Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в 2020 году

Самое важное в статье: "Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов

Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ). В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

— территорий субъекта РФ — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;

— категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц;

— категорий объектов, на которых образуются отходы (определяемых уполномоченным органом).

Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов. В целях определения нормативов отходов проводятся замеры отходов. Устанавливаются правила проведения таких замеров.

Кроме того, постановлением утверждаются формулы, по которым определяется:

— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки;

— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки;

— среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки;

— среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки;

— годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год;

— годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц;

— среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц;

— среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц.

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. N 269
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ НОРМАТИВОВ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.02.2017 N 232, от 15.09.2018 N 1094)

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
  2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 2-месячный срок утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

Председатель Правительства Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.02.2017 N 232, от 15.09.2018 N 1094)

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно — нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
  2. Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее — уполномоченные органы).
  3. В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
  4. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

(пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)

  1. Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
  2. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
  3. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа — в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа — в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 — 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа — в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

  1. На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
  2. В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.
  3. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.
  4. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
  5. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.
  6. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
  7. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
  8. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gс.о), для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

Gо — масса отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, кг;

n — количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 — продолжительность проведения замеров отходов, суток.

(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

15(1). Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gс.к), для объектов j-й категории определяется по формуле:

Читайте так же:  Основное различие внутреннего и внешнего аудита заключается в 2020 году

Gс.о — среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, кг/сут;

m — количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

  1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (Vс.о), для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

Vо — объем отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, куб. м;

n — количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 — продолжительность проведения замеров отходов, суток.

(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

16(1). Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (Vс.к), для объектов j-й категории определяется по формуле:

Vс.о — среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, куб. м/сут;

m — количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

(п. 16(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

  1. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (Gдельта), определяется по формуле:

Gс.к — среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о — индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 — количество сезонов.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

  1. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (Vдельта), определяется по формуле:

Vс.к — среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о — индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 — количество сезонов.

(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

  1. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год (Gг), определяется по формуле:

где 365 — количество суток в году.

  1. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год (Vг), определяется по формуле:
  1. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц (Gм), определяется по формуле:

где 12 — количество месяцев в году.

  1. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц (Vм), определяется по формуле:

Нормативы накопления ТКО в Московской области

В разделе представлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Подмосковье на 2019 год.

Министерство экологии и природопользования Московской области Распоряжением от 17.10.2018 года № 607 РМ внесло изменения в распоряжение от 01.08.2018 N 424-РМ и утвердило нормативы накопления ТКО.

Нормативы накопления ТКО для объектов общественного назначения

Категория объектов Расчетная единица в отношении которой устанавливается норматив Годовой норматив накопления ТКО, м3
Административные здания административные, офисные учреждения 1 сотрудник 0,87
Предприятия торговли продовольственный магазин 1 кв. метр общей площади 0,62
рынки 1 кв. метр общей площади 0,51
супермаркет (универмаг) 1 кв. метр общей площади 0,54
Предприятия транспортной инфраструктуры
Автосервисы 1 машино-место 1,20
Авто и ж/д станции 1 пассажир 1,51
Дошкольное образовательное учреждение 1 ребенок 0,39
Общеобразовательные учреждения 1 учащийся 0,19
Культурно-развлекательные, спортивные учреждения
Клубы, кинотеатры, концертные залы, стадионы, театры, спортивные арены 1 место 0,14
Выставочные залы, музеи 1 кв. метр 0,06
Пансионаты, дома отдыха, туристические базы 1 место 2,71
Парки 1 кв. метр 0,01
Предприятия общественного питания
Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые 1 место 2,07
Предприятия службы сбыта
Гостиница 1 место 1,09
Парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты 1 место 1,60
Предприятия в сфере похоронных услуг
Кладбища 1 место 0,09
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческие объединения граждан 1 участник (член) 0,76

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных и частных домов

Министерство экологии и природопользования Московской области утвердило норматив накопления мусора — 0,114 кубометров на квадратный метр жилплощади в год.

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269
«Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов

С изменениями и дополнениями от:

27 февраля 2017 г., 15 сентября 2018 г.

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 2-месячный срок утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

См. Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269)

С изменениями и дополнениями от:

27 февраля 2017 г., 15 сентября 2018 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно — нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

2. Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее — уполномоченные органы).

Решением Верховного Суда РФ от 23 сентября 2019 г. N АКПИ19-543 пункт 3 признан не противоречащим действующему законодательству

3. В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

4. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

Читайте так же:  Сколько хранится загранпаспорт в фмс после изготовления в 2020 году

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом «г» с 2 октября 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2018 г. N 1094

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

5. Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.

6. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

7. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа — в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа — в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 — 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа — в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

8. На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

9. В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.

10. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.

Решением Верховного Суда РФ от 23 сентября 2019 г. N АКПИ19-543 пункт 3 признан не противоречащим действующему законодательству в части проведения замеров независимо от периодичности вывоза отходов

11. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

12. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

13. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

14. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 15 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

15. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки , для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

— масса отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, кг;

n — количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 — продолжительность проведения замеров отходов, суток.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 Правила дополнены пунктом 15.1, применяющимся со дня вступления в силу настоящего постановления

15.1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки , для объектов j-й категории определяется по формуле:

— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, кг/сут;

m — количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 16 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

16. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки , для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

— объем отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, куб. м;

n — количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 — продолжительность проведения замеров отходов, суток.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 Правила дополнены пунктом 16.1, применяющимся со дня вступления в силу настоящего постановления

16.1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки , для объектов j-й категории определяется по формуле:

— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, куб. м/сут;

m — количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 17 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

17. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки ( ), определяется по формуле:

— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о — индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 — количество сезонов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 18 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

18. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки ( ), определяется по формуле:

— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о — индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 — количество сезонов.

19. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год ( ), определяется по формуле:

где 365 — количество суток в году.

20. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год ( ), определяется по формуле:

21. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц ( ), определяется по формуле:

где 12 — количество месяцев в году.

22. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц ( ), определяется по формуле:

Читайте так же:  Расселение коммунальных квартир в центре санкт петербурге в 2020 году
Содержание
Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Нормативы накопления ТКО в России

Чтобы вовремя вывозить мусор, определяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Учитываться должны все места обитания и активности людей: жилые кварталы, частный сектор, дачные посёлки, гостиничные комплексы, общепит, торговые и промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты.

Учёт ТБО — динамическая система. Если мы знаем, сколько отбросов по дням, месяцам и кварталам предстоит переработать, мы можем создать рациональную схему, с помощью которой ликвидируются спонтанные свалки. Грамотная переработка, уничтожение, захоронение или использование вторсырья возможны лишь при строгом распределении работ по его сбору и хранению.

Что такое нормы накапливания твердых коммунальных отходов?

Это показатель, который рассчитывается из объёма и массы утиля. Прежде, чем подсчитывать, какова норма накопления, нужно установить расчётный показатель. В многоквартирном доме это один жилец. При использовании складских зданий — один квадратный метр площади.

Результаты диктуют частоту вывоза мусорных контейнеров, затраты на топливо, количество техники, площадь полигонов, число перерабатывающих предприятий. Поэтому так важно знать нормативы образования на человека.

Как они рассчитываются и кто их утверждает?

Нормативы накопления ТКО зависят от вида образования: муниципалитет, регион. Измерения проводятся при помощи спецконтейнеров или пластиковых пакетов большого размера. Сбор производится отдельно для бытовых, заводских помещений, улицы. Операция по обмеру проводится в течение одной недели. В отчёте фиксируется каждый её день.

Среднесуточные нормативы вывоза тко вычисляют соотношением массы к единице расчета.

Средний месячный — общий к посуточному количеству.

Среднесезонный — вес за весь сезон к посуточному.

За год — усреднённый по сутками, помноженный на 365.

Оператор раз в сезон определяет объём, проводя специальные замеры. В крупных мегаполисах берётся район, в котором проживает не менее 0,5 % населения. В городах меньше миллиона жителей — 1 %, а в небольших — 2 %.

При этом учитываются:

  • климатическая зона;
  • сезонность;
  • благоустройство зданий;
  • многоэтажность;
  • мусор от ремонтных работ;
  • выбросы отопления;
  • бытовой хлам;
  • крупногабаритные предметы;
  • уборка улиц.

Нормативы накопления по регионам России

Алтайский край Липецкая область Республика Северная Осетия
Амурская область Московская область Республика Татарстан
Архангельская область Мурманская область Республика Тыва
Астраханская область Ненецкий АО Республика Хакасия
Белгородская область Нижегородская область Ростовская область
Брянская область Новгородская область Рязанская область
Владимирская область Новосибирская область Самарская область
Волгоградская область Омская область Санкт-Петербург
Вологодская область Оренбургская область Саратовская область
Воронежская область Орловская область Сахалинская область
Еврейская АО Пензенская область Свердловская область
Забайкальский край Пермский край Севастополь
Ивановская область Приморский край Ставропольский край
Иркутская область Псковская область Тамбовская область
Кабардино-Балкария Республика Адыгея Тверская область
Калининградская область Республика Алтай Томская область
Калужская область Республика Башкортостан Тульская область
Камчатский край Республика Бурятия Тюменская область
Карачаево-Черкесия Республика Дагестан Ульяновская область
Кемеровская область Республика Ингушетия Хабаровский край
Кировская область Республика Калмыкия Ханты-Мансийский АО — Югра
Костромская область Республика Карелия Челябинская область
Краснодарский край Республика Коми Чеченская Республика
Красноярский край Республика Крым Чувашская Республика
Курганская область Республика Марий Эл Чукотский АО
Курская область Республика Мордовия Ямало-Ненецкий АО
Ленинградская область Республика Саха (Якутия) Ярославская область

Все обязанности по определению порядка, установлению платы за транспортировку и утилизации утверждает местное самоуправление. Россия — огромная страна, погодные условия которой резко различаются в разных зонах. Это делает невозможным установление единых цифровых величин.

По современному законодательству, операторы в регионах отвечают за учёт и дальнейшую переработку хлама. Они не имеют права отказывать населению и фирмам в приёме, должны заботиться об экологической обстановке. Несоблюдение законов влечёт за собой материальную и уголовную ответственность.

Только при соблюдении законных порядков обращения с ТБО, можно ликвидировать свалки, навести чистоту, гигиенические требования пространств, на которых живут и работают люди.

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в 2020 году

1) Какой территориально охват действия «Методических рекомендаций по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов» (утв. директором СЗО ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России» 19 августа 2005 г.). Можно ли пользоваться данными рекомендациями для расчетов во Владимире и Владимирской области.

2) Есть ли документ, отменяющий использование вышеуказанных Методических рекомендаций или просто стоящий выше в иерархии ?

3) Существуют ли они отдельно или исключительно в рамках Приложения к письму Жилищного комитета от 20.10.2005 № 2-3456/05?

1. «Методические рекомендаци по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов», утверждённые директором СЗО ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России» 19 августа 2005г., так же как и более поздний документ — письмо Управления по обращению с отходами производства и потребления правительства Санкт-Петербурга от 27 января 2010 г. № 27/21/11-ор-1 (см. http://www.alppp.ru/law/zakonodatelstvo-o-zhilische/komunalnoe-hozjajstvo/42/pismo-upravlenija-po-obrascheniyu-s-othodami-proizvodstva-i-potreblenija-sankt-peterburga-.pdf ), являются устаревшими и отменёнными документами, так как по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены в 2017 году (см. https://www.gov.spb.ru/law?d&nd=456059598&nh=0 и http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4701201707110004).

2. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 утверждены «Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Пункты 1 и 2 указанных «Правил. » гласят:

«1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно — нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

2. Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее — уполномоченные органы)».

3. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов по Владимирской области утверждены 22 января 2018 года постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области № 05/01-25. Этот документ, а также другие методические материалы, касающиеся заданного вопроса доступны на сайте департамента Владимирской области.

СУДЫ ОБ ОБЪЕМЕ И МАССЕ ТКО

Источник: http://www.ecoindustry.ru/news

Комментирует Светлана Дубинчина, советник Юридической фирмы LECAP.

Читайте так же:  Оплата госпошлины за регистрацию иностранного гражданина в 2020 году

Одним из выделяющихся событий 2018 года стало вмешательство третьей власти (судебной) в определение правил установления тарифов операторов в сфере обращения с отходами.
Среди вопросов, оказавшихся в центе рассмотрения судами, был вопрос о практике применения положений пункта 18 Основ ценообразования, которые определяют, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы ТКО. Расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы, или при ее отсутствии – исходя из нормативов накопления ТКО.

Обратим особое внимание на то, что согласно подпункту а) пункта 58 Основ ценообразования, отклонение фактического объема (массы) принятых ТКО от объема (массы), учтенного при установлении тарифов, является одним из оснований корректировки тарифов по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки НВВ, установленной в Методических указаниях.
Таким образом, расчетный объем становится значимым показателем в обеспечении получения дохода любого оператора, осуществляющего регулируемые виды деятельности в отрасли по обращению с ТКО.

Проблемы практики выявили три прикладных аспекта:

(1) закрытость данных о фактическом объеме ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года,

(2) ошибки в содержании территориальных схем по обращению с отходами,

(3) необходимость утверждения единого тарифа регионального оператора в условиях, когда часть территориальной схемы признана недействительной.
Данные проблемы носят прикладной правоприменительный характер и уже повлияли, и повлияют также в перспективе на размер тарифа регионального оператора.

Содержащиеся в территориальной схеме данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов необходимо критично оценивать с учетом того, что во многих регионах территориальные схемы были утверждены до утверждения нормативов накопления, в связи с чем их положения могут не компилироваться с Правилами определения нормативов накопления ТКО (утверждены постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269) и принятыми во исполнение данного постановления приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО.

Обратим внимание на три ключевых судебных кейса, касающихся данного вопроса.

КЕЙС 1: Объем и (или) масса ТКО в территориальной схеме должны быть определены исходя из нормативов накопления ТКО. Расчетный метод для определения количества ТКО в территориальной схеме не предусмотрен законодательством.

Определение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. № 7-АПГ17-7. В данном деле рассматривался вопрос о признании недействующей территориальной схемы обращения с ТКО Ивановской области на период 2016 – 2031 гг. в связи с тем, что раздел схемы не соответствовал требованиям законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления; в схему включены неправильные сведения о количестве образованных и размещенных ТКО, что затрагивает права неопределенного круга лиц на получение услуги по обращению с ТКО по экономически обоснованной цене.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя в том числе данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов. Из содержания территориальной схемы следовало, что ввиду отсутствия точных данных о количестве ТКО, образующихся в жилом секторе Ивановской области, Департаментом произведен расчет по формуле, которая определяет количество отходов IV и V классов опасности (тонн в год), как произведение количества жителей (чел.) и нормы накопления отходов (тонн/чел. в год). Источниками сведений о количестве ТКО, образующихся в нежилом фонде Ивановской области, послужили данные, полученные в результате анкетирования муниципальных образований Ивановской области, а также данные статистической отчетности.

Суд апелляционной инстанции указал, что приведенный в схеме расчет количества ТКО является необоснованным и непроверяемым и нарушает права и законные интересы потребителей.

Согласно статье 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством РФ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).

Отсутствие на момент утверждения территориальной схемы Методических указаний не свидетельствует о правильности расчета Департаментом количества ТКО, поскольку в расчете использованы произвольные величины. Кроме того, расчетный метод для определения количества ТКО в территориальной схеме не предусмотрен законодательством.

В отсутствие утвержденных нормативов приведенное в схеме понятие «нормативы накопления твердых коммунальных отходов» использовано в целях определения ориентировочного количества ТКО, образующихся в жилом фонде, и условного выделения доли этих отходов из общего количества; данные сведения приведены в схеме как ориентировочные, каких-либо правовых последствий использование данных нормативов не имеет.

Оспариваемая территориальная схема утверждена на долгосрочный период 2016 — 2031 гг. Действующее законодательство в области обращения с отходами допускает возможность изменения территориальной схемы, но в настоящее время количество ТКО, определенное в схеме, не пересчитано, следовательно, может повлиять на ценообразование в рассматриваемой сфере регулирования и повлечь нарушение прав и законных интересов участников регулируемых правоотношений.

Территориальная схема была признана недействительной с даты принятия судебного решения.

КЕЙС 2: Признание территориальной схемы недействительной в части, не является стоп-фактором для определения расчетного объема ТКО при определении тарифов.

Указанная в Кейсе 1 тема получила свое развитие в другом деле (см. Апелляционное определение Верховного суда РФ от 21 ноября 2018 г. № 7-АПГ18-8), когда рассматривался вопрос о порядке определения расчетного объема ТКО при определении тарифа регионального оператора в Ивановской области.

Региональный оператор обратился в Ивановский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 1, 2, 3 Постановления № 177-к/4, ссылаясь на их несоответствие положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также – Закон № 89-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 (далее также – Методические указания).

Читайте так же:  Основания для получения гражданства рф иностранным гражданам в 2020 году

Верховный суд РФ в своем Апелляционном определении от 21 ноября 2018 года по данному делу обратил особое внимание на порядок применения пункта 18 Основ ценообразования в связке с положениями пунктов 85, 86 и 95 Методических указаний.

В частности, суд указал:
«Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг. Аналогичное положение закреплено в пункте 14 Методических рекомендаций.

Расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется по формулам, приведенным в пункте 85 Методических рекомендаций, учитывающим в своем составе в том числе показатели объема (массы) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор (QPO (WPO), и объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (QOj (WOj).

Пунктом 95 Методических указаний предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величины QOj (WOj) и QPO (WPO) определяются в соответствии с пунктом 86, согласно которому орган регулирования тарифов учитывает количество отходов QOj (WOj) и QPO (WPO), определяемые на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

КЕЙС 3: При определении расчетного объема ТКО для целей установления тарифа необходимо учитывать наличие у такого оператора реальной возможности по обработке и захоронению соответствующего объема (технико-экономические параметры эксплуатируемого им объекта по обращению с ТКО)

Третьим, обращающим на себя внимание судебным решением, необходимо назвать Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 7 июня 2018 г. N 18-АПГ18-18.
В данном деле при установлении тарифов были использованы данные территориальной схемы, имеющие расхождения с фактическим объемом ТКО, который может быть обработан с использованием конкретного объекта и технико-экономических параметров эксплуатируемого объекта. По мнению истца, расчетный объем ТКО необоснованно определен не на основании данных о фактическом объеме ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года, а исходя из данных территориальной схемы обращения с отходами.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии – исходя из нормативов накопления ТКО. Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.

Установленный в производственной программе в области обработки ТКО показатель производственной деятельности – 240 231 тонна соответствует сумме расчетных объемов ТКО для г. Геленджика и г. Новороссийска согласно разделу 6 «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» территориальной схемы.
В то же время, как следует из территориальной схемы, проектная вместимость и фактическая мощность эксплуатируемого ООО «Терра-Н» полигона твердых бытовых отходов, расположенного в Урочище горы Щелбы г. Новороссийска Краснодарского края, составляет 80 000 тонн. Из представленных Обществом данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год (2016), достоверность которых административным ответчиком не оспаривается, возможность достижения тех производственных показателей, которые установлены Обществу Приказом № 9/2017-тко, не следует. Предусмотренные производственными программами мероприятия (капитальный ремонт оборудования и укладка временной дороги к картам полигона) увеличения проектной вместимости объекта размещения до указанных значений также не предполагают.

Таким образом, в силу приведенных положений нормативных правовых актов установление показателей производственной деятельности на основании полученных расчетным путем показателей количества образующихся отходов в населенных пунктах, обслуживаемых оператором по обращению с ТКО, без учета наличия у такого оператора реальной возможности по обработке и захоронению соответствующего объема отходов является недопустимым.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Принимая во внимание указанные обстоятельств,а и тот факт, что наряду с данными учета Обществом были предъявлены другие подтверждающие показатели отчетности документы (сводные реестры объемов по договорам на прием и размещение ТКО, договоры на оказание услуг по размещению ТКО, сводные реестры контрагентов). Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, подтвердившего правомерность действий Комиссии, отказавшейся использовать данные о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данные о динамике образования ТКО за последние 3 года.
С учетом допущенных регулирующим органом нарушений при установлении в производственных программах Общества планируемых объемов обрабатываемых, обезвреживаемых и размещаемых ТКО, а также при применении в расчете тарифов расчетной массы ТКО без учета фактических данных оспариваемые нормативные правовые акты об установлении тарифов были признаны недействующими.

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here