Привлечение работодателя к административной ответственности в 2020 году

Самое важное в статье: "Привлечение работодателя к административной ответственности в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда

Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ст.ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ), в том числе за нарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения , а при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения (ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности начинается на следующий день после дня совершения (дня обнаружения) административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ). Как определить момент, с которого начинает течь срок давности привлечения к административной ответственности за то или иное нарушение, разъясняется в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.

В отношении нарушения трудового законодательства, которое характеризуется невыполнением работодателем к определенному сроку обязанности, предусмотренной правовым актом, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента наступления указанного срока. К таким нарушениям относится, например, невыплата в установленный срок заработной платы, отпускных, социальных пособий, невыдача трудовой книжки в день увольнения и т.п.

В организации установлены сроки выплаты заработной платы: 20 числа текущего месяца — аванс, 5 числа следующего месяца — оставшаяся часть заработной платы.

Заработная плата за февраль 2015 года выплачена работникам 3 апреля 2015 года и без выплаты денежной компенсации за задержку по ст. 236 ТК РФ.

Поскольку ст. 236 ТК РФ определен срок выплаты денежной компенсации за задержку в день погашения самой суммы задолженности по заработной плате и другим выплатам, то данное правонарушение не является длящимся (постановление Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N 18-АД17-6, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 01.10.2014 по делу N 12-494/2014, постановление Московского городского суда от 01.03.2010 N 4а-4597/09).

Так как срок выплаты заработной платы за февраль наступил 5 марта 2015 года, то днем окончания годичного срока давности, в течение которого работодатель может быть привлечен к административной ответственности за задержку выплаты заработной платы, следует считать 5 марта 2016 года, однако за невыплату денежной компенсации срок давности будет исчисляться со дня погашения работодателем задолженности 3 апреля 2015 года и истечет 3 апреля 2016 года.

В отношении нарушения, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении работодателем предусмотренных законом обязанностей, срок давности исчисляется со дня его обнаружения. При этом днем обнаружения считается день составления акта проверки, поскольку именно в акте фиксируется факт обнаружения правонарушения. Такими нарушениями являются, например, невыплата процентов за задержку выплаты заработной платы, если сумма самой задолженности не погашена (ст. 236 ТК РФ), отсутствие правил внутреннего трудового распорядка или отсутствие в них обязательных условий (ст. 189 ТК РФ), непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ) и т.п.

Административная ответственность по 44-ФЗ в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административная ответственность 2020

С 01 апреля 2020 года окончательно из Закона о контрактной системе уйдёт понятие плана закупок. Вместе с этим изменится системе контроля документов. Документы не будут проверяться на соответствие законодательству и друг другу, как это делается сейчас.

Начиная со второго квартала 2020 года контроль в Единой информационной системе всех документов — от планов-графиков до проектов контрактов — будет касаться двух параметров:

1. Идентификационные коды закупок будет проверяться на соответствие;
2. Объём совершаемой закупки не должен превышать лимит финансового обеспечения заказчика.

В отношении этих же параметров меняется и система осуществления контроля со стороны органов Федерального казначейства.

Проверка будет проводиться при помощи ЕИС в отношении следующих документов:

• извещения о закупках и информация, содержащаяся в планах-графиках закупок;
• протоколы подведения итогов по проведённым закупкам и извещения об осуществлении закупок;
• проекты контрактов и данные в протоколах определения поставщиков.

Подводя итог небольшому циклу статей по изменениям в Законе о контрактной системе хочется написать только одну фразу — Будем надеяться, что работать станет проще. И тут же себя оборвать — в большинстве случаев ни одно изменение последних лет в государственных закупках не было на благо заказчиков или участников закупок.

Но не можем не отметить, что момента образования и функционирования контрактной системы в России такие глобальные изменения произойдут впервые. На первый взгляд (да и на второй тоже) некоторые из этих изменений давно назрели и были необходимы. Надеемся, что эти изменения будут только во благо и они не будут последними в большой системе государственных закупок.

Заказчикам, которые нарушат требования Закона № 44-ФЗ, грозит штраф или дисквалификация. Самый большой штраф – 500 000 руб. При этом заказчик вправе оспорить административную ответственность или попросить снизить сумму штрафа. За какие нарушения контролеры привлекут заказчика к административной ответственности, смотрите в таблице.

Под административную ответственность за нарушение 44-ФЗ в 2020 году попадают:

• заказчик;
• специализированная организация;
• должностное лицо заказчика, уполномоченного органа или учреждения;
• оператор электронной площадки.

Должностное лицо – это работник, который нарушил Закон № 44-ФЗ: член комиссии по закупкам, член приемочной комиссии, работник контрактной службы, контрактный управляющий (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Контрактному управляющему или сотруднику контрактной службы грозит дисквалификация на один год, если он повторно не выполнит законное предписание или требование ФАС России. Такое наказание предусмотрено частью 7.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если заказчик не выполнит предписание ФАС России в первый раз, организацию оштрафуют на 500 000 руб., а контрактного управляющего или сотрудника контрактной службы – на 50 000 руб. Когда дело касается гособоронзаказа и гостайны, штраф на организацию составляет от 300 000 до 500 000 руб., на должностное лицо – от 30 000 до 50 000 руб.

Читайте так же:  Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации в 2020 году

Административные дела о нарушениях Закона № 44-ФЗ рассматривают Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, мировой и районный суды.

Должностное лицо вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 50 000 руб. и более. Однако новый штраф составит не меньше, чем половину размера минимального штрафа. Например, минимальный размер штрафа – 50 000 руб. Тогда штраф должностного лица снизят до суммы не менее 25 000 руб. (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Организация вправе попросить, чтобы снизили штраф, минимальный размер которого – 100 000 руб. или выше. Штраф могут снизить только до половины его минимального размера. Например, минимальный размер штрафа для юрлица – 200 000 руб. Такой штраф снизят максимум до 100 000 руб. (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Снизить размер минимального штрафа вправе судья, орган или должностное лицо, которые рассматривают:

• дело о правонарушении;
• жалобу на постановление;
• решение по делу.

Об этом сказано в частях 2.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совет: когда оспариваете ответственность и просите суд снизить штраф, ссылайтесь на положения статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и позицию Конституционного суда РФ из постановления № 4-П.

В постановлении № 4-П Конституционный суд РФ поясняет, что судья вправе снизить штраф, минимальный размер которого – от 100 000 руб. При этом новый штраф составит не меньше половины размера минимального штрафа.

Заказчик, должностное лицо заказчика вправе оспорить административную ответственность по девяти основаниям в административном или судебном порядке. Срок – 10 дней с момента, когда заказчик получил постановление.

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что правонарушения не было. При этом не важно, какие доказательства представил административный орган.

Заместитель руководителя по производственным вопросам заключил государственные контракты без согласования с уполномоченным органом – министерством финансов республики. Контрольно-ревизионное управление министерства наложило на работника штраф в размере 30 000 руб. Основание – часть 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Заместитель руководителя подал заявление в районный суд и просил отменить постановление министерства финансов.

Верховный суд РФ отменил постановление, поскольку не нашел события правонарушения. Судья пояснил, что на день, когда министерство финансов вынесло постановление, обязанность заключать контракт только после того, как уполномоченный орган согласует закупку, отменили. Правительство РФ внесло изменения в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (постановление Верховного суда Республики Башкортостан по делу № 4А-1093).

Суд может освободить заказчика или его должностное лицо от ответственности по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность означает, что действия виновного не угрожают обществу. При этом не свидетельствуют о малозначительности, а лишь влияют на наказание:

• личность и имущественное положение виновного лица;
• факт, что виновный добровольно устранил последствия правонарушения;
• доказательства, что виновный возместил ущерб.

Об этом сказано в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ № 10.

Административный орган обязан доказать обстоятельства, по которым привлекает к ответственности заказчика или его должностное лицо. Доказательствами того, что лицо нарушило закон, служат факты, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела. Если у административного органа доказательств нет, суд отменит постановление или не привлечет виновного к ответственности (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Административный орган должен доказать, что лицо виновно и нарушило закон. Лицо признают виновным, если у него была возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но оно этого не сделало (ст. 26.1, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Субъект правонарушения – это лицо, которое нарушило нормы законодательства. Если виновного не установили, то нет и нарушения. А если лицо, которое привлекают к ответственности, на самом деле не субъект правонарушения и докажет это, его не привлекут к ответственности.

Срок давности по нарушениям антимонопольного законодательства и требований Закона № 44-ФЗ – один год. Если контролеры опоздали с началом административного производства, то не вправе оштрафовать нарушителя. Однако необходимо точно понимать, с какой даты отсчитывать срок.

Длящееся административное правонарушение – действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Единственный случай, когда течение искового срока приостанавливается, – удовлетворение ходатайства о рассмотрении административного дела по месту жительства ответчика. Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает возможности перерыва срока исковой давности.

Такие разъяснения даны в практикообразующем документе – в пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ № 5.

Суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что административный орган составил протокол о нарушении не по правилам. Протокол с объяснениями и сведениями – основное доказательство по делам об административных нарушениях. Протокол, который административный орган составил с нарушениями, суд не считает доказательством (ч. 2, 3 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Административный орган должен известить виновного, где и когда рассмотрит дело об административном нарушении. Если виновного не известили, суд может отменить постановление. Дело о правонарушении рассматривают в присутствии виновного лица (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Нельзя наказать дважды за одно и то же нарушение. Поэтому суд не привлечет лицо к ответственности за нарушение, за которое виновного уже наказывали (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

Дела, которые рассматривают Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, заказчик обжалует в суде общей юрисдикции. Дела, которые рассматривают мировой и районный судьи, обжалуют в вышестоящем суде. Чтобы обжаловать дело, заказчики руководствуются правилами главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Работодателя не накажут за неуведомление об иностранных гражданах, принятых на работу более года назад

boggy22 / Depositphotos.com

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. За неисполнение данного требования работодателю грозит административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП (справка по результатам изучения практики рассмотрения судами в 2017 г. дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным осуществлением иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации либо незаконным привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности).

Читайте так же:  Штраф за несвоевременную сдачу статистической отчетности в 2020 году

Один из таких случаев рассмотрел в своем обобщении судебной практики Саратовский областной суд. Работодатель принял на работу гражданина Казахстана 5 августа 2015 года, однако сообщить об этом решил лишь в январе 2017. В феврале того же года отдел по вопросам миграции территориального органа МВД провел проверку работодателя, составил протокол по факту данного правонарушения и передал дело в суд. Однако суд привлекать работодателя к ответственности не стал. Дело в том, что в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет один год. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. При этом рассматриваемое правонарушение не может считаться длящимся, поскольку для исполнения обязанности по уведомлению о заключении трудового договора с иностранным гражданином законом установлен конкретный срок (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5).

Узнайте все особенности заключения и прекращения трудовых договоров с иностранными гражданами в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Таким образом, в данном случае срок давности привлечения работодателя к ответственности истек еще в 2016 году. В связи с этим суд прекратил производство по делу.

Отметим, что похожие дела имелись и в практике ВС РФ, который приходил к аналогичным выводам (постановление от 5 октября 2016 г. № 59-АД16-14).

Срок давности привлечения к административной ответственности за непредоставление статотчетности могут увеличить до двух лет

stokkete / Depositphotos.com

Минэкономразвития России предложил внести изменения в КоАП в части увеличения срока давности для административных нарушений законодательства об официальном статистическом учете 1 .

В настоящее время рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за непредоставление в установленном порядке или предоставление позже срока статотчетности осуществляется Росстатом и его территориальными органами в срок до двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5, ст. 23.53 КоАП РФ).

В течении этого времени должен быть проведен весь комплекс процессуальных действий, связанных с осуществлением административного производства. Поскольку правонарушения могут быть выявлены не только Росстатом, но и другими субъектами официального статучета, то, как поясняет законодатель, этого времени часто не хватает для получения всех недостающих материалов и информации, необходимых для возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. Ведь подготовка дополнительных запросов для уточнения и анализа полученных сведений из других субъектов статучета зачастую требует много времени и выходит за рамки предусмотренного законодательством срока.

Но это не единственная причина, по мнению законодателя, для увеличения срока давности. Поскольку некоторые формы федерального статнаблюдения предоставляются только раз в год, то при их повторной несдаче или нарушении срока их предоставления у Росстата нет возможности привлечь к административной ответственности за повторное правонарушение, предусмотренной ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ.

Об ответственности за нарушение порядка или сроков представления статистических данных читайте в «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, сложившаяся ситуация, по независящим от Росстата объективным причинам, усложняет составление в установленном порядке протоколов об административных правонарушениях, а в ряде случаев делает это невозможным. Это позволяет респондентам избегать привлечения к ответственности и, тем самым, препятствует соблюдению законодательно установленного принципа равенства перед законом.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-19/00093809).

Административная ответственность за невыплату заработной платы в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административная ответственность 2020

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса России, зарплата работникам в 2020 году должна предоставляться не реже 2 раз в месяц (каждые полмесяца). Конкретная дата выплат устанавливается локальными нормативными актами организации: трудовым или коллективным договором, правилами внутреннего распорядка.

Если день зарплаты приходится на выходной или праздник, выплаты должны быть произведены накануне. Наличие в договоре других условий не соответствует закону, а значит, они являются недействительными.

Основания для привлечения работодателя к ответственности за невыплату заработной платы возникают с 1-го дня просрочки. А начиная с 16-го дня пункт 3 статьи 142 ТК РФ разрешает работникам приостановить исполнение своих служебных обязанностей, письменно уведомив об этом работодателя. Это не лишает работника права на получение зарплаты, в том числе и за время, в течение которого трудовой функционал им фактически не выполнялся.

Право работников на оплату труда охраняется на законодательном уровне. Поэтому за невыплату заработной платы для работодателей предусмотрены различные меры ответственности вплоть до уголовной.

Согласно положению статьи 236 ТК РФ работодатель, задержавший выплату заработной платы, обязан выплатить не только образовавшуюся задолженность, но и денежную компенсацию, которая составляет не менее 1/300 действующей ставки рефинансирования Центробанка России от невыплаченной суммы за каждый день просрочки, начиная с 1-го.

В трудовом или коллективном договоре может быть установлен иной размер компенсации, но он не должен быть ниже предусмотренного Трудовым кодексом.

Материальная ответственность за невыплату заработной платы наступает независимо от причин просрочки. Ранее дело обстояло иначе: работодатель освобождался от уплаты процентов по ряду обстоятельств. Например, в случаях отказа работника получать зарплату или хищения денежных средств. Действующее трудовое законодательство предусматривает материальную ответственность вне зависимости от наличия или отсутствия вины работодателя.

В соответствии с пунктом 55 постановления пленума Верховного суда России работник вправе требовать индексации суммы задолженности по зарплате на уровень текущей инфляции.

Читайте так же:  Предварительное разрешение органа опеки и попечительства в 2020 году

В случае если работодатель отказывается от добровольного погашения задолженности, а также процентов за просрочку выплаты зарплаты, единственный способ вернуть свои деньги — обращение в суд с соответствующим иском.

Невыплата или задержка выплаты заработной платы подпадает под действие части 1 статьи 5.27 КоАП России. Должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушение прав работников на оплату труда, ждет штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей. Заметно выше санкции для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Наказание не слишком обременительное, но в случае «рецидива», то есть повторного аналогичного правонарушения, ИП и должностные лица заплатят от 10 000 до 20 000 рублей, при этом последние могут быть лишены права занимать руководящие должности на срок от 1 до 3 лет. Юридические лица тоже лишатся более серьезной суммы — от 50 000 до 70 000 рублей.

С заявлением о привлечении работодателя к административной ответственности необходимо обращаться в территориальное подразделение Государственной инспекции труда по месту расположения предприятия. Еще одним органом, уполномоченным на наложение штрафа, является суд.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если работодатель задерживает часть зарплаты свыше 3 месяцев или полную зарплату свыше 2 месяцев, ему грозит уголовная ответственность и, как следствие, лишение свободы, срок которого в особо тяжких случаях достигает 5 лет.

Статья 145.1 Уголовного кодекса России предусматривает ответственность за невыплату заработной платы в течение длительного срока.

Так, частичная задержка более чем на 3 месяца в соответствии с частью 1 статьи 145.1 УК РФ предусматривает для руководителя организации (в том числе филиала или структурного подразделения) или индивидуального предпринимателя одно из следующих видов наказаний:

• штраф до 120 000 рублей или в размере годовой зарплаты (в некоторых случаях может применяться дополнительная санкция — лишение права занимать определенную должность или заниматься предпринимательской деятельностью в течение 1 года);
• принудительные работы или лишение свободы сроком до 1 года.

Если же зарплата более 2 месяцев не выплачивается полностью, ответственность наступает по части 2 статьи 145.1 УК РФ, где наказание несколько строже:

• штраф от 100 000 до 500 000 рублей либо в размере зарплаты за 3 года (срок должностных ограничений повышается до 3 лет);
• принудительные работы или лишение свободы сроком до 3 лет.

Наиболее жесткое наказание ждет работодателя в случае, если допущенная им невыплата или задержка выплаты повлекла тяжкие последствия. Речь идет, например, о самоубийстве работника, болезни его близких и пр. — при условии, что установлена причинно-следственная связь. То есть должны присутствовать неопровержимые доказательства, что работник свел счеты с жизнью именно из-за того, что ему не была выплачена зарплата.

Привлечение работодателя к уголовной ответственности возможно только при наличии у него корыстной или любой другой личной заинтересованности, которыми была вызвана задержка зарплаты. Например, если доказано, что руководитель допускал нецелевое использование денежных средств, предназначенных для оплаты труда работников.

Расследованием уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 145.1 УК РФ, занимаются следователи Следственного комитета. Поэтому с заявлением о привлечении работодателя к уголовной ответственности за невыплату зарплаты следует обращаться в территориальный отдел СК.

Еще один вариант — обращение в инспекцию труда, сотрудники которой вправе провести проверку и самостоятельно направить в СК или прокуратуру соответствующее заключение по ее результатам.

Не возбраняется и подача заявления в полицию — сотрудники ОВД обязаны принять его и направить по подследственности, то есть в отдел СК по месту совершения преступления.

Начинать отстаивать свои права можно уже с 1-го дня просрочки. Но для начала все же стоит поинтересоваться у работодателя или ответственного сотрудника бухгалтерии о причинах несвоевременной выплаты зарплаты и ожидаемых сроках устранения этого нарушения. Если визит к руководителю результатов не принес, уместно принять ряд мер.

Заявление в инспекцию составляется в свободной форме, но в нем обязательно должны присутствовать следующие реквизиты и данные:

• полное наименование организации, а также фамилии, имена и отчества первого руководителя и главного бухгалтера (если последний отсутствует — бухгалтера или иного сотрудника, ответственного за начисление и выдачу заработной платы);
• название собственной должности и стаж работы на предприятии;
• сведения о размере зарплаты, установленных дате и способе выплаты, точном время просрочки в днях.

Сотрудники инспекции труда обязаны провести проверку и вынести заключение о наличии или отсутствии нарушения прав работников на оплату труда.

Далее возможны несколько вариантов:

• направление работодателю предписания о незамедлительном погашении задолженности по зарплате;
• извещение правоохранительных органов о выявленных нарушениях (одновременно может быть направлено уведомление в налоговую инспекцию).

Через 15 дней просрочки работник вправе приостановить исполнение трудовых обязанностей вплоть до полной выплаты зарплаты. Главное — не забыть предварительно сообщить об этом работодателю в письменном виде. Обычно уведомление о приостановлении работы оформляется заявлением с указанием причин такого решения.

Заявление о приостановлении работы следует вручить руководителю или секретарю под расписку. Если это по каким-то причинам невозможно (например, начальник отказывается расписываться), нужно воспользоваться услугами почтовой связи, отправив заказное письмо с отметкой о вручении адресату. В противном случае доказать надлежащее уведомление работодателя о намерении приостановить работу будет практически невозможно.

Право на приостановление работы вследствие невыплаты зарплаты имеют не все категории работников. В соответствии со статьей 142 ТК РФ это запрещено:

• госслужащим;
• работникам, чьи должностные обязанности обеспечивают жизнедеятельность людей (газо-, электро-, водо-, теплоснабжение, скорая и неотложная медицинская помощь и пр.);
• сотрудникам, занятым на особо опасных производствах.

Судебное разбирательство — процедура достаточно длительная, поэтому подачу искового заявления лучше совместить с приостановлением работы.

Но прежде стоит выяснить некоторые нюансы, имеющие значение для исхода дела:

1. Начислена ли зарплата. Для случаев, когда отсутствуют споры о наличии долга по зарплате, а также по его сумме, предусмотрен упрощенный порядок разбирательства. То есть исполнительные документы могут быть выданы практически сразу.
2. Не связана ли невыплата зарплаты с удержанием ее части (особенно актуально для частичных задержек). Максимальный размер вычета не может превышать 50% от общей суммы зарплаты. Кроме того, в соответствии со статьей 137 ТК РФ удержания производятся исключительно в следующих случаях:
• возвращение излишне выплаченного аванса на командировочные расходы;
• возвращение излишне выплаченных сумм вследствие ошибок при расчете;
• при увольнении — при выплате зарплаты за фактически неотработанные дни (кроме увольнения в связи с сокращением штатов, сменой собственника или ликвидацией предприятия, призывом в армию, состоянием здоровья).

Читайте так же:  Сбербанк условия досрочного погашения ипотечного кредита в 2020 году

Кроме того, удержания могут производиться на основании поступившего работодателю исполнительного документа. Излишне выплаченная зарплата возвращению не подлежит (за исключением случаев, когда вина работника в совершении неправомерных действий установлена в судебном порядке).

В соответствии со статьей 140 ТК РФ зарплата и прочие денежные суммы, полагающиеся сотруднику, должны быть выплачены непосредственно в день увольнения.

Работодатель обязан полностью выплатить работнику при увольнении:

• заработную плату за все фактически отработанные дни предшествующего месяца (а также погасить задолженность по зарплате, если она имеет место);
• ежегодную выплату (13-я зарплата), если таковая предусмотрена коллективным договором, положением о премировании либо другим локальным актом предприятия — пропорционально отработанному времени в течение года, предшествующего увольнению;
• компенсацию за неиспользованные отпуска.

Кроме того, в соответствии со статьей 178 ТК РФ в случае увольнения в связи с сокращением штатов или ликвидацией организации работник имеет право на получение:

• выходного пособия в сумме среднемесячного заработка;
• пособия на период трудоустройства — также в сумме среднемесячного заработка (по истечении 2 месяцев после увольнения).

Если работник в 14-дневный срок с момента увольнения встал на учет в качестве безработного (обратился в центр занятости), но не был трудоустроен, пособие на период трудоустройства выплачивается в течение 3 месяцев.

При непредоставлении работодателем всех причитающихся выплат уволенный работник вправе предпринять те же действия, что и действующий сотрудник в случае невыплаты ему заработной платы.

Однако прежде чем обращаться в суд или прокуратуру с жалобой на действия работодателя, необходимо представить последнему претензию с требованием выплатить все положенные денежные суммы в полном объеме. В противном случае есть вероятность лишиться части выплат, если работодатель заявит, что работник сам не явился для получения расчета.

Административная ответственность юридических лиц в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административная ответственность 2020

Привлечение к административной ответственности юридических лиц в 2020 году регулируется статьей 2.10 КоАП РФ. Организации могут быть субъектами ответственности по значительному количеству правонарушений, предусмотренных административным законодательством. Это характерно не только для России, такова общемировая практика. При этом привлечение юридического лица к ответственности не исключает одновременное применение санкций за то же самое нарушение и к должностным лицам организации, в том числе руководству.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ:

Административное правонарушение юридического лица – это, как правило, нарушение установленных правил ведения экономической, предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного, налогового, таможенного, экологического, транспортного законодательства, а также законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг. Но только этими сферами правонарушения не ограничиваются.

Не всякая организация может быть субъектом административной ответственности. Не могут привлекаться наравне с юридическими лицами такие организации, которые не имеют статус юридического лица. Речь идет, в частности, о некоторых общественных объединениях, филиалах и представительствам юридических лиц. С другой стороны, отсутствие хозяйственной (предпринимательской) деятельности не означает, что юридическое лицо не может привлекаться к административной ответственности. Сюда, например, относятся политические партии, государственные, региональные и местные учреждения, профсоюзы, саморегулируемые организации, а также органы власти любого территориального уровня и подчиненности. Все они – тоже юридические лица, подлежащие административной ответственности на общих основаниях.

Таким образом, любая организация может быть субъектом ответственности, если она имеет статус юридического лица. И при этом необязательно, чтобы юридическое лицо занималось коммерческой или сопутствующей деятельностью.

Интересная особенность административного законодательства – ответственность индивидуальных предпринимателей. Они не являются юридическими лицами, но в тоже время не являются и обычными гражданами. При этом зачастую в санкциях статей КоАП РФ индивидуальные предприниматели прямо не указываются в качестве субъектов ответственности.

В отношении ИП административное законодательство выделяет 2 ситуации:

1. Индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности наравне с юридическими лицами – только если это прямо предусмотрено законом (например, это предусмотрено примечаниями к ст. 18.1 и к ст. 16.1 КоАП РФ).
2. Индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с должностными лицами – только если законом не установлено иное (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Административные наказания представлены 10 видами. К юрлицам могут применяться далеко не все – только четыре: приостановка деятельности, штраф, предупреждение и конфискация. Если посмотреть на практику, то, самое распространенное наказание юридического лица – штраф. При этом размеры административного штрафа юридическому лицу отличаются от наказания физического лица в разы, доходя до нескольких сотен тысяч, а порой и нескольких миллионов рублей.

Здесь четко прослеживается карательная функция штрафа. Аналогичное можно сказать и о принудительном приостановлении деятельности юридического лица. И значительный штраф, и временный запрет на работу способны серьезно ухудшить финансово-экономическое положение, вплоть до вынужденной ликвидации или банкротства. Особенно это касается субъектов малого и среднего бизнеса. Тем более что закон не делает разницы между крупной компанией с миллиардными оборотами и, скажем, семейным бизнесом в форме ООО.

Тот факт, что за одно и то же административное правонарушение физическое или должностное лицо может отделаться относительно небольшим штрафом, а юридическое лицо – в кратно большем размере, Конституционный суд не считает ущемлением в правах. Он полагает это допустимым, учитывая все риски, которые юридическое лицо должно принимать на себя, а также более высокие требования к обязанности не допускать нарушения. Правомерным Конституционный суд считает и ситуации, когда за одно и то же нарушение к ответственности могут привлекаться как должностные лица юридического лица, так и сама организация. Правда, Верховный суд полагает, что в таких случаях должна быть установлена и доказана вина всех субъектов правонарушения – и юридического лица, и его руководства или сотрудников.

Для привлечения организации к административной ответственности требуется наличие особых признаков вины. Они отличаются от вины физического лица, что понятно: у организаций нет и быть не может психологической, эмоциональной составляющих, воли, сознания и т.п. Из-за этого нельзя говорить и о таких обстоятельствах, как невменяемость или крайняя необходимость.

Часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ определяет вину юридического лица как непринятие всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм при наличии возможности их соблюсти. Таким образом, юридические лица виновны потому, что бездействовали или действовали, но недостаточно, чтобы предотвратить правонарушение. Такая формулировка весьма расплывчатая и порождает споры. Особенно, учитывая, что, по сути, любое нарушение совершается конкретными людьми, а в ситуации с юридическими лицами – действующими от его имени. Суды порой оценивают вину юридического лица именно по действиям или бездействию определенной группы ответственных лиц, которые были причастны к нарушению, как если бы это бы некий «коллективный разум» юридического лица. Но зачастую все проще: есть нарушение административного законодательства – есть наказание, а виновно или невиновно юридическое лицо – определяется по степени его причастности к правонарушению. Если же юридическое лицо считает себя невиновным – пожалуйста, обжалуйте решение в вышестоящем ведомстве или в судебном порядке.

Читайте так же:  Определение холодного оружия по российскому законодательству в 2020 году

Административные штрафы на юридическое лицо накладываются в таком же порядке, как и в отношении физических или должностных лиц. То есть, серьезных процессуальных особенностей назначения наказания нет.

Первоначально уполномоченный орган или должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, который затем рассматривается для принятия решения о наказании.

При определении вида и размера наказания юридического лица должны быть учтены:

• характер нарушения;
• материальное и финансовое положение;
• смягчающие (ст. 4.2 КоАП) и отягчающие (ст. 4.3 КоАП) обстоятельства.

Если есть исключительные обстоятельства, возможно назначение штрафа в меньшем размере, чем предусматривает санкция соответствующей статьи КоАП. Но такое допускается только при условии, что минимальный штраф для юридических лиц начинается от 100 тыс. рублей. При этом наказание не может быть меньше половины минимального штрафа.

По делам, рассматриваемым в упрощенном порядке (без протокола) и касающихся правонарушений, предусмотренных частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (онлайн-кассы), размер возможного штрафа был ограничен – 1/3 минимального размера, предусмотренного санкцией.

Оплата административного штрафа, наложенного на юридическое лицо, должна быть произведена со счета такого юридического лица. По крайней мере, это обязательно делается в безналичном порядке (через банк), и должно быть понятно, что штраф оплачен лицом, которое привлечено к ответственности.

Общий срок административного штрафа для уплаты – 60 дней с момента вступления решения в силу. В течение 7 дней нужно оплатить штраф, если организация привлечена к ответственности по статье 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юрлица). Если юридическое лицо получило отсрочку или рассрочку уплаты штрафа, срок считается с момента истечения срока отсрочки или рассрочки. Если юридическое лицо добровольно не исполняет наказание, штраф взыскивается судебными приставами принудительно. Возможны арест имущества и счетов.

С 2020 года за не проведение СОУТ штрафы работодателям будут назначаться автоматически

264

Пресс-служба Профсоюза. 28.10.2019 Печать

0

31 декабря 2018 года закончился период проведения специальной оценки условий труда.

В 2019 году Государственная инспекция труда выписывала штрафы за отсутствие СОУТ только тем организациям, которые проверила по плану или вне плана.

С 2020 года за не проведение СОУТ штрафы работодателям будут назначаться автоматически, так как данные о СОУТ заносят в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ, а точные есть только с 2015 года.

Нарушения в области специальной оценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными. Ответственность работодателя за нарушения в области специальной оценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда:

— для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит в зависимости от тяжести нарушения от 5000 до 10 000 р.;

— для юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб.

Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. Если повторная проверка выявит нарушение снова, штрафы увеличатся практически вдвое! Возможно и приостановление деятельности организации.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь и уголовную ответственность: если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Так же придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Таким образом, чтобы избежать при специальной оценке условий труда штрафов и санкций, стоит внимательно изучить законодательство и выполнять все требуемые процедуры точно и в срок.

Государственной инспекцией труда Астраханской области разработана памятка для руководителей «Новые требования к содержанию трудового договора в 2019 году» (Приложение), так как результаты проведения специальной оценки в обязательном порядке надо зафиксировать в трудовых договорах с работниками.

Государственная инспекция труда в Астраханской области

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСВА

(памятка работодателю)

Новые требования к содержанию трудового договора в 2019 году

В соответствии с Федеральном законом № 426 от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» завершить проведение специальной оценки труда необходимо было до 31.12.2018 года.

Важно! специальная оценка условий труда считается заершенной с даты утверждения отчета.

Результаты проведения специальной оценки в обязательном порядке надо зафиксировать в трудовых договорах с работниками.

Условия труда на рабочем месте — это обязательное условие трудового договора (ст. 57 ТК).

По итогам специальной оценки рабочие места могут быть признаны:

По итогам специальной оценки необходимо составить дополнительное соглашение к трудовым договорам в таких случаях:

  • если вы провели специальной оценки впервые и до этого не указывали условия труда;
  • если указывали одни условия, а по итогам специальной оценки они изменились;
  • ранее не указали в договорах класс условий труда, а прописали лишь общие характеристики рабочего места

В дополнительном соглашении пропишите, какому классу и подклассу соответствуют условия труда по результатам проведенной специальной оценки. Вот возможная формулировка:

Важно! За отсутствие обязательных сведений в трудовых договорах предусмотрен административный штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ознакомьте работников с результатами специальной оценки под подпись. Сделать это надо в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Иначе организацию могут оштрафовать на сумму до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП). Если работник в отпуске, на больничном или в командировке, его можно ознакомить с отчетом позже (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Привлечение работодателя к административной ответственности в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here