Права лица привлекаемого к административной ответственности в 2020 году

Самое важное в статье: "Права лица привлекаемого к административной ответственности в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

В Госдуму внесен законопроект о защите прав юридических лиц при привлечении их к административной ответственности

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект , направленный на защиту прав юридических лиц при привлечении их к административной ответственности. Соответствующее распоряжение , подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым , опубликовано на сайте кабмина.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан Минюстом в целях реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П.

Постановлением признаны не соответствующими Конституции России положения части 1 статьи 7.3 , части 1 статьи 9.1 , части 1 статьи 14.43 , части 2 статьи 15.19 , частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее — КоАП), устанавливающие минимальные размеры административных штрафов , применяемых в отношении юридических лиц , совершивших предусмотренные ими правонарушения.

Эти положения во взаимосвязи с закрепленными КоАП общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела , указанного в соответствующей административной санкции , и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения , степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица , его имущественное и финансовое положение , а также другие имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и , соответственно , обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.

В целях реализации этих положений постановления законопроектом закрепляются в КоАП нормы , позволяющие судьям , органам , должностным лицам , уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях , назначать юридическим лицам административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела , указанного в санкции применяемой статьи КоАП.

При этом законопроектом предусмотрено установление предельного размера административного штрафа , назначаемого юридическому лицу , ниже которого его снижение не допускается.

Реализация закона позволит обеспечить защиту прав юридических лиц при их привлечении к административной ответственности.

Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2014 года, — сообщает управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры со ссылкой на федеральный портал малого и среднего предпринимательства.

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

КоАП‐2021. Что изменится в жизни россиян после появления нового административного Кодекса

Анатолий Минкин

Новый кодекс

Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сформировать новый Кодекс об административных правонарушениях еще 21 марта. Он отметил, что действующий документ очень громоздкий и его сложно применять в случае административных правонарушений. Он предложил уйти от подпунктов и привести имеющиеся статьи в соответствие с законодательством.

В тексте концепции КоАП говорится, что с начала его действия в стране приняли 621 федеральный закон, по которому в Кодекс внесли уже более 4800 изменений.

«Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний», — говорится в проекте.

Правонарушения и наказания

Согласно новой концепции КоАП, количество административных правонарушений значительно сократят, а также разделят по категориям. Они будут зависеть от их характера и степени общественной вредности. Исходя из этого и будут назначать наказание.

«Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых», — говорится в тексте документа.

Кроме того, каждая категория получит свой срок давности привлечения к ответственности, который не может превышать двух лет. Исключением из этого правила станет административная ответственность для юридических лиц.

«Учитывая характер и степень общественной вредности различных категорий административных правонарушений, предлагается установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию», — говорится в тексте концепции.

В качестве первого наказания для граждан за негрубые правонарушения кодекс предлагает назначать предупреждения, а не выписывать штрафы.

На такое мягкое наказание за негрубое и первое нарушение могут рассчитывать индивидуальные предприниматели или юридические лица, работающие в сфере малого и среднего предпринимательства, а также их сотрудники.

Если все же наказание предусматривает штраф, то его размер будет определяться целым рядом обстоятельств. Кроме характера правонарушения и размера вреда, при выписке штрафа будут учитываться финансовое положение нарушителя и его семьи.

При этом если нарушитель устранил или предотвратил вред, который он мог нанести своими действиями, то ему назначается минимальный размер штрафа, или вообще вместо финансового наказания ему вынесут предупреждение.

Кроме этого, авторы предложили распространить правила сокращения штрафа в два раза, если нарушитель выплатит его в течение 20 дней после вынесения постановления. Сейчас это правило действует только для нарушителей ПДД.

Источник фото: Pixabay

Под это нововведение не попадут грубые административные правонарушения, а также оборотные штрафы (выплаты, зависящие от выручки компании. Используются в основном при нарушении антимонопольного законодательства).

Новый кодекс предусматривает уменьшение штрафа в случае обстоятельств, по которым административная ответственность должна быть смягчена. При этом сумма, которую обязан заплатить нарушитель, будет уменьшаться при каждом таком обстоятельстве.

И наоборот, в случае отягчающих обстоятельств штраф будет только увеличиваться. Размеры уменьшения или увеличения штрафа должны устанавливаться кодексом.

Если сумма штрафа достигла 10 тысяч рублей, то авторы нового Кодекса предложили списывать деньги с банковских счетов должника без возбуждения исполнительного производства.

То есть сотрудники Федеральной судебной службы приставов будут получать электронную заявку и без возбуждения исполнительного производства смогут автоматически блокировать деньги на счету банка или другой кредитной организации.

Двумя главными пунктами, которые появятся в новом Кодексе об административных правонарушениях, станут институт реабилитации и закрепление правила: «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».

По данным Минюста, статья об институте реабилитации предусматривает, что человек, которого неправомерно привлекли к административной ответственности, может рассчитывать на компенсацию за возмещение вреда из-за незаконного административного преследования.

Читайте так же:  Порядок назначения судебной экспертизы в гражданском процессе в 2020 году

Правило о законе, отягчающем ответственность, будет действовать следующим образом. Если действия нарушителя одновременно попали под статьи административного и уголовного кодексов, то применяться будет именно административная статья.

Это позволит избежать ситуации с ужесточением наказания, если в силу вступят оба закона.

Источник фото: РИА «Новости»

Граждане, бизнес и власть

В действующем сегодня Кодексе об административных правонарушениях различаются три категории: простые граждане, юридические и должностные лица. В новом документе этот список предлагается расширить.

В частности, в особую группу попадут подростки. Суды смогут освобождать их от административной ответственности, но при этом с несовершеннолетними нарушителями будут проводить воспитательную работу в качестве профилактики. При этом такие меры по отношению к подростку также могут стать для него видом административного наказания.

При вынесении решения будут учитываться условия жизни и воспитания, уровень психического развития малолетнего нарушителя, особенности его личности, а также влияние на него старших лиц.

Новую концепцию КоАП представили правительству

К обязательным работам в качестве административного наказания нельзя будет привлекать детей-инвалидов, беременных женщин, тяжелобольных людей, а также инвалидов I и II групп.

Отдельным субъектом нового Кодекса об административных правонарушениях станут индивидуальные предприниматели. Ранее их было сложно отнести к должностным или юридическим лицам для того, чтобы квалифицировать их нарушения, и, как следствие, определить для них сумму штрафа. Новый кодекс должен решить эту проблему.

Из старого документа в новый перейдут положения о привлечении к административной ответственности военнослужащих, замещающих должности представителей правоохранительной службы, и лиц, имеющих специальные звания.

Еще одним нововведением для бизнеса станет запрет на одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его работника за одно и то же нарушение. Исключением станут случаи, когда юрлицо виновно в том, что не приняло меры и позволило своему сотруднику совершить правонарушение.

Кроме того, надзорные органы лишатся права приостанавливать деятельность тех или иных предприятий. Это право останется только за судом. При этом предельный срок остановки деятельности предприятий значительно сократится.

Изменения в новом КоАП коснутся и властей всех уровней, начиная от государственных чиновников, заканчивая органами местного самоуправления, казенных учреждений и государственных внебюджетных фондов. Для всех этих структур отменят административную ответственность как для юридических лиц. Теперь за противоправные действия этих организаций будут наказывать должностных лиц.

Новый Кодекс об административных правонарушениях планируют ввести в действие с 1 января 2021 года — вместе с окончательной отменой устаревших регламентов контрольно-надзорных органов.

Статья 2.3 КОАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарии к ст. 2.3 КОАП РФ

1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.

2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч. 1 ст. 29.10, п. 3 ч. 1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст. ст. 24.5 и 28.9).

3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.)).

Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст. 1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст. 23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, — ч. 2 ст. 3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.

4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера).

Читайте так же:  Редакцию федерального закона о несостоятельности банкротстве в 2020 году

Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок.

Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст. 4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст. ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч. 4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).

Статья 1.5 КОАП РФ. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Комментарии к ст. 1.5 КОАП РФ

1. Принцип презумпции невиновности в законодательстве об административной ответственности — совершенно новое явление. Указанный принцип не провозглашался в законодательстве об административной ответственности.

2. Сопоставление настоящей статьи Кодекса с содержанием ст. 49 Конституции РФ показывает, что комментируемая норма воспроизводит и развивает конституционные положения о презумпции невиновности с учетом особенностей, присущих законодательству об административной ответственности, в частности производству по делам об административных правонарушениях. При этом рамки действия презумпции невиновности расширяются и включают в ее орбиту лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Положения комментируемой статьи пронизаны идеей гуманности, законности и справедливости, наполняют принцип презумпции невиновности конкретными требованиями, обязательными для реализации всеми, кто участвует в административном процессе.

3. В ч. 1 комментируемой статьи указывается на прямую связь административной ответственности с установлением вины. Это полностью согласуется с требованиями презумпции невиновности. Вина — важнейший признак административного правонарушения, для установления наличия или отсутствия которого происходит разнообразная проверочная и доказательная процессуальная деятельность должностных лиц, на которых возлагаются обязанности по привлечению к административной ответственности.

Понятие административного правонарушения, как оно определено ст. 2.1 настоящего Кодекса, специально выделяет в качестве обязательного признака вину в форме умысла или неосторожности. При этом должна быть доказана та форма вины, при наличии которой наступает административная ответственность. Например, в соответствии со ст. 19.5 Кодекса невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), наказуемо при совершении этих действий как по умыслу, так и по неосторожности. В то же время неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 Кодекса), или мелкое хищение (ст. 7.27) требуют наличия умысла в действиях нарушителя, а ст. 9.10 «Повреждение тепловых сетей, теплопроводов, совершенное по неосторожности», как видно из наименования статьи, предполагает только неосторожную вину.

Все сказанное касается не только признаков состава административного правонарушения в целом, но и каждого из составляющих его эпизодов. Если в том или ином эпизоде не установлена вина лица, привлекаемого к ответственности, этот эпизод в соответствии с комментируемой нормой должен быть исключен из доказательств по делу. Если лицу вменяется совершение нескольких правонарушений, должна быть доказана вина в совершении каждого из них.

4. В ч. 2 настоящей статьи изложена суть презумпции невиновности применительно к случаям привлечения лица к административной ответственности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Объединяющим началом, объясняющим распространение упомянутого принципа и на привлекаемых к административной ответственности лиц, является обвинение в совершении существенного правонарушения и возложение за это установленной законом ответственности. Есть сходные обстоятельства, исключающие как уголовную, так и административную ответственность, например крайняя необходимость или невменяемость.

В ч. 2 настоящей статьи под защитой закона от возможного необоснованного обвинения находится лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Именно это лицо считается невиновным до того, как наступят условия, приведенные в этой части статьи. Таким условием является доказанность вины в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установление ее вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Под порядком, предусмотренным Кодексом, имеются в виду правила о порядке возбуждения дела об административном правонарушении, рассмотрения дел об административных правонарушениях, пересмотра постановлений и решений по этим делам.

Специфической особенностью применения принципа презумпции невиновности к лицу, привлекаемому к административной ответственности, является предоставление права признать его вину не только судье, но и органам, должностным лицам, рассмотревшим дело (см. комментарий к ст. 22.1). Все они, как и судьи, должны постоянно помнить о своем высоком предназначении и соблюдать предъявляемые к ним требования каждой из норм, определяющих указанный порядок. Принципиально важным дополнением к существовавшему до недавнего времени положению о производстве по делу об административном правонарушении является требование о вступлении постановления в законную силу.

5. Положение, включенное в ч. 3 данной статьи, прямо вытекает из содержания ее ч. 2, поскольку презумпция невиновности возлагает обязанность доказывать виновность в установленном Кодексом порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, на судей, соответствующие органы и должностных лиц, и этот порядок должен ими соблюдаться. Именно на них лежит бремя доказывания виновности лица, привлеченного к административной ответственности. Они должны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Они не вправе перекладывать свою обязанность на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Читайте так же:  Оспорить договор дарения квартиры между близкими родственниками в 2020 году

Положение примечания к настоящей статье, корректирующее указание на бремя доказывания, фактически затрагивает признаки презумпции невиновности. Учитывая это обстоятельство, а также задачи производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 24.1), при рассмотрении дел, упомянутых в примечании, как и по другим делам, должно быть обеспечено всестороннее, полное, объективное исследование и оценка в совокупности всех материалов дела, в том числе представленных лицом, привлеченным к административной ответственности.

6. Содержание ч. 4 комментируемой статьи корреспондирует с содержанием ч. 2 настоящей статьи, требующей, чтобы вина лица во вмененном ему правонарушении была доказана и установлена. Если имеющиеся доказательства с неоспоримостью не подтверждают вину лица, оставляют неустранимые сомнения в виновности лица, нельзя считать, что вина установлена. В соответствии с положением, закрепленным в ч. 4 статьи, такие сомнения должны толковаться в пользу привлекаемого к административной ответственности.

7. Учитывая примечание к данной статье, следует отметить, что дополнительные гарантии прав лиц, привлекаемых к ответственности за нарушения норм, предусмотренных гл. 12 Кодекса, на основании фиксации соответствующих нарушений правил дорожного движения работающими в автономном режиме техническими средствами, предусмотрены ст. ст. 2.6.1 и 28.6 настоящего Кодекса.

Возраст, с которого наступает административная ответственность

С какого возраста по закону можно привлечь лицо к административной ответственности за совершенное правонарушение? Это очень интересный вопрос, потому что им нередко задаются родители подростков, которые по каким-то причинам не желают вести себя достойно в обществе. Так вот, возраст, с которого наступает административная ответственность, составляет 16 лет. Об этом обязательно нужно знать. До того момента, пока человеку не исполнится шестнадцать лет, по закону его невозможно привлечь к данному виду ответственности. Подробнее об этом, узнаете из настоящей статьи.

Немного о главном

Какой минимальный предел возраста, с которого наступает административная ответственность? Сразу же следует сказать о том, что в данном случае санкции для граждан менее строгие, чем в уголовном законодательстве. Так вот, по административному законодательству за совершение определенных правонарушений к ответственности привлекаются лица, достигшие шестнадцати лет.

Более того, если ребенку еще нет 16 лет, то к ответственности за правонарушение привлекают его родителей или иных законных представителей. В большинстве случаев, подросток начинает вести асоциальный образ жизни лишь по причине того, что видел точно такое же поведение взрослых, и это стало для него нормой.

Для сравнения

Стоит отметить, что возраст с которого наступает административная ответственность является таким же, как и в уголовном законодательстве — это 16 лет. Единственное отличие в данном случае заключается в том, что за совершение определенных преступных деяний, данный возрастной предел по УК снижается до четырнадцати лет (например, за убийство, изнасилование, грабеж).

Также для сравнения здесь нужно указать и то, что официальное трудоустройство по закону также возможно лишь по достижении гражданином 16 лет. В определенных случаях подростки начинают трудиться даже с четырнадцати лет, но это исключение.

В дополнение к изложенному

Почему же все-таки возраст, с которого наступает административная ответственность составляет 16 лет? Это очень интересным вопрос, которым нередко задаются не только родители подростков, но также психологи и даже юристы. Так вот, считается, что именно с этого возраста несовершеннолетний гражданин становится более зрелой личностью и способен наиболее хорошо воспринимать поступающую информацию, отдавать отчет в совершении определенных действий. Многие личности в 16 лет даже вступают в официальный брак и создают свои собственные семьи.

За что можно привлечь

Административное наказание должен понести гражданин, совершивший определенное правонарушение, ответственность за которое наступает в соответствии с КОАП.

В большинстве случаев лиц привлекают за нарушение ПДД и за хулиганские действия в общественных местах. Например, если подросток в 16 лет получит права на управление мопедом и затем нарушит правила движения, то инспектор ГИБДД вправе привлечь его к административной ответственности. То же самое относится к курению и употреблению спиртного в общественных местах.

Несмотря на изложенное, многие граждане все равно интересуются вопросом о том, с какого возраста наступает административная ответственность? Почему подростков привлекают за правонарушения, если они еще не стали полностью дееспособными и не всегда могут отдавать отчет в совершаемых действиях и поступках? Ответ в данном случае достаточно прост. По закону административная ответственность в нашем государстве наступает с 16 лет. Именно по этой причине наказание за совершенное правонарушение несет сам подросток, а не его родители.

Еще раз подчеркнем, что административная ответственность несовершеннолетних наступает с возраста шестнадцати лет, а до этого момента за все действия подростка отвечают его родители.

Кроме того, даже, если подростку, который совершил административный проступок, уже исполнилось 16 лет, то его могут освободить от данного вида ответственности. По закону такое решение принимается комиссией по делам несовершеннолетних. Взамен административных санкций к подростку применяются иные меры воздействия, которые позволяют защитить права несовершеннолетнего. Например, последний должен будет принести публичные извинения за совершенный проступок или же возместить какой-нибудь материальный ущерб (если он имеет заработок или другой доход), также виновного могут передать под надзор родителям.

Не допускается

Применять административные санкции к подросткам до 16 лет. Это противоречит всем нормам закона. В отношении подростка четырнадцати лет не может быть возбуждено административное производство. Более того, если последний все-таки совершил противоправные действия (например, курил в общественном месте или употреблял алкоголь), то ответственность за это будут нести его родители. Данное правило обусловлено тем, что законные представители должны более строго заниматься воспитанием своего ребенка и показывать ему правильный пример поведения в обществе. Следует также отметить, что не всегда под данную категорию нарушителей подпадают трудные подростки из неблагополучных семей. Очень часто дети добропорядочных и обеспеченных граждан совершают не только проступки, но и преступления. Они должны помнить о том, что административная ответственность несовершеннолетних наступает с возраста 16 лет.

Интересное

Здесь необходимо сказать о том, что к лицам до 18 лет не может быть применен административный арест. Например, если подросток употребил наркотическое или психотропное вещество, то ему может быть выписан только денежный штраф (только в том случае, когда у последнего имеется доход).

Почему же все-таки к подросткам не применяется данная мера наказания? Это связано, в первую очередь, с тем, что заточение лица за административный проступок в ИВС может серьезно отразиться на психическом состоянии несовершеннолетнего. Поэтому данный вид административного наказания может быть применен только ко взрослым нарушителям правопорядка. Таков закон.

Читайте так же:  Почтовый адрес следственного комитета российской федерации в 2020 году

Что необходимо для привлечения лица к ответственности

Итак, чтобы гражданин, пусть даже и несовершеннолетний, понес наказание за свой проступок, необходимо, чтобы к моменту совершения противоправного деяния ему уже исполнилось 16 лет. В противном случае, его невозможно будет привлечь к административной ответственности.

Более того, лицо должно быть полностью вменяемым. Если у подростка присутствуют какие-либо психические отклонения, и он не мог полностью осознавать характер своих действий в момент осуществления административного проступка, то его невозможно будет привлечь за содеянное к ответственности. Таков закон.

Частые вопросы

С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетних? С данным вопросом нередко обращаются к юристам родители подростков, совершивших правонарушения. Потому что многие из них думают о том, что до совершеннолетия их ребенка нельзя будет привлечь за какой-либо проступок. КОАП четко гласит о том, что к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет. Поэтому, если подростку уже есть шестнадцать, и он совершил правонарушение, то он должен понести за это наказание.

Как же быть тем гражданам, чьи дети, хоть и достигли указанного возраста, но в силу хронического, психического расстройства не могли полностью осознавать всю противоправность своих действий? В данном случае потребуется справка от специалиста, если последний состоит на учете у психиатра.

Можно ли привлечь к ответственности подростка, которому еще нет шестнадцати лет за то, что он находился в нетрезвом виде в общественном месте? Ведь родители, в силу своей занятости, не всегда способны отслеживать все действия своего ребенка. По достижении какого возраста наступает административная ответственность? В данном случае нужно еще раз сказать о том, что сам подросток будет отвечать за свои противоправные действия только в 16 лет, до этого возраста за него несут полную ответственность его родители.

Неприятные последствия

Необходимо помнить о том, что в течение года после привлечения к административной ответственности человек считается нарушителем. Если он повторно совершит какие-то незаконные действия, то получит уже наказание с учетом того, что ранее у него было привлечение к данному виду ответственности.

Более того, если человек уже достиг совершеннолетия и желает продвинуться по карьерной лестнице в правоохранительных органах, то ему, скорее всего, этого не удастся сделать до того момента, пока указанный срок не пройдет. Например, если гражданин получил штраф за превышение скорости, то в течение года после этого он будет считаться привлеченным к административной ответственности.

Заключение

Для того, чтобы подростки вели законопослушный образ жизни и не нарушали правопорядок, они должны видеть пример поведения со стороны старших родственников, взрослых людей. Это очень важно.

Если говорить о том, с какого возраста наступает административная ответственность, то здесь было бы не лишним запомнить, что родители несут ответственность за своих детей в данном случае до того момента, пока им не исполнится 16 лет. Иными словами, за неправильные действия детей до указанного возраста будут отвечать их законные представители.

Дети не должны употреблять спиртное, курить и видеть, как это делают взрослые, как дома, так и на улице.

С какого возраста административная ответственность наступает для тех подростков, которые нарушают административный кодекс? В данном случае последние могут быть совсем освобождены от наказания, если так решит комиссия по делам несовершеннолетних. Но, по общему правилу, к подросткам могут быть применены административные санкции только по достижении 16 лет.

Права лица привлекаемого к административной ответственности в 2020 году

Код для вставки в блог

Изменения в законодательстве об административной ответственности

Изменения в законодательстве об административной ответственности

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Порядок, особенности и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности

Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

Какие категории граждан считаются должностными лицами

В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

  1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
  3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
  5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
  6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
  7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
  8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
  9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).
Читайте так же:  Расторжение договора гпх по инициативе работодателя образец в 2020 году

Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

  • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
  • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
  • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

  • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
  • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
  • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

Виды административной ответственности

Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

  • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
  • с исполнением правил природопользования по главе 8;
  • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
  • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
  • с информационной сферой по главе 13;
  • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
  • со сферой воинского учета по главе 21;
  • с таможенной сферой по главе 16;
  • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
  • со сферой порядка управления по главе 19.

Меры административного наказания

Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

  • отсутствие состава нарушения;
  • невменяемость физлица;
  • истечение сроков давности;
  • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
  • объявленная амнистия;
  • смерть должностного лица;
  • прочие ситуации.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

  1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
  2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
  3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
  4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

Особенности привлечения к ответственности

Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

  1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
  2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
  3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
  4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.

Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Права лица привлекаемого к административной ответственности в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here