен проект приказа Минтруда России, которым будут утверждены разъяснения по применению профстандартов.

Минтруд России обращает внимание на то, что профстандарты обязательны для применения работодателями в случае, если Трудовым кодексом РФ, законами, другими НПА (в т. ч. указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами федеральных органов исполнительной власти и других органов – регуляторов с требованиями к трудовым обязанностям) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Об этом гласит часть 1 статьи 195.3 Трудового кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 июля 2016 года.

Кроме этого, ведомство напоминает о статье 57 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой если Трудовым кодексом или другими законами установлены компенсации, льготы или ограничения для той или иной должности, профессии, специальности, то наименования последних должны соответствовать наименованиям и требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

Во всех остальных случаях, как разъясняет Минтруд России, применение профстандартов носит рекомендательный характер.

В проекте также отмечено, что Правительством РФ принято постановление от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». В соответствии с ним бюджетные организации и госкомпании должны разработать поэтапные планы перехода к профстандартам с учетом мнений представительных органов работников. Реализовать все мероприятия из этих планов необходимо до 1 января 2020 года.

Профстандарты для соцработников могут внедрить в 2020 году

МОСКВА, 25 окт – РИА Новости. Профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания населения планируется ввести в 2020 году, сообщила журналистам замминистра труда и соцзащиты РФ Любовь Ельцова.

Ранее на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в соцсфере обсуждались профстандарты работников по специальностям «Психолог в социальной сфере», «Педагог-психолог», «Специалист по работе с семьей», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе», «Руководитель организации социального обслуживания», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по медико-социальной экспертизе».

«Планируется, что сейчас у нас проводится анализ того, что необходимо, какие нормативные акты изменить, какое обучение провести, спланировать ресурсы, чтобы это было эволюционным путем. У нас формальная дата – 2020 год. Это для государственного сектора», — сказала Ельцова.

Ельцова пояснила, что всего в социальной сфере занято порядка 9,5 миллионов человек, а в соцобслуживании – около 600 тысяч человек. Разработанные на сегодняшний день профстандарты коснутся 145 тысяч человек. При этом она отметила важность межведомственного подхода и внедрения стандартов эволюционным путем.

«Это не тотально по всей номенклатуре профессий, конечно, их гораздо больше. А мы говорим об основных, которые выполняют основные, очень важные социальные функции. Для них разработаны вот эти 9 профстандартов», — пояснила замминистра.

Кроме того, в ходе заседания Совета вице-премьер Ольга Голодец предложила разработать модули повышения квалификации для работников этой сферы, а также использовать форму электронного обучения.

«Чтобы были модули, блоки, на основе которых регионы могут организовать эту работу электронно. Электронная форма образования, она сейчас очень популярна. Мы сейчас доподготавливаем педагогов. Это не требует затрат, но позволяет самых квалифицированных профессоров и так далее быстро подключить к работе», — сказала Голодец.

Новости ЖКХ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №584, все муниципальные учреждения ЖКХ и внебюджетные фонды должны до 31 декабря 2019 года пройти аттестацию сотрудников, которые должны сдать экзамен на подтверждение квалификации.

В рамках II Общероссийского летнего съезда руководителей и специалистов жилищного и коммунального хозяйства в Ялте была проведена тематическая секция по данному вопросу.

К выступлению были приглашены ведущие эксперты-практики отрасли: Юрий Алексеевич Мисюрёв, Руководитель центра развития квалификаций в сфере строительства и ЖКХ ФАУ “РосКапСтрой” и Мария Николаевна Шилина, Руководитель Центра сертификации ИДПО ГАСИС ВШЭ, Ведущий научный сотрудник ФГБУН ИПУ РАН. Помимо вышеперечисленных должностей, в рамках данной встречи Мария Николаевна представляла совет по профессиональным квалификациям ЖКХ.

«Цель моего выступления – рассказать профессиональному сообществу, что в стране появилось еще одно большое направление, которое пока еще остается без внимания первых лиц компаний и предприятий в сфере ЖКХ. В итоге это может быть потом чревато существенными финансовыми расходами. Система уже частично работает, но штрафовать за несоблюдение будут с 2020 года» — заявила Шилина в рамках вступления.

По словам Мисюрёва, в соответствии с изменениями, внесенными в ТК РФ в закон «Об образовании», с принятием 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», предприятия ЖКХ должны аккредитовывать и лицензировать своих сотрудников. Он подчеркнул, что учитывая квалификацию работников, предъявляются определенные требования в рамках профессиональных стандартов.

Далее Шилина рассказала о существующей ситуации на сегодняшний день. В данный момент на рынке профессиональной оценки квалификации пользуются только устаревшими тарифными справочниками, в которых коротко указаны требования к профессиям в сфере ЖКХ. На основе этих требований пишут инструкцию с должностными обязанностями сотрудника, добавляя минимальные частные моменты, касающиеся конкретной организации. Но единый системный взгляд на профессии жилищного и коммунального хозяйства отсутствует.

Чтобы продолжать работу в жилищно-коммунальной сфере все работники должны будут подтвердить соответствие своих знаний и умений профессиональному стандарту. Проверка будет проходить регулярно раз в три года или пять лет в зависимости от статуса должности. Сотрудники, сдавшие экзамен, будут включены в единый реестр, а не сдавшие должны будут пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку и повторно сдать экзамен.

Что касается насущного вопроса: «где взять на это деньги?», Юрий Алексеевич пояснил, что в ПП РФ №584 в пункте 6 определено, что финансы на это берутся из бюджетных средств, из плана финансово-хозяйственной деятельности и из собственных средств предприятия.

Сегодня для студентов уже предусмотрен подготовительный шаг в профессию. Ряд ВУЗов на последнем курсе предлагает специалисту сразу пойти на ДПО по специальной программе. Выпускник ВУЗа может сдать не только общие экзамены, но и экзамены по ДПО и сразу пройти оценку квалификации. Тогда рынок получает специалиста с базовым набором знаний, специализированным набором знаний по ДПО и с оценкой, внесенной в реестр.

Задача СПК, помимо разработки профессиональных стандартов — помочь профессиональному сообществу войти в новую систему с минимальными потерями. Совет по профессиональным квалификациям ЖКХ занимается организацией независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ.

Для полного запуска системы необходим ряд действий на региональном уровне.

«В первую очередь, нужно утвердить план обязательного перехода на применение профстандартов для региональных представителей с государственным участием. Далее создать и развить сети центров оценки квалификаций. Организовать на базе региональных образовательных организаций системы подготовки кадров, включая разработку образовательных программ и проведения их профессионально-общественной аккредитации. Вовлечь крупных работодателей региона в систему организации труда на основе профессиональных стандартов. Также включить регион в федеральный медиапроект по обеспечению престижности профессий в ЖКХ» — пояснила аудитории Шилина.

Кажется, что 2020 год это еще так далеко, но даже если в организации, к примеру, работает сто человек, то работодателю уже сегодня надо заняться этим вопросом. Иначе в последние дни 2019 года он будет вынужден очень быстро и не всегда экономически оправдано решать этот вопрос. Об этом Мария Николаевна Шилина и хотела рассказать участникам совещания, чтобы они заблаговременно начали эту работу в своих организациях.

Профстандарт для экономиста

Профессиональные стандарты экономиста с 2019 года

На данный момент есть профстандарт инженер-экономист железнодорожного транспорта, он утвержден Приказом Минтруда от 23.12.2016 № 828н и зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2017 № 45301. Пока это единственный документ, который можно классифицировать как профстандарт экономиста, хотя и относится он только к сфере транспорта.

Ответ на вопрос, почему до сих пор для экономистов есть только такой профстандарт, заключается, вероятно, в том, что экономическая деятельность вообще — понятие довольно обширное и включает в себя такие сферы, как, например, маркетинг, производство, транспортировка, потребление и т. д. Почему разработали только для железнодорожного транспорта, ответить сложно, учитывая массу направлений и все разнообразие хозяйственной или финансовой деятельности. Всего же в настоящее время существуют 34 конкретных профессиональных стандарта в сфере экономики и финансов.

Реквизиты Приказа Минтруда

от 10.03.2015 № 155н

от 22.12.2014 № 1061н

от 24.06.2015 № 398н

от 08.09.2015 № 605н

от 19.10.2015 № 728н

от 10.09.2015 № 626н

от 18.11.2016 № 667н

от 31.03.2015 № 204н

от 22.04.2015 № 238н

внутреннему контролю (внутренний контролер)

от 22.04.2015 № 236н

от 19.03.2015 № 167н

от 19.03.2015 № 169н

от 19.03.2015 № 171н

от 23.03.2015 № 186н

операциям на межбанковском рынке

от 14.11.2016 № 643н

работе с просроченной задолженностью

от 07.09.2015 № 590н

от 19.03.2015 № 174н

от 19.03.2015 № 175н

от 07.09.2015 № 591н

операциям с драгоценными металлами

от 14.11.2016 № 644н

от 14.11.2016 № 646н

организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц

от 29.10.2015 № 801н

организации администрирования страховых взносов

от 28.10.2015 № 788н

организации назначения и выплаты пенсии

от 28.10.2015 № 785н

организации и установлению выплат социального характера

от 28.10.2015 № 787н

по дистанционному банковскому обслуживанию

от 19.04.2017 № 366н

от 26.06.2017 № 515н

работе с залогами

от 19.03.2015 № 176н

финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)

от 24.07.2015 № 512н

от 14.11.2016 № 645н

рынку ценных бумаг

от 23.03.2015 № 184н

от 29.07.2015 № 525н

в оценочной деятельности

от 04.08.2015 № 539н

в сфере закупок

от 10.09.2015 № 625н

Перспективы профстандартов для экономистов

Но как, например, быть с профессиональным стандартом экономиста по финансовой работе или профстандартом экономиста по труду и заработной плате?

К сожалению, существующие квалификационные справочники не учитывают качественные характеристики квалификации, которые необходимы работникам для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения трудовой функции по одному из направлений финансовой направленности.

То есть определенные квалификационные требования к этим специальностям все-таки установлены, но формально они сводятся к наличию высшего образования и определенного стажа работы по занимаемой должности без какого-либо учета практических навыков.

Поэтому многие предприятия, особенно банковского сектора, вынуждены самостоятельно разрабатывать профильные профессиональные стандарты.

В качестве основы используется Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37 (в редакции от 12.02.2014 № 96), в котором поименованы различные должности, например, экономист по труду.

Используя формальные квалификационные требования, работодатель может самостоятельно разработать и утвердить собственный профстандарт главного экономиста или профстандарт ведущего экономиста или экономиста по финансовой работе.

Для государственных учреждений в этом плане все проще. Если Минтруд разработает и утвердит такой профстандарт, то для работников бюджетных учреждений он станет обязательным без вариантов. А пока кадровые подразделения государственных организаций используют квалификационные справочники должностей.

Профессиональный стандарт специалист по платежным услугам в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here