Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика в 2020 году

Самое важное в статье: "Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Государственная Дума приняла закон о повторном обеспечении жильем военнослужащих

Сегодня, 21.11.2019 г., Государственная Дума РФ приняла во третьем окончательном чтении Закон о повторном обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета военнослужащих, которые ранее в составе семьи иных граждан уже обеспечивались жильем или денежными средствами на его приобретение (строительство).

Читать комментарий и наши рекомендации к данному Закону.

Читать другие новости военного законодательства.

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

КС РФ постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

billiondigital / Depositphotos.com

Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья. При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», далее – Закон № 76-ФЗ).

Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», далее – Закон № 117-ФЗ. Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов. При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.

Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.

КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.

Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.

КС РФ отметил в своем постановлении следующее:

  • государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
  • само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
  • нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
  • оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.
Читайте так же:  Отражение командировочных расходов в бухгалтерском учете в 2020 году

Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.

Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

Подписан Президентом РФ и опубликован Закон о повторном обеспечении жильем военнослужащих

02 декабря 2019 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 02.12.2019 № 416-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Закон опубликован 02.12.2019 года. Номер опубликования: 0001201912020054

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Таким образом, указанный Федеральный закон, поскольку не установлен иной порядок, вступит в силу 13 декабря 2019 года и с этой даты у тех военнослужащих, кто ранее обеспечивался жильем (денежными средствами на его приобретение/ строительство) не самостоятельно, а в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан, сможет подать рапорт (заявление) о постановке их в очередь на обеспечение жильем.

Как мы писали ранее согласно пояснительной записке к данному Закону «По информации Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации военными судами в 2018 году рассмотрено 500 дел в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым отказано в обеспечении жилыми помещениями по причине того, что они ранее были обеспечены жилыми помещениями в качестве членов семей других граждан.».

Таким образом, у указанной категории граждан после вступления в силу данного Закона появится возможность вновь заявить о своем праве на получение жилья (денежных средств на его покупку или строительство) за счет федерального бюджета.

Однако, учитывая, что в Законе не говорится о том, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, восстановиться в очереди на получение жилья с прежней датой не получится.

Кроме того, к сожалению, тем гражданам, кому уже было отказано по указанной причине в постановке в очередь, и кто уже уволен с военной службы, скорее всего, не получится вновь встать в очередь на получение жилья от военного ведомства.

На нашем сайте мы размещали проект текста петиции, в которой обращали внимание на данную проблему и просили власти пересмотреть правоприменительную практику, в отношении тех военнослужащих, кому было отказано в повторном обеспечении жильем, здесь мы просили подписать петицию. Власть нас услышала. Спасибо всем, кто участвовал!

Согласно п. 4 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим — гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (утв. приказом Министра обороны РФ 2016 г. № 20) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы), принятым на учет, жилые помещения уполномоченным органом (специализированной организацией) распределяются по очередности, в соответствии с датой принятия военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) на учет, в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет.

Читать комментарий и наши рекомендации к данному Закону.

Судебная практика решения жилищных споров

Как и любое масштабное мероприятие, военная ипотека не обходиться без судебных разбирательств. Большинство обращений в суд связанных с военной ипотекой, вызвано недоработкой законодательных актов, либо неправильным применением законов чиновниками. Некоторые судебные споры возникают из-за юридической неподготовленности участников НИС, и нежелания вникать в суть законов, гарантирующих им предоставление жилья. В связи с этим у многих возникают проблемы с подачей и оформлением документов, необходимых для предоставления военной ипотеки, что влечёт нарушение сроков включения их в реестр или даже снятия с очереди на получение недвижимости.

Всего этого можно было бы избежать, уделив в своё время должное внимание сбору и подаче документов, а также проконсультировавшись у грамотного юриста, разбирающегося в этой теме.

Основные аспекты судебных споров

Большинство судебных споров по жилищным вопросам связано с обеспечением военных-очередников жилплощадью, а также часть затрагивает воросы по военной ипотеке:

Несмотря на достаточно продолжительное время существования программы накопительно-ипотечной системы, все ещё возникают проблемы с внесением военнослужащих в списки, нуждающихся в жилье, и реестры участников НИС. Кроме того, договора соцнайма заключаются в порядке очерёдности, которая определяется по дате постановки на учёт.

Судебная практика по накопительно ипотечной системе говорит о том, что подобные споры решаются как правило в пользу военнослужащих. В случае с НИС, если время регистрации в реестре пропущено не по вине военного, вся положенная за пропущенное время сумма начисляется на его счёт, а время учитывается с момента возникновения оснований.

Нормы предоставления жилой площади, предоставляемой военным бывают нарушены. Как правило, квартиры выдаются с меньшей площадью, чем положено. Такие вопросы также решаются в пользу военного. Выданные же сверх меры квадратные метры, суд обязывает оплатить, либо придётся ждать другой, более подходящей по квадратуре квартиры.

Как постановил Верховный суд – жилье военнослужащим, это основа социального обеспечения, и понятия «бомж» и «офицер» никак не совместимы. Согласно букве законодательных актов реализация военнослужащими своего права на жилье никак не связана с зависимостью от принадлежности помещения к государственному жилищному фонду.

То есть, военнослужащий, проживающий в служебной квартире, которую он не имеет права приватизировать, не может быть уволен без предоставления ему другого жилого помещения. И в данном случае не имеет значения, кем была допущена ошибка при оформлении документов, на судьбу офицера и его семьи — это не должно повлиять.

Читайте так же:  Производство по делу приостановлено назначение судом экспертизы в 2020 году

Образец искового заявления о предоставлении жилья военнослужащему можно найти в интернете на правовых порталах, а также рекомендации по его составлению.

Судебные споры при разводе

С каждым годом решения по таким делам только увеличивается. И связано это не столько с увеличением количества пар, подающих на развод, а с проблемами, возникающими при разделе недвижимости.

Основная вопрос связан с тем, что недвижимость, приобретённая по военной ипотеке, остаётся в залоге у банка-кредитора, и в случае судебного разбирательства представители банка высказываются категорически против раздела залогового имущества. Более того, многие банка до заключения ипотечного кредита требуют от заёмщиков заключения брачного договора, которым супруг (супруга) отказывается от залоговой недвижимости.

Судебная практика по жилью военнослужащим, в части решения споров, связанных с заключением подобного брачного договора, показывает, что они решаются в пользу военнослужащего, т.е. недвижимость полностью сохраняется за ним.

Однако этот договор может быть оспорен:

  1. В связи с рождением детей и внесением сумм материнского капитала в счёт погашения задолженности по ипотеке.
  2. Обширного ремонта или перепланировки сделанной супругами в квартире за счёт общих семейных денег.
  3. Внесения общих денег в счёт погашения первоначальной суммы по кредиту, или помощи со стороны родственников супруга военнослужащего.

В таких случаях решение суда может быть неоднозначным и зависит от множества факторов.

Например, дело, где рассматривается раздел имущества и оспаривание правомерности брачного договора в связи с рождением ребёнка, которое не было оговорено в договоре, и дело где принимается во внимание не только рождение ребёнка, но и частичное погашение кредита средствами материнского капитала могут решиться совершенно по-разному.

При последних условиях супруга имеет больше шансов на получение доли в недвижимости, так как участником сделки становиться и ребёнок, получивший право на долю собственности в квартире.

Существует и практика отстаивания своих интересов военнослужащими и у Росвоенипотеки. Большинство споров связано с возвратом денежных средств, потраченных на оформление военной ипотеки. В зависимости от региона и банка кредитора, такие расходы могут составлять приличные суммы, около 30 тысяч рублей, а то и больше.

В данном случае Росвоенипотека и судебная практика признали права военнослужащих на понесённые ими личные расходы, связанные с оценкой квартир и страхованием рисков. В связи с чем, по таким делам вынесено немало положительных решений в пользу военных.

Повторное обеспечение жильём военных

Учитывая то, что получение военнослужащим жилья от государства процесс довольно трудоёмкий, и может занимать не один год. Поэтому многие военные удивляются, узнав, что при соблюдении некоторых условий, имеется возможность получить от государства не одну квартиру, а две.

Чтобы было понятнее, необходимо рассмотреть варианты предоставления жилых помещений военнослужащим второй раз, кто имеет не это право, и каким образом это осуществляется на практике.

Какие бывают ситуации

Какого-то единого перечня тех, для кого существует возможность повторного получения квартиры, наверно, нет. Во многом данный вопрос зависит от сложившихся жизненных обстоятельств.

Поэтому говоря о получении квартиры второй раз, речь не может идти о каком-либо обогащении, а лишь о путях выхода их сложившейся жизненной ситуации:

  1. Развод в семье военного,
  2. Иное непреднамеренное отчуждение жилплощади,
  3. Увеличение жилплощади из-за рождения детей.

Кто имеет возможность претендовать

  • Во-первых, учитывая сложившуюся ситуацию, в результате которой военнослужащим не намерено было отчуждено уже полученного от государства жилье, он может повторно получить второе, но только в случае признания его нуждающимся в жилье.

В данной ситуации ключевым словом является «не намерено». Подтверждается это, как правило, через суд, так как жилищные комиссии обычно отказываются повторно ставить военнослужащего на учёт. Мотивируют это тем, что по действующему законодательству, они обеспечиваются жильём один раз на весь период прохождения ими службы.

При этом не намеренность указанных действий подтверждается подачей в суд искового заявления о разделе имущества и т.п. действий.

Кроме того, необходимо учесть, что постановка на учёт в качестве нуждающегося в жилье, после отчуждения уже имеющего недвижимого имущества, может быть произведена только по истечении 5 лет с момента отчуждения.

Однако, повторное получение жилья военнослужащим вполне возможно, если он вновь встанет на учёт. Обеспечение производиться в порядке общей очереди.

  • Во-вторых, повторное получение квартиры военнослужащим не ограничивается при реализации программы «военная ипотека«. В данном случае не имеет значение, получал ли военнослужащий квартиру от государства или нет.

Кроме того, участие в НИС не является поводом для исключения защитника Отечества из списков, нуждающихся в жилье очередников.

Поэтому офицеру стоит сначала дождаться предоставления квартиры в натуральном виде или обеспечения в виде ЕДВ (жилищная субсидия), а уже после оформлять военную ипотеку.

  • В-третьих, улучшение жилищных условий военными допускается реализовать благодаря Правительственной программе «военная ипотека». Но это право может быть реализовано им только после полного погашения ЦЖЗ по первому кредиту.

Участие в программе военная ипотека к обеспечению служебным жильём отношения не имеет, и наоборот. То есть, имея служебное жильё военнослужащий может участвовать в НИС, а будучи участником НИС может рассчитывать на получение служебной жилплощади.

Варианты повторного получения жилья военным

  • Предоставление жилых помещений военнослужащим второй раз по договору соцнайма, в собственность или в виде денежной субсидии на её приобретение может быть реализовано только после повторного включения офицера в списки нуждающихся в жилье.

Для того, что бы вновь встать на учёт необходимо, что бы прошло 5 лет после совершения им сделки повлёкшей отчуждение полученной от государства недвижимости. Кроме того, по Жилищному законодательству лицо должно доказать то, что квартира была отчуждена не по его воле, а в силу обстоятельств.

Читайте так же:  Полномочия федерального суда общей юрисдикции субъекта рф в 2020 году

Но, к сожалению, даже это не даёт гарантии повторного обеспечения недвижимостью. Так как судебная практика показывает, что решения принимают абсолютно разные, причём практически при одних и тех же обстоятельствах.

В случае отказа в удовлетворении заявления, судьи ссылаются на то, что военнослужащие обеспечиваются недвижимостью только один раз, причём на весь срок службы. Однако в данном случае необходимо различать действия, направленные на ухудшение жилищных условий, и поступки, приведшие к такому же результату.

То есть, суд должен учитывать намеренность и ненамеренность действия военнослужащего, и, отталкиваясь именно от его намерений принимать правильное решение.

В данном контексте надо понимать так, что если защитник Отечества совершается сделку, влекущую отчуждение уже полученной государственной жилой недвижимости (продажу, дарение и т.д.) с целью повторного получения жилья от государства, это будет расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если же отчуждение произошло вследствие развода и раздела имущества по суду (при отсутствии брачного договора), с последующим оставлением квартиры супруге с несовершеннолетними, детьми, то это должно расцениваться как ненамеренное действие.

  • Более реальным вариантом является покупка второй квартиры по программе военная ипотека второй раз. При осуществлении права на получение квартиры по льготному кредитованию, не имеет значения, есть ли у офицера жилье или нет, а также-то в каком виде оно ему предоставлялось.

Кроме того, учитывая возможность участия в НИС без исключения из списков очередников, это даёт право дождаться положенной от государства жилплощади. При этом все время ожидания на личном счету офицера будет собираться необходимая ему сумма, для покупки второй квартиры.

  • Ещё одной не менее реальной возможностью считается оформление повторного льготного кредита. Законодательство это не запрещено. Кроме того, была создана специальная программа, позволяющая повторно использовать военную ипотеку в случае переезда или улучшения жилищных условий.

Для реализации своего права, офицеру потребуется продать уже приобретённую им квартиру. Для того, что бы это сделать с неё необходимо снять обременение. Однако проблема заключается в том, что обременение по закону снимается после полного погашения кредита.

Для этого офицеру понадобиться, задействовать личные сбережения, либо кредитные средства, выдаваемые на эти цели. Полученные в результате продажи жилья денежные средства пойдут на погашение кредита.

А оставшиеся деньги, которые будут выручены за счёт увеличения стоимости недвижимости, можно будет использовать, для того чтобы приобрести более просторную квартиру с использованием льготного кредитования.

  • Помимо этого в случае полного досрочного погашения ЦЖЗ, законодательством не запрещено повторное оформление военной ипотеки на покупку второй недвижимости больше площади.

Однако учитывая то, что средства на именном счёте НИС будут поступать только после полного погашения кредита, а при оформлении военной ипотеки срок кредита зависит от максимально возможного срока службы самого офицера. Срок второй военной ипотеки будет весьма ограничен, а значит и средства, предоставляемые по ней, будет значительно меньше, чем при получении первого займа.

Чтобы лучше понимать механизм участия в программе, рекомендуется скачать Федеральный закон о военной ипотеке в любой из правовых систем (Гарант, Консультант+) и изучить применением норм законодательства.

Важным моментом, про который не следует забывать, это возврат подоходного налога 13% при покупке первого жилья, военная ипотека подразумевает использование собственных средств военнослужащего. От этой суммы, документально подтверждённой, и делается налоговый вычет.

Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика в 2020 году

1. Закон допускает более чем однократное предоставление государством жилого помещения семье военнослужащего, если основания разные

Жилищное управление Минобороны сняло заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилья как члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего в связи с обеспечением ранее жильём государственного жилищного фонда в составе семьи своего отца. Эта квартира затем была приватизирована, перешла в собственность разных лиц и заявитель не мог предоставить справку о её освобождении.

Суды трех инстанций подтвердили законность этого решения.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и признал снятие с учета незаконным, сославшись на разные основания жилищного обеспечения. В первом случае заявитель обеспечивался жилым помещением, предоставляемым семье своего отца, в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем подлежала обязательному включению в договор передачи жилья в собственность.

А при достижении совершеннолетия заявитель не могла быть лишена права на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны как семья погибшего (умершего) военнослужащего, т.к. здесь другое основание предоставления жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 41-КГ17-46).

2. Повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного ему жилья

В 1993 г. заявителю как молодому специалисту была предоставлена квартира в связи со службой в управлении юстиции. После расторжения брака он выехал в другое место жительства, оставив квартиру супруге.

Затем заявитель поступил на службу в ФСО России, жилищная комиссия которой в 2017 г. отказала ему в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, учтя в уровне жилищной обеспеченности площадь вышеназванной квартиры.

Не согласившись с этим, заявитель обратился в суд, и суды двух инстанций признали решение жилищного органа незаконным, обязав принять на учет.

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и счёл обжалуемое решение правильным, т.к. повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного жилого помещения. Иное приводит к сверхнормативному обеспечению жильем.

Правовым основанием послужил п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 г. № 8 (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 декабря 2018 г. № 201-КГ18-35).

3. Семье вдовы погибшего (умершего) военнослужащего для принятия на жилищный учёт и предоставления жилья по договору соцнайма достаточно наличия оснований принятия на жилищный учет до гибели супруга-военнослужащего (само принятие на учёт не обязательно)

Жилищная комиссия войсковой части отказала заявителю, вдове умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, в принятии на жилищный учет по причине неподтверждения имеющимися документами права семьи стоять на учёте.

Читайте так же:  Что делать дольщикам если застройщик объявлен банкротом в 2020 году

Суды отказали в незаконности этого решения, сославшись на отсутствие у них статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий до гибели военнослужащего и оснований нуждаемости после его гибели.

Между тем, имеет правовое значение не состояние на жилищном учёте, а наличие оснований быть принятыми на учёт до гибели супруга-военнослужащего (абзац 1 п. 3.1. ст. 24 Федерального закона о статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

На этом основании Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и направил дело на новое рассмотрение для выяснения этого обстоятельства (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 декабря 2018 г. № 5-КГ18-281).

4. В повторном обеспечении жилым помещением семьи военнослужащего должны быть учтены обстоятельства предоставления первого жилья и ведомственная принадлежность (отнесение его к ведению местной администрации) на момент приватизации

Отцу заявителя было предоставлено жилое помещение как семье военнослужащего. Затем квартира была приватизирована, но заявитель отказалась от участия в приватизации в пользу своей дочери, тем самым сохранив за собой право бессрочного пользования квартирой (ст. 19 Вводного закона к ЖК РФ).

Жилищное управление Минобороны отказало заявителю в предоставлении жилищной субсидии, сославшись на неутрату права бессрочного пользования ранее предоставленным жильем заявителем, который на момент приватизации был обеспечен по установленным нормам.

Суды трех инстанций подтвердили законность решения.

Верховный Суд РФ не согласился с позицией судов и постановления отменил, указав, что в возникших отношениях имеет значение принадлежность ранее предоставленного жилья к государственному или ведомственному жилищному фонду на момент приватизации, включая время его отнесения к ведению местной администрации. От этого зависит возможность его учёта в уровне обеспеченности жильём за счет государства (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-8).

5. Намеренное ухудшение жилищных условий семьей военнослужащего является основанием отказа в принятии на жилищный учет в течение 5 лет с момента ухудшения

6. Отсутствие ссылки на предусмотренное частью 1 ст. 56 ЖК РФ конкретное основание снятия с учёта не влияет на законность правильного по сути решения о снятии семьи военнослужащего с жилищного учёта при намеренном ухудшении жилищных условий

Военнослужащая пограничного управления ФСБ России приобрела по договору мены квартиру, которую впоследствии подарила своему отцу, сохранив в ней с сыном право пользования и регистрацию по месту жительства.

Затем выписалась по адресу воинской части, после чего в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе обратилась в жилищную комиссию по вопросу признания её с сыном нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства.

Решением жилищной комиссии заявитель была принята на учёт, а впоследствии снята с него в связи с неистечением 5-летнего срока со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий – выписки по адресу воинской части (ст. 53 ЖК РФ). К тому же, на момент принятия жилищной комиссией решения сын заявителя продолжал проживать в качестве члена семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности её отцу.

При этом, в нарушение части 2 ст. 56 ЖК РФ в решении жилищной комиссии не была указана ссылка на конкретное основание снятия с жилучета, предусмотренное частью 1 этой статьи.

Суды признали незаконным снятие заявителя с жилищного учета, сославшись на наличие у ответчика информации об этих обстоятельствах при принятии на учет.

Верховный Суд РФ с этим не согласился, расценив перечисленные основания как намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий, отодвигающее срок возможности принятия на жилучет на 5 лет.

Ссылка на отсутствие указание на конкретный пункт статьи о снятии с учета, по мнению высшей судебной инстанции, не свидетельствует о незаконности правильного по сути решения жилищной комиссии (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-7).

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

Первое и второе чтения прошли поправки в ФЗ «О статусе военнослужащих»

На пленарном заседании 17 сентября 2019 года депутаты поддержали принятие в первом и втором чтениях поправок в Закон «О статусе военнослужащих» в части уточнения порядка жилищного обеспечения военнослужащих.

Повторное обеспечение жильем. Исправление негативной правоприменительной практики

Рассмотрено два законопроекта о внесении изменений в статью 15 указанного Закона:

  • в части защиты жилищных интересов военнослужащих из военных династий (законопроект № 757088-7)
  • о жилищном обеспечении членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (законопроект № 628525-7)

Военнослужащие, на которых родители ранее получили жилье от государства, смогут получить собственное жилье

Поправки касаются тех, кто претендует на обеспечение жильем по-старому и не является участником НИС. Вместе с тем, в нашей практике известны случаи направления надзорным органом представлений об устранении нарушения закона в части того, что в реестр участников НИС неправомерно включены военнослужащие, обеспеченные государством жильем в составе семьи своих родителей.

Согласно пояснительной записке к законопроекту в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военнослужащим отказывают в признании нуждающимися в получении жилья связи с тем, что ранее они обеспечивались жильем, как члены семей (в том числе несовершеннолетние) военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях и по прошествии 5-летнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий.

По информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации военными судами в 2018 году рассмотрено 500 дел в отношении военнослужащих и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской, которым отказано в обеспечении жилыми помещениями по причине того, что они ранее были обеспечены жилыми помещениями в качестве членов семей других граждан (своих родителей).

Значительная часть военнослужащих являются потомственными военными, их родители обеспечивались жильем от государства вместе с членами своих семей. Лишение таких военнослужащих права на жильё только по той причине, что они являются детьми обеспеченных ранее жильём военнослужащих, без учета положений статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ, нивелирует такую важную социальную гарантию для военнослужащих, как право на жильё, и создаёт среди этой категории граждан социальную напряженность.

Читайте так же:  Список обязательных к применению нормативных документов в 2020 году

Законопроект призван раз и навсегда устранить правовую неопределенность и исключить возможность возникновения спорных ситуаций в будущем.

Отметим, что поправки не касаются военнослужащих, два и более раз поступавших на военную службу и обеспечивавшихся жилыми помещениями. Таким военнослужащим жилье предоставляется единожды.

На кого будут распространяться поправки

Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует рассмотреть возможность распространения законопроекта (в случае его принятия) на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, поскольку судебная практика по этому вопросу крайне противоречива.

Заметим, что военнослужащий, претендующий на получение собственного жилья и члены его семьи не должны являться нанимателями либо собственниками жилых помещений, полученных от государства родителями, либо с момента ухудшения жилищных условий (отказа от доли или исключения из списка нанимателей) прошло не менее 5 лет.

Участие в НИС одного супруга не повлияет на обеспечение жильем другого супруга

Данное нововведение уже напрямую касается участников программы «Военная ипотека».

Законопроект принимается во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года № 34-П. Напомним, что спор возник из-за ситуации, когда военнослужащего исключили из очереди на предоставление жилого помещения по той причине, что его супруга является участником НИС.

Поправки направлены на то, чтобы военнослужащие, обеспечиваемые жильем по избранному месту жительства, в т.ч. жилищной субсидией, во-первых не лишились такого права из-за наличия супруги или супруга, состоящих в НИС, а во-вторых получили метры или средства для их приобретения с учетом члена семьи, состоящего в реестре на военную ипотеку.

О том, что положено и что не положено участнику НИС, вы можете узнать из нашей базы знаний (изображение кликабельно):

Уточнение порядка жилищного обеспечения военнослужащих

В Государственную думу внесён законопроект «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части уточнения порядка жилищного обеспечения военнослужащих. 18 июля законопроект зарегистрирован и направлен Председателю Госдумы.

В соответствии с внесённым пакетом документов планируется внести дополнения в абзац 13 пункта 1 статьи 15 закона о статусе военнослужащих:

Абзацем 1 пункта 1 статьи 15 76-ФЗ военнослужащим гарантируется предоставление жилья в форме предоставления денежных средств на покупку или строительство жилых помещений, либо предоставления жилья в натуральной форме за счёт средств федерального бюджета.

При этом абзац 13 пункта 1 статьи 15 76-ФЗ закрепляет, что военнослужащие должны признаваться нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса. Вместе с тем, в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военным отказывают в признании нуждающимися в связи с тем, что ранее они обеспечивались жильём, как члены семей, в том числе будучи несовершеннолетними, военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом оснований для признания их нуждающимися в жилье и по прошествии пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий.

Такая практика основывается на формальном подходе к применению в рассматриваемых случаях положений абзаца 1 пункта 14 статьи 15 76-ФЗ, устанавливающим, что право на обеспечение жилым помещением предоставляется военнослужащим и членам их семей за счёт федерального бюджета один раз. Это положение правоприменители и суды распространяют и на военнослужащих-бывших членов семей других граждан.

По информации Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ военными судами в 2018 г. рассмотрено 500 дел в отношении военных, уволенных со службы, и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилье в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса, которым отказано в обеспечении по причине того, что они ранее были обеспечены жильём в качестве членов семей других граждан. Таким образом, фактически для военнослужащих введено дополнительное основание, не предусмотренное ст. 51 ЖК РФ, по которому они не могут признаваться нуждающимися в жилье, а именно: обеспечение таких военнослужащих жилой площадью в качестве членов семьи других граждан.

Необходимо отметить, что значительная часть военнослужащих по контракту являются потомственными военными, родители которых обеспечивались жильём от государства вместе с членами своих семей. Лишение военнослужащих права на жильё только по той причине, что они являются детьми обеспеченных ранее жильём военнослужащих, без учёта положений ст. 53 и части 8 ст. 57 ЖК РФ, нивелирует такую важную социальную гарантию для военных как право на жильё.

Данная правовая неопределённость неприемлема и проект закона направлен на её устранение для чего и предлагается дополнить абзац 13 пункта 1 статьи 15 76-ФЗ нормой о том, что при признании военных, которые самостоятельно не реализовали своё право на обеспечение жильём в качестве нуждающихся либо не получали денежные средства на приобретение или строительство жилья, не учитывается площадь жилья, которое было получено ими в качестве членов семей других граждан.

Отдельно предлагается закрепить, что указанные военнослужащие также как и другие военные подлежат учёту в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса. Предлагаемые изменения позволят исключить практику применения фразы «право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз», содержащейся во втором предложении первого абзаца пункта 14 статьи 15 Федерального закона о статусе, к случаям, не описанным в первом предложении этого абзаца, и закрепит, что указанные требования распространяются только на военнослужащих, два и более раз поступавших на военную службу и обеспечивавшихся жильём на условиях, установленных в первом предложении рассматриваемого абзаца.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Законопроект принят к рассмотрению в примерную программу законопроектной работы Госдумы в период осенней сессии 2019 г. Срок представления в Комитет Госдумы по обороне отзывов, предложений и замечаний до 9 сентября 2019 г. Срок подготовки проекта закона к рассмотрению Госдумой в первом чтении – сентябрь 2019 г.

Повторное обеспечение жильем военнослужащих судебная практика в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here