Правовое регулирование экономической деятельности задачи в 2020 году

Самое важное в статье: "Правовое регулирование экономической деятельности задачи в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ

Проблемы, связанные с государственным регулированием экономики, пределами, формами и методами государственного вмешательства в рыночные отношения, активно обсуждаются на страницах юридической и экономической печати. В нашей стране именно построение рынка стало целью радикальных экономических преобразований последних лет. Отказ от всеобъемлющего государственного регулирования, формирование новых экономических отношений на основе рынка, признание частной собственности и свободы предпринимательской деятельности — все это способствовало становлению и бурному развитию частного права в Российской Федерации.

Государственное регулирование в сфере экономической деятельности

Тема 6. Основы правового регулирования экономической деятельности.

Понятие правового регулирования экономических отношений.

Правовое регулирование экономических отношений представляет собой деятельность компетентных государственных органов, их должностных лиц по упорядочиванию особой группы общественных отношений – экономических, путём издания соответствующих нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях индивидуальных регламентированных решений в соответствии с этими нормативно-правовыми актами.

Среди отраслей российского права, при помощи которых производится непосредственное правовое регулирование экономических отношений, можно выделить следующие:

-международное частное право;

Каждая из названных отраслей права имеет свой предмет и метод правового регулирования, соответственно изучает экономические отношения в строго определённом срезе.

Кроме этого, ряд отраслей российского права устанавливают определённую ответственность за несоблюдение требований законодательства, регулирующего экономическую деятельность. К ним можно отнести: административное право, уголовное право.

Государственное регулирование в сфере экономической деятельности.

При переходе к рыночной экономики ее главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, дает импульс развитию научно-технического прогресса и в то же время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где в качестве главных способов воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйством на основе планов, а экономические меры находились на втором месте.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как

1. обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

2. формирование государственного бюджета;

3. защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. обеспечение занятости населения;

5. обеспечение безопасности и обороны страны;

6. реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

7. соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности.

Как видно из этого перечня задач, решаемых государством, все основания для государственного воздействия лежат в сфере публичных интересов. Частный интерес защищается в условиях рынка на путях правосудия, а также государственным вмешательством тогда и в той мере, в какой он сочетается с публичным.

Соответственно целесообразно отметить цели воздействия: 1. единая цель – реализация и защита публичного интереса; 2. создание условий цивилизованного рынка; 3. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса; 4. комплексное решение макроэкономических проблем; 5. социальная защита всех слоёв населения.

Государственное воздействие проявляется на всех стадиях экономического цикла: 1) доэксплуатационная стадия (государственная регистрация, лицензирование); 2) эксплуатационная стадия – стадия производства в экономическом смысле; 3) постэксплуатационная стадия: налоги, статистическая отчётность. Наиболее полно государственное воздействие проявляется в следующих сферах: государственная регистрация, несостоятельность, лицензирование, антимонопольное регулирование.

Государственное регулирование в сфере экономики многообразно. Необходимо учитывать, что государство действует на нескольких уровнях: а) на федеральном – в качестве федерального собственника и представителя интересов всего общества; б) на уровне республики, которая находясь в составе Российской Федерации, является собственником своих имущественных фондов и соответственно выражает интересы народа республики; в) на уровне краёв, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закреплённого за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий; г) на уровне автономной области и автономных округов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10761 — | 7371 — или читать все.

3. Основные элементы нормативно-правовые базы экономической деятельности ср

Основными элементами нормативно-правовой базы экономической деятельности СР являются

— основные законы, регулирующие экономическую деятельность в сфере социальной работы;

— указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие деятельность социальных служб. Кодексы как свод законов и их роль в нормативном обеспечении экономической деятельности;

— нормативные акты местных органов власти;

— положения о социальных службах.

4. Нормативные акты местных органов власти, отражающие социально-экономическую политику области.

ФЗ от 22 июля 2005 года «ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РФ»:

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Также прописаны условия создания и прекращения, их функции и полномочия управляющих эконом. зон.

В Липецкой области существует большое количество постановлений администрации, которые направлены проведение областных публичных конкурсов: «ИНЖЕНЕР ГОДА», «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ», «ПО КАЧЕСТВУ». В них четко определены требования к участникам, организация и порядок проведения, награждение победителей.

Читайте так же:  Организационно правовые формы существования некоммерческих организаций в 2020 году

Закон «СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА» основывается на следующих положениях:

— социальная ориентация, нацеленная на повышение уровня и качества жизни населения области;

— устойчивое развитие Липецкой области как необходимая система динамики социально-экономических процессов, их сбалансированность и экологичность;

— межрегиональное и международное сотрудничество, призванное создавать условия для сочетания региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении стратегических проблем экономического, социального, экологического и территориального развития.

5.Конституция рф: основные законы регулирующие экономическую деятельность в сфере социальной работы

В ст. 7 Конституции Российской Федерации записано, что Российская Федерация есть «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Далее конкретизируется, что в России, как в любом цивилизованном социальном государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей индивида.

Конституции в полной мере присуща общая цель нормативного регулирования — упорядоченность общественных отношений, введение единообразия и стабильности в социальную жизнь путем установления общих правил. Она исполняет активную роль в создании не только единой, но и длительной во времени, устойчивой системы урегулированное и порядка. Она решает не только чисто юридические, но и широкие социально-экономические задачи, устанавливая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не ниже установленного

федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в

иных случаях, установленных законом (ст. 39); охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43) и др.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации несет в себе внутренние противоречия и предпосылки собственного неприятия и даже отчуждения. Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России.

Конституционное регулирование выражает условия, требования и возможности развития экономической системы, представляет собой необходимость, результат объективных потребностей производства, обмена и распределения. Материальные ресурсы в значительной степени определяют обеспеченность, гарантированность реализации подавляющего большинства конституционных норм, в первую очередь тех, которые регламентируют важнейшие социальные институты, права и свободы граждан.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (Конституция. — Ст. 8). Между тем в процессе приватизации не всегда соблюдались конституционные положения, гарантирующие единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. За реализуемое государством-собственником имущество стали платить не реальными деньгами, а ваучерами.

Обобщенным социальным вектором действия Конституции, в решающей степени зависящим от состояния экономики, выступает уровень жизни населения. Однако в целом рождаемость в стране в два раза ниже, чем необходимо для простого воспроизводства; среднедушевые денежные доходы населения составляют менее 40 %, средняя заработная плата и пенсия — менее трети к уровню 1991 г.

Фактически в фикцию превратились гарантированный Конституцией (ст. 7) минимальный размер оплаты труда, а также осуществление конституционного права на охрану здоровья и медицинскую

помощь (ст. 41) для значительной части граждан России. Конституция в той или иной мере осуществляется государственными органами, ее соблюдение обеспечивается федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Тема 1.Основы правового обеспечения экономической деятельности.

1.1. Понятие и значение правового регулирования экономической деятельности.

Экономические реформы рыночной направленности, начатые в 1991 г. и проводимые в течение ряда лет, так и не смогли вывести российскую экономику из кризисного состояния. Сформировавшаяся к началу XXI в. смешанная экономика утеряла многие черты централизованно управляемого хозяйства, не обретя при этом признаков, органично присущих рыночной экономике. Государственное регулирование оказалось подорванным, тогда как рыночные механизмы в переходный период не проявили себя как эффективные рычаги управления. Сказалось отсутствие государственной, национальной стратегии перехода экономики страны к рыночным отношениям.

Отсутствие эффективного государственного регулирования экономикой привело к неблагоприятным экономическим последствиям. Объем промышленного производства за период реформ сократился более чем вдвое. К началу нового тысячелетия эффективность использования ресурсного потенциала России стала в несколько раз ниже, чем в промышленно развитых странах Европы, США, Японии. По показателю жизненного уровня Россия отстала от этих стран в десятки раз.

Все это приходится констатировать не с целью «очернения» и без того бедственного состояния российской экономики конца XX — начала XXI в., а чтобы подчеркнуть исключительную важность государственного регулирования в деле преодоления столь болезненного для государства экономического и финансового состояния.

По сути дела, речь идет о правовых формах осуществления государственного регулирования, призванного реализовать основные задачи и функции российского государства в сложный переходный период перестройки базисных экономических отношений. Новейшая история нашей страны, как, впрочем, и история иных ныне высокоразвитых стран, доказала, что полной свободы рыночных отношений не было нигде и никогда, что государство не может стоять в стороне при решении важнейших вопросов в сфере экономики, пребывая в ипостаси ночного сторожа. Однако «на первом этапе проведения экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом «ушло» из экономики, предоставив право решать возникающие в этой сфере совершенно новые проблемы рыночным механизмам, в частности механизму конкуренции. Опыт убедительно показал, что из этого ничего хорошего не вышло. Дикий рынок, дикая приватизация и подобные им «прелести» убедительно доказали, что без государственного регулирования экономические проблемы решать невозможно» 1 .Подобной позиции придерживаются многие ученые экономисты-государственники, например Л.И. Абалкин, Е.М. Примаков 2 .

Читайте так же:  Обязанности электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования в 2020 году

«Принцип могущества, принцип сильного государства для России всегда имел особое значение. Обществу необходимо эффективное, предсказуемое и качественное государство, позволяющее ответить на вопросы, стоящие перед страной. Без этого не может быть элементарного социального порядка, невозможны никакие реформы, никакое развитие» 3 .

В решении этих задач должен участвовать механизм всех направлений российского права и сфер законодательства. Однако, поскольку рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России и пришедшая на смену административно-бюрократической модели, базируется на предпринимательском типе экономической системы, сегодня решающее значение в этом процессе должно быть отведено правовому регулированию предпринимательской деятельности.

Освещая проблему понятия правового регулирования экономической, а следовательно и предпринимательской деятельности, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

В юридической литературе правовое регулирование определяется как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Исходя из этого можно выделить два отличительных признака правового регулирования:

1) оно представляет собой целенаправленное, нормативно-организационное опосредование общественных отношений государством;

2) оно осуществляется при помощи целостной системы средств,

обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов), которые ставил законодатель, издавая юридические нормы 1 .

В сфере предпринимательской деятельности условно можно выделить три взаимосвязанные группы отношений, регулируемых правом.

1. Главной группой выступают непосредственно предпринимательские, включая внутрихозяйственные, отношения, то есть те, которые возникают в процессе предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли (производство и реализация продукции, оказание услуг и т.д.).

2. Зачастую предпринимательские отношения могут быть тесно связаны с другими, некоммерческими, отношениями, как, например, складывающимися при получении сертификатов качества на выпускаемый товар. Здесь также следует назвать отношения, возникающие при осуществлении деятельности товарных и фондовых бирж, основная цель которых — формирование соответствующего рынка. Такие виды деятельности напрямую не относятся к предпринимательской, но создают базу, а подчас предоставляют необходимые условия для предпринимательства.

3. Наконец, правовое регулирование предпринимательства охватывает вертикальные отношения между государством, реализующим публичные интересы общества, и хозяйствующими субъектами. К данной группе следует отнести отношения по государственной регистрации и лицензированию хозяйствующих субъектов, государственному регулированию и контролю в области рекламы, техническому регулированию, государственной регламентации цен, антимонопольному регулированию и т.д.

Предприниматели должны учитывать правовые требования, вступая в вышеуказанные общественные отношения. В сфере международного предпринимательства, кроме того, должны учитываться положения международных актов, национальное право соответствующего государства, которые влияют на внешнеэкономическую деятельность.

Отсутствие правильной правовой оценки большинства ситуаций, возникающих в предпринимательской деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в деятельности хозяйствующего субъекта. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Нормы по правовому регулированию предпринимательской деятельности существуют в любом государстве, составляя, как правило, особую комплексную отрасль права, т.е. выделяются в особую сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить эффективное развитие предпринимательской деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы хозяйствующих субъектов, пак и публичные интересы государства и общества в целом.

Цифровая экономика России: программа развития

Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р, далее — Программа). Документ разработан по указанию Президента РФ, озвученному им в ежегодном Послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года.

Программа является логическим продолжением принятых ранее Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» (утв. пост. Правительства РФ от 28.01.2002 № 65), Государственной программы РФ «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» (утв. пост. Правительства РФ от 15.04.2014 № 313), Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212, Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 признана утратившей силу). Она ориентируется и направлена на реализацию «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203).

Как отметил на прошедшем 31 июля 2017 года совещании с вице-премьерами председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев: «Цель программы – организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни: и в экономике, и в предпринимательстве как социальной деятельности, и в госуправлении, и в социальной сфере, и в городском хозяйстве. Перевод экономики в «цифру» – вопрос нашей глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности».

Цели, задачи и направления Программы

В Программе установлены цели, задачи, направления и сроки реализации мер государственной политики по созданию необходимых правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза. Сюда можно отнести:
– создание условий для развития общества знаний в РФ;
– повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий;
– повышение степени информированности и цифровой грамотности населения;
– улучшение доступности и качества государственных услуг для граждан;
– обеспечение информационной безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

Читайте так же:  Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих в 2020 году

Важно!
Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203))

Цели и задачи развития цифровой экономики определены до 2024 года в рамках пяти базовых направлений:
– нормативное регулирование;
– кадры и образование;
– формирование исследовательских компетенций и технических заделов
– информационная инфраструктура;
– информационная безопасность.

Цель направления нормативного регулирования — формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с использованием цифровой экономики.

Основными целями направления кадров и образования являются:
– создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
– совершенствование системы образования (она должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами);
– рынок труда должен опираться на требования цифровой экономики;
– создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Цель направления формирования исследовательских компетенций и технологических заделов — это создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ). Система должна обеспечивать технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий (большие данные – big data, квантовые компьютеры) и национальную безопасность.

Целями направления информационной инфраструктуры, являются:
– развитие сетей связи, обеспечивающих потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
– развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
– внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
– создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информацией о пространственных объектах.

Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз. При таком состоянии будет обеспечиваться реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни, а также суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие России в условиях цифровой экономики.

Реализация Программы

Порядок и сроки реализации направлений расписаны в «дорожной карте». На ее базе будет разработан план мероприятий, необходимых для достижения конкретных задач, с указанием ответственных за их выполнение, а также источников и объемов финансирования.

План мероприятий будет утверждаться на три года, что предполагает его ежегодное обновление.

В «дорожной карте» выделены три основных этапа развития направлений цифровой экономики — 2018, 2020 и 2024 годы. По итогам каждого этапа предусмотрено достижение целевого состояния по каждому из направлений.

Также предусмотрены показатели, за счет достижения которых будет обеспечиваться реализация к 2024 году запланированных характеристик цифровой экономики.

В отношении экосистемы цифровой экономики это:
– успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
– успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
– успешное функционирование не менее пятисот малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Важно!
Экосистема цифровой экономики – партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203)).

В отношении кадров и образования:
– количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, –
120 000 человек в год;
– количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, –
800 000 человек в год;
– доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40 процентов;

В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:
– количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей) – 30 единиц;
– количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 млн. долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10;

В отношении информационной инфраструктуры:
– доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97 процентов;
– во всех крупных городах (1 млн. человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше;

Читайте так же:  Стороны должны доказать обстоятельства на которые ссылаются в 2020 году

В отношении информационной безопасности:
– доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, – 75 процентов;
– доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемая через иностранные серверы, – 5 процентов.

В заключение отметим, что реализация Программы позволит создать благоприятные условия для применения информационных и коммуникационных технологий в России. Будет усовершенствовано законодательство РФ, административные процедуры и бизнес-процессы коммерческих организаций, в частности, в электронной форме.

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

36. Понятие и цели государственного регулирования предпринимательской деятельности

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственная экономическая политика — основные направления деятельности государства в сфере экономики.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства.

Государственное регулирование экономики — деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности — система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Государственный сектор экономики — совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством РФ в бюджетный процесс). Составная и неразрывная часть рыночных отношений, а также средство, с помощью которого государство активно воздействует на рынок.

Косвенные методы государственного регулирования — экономические средства воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности.

Правовое обеспечение государственного регулирования в сфере экономики — придание правовой формы средствам, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.

Прямые методы государственного регулирования — средства воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Основные нормативные акты

Конституция Российской Федерации — ст.8, 11, 34, 35, 57, 71, 72, 73, 74.

Бюджетный кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ — ст.2.

Налоговый кодекс РФ — части первая и вторая.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч.I). Ст.3436.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст.2871.

Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2003 год. Утверждены ЦБ РФ // ВБР. 2002. N 68.

Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности

Одна из основных функций государства — экономическая. Она заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики*(410). Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Возможны и иные классификации видов государственного регулирования в сфере экономики.

Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.

Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.

Одна из основных функций государства в области экономической деятельности заключается в создании правовой базы для эффективного функционирования рынка, создания стабильных «правил игры». В связи с этим возникает задача создания правового обеспечения реализации данной функции государства в сфере экономики.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за фальсификацию доказательств в 2020 году

Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты. Необходимо учитывать, что судебная практика играет большую роль в охране и защите прав предпринимателей, однако судебные акты нельзя рассматривать в качестве источников права.

Объекты государственной экономической политики, формой реализации которой является государственное регулирование экономики, чрезвычайно разнообразны.К их числу относят различные отрасли и подотрасли народного хозяйства, что подтверждается принятием, например, Федеральных законов «О федеральном железнодорожном транспорте», «О государственном регулировании агропромышленного производства».

Объектами государственного регулирования часто являются различные регионы России, примером чему может быть Федеральный закон от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»*(416).

В качестве объектов государственного регулирования выступают также отдельные виды предпринимательской деятельности, например, связанные с заготовкой, реализацией и экспортом древесины ценных пород (см., например, постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 18 «О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород»)*(417).

Объектом государственного регулирования служат отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.

Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркивают смешанный характер современной экономики в развитых государствах, предполагающий существование в экономике государственного сектора*(418).

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

-охрана окружающей среды;

-выравнивание экономического цикла;

-обеспечение нормального уровня занятости населения;

-защита жизни и здоровья граждан;

-поддержка конкуренции на рынке;

-поддержка и развитие малого предпринимательства;

-специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Правовое регулирование экономической деятельности

Сущность понятия экономической деятельности

Вся история развития человечества основана на возникновении и развитии экономической деятельности человека. Зародилась эта деятельность в тот период, когда природа уже не могла обеспечить возросшие потребности человека. Для их удовлетворения человеку приходилось трудиться.

Экономической деятельностью называется совокупность деятельности человека по созданию материальных и духовных благ в процессе труда.

Стоимость приложенных усилий легла в первоначальную основу ценообразования. Благодаря дальнейшему развитию экономической деятельности, совершенствовались орудия труда, технология производства, увеличивалась производительность труда. Появление излишков продукции привело к возникновению классового общества и государства.

Экономическая деятельность стала основой для формирования социальных отношений. Государственная политика (как внутренняя, так и международная) является лишь отражением и продолжением экономических отношений.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Необходимость регулирования экономической деятельности

Регулированием экономической деятельности называется согласование действий субъектов хозяйствования.

Регулирование экономики необходимо. Хотя основоположник экономической теории А. Смит и убеждал, что экономика обладает абсолютной способностью к саморегулированию, последующее развитие мирового хозяйства показало необходимость вмешательства государства. Дж. Кейнс утверждал, что роль государства в регулировании экономикой усиливается, усложняется и требует ювелирной точности.

Государство старается совместить интересы как производителей, так и потребителей, защищает экономику от монополизации, учитывает общественные интересы и национальную безопасность

Методы регулирования экономической деятельности

Методами регулирования экономической деятельности называются способы влияния на субъектов хозяйствования для обеспечения эффективности деятельности экономики в направлении государственной экономической политики.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Методы бывают прямые и непрямые (косвенные). В зависимости от форм воздействия их разделяют на:

  • правовые методы;
  • административные методы;
  • экономические методы;
  • пропагандистские методы.

Правовые методы регулирования

Наиболее ярким примером методов прямого влияния является правовое регулирование экономической деятельности.

Правом называется совокупность норм и правил поведения, которые санкционированы и обеспечены системой государственного влияния.

Государство формирует нормативно-правовую базу, с помощью которой воздействует на экономику, регламентирует рыночные отношения и деятельность субъектов хозяйствования. Целью правового регулирования является законодательное обеспечение эффективности деятельности экономики государства, координации деятельности производителей и совмещение частных и общественных интересов.

Правовое регулирование предусматривает не только нормативность, но и процедурность деятельности. Это означает, что любое действие должно иметь четкую структуру и последовательность. Кроме этого предусматриваются процедуры защиты интересов, создания предприятий, объявления банкротства и пр.

Помимо этого правовое регулирование предусматривает объективность права, его независимость и непредвзятость, наличие определенных правовых структур (органов правового производства).

Подводя итог, можно сказать, что методами правового регулирования экономической деятельности являются:

  • формирование нормативно-правовой базы;
  • создание институтов права (судебных и правоохранительных органов);
  • формирование системы правовых процедур в хозяйственной деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Правовое регулирование экономической деятельности задачи в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here