Представительство по делам об административных правонарушениях в 2020 году

Самое важное в статье: "Представительство по делам об административных правонарушениях в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Суды будут рассматривать административные дела дистанционно

Соответствующие поправки в КоАП депутаты Госдумы рассмотрят 12 июля в первом чтении

ФОТО С САЙТА PIXABAY.COM

В скором времени судьи могут начать рассматривать дела об административных правонарушениях с использованием видео-конференц-связи. Такая дистанционная связь будет устанавливаться между судами, а также учреждениями, предназначенными для содержания лиц под стражей, либо учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы.

Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях, внесённые группой депутатов во главе с единороссом Дмитрием Вяткиным, палата рассмотрит на пленарном заседании 12 июля.

По мнению разработчиков законопроекта, введение в производство по делам об административных правонарушениях процедуры использования видео-конференц-связи позволит участникам производства избежать финансовых и временных затрат, связанных с проездом от места их жительства или нахождения до места расположения суда.

«Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом. Одним из возможных способов их реализации на современном этапе является использование телекоммуникационных систем, современный уровень развития которых позволяет совершенствовать действующее законодательство об административных правонарушениях в целях повышения эффективной деятельности судей, выступающих в качестве субъектов административной юрисдикции», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Авторы поправок ожидают, что они позволят сократить сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях и повысить качество правосудия. Кроме того, таким образом решится вопрос участия в рассмотрении дела лиц с ограниченными физическими возможностями, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы. Разработчики отмечают, что для реализации законопроекта предполагается использование систем видео-конференц-связи, находящихся в настоящее время в распоряжении судов.

Статья 16.5. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 октября 2009 г. N 42 в статью 16.5 настоящего Закона внесены изменения

Статья 16.5. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 24 июня 2015 г. N 38 в часть 1 статьи 16.5 настоящего Закона внесены изменения

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с пунктами 1-16, 21, 23-26 статьи 16.3 настоящего Кодекса.

2. Орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 4.9, статьями 4.13 и 4.37 настоящего Кодекса.

3. Помимо случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе составлять:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 11 февраля 2018 г. — Закон г. Москвы от 24 января 2018 г. N 3

1) должностные лица органов внутренних дел — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.1-3.3, 3.5; частью 1 статьи 3.6 (в отношении граждан); статьями 3.8-3.13, 3.20, частью 1 статьи 4.9, статьями 4.13, 4.37, главой 5, статьями 7.3, 7.9; статьями 7.12-7.18 (в отношении граждан); статьями 7.22, 7.23, 7.25 (в отношении граждан); статьями 8.3, 8.8, 8.15, 8.17; статьями 10.1, 10.5 (в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения); статьями 10.2, 10.8-10.10, 11.1-11.3, 11.13, 11.15, главой 14 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 12 февраля 2019 г. — Закон г. Москвы от 30 января 2019 г. N 4

2) члены районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.5, 2.8, 2.9, 2.10.1, 3.11, 3.12 настоящего Кодекса;

3) должностные лица территориальных органов исполнительной власти города Москвы и уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области содействия занятости населения, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.2 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 12 декабря 2012 г. N 65 в пункт 4 части 3 статьи 16.5 настоящего Закона внесены изменения

4) должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области градостроительной и архитектурной деятельности — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.2, 8.1 настоящего Кодекса;

5) должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области молодежной и семейной политики — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.4 настоящего Кодекса;

6) должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области охраны здоровья населения — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.10 настоящего Кодекса;

7) специалисты по фауне префектур административных округов и управ районов города Москвы, должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, общественные инспектора по защите животных — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.11, главой 5 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 23 ноября 2016 г. N 39 в пункт 8 части 3 статьи 16.5 настоящего Закона внесены изменения

8) должностные лица органа исполнительной власти города Москвы, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 3.6 (в отношении должностных и юридических лиц); частью 2 статьи 3.6, 3.15, 3.16, 3.18, 3.19; статьями 7.11-7.23, 7.25, 8.19 (протоколы об административных правонарушениях, совершенных в отношении защитных сооружений гражданской обороны и артезианских скважин), статьей 7.30 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 26 июня 2013 г. N 35 в пункт 9 части 3 статьи 16.5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2013 г.

9) должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области потребительского рынка и услуг — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.1, 11.2 настоящего Кодекса;

Читайте так же:  Эксперт не имеет права самостоятельно собирать материалы в 2020 году

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 23 марта 2016 г. N 13 в пункт 14 части 3 статьи 16.5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

14) должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего региональный государственный контроль за соблюдением требований в сфере благоустройства в городе Москве, систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями города Москвы правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3, частью 5 статьи 8.13; частями 1 и 2 статьи 8.12, частями 1-4 статьи 8.13 (в отношении граждан и должностных лиц); статьей 8.11 (в отношении должностных лиц) настоящего Кодекса;

15) должностные лица уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.1, 11.2, 11.14, 11.15 настоящего Кодекса;

16) должностные лица уполномоченного Правительством Москвы органа государственного контроля за использованием газобаллонных установок на объектах потребительского рынка — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.11, 11.12 настоящего Кодекса;

Опубликована концепция нового Кодекса об административных правонарушениях

Правительство опубликовало 30-страничную концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Соответствующее поручение в марте дал премьер Дмитрий Медведев. П одготовкой концепции нового КоАП занимались Минюст и Минэкономразвития.

Концепция нового КоАП была представлена на совещании у Медведева и в целом одобрена 5 июня , говорится в сообщении. Она предусматривает сокращение числа видов административных правонарушений и изменение подходов к назначению наказаний . Ввести в действие новый КоАП предлагается с 1 января 2021 г.

Авторы документа предлагают разделить административные правонарушения на категории в зависимости от их характера и степени общественной вредности, ввести сроки давности привлечения к ответственности и максимально допустимые штрафы. «Например, административные правонарушения, обладающие повышенной степенью общественной вредности, могут быть отнесены к категории грубых», – говорится в документе. При этом м аксимальный срок давности привлечения к ответственности по КоАП не должен превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности – два года, устанавливает концепция.

Нарушителям, совершившим негрубые правонарушения впервые , предлагается выносить предупреждение, а не штраф. Такая мера соответствует принципам гуманизма и позволяет реализовать «превентивную функции законодательства», говорится в документе. Говоря о прежнем КоАП, Медведев отмечал, что на него «невозможно уже смотреть без слез». Он подчеркивал, что нынешний Кодекс об административных правонарушениях практически неприменим из-за большого числа норм и поправок, а бизнес часто не успевает фиксировать, что нарушил в очередной раз.

КоАП России 2020 года

Карта сайта

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Реформа КоАП РФ: каким будет новый кодекс?

Адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга), партнер консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

10 июня 2019 года Правительство РФ представило вниманию общественности концепцию нового КоАП.

Появление этого документа не может не радовать. За 17 лет своего существования действующий КоАП РФ претерпел многочисленные изменения. По приведенным в концепции данным статистики, в него было внесено 4,8 тыс. поправок 621 федеральным законом. В связи с этим, как отмечается и в концепции, документ утратил ясность, системность, согласованность норм, без должного урегулирования оставлены важнейшие моменты, отсутствует единство в регулировании сходных по своей природе общественных правоотношений.

Это создает сложности в правоприменительной практике при защите интересов граждан, ИП и юридических лиц. А отдельные положения делает просто неприменимыми.

В связи с этим первостепенной задачей, которую поставило перед собой Правительство РФ, является приведение законодательства об административной ответственности к стабильности через выявление и урегулирование всех накопившиеся в правовом регулировании проблем.

Среди особо острых обозначены следующие:

  • необходимость постоянного уточнения многих составов административных правонарушений и корректировки полномочий органов по возбуждению и рассмотрению дел по административным правонарушениям в связи с проводимыми нововведения в отраслевом законодательстве в области природопользования, экологии, образования, здравоохранения, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, труда, миграции, налогового контроля и других сфер деятельности;
  • отсутствие единообразной и устойчивой практики применения регионального законодательства;
  • несовершенство процессуального законодательства, вызывающее трудности правоприменительной практики при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Необходимость менять КоАП РФ назрела уже давно и, анализируя концепцию, ставится понятно, почему она появилась именно сейчас. Реформа законодательства об административной ответственности тесно сопряжена с проводимым Правительством РФ реформированиемконтрольно-надзорной деятельности, ключевым моментом которого является внедрение риско-ориентированного подхода.

Его суть заключается в том, что количество и частота проверок контролирующих органов должна находится в прямой зависимости от отнесения деятельности юридического лица или частного предпринимателя к определенной категории риска или определенному классу опасности. Риск нарушений меньше, значит и проверок меньше. Ожидаемый результат – снижение административного давления на бизнес, и как следствие, экономический рост.

В основу назначения наказания в новом кодексе предполагается заложить принцип дифференциации по степени опасности деяния, который и будет базироваться на основе риско-ориентированного подхода, что согласуется с вышеназванной реформой.

Ясно прослеживается тенденция либерализации законодательства и стремление сократить избыточное государственное принуждение в сфере административных правонарушений. Провозглашено, что наказание теперь не является самоцелью и будет применяться только в том случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не возымели действие, когда предписания должностных лиц контролирующих органов оставлены проверяемыми лицами без должного реагирования или при грубом нарушении обязательных требований.

Рассмотрим, через какие же конкретные изменения в законодательстве Правительство РФ видит реализацию поставленных целей.

Читайте так же:  Продажа имущества используемого в предпринимательской деятельности в 2020 году

Предполагается, что правовые нормы об административной ответственности будут содержаться в едином законодательном акте соответствующего уровня власти. Подобное положение уже закреплено в действующем КоАП РФ. Так, ст. 1.1. гласит: «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». Однако данный принцип реализован не был и в настоящее время нормы, предусматривающие административную ответственность, содержатся в различных источниках. Например, главой 16 Налогового кодекса устанавливаются виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а главой 18 виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Также планируется установить закрытый перечень вопросов, по которым могут быть изданы подзаконные акты в сфере административной ответственности Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Банком России и Генеральной прокуратурой РФ, определить требования к ними установить запрет на введение ими административной ответственности и изменение порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Вероятно, в целях не повторения судьбы действующего кодекса и сохранении логической структуры и согласованности норм документа, внесение изменений в КоАП РФ задумано осуществлять только отдельными федеральными законами, принятию которых будет предшествовать анализ правоприменительной практики, данных статистики, в том числе данных о нагрузке на должностных лиц, анализ затрат на исполнение, и получение официального отзыва Правительства РФ.

Неопределенность и отсутствие необходимых правовых норм в сфере разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов при установлении ответственности за административные правонарушения породило противоречивую практику в различных регионах в сфере охраны общественного порядка, пользования общественным транспортом, защиты прав несовершеннолетних, торговли, защиты и охране животных, благоустройства. Решить проблему предполагается следующим образом:

  • установить четкие критерии и конкретные пределы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области административной ответственности,
  • сформулировать предметные основания осуществления субъектов Российской Федерации своих полномочий к конкретным видам и категориям административных правонарушений и санкций к ним,
  • предусмотреть в новом кодексе максимально возможные составы административных правонарушений, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и благоустройство.

В действующем КоАП РФ закреплено только два принципа административной ответственности: равенство всех перед законом и презумпция невиновности. Авторами концепции предлагается существенно расширить этот перечень, включив такие важнейшие руководящие нормы, как принцип вины, соразмерности, гуманизма, справедливости, законности и др. Это позволит судам, столкнувшись с неурегулированными правоотношениями, применять эти постулаты и принимать справедливые решения.

Концепция не оставила без внимания и проблему определения и назначения справедливого наказания. В качестве наглядной иллюстрации несоразмерности размера штрафа и совершенного противоправного деяния можно привести санкцию за неприменение ККТ, установленную п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за данное правонарушение для юридических лиц установлен не менее 30 тыс.руб., хотя размер покупки может составлять менее 100 руб. И таких примеров в КоАП РФ достаточно много.

В целях обеспечения эффективного и разумного административного воздействия предполагается что:

ИП будут выделены как самостоятельный субъект административных правонарушений, что исключит применяемую практику о приравнивании их к юридическим лицам при определении размера санкций за правонарушение.

Расширится сфера применения механизма уплаты в размере половины суммы наложенного штрафа. Сейчас такая возможность предусмотрена только для граждан и при оплате штрафа за нарушение ПДД. Видится, что такая мера будет мотивировать граждан и других субъектов административной ответственности добровольно исполнять административное наказание.

Должен измениться подход к извещению, уведомлению, а также документообороту при производстве дел об административных правонарушениях с учетом внедрения и использования Интернета, системы Единого портала государственных и муниципальных услуг, появится возможность более широкого выбора лицам, участвующим в деле, способа получений уведомлений, в том числе посредством СМС и отправлений на электронную почту. Одно единственное условие – наличие технической возможности.

Также предполагается, что:

Правительство РФ не ограничило дальнейшую дискуссию по изменению законодательства об административных правонарушениях и оставило за собой право на изменение провозглашенных в концепции подходов. Вступление в силу нового кодекса ожидается с 1 января 2021 года.

Производство по административным делам

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административное дело

Производство по делам об административных правонарушениях следует рассматривать, во-первых, как совокупность административно-процессуальных норм, во-вторых, как деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, основанную на этих нормах и направленную на реализацию следующих задач:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении;
— разрешение дела в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении состоит из четырех стадии: возбуждение дела об административном правонарушении и в необходимых случаях проведение административного расследования; рассмотрение дела; пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является необязательной (факультативной), поскольку осуществляется только в случае их обжалования.

С учетом особенностей осуществления производства по различным категориям дел об административных правонарушениях можно выделить четыре основных вида данного производства.

Обычное производство по делу — наиболее часто встречающийся вид производства, содержащий, как правило, три стадии (исключение составляет пересмотр постановления и решения по делу).

Ускоренное производство по делу предусмотрено применительно к правонарушениям, совершение которых влечет административный арест, административное приостановление деятельности либо административные наказания за нарушения требований законодательства о выборах и референдумах. Оно характеризуется сокращенными сроками рассмотрения дела, подачи жалобы или принесения протеста на постановление о назначении наказания, рассмотрения жалобы или протеста, а также последующего пересмотра решения (ст. 29.6, 30.2, 30.5, 30.9 КоАП РФ).

Упрощенное производство по делу осуществляется в случаях, когда предупреждение оформляется, а административный штраф налагается на месте совершения нарушения без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). При этом три стадии (за исключением пересмотра постановления и решения по делу) как бы слиты воедино.

Читайте так же:  Установление факта признания отцовства после смерти отца в 2020 году

Усложненное производство по делу имеет место при применении комплекса мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, при проведении административного расследования (ст. 27.1, 28.7 КоАП РФ), а также при наличии третьей стадии — пересмотра постановления и решения по делу. Этот вид производства по делу более продолжителен по сравнению с обычным производством.

Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях и их исчисление

Важным средством в достижении быстроты производства по административным делам являются процессуальные сроки. В самом общем смысле под процессуальными сроками необходимо понимать установленное время для совершения определенных процессуальных действий (или воздержания от них).

В соответствии ст. 28.5 КоАП РФ уполномоченные должностные лица обязаны соблюдать следующие сроки составления протокола об административном правонарушении.

В первом случае. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Во втором случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения.

В третьем случае, когда (необходимо) назначается проведение административного расследования. Протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования (сроки, предусмотрены в ст. 28.7 КоАП РФ).

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дало, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Исчисление сроков впервые законом конкретизировано в ст. 4.8 КоАП РФ (см. Федеральный закон № 409-ФЗ). Так, сроки, предусмотренные в Кодексе, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

При этом если срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток; срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца; срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года; то, срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. А если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

10 июня 2019 г. Правительством Российской Федерации опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проект который был внесен Минюстом России.

Концепция определяет основные подходы к реформированию законодательства об административных правонарушениях и призвана обеспечить ясность и согласованность норм будущего кодекса, не допустить избыточного государственного принуждения в сфере привлечения к административной ответственности как граждан, так и организаций.

Концепция предусматривает следующие нововведения.

1. С учетом того, что за прошедшие годы меры административной ответственности подверглись существенному ужесточению, предлагается на основе анализа правоприменительной практики оценить санкции действующих норм Особенной части КоАП на предмет их соразмерности и обоснованности.

Также предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, включив его в перечень мер обеспечения производства и существенно сократив предельный срок его применения. Административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя станет возможно только в судебном порядке.

2. В целях обеспечения профилактической направленности законодательства об административных правонарушениях планируется предусмотреть в качестве общего правила назначение гражданам за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, и при отсутствии отягчающих обстоятельств административного наказания в виде предупреждения. Данный подход предлагается также распространить на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их работников в случае замены административного штрафа предупреждением.

3. В новом КоАП будут предусмотрены случаи и особенности освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнения административного наказания. Планируется рассмотреть вопрос о закреплении института реабилитации лица, неправомерно привлеченного к административной ответственности, включая право на возмещение вреда, причиненного незаконным административным преследованием.

4. Предлагается усилить гарантии оказания квалифицированной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, в частности, рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по делам, по которым предусмотрена возможность назначения гражданину административного ареста.

5. Будут определены особенности административной ответственности несовершеннолетних. К таким нарушителям могут быть применены меры воспитательного воздействия, а при назначении наказания должны учитываться условия их жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц.

6. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях будет осуществляться во взаимосвязи с реформой контрольно-надзорной деятельности. При конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и юридическими лицами, общественную вредность административных правонарушений планируется соотносить с категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. При этом меры принуждения в виде административной ответственности должны применяться только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.

Читайте так же:  Постановление о реабилитации жертв политических репрессий в 2020 году

7. Планируется закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, кроме случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.

Будет исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП.

Планируется предусмотреть случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях недопустимо должностными лицами, непосредственно участвовавшими в осуществлении мероприятий государственного контроля и составившими протоколы об административных правонарушениях по результатам таких мероприятий, путем закрепления конкретных составов административных правонарушений или конкретных сфер деятельности.

8. Должен претерпеть изменения и процесс производства по делам об административных правонарушениях.

По аналогии с подходом, предложенным в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, нормы, регламентирующие внесудебные процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, будут выделены из КоАП, при сохранении в нем положений о подведомственности таких дел субъектам административной юрисдикции.

При этом нормы, регулирующие судопроизводство, будут помещены в процессуальное законодательство.

9. Новая система исполнения административных наказаний должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование в обществе четкого понимания обязанности самостоятельного и добровольного их исполнения.

Стадия принудительного исполнения административных наказаний, влекущая негативные последствия для лиц, привлеченных к административной ответственности, будет носить исключительный характер и применяться в случае их уклонения от исполнения административных наказаний.

Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на административные правонарушения в сферах дорожного движения и благоустройства территории, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых, например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан.

Также представляется целесообразным предусмотреть возможность применения этого механизма помимо физических лиц и к иным субъектам административной ответственности.

Правительство представило Концепцию нового КоАП РФ

Зачем нужен новый КоАП РФ?

Кодекс об административных правонарушениях принят 30.12.2001. За время его действия внесено около 5000 изменений, которые были несистемными, вызвали в итоге пробелы и противоречия. Это, по мнению авторов Концепции, указывает на необходимость полного изменения КоАП в 2019 году. Ожидается, что обновленное законодательство вступит в силу 01.01.2021.

Например, предлагается изменить функции контрольно-надзорных органов, а судам оставить для рассмотрения только деяния наибольшей общественной вредности.

Важно! В Концепции отмечено, что ее положения не означают завершения дискуссии о реформе КоАП РФ.

Как предлагается изменить Общую часть КоАП РФ?

В Общей части нового КоАП РФ предполагаются, в частности, следующие изменения:

  • будут установлены категории правонарушений (грубые и иные), в зависимости от которых будут отличаться виды и размеры наказаний;
  • в зависимости от категорий будут отличаться сроки давности и особенности производства;
  • предлагается раскрыть понятия таких видов нарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные, малозначительные;
  • предлагается закрепить, что если правонарушение указано как в общей, так и в специальной норме, то применяется специальная норма, а совокупность в данном случае отсутствует;
  • ИП предлагается выделить как самостоятельного субъекта наряду с гражданами и юрлицами;

Обратите внимание! Изменения по субъектному составу также могут коснуться публичных субъектов: ответственность органов госвласти, госфондов-юрлиц, действующих в рамках бюджетного финансирования, предлагается исключить, оставив ответственность их должностных лиц.

  • физическое и психическое принуждение будет исключать противоправность деяния;
  • предлагается изменить виды наказаний;
  • приостановление деятельности предлагается исключить из видов наказаний и отнести его к мерам обеспечения производства (срок применения такой меры также предлагается сократить; сейчас согласно ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ приостановление может вводиться на срок до 90 суток).
  • предлагается закрепить невозможность применения нескольких наказаний при одновременном выявлении однородных нарушений.

Отдельно отметим изменения, касающиеся применения видов наказаний.

Относительно предупреждений предлагается следующее:

Предупреждение будет назначаться во всех случаях привлечения к ответственности, если:

  • нарушение совершено впервые;
  • проступок не является грубым;
  • отсутствуют отягчающие обстоятельства

Предупреждение назначается при замене штрафа на предупреждение (кроме грубых нарушений)

Назначение штрафов планируется осуществлять с учетом различных критериев, включая доходы семьи лица, привлекаемого к ответственности. Также авторы Концепции предлагают обсуждение целесообразности установления штрафов меньше низшего предела.

Обратите внимание! По общему правилу предлагается исключить одновременное привлечение к ответственности юрлица и его работника.

В чем будут заключаться изменения Особенной части КоАП РФ?

При реформировании Особенной части предлагается, в частности:

  • пересмотреть произведенное в последние годы ужесточение мер ответственности;
  • учитывать риск-ориентированный подход;
  • привлекать юрлиц к ответственности при неисполнении предписаний или за грубые нарушения.

Какие ожидаются изменения в отношении органов и должностных лиц?

Предлагаются следующие изменения юрисдикционных вопросов:

  • передача большинства дел от мировых судей коллегиальным региональным органам власти;
  • пересмотр перечня субъектов, участвующих в составлении протоколов и осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Как может измениться производство по делам об административных правонарушениях?

Процессуальные вопросы предлагается изменить следующим образом:

  • расширить объем прав участников производства;
  • усилить роль прокурора;
  • развивать состязательность;
  • регламентировать производство по делам, связанным с фиксацией нарушений с помощью автоматизированных технических средств;
  • ввести институт реабилитации незаконно привлеченных к ответственности лиц;
  • усилить роль в процессе в качестве защитников лиц с высшим юридическим образованием, в отдельных случаях предлагается сделать обязательным участие адвоката;
  • расширить сферу применения цифровых сервисов, СМС-уведомлений, использования портала «Госуслуги».

Обратите внимание! Предполагается сохранение регулирования арбитражным процессуальным законодательством производства при рассмотрении дел арбитражными судами.

Что изменится в исполнении административных наказаний?

Разработчики Концепции акцентируют внимание на добровольном исполнении административных наказаний. Принудительное исполнение должно носить исключительный характер.

Обратите внимание! Суммы штрафов до 10 тыс. руб. планируется взыскивать без исполнительного производства, а скидку 50% при добровольной уплате штрафов планируется распространить с дел по безопасности дорожного движения на иные составы.

О ключевых положениях действующего КоАП РФ читайте в наших статьях:

КоАП‐2021. Что изменится в жизни россиян после появления нового административного Кодекса

Анатолий Минкин

Новый кодекс

Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сформировать новый Кодекс об административных правонарушениях еще 21 марта. Он отметил, что действующий документ очень громоздкий и его сложно применять в случае административных правонарушений. Он предложил уйти от подпунктов и привести имеющиеся статьи в соответствие с законодательством.

Читайте так же:  Разрешенное использование земли для садоводства и огородничества в 2020 году

В тексте концепции КоАП говорится, что с начала его действия в стране приняли 621 федеральный закон, по которому в Кодекс внесли уже более 4800 изменений.

«Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний», — говорится в проекте.

Правонарушения и наказания

Согласно новой концепции КоАП, количество административных правонарушений значительно сократят, а также разделят по категориям. Они будут зависеть от их характера и степени общественной вредности. Исходя из этого и будут назначать наказание.

«Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых», — говорится в тексте документа.

Кроме того, каждая категория получит свой срок давности привлечения к ответственности, который не может превышать двух лет. Исключением из этого правила станет административная ответственность для юридических лиц.

«Учитывая характер и степень общественной вредности различных категорий административных правонарушений, предлагается установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию», — говорится в тексте концепции.

В качестве первого наказания для граждан за негрубые правонарушения кодекс предлагает назначать предупреждения, а не выписывать штрафы.

На такое мягкое наказание за негрубое и первое нарушение могут рассчитывать индивидуальные предприниматели или юридические лица, работающие в сфере малого и среднего предпринимательства, а также их сотрудники.

Если все же наказание предусматривает штраф, то его размер будет определяться целым рядом обстоятельств. Кроме характера правонарушения и размера вреда, при выписке штрафа будут учитываться финансовое положение нарушителя и его семьи.

При этом если нарушитель устранил или предотвратил вред, который он мог нанести своими действиями, то ему назначается минимальный размер штрафа, или вообще вместо финансового наказания ему вынесут предупреждение.

Кроме этого, авторы предложили распространить правила сокращения штрафа в два раза, если нарушитель выплатит его в течение 20 дней после вынесения постановления. Сейчас это правило действует только для нарушителей ПДД.

Источник фото: Pixabay

Под это нововведение не попадут грубые административные правонарушения, а также оборотные штрафы (выплаты, зависящие от выручки компании. Используются в основном при нарушении антимонопольного законодательства).

Новый кодекс предусматривает уменьшение штрафа в случае обстоятельств, по которым административная ответственность должна быть смягчена. При этом сумма, которую обязан заплатить нарушитель, будет уменьшаться при каждом таком обстоятельстве.

И наоборот, в случае отягчающих обстоятельств штраф будет только увеличиваться. Размеры уменьшения или увеличения штрафа должны устанавливаться кодексом.

Если сумма штрафа достигла 10 тысяч рублей, то авторы нового Кодекса предложили списывать деньги с банковских счетов должника без возбуждения исполнительного производства.

То есть сотрудники Федеральной судебной службы приставов будут получать электронную заявку и без возбуждения исполнительного производства смогут автоматически блокировать деньги на счету банка или другой кредитной организации.

Двумя главными пунктами, которые появятся в новом Кодексе об административных правонарушениях, станут институт реабилитации и закрепление правила: «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».

По данным Минюста, статья об институте реабилитации предусматривает, что человек, которого неправомерно привлекли к административной ответственности, может рассчитывать на компенсацию за возмещение вреда из-за незаконного административного преследования.

Правило о законе, отягчающем ответственность, будет действовать следующим образом. Если действия нарушителя одновременно попали под статьи административного и уголовного кодексов, то применяться будет именно административная статья.

Это позволит избежать ситуации с ужесточением наказания, если в силу вступят оба закона.

Источник фото: РИА «Новости»

Граждане, бизнес и власть

В действующем сегодня Кодексе об административных правонарушениях различаются три категории: простые граждане, юридические и должностные лица. В новом документе этот список предлагается расширить.

В частности, в особую группу попадут подростки. Суды смогут освобождать их от административной ответственности, но при этом с несовершеннолетними нарушителями будут проводить воспитательную работу в качестве профилактики. При этом такие меры по отношению к подростку также могут стать для него видом административного наказания.

При вынесении решения будут учитываться условия жизни и воспитания, уровень психического развития малолетнего нарушителя, особенности его личности, а также влияние на него старших лиц.

Новую концепцию КоАП представили правительству

К обязательным работам в качестве административного наказания нельзя будет привлекать детей-инвалидов, беременных женщин, тяжелобольных людей, а также инвалидов I и II групп.

Отдельным субъектом нового Кодекса об административных правонарушениях станут индивидуальные предприниматели. Ранее их было сложно отнести к должностным или юридическим лицам для того, чтобы квалифицировать их нарушения, и, как следствие, определить для них сумму штрафа. Новый кодекс должен решить эту проблему.

Из старого документа в новый перейдут положения о привлечении к административной ответственности военнослужащих, замещающих должности представителей правоохранительной службы, и лиц, имеющих специальные звания.

Еще одним нововведением для бизнеса станет запрет на одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его работника за одно и то же нарушение. Исключением станут случаи, когда юрлицо виновно в том, что не приняло меры и позволило своему сотруднику совершить правонарушение.

Кроме того, надзорные органы лишатся права приостанавливать деятельность тех или иных предприятий. Это право останется только за судом. При этом предельный срок остановки деятельности предприятий значительно сократится.

Изменения в новом КоАП коснутся и властей всех уровней, начиная от государственных чиновников, заканчивая органами местного самоуправления, казенных учреждений и государственных внебюджетных фондов. Для всех этих структур отменят административную ответственность как для юридических лиц. Теперь за противоправные действия этих организаций будут наказывать должностных лиц.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Новый Кодекс об административных правонарушениях планируют ввести в действие с 1 января 2021 года — вместе с окончательной отменой устаревших регламентов контрольно-надзорных органов.

Представительство по делам об административных правонарушениях в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here