Право постоянного бессрочного пользования лесными участками в 2020 году

Самое важное в статье: "Право постоянного бессрочного пользования лесными участками в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Право постоянного бессрочного пользования лесными участками в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Минфина России от 23 января 2017 г. N 02-07-10/3362 Об учете земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), наряду с правом собственности выделяют вещные права лиц, не являющихся собственниками, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, при этом, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат исключительно собственнику, который по своему усмотрению вправе, оставаясь собственником, передавать другим лицам принадлежащие ему права (статья 209 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Вместе с тем, согласно статье 25 ЗК РФ и статье 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Бухгалтерский (бюджетный) учет земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, регулируется Инструкцией N 157н в следующем порядке.

Пунктом 144 Инструкции N 157н для учета объектов непроизведенных активов (земельных участков), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотрен счет 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Таким образом, земельные участки, в отношении которых государственный орган уполномочен в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Пунктом 71 Инструкции N 157н для отражения учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), предусмотрен счет 0 103 13 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

В отношении земельных участков, права пользования на которые подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, документом — основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков), является, по мнению Департамента, Свидетельство о государственной регистрации права или сделки, в отношении иных земельных участков — иные правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования земельным участком.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Таким образом, результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Инструкции N 157н, субъект учета (учреждение) вправе в порядке, предусмотренном Инструкцией N 157н, вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Учитывая изложенное, при вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры государственной регистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

В части вопроса, касающегося отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщаем.

Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При этом реорганизация юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57).

В соответствии с пунктом 275 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной и месячной# об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н) и пунктом 75 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н) в случае проведения реорганизации в форме присоединения, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации.

При реорганизации учреждений в форме присоединения, отчетным годом учреждения-правопреемника является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (пункт 3 Инструкции N 191н, пункт 3 Инструкции N 33н).

Таким образом, в бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели бухгалтерской отчетности присоединяемого учреждения (с начала года в котором проведена реорганизация путем присоединения), показатели по счету 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» включаются в формируемую правопреемником отчетность на общих основаниях. При этом в период оформления государственной регистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения», списанию с балансового учета не подлежат.

Читайте так же:  Согласие на проведение психологического тестирования в школе в 2020 году
Директор Департамента бюджетной методологии и
финансовой отчетности в государственном секторе
С.В. Романов

Обзор документа

Минфин России дал разъяснения по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Так, земельные участки, в отношении которых госорган уполномочен принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

При вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры госрегистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

По вопросу отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщается следующее. В бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели такой отчетности присоединяемого учреждения, показатели по счету 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» включаются на общих основаниях. При этом в период оформления госрегистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 0 103 11 000, списанию с балансового учета не подлежат.

Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками

Комментарий к статье 9 ЛК РФ

1. Комментируемая статья посвящена правам на лесные участки. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Между тем ЛК РФ 1997 года различал такие виды прав на участки лесного фонда, как сервитут, аренда, безвозмездное пользование, концессия, краткосрочное пользование. Пользование участками лесов, не входящих в лесной фонд, могло осуществляться на праве безвозмездного пользования и краткосрочного пользования.

Земельный кодекс РФ оперирует следующими видами прав на земельные участки: собственность, аренда, сервитут, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное пользование) (для ограниченного круга юридических лиц), пожизненное наследуемое владение. Лесной кодекс РФ соответственно: право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды, право безвозмездного срочного пользования.

Лесные участки предоставляются в аренду гражданам и юридическим лицам. При предоставлении лесных участков в аренду заключается договор аренды лесного участка.

Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) является одним из оснований возникновения права пользования лесами. В ЛК РФ понятия сервитутов не содержится. Большинство ученых считают, что действующий ЛК РФ отказался от идеи публичного лесного сервитута. В соответствии с ч.2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным актом субъекта РФ, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Но при этом он не закреплен в лесном и земельном законодательстве.

________________
Васильева М.И. Пребывание граждан в лесах // Аграрное и земельное право. 2007. N 9 (33).

Следует сказать, что ч.3.1 ст. 38 ЛК РФ предусматривает, что для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных ЗК РФ и ГК РФ.

Использование лесных участков может осуществляться на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками. Введение данного титула является новеллой ЛК РФ 2006 года, поскольку в ЛК РФ 1997 года не было титула, на основании которого могло бы осуществляться пользование лесами. В соответствии со ст. 71 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками является вещным правом.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (ч.1 ст. 20 ЗК РФ).

Физическим лицам лесные участки на данном праве не предоставляются. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч.4 ст. 71 ЛК РФ).

Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен в ЛК РФ и ЗК РФ, что служит гарантией обеспечения стабильности реализации данного права на лесные участки.

Законодательством предусмотрена возможность добровольного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования по волеизъявлению его обладателя в форме отказа от права на земельный участок. Порядок и условия отказа от права на земельный участок закреплены ст. 53 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком регламентируются нормами ст. 45 ЗК РФ.

Согласно ч.2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны, защиты, воспроизводства лесов является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (ч.4 ст. 61, ч.3 ст. 51 ЛК РФ).

В безвозмездное срочное пользование лесные участки на землях лесного фонда предоставляются юридическим лицам и гражданам (ст. 71 ЛК РФ). Так, согласно ч.3 ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности. В соответствии с данным титулом использование земельной поверхности и пользование лесами является бесплатным. Прекращение права безвозмездного срочного пользования лесным участком допускается на тех же основаниях, что и право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Тем не менее есть некоторые особенности. Так, согласно ч.2 ст. 47 ЗК РФ право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением следующих случаев: право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или по инвалидности (ч.3 ст. 47 ЗК РФ).

При этом использование концессионером предоставленного ему лесного участка, водного объекта осуществляется в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации. Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения предоставленных концессионеру прав в отношении лесного участка.

Консультации и комментарии юристов по ст 9 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 9 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Читайте так же:  Подсчет голосов на общем собрании собственников помещений в 2020 году

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Постоянное бессрочное пользование земельным участком. Право бессрочного пользования земельным участком

Во все виды права на земельные участки, включая и постоянное (бессрочное) пользование ими, с 01.03. 2015 внесены принципиальные изменения. Зачем это сделано, каковы истоки права бессрочного пользования землей – все эти вопросы рассматривает предлагаемая статья.

Когда возникло право на постоянное бессрочное пользование земельным участком

В советский период, когда господствовала исключительно госсобственность на землю, использовать ее как гражданам, так и юрлицам можно было только по праву пользования, причем бесплатного. Вспомните, кто жил в СССР, как в ее Конституции говорилось о земле, переданной колхозам в «вечное пользование».

Собственно же титул «постоянное бессрочное пользование земельным участком» впервые был введен в союзное законодательство о земле в феврале 1990 г., а затем повторен в ЗК РСФСР от 1991 г. Само его появление было следствием той сложной политической борьбы, которая велась между реформаторскими силами во главе с Б. Ельциным и приверженцами старой советской системы. Последние, понимая неизбежность грядущей приватизации госсобственности, стремились создать условия для передачи новым собственникам только объектов недвижимости без земельных участков под ними, что могло стать базой для возврата к прежним порядкам в случае реванша.

Как развивалось рассматриваемое право в РФ до принятия ЗК РФ

Российские власти изначально рассматривали его как пережиток советской системы и неоднократно предпринимали попытки исключить из российского земельного законодательства.

В ЗК РСФСР от 1991 г. право бессрочного пользования земельным участком давалось только юрлицам. Граждане же, получившие землю по нему еще по советскому законодательству, законом РФ о земельной реформе от 1993 г. обязывались переоформить ее в собственность или взять в аренду. Тем же законом запрещалось предоставление земельных участков на этом виде права.

Однако вновь принятый в 1994 г. ГК РФ снова ввел этот титул применительно к гражданам, который и сохраняется в нем по настоящее время. Достаточно вспомнить, что это были за годы, чтобы понять, как политическая борьба отражалась в изменениях законодательства.

Что внес в рассматриваемое право ЗК РФ в год его принятия

Во-первых, он сохранил его в главе 4, посвященной ограниченным правам земельной собственности. Во-вторых, ЗК РФ подтвердил запрет передачи на этом праве новых участков гражданам, подтвердив при этом его сохранение у граждан и юрлиц, если оно возникло до введения ЗК. При этом было специально подчеркнуто отсутствие права у граждан и юрлиц распоряжаться такими участками.

Одновременно был издан специальный закон о процедуре введения ЗК РФ в действие, которым гражданам была предоставлена возможность переоформить бесплатно земельные участки в бессрочном пользовании в полную собственность. Юрлица этим же законом обязывались переоформить такие же свои участки в арендуемые или выкупить их. Сроки на переоформление бессрочного пользования земельным участком для юрлиц несколько раз сдвигались, пока в 2013 г. в КоАП РФ не была введена ответственность за срыв этих сроков в виде админштрафа от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. Эта мера наконец заставила большинство российских юрлиц переоформить свое устаревшее земельное право.

Как изменилось рассматриваемое право в 2015 году

Итак, многолетняя борьба российских властей против права граждан на постоянное бессрочное пользование земельным участком наконец завершилась. Этот титул с 01.03.2015 года исключен из наименования главы 4 ЗК РФ, а все ее пункты, в которых упоминалось о нем применительно к гражданам и юрлицам, аннулированы. Однако ЗК РФ не исключил его окончательно из системы земельных прав.

В новой его статье 39.9 перечислены органы и организации, которые по-прежнему могут получать землю исключительно на этом виде права. Среди них отсутствуют граждане и юрлица с негосударственной формой собственности.

Другие виды пользования земельными участками по ЗК РФ

Обновленный ЗК оставил в силе такой вид права пользования землей, как сервитут. Одновременно были несколько модифицированы и некоторые статьи ГК РФ, относящиеся к нему. Так, теперь заключать соглашение о сервитуте можно не только с собственником участка, но и с его землепользователем (арендатором), если срок сервитута не превышает срока аренды. В ГК введена новая глава 5.3 с порядком заключения и содержанием соглашения о сервитуте для участков, принадлежащих государству.

Также ЗК РФ оставил в силе положения, относящиеся к такому виду права, как безвозмездное пользование земельными участками.

О терминологии в отношении пользования землей

В ЗК РФ отсутствует понятие «безвозмездное бессрочное пользование земельным участком», так как на все виды безвозмездного использования государственной или муниципальной земли ст. 39.10 установлены определенные сроки. Этот термин, не являющийся выражением какого-либо нового вида права на землю, используется в двух законах, принятых в августе 1996 года и относящихся к научной политике, а также к высшему и профобразованию. Некоторые специалисты считают его введение свидетельством низкой правовой культуры тогдашних законодателей. По мнению автора, он может применяться к тем участкам (дачным, садовым, огородам), которыми пользуются (по документально подтвержденному праву) граждане, не торопящиеся зарегистрировать свою собственность на них. Ведь физлица не ограничены в этой процедуре ни сроками, ни штрафами. Пользоваться своими участками безвозмездно они могут, а распоряжаться — нет. Законодатель, принимая во внимание нерасторопность граждан, согласен с тем, что право пользования в принципе существует, рассчитывая в дальнейшем на исключение его из сферы земельных отношений.

Бездоговорной характер пользования землей на бессрочной основе

Термин «бессрочное» в названии этого вида земельного права означает использование земли (эксплуатация ее согласно целевому назначению) без какого-либо ограничения сроков такого использования. И в этом заключается его различие с безвозмездным пользованием землей, для всех видов которого ЗК РФ устанавливает конкретные сроки, хотя «безвозмездность» характеризует и бессрочное пользование также. Она отграничивает этот правовой институт от «возмездной» аренды земли; при этом осуществление бессрочного в отличие от безвозмездного пользования и от аренды происходит на недоговорной основе.

Ведь в основание пользования земельным участком в тот период, когда это право предоставлялось гражданам, ложились не договоры, а решения (акты) различных органов власти о передаче сельхозугодий садоводческим и дачным товариществам и кооперативам. Именно тогда миллионы граждан получили в свои руки заветные 6 соток. При этом на руках у большинства из них до сих пор нет никаких правоустанавливающих документов, тем более каких-либо договоров. Поэтому понятие «договор бессрочного пользования земельным участком» относится к юридически бессодержательным.

Требования ЗК РФ к гражданам, бессрочно пользующимся землей

Гражданам, осуществляющим постоянное бессрочное пользование земельным участком, предоставлена возможность регистрации права собственности на него. Она устанавливается вышеупомянутым законом 2001 года о вводе в действие ЗК РФ. При этом не имеет значения указание или отсутствие в документе (акте, свидетельстве), который устанавливает первоначально или удостоверяет действующее право гражданина на пользование участком, вида самого права, на котором он ему предоставлен.

Читайте так же:  Письмо о подтверждении добросовестности поставщика образец в 2020 году

Граждане, осуществляющие фактическое пользование земельным участком, принадлежащим государству или муниципалитету, с расположенными на нем их собственными объектами недвижимости, также могут зарегистрировать свою собственность на сам этот участок.

«Дачная амнистия»

Поскольку после прошедших с момента принятия ЗК РФ нескольких лет процесс регистрации гражданами своей собственности на земельные участки в их пользовании явно не приобрел нужного размаха, а государству нужно было расширять базу для сбора земельного налога, то было принято решение упростить процедуру такой регистрации и изложить ее в специальном законе. Он был принят в 2006 году и получил в народе емкое наименование «дачной амнистии». Он позволял оформить в собственность по упрощенной процедуре не только дачные и гаражные земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании, но и дома и гаражи на них.

Срок завершения «дачной амнистии» неоднократно продлевался. Последний раз это было сделано уже в текущем году. Окончательный срок ее проведения установлен до 1.03.2018 года.

Почему тормозится «дачная амнистия»

Дело в том, что для регистрации права собственности на дачный или гаражный участок требуется, кроме любого правоустанавливающего документа, предоставлять еще и кадастровый план участка в двух экземплярах. Стоимость и продолжительность кадастровых работ и стали тем основным фактором, который сделал граждан маловосприимчивыми к радужным возможностям «дачной амнистии».

Кроме того, хоть какой-нибудь, но все же правоустанавливающий документ на участок предоставлять нужно. Им может быть акт о предоставлении участка в постоянное пользование, любое постановление/распоряжение/решение о предоставлении участка, наконец выписка из похозяйственной книги. Однако у большинства садоводов и дачников никаких документов нет, кроме, может быть, книжек садовода.

Все эти обстоятельства и тормозят процесс, вынуждая власти изобретать новые стимулы для населения вроде так называемой новой дачной амнистии.

Переоформление собственности на земельные участки в пользовании юрлиц

Как уже отмечалось, законом о введении ЗК РФ юрлица обязываются выкупить или взять в аренду такие участки до 01.01.2012. За нарушение сроков переоформления предусмотрена админответственность в виде штрафа. Для товариществ садоводов, огородников или объединений дачников, а также гаражных кооперативов срок переоформления бессрочного пользования неограничен.

Если бессрочное пользование переоформляется на аренду, то плата за нее устанавливается в размере 2 %, а для участков из состава сельхозземель — 0,3 % от кадастровой стоимости арендуемых участков. При изъятии или ограничении участка в обороте плата за его аренду равна 1,5 % той же стоимости. Изменять эти величины можно только при изменении кадастровой стоимости.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тем лицам, которые пользовались участками с различными линейными объектами, срок переоформления бессрочного пользования установлен до 01.01.2016. Если они успели переоформить право пользования участками на право их аренды до 01.01.2012, то они также могут выкупать арендуемые участки по льготной цене в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости. Для Москвы и Санкт-Петербурга эта льготная цена увеличена до 20 % от кадастровой стоимости.

Право бессрочного пользования земельным участком

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2019 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году. Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года. Что большинство организаций успешно и сделали.

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2019 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость. Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ , а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ .

Главная же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

В частности, в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника. Разрешено только заключение соглашения об установлении сервитута и передачи в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии со статьей 269 ГК РФ и п.1 статьи 45 ЗК РФ .

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Читайте так же:  Чем подтвердить право собственности на недвижимое имущество в 2020 году

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Для юридических лиц за нарушение сроков переоформления даже предусмотрена административная ответственность по статье 7.43 КоАП РФ.

Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком

СТ 9 ЛК РФ

1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 9 ЛК РФ

Законодатель стал придерживаться не только понятия лесного участка как земельного участка, но и наделил лесные участки видами земельных прав. Так, прежний Лесной кодекс РФ не знал такого вида прав на лесные участки, как право постоянного (бессрочного) пользования. В нем были определены сервитут, аренда, безвозмездное пользование, концессия, краткосрочное пользование. Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, были право безвозмездного пользования и краткосрочного пользования.

Комментарий к СТ 9 ЛК РФ

Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Комментарий к статье 9 ЛК РФ:

1. Комментируемая статья закрепляет следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки:

— право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

— право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

— право аренды лесных участков;

— право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Следует отметить, что комментируемая статья носит отсылочный характер, поскольку по общему правилу указанные вещные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Исключения из указанного общего правила могут быть установлены в специальных правовых нормах ЛК РФ, которые в таких случаях обладают приоритетом по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства. Например, многие специальные положения содержатся в гл. 6 — 8 ЛК РФ.

Таким образом, применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а в части, не противоречащей ЛК РФ, — положениями ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками представляет собой ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в ст. 20 ЗК РФ содержится запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Следует отметить, что в ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.

Так, например, согласно ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели — для заготовки древесины. В свою очередь, государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 41 ЛК РФ государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).

Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.

2. Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками — невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).

В законодательстве РФ легальное определение сервитута приводится в ст. 274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (частный сервитут).

Помимо частных сервитутов, в законодательстве указывается на возможность установления публичных сервитутов. В частности, согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Читайте так же:  Уступка права требования по договору займа налогообложение в 2020 году

Такие сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Следует отметить, что в действующем ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится, в отличие от ЛК РФ 1997 года. Так, ст. 21 ЛК РФ 1997 года было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами, могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним ЛК РФ право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти — как частный лесной сервитут.

В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий «публичный лесной сервитут» и «частный лесной сервитут». Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.

3. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы лесные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора. Однако в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

Важно отметить, что положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. По общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ. Однако в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях — без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

Собственник лесного участка вправе передать участок в безвозмездное срочное пользование. Условия безвозмездного срочного пользования определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено ст. 264 ГК РФ.

В соответствии со ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться лесные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в п. 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

— гражданам — для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

— религиозным организациям — для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Право постоянного бессрочного пользования лесными участками в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here