Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие в 2020 году

Самое важное в статье: "Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Ответы на тесты по предмету «Административное право. Тест 38»

186. Дисквалификация, как административное наказание заключается в:
• лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом

187. Синонимом понятия «меры административного наказания» является понятие:
• меры административной ответственности

188. Привод может быть применен в отношении:
• должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении
• понятых
• физического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении

189. Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется:
• диспозиция

190. Относительно самостоятельная часть административного производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности, а также отличается собственным кругом участников производства и завершается принятием процессуального документа, — это:
• стадия

Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие в 2020 году

331. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после:
вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление
истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано
истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление

332. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев:
со дня обнаружения длящегося административного правонарушения
со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении
со дня совершения административного правонарушения

333. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется .
немедленно по окончании рассмотрения дела

334. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано:
в арбитражном суде
в вышестоящем органе
в районном суде по месту рассмотрения дела
вышестоящим должностным лицом

335. Постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области военного строительства и оборонной политики, разрабатывающим меры по подготовке к защите отечества от вооруженного нападения и координирующим деятельность Вооруженных сил РФ, является:
Совет обороны РФ

336. Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей — это ____________ граждан.
административно-правовой статус

337. Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется:
диспозиция

338. Правительство РФ формируется на срок полномочий:
Президента РФ

339. Правительство РФ формируется на срок:
6 лет

340. Право на административное обжалование незаконных действий и решений, нарушающих права граждан, означает возможность обращения гражданина с жалобой в:
вышестоящий орган (должностному лицу) по отношению к тому, действие которого обжалуется

341. Правовые акты управления в зависимости от порядка их принятия делятся на:
коллегиальные и единоначальные

342. Правовые акты управления, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил поведения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительное применение и распространяющие свое действие на широкий, неопределенный круг лиц, называются:
нормативными

343. Правовые акты, распространяющие свое действие на определенные общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, называются:
общие

344. Правовые акты, регламентирующие вопросы организации государственного управления в отдельных отраслях и сферах, называются:
специализированные

345. Правовым актом управления является:
приказ о зачислении на службу

Тема 3. Административное и административно-процессуальное право — отрасли российского права

Административное право сформировалось в России в конце XIX — начале XX веков

2. Одной из главных черт, отличающих административно-правовой метод регулирования от гражданско-правового, является [2]

По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы делятся на

4. Из перечисленных средств правового регулирования: 1) запрет; 2) дозволение; 3) предписание — в административном праве используются:

Предписание как способ регулирующего воздействия на поведение субъектов права наиболее ярко проявляется в административном правоотношении, являющемся

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерно такое средство правового регулирования распорядительного типа, как

7. Управленческие отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, с другой стороны, являются по своей сути

Конституция Российской Федерации является источником

Административные правоотношения делятся на вертикальные и горизонтальные в зависимости от

4. соотношения прав и обязанностей участников правоотношения>

Общая административная правоспособность гражданина Российской Федерации наступает с

11. Из перечисленных видов правовых актов: 1) федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации; 2) постановления Государственной Думы и Совета Федерации; 3) акты представительных органов субъектов Российской Федерации; 4) постановления Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации; 5) некоторые международные договоры и соглашения — к источникам административного права относятся:

Читайте так же:  Страховые взносы какой налог федеральный или региональный в 2020 году

Деление на Общую и Особенную части административного права характерно для его

Что является предметом изучения науки административного права?

Один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в воздержании субъекта права от действий, запрещенных этими нормами, без вступления субъекта в конкретные административные правоотношения, называется

Применение — это один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в

Нормы Особенной части (Раздел 2) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за совершение конкретных административных правонарушений, реализуются путем

Один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах, называется

Классификация: 1) использование; 2) исполнение; 3) соблюдение; 4) применение – раскрывает

Отношения власти и подчинения в правоотношении между инспектором дорожно-патрульной службы ГИБДД и водителем автомобиля

Отношения власти и подчинения в правоотношении между министром и его заместителем

Одной из особенностей административных правоотношений является то, что

Деление административно-правовых норм на общероссийские, республиканские, территориальные, межтерриториальные, местные и т.д. производится в зависимости от

По (содержанию) предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на

24. Из перечисленных видов правоотношений, возникающих: 1) в процессе управленческой деятельности администрации предприятия в отношении работников данного предприятия; 2) в процессе внутриаппаратной деятельности органов прокуратуры и суда; 3) при рассмотрении в судах дел об административных правонарушениях — к предмету административного права относятся:

25. Из перечисленных групп юридических норм, регламентирующих: 1) методы государственного регулирования; 2) порядок осуществления законодательной деятельности; 3) правовые формы организации и деятельности органов управления; 4) административно-политическую и хозяйственно-экономическую деятельность государственной администрации — к правовым институтам, составляющим систему административного права, относятся:

Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется

Часть административно-правовой нормы, которая содержит указание на фактические условия реализации нормы, называется

Часть (элемент) административно-правовой нормы, которая содержит меру административного наказания, применяемую к правонарушителю, называется

Внутреннее строение административно-правовой нормы, определенный порядок взаимосвязи и взаимообусловленности составных частей, элементов нормы — это ее

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) peaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

2. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Читайте так же:  Приказ о создании нового структурного подразделения образец в 2020 году

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Что касается диспозитивных норм, предоставляющих возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы, то они в административном законодательстве встречаются относительно редко. Это объясняется специфической сферой административного права — государственным управлением.

4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения или военного положения*(33). Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Это:

— нормы субъектов Федерации.

7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

— общие, т.е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;

— межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;

— отраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Так, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред.

Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам.

Читайте так же:  Приостановление исполнительного производства при подаче кассационной жалобы в 2020 году

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие в 2020 году

Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,

1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)

2) обеспечивается силой общественного мнения

3) фиксирует решение суда по конкретному делу

4) отражает представление общества о справедливости

Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ме­ха­низм го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния, дей­ству­ю­щий в от­но­ше­нии пра­во­на­ру­ши­те­лей, — это

3) пра­во­вое со­зна­ние

4) юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов.

Правильный ответ указан под номером 4.

1) наложение взыскания начальником на подчинённого

2) разглашение государственной тайны

3) коллекционирование старинных монет

4) нарушение слова, данного другу

Правонарушением является общественно опасное, противоправное, виновное поведение лица, посягавшее на отношения, сложившиеся в обществе и влекущее применение к такому лицу мер государственного принуждения или общественного воздействия. Правонарушение характеризуется строго определенными признаками, отличавшими его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).

По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы делятся на

обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По общему правилу срок, в течение которого гражданин может обратиться с жалобой в суд за восстановлением своих нарушенных прав, начиная со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав —

По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на

материальные и процессуальные

По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на

материальные и процессуальные

По своему юридическому содержанию правовые акты управления делятся на

нормативные, индивидуальные, смешанные, общие

По своему юридическому содержанию правовые акты управления делятся на

нормативные, индивидуальные, смешанные, общие

По характеру должностных обязанностей государственные служащие делятся на

руководителей, специалистов, технических исполнителей, вспомогательно — обслуживающий персонал

Подразделения ГИБДД, ОМОНа, патрульно-постовой службы относятся к одной из подсистем органов внутренних дел, а именно к

милиции общественной безопасности

Полномочия, связанные с вопросами реституции культурных ценностей, отнесены к ведению

Министерства культуры РФ

Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется

Правительство РФ формируется на срок

полномочий Президента РФ

Право на административное обжалование незаконных действий и решений, нарушающих права граждан, означает возможность обращения гражданина с жалобой

в вышестоящий орган (должностному лицу) по отношению к тому, действие которого обжалуется

Правовые акты управления, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил поведения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительное применение и распространяющие свое действие на широкий, неопределенный круг лиц, называются

Правовые акты, распространяющие свое действие на определенные общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, называются

Правовые акты, регламентирующие вопросы организации государственного управления в отдельных отраслях и сферах, называются

Предписание как способ регулирующего воздействия на поведение субъектов права наиболее ярко проявляется в административном правоотношении

При квалификации административного проступка “нарушение сезонных правил охоты” роль обязательного признака состава правонарушения играет такой признак, как

время совершения проступка

При совершении административного правонарушения “безбилетный проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае” деяние заключается в

Признаками субъективной стороны состава административного правонарушения являются

вина, мотив, цель

Призыв на действительную военную службу осуществляется

Применение — это один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в

принятии компетентными государственными органами управленческих решений по конкретным индивидуальным делам на основе административно-правовых норм

Применительно к сфере экономики и хозяйственной деятельности органами исполнительной власти РФ в целом осуществляется

Примерами правовых форм управления являются:

принятие актов исполнительной власти, заключение административных договоров

Примерами правовых форм управления являются:

принятие актов исполнительной власти, заключение административных договоров

Профессор, доцент и старший научный сотрудник по специальности — это

Разрабатывает и организует реализацию мероприятий по защите прав потребителей и предотвращению недобросовестной конкуренции, а также осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ о защите прав потребителей такой государственный орган, как

Федеральная антимонопольная служба

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 528 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Читайте так же:  Признание потерпевшим по делу об административном правонарушении в 2020 году

Понятие и виды административно-правовых норм

Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых норм.

Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.

Виды административно-правовых норм.

Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (множество таких норм содержится в правилах дорожного движения, пожарной безопасности, правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);

б) запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);

в) уполномочивающие , т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).

В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;

б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;

в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);

г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.

Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные , т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные , не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.

По кругу лиц , на которых распространяется их действие, — общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).

По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:

а) общероссийские (федеральные);

б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);

г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).

По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

Структура административно-правовых норм.

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает возраст (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола должен стать на воинский учет.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной , т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о признании причины неуважительной решает должностное лицо органа управления – военный комиссар.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме – то, что запрещено).

Санкция – это мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая к лицам, нарушающим установленные правила.

Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

1. Меры дисциплинарной ответственности. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и т.д.

2. Меры материально-финансового характера (например, запрещение выдавать деньги с расчетного или текущего счета при невыполнении основных показателей производственного плана.

3. Меры административного наказания.

Согласно ст. 3.1. КоАП РФ к ним относятся:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Читайте так же:  Смена разрешенного использования земельного участка собственником в 2020 году

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

Понятие и виды административно-правовых отношений.

Под административным правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.

Могут ли подобные отношения возникнут между гражданами? Г.И. Петров обосновал возможность этого, хотя данная точка зрения не получила в научной литературе широкого распространения.

В то же время профессор Ю.П. Соловей утверждает, что между гражданами возможны полицейско-правовые отношения, которые являются разновидностью административно-правовых. Например, фермер, применяющий огнестрельное оружие для защиты своей собственности, или охранник – для защиты охраняемого имущества. Любой гражданин вправе в рамках необходимой обороны применить силу в целях пресечения преступления.

А западному законодательству известно право «останови и обыщи», которым наделен любой гражданин, пресекающий преступление. Оно дополняется правом доставления подозреваемого в полицию. Это явно административно-правовые (и даже полицейско-правовые) отношения между гражданами, характеризуемые неравенством сторон. Известны также «вертикальные» административно-правовые отношения между водителями, водителями и пассажирами, закрепленные правилами дорожного движения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10198 — | 7584 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

§2. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды

Административно-правовые нормы — это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу — условие действия нормы; диспозицию — предписания, запреты, дозволения; санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия.

Для административно-правовых норм характерно многообразие, которое отражает их различие по видам, классифицируемых по ряду оснований.

1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права: обязывающие (предписывают обязательное совершение

определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочива­ющие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов (государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).

2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).

3. По содержанию предмета регулирования: материальные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административно-правовых отношений, т. е.

4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например содержатся в актах Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).

6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).

7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований).

8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны

государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией,

например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).

9. По адресату регулирования — регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно­управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т. д.).

10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия, учреждения, независимо от форм собственности, например по уплате налогов, либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).

11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т. е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).

Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here