Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации в 2020 году

Самое важное в статье: "Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации в 2020 году

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:

Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля, следует руководствоваться:

Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени(уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

Порядок работы с правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ: правовые аспекты.

В соответствии с абзацем 1 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (далее также — субъекты противолегализационного контроля, антиотмывочной деятельности, первичные агенты финансового мониторинга), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (далее – Правила, ПВК в целях ПОД/ФТ).

Такие правила должны соответствовать требованиям, утверждаемым Правительством РФ или ЦБ РФ для поднадзорных ему первичных агентов финансового мониторинга (по согласованию с уполномоченным органом).

В настоящее время указанные требования закреплены в следующих нормативно-правовых документах:

Указанные требования по-разному регулируют отдельные элементы порядка работы с ПВК. Эти различия обусловлены не только разной ролью в сфере финансового мониторинга, которую играют те субъекты, которым они адресованы, но и тем, что Правительство РФ, Росфинмониторинг, который готовил соответствующий документ для утверждения Правительством России, и ЦБ РФ проводят в жизнь отличающиеся друг от друга подходы к этой работе.

Правовая природа и структура правил внутреннего контроля.

Для ответа на отдельные вопросы по процедуре работы с Правилами важно определить их правовую природу.

ПВК в целях ПОД/ФТ по своему правовому статусу являются локальным (корпоративным) нормативным актом, положения которого обязательны для всех сотрудников организации или для индивидуального предпринимателя, на которых они распространяют свое действие. Под локальными (корпоративными) нормативно-правовыми актами применительно к сфере антиотмывочной деятельности понимаются внутренние документы первичных агентов финансового мониторинга, рассчитанные на неоднократное применение, устанавливающие их права и обязанности, права и обязанности всех или отдельных категорий сотрудников в определенной сфере деятельности. Признак «корпоративный» указывает на источник соответствующих правовых норм. Признак «локальный» говорит о месте Правил в системе источников права и указывает на масштаб их действия.

ПВК в целях ПОД/ФТ могут представлять из себя комплексный документ или комплект документов, определяемый субъектом антиотмывочной деятельности. Правила регламентируют деятельность таких лиц и должны содержать описание совокупности принимаемых им мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в указанных целях.

Порядок разработки правил внутреннего контроля.

Правила разрабатываются самими субъектами противолегализационного контроля и утверждаются руководителем организации. Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то указанный документ утверждается им лично.

На мой взгляд, имеется системная проблема, связанная с уровнем данного локального нормативного права. Как известно, в корпоративных организациях, в том числе хозяйственных товариществах и обществах, единоличный или коллегиальный орган управления подчиняется решениям общего собрания учредителей, участников, акционеров либо совета директоров. К сожалению, на практике основные акционеры (участники), представители совета директоров нередко вмешиваются в повседневную производственную жизнь, дают те или иные указания, которые подчас выходят за рамки локальных нормативных актов. Так, я был свидетелем того, как председатель совета директоров, являющийся одним из основных акционеров компании, дал указание генеральному директору не проводить идентификацию конкретного клиента, который, как он сказал, является очень уважаемым и авторитетным человеком. Что и было исполнено.

Полагаю, что целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы повысить уровень ПВК в целях ПОД/ФТ, установив, что они должны утверждаться либо советом директоров или аналогичным ему органом, либо общим собранием, если коллегиальный орган учредителей, участников, акционеров не создается.

Конечно, само по себе изменение уровня утверждения Правил не служит стопроцентной гарантией от их нарушения по воле учредителей, участников, акционеров, но несомненно сыграет позитивную роль в повышении значения и роли противолегализационного контроля в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Изменение уровня утверждения Правил не скажется на оперативности их принятия или изменения, поскольку они могут утверждаться в том числе путем заочного голосования.

К тому же законодательство, например, уже предусматривает необходимость утверждения положения о внутреннем аудите в субъектах страхового дела именно учредителями, участниками или акционерами (см., например, п. 3 ст. 28.2 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Замечу, кстати, что и законотворцам, Правительству РФ и ЦБ РФ следует задуматься над тем, чтобы изменения в Закон № 115-ФЗ и соответствующие подзаконные акты вносить реже, объединяя все новеллы, подготовленные на каждый конкретный момент. Когда в Закон № 115-ФЗ за 17 лет его действия внесены изменения уже более чем 50-тью федеральными законами, то это явно показатель низкого качества техники законодательной работы.

К сожалению, ни Закон № 115-ФЗ, ни нормативные акты Правительства РФ и ЦБ РФ не регулируют вопрос о сроках первичной разработки Правил. Этот вопрос может иметь принципиальное значение в тех случаях, когда противолегализационное законодательство расширяет перечень первичных агентов финансового мониторинга или при создании нового юридического лица, либо регистрации индивидуального предпринимателя, ведь отсутствие Правил уже само по себе образует, как минимум, состав административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Более того, отсутствие ПВК в целях ПОД/ФТ может привести и к иным нарушениям антиотмывочного законодательства, скажем, к тому, что не будут направляться в Росфинмониторинг уведомления о сделках и операциях, подлежащих обязательному контролю, и т.д.

Читайте так же:  Реестр залогов автомобилей официальный сайт нотариальной палаты в 2020 году

Понятно, что надзорные органы не будут проводить проверку на следующий день после вступления в силу соответствующих новелл или сразу после государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо получения ими соответствующей лицензии, но получается, что здесь все зависит от усмотрения конкретных чиновников Росфинмониторинга или сотрудников ЦБ РФ, а в случае доведения дела до суда – и судей.

В этой связи полагал бы целесообразным установить предельный срок разработки ПВК в целях ПОД/ФТ в Законе № 115-ФЗ. Оптимальным таким сроком, учитывая какой сложный характер и по содержанию и по объему в настоящее время должны иметь Правила, представляется срок в три месяца с момента вступления в силу норм, относящих конкретный вид участников гражданского оборота к числу субъектов противолегализационного контроля, если иное не установлено данным законом, либо с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а в случаях, когда для занятия той или иной деятельностью требуется получение лицензии, — получения ими такого официального разрешения. Почему именно такой срок? Во-первых, требуется подобрать специальное должностное лицо, обеспечить прохождение им соответствующего обучения, назначить на должность, а он затем должен подготовить проект Правил, этот документ должен быть рассмотрен руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, а, если им сделаны замечания, то нужно определенное время для устранения недочетов и, наконец, утвердить их. И это все при том условии, что первые месяцы работы всегда самые напряженные, так как требуется одновременно решать множество самых разнообразных вопросов.

Внесение изменений в правила внутреннего контроля.

Правила организациями, поднадзорными Росфинмониторингу, должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о ПОД/ФТ не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 1(1) постановления Правительства РФ № 667). Кредитным и некридитным финансовым организациям для этого предоставляется три месяца с момента вступления таких нормативных актов в действие, если в них прямо не установлено иное (соответственно — абз. 2 и 3 п. 1.9. Положения № 375-П и абз. 2, 3 п. 1.10 Положения № 445-П).

Такое существенное различие в сроках трудно объяснить какими-либо объективными причинами. Безусловно, сейчас нормативное регулирование ПОД/ФТ для кредитных и некредитных финансовых организаций заметно сложнее и объемнее, чем для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, но не настолько, чтобы соответствующий срок был в три раза больше. Полагаю, что здесь основная причина этих различий носит сугубо субъективный характер.

Вследствие сказанного неизбежно возникает вопрос о необходимости унификации указанных сроков. Считал бы целесообразным остановиться на сроке в три месяца. Почему? Во-первых, далеко не у всех субъектов антиотмывочной деятельности есть юристы, а тем более юридические службы, хорошо подготовленные специалисты в области ПОД/ФТ, что для них объективно затрудняет своевременное получение информации о внесении изменений в Закон № 115-ФЗ и нормативные акты в этой сфере. Во-вторых, изменения противолегализационных нормативных актов подчас носят столь значительный характер, что для их изучения и осмысления требуется достаточно длительное время. При этом нельзя не учитывать, что первичные агенты финансового мониторинга в это время продолжают осуществлять свою основную производственную деятельность. В-третьих, жизнь убедительно показала, что внесение изменений в ПВК в целях ПОД/ФТ в течение трех месяцев структурами, поднадзорными ЦБ РФ, которые в силу специфики их деятельности находятся что называется на переднем крае борьбы с ОТ/ФТ не приводит к каким-либо негативным последствиям для этой сферы.

Важное практическое значение имеет методология внесения изменений в Правила. Чаще всего специальное должностное лицо выбирает из текста законодательного или нормативного акта те положения, которые изменены или внесены в них дополнительно, и затем вносит их в текст ПВК в целях ПОД/ФТ. Это достаточно экономный по времени и затратам сил метод. Причем, когда речь идет о внесении небольших по объему изменений, он себя оправдывает в полной мере. Однако в случае, когда требуется значительное изменение Правил, он может дать сбои.

По этой причине рекомендовал бы в таких ситуациях действовать иначе – вносить в текст Правил все новые или измененные положения законодательных или нормативных актов, касающиеся данного субъекта антиотмывочной деятельности, а потом уже дополнять этот текст теми позициями ПВК в целях ПОД/ФТ, которые дополняют и уточняют новые положения. Это более трудоемкий способ, но он гарантирует от любых упущений, неточностей относительно законодательных или иных нормативных новелл.

Кстати, я всегда советую рассматривать Правила как сугубо рабочий документ, который должен обеспечивать эффективное выполнение первичным агентом финансового мониторинга и его сотрудниками задач противолегализационного контроля. Для того, чтобы данный документ мог в полной мере способствовать выполнению такой задачи, в них нужно вносить изменения и дополнения и в том случае, когда в ходе реализации конкретных мероприятий были выявлены недостатки или пробелы правового регулирования, когда появились новые перспективные идеи и способы работы, а не только когда изменились нормативно-правовые акты в сфере антиотмывочной деятельности.

В практике возник следующий вопрос относительно изменений Правил – можно ли вносить в них соответствующие поправки, если в Закон № 115-ФЗ новеллы уже внесены, но в действие они ещё не вступили? Ответ утвердительный. Скажу больше, это даже удобнее, поскольку не надо решать ещё одну учетную задачу – как бы не пропустить в будущем время для соответствующих изменений ПВК в целях ПОД/ФТ. Но при этом, с учетом правовой природы данного документа, необходимо понимать последствия такого акта. В частности, если последствия основаны на новых нормах закона, то пока не вступили в действие его новые нормы, такие последствия применять нельзя.

Так, 28 января этого года вступили в действия изменения Закона № 115-ФЗ в части предъявления к специальным должностным лицам кредитных и некредитных организаций требований о соответствии нормам деловой этики, когда это предусмотрено законами, регулирующими деятельность таких структур. Если то или иное лицо таким требованиям не соответствует, то оно может быть уволено из-за обнаружившегося несоответствия занимаемой должности. Так вот, увольнение по данной причине может иметь место лишь после вступления в действие соответствующей норм законодательства. Не могут также предъявляться к клиентам и их представителям новые требования, если соответствующие законодательные новеллы ещё не действуют.

Если последствия носят организационный или технический характер, например, изменяется методика действий, то новые правила можно применять сразу, как утверждена новая редакция ПВК в целях ПОД/ФТ.

С.В. ДЕДИКОВ, старший партнер Общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации в 2020 году

25 марта Банк России опубликовал Указание N 5084-У«О внесении изменений в Положение банка России от 15 декабря 2014 года N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно документу программа управления риском в целях ПОД/ФТ должна учитывать результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях ОД/ФТ, размещенные на официальном сайте уполномоченного органа.

Читайте так же:  Порядок утверждения проекта планировки и межевания территории в 2020 году

Критерии риска использования услуг НФО в целях ОД/ФТ должны определяться некредитной финансовой организацией в программе управления риском». Программа должна предусматривать, что риск использования услуг НФО в целях ОД/ФТдолжен оцениваться некредитной финансовой организацией как до начала, так и в ходе предоставления клиентам соответствующих услуг.

Указание вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Регулятор обновил порядок составления информации по ПОД/ФТ

Банк России опубликовал Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 75 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Документ будет применяться кредитными кооперативами, начиная с 23 марта 2019 года.

Банк России ограничит информирование банков и НФО об «отказниках»

Банк России опубликовал Указание N4935-У, которое вносит изменения в порядок информирования кредитных и некредитных организаций о случаях отказа от проведения операции, заключения договора банковского счета или его расторжения.

Указание предусматривает, что объем направляемой информации будет определяться регулятором по согласованию с Росфинмониторингом в зависимости от уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

По словам заместителя Председателя Банка России Дмитрия Скобелкина, до банков и НФО будут доводиться сведения только о клиентах, совершивших высокорисковые операции. Это позволит, в частности, сократить количество отказов по формальным основаниям.

Регулятор изменил частоту сдачи отчетов в Росфинмониторинг

Банк России опубликовал Указание от 17.10.2018 N4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Теперь КПК и СКПК будут обязаны сдавать ФЭС в Росфинмониторинг о результатах проверок клиентов по перечням Росфинмониторинга после каждой проведенной проверки, т.е. фактически еженедельно.

Павел Смыслов, юрист в сфере ПОД/ФТ, на своем сайте отметил, что «НФО обязаны проверять своих клиентов после каждого обновления одного из следующих документов Росфинмониторинга, размещенных в личном кабинете:

  • Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
  • Списка лиц, в отношении которых действует решение Комиссии о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества.

Один из указанных документов — Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму — на практике обновляется практически каждую неделю, поэтому НФО еженедельно проверяют своих клиентов по нему.

Срок подачи отчета не изменился и составляет как и раньше — не позднее 3 рабочих дней после дня окончания проверки».

Указание начнет действовать 23 марта, вместе с ним утратит силу Указание Банка России от 15 декабря 2014 года №3484-У.

Какими должны быть ПВК в части противодействия ФРОМУ?

Банк России опубликовал для публичного обсуждения проект указания «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения» (ФРОМУ).

Согласно документу правила внутреннего контроля организаций в части противодействия ФРОМУ должны содержать:

  • программу, определяющую порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее – Перечень), и информирования о результатах такой проверки уполномоченного органа в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;
  • программу, определяющую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и информирования уполномоченного органа о принятии таких мер в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;
  • программу, определяющую порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом клиентов в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в Перечень, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица, и информирования о приостановленных операциях уполномоченного органа в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Комментарии по проекту нормативного акта ожидаются по 7 декабря 2018 года и могут быть направлены на E-mail: [email protected], [email protected]

Банк России разъяснил, как реабилитировать клиентов-«отказников»

Банк России совместно с Росфинмониторингом подготовил и опубликовал Информационное письмо от 12.09.2018 г. № ИН-014-12/61 по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части функционирования механизма реабилитации клиентов. Документ разъясняет механизм обжалования клиентами кредитных организаций и некредитных финансовых организаций принятых указанными организациями решений об отказе от проведения операции и решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).

Согласно позиции регулятора клиент вправе оспаривать решение об отказе, принятое финансовой организацией начиная с 30 июня 2013 года.

В случае обращения клиента с повторным распоряжением о проведении операции или повторным намерением заключить договор банковского счета (вклада), по которому межведомственной комиссией было принято решение об отсутствии оснований для отказа от ее проведения или его заключения, финансовая организация не вправе отказать клиенту в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада).

Как фиксировать результаты определения риска вовлеченности в ОД/ФТ?

Банк России опубликовал Информационное письмо от 19.07.2018 г. NИН-014-12/48, в котором порекомендовал НФО документально фиксировать результаты принимаемых ими мер по определению риска использования услуг финансовой организации в целях ОД/ФТ, исходя из видов предоставляемых клиентам продуктов (услуг) и иных самостоятельно определяемых факторов, до начала и в ходе предоставления клиентам соответствующих продуктов (услуг), а также представлять соответствующие документы Банку России по его запросу в рамках проведения проверок и дистанционного надзора.

Грядут новые изменения требований к ПВК КПК

Банк России разработал и опубликовал для публичного обсуждения проект указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. N445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Документ исключает перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, из текста Положения N445-П, перечень будет публиковаться на официальном сайте Банка России. Также уточняются требования к периодичности проведения мероприятий в рамках самооценки рисков ОД/ФТ и способу фиксирования их результатов.

Предложения и замечания по проекту принимаются до 28.06.2018 включительно и могут быть направлены на е-mail: [email protected], [email protected]

Как изменяются нормы ПОД/ФТ в 2018 году

В рамках прошедшего в мае ХII Форума кредитных союзов России мы с нашим постоянным экспертом в сфере финмониторинга Павлом Смысловым записали видеоролик об основных изменениях в сфере ПОД/ФТ весной и летом этого года. Кстати, Павел ведет канал на Youtube, посвященный «антиотмывочному» законодательству – там много полезной для КПК информации.

Кому нужны ПВК по ПОД/ФТ и ФРОМУ в 2020 году?

В 2020 году Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» выделяет четыре группы лиц, которые должны разработать и утвердить правила внутреннего контроля:

Читайте так же:  Проверить готовность социальной карты московской области в 2020 году

группа (юристы и бухгалтеры):

  1. адвокаты,
  2. нотариусы,
  3. индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие бухгалтерские услуги,
  4. индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие юридические услуги.

группа (иные):

  1. индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (ювелирные компании),
  2. индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлторы, агенты в сфере недвижимости, агентства недвижимости),
  3. тотализаторы,
  4. букмекерские конторы,
  5. лица, организующие и проводящие лотереи,
  6. лизинговые компании,
  7. операторы по приему платежей,
  8. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинговые компании);
  9. операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи,
  10. операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных,
  11. организации федеральной почтовой связи.

Первые две группы обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667.

группа (некредитные финансовые организации):

  1. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  2. страховые компании,
  3. страховые брокеры,
  4. ломбарды,
  5. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,
  6. кредитные потребительские кооперативы,
  7. сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы,
  8. микрокредитные компании,
  9. микрофинансовые компании,
  10. общества взаимного страхования,
  11. негосударственные пенсионные фонды,
  12. операторы инвестиционных платформ.

Некредитные финансовые организации обязаны составлять свои правила внутреннего контроля ПОД/ФТ и ФРОМУ на основании следующих двух нормативных актов: Положение Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Указание Банка России от 22 февраля 2019 г. №5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».

группа (кредитные организации):

  1. банк,
  2. банк с универсальной лицензией,
  3. банк с базовой лицензией,
  4. небанковская кредитная организация.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правила внутреннего контроля кредитных организаций должны разрабатываться на основании следующих двух нормативных актов Банка России: Положение Банка России от 2 марта 2012 г. №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Указание Банка России от 22 февраля 2019 г. №5075-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: [email protected]

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. № 492 “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. К специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования — наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. К индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — индивидуальные предприниматели), адвокатам, нотариусам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также к их работникам, осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются квалификационные требования, установленные подпунктом «б» пункта 1 настоящего постановления.

3. Требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе специальных должностных лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к таким организациям, индивидуальным предпринимателям, в сфере деятельности которых имеются надзорные органы, — по согласованию с соответствующим надзорным органом.

4. Требования к идентификации клиентов, выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

5. Настоящее постановление не распространяется на кредитные организации.

6. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 50, ст. 5302);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 180 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 715» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 12, ст. 1140);

пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 739 «Об отдельных вопросах государственного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 36, ст. 4578).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Обзор документа

Установлены квалификационные требования к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.

Первое — наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования — наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации преступных доходов.

Второе — прохождение обучения в целях противодействия легализации преступных доходов.

Читайте так же:  Техника пользования органами управления транспортного средства в 2020 году

К адвокатам, нотариусам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также к их работникам, осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, указанные требования предъявляются в части обучения.

То же касается ИП, являющихся страховыми брокерами, ИП, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгметаллов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и ИП, оказывающих посреднические услуги при купле-продаже недвижимости.

Требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с имуществом, ИП, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (в т. ч. специальных должностных лиц), в целях противодействия легализации преступных доходов устанавливаются Росфинмониторингом. В частности, это касается условий и порядка аккредитации организаций, осуществляющих обучение.

Также Служба установит требования к идентификации клиентов, выгодоприобретателей (в т. ч. с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации преступных доходов).

Постановление не распространяется на кредитные организации.

Постановление о квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации преступных доходов признано утратившим силу.

Новости, комментарии, обзоры наших экспертов

На главной странице Личного кабинета РФМ появилась кнопка «Пройти тестовые задания по НОР ОД и ФТ» из раздела «Обучение». Рассказываем на основании каких документов можно подготовиться к тестовым заданиям для получения положительной оценки.

Обзор Федерального закона от 2 декабря 2019 г. №394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: ответ на главный вопрос «Нужно ли утверждать новую редакцию правил внутреннего контроля?».

В этой статье мы расскажем о том, какие организации и индивидуальные предприниматели обязаны разработать и утвердить в 2020 году правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Рассматриваем какие действия должен выполнить специалист по финансовому мониторингу в конце 2019 года.

Эксперт компании Ю-Питер Консалтинг отвечает на вопрос: «Требуется ли индивидуальному предпринимателю вставать на специальный учет в государственную инспекцию пробирного надзора при осуществлении розничной продажи изделий из серебра».

Комментарий к постановлению Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. №1542 «О внесении изменения в Правила продажи товаров дистанционным способом».

Делимся официальным ответом Федеральной службы по финансовому мониторингу на вопрос о том на каких стадиях договора лизинга лизинговая компания должна направить информацию в Федеральную службу по финансовому мониторингу, если сумма операции будет превышать более 600000 рублей.

О способах управления риском ОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе перечне предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию, а также перечне мер повышенного внимания, применяемых в отношении операций клиентов, которым присвоена повышенная степень (уровень) риска клиента, и услуг некредитной финансовой организации, риск использования которых в целях ОД/ФТ/ФРОМУ оценивается как повышенный.

О порядке оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, связанного с используемыми и планируемыми к использованию некредитной финансовой организацией технологиями предоставления услуг.

Чек-лист по финансовому мониторингу для некредитной финансовой организации: подготовка к проверке СРО, ЦБ РФ и аудиторской проверке.

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Указание Банка России от 23 декабря 2013 г. № 3148-У “О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

1. Внести в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 года № 23744 («Вестник Банка России» от 18 апреля 2012 года № 20), следующие изменения.

1.1. Главу 4 дополнить пунктом 4.10 следующего содержания:

«4.10. В случае выявления операции клиента — резидента по переводу денежных средств (в том числе в рамках предварительной оплаты товара (авансовый платеж) на счет лица — нерезидента, действующего в своих интересах или по поручению третьих лиц, не являющегося резидентом Республики Беларусь или Республики Казахстан, в рамках исполнения сделки, соответствующей описанию, содержащемуся в графе «Описание признака» строки кода вида признака 1812 настоящего Положения (далее — контрагент — нерезидент), кредитная организация выполняет следующие действия:

1) запрашивает у клиента — резидента сведения, в том числе регистрационные данные обо всех участниках сделки, включая контрагента — нерезидента, заказчика перевозки, грузоотправителя, грузополучателя и (или) перевозчика, а также доверителя, комитента, принципала (при наличии). Кредитная организация проверяет достоверность представленных клиентом — резидентом сведений, используя в том числе официальные открытые источники информации (например, торговые реестры) государства, являющегося страной государственной регистрации участника сделки — нерезидента, информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах:

Федеральной налоговой службы, на котором в подразделе «Открытые базы данных иностранных государств» раздела «Международное сотрудничество» размещаются ссылки на официальные сайты государственных органов иностранных государств, осуществляющих регистрацию юридических лиц, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющие проверить факт регистрации юридических лиц иностранных государств, а также рекомендации по использованию указанных информационных ресурсов государственных органов иностранных государств;

Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на котором размещаются сведения из реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;

Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, на котором размещается список налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), признанных бездействующими, а также перечень налогоплательщиков, осуществляющих лжепредпринимательскую деятельность;

2) запрашивает у клиента — резидента документы и информацию, подтверждающие наличие у контрагента — нерезидента или лица, по поручению которого контрагентом — нерезидентом совершается сделка (далее — продавец), права собственности на товар, включая информацию о предшествующей сделке по приобретению продавцом или контрагентом — нерезидентом товара на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан в целях его последующей перепродажи без вывоза с территорий Республики Беларусь или Республики Казахстан. В качестве таких документов кредитная организация запрашивает:

в случае если контрагент — нерезидент является собственником товара: документы, свидетельствующие о сделке по приобретению контрагентом — нерезидентом товара у резидента Республики Беларусь или Республики Казахстан (далее — контракт), об оплате контрагентом — нерезидентом приобретенного у резидента Республики Беларусь или Республики Казахстан товара (оригинал выписки по счету контрагента — нерезидента, подтверждающей списание денежных средств в пользу резидента Республики Беларусь или Республики Казахстан, указанного в качестве стороны по контракту, и оригинал выписки по счету резидента Республики Беларусь или Республики Казахстан, подтверждающей зачисление денежных средств, поступивших от контрагента — нерезидента);

Читайте так же:  Порядок заполнения больничного листа медицинским учреждением в 2020 году

в случае если контрагент — нерезидент является агентом (комиссионером, поверенным): агентский договор (договор комиссии, договор поручения), в соответствии с которым контрагент — нерезидент по поручению продавца продает товар, принадлежащий продавцу и находящийся на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, третьим лицам (в частности, клиенту — резиденту), а также документы, свидетельствующие о предшествующей сделке по приобретению продавцом товара у резидента Республики Беларусь или Республики Казахстан в целях его последующей перепродажи без вывоза с территорий Республики Беларусь или Республики Казахстан (при наличии), об оплате продавцом приобретенного у резидента Республики Беларусь или Республики Казахстан товара (оригинал выписки по счету продавца, подтверждающей списание денежных средств в пользу резидента Республики Беларусь или Республики Казахстан, указанного в качестве стороны по контракту, и оригинал выписки по счету резидента Республики Беларусь или Республики Казахстан, подтверждающей зачисление денежных средств, поступивших от продавца) (при наличии);

4) анализирует документы, подтверждающие фактический ввоз товара на территорию Российской Федерации с территорий Республики Беларусь или Республики Казахстан, представленные клиентом — резидентом в соответствии с Инструкцией Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 3 августа 2012 года № 25103, 15 августа 2013 года № 29394 («Вестник Банка России» от 17 августа 2012 года № 48-49, от 21 августа 2013 года № 44).».

1.2. Главу 5 дополнить пунктом 5.4 следующего содержания:

«5.4. Кредитная организация при заключении договора банковского счета (вклада) с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) выявляет намерение данного лица осуществлять операции по сделкам, соответствующим описанию, содержащемуся в графе «Описание признака» строки кода вида признака 1812 настоящего Положения, при получении информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, а также при определении целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Кредитная организация выявляет операции по сделке, соответствующей описанию, содержащемуся в графе «Описание признака» строки кода вида признака 1812 настоящего Положения, при осуществлении расчетов по внешнеторговому договору (контракту).».

1.3. Пункт 6.2 дополнить абзацами следующего содержания:

«Кредитная организация реализует право на отказ от заключения договора банковского счета (вклада) клиенту — резиденту на основании пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона в случае наличия у кредитной организации информации о намерениях такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществлять операции по сделке, соответствующей описанию, содержащемуся в графе «Описание признака» строки кода: вида признака 1812 настоящего Положения.

В случае непредставления клиентом — резидентом запрошенных кредитной организацией документов и информации, указанных в пункте 4.10 настоящего Положения, а также в случае если на основании анализа всех имеющихся документов и информации операция по сделке вызывает у кредитной организации подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма ввиду того, что кредитная организация не может подтвердить однозначность вывода об очевидном экономическом смысле или очевидной законной цели такой операции по сделке, кредитная организация реализует право на отказ в выполнении распоряжения клиента — резидента о совершении операции по переводу денежных средств на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона.

В случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения клиента — резидента о совершении операции в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, кредитная организация реализует право на расторжение договора банковского счета (вклада) по инициативе кредитной организации на основании пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона.».

1.4. Строку кода вида признака 1812 приложения изложить в следующей редакции:

1812 Переводы клиентом — резидентом денежных средств на счета лиц — нерезидентов, не являющихся резидентами Республики Беларусь или Республики Казахстан и действующих в своих интересах или по поручению третьих лиц (далее — контрагенты — нерезиденты), по заключенным с такими контрагентами — нерезидентами внешнеторговым договорам (контрактам), по которым ввоз товаров, ранее приобретенных у резидентов Республики Беларусь или Республики Казахстан соответственно, осуществляется с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, а в качестве подтверждающих документов резиденты в уполномоченные банки представляют товарно-транспортные накладные (товарно-сопроводительные документы), оформленные грузоотправителями Республики Беларусь или Республики Казахстан

2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

3. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подлежат приведению кредитными организациями в соответствие с требованиями настоящего Указания в течение 30 дней после дня вступления в силу настоящего Указания.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. Набиуллина
Директор Федеральной службы
по финансовому мониторингу
Ю.А. Чиханчин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2014 г.
Регистрационный № 31125

Обзор документа

Внесены коррективы в требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Так, уточнен один из признаков, указывающих на необычный характер сделки.

Код вида признака 1812 предназначен для переводов клиентом-резидентом денежных средств на счета лиц-нерезидентов, не являющихся резидентами Белоруссии или Казахстана и действующих (в своих интересах или по поручению третьих лиц) по заключенным с такими контрагентами внешнеторговым договорам (контрактам), по которым товары, ранее приобретенные у резидентов названных стран, ввозятся с территории последних. При этом в качестве подтверждающих документов в уполномоченные банки представляются товарно-транспортные накладные (товарно-сопроводительные документы), оформленные грузоотправителями Белоруссии или Казахстана.

В части программы управления риском легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма указано, какие действия выполняет кредитная организация в следующем случае. При выявлении операции клиента-резидента по переводу денежных средств (в т. ч. предварительной оплаты товара (авансовый платеж)) на счет лица-нерезидента, действующего в своих интересах или по поручению третьих лиц, не являющегося резидентом Белоруссии или Казахстана, в рамках сделки, соответствующей вышеназванному описанию.

Уточнения касаются и программы выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и тех, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма.

Кредитная организация при заключении договора банковского счета (вклада) с юрлицом (ИП) выявляет намерение данного лица совершать операции по сделкам, соответствующим приведенному выше описанию, при получении информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с ней, а также при определении целей финансово-хозяйственной деятельности организации (предпринимателя).

Операции по сделке выявляются при осуществлении расчетов по внешнеторговому договору (контракту).

Дополнения коснулись и программы организации работы по отказу от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования в «Вестнике Банка России».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правила внутреннего контроля следует привести в соответствие с обновленными требованиями в течение 30 дней после вступления указания в силу.

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here