Продажа алкоголя без лицензии ответственность физических лиц в 2020 году

Самое важное в статье: "Продажа алкоголя без лицензии ответственность физических лиц в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Госдума приняла закон об увеличении штрафов за торговлю нелегальным алкоголем

Фото «Парламентской газеты»

Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым за продажу алкоголя без лицензии максимальный штраф не превысит одной пятой годовой выручки. При этом сумма взыскания не может быть меньше трёх миллионов рублей.

Для должностных лиц производство и оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии будет наказываться штрафом в размере от 500 тысяч до одного миллиона рублей. Сейчас КоАП РФ предусматривает штраф за незаконный оборот алкоголя для юридических лиц в размере от 200 до 300 тысяч рублей.

Подделку алкогольных акцизов приравняют к подделке денег

Кроме того, согласно принятому закону, при нарушении порядка учёта алкоголя в ЕГАИС штраф составит от 10 до 15 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей. Документ также увеличивает штрафы за невыполнение требований органов, осуществляющих контроль в области производства и оборота алкоголя. Максимальный штраф для физлиц увеличится с одной-двух тысяч рублей до 10-20 тысяч рублей, для должностных лиц — с пяти-восьми тысяч рублей до 200-300 тысяч рублей.

Вместе с тем устанавливается административная ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами — штрафы от 30 до 50 тысяч рублей с конфискацией продукции. Для индивидуальных предпринимателей, которые незаконно продают алкоголь, штрафы составят от 100 до 200 тысяч рублей с конфискацией.

Продажа алкоголя без лицензии — ответственность в 2019 году

Торговля алкогольной продукцией: всегда ли нужна лицензия

На территории РФ продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть осуществлена только на основании соответствующей лицензии, хотя законом и предусмотрены отдельные исключения из данного правила (п. 1 ст. 18 закона «О госрегулировании. » от 22.11.1995 № 171-ФЗ, далее — закон № 71-ФЗ).

Во всех остальных случаях лицензия на продажу алкоголя необходима. О том, как получить такой разрешительный документ, более подробно рассказывается в других наших статьях:

За торговлю алкоголем без лицензии в тех случаях, когда она необходима, субъект может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Об этом более подробно мы поговорим далее.

Административная ответственность (размер штрафов)

Административная ответственность за продажу алкоголя без лицензии может быть установлена в следующих формах (п. 3 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ).

  1. Для должностных лиц:
  • штраф за продажу алкоголя без лицензии в 2018 — 2019 году — от 500 тыс. до 1 млн руб.;
  • дисквалификация на срок от 2 до 3 лет (см. статью «Дисквалификация как вид административного наказания»).
  1. Для юридических лиц:
  • штраф до 1/5 от суммы совокупной выручки за продажу всех товаров, полученной в течение календарного года, предшествующего году выявления правонарушения, и минимум 3 млн руб. (при этом также может быть произведена конфискация всего имущества и сырья, используемых для производства и оборота указанной продукции);
  • административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток (при этом также может быть произведена конфискация продукции и вспомогательных средств).

Отметим, что конфискация имущества в принципе может быть применена только по решению суда (п. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). При этом в рассматриваемом случае допускается конфискация имущества (в т. ч. продукции), принадлежащего субъекту на законных правах, уже хотя бы на том основании, что он использует его не в соответствии с законом (п. 23.2 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Ответственность за нарушение лицензионных требований при продаже алкоголя

Надлежит различать такие правонарушения, как продажа алкоголя при отсутствии лицензии и продажа такой продукции в нарушение лицензионных требований. В связи с этим встает вопрос о квалификации конкретного правонарушения как предусмотренного различными нормами ст. 14.17 КоАП РФ.

При этом необходимо учесть следующее:

Уголовная ответственность

За продажу алкогольной продукции без лицензии соответствующий субъект также может быть привлечен к уголовной ответственности в следующих формах:

  1. За торговлю в крупных размерах, т. е. на сумму свыше 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 171.3 Уголовного кодекса РФ):
  • штраф в размере от 2 до 3 млн руб. либо в сумме зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • лишение свободы продолжительностью от 1 до 3 лет с лишением права занимать некоторые должности или выполнять некоторые виды деятельности.
  1. За незаконную розничную торговлю, если это деяние совершено неоднократно, т. е. повторно совершено в период, когда соответствующий субъект считается привлеченным к мерам административной ответственности за аналогичное правонарушение (ст. 171.4 УК РФ):
  • штраф в размере от 50 тыс. до 80 тыс. руб. либо в размере зарплаты осужденного за период от 3 до 6 мес.;
  • исправительные работы сроком до 1 года.

Итак, штраф за торговлю алкоголем без лицензии может быть назначен в отношении как должностного лица, так и организации. Различаются такие правонарушения, как торговля алкоголем без лицензии и реализация такой продукции в нарушение лицензионных требований. За торговлю алкоголем без лицензии могут быть применены также меры уголовной ответственности.

Госдума поддержала увеличение штрафов за незаконную продажу алкоголя

Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили поправки в КоАП в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции. Документ размещен на сайте нижней палаты парламента.

Учитывая нарастающие масштабы проблемы нелегального оборота алкогольной продукции, авторы проекта предлагают усилить административную ответственность за такую деятельность без лицензии. По данным Росстата, количество правонарушений, связанных с незаконной деятельностью в этой сфере, в последние годы увеличивается. В 2013 году таких правонарушений было 11 000, а в прошлом году уже 14 000. Законопроектом предлагается повысить штрафы за торговлю алкоголем без лицензии до 500 000 руб., сказано в пояснительной записке.

Размер взимаемых штрафов сегодня несоизмерим с доходами, получаемыми от незаконной деятельности, и соответственно не может рассматриваться как превентивная мера, направленная на предотвращение указанных деяний, а также на их сокращение, уверены авторы документа. Сложившаяся ситуация, кроме потерь доходов бюджетов, приводит к снижению конкурентоспособности алкогольной продукции, произведенной добросовестными участниками алкогольного рынка, а также к серьезным правонарушениям на алкогольном рынке России, отмечается в законопроекте.

Читайте так же:  Перераспределение границ земельного участка с изменением площади в 2020 году

Кроме того, одобрила Дума сегодня в первом чтении и поправки об усилении уголовной ответственности за производство и оборот нелегального алкоголя. Документ предусматривает наказание за производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в крупном размере без соответствующей лицензии в виде штрафа в размере от 2 млн до 3 млн руб., либо принудительные работы или лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности.

За незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции физическим лицом предусматривается наказание в виде штрафа в размере от 50 000 до 80 000 руб. либо исправительные работы на срок до одного года. Продажа алкогольной продукции, за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, и спиртосодержащей пищевой продукции индивидуальным предпринимателем (ИП) предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 руб., либо обязательные работы на срок от 360 до 480 часов либо лишение свободы на срок до двух лет.

Депутаты также поддержали сегодня и ужесточения размеров санкций за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт в целях потребления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицами, приобретающими такую продукцию, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Документом предлагается дополнить УК ст. 238.1, согласно этой статье нарушителю будут полагаться обязательные работы до 120 часов и штраф в размере 100 000 руб либо же лишение свободы до 8 лет со штрафом до 1 млн руб.

Ранее на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, которым предлагается штрафовать на сумму до 1 млн руб. за розничную торговлю алкогольной продукцией в Интернете (см. «Госдуме предложили ввести штрафы до 1 млн руб. за продажу алкоголя в Интернете»).

Штрафы за производство и оборот алкогольной продукции без лицензии могут повысить

Разработаны меры по усилению ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму депутатом Виктором Звагельским.

Так, предлагается скорректировать административные санкции за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Сейчас за такое деяние ответственность (штраф в размере 200-300 тыс. руб. с конфискацией продукции, оборудования и т. п. или без таковой) предусмотрена для юридических лиц. Законопроектом планируется взимать штрафы с юридических лиц в размере не более 1/5 совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за часть этого года, но не менее 3 млн руб. с конфискацией или без таковой. При этом дополнительно предусматривается введение штрафов для должностных лиц в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или дисквалификации на срок от двух до трех лет.

С наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми при проведении проверок Росалкогольрегулированием, ознакомьтесь в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Кроме того, планируется ввести ответственность за продажу алкогольной продукции физическим лицом. За такое правонарушение граждан могут начать наказывать штрафом в размере 300-500 тыс. руб. с конфискацией продукции. В свою очередь, штрафы для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (крестьянским (фермерским) хозяйством, ИП), могут составить не более 1/5 совокупного размера выручки, полученной за предшествующий год или его часть, но не менее 1 млн руб. с конфискацией продукции или административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток с конфискацией.

Также законопроектом предполагается:

  • установить возможность применения конфискации продукции за нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • ввести ответственность за нарушение порядка фиксации сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота такой продукции при ее производстве или обороте;
  • увеличить размер штрафов за невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего госконтроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (штрафные санкции могут возрасти для граждан с 1-2 тыс. до 10-20 тыс. руб., для должностных лиц – с 5-8 тыс. до 200-300 тыс. руб.).

Действующие административные санкции за указанные нарушения автор инициативы считает неэффективными. По его мнению, штрафы несоизмеримы с доходами, получаемыми от незаконной деятельности по обороту алкогольной продукции.

За производство и оборот алкоголя без лицензии могут увеличить штрафы

За производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии хотят ужесточить ответственность. Соответствующий законопроект разработан Минсельхозом России. Текст документа размещен на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

  • увеличение размера административного штрафа для юридических лиц за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Так, предлагается установить его в размере от 1 млн до 2 млн руб. (сейчас – от 200 тыс. до 300 тыс. руб.);
  • усиление административной ответственности за оборот алкогольной продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае, если такая маркировка или нанесение информации обязательны. Так, за указанное деяние предлагается наказывать штрафом в размере: для граждан от 10 тыс. до 15 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения; для должностных лиц – от 50 тыс. до 60 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения; для юридических лиц – от 600 тыс. до 700 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • установление аналогичных санкций за оборот табачной продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае, если такая маркировка или нанесение информации обязательны. Под оборотом табачной продукции в данном случае понимается приобретение (в том числе импорт), продажа (в том числе экспорт), хранение, перевозки по территории РФ табачных изделий (для физических лиц – в объеме более 400 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или более 250 г табака или иных табачных изделий);
  • установление административной ответственности за приобретение (в том числе импорт), продажу (в том числе экспорт), перевозку по территории РФ, хранениетабачной продукции с поддельными акцизными или специальными марками. В случае одобрения законопроекта, совершение указанных деяний повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 тыс. до 250 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от 100 тыс. до 150 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения; на юридических лиц – от 800 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией предметов правонарушения.

Необходимость внесения предлагаемых изменений разработчики проекта связывают с увеличением случаев производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а также ростом нелегального рынка табачной продукции, в основном за счет притока значительно более дешевых сигарет из стран-участниц Таможенного союза и появления производства контрафактных сигарет как на территории России, так и за ее пределами. Так, по данным проведенного компанией TNS исследования по оценке нелегального табачного рынка в России, отмечается увеличение роста нелегальной торговли до 0,9% по всей стране. При этом, год назад этот показатель был зафиксирован на уровне 0,3%. Наибольшие показатели роста отмечены в регионах, граничащих с Республикой Беларусь (Брянская и Смоленская области), с Республикой Казахстан (Саратовская, Оренбургская, Самарская и Челябинская области), в республике Дагестан.

Читайте так же:  Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля после дтп в 2020 году

Одной из ключевых причин роста числа указанных деяний считается высокая доходность деятельности по незаконному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производству и обороту табачной продукции, а также достаточно низкий размер административных штрафов за их совершение.

Сложившаяся ситуация, по мнению авторов документа, кроме потерь доходов бюджетов бюджетной системы РФ, приводит к снижению конкурентоспособности алкогольной продукции, а также к серьезным правонарушениям на алкогольном рынке РФ и резкому снижению уровня его легальности.

Документы по теме: Новости по теме:
  • Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
  • Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года
  • Розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции в нестационарных торговых объектах могут запретить – ИА «ГАРАНТ», 30 апреля 2014 г.
  • Предлагается запретить продавать алкоголь дистанционным способом по заниженным ценам – ИА «ГАРАНТ», 25 апреля 2014 г.
  • На производство табачной продукции в РФ могут ввести государственную монополию – ИА «ГАРАНТ», 25 марта 2014 г.
  • На производство этилового спирта в РФ предлагается ввести государственную монополию – ИА «ГАРАНТ», 24 марта 2014 г.
  • Разработаны меры по борьбе с суррогатным алкоголем – ИА «ГАРАНТ», 24 марта 2014 г.
  • В России могут запретить розничную продажу алкоголя в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литров – ИА «ГАРАНТ», 3 марта 2014 г.
  • Организациям общепита быстрого обслуживания могут запретить осуществлять продажу алкогольной продукции круглосуточно – ИА «ГАРАНТ», 25 февраля 2014 г.
  • На продажу алкоголя в ресторанах и кафе предлагают ввести отдельную лицензию – ИА «ГАРАНТ», 5 февраля 2014 г.
  • Ответственность за незаконную продажу алкоголя могут ужесточить – ИА «ГАРАНТ», 9 января 2014 г.

Материалы по теме:

«Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года
С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Мнения:

Чуть менее года прошло со дня вступления в силу «антитабачного» закона. За это время при его применении на практике сотрудниками полиции было выявлено отсутствие в законодательстве норм, определяющих понятия «общественное место» и «детская площадка». Вместе с тем, выборочный анализ составленных протоколов по правонарушениям «антитабачного» закона свидетельствует о том, что закон работает.

Киселев Сергей,
Начальник отдела организационно-методического обеспечения деятельности по исполнению административного законодательства ГУОООП МВД России, полковник полиции

В конце февраля на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, запрещающий взрослым курить в автомобиле в присутствии детей. Принятие документа не сможет оградить детей от пагубного воздействия «пассивного курения» повсеместно, но позволит создать в обществе новую мораль и развить стремление к здоровому образу жизни у населения.

Сердюк Михаил,
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Учет и налоги. Бухгалтерско-правовой альманах.

Свежие записи

Свежие комментарии

  • Эмилиэна к записи График рабочего времени на 2017 год для Украины
  • Мисси к записи Сбор вторсырья: нужны ли разрешительные документы?
  • realmans155 к записи ТТН и путевой лист
  • Эвакуатор к записи Нюансы командировок на автомобиле
  • Edwardfed к записи С 1 сентября 2015 увеличивается стоимостный критерий для основных средств

Продажа алкоголя и табака без лицензий — нарушение Закона

В Главном управлении ГФС в Черновицкой области информируют о том, что с августа нынешнего года усилили меры по выявлению нарушений, связанных с продажей алкогольных напитков и табачных изделий.

По словам заместителя начальника Главного управления ГФС Натальи Черновчан это связано с тем, что некоторые горе — предприниматели решили взять на себя функции государства по регулированию производства и оборота алкоголя и табака, а также осведомлены о моратории на проведение проверок и уверены в полной безнаказанности за безлицензионной торговли. Но вместе с тем, бизнес должен не забывать, что запрет на проведение проверок не распространяется на продавцов подакцизных товаров.

«Проверками установлено игнорирование требований специального Закона Украины «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями «и больше всего поражает, что продажа алкоголя без лицензий, «наливайки» спирта и воды — все это происходит в некоторых населенных пунктах области без особой конспирации. Только в течение августа нынешнего года задокументировано 3 таких случаев, а с начала года 21 сумма примененных штрафов — 357 тыс. грн. » — продолжает чиновник.

В соответствии с нормами действующего законодательства Украины субъекты предпринимательства до начала ведения хозяйственной деятельности по розничной и оптовой продажи алкогольных и табачных изделий обязаны получить соответствующую лицензию и иметь регистратор расчетных операций.

Среди других важных особенностей лицензирования розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями стоит упомянуть и такую: за продажу алкогольных напитков и табачных изделий без соответствующих лицензий действующим законодательством Украины предусмотрена ответственность, а именно: в соответствии со ст. 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» за торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями без наличия лицензии к субъектам предпринимательства применяются санкции в виде штрафов в размере 200% стоимости полученной партии товара, но не менее 1700 грн. В случае невыполнения субъектом предпринимательства решения контролирующего органа о наложении штрафа, такой штраф взимается на основании решения суда.

Читайте так же:  Порядок проведения судебно медицинской экспертизы живых лиц в 2020 году

Кроме того, торговля алкоголем или табачными изделиями без лицензии влечет за собой также и административную ответственность должностных лиц предприятия. Согласно ст.156 Кодекса Украины об административных правонарушениях размер штрафа составляет от 850 до 3400 грн. с конфискацией алкогольных напитков (табачных изделий) и выручки, полученной от их продажи. А повторное нарушение в течение года повлечет наложение штрафа от 2550 до 4250 грн. с конфискацией предметов торговли.

Такими штрафными санкциями государство заботится о том, чтобы при постоянном спросе на «популярные» напитки избежать различных злоупотреблений при их продаже.

Продал водку без лицензии — заплати 300 тысяч рублей

Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, связанных с нелегальным оборотом алкоголя

От незаконной продажи спиртного страдает и федеральный бюджет, и здоровье россиян. Депутаты и сенаторы считают, что нужно увеличить штрафы и установить уголовную ответственность за нелегальный бизнес при продаже алкоголя.

Юридические лица поплатятся годовой выручкой

Первый законопроект с поправками в в КоАП внесли единороссы. По словам одного из авторов инициативы Ильдара Гильмутдинова, было несколько подобных инициатив, одну из которых вносил Госсовет Татарстана. Авторы законопроекта отмечают, что основными причинами роста числа правонарушений является, прежде всего, высокая доходность незаконной деятельности и относительно низкие штрафы.

Физические лица, которые нелегально торгуют алкоголем, могут быть привлечены к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, и штраф за это составляет от 2000 до 2500 рублей. Организацию за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии могут оштрафовать в размере от 200 до 300 тысяч рублей.

Но эти штрафы не работают как превентивная мера, что подтверждает статистика. По данным Росстата, количество правонарушений, связанных с незаконной деятельностью по продаже спиртного, в последние годы увеличивается. За 9 месяцев 2013 года выявлено около 11 тысяч правонарушений, а в 2015 году — уже почти 14 тысяч.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Законопроект предлагает усилить административную ответственность за продажу алкоголя без лицензии. КоАП также решено дополнить новой статьёй, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами. Штраф для физлиц хотят увеличить до 200-300 тысяч рублей, а юридическим лицам незаконная торговля алкоголем будет грозить штрафом в виде совокупной выручки при реализации товара за год.

Комитет Госдумы по госстроительству поддерживает инициативу, но к законопроекту есть ряд замечаний. «Вызывает сомнения соразмерность наказания и правонарушений физлиц, — сказал заместитель председателя комитета единоросс Александр Грибов. — Может возникнуть ситуация, что предполагаемое увеличение наказаний приведёт к дисбалансу штрафов в КоАП».

Член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Валентина Рудченко спросила, будут ли устанавливать ответственность за продажу самогона. «Берите лицензию, и продавайте самогон, но без лицензии ничего не должно продаваться: ни самогон, ни пиво», — сказал Гильмутдинов.

Комментируя инициативу, лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский отметил, что Госдума много лет занимается проблемой суррогатного алкоголя, но пока что нет результата. «Сто лет назад, в 1916 году, царь ввёл сухой закон, и его отменили те, кто предлагают отметить со стаканом в руке столетие революции», — сказал Жириновский. Он считает, что нужна госмонополия на алкоголь — конкретное количество заводов, производящих алкоголь, и жёсткий контроль над ними.

За незаконную продажу алкоголя — уголовная статья

Второй законопроект разработан сенаторами, которые предлагают внести изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Авторы отмечают, что с 2012 года началась акцизная реформа, которая вызвала двукратный рост цен на легальную водку. Если в 2010 году самая дешёвая легальная водка в магазине стоила 100-110 рублей, то в 2015 году — от 200 — 220 рублей за 0,5 л. При этом бутылка нелегальной водки обойдётся в 100 рублей. При такой разнице в ценах началось резкое падение уровня продаж легальной алкогольной продукции, и при этом уровень потребления спиртного в стране не снижается.

Объём розничной продажи крепкого спиртного с 2012 по 2015 год снизился более чем на 40 процентов, а количество лицензированных точек продаж алкоголя — на 25 процентов. Многие предприниматели перешли в теневой сектор. По оценкам экспертов, около 30 процентов розничных точек, реализующих алкоголь, работает без лицензии. Алкоголь продают на рынке, с машин, в Интернете.

Количество правонарушений на алкогольном рынке, связанных с незаконной деятельностью, увеличилось с 14 тысяч в 2013 году до 18 тысяч в 2016 году. За первое полугодие 2016 года выявлено 85 подпольных цехов по производству алкоголя. Нелегальный алкогольный рынок приносит ежегодно более 100 миллиардов рублей доходов его участникам в денежном эквиваленте.

Жизнь россиянам продлят новой антиалкогольной политикой

Бороться надо не только с суррогатным алкоголем

Депутаты поддержали этот законопроект в первом чтении, но предложили внести в него ряд поправок. Член Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный отметил, что основной источник отравления граждан — спиртосодержащие жидкости, которые употребляют около 10 миллионов граждан.

Ограничение доступа к легальному алкоголю и дешёвому нелегальному алкоголю приведёт к тому, что часть людей станет варить самогон, считает Куринный. Но часть граждан, которые пили дешёвый суррогат, могут перейти на спиртосодержащие жидкости. Так что ещё одним законопроектом надо ограничить продажу последних и ввести более жёсткую ответственность за их производство без лицензии. Такую поправку он предложил внести ко второму чтению законопроекта.

Комментируя законопроекты депутатов и сенаторов, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов подчеркнул, что предлагаются слишком мягкие санкции. Он внёс на рассмотрение Госдумы инициативу, предусматривающую за незаконный сбыт алкоголя в крупном размере или преступление, совершённое группой лиц, лишение свободы на срок с 4 до 8 лет. Если же продажа суррогата привела к смерти людей, то преступник должен сесть в тюрьму на срок до 20 лет, считает депутат. Законопроект Олега Нилова будет рассмотрен на одном из ближайших пленарных заседаний.

Штраф за продажу алкоголя без лицензии

Реализация спиртного всегда была прибыльным бизнесом. Зачастую, желая избежать бумажной волокиты и финансовых затрат на приобретение лицензии, владельцы торговых точек и кафе сбывают продукцию нелегально, «из-под прилавка». Согласно законодательству РФ, подобная деятельность карается административной (в некоторых случаях уголовной) ответственностью. Под штрафные санкции попадают предприниматели и юридические лица. Исключение составляют частные лица, осуществляющие продажу винной продукции собственного (домашнего) производства.

Читайте так же:  Расчет единовременной выплаты накопительной части пенсии в 2020 году

Суть нарушения

Для осуществления оптовой торговли оформляется разрешение сроком на 5 лет. Индивидуальному предпринимателю дешевле получить годовую лицензию. Она распространяется на кафе, рестораны и мелкие торговые точки. Когда срок лицензии истекает, необходимо ее продление или прекращение деятельности.

Индивидуальный предприниматель имеет право без лицензии продавать следующую продукцию:

  • пивной напиток;
  • медовуху;
  • яблочное вино;
  • грушевый сидр.

Размер штрафа за торговлю алкоголем без лицензии:

  • для должностного лица — 10–15 тыс. руб.;
  • для юридического лица — 200–300 тыс. руб.

Важно! Точная сумма денежного взыскания назначается в зависимости от объема реализованной продукции. Если ИП или юридическое лицо уличены в повторном нарушении, их ждет максимальная сумма штрафа.

В отношении ООО и предприятий помимо штрафных санкций осуществляется конфискация сырья, полуфабрикатов, оборудования, транспортных средств, задействованных в производстве и сбыте продукции.

Штраф за продажу напитков с поддельным акцизом (статья 15.12 КоАП):

  • для должностного лица — 10–15 тыс. руб.;
  • для юридического лица — до 300 тыс. руб.

Вся поддельная продукция изымается правоохранительными органами. Данные меры наказания актуальны для крупных и мелких торговых точек, столовых и увеселительных заведений.

Штраф за продажу алкоголя на разлив в неподходящей таре (пластмассовые бутылки и пакеты, статья 14.16 пункт 2.2 КоАП):

  • для должностного лица — до 200 тыс. руб.;
  • для юридического лица и ООО — до 500 тыс. руб.

Реализация спиртного на разлив в ненадлежащей упаковке

Если в незаконной продаже уличается продавец, он понесет административную ответственность в виде штрафа. Размер взыскания составит от 2000 до 5000 руб. (статья 14.1 КоАП). Если реализуемый спиртной продукт не имеет маркировки, на продавца накладывается штрафная санкция в размере 2000–4000 рублей (статья 15.12 КоАП). В случае продажи спиртного без лицензии несовершеннолетнему гражданину продавца ждет более суровое наказание: назначается либо штраф 50–80 тыс. руб., либо исправительные работы до 1 года.

Обратите внимание! Согласно статье 14.17 часть 2 ответственность накладывается за продажу фальсифицированного алкоголя. Сюда можно отнести кафе и рестораны, торговые точки, реализующие напитки на основе технического спирта и ему подобных компонентов.

За подобные деяния полагается денежное взыскание в размере 150–200 тыс. руб. плюс полное изъятие продукции вплоть до закрытия заведения.

При фиксации повторного нарушения закона о продаже алкоголя наказание ужесточаются. В отношении правонарушителя применяются следующие меры:

  • полное изъятие кассовой выручки;
  • отстранение от деятельности на срок от 3-х месяцев до 3-х лет.

В регионах европейской части России бутылка водки без лицензии стоит 130–160 рублей, в то время как в торговых точках, не нарушающих закон, такой же напиток обходится от 250 рублей за 0,5 л. Неудивительно, что спрос на дешевую продукцию хороший и хозяину проще заплатить штраф, чем ставить государство в известность о доходах и сбывать лицензированный алкоголь.

Что делать в случае наложения штрафных санкций

Выявление точек с незаконной продажей спиртных напитков происходит путем контрольной закупки. Штрафовать и назначать другие меры наказания уполномочены только сотрудники правоохранительных органов (статья 23.3 КоАП). Протокол составляется по месту правонарушения, дальше дело передается в суд. Часто именно суд решает, какую меру наказания применить.

В основном налагают штраф, реже возбуждают уголовное дело (если зафиксирована продажа в особо крупных масштабах или нарушитель ранее привлекался за подобную деятельность). На уплату взыскания отводится 60 дней. Оплатить квитанцию можно в отделении банка или терминале самообслуживания.

Важно! Неуплата назначенной суммы в течение 60 дней чревата увеличением штрафа в 2 раза или арестом на 15 суток (статья 20.25 КоАП пункт 1).

Уполномоченный представитель административных органов обращается к судебным приставам. Нарушитель обязуется выплатить штраф и сбор судебных приставов (статья 32.2 КоАП).

Как оспорить штраф

По закону нарушитель вправе оспорить взыскание. На это отводится 10 дней с момента выписки штрафа. Если реализатор спиртного считает, что его оштрафовали не по делу, он может подать жалобу в суд. Но придется изрядно постараться, доказывая свою непричастность.

Лицензия на продажу алкоголя

Власти РФ серьезно взялись за несанкционированную торговлю спиртным, поэтому оспорить штраф, не говоря об обжаловании приговора, будет непросто. Если назначено денежное взыскание в крупной сумме, стоит воспользоваться услугами профессионального юриста. Квалифицированные специалисты подскажут, как корректно составить жалобу, поспособствуют снижению штрафа или смягчению приговора (в случае уголовной ответственности).

Изменения в законодательстве

Последнее повышение денежных взысканий за незаконный сбыт алкоголя отмечено в 2014 году. До этого времени провинившийся предприниматель мог отделаться штрафом в размере 4000–5000 рублей, предприятие или ООО выплачивали государству 40–50 тыс. руб. Цель наказания — защита потребителей от некачественного продукта, сокращение товарооборота кустарного алкоголя.

Обратите внимание! В планах на 2018 год рассмотрение законопроекта о повышении штрафных санкций за сбыт алкоголя без лицензии.

Для ООО ожидается повышение денежных взысканий до 300 000 рублей, для юридических лиц — до 3 млн рублей. Если напитки реализуются группой лиц, штрафные санкции составят от 4 млн рублей, или будет применено альтернативное наказание — лишение свободы до 5 лет.

Как избежать штрафа

Существует только один способ не платить штраф за продажу алкоголя без лицензии — обзавестись ею. Несмотря на высокую стоимость разрешительных документов, затраты окупятся в течение месяца торговли.

Есть два вида документов для законного ведения алкогольного бизнеса: разрешение на продажу и лицензия. Разрешение оформляется сроком на 5 лет. Индивидуальному предпринимателю дешевле обзавестись годовой лицензией. Стоимость оформления документов обойдется примерно в 40000 руб. Если нет времени или желания самостоятельно собирать документы и бегать по инстанциям, можно воспользоваться услугой специальных контор.

Обратите внимание! Когда срок лицензии истекает, для продолжения деятельности нужно ее продлевать. Для этого потребуется гораздо меньше времени и средств. Придется заплатить всего 25000 рублей. Повторное продление лицензии требует меньшего количества документов.

Существуют некоторые правила для торговли пивом. Чтобы продавать его без лицензии, предприниматель должен собрать некоторые документы и придерживаться определенных правил:

  • быть зарегистрированным ИП;
  • оборудовать торговую площадь;
  • точка не должна находиться рядом с детскими или культурными учреждениями.

Также нужно помнить, что торговля пивом запрещена на вокзалах и в аэропортах.

Как изменится российский рынок алкоголя в 2020 году?

На рынке алкогольной розницы в России готовятся большие перемены. Главное событие, которого уже много лет ждут виноделы, дистрибьюторы и, конечно, потребители — отмена запрета на дистанционную торговлю алкогольными напитками.

Законопроект, который разрабатывает Минфин, по слухам, готовятся принять к действию уже с 1 января 2020 года. А, значит, заказать бутылку вина к пятничному ужину теперь можно будет в пару кликов.

Правда или вымысел?

Онлайн-продажи алкоголя — с 1 января 2020

На самом деле, вопросов к новому законопроекту пока еще много. Во-первых, первый год к торговле будут допущены только компании, у которых есть лицензия на производство вин, либо лицензия на закупку, хранение и поставку. То есть открыть онлайн-продажи, технически, смогут только производители и дистрибьюторы. Во-вторых, дистанционная торговля будет разрешена только для вин и шампанского. Позже, скорее всего, с 2021 года, сюда подключатся производители пива, сидра, медовухи и других слабоалкогольных напитков.

Читайте так же:  Права собственников нежилых помещений в многоквартирном доме в 2020 году

Новая схема — на рассмотрение

Совсем недавно новую схему для легализации рынка предложила Ассоциация компаний интернет-торговли. Участники рынка предложили фиксировать время и место реализации спиртного благодаря выдаче электронных чеков через смартфоны курьеров. С задействованием облачных сервисов и QR-кодов предполагается сохранить возможность ограничения продажи алкоголя для несовершеннолетних. Документ был направлен на рассмотрение главе правительства Дмитрию Медведеву.

А как продают сейчас?

По сути, речь идет именно о легализации рынка онлайн-торговли алкоголем. По экспертым оценкам, ежегодно в России теневые интернет-магазины продают алкоголь на сумму в 2-3 млрд рублей. Есть даже статистика: на такие сайты приходится 190 посетителей в сутки со средним чеком 1100 рублей.

Впрочем, существует и сценарий, при котором законопроект снова не пройдет. Его главным противником остается Минздрав, а основной проблемой — контроль за временем продажи и возрастом клиента. Чиновники считают, что отслеживать их в режиме онлайн-торговли будет крайне сложно.

Миллиардные убытки из-за одной ошибки

Кстати, о неправомерной продаже алкоголя в рознице. В августе была показательная история с «Пятерочкой» в Татарстане. После того, как в одном из магазинов продали алкоголь несовершеннолетнему, Госалкогольинспекция Татарстана отозвала лицензию сразу у всех 658 магазинов в регионе. В результате управляющая сетью X5 Retail на время лишилась возможности отгружать по 5-6 тысяч дал спиртного. Потери в компании оценили в 7,5% сбыта всего алкоголя для локального рынка.

Проблема компании оказалась в том, что на все магазины в Татарстане была приобретена одна лицензия стоимостью 65 000 рублей. Эксперты подсчитали, что для открытия отдельной лицензии для каждой «Пятерочки» потребовалось бы 43 млн рублей. Но даже в этом случае потери были бы существенно ниже, чем от закрытия продаж во всей сети.

На фоне этой истории представители продуктовой розницы обратились к чиновникам с инициативой по установлению новых правил — участники рынка предлагают выдавать и приостанавливать лицензии не для всей сети, а для торговой точке, попавшейся на нарушении.

Большие интересы со стороны больших игроков

Вообще создается впечатление, что рынок алкогольной розницы в России ждет серьезный передел. На прошедшей неделе стало известно, что собственную сеть алкомаркетов под брендом «Магнит Вечерний» запускает вторая по величине продуктовая сеть. Первые магазины откроются уже осенью, а через 3-6 месяцев будет принято решение о возможном масштабировании сети.

Совпадение или нет, но в это же время в «Пятерочке» объявили о создании собственного «Барного клуба». Теперь, при покупке алкоголя в магазинах торговой сети предлагаются дополнительные повышенные баллы на карту для участников. «Барный клуб» интергирован в личный кабинет держателей «Выручай-карты». Кстати, у «Пятерочки» тоже есть проект алкомаркетов — с 2016 года компания развивает сеть «Пятьница», правда, на сегодняшний день открыто всего несколько десятков магазинов.

Еще одним интересантом на алкогольном рынке, возможно, является быстроразвивающаяся сеть магазинов здорового питания «Вкусвилл». До сегодняшнего дня они продавали только собственного производства пиво, сидр и медовуху. Но весной стало известно, что ритейлер подал в Федеральную службу по интеллектуальной собственности заявку на регистрацию собственного товарного знака «ВкусВин». Хотя в компании отметили, что зарегистрировали знак для того, чтобы конкуренты «не вводили людей в заблуждение». В Москве, например, существовал магазин «ВкусВин», который вскоре после регистрации бренда федеральным ритейлером, переименовался в «Лангедок».

Еще раньше стало известно о партнерстве четвертой по величине сети продуктовых магазинов «Дикси» с алкомаркетами и «Красное и Белое» «Бристоль». Последнего «Дикси» хотел купить еще в 2015 году, но сделка не состоялась. Теперь компании объединяют бизнес и создается третья по величине сеть в России, насчитывающая более 13 000 магазинов — больше только у «Магнита» и «Пятерочки».

Таким образом, мы видим возрастающий интерес к продуктовой рознице со стороны всех ведущих игроков на рынке. Кроме того, свои бизнес-процессы для запуска дистанционной торговли готовят как специализированные магазины по продаже вин и алкоголя, так и крупнейшие универсальные интернет-магазины и маркетплейсы. По данным участников рынка, все они ждут принятия закона, чтобы уже с 1 января запустить дистанционную продажу по всей стране. Например, онлайн-гипермаркет «Беру» уже позволяет бронировать крепкий алкоголь на сайте, чтобы затем забрать его в одной из винотек SimpleWine.

Немного интересных цифр

Кстати, о статистике потребления в России. В 2018 году траты россиян на алкоголь и табак составили в среднем 3% от всех потребительских расходов. Что касается выручки розничных магазинов, то в формате «у дома» на алкоголь приходится до 30-40% денег, а в гипермаркетах — до 12%.

Сегодня безусловным лидером на рынке алкогольной розницы в России является сеть «Красное и Белое». Стартовавшая в 2006 году в Челябинске, сегодня эта сеть насчитывает более 6100 магазинов с оборотом в 130 млрд рублей в год. Это самая быстрорастущая сеть на продуктовом рынке, которой удалось войти в топ-10 в России по объему выручки. По данным РБК, ритейлер контролирует около 50% рынка специализированных алкомаркетов, еще 15-20% занимает сеть «Бристоль», 10% приходится не другие сетевые форматы, включая «Арыш Мае», «Горилку» и «Ароматный мир». В то же время, в начале 2019 года прекратила операционную деятельность сеть алкомаркетов «Кристалл-Лефортово», входившая в топ-10 лидеров рынка с более чем 300 магазинами.

На 1000 жителей России сегодня приходится более 130 магазинов по продаже алкогольной продукции, и эта цифра продолжает расти. За последние несколько лет число алкомаркетов выросло в 15 раз. В эксперном совете при правительстве РФ уже предлагали сократить их число на треть, но пока ритейлеры продложают активно развиваться, а потребление алкоголя всех типов ежегодно растет. При этом на долю водки в стране приходится более 40% производства. Весь рынок специализированной алкогольной розницы сегодня оценивается более чем в 8 млрд долларов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основные тенденции на рынке сохраняются: на смену традиционным форматам торговли приходят более современные, крупнейшие сети наращивают свою долю, а потребители предпочитают покупать алкоголь со скидкой или по акции. Остается дождаться начала 2020 года, чтобы узнать, как именно изменится рынок с приходом легальной электронной торговли алкоголем.

Продажа алкоголя без лицензии ответственность физических лиц в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here