Продажа земельных участков находящихся в муниципальной собственности в 2020 году

Самое важное в статье: "Продажа земельных участков находящихся в муниципальной собственности в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Продажа земельных участков находящихся в муниципальной собственности в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Имеет ли право орган местного управления продать земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования — сельскохозяйственное производство)? Если участок находится в муниципальной собственности, пустует и не используется, то можно ли этот участок использовать не для сельского хозяйства (например, построить там дом для проживания)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципалитет вправе распоряжаться земельными участками, находящимися муниципальной собственности, в том числе заключать договоры купли-продажи в отношении земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. Размещение на землях сельскохозяйственного назначения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

14 февраля 2019 г.

————————————————————————-
*(1) Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Успеть оформить свои сады и дачи в собственность бесплатно

Уважаемые собственники зданий и сооружений!

Федеральным законом №171-ФЗ от 23.06.2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившем в действие с 1 марта 2015 года отменены три знаковые статьи Земельного кодекса РФ, а именно:

  • Статья 36, которой предусмотрено исключительное право на предоставление в собственность земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений;
  • Статья 38, согласно которой возможно приобретение или заключение договора аренды на торгах (конкурсах, аукционах) на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • Статья 39, сохраняющая право на земельный участок у лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения.

После 1 марта 2015 года земельные участки предоставляются следующим образом:

  • в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование — на основании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • в собственность за плату – на основании договора купли-продажи;
  • в аренду – на основании договора аренды;
  • в безвозмездное пользование – на основании договора безвозмездного пользования;

При этом не допускается (за исключением ряда случаев) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, у которых основным видом разрешенного использования является строительство зданий, сооружений.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, и без торгов. При этом, в случае заключения договора купли-продажи земельного участка на аукционе, цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона в случае отсутствия других заявок.

Относительно ценообразования на участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов будут действовать следующие правила:

  • на участки, находящиеся в федеральной собственности цена устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • на участки, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, цена устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • на участки, находящихся в муниципальной собственности, цена устанавливается органом местного самоуправления.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются на основании статьи 39.9 Земельного кодекса РФ:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

В безвозмездное пользование земельные участки предоставляются согласно статье 39.10 ЗК РФ:

Статья 39.6 обновленного Земельного кодекса регулирует предоставление земельных участков на праве аренды. Земельные участки в аренду предоставляются как на торгах, проводимых как в форме аукциона, так и без проведения торгов.

Без проведения торгов земельные участки предоставляются:

  • ряду юридических лиц, в том числе как некоммерческим организациям, созданным для ведения садоводства, дачного хозяйства за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, так и членам данных некоммерческих организаций;
  • гражданам – собственникам зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке и помещений в этих зданиях, а также лицам которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления;
  • гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства;
  • гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Если на земельных участках расположены объекты незавершенного строительства, то такие участки предоставляются в аренду однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства (п.10 ст.39.6 ЗК РФ).

Также законом предусмотрены случаи предоставления земельных участков в собственность гражданину или юридическому лицу бесплатно в соответствии со статьей 39.5 Земельного кодекса:

Выше указанные новшества земельного законодательства вступили в действие с 1 марта 2015 года. Одновременно с этим устратили законную силу ряд статей Федедерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В связи с этим, основания предоставления земельных участков в собственность для ведения садоводства существенно изменились, то есть теперь предоставление земельных участков членам садоводческих некоммерческих объединений должно осуществляться по правилам Земельного кодекса — за плату . Однако законодатель отодвинул срок начала действия этой нормы до 31.12.2020 года (Федеральнй закон «О введении в действие Земельного кодекса»№ 137-ФЗ от 25.10.2001 года). До этого времени садоводам и дачникам необходимо успеть оформить свои сады и дачи в собственность бесплатно.

Читайте так же:  Приказ на совместительство должностей в одной организации в 2020 году

С 1 марта 2015 года собственники зданий и сооружений могут оформить земельные участки в порядке реализации исключительного права на их приобретение в собственность (за плату) или аренду, а правообладатели земельных участков до 1 марта 2018 года (срок окончания закона № 93-ФЗ «О дачной амнистии») имеют уникальную возможность узаконить свои самовольные постройки и пристройки в упрощенном порядке — по «Дачной амнистии».

Наши специалисты помогут Вам быстро и грамотно оформить свою недвижимость в собственность или аренду.

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2015 г. N 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2015 г. N 279
«Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов»

С изменениями и дополнениями от:

30 мая 2017 г., 21 декабря 2018 г.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов.

Председатель Правительства
Российской Федерации

26 марта 2015 г. N 279

Правила
определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 марта 2015 г. N 279)

С изменениями и дополнениями от:

30 мая 2017 г., 21 декабря 2018 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности (далее — земельный участок), при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

2. Цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.

3. Цена земельного участка определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 1 января 2019 г. — Постановление Правительства России от 21 декабря 2018 г. N 1622

а) земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке;

б) земельного участка, предоставленного юридическому лицу — собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2017 г. N 664 пункт 4 изложен в новой редакции

4. Цена земельного участка определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости при продаже:

а) земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, или юридическому лицу — в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации;

б) земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 1 июля 2012 г., в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регламентировано, как определяется цена земельного участка из федеральной собственности при заключении договора купли-продажи без торгов.

По общему правилу цена участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости. При этом для гражданина, который является собственником расположенных на приобретаемом участке индивидуального жилого, дачного или садового дома, гаража, цена участка определяется в размере 60% от кадастровой стоимости. Данное исключение распространяется также на юрлиц — владельцев находящихся на участке здания, сооружения, которые относятся к объектам федерального или регионального значения.

Кроме того, цена продажи некоторых участков устанавливается в размере 2,5% кадастровой стоимости. Речь идет об участках, образованных в результате раздела участка, предоставленного созданной гражданами НКО для ИЖС или юрлицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к общему имуществу.

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2015 г. N 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 марта 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. N 14 ст. 2124

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. N 1622

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 30 мая 2017 г. N 664

Выкуп зем. Участка, находящегося в муниципальной собственности

Наша компания арендует у Администрации гор. Химки Московской области земельный участок. Срок аренды — 49 лет. Целевое назначение — под строительство и эксплуатацию нежилого объекта капитального строительства. Уже получили ГПЗУ, сделали проект. Строительство начинаем до конца этого года.

Знаем, что после завершения строительства и регистрации нами в установленном порядке права на построенный объект, согласно Статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, мы получим право покупки арендуемого нами земельного участка без проведения торгов.

Вопрос: По какой цене Городская Администрация сможет тогда продать нам земельный участок? На основании чего и как будет определяться стоимость выкупа?

Читайте так же:  Условия получения разрешения на строительство частного дома в 2020 году

Здравствуйте! Согласно ст.39.4 Земельного кодекса РФ

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
3. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

То есть, стоимость земельного участка при его выкупе, если земельный участок принадлежит муниципалитету определяется органом местного самоуправления, но не может превышать его кадастровую стоимость.

Как правило по регионам выкуп производится по 15% от кадастровой стоимости +- в зависимости от вида разрешенного использования и целевого назначения.

О выкупной цене Вам лучше узнавать непосредственно после возникновения оснований для приобретения земельного участка в собственность без проведения торгов, так как ставки и стоимость постоянно меняются.

Вы сможете выкупить за 15% от кадастровой стоимости, поскольку речь идет о Московской области:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 мая 2012 года N 639/16 Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках

1. С 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:

1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);

2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

Выкупная цена будет определяться в зависимости от принадлежности земельного участка.

Если участок оформлен в муниципальную собственность, то по цене, определяемой органами местного самоуправления Химки, если нет, то по цене, установленной Правительством Московской области.

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ

О регулировании земельных отношений в Московской области

(с изменениями на 4 мая 2017 года)

Статья 12. Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

3.1. С 1 июля 2012 года:

цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается Правительством Московской области;

цена продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3.2. Цена продажи земельного участка, рассчитываемая от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по запросу исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, направленному после даты поступления обращения гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка в собственность.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 мая 2012 года N 639/16

Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках

(с изменениями на 16 мая 2016 года)

1. С 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:

1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;

относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);

вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);

2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

Земельный участок в собственность муниципалитета оформлен или собственность на него не разграничена?

По Химкам — 3% или 15% в зависимости от категории. В вашем случае, насколько я понимаю, именно 15%.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИРЕШЕНИЕот 29 августа 2012 г. № 11/3ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕНЫ ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИМЕЮЩИМВ СОБСТВЕННОСТИ ЗДАНИЯ, СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕНА ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХВ целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области, на основании Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 5, 23, 24, 34 Устава городского округа Химки Совет депутатов городского округа Химки решил:1. Установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности городского округа Химки, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:

Читайте так же:  Сроки подачи кассационной жалобы по административному делу в 2020 году

1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);

2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

2. В случаях, установленных пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, цена продажи земельных участков устанавливается в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Дополнительно к ответам уважаемых коллег отмечу, что по завершении строительства объекта, при процедуре оформления выкупа земельного участка вам через администрацию потребуется изменить вид разрешенного использования земельного участка под размещение нежилого объекта (в зависимости от его назначения). также отмечу, что, соответственно и кадастровая стоимость может измениться. Обычно в сторону уменьшения, т.к. для строительства без объекта земля по умолчанию обычно идет дороже.

Помимо прочего, вы сможете рассчитывать на предоставление рассрочки на выкуп земельного участка.

Соответственно, при выкупе, но до его оформления я вам посоветовал бы также оспорить кадастровую стоимость земельного участка, что значительно снизит его выкупную стоимость.

Даже если вы его и в аренде на 49 лет оставите себе после окончания строительства, все равно сумма арендных платежей после переоценки значительно снизится.

Продажа земельных участков находящихся в муниципальной собственности в 2020 году

Власти Москвы предложили на продажу первые 11 земельных участков общей площадью 1,4 га под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Ранее в столице участки предлагались в аренду и только на аукционах, теперь их можно выкупить по кадастровой стоимости без торгов. Об этом сообщает «Интерфакс-Недвижимость».

Четыре из 11 участков расположены в Восточном административном округе, остальные — в Троицком. Средняя площадь участков составляет 16 соток. Все участки освобождены от построек, по каждому из них определена площадь застройки.

Москвичи могут подать заявку на покупку этих участков в течение 30 дней с момента публикации извещения. В случае отсутствия других претендентов они будут проданы по кадастровой стоимости. Если претенденты найдутся, то участки выставят торги, поясняется на сайте департамента городского имущества.

В опубликованном на сайте правительства Москвы перечне (*pdf) минимальная стоимость участка составляет 897,7 тыс. руб. За эти деньги столичные власти предлагают выкупить участок размером 9,9 сотки с возможность построить на нем дом площадью 340 кв. м в ТАО по адресу: поселок Роговское, деревня Тетеринки, вл. 60. Самый дорогой лот предлагается за 26,7 млн руб. — на участке в 27 соток в ВАО на ул. Михельсона, вл. 73, дом площадью 920 кв. м.

Все предложения находятся в бывших дачных поселках или населенных пунктах, которые вошли в современные границы Москвы. В департаменте имущества города пояснили, что, согласно Земельному кодексу, продажа земельных участков из государственной или муниципальной собственности в целях ИЖС может осуществляться без торгов. Согласно постановлению правительства Москвы, в этом случае цены на них устанавливаются по кадастровой стоимости.

О том, что стало с дачами в Новой Москве, о статусе земель на новых территориях, спросе, предложении и ценах на загородные дома ранее писала «РБК-Недвижимость».

ВС РФ не разрешил субъектам малого бизнеса одновременно приватизировать муниципальные здания и землю по льготной цене

Субъект малого или среднего бизнеса, который арендует государственные или муниципальные здания, в случае их приватизации одновременно с земельным участком, на котором они находятся, не может претендовать на установление выкупной цены исходя из кадастровой стоимости таких объектов. Она должна быть определена на основе отчетов об оценке рыночной стоимости недвижимости (Определение ВС РФ от 06.06.2017 № 306-ЭС17-737 по делу № А55-4072/2016).

Общество с ограниченной ответственностью (далее — общество) арендовало у муниципалитета семь нежилых зданий по договору, заключенному в 2006 г. В 2010 г. между департаментом управления имуществом муниципального образования (далее — департамент) и обществом был также заключен договор аренды земельного участка, предназначенного для эксплуатации арендованных зданий как единого комплекса. Оба договора аренды были зарегистрированы в установленном законом порядке.

За время действия договоров аренды общество несколько раз (в 2009, 2013, 2014 г.) обращалось в департамент с заявлениями о выкупе арендуемых зданий. Поскольку департамент игнорировал данные обращения, общество обратилось в суд и выиграло спор: департамент обязали принять решение об условиях приватизации нежилых зданий и занимаемого ими земельного участка, направить обществу проект договора купли-продажи.

Спустя несколько месяцев между обществом и департаментом финансов и экономического развития муниципального образования был заключен договор купли-продажи зданий, которые являлись муниципальной собственностью, а также земельного участка. Цена недвижимости была определена на основании отчетов об оценке рыночной стоимости и составила 2,5 млн руб. за здания и 98 млн руб. за земельный участок.

Право собственности общества на эти объекты было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Общество, полагая, что выкупная стоимость земельного участка была определена с нарушениями, а именно без применения льготной ставки, действующей на момент обращения с соответствующим заявлением, обратилось в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи в части установления цены выкупаемого земельного участка, а также об установлении выкупной стоимости земельного участка в размере 23,6 млн руб.

Судебное разбирательство

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций единогласно поддержали позицию истца — общества. Суды исходили из того, что субъект малого или среднего предпринимательства, приобретая в собственность объект недвижимости на основании положений Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (далее — Закон № 159-ФЗ), имеет также исключительное право на выкуп земельного участка, необходимого для эксплуатации такого объекта (ст. 363 ЗК РФ).

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ (п. 1 ст. 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.). Необходимость приобретения субъектами, обладающими преимущественным правом на приватизацию арендуемого имущества, объектов недвижимости одновременно с земельными участками по рыночной стоимости ставит данных лиц в неравное положение с лицами, которые ранее приобрели объекты недвижимости в соответствии с законодательством о приватизации и обладают правом на выкуп земельных участков, необходимых для использования этих объектов, в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.

Читайте так же:  Росреестр сроки регистрации права собственности через мфц в 2020 году

Суды пришли к выводу о том, что размер выкупной стоимости земельного участка на момент заключения договора купли-продажи в части цены земельного участка должен быть определен в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 23 631 296 руб. 40 коп. Установление в договоре выкупной цены сверх указанной суммы противоречит п. 1 ст. 422 ГК РФ и п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ. Договор купли-продажи в части цены земельного участка был признан недействительной сделкой. Соответственно, в результате определения цены земельного участка, превышающей нормативно установленный размер, на стороне продавца образовалось неосновательное обогащение, которое подлежало взысканию с муниципального образования в пользу общества.

Позиция ВС РФ

Судебная коллегия по экономическим спорам отменила вынесенные по делу судебные акты и приняла новый, которым в удовлетворении исковых требований общества было отказано.

По мнению судей, нижестоящие инстанции не учли, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на его приобретение по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком (абз. 1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ). Действие данного закона не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном законодательством (абз. 5 ч. 4 п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134).

Отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемых земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно положениям данного закона, начальная цена подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Департамент, руководствуясь этой нормой, включил в договор купли-продажи условие об определении выкупной стоимости земельного участка на основании отчета о его рыночной стоимости.

До заключения договора на изложенных условиях общество каких-либо возражений относительно цены не высказывало, как и не предприняло попыток разрешить данный вопрос в порядке досудебного урегулирования спора.

Суды, определяя выкупную стоимость земельного участка, не учли, что льготная цена выкупа земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, применяется только к правоотношениям по отчуждению земельных участков лицам, уже являющимся собственниками строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Учитывая, что по договору купли-продажи общество одновременно приобретало здание и соответствующий земельный участок, то есть на момент заключения договора не являлось собственником здания, выкупная цена как здания, так и земельного участка обоснованно была определена департаментом исходя из рыночной стоимости названного имущества. Такая позиция была сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 14556/11. В нем судьи указали, что при одновременном приобретении на основании положений Закона № 159-ФЗ здания и земельного участка выкупная цена как здания, так и земельного участка должна определяться исходя из их рыночной стоимости.

Как выкупить участок земли у государства для ИЖС и сколько это стоит?

Выкуп земли в собственность у государства возможен при условии соблюдения определенных предписаний, основанных на статьях Земельного Кодекса РФ. Процедура не отличается простотой, требует внимания, и выполнения множества правил. На основании положительного ответа со стороны государственных органов и после решения всех нюансов, происходит оформление сделки.

Общая информация о выкупе земли для ИЖС

Индивидуальное жилищное строительство предполагает застройку какого-либо участка земли зданиями определенного назначения, в частности, для проживания владельца надела. Одним из вариантов получения площади для подобных целей является выкуп надела в собственность.

Всего существует 2 варианта приобретения территории:

  1. выкуп у государственных и муниципальных органов;
  2. покупка у частного лица.

Последний вариант несет некоторые риски – не всегда продавцы-частники отличаются внимательностью, нередко игнорируя важнейшие нюансы, по причине чего сделки могут повлечь за собой множество проблем и взаимных претензий. Тогда как выкуп земли у государства предполагает определенные гарантии, поскольку органы власти попросту не допустят передачи площади во владение без юридически грамотного оформления момента продажии соблюдения всех правил.

Основанием для выкупа земельной площади под строительство у государственных органов являются статьи Земельного Кодекса РФ, где четко указано кто имеет право на приобретение надела в собственность, а также освещается порядок проведения процедуры. В данном случае выкупить участок земли у государства может любой гражданин Российской Федерации.

Особенности процедуры

Приобретение земельного надела в собственность для последующего возведения на нем строения допускается только в том случае, если участок расположен на соответствующей категории земель, а именно это должна быть территория, предназначенная для ИЖС. Наделы, расположенные на площадях, не отведенных под застройку, покупке не подлежат.

Отдельно стоит упомянуть о категориях земель, отданных под ведение подсобного хозяйства и о дачных участках. В этом случае строительство жилого дома допускается, но при этом потребуется вести садоводческую либо огородную деятельность. Что касается дачных участков, застройка таковых возможна, но вот оформить прописку в этом случае будет нельзя.

Важным моментом считается и тот факт, что интересующий земельный участок должен в обязательном порядке состоять на учете в кадастровой палате и обладать четкими границами. Несоблюдение данных условий автоматически повлечет отказ в просьбе выкупа земельного надела в собственность.

Необходимо помнить, что целью покупки территории под застройку, должно является использование площади по прямому назначению, иными словами, для возведения на ней дома. При этом этажность последнего имеет ограничения – строение не должно состоять более чем из 3-х этажей.

Читайте так же:  Площадь жилища предоставляемого в коммерческий наем определяется в 2020 году

Способы выкупа земли у государства

На основании действующего законодательства предусмотрено несколько вариантов приобретения земли у государства в собственность. Каждый способ предполагает определенные особенности и правила.

Покупка земли через участие в торгах инициируется государственными органами либо потенциальным покупателем. Независимо от того, кто активировал процесс, администрация обязана оповестить граждан о предстоящем аукционе посредством размещения сведений о таковом в СМИ либо открыв доступ к информации в сети интернет (сайт torgi.gov.ru).

Все заинтересованные лица, в свою очередь, обязаны подать заявку не более чем за 5 дней до назначенной даты, а также внести установленный задаток. Непосредственно в день торгов потенциальным покупателям надлежит предоставить копию паспорта и документ об уплате задатка.

В случае если аукцион назначен государственными органами, от заявителей не потребуется дополнительных манипуляций, относительно поиска участка. В этом случае с их стороны требуется лишь желание выкупить тот надел, что выбрал муниципалитет. Если же торги инициированы покупателем, на плечи заинтересованного лица ложатся определенные материальные затраты на манипуляции по поиску и подготовке земельной площади.

Прежде чем подавать заявку на покупку самостоятельно выбранного участка, покупателю потребуется осуществить следующие действия в отношении него:

  1. Самостоятельный подбор участка посредством публичной кадастровой карты, основанный на информации об интересующем наделе.
  2. Подготовка схемы расположения участка.
  3. Предоставление готовой схемы в муниципалитет для рассмотрения и утверждения. После рассмотрения уполномоченные органы выносят положительное либо отрицательное решение об утверждении таковой.
  4. Проведение процедуры межевания с дальнейшей постановкой надела на учет в кадастре.
  5. Регистрация права государственной собственности на участок.
  6. Подача заявления на приобретение указанной земельной площади.

При самостоятельном подборе участка следует ориентироваться на категорию и целевое предназначение земель. Для выкупа площади под ИЖС подойдут территории, предназначенные специально для этого. Также важно уточнить момент отсутствия у надела частного владельца.

В течение 30 дней после подачи заявки на покупку территории, орган государственной власти проводит необходимые проверки, после чего принимает решение о проведении торгов либо об отказе от таковых.

Победу в аукционе и право выкупа земли получает гражданин, предложивший большую денежную сумму. В случае если к моменту утвержденной даты торгов не появляется иных желающих приобрести данный надел, возможность покупки участка автоматически переходит к инициатору конкурса.

Приобретение надела без участия в торгах

Данный вариант выкупа земель предполагает подачу гражданином заявления в органы администрации относительно приобретения земли в собственность. Уполномоченные лица подбирают участок согласно пожеланиям заинтересованного лица и после оформления всех документов изакрепления сделки подписями сторон, земельная площадь переходит в собственность последнего.

Также способ актуален для отдельных категорий граждан, пользующихся льготами. К таковым относятся:

  • малообеспеченные граждане;
  • инвалиды и участники войн;
  • нуждающиеся;
  • многодетные семьи.

Заявления граждан, входящих в указанные группы, рассматриваются в первую очередь. Если же льготник подает заявку на участие в торгах, то, скорее всего,территория будет передана именно ему на основании первоочередного права на приобретение земельного надела.

Порядок процедуры и документы

Что касается порядка действий при подаче заявки на выкуп земель у государства, процедура проходит в несколько этапов:

  1. Составление заявления с просьбой о выкупе земельного надела.
  2. Подача бланка заявки и пакета документов в органы администрации по местонахождению интересующего участка.
  3. Заключение с покупателем соглашения о купле участка в случае положительного ответа со стороны государственной структуры либо по итогам торгов.
  4. Регистрация права собственности на вновь купленный участок в органах Росреестра. В качестве обоснования в данном случае выступает договор купли-продажи.

Что касается бланка заявления, сведения, указанные в нем будут различаться в зависимости от способа выкупа земли. В случае если участок подобран самостоятельно в документе потребуется обозначить точные данные о наделе – адрес, размеры. Если же заявление содержит просьбу о покупке надела, подбор которого осуществит уполномоченный орган, следует прописать пожелания относительно месторасположения и размеров такового.

Независимо от способа выкупа территории в заявлении в обязательном порядке указывается цель, с которой приобретается участок. В данном случае – постройка индивидуального жилого строения.

Подача заявления обязательно сопровождается предоставлением копии паспорта заинтересованного лица, письменного согласия на выплату авансовой доли за участок, а также кадастрового паспорта и документов о процедуре межевания, если надел подбирался самостоятельно.

Согласно установленному порядку договор выкупа земельного надела не может быть заключен без наличия оплаченной суммы аванса. Таковой устанавливается государством, но при этом не может превышать пятую часть от общей цены конкретной земельной площади.

Здесь стоит уточнить, что авансовая сумма выплачивается будущим владельцем после утверждения органами администрации согласия на продажу участка. В этом случае составляется договор оплаты в свободной форме. После прочтения, бумага подписывается сторонами, а будущий владелец вносит указанную сумму.

Отказ в выкупе земли

В целом отказ в покупке земельного надела у государства считается явлением редким. Подобное чаще всего происходит по следующим причинам:

  • отсутствие кадастрового номера и документов на участок;
  • месторасположение надела на территории, не предназначенной для строительства;
  • земельная площадь находится в частной собственности;
  • предоставленные бумаги содержат сведения, не соответствующие действительности.

Отказ администрации должен быть обоснован документально и представлен в виде соответствующего акта с печатью и подписью уполномоченного лица. В зависимости от причин, потенциальный владелец земли может либо устранить недочеты, либо обратиться в судебные органы за оспариванием подобного решения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Покупка земельного надела у государства, несомненно, является востребованной, но, тем не менее, весьма трудоемкой процедурой. Несмотря на то, что порядок сделки оговорен в Земельном Кодексе, на деле выкуп участка вовсе не так прост. Многочисленные нюансы, начиная от подбора территории и заканчивая оформлением документов, могут значительно затянуть процесс, а в худшем случае привести к отказу со стороны государственных органов. По этой причине рекомендовано тщательно изучить информацию по вопросу, а лучше всего получить подробную консультацию специалиста.

Продажа земельных участков находящихся в муниципальной собственности в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here