Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление в 2020 году

Самое важное в статье: "Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Примирительные процедуры и соглашение о примирении

Понятие и виды примирительных процедур

Право на доступность судебной защиты включает в себя и возможность урегулировать спор в рамках примирительных процедур как до, так и после возбуждения дела в суде. Среди наиболее распространенных видов примирительных процедур следует выделить переговоры и посредничество (медиацию), которые широко применяются в международной практике для урегулирования споров.

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования разногласий, в которой принимают участие только субъекты спора.

Посредничество (медиация) — это примирительная процедура, в рамках которой стороны (участники) спора при содействии посредника (медиатора) ведут переговоры, направленные на урегулирование конфликта и принятие взаимовыгодного решения.

В качестве преимуществ посредничества (медиации) можно выделить следующие:

  • предсказуемость результата (стороны сами принимают решение по урегулированию конфликта);
  • поливариантность возможных решений (стороны не связаны предметом и основанием иска, они вправе договориться об условиях урегулирования спора, не противоречащих действующему законодательству и отвечающих их интересам);
  • исполнимость (медиационные соглашения исполняются добровольно, поскольку отвечают интересам обеих сторон и вырабатываются самими сторонами);
  • конфиденциальность процедуры;
  • гибкость и неформальность процедуры.

Посредничество (медиация) как примирительная процедура может применяться в любое время. Участники конфликта вправе его урегулировать в рамках процедуры медиации, не обращаясь в суд. Если производство по делу возбуждено, то возможность обращения к посреднику не утрачивается. Поскольку в рамках медиации спор урегулируется с позиции интересов сторон, то в большинстве случаев такие процедуры оканчиваются заключением соглашения, которое впоследствии добровольно исполняется.

Медиатор, в отличие от судьи, решение не принимает, он обеспечивает продуктивность переговоров, которые направлены на выработку сторонами взаимоприемлемого соглашения. Особенность процедуры медиации заключается в том, что стороны правового спора сохраняют полный контроль над процедурой принятия решения, проверяют его на соответствие своим интересам, и, как результат, такие соглашения добровольно исполняются.

Урегулирование спора в рамках процедуры медиации регламентируется Законом о медиации. Данный нормативный акт закрепляет частную модель медиации, создает условия для развития этого нового для российской правовой культуры способа урегулирования правовых споров.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Специфика публичных споров не исключает примирения сторон. В зарубежной практике такого рода соглашения заключаются с участием органов государственной власти, местного самоуправления; для примирения сторон по публичным спорам применяются переговоры, разные модели медиации. В настоящее время тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, рассматриваются в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 г. N R (86) 12 «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды» предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью предлагается возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства.

Поэтому следует рассматривать как положительный шаг закрепление в КАС нормы, позволяющей участникам административного судопроизводства окончить дело примирением. Учитывая специфику рассматриваемых в рамках административного судопроизводства категорий административных дел, законодатель ограничил возможность примирения только плоскостью взаимных уступок в отношении прав и обязанностей субъектов спорных публичных правоотношений. За этими рамками соглашение о примирении заключаться не может, и на суд возложена обязанность осуществлять контроль. В этом состоит отличие соглашения о примирении от мирового соглашения в гражданском и арбитражном процессах. Последние могут заключаться по широкому кругу вопросов, и таких законодательных ограничений по содержанию законодатель в отношении мирового соглашения не установил. В административном судопроизводстве с ходатайством о предоставлении срока для примирения могут обратиться стороны, их представители. Не являются субъектом соглашения о примирении прокурор (ч. 4 ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц в порядке ст. 40 КАС. При удовлетворении ходатайства сторон о предоставлении срока для примирения суд обязан приостановить производство по делу по п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС.

Действующий КАС не предусматривает, в рамках каких процедур может осуществляться примирение сторон по административному делу. Раз законодатель не предусмотрел для таких случаев никаких исключений, то это означает, что участники административного спора могут использовать все не противоречащие законодательству процедуры. Вопрос о примирении может обсуждаться в рамках переговоров, медиации, взаимных консультаций. Если участники административного дела выбрали для примирения процедуру медиации, то в таком случае следует руководствоваться положениями Закона о медиации.

Соглашение о примирении сторон

Урегулирование административного спора путем примирения сторон должно быть выражено в соглашении о примирении. Данное соглашение обязательно должно быть изготовлено в письменной форме и подписано сторонами или представителями, при условии что у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие. КАС предусматривает минимальные требования к содержанию соглашения о примирении, относя к обязательным реквизитам указание условий, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, включая расходы по оплате помощи представителей. Условия, на которых стороны пришли к примирению, должны включать выводы о правах и об обязанностях сторон, уступках, которые стороны сделали друг другу. Содержание соглашения о примирении не должно противоречить действующему законодательству, а содержащиеся условия о примирении должны отвечать требованиям точности, определенности, исполнимости. Соглашение о примирении может касаться как всех вопросов, являющихся предметом административного дела, так и их части.

Читайте так же:  Обязательно ли проходить диспансеризацию по месту прописки в 2020 году

Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд. После представления соглашения суд возобновляет производство по административному делу и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении. Лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. Их неявка не является препятствием для рассмотрения судом вопроса об утверждении соглашения о примирении.

Судебное заседание по вопросу об утверждении соглашения о примирении проводится с целью осуществления судом контроля за этим распорядительным действием. В судебном заседании суд обязан проверить отсутствие оснований, препятствующих заключению соглашения о примирении (ч. 1 ст. 137 КАС), в том числе ответить на вопросы: а) не противоречит ли соглашение действующему законодательству; б) не нарушает ли оно права, свободы и законные интересы других лиц. Если хотя бы одно из этих условий нарушается, то суд отказывает в утверждении соглашения о примирении.

По итогам проведения судебного заседания по вопросу об утверждении мирового соглашения суд принимает определение либо об утверждении соглашения о примирении, либо об отказе в утверждении с указанием причин. Определения принимаются в виде отдельного судебного акта.

Судебные акты, принимаемые по итогам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении, являются самостоятельными объектами обжалования, и на них в течение 15 дней с момента принятия может быть подана частная жалоба.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении заключаются в том, что производство по административному делу подлежит прекращению (п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС) и повторное обращение в суд с тождественным административным иском (по тем же предмету, основанию и с участием тех же субъектов) недопустимо (ч. 1 ст. 195 КАС).

По общему правилу соглашение о примирении подлежит исполнению добровольно в порядке и сроки, которые согласованы сторонами. В случае если одна из сторон не исполняет условия соглашения о примирении, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении в порядке гл. 38 КАС.

Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?

Ведущий юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

С 25 октября в процессуальном законодательстве грядут важные изменения, которые коснутся одновременно арбитражного, гражданского и административного процессов (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 197-ФЗ).

С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.


Новые виды примирительных процедур

В рассматриваемом законе законодатель указал, что примирение сторон возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, если не предусмотрено иное.

При этом в Законе № 197-ФЗ перечислены следующие виды примирительных процедур:

  • переговоры (новый вид примирительной процедуры);
  • медиация;
  • судебное примирение (новый вид примирительной процедуры).

Замечу, что этот перечень является открытым.

Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке. Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание. Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.

Судебный примиритель вправе:

  • вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
  • изучать представленные сторонами документы;
  • знакомиться с материалами дела с согласия суда;
  • осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.

Стоит, однако, отметить, что судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.


Нотариальное удостоверение медиативного соглашения

Стоит также обратить внимание на новую процедуру удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.

Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такое нотариально заверенное медиативное соглашение приравнено к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю (п. 5 ст. 12 закона о медиации в ред. Закона № 197-ФЗ).

Это совершенно новый для действующего в настоящее время процессуального законодательства вид исполнительного документа.


Введение примирения в административных делах

Помимо прочего, новые правила устанавливают возможность использовать примирительные процедуры и при рассмотрении административных дел.
Действующее законодательство такого порядка не предусматривает.


***

Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей.

Как юрист, постоянно участвующий в судах в силу своей специализации, могу сказать, что фактически судьи рассматривают в день более 20-30 дел, что влияет на качество итоговых судебных решений.

Читайте так же:  Юрист консультация бесплатно по защите прав потребителей в 2020 году

С учетом этого в данном случае, по моему мнению, новые нормы о судебном примирении не только помогут облегчить работу судейского аппарата, но и должны повлиять на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.

В настоящее время на практике спорящие стороны редко разрешают свои вопросы в порядке медиации.

Два основных способа разрешения конфликта:

  • досудебный (в результате переговоров сторон);
  • судебный (путем вынесения судебного решения либо заключения мирового соглашения).

Законодатель же в рассматриваемом Законе № 197-ФЗ пробует размыть четкую границу между «досудебным» и «судебным» этапами разрешения спора, вводя условие именно о судебном примирении.

Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.

Именно частный характер медиаторства часто отпугивает стороны от использования такого порядка разрешения конфликта.

Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.

В то же время следует с осторожностью применять данную норму, так как введение нового вида исполнительного документа с более простой процедурой получения, чем проведение судебного процесса, может повлечь злоупотребление правами со стороны недобросовестных участников спора.

Примирение с потерпевшим в административном законодательстве.

Вопрос: Возможно ли примирение с потерпевшим в административном законодательстве?

Ответ:

КоАП РФ, в отличии от УК РФ, АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, не содержит норм позволяющих суду прекратить производство по делу за примирением сторон. Полагаю, что данный пробел в будущем нашими законотворцами будет ликвидирован, но пока к сожалению, прекращение производства по делу об административном правонарушении не возможно.

Вышеуказанный пробел в КоАП РФ, не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях, которые указаны в ст. 1.2 КоАП РФ, в частности такой задаче как защита личности, охране прав и свобод человека и гражданина, поскольку не позволяет потерпевшему своевременно возместить причинённый правонарушением ущерб, а лицу, совершившему административное правонарушение не стимулирует совершение действий к заглаживанию своей вины и возмещению материального ущерба.

Полагаю, что вышеуказанная норма, о примирении с потерпевшим, не была введена в КоАП РФ, в связи с тем, что в рамках административного производства, отсутствуют нормы позволяющие потерпевшему предъявить к виновному требование о возмещении материального и морального вреда.

В настоящее время, согласно, ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ, судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, учитывая, что дела об административных правонарушениях за примирением сторон не прекращаются, лицо привлекаемое к административной ответственности, понимая, что не избежит применения в отношении него административного наказания, не будет стремиться к заглаживанию причиненного вреда, а потерпевшим в любом случае придется обращаться в суд в порядке гражданского судопроизводства, что не соответствует задачам защиты прав потерпевшего.

Примирительные процедуры: новый порядок с 25 октября

25 октября 2019 года вступают в силу изменения в процессуальном законодательстве, касающиеся расширения перечня примирительных процедур в ГПК, АПК и КАС и порядка возврата госпошлины в случае примирения.

Начать примирительную процедуру конфликтующие стороны могут в любой момент судебного процесса по собственной инициативе или по рекомендации суда. Примирение основывается на принципах добровольности и сотрудничества, суд не может обязать стороны помириться. На время перемирия судебные разбирательства приостанавливаются, если договоренности не достигнуты – заседания возобновляются.

Досудебное примирение

Согласно положениям Федерального закона N 197-ФЗ , если стороны пытались прийти к компромиссу до подачи искового заявления в суд, в иске следует указать, какие шаги были предприняты, а также приложить подтверждающие документы в случае их наличия.

В ситуации, когда попытки примирения исходили со стороны ответчика, указать на них и приложить соответствующие документы (при наличии) нужно будет в отзыве на иск. Кроме того, в отзыве следует изложить мнение о возможности мирного разрешения конфликта.

По действующему законодательству судья имеет право только предложить участникам дела сообщить о действиях по примирению при подготовке к разбирательству.

Порядок и сроки примирительной процедуры

Если участники спора заявили о желании пройти процедуру примирения, суд удовлетворяет их ходатайство и выносит определение о порядке действий. При необходимости может быть вынесено определение об отсрочке судебного разбирательства.

Определение суда включает:

  • наименования участников
  • предмет спора
  • вопросы, которые можно решить в ходе примирения,
  • период проведения процедуры,
  • дополнительные сведения, которые могут понадобиться в процессе.

Примирительная процедура должна завершиться в сроки, указанные в определении суда, но по ходатайству участников крайний срок может быть продлен.

Примирительные процедуры

Одно из нововведений – расширение перечня способов урегулирования споров мирным путем, в том числе при содействии суда. К примирительным процедурам, наряду с медиацией и посредничеством, отнесены переговоры и судебное примирение.

Список остается открытым, т.е. для улаживания споров можно использовать и другие виды примирительных процедур, если они не противоречат законодательству.

Судебное примирение

К судебному примирению стороны вправе прибегнуть на любом этапе судопроизводства по делу. Можно сказать, что процедура занимает промежуточное место между судебным разбирательством и медиацией. Особенность примирения в суде – проведение его с участием судебного примирителя, которым может стать судья в отставке. Список примирителей формирует и утверждает Пленум Верховного Суда РФ. Требования к кандидатам и регламент проведения примирения определены законодательно.

Читайте так же:  Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году

В конкретном споре кандидатуру выбирают из перечня и согласовывают стороны, суд ее утверждает. Судебный примиритель должен действовать беспристрастно и добросовестно. Ему запрещено делать что-либо, что может повлечь изменение или прекращение прав или обязанностей участников спора. Порядок проведения судебного примирения прописан в Регламенте, который утверждается ВС РФ.

Судебный примиритель имеет право:

  • проводить переговоры со сторонами и третьими лицами, принимающими участие в деле,
  • исследовать материалы дела.
  • давать участникам рекомендации для скорейшего разрешения конфликта.

Порядок и оплата работы судей-примирителей определяется Правительством Российской Федерации.

Судья вправе контролировать ход примирительной процедуры, запрашивая информацию не чаще одного раза в две недели.

Результаты примирительных процедур

В Федеральном законе N 197-ФЗ определен перечень возможных результатов примирительных процедур:

  • мировое соглашение;
  • (не-)полный отказ от иска;
  • (не-)полное признание иска;
  • (не-)полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы;
  • соглашение по обстоятельствам дела и т.д.

Если участники отказались от примирения, не пришли к согласию или срок процедуры истек, суд возобновляет разбирательство.

Возврат истцу госпошлины в случае примирения

Правила возвращения государственной пошлины установлены статьей 333.40 НК РФ. По действующему законодательству сумма возврата госпошлины при закрытии дела в результате примирительных процедур ограничена 50% без дифференциации. Правило действует только если мировое соглашение заключено раньше начала исполнения судебного решения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно Федеральному закону от 26 июля 2019 г. № 198-ФЗ в случае примирения сторон, признания ответчиком иска или отказе истца от заявления предусмотрена частичная компенсация госпошлины истцу. Размер возвращенной суммы зависит от того, на каком этапе было прекращено судопроизводство по делу:

  • 70% – до принятия решения судом первой инстанции;
  • 50% – до рассмотрения дела апелляционным судом;
  • 30% – до рассмотрения в кассации или при пересмотре актов в порядке надзора.

Правило будет работать при подписании мирового соглашения, отказе от иска, его признании и др.

Правовой сборник для юриста

Больше изменений в процессуальном законодательстве — в сборнике консультаций «Процессуальная реформа и другие изменения для юриста с 01.10.2019». Закажите сборник бесплатно на нашем сайте и получите информацию о поправках в ГПК, АПК, КАС, о новых кассационных и апелляционных СОЮ, о новом порядке обжалования решения суда и т.д.

О совершенствовании примирительных процедур в административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве

Президентом России подписаны поправки в процессуальное законодательство, позволяющие использовать процедуры судебного примирения сторон при содействии судебного примирителя.

Суды теперь должны будут содействовать примирению сторон в ходе судебного разбирательства.

С 25 октября 2019 года вступят в силу поправки в процессуальное законодательство, предусматривающие введение в судах должности судебного примирителя.

На судебного примирителя возлагается:

  • ведение переговоры со сторонами судебного разбирательства и другими (третьими) лицами;
  • изучение документов представленными сторонами ;
  • ознакомление с материалами судебного дела;
  • дача рекомендаций сторонам в целях скорейшего урегулирования спора;
  • осуществление иных действий, необходимых для урегулирования споров и примирения сторон.

Судебный примиритель не может являться участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, связанные с возникновением, изменением либо прекращением прав или обязанностей лиц, участвующих в деле и других участников процесса.

Судебного примирителя нельзя будет допрашивать как свидетеля.

Примирительная процедура может быть проведена по ходатайству стороны, сторон или по предложению суда.

Для рассмотрения вопроса о возможности использовать процедуру судебного примирения суд может объявить перерыв в своем заседании.

В случае обоюдного согласия сторон, суд выносит определение о проведении процедуры судебного примирения с участием судебного примирителя и установливает сроки проведения этой процедуры. (Стороны смогут ходатайствовать о продлении сроков примирения.)

Если стороны не достигли согласия, суд возобновляет судебное разбирательство.

В качестве судебных примирителей должны выступать судьи в отставке, бесценный профессиональный и житейский опыт которых может быть востребован наилучшим образом.

Скоро Пленум Верховного суда РФ утвердит список судебных примирителей из числа желающих ими стать.

Стороны по взаимному согласию смогут выбрать из этого перечня судебного примирителя по своему делу, а суд его утвердит.

    Результатом судебного примирения может стать:
  • мировое соглашение,
  • частичный отказ от иска,
  • полный отказ от иска,
  • частичный или полный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы.
  • В целях стимулирования сторон к к использованию примирительных процедур предусмотрена возможность частичного возврата госпошлины в случае примирения сторон.

    До принятия решения судом первой инстанции в случае примирения сторон допускается возврат 70% от суммы уплаченной госпошлины.

    В случае примирения сторон на стадии рассмотрения дела в апелляции — возможен возврат 50% суммы уплаченной госпошлины, а на стадии рассмотрения в кассации или в порядке надзора — 30%

    Процедура судебного примирения — бесплатная.

    Безусловно, процедура судебного примирения при содействии судебного примиретеля — это новая возможность для большинства из нас договариваться между собой.

    Реализация такой возможности повлечет за собой снижение нагрузки на суды и бюджет, учитывая высокую стоимость судебных процедур.

    Немного статистики. В прошлом году российские суды рассмотрели более 22 млн гражданских и более 8 млн административных дел.

    Статья 190 АПК РФ. Примирение сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

    1. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами путем использования примирительных процедур по правилам, установленным в главе 15 настоящего Кодекса, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами и не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

    2. В случаях, если до обращения в арбитражный суд с требованиями об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, о взыскании обязательных платежей и санкций стороны не использовали досудебное урегулирование спора, арбитражный суд вправе при согласии организации, индивидуального предпринимателя или гражданина в целях примирения сторон и уточнения фактических обстоятельств, снятия противоречий в позициях, в том числе путем проведения сверки взаимных расчетов, отложить судебное разбирательство в порядке, установленном настоящим Кодексом, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя.

    Читайте так же:  Проверка собственника квартиры по адресу онлайн бесплатно в 2020 году

    3. Результатами примирения сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут быть, в частности:

    1) признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела;

    2) соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;

    3) частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей;

    4) мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом отнесено заключение мировых соглашений.

    Комментарии к ст. 190 АПК РФ

    Законодателем предусмотрена возможность примирения сторон, участвующих в экономическом споре, который возник из публичных правоотношений. Однако это правило имеет много оговорок и ограничений.

    Во-первых, заключаемое мировое соглашение не должно по общим правилам искового производства нарушать права третьих лиц и императивные требования федеральных законов.

    Если в частных правоотношениях сторон подобные нарушения маловероятны (встречаются преимущественно в акционерных правоотношениях), то публичный порядок предъявления требований о надлежащем исполнении обязанностей, как правило, не оставляет альтернативных возможностей для заключения мирового соглашения.

    Невозможно представить правомерность достижения соглашения между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу уменьшения налогооблагаемой базы под условием неполного, но безотлагательного внесения обязательного платежа в доход бюджета. Подобное соглашение вступило бы в противоречие и с федеральным законом, и с интересами бюджета.

    Во-вторых, мировое соглашение в рамках дела, возникающего из публичных правоотношений, возможно только в той части, которая тяготеет к реализации субъективного гражданского права и содержащимся в законе дозволениям.

    Арбитражный суд обязан принять все меры к примирению сторон. Применительно к публичным правоотношениям это означает возможность использования предоставленного законодателем диспозитивного усмотрения, связанного с отсрочкой и рассрочкой обязательного платежа (ст. 64 НК, ст. 121 ТК). Допускаемые законодателем соглашения о полном погашении долга, пени и штрафов с их отсрочкой или рассрочкой свидетельствуют о возможности заключения такого соглашения.

    Законодателем предусмотрена возможность погашения обязательств, имеющих в отношениях налогового органа и налогоплательщика зачетный характер. Налоговый орган указывает на недоимку по налогам и сборам, а налогоплательщик обосновывает происхождение переплаты по тому или иному виду налога. Поскольку законодатель относит право выбора между возвратом излишне уплаченного налога и его зачетом к усмотрению налогоплательщика, постольку заключение соглашения о зачете не противоречит федеральному закону.

    Существуют оценки и обратного свойства. Зачет встречных обязательств возможен без всяких соглашений, а для отсрочки и рассрочки в исполнении публичных обязательств требуется решение уполномоченного государственного органа вместо мирового соглашения.

    Как нам представляется, соглашение между налоговым органом и налогоплательщиком не помешает зачету, а привнесет больше определенности. Решение налогового органа может предшествовать зачету, выражать волю уполномоченного должностного лица, что содействует заключению соглашения в ходе судебного разбирательства.

    В силу названных причин арбитражный процессуальный закон в части использования возможностей для примирения сторон, участвующих в спорном публичном правоотношении, называют декларативным и мертворожденным.

    Если речь идет о так называемом административном договоре (государственном контракте), налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите, то здесь очевидна гражданско-правовая составляющая, которая определяет заключение договора на согласованных сторонами условиях.

    Правила привлечения к административной ответственности изменяться по соглашению сторон не могут, поскольку заключение соглашения о компетенции государственного органа недопустимо.

    Не может заключаться соглашение между сторонами по делам о нормоконтроле. В противном случае понятие законности принимаемых нормативных правовых актов утратит всякий смысл.

    По делу об оспаривании законности отказа субъекту предпринимательской деятельности в предоставлении земельного участка под строительство местная администрация может предложить другой земельный участок, пригодный для использования для тех же целей. В этой альтернативе угадываются признаки успешного преодоления сторонами состояния спора, которые используются арбитражным судом.

    Но и в этом случае мы имеем дело не с мировым соглашением по поводу законности действий органа местной администрации либо его должностного лица, а с отказом от ранее заявленного требования в связи с появлением нового правоотношения, возникшего по инициативе органа администрации или должностного лица, принятого заявителем вне рамок рассматриваемого дела.

    Примирение сторон

    Далеко не всегда уголовное преступление предполагает лишение свободы для обвиняемого. Эта практика применима даже к тем ситуациям, когда вина обвиняемого полностью доказана. В частности, закон допускает прекращение уголовного преследования на основании примирения сторон. Попробуем разобраться, в каких случаях возможно такое примирение, познакомимся с процессуальными особенностями процедуры.

    Что такое примирение сторон

    Под примирением сторон понимаются ситуации, когда у потерпевшего отсутствуют претензии к обвиняемому, и этот факт зафиксирован документально. Сразу отметим, что термин «примирение» не стоит воспринимать буквально. Факт, что стороны примирились, вовсе не означают, что они станут друзьями, и потерпевший полностью простил обвиняемого. Просто стороны достигли обоюдного соглашения, которые их устраивают. В частности, потерпевший выдвигает определённые требования, которые, по его мнению, способны компенсировать причинённые ему страдания.

    В Уголовном кодексе не указывается конкретный способ заглаживания вины. Поэтому предполагается, что это будет любая форма, устраивающая потерпевшую сторону. В большинстве случаев речь идёт о денежной компенсации. Суммы обычно устанавливает потерпевший. При этом пострадавшие часто завышают реальную сумму причинённого ущерба. Соглашаться на эти требования или нет, остаётся на усмотрение обвиняемого.

    Вообще, для примирения сторон обязательны следующие условия:

    • Преступление совершено впервые;
    • Степень ущерба относится к лёгкой и средней тяжести;
    • Потерпевший выразил добровольное согласие об аннулировании уголовного дела;
    • Обвиняемый загладил свою вину и возместил ущерб в полном объёме.
    Читайте так же:  Шыгысэнерготрейд семей узнать задолженность по лицевому счету в 2020 году

    [/su_note]Важно! Под термином впервые совершённого преступления понимается правонарушение, совершённое в первый раз или, по которому уже погашена судимость.[/su_note]

    Кто может инициировать процедуру примирения

    Согласно нормам действующего законодательства, ходатайствовать о прекращении уголовного дела по примирению сторон может только пострадавшая сторона. Обвиняемый такими правами не наделён. Однако это не единственный вариант прекращения уголовного преследования. В некоторых случаях, написать заявление о примирении сторон могут посторонние лица. При этом не всегда суд может удовлетворить такое ходатайство.

    Приведём несколько юридических коллизий:

    • Если пострадавшего нет в живых. Если в результате совершённого преступления человек погиб, ходатайствовать о примирении сторон могут близкие родственники погибшего. В таких ситуациях, близкие люди наделены теми же правами, что и пострадавшая сторона.
    • Если преступление совершено против представителя власти. Например, если был причинён вред здоровью полицейского, примирение становится невозможным. Дело в том, что здесь пострадавшим является не только конкретный человек, но и ведомство в целом. Поэтому заявление о примирении сторон будет отклонено в суде.
    • Когда от имени потерпевшей стороны выступают органы опеки. Это касается ситуаций, когда преступление совершено против несовершеннолетних, оставшихся без родителей и воспитывающихся в детском доме. Здесь ходатайствовать о примирении сторон могут сотрудники социальной службы. Однако суды обычно отказывают в удовлетворении таких требований. Считается, что посторонний человек не может в полной мере оценить объём страданий, причинённых пострадавшему.

    Когда возможно примирение

    Теоретически, примириться можно на любом этапе уголовного производства. Однако здесь есть свои нюансы. Например, если стороны решили примириться до возбуждения уголовного дела, никаких проблем не возникает. Главное, чтобы это желание было добровольным и обоюдным.

    Если по факту совершённого преступления уже ведётся расследование, следователи обычно отклоняют подобные прошения. Это портит статистику. В этом случае, решение о прекращении дела будет принимать суд.

    Появляется ли отметка о судимости

    Юридически, нет. Дело в том, что если стороны примирились, уголовное дело прекращается, следовательно, обвиняемый не становится подсудимым. Поэтому судимости, как таковой, не возникает. Однако сам факт того, что гражданин привлекался к уголовной ответственности, никуда не исчезает. Эти данные хранятся в Едином информационном центре, и предоставляются по запросу правоохранительных органов.

    В полученной выписке будет указано, что гражданин привлекался к уголовной ответственности, статья и отметка о том, что дело было прекращено на основании примирения сторон.

    Какие дела прекращаются по примирению сторон

    Это касается преступлений, не предполагающих тяжкого вреда здоровью. Обычно это касается побоев, повлекших физический ущерб лёгкой и средней степени тяжести. Сюда же относится клевета и другие аналогичные преступления. Злодеяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Для примирения сторон, злой умысел при совершении преступления не играет решающей роли. Однако окончательное решение по этому вопросу принимает суд.

    Как прекращаются уголовные дела, если стороны примирились

    В целом, эту процедуру можно разделить на три этапа:

    1. Стороны приходят к компромиссу, который полностью удовлетворяет их требования;
    2. Потерпевший пишет заявление о том, что отказывается от обвинений по причине примирения сторон;
    3. Решение о прекращении дела принимается уполномоченной инстанцией: органами следствия или судом.

    Прекращение дела по примирению сторон остаётся правом, но не обязанностью судебных и правоохранительных органов. Поэтому даже при достижении сторонами компромисса, суд может отказать в удовлетворении такого ходатайства. Это происходит в случаях, когда обвиняемый не может быть освобождён от уголовной ответственности.

    Кроме того, формулировка примирения сторон предполагает, что лицо, совершившее преступление, полностью раскаялось в совершённом злодеянии, и возместило ущерб пострадавшей стороне. Это требование прямо не указано в законодательных нормах, но вытекает из других условий прекращения уголовного преследования на этом основании.

    Как правильно составить заявление

    Законодатель не устанавливает конкретных требований к заполнению этого документа. Унифицированная форма бланка также отсутствует. Поэтому заявление обычно пишется в свободной форме, на листе формата А4. В тексте документа должна отображаться следующая информация:

    • Полное наименование инстанции, в которую обращается заявитель: следственные органы или суд;
    • Данные заявителя: фамилия, имя отчество, адрес проживания;
    • Статус заявителя: пострадавший или представитель потерпевшей стороны;
    • Суть обращения: в нашем случае, это прекращение уголовного дела на основании примирения сторон;
    • Обоснование требований: это описание причинённого ущерба и степень тяжести, сумма полученной компенсации или другой способ возмещения вреда;
    • Отметка о том, что потерпевший не имеет претензий к обвиняемому.

    Заверяется заявление персональной подписью с расшифровкой, ставится дата заполнения документа.

    Что будет после прекращения уголовного преследования

    Выше упоминалось, что прекращение дела по примирению сторон не предполагает судимости для обвиняемого. Однако такая практика не реабилитирует виновного в совершении преступления полностью. Находится информация о привлечении гражданина к уголовной ответственности в свободном доступе, и предоставляется по запросу правоохранительных органов. Это условие соблюдается всегда, независимо от того, на какой стадии было прекращено уголовное преследование.

    В частности, репутация гражданина, обвиняемого в совершении преступления, навсегда останется подмоченной. Это предполагает ряд ограничений в гражданских правах. Например, такие люди не смогут заняться адвокатской практикой или устроиться на работу в правоохранительные органы.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Выразить своё несогласие с прекращением дела по примирению сторон может потерпевший и обвиняемый. Обжаловать такое решение можно на общих основаниях, но над формулировками обращения нужно серьёзно поработать. В частности, заявителю необходимо указать веские основания, по которым примирение сторон становится невозможно. Если ходатайство будет удовлетворено, виновный в совершении преступления предстанет перед судом.

    Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here