Постановление суда кассационной инстанции в арбитражном процессе в 2020 году

Самое важное в статье: "Постановление суда кассационной инстанции в арбитражном процессе в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Арбитражный суд Московского округа

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (ГУ Банка России по ЦФО)

Получатель

УФК по г. Москве (ИФНС России № 7 по г. Москве)

Расчетный счет

Порядок подачи кассационной жалобы

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (извлечения)

Статья 273

Право кассационного обжалования

  1. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 274

Арбитражный суд кассационной инстанции

  1. Кассационные жалобы рассматривает в порядке кассационного производства арбитражный суд кассационной инстанции, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  2. Кассационные жалобы на решения по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматриваются в порядке кассационного производства тем же судом в ином составе судей.

Статья 275

Порядок подачи кассационной жалобы

  1. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
  2. Арбитражный суд, принявший решение, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Статья 276

Срок подачи кассационной жалобы

  1. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Срок подачи кассационной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом кассационной инстанции при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.
  3. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы рассматривается арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 117 настоящего Кодекса.
  4. На восстановление пропущенного срока подачи кассационной жалобы арбитражный суд указывает в определении о принятии кассационной жалобы к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы — в определении о возвращении кассационной жалобы.
  5. До истечения срока, установленного настоящим Кодексом для подачи кассационной жалобы, дело не может быть истребовано из арбитражного суда.

Статья 277

Форма и содержание кассационной жалобы

  1. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме. Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его уполномоченным на подписание жалобы представителем. Кассационная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
  2. В кассационной жалобе должны быть указаны:
    • наименование арбитражного суда, в который подается кассационная жалоба;
    • наименования лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, а также других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
    • наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, постановление, номер дела и дата принятия решения, постановления, предмет спора;
    • требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, постановление, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
    • перечень прилагаемых к жалобе документов.

В кассационной жалобе могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, заявлены имеющиеся ходатайства.

  • Лицо, подающее кассационную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим участвующим в деле лицам или их представителям лично под расписку.
  • К кассационной жалобе прилагаются:
    • копия обжалуемого судебного акта;
    • документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера;
    • документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;
    • доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание кассационной жалобы.
  • Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.
  • Статья 280

    Оставление кассационной жалобы без движения

    1. Арбитражный суд кассационной инстанции, установив при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству, что она подана с нарушением требований, установленных статьей 277 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении кассационной жалобы без движения.
    2. В определении арбитражный суд указывает основания оставления кассационной жалобы без движения и срок, в течение которого лицо, подавшее кассационную жалобу, должно устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения.
    3. Копия определения об оставлении кассационной жалобы без движения направляется лицу, подавшему кассационную жалобу, не позднее следующего дня после дня его вынесения.
    4. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, будут устранены в срок, указанный в определении суда, кассационная жалоба считается поданной в день ее первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда кассационной инстанции.
    5. В случае, если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает кассационную жалобу и прилагаемые к ней документы лицу, подавшему жалобу, в порядке, установленном статьей 281 настоящего Кодекса.

    Статья 281

    Возвращение кассационной жалобы

    1. Арбитражный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству установит, что:
      • кассационная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке кассационного производства, или подана на судебный акт, который в соответствии с настоящим Кодексом не обжалуется в порядке кассационного производства;
      • кассационная жалоба подана по истечении срока подачи кассационной жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
      • до вынесения определения о принятии кассационной жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции от лица, подавшего кассационную жалобу, поступило ходатайство о ее возвращении;
      • не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда;
      • кассационная жалоба подана на судебный акт, который не был обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
    Читайте так же:  Письмо подтверждение подачи обращения без прохождения собеседования в 2020 году

    Арбитражный суд кассационной инстанции также возвращает кассационную жалобу, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.

    О возвращении кассационной жалобы арбитражный суд выносит определение.

    Копия определения о возвращении кассационной жалобы направляется лицу, подавшему ее, вместе с кассационной жалобой и прилагаемыми к ней документами не позднее следующего дня после дня его вынесения или после истечения срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления кассационной жалобы без движения.
    Определение о возвращении кассационной жалобы может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, установленном статьей 291 настоящего Кодекса.

    В случае отмены определения кассационная жалоба считается поданной в день первоначального обращения в арбитражный суд.

  • Возвращение кассационной жалобы не препятствует повторному обращению с кассационной жалобой в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для ее возвращения.
  • Производство в арбитражном суде кассационной инстанции

    Рассмотрение дела в суде кассационной инстанции включает в себя следующие этапы: обращение в суд и возбуждение производства по кассационной жалобе, подготовка дела к судебному разбирательству, рассмотрение жалобы по существу в суде кассационной инстанции.

    Кассационное производство возбуждается путем подачи в предусмотренном законом порядке кассационной жалобы.

    Кассационная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме. Требования к содержанию кассационной жалобы определены ст. 277 АПК. Так, в кассационной жалобе должны быть указаны:

    • 1) наименование арбитражного суда, в который подается кассационная жалоба;
    • 2) наименования лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, а также других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
    • 3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, постановление, номер дела и дата принятия решения, постановления, предмет спора;
    • 4) требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, постановление, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
    • 5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

    К кассационной жалобе прилагаются:

    • 1) копия обжалуемого судебного акта;
    • 2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера [1] ;
    • 3) документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;
    • 4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание кассационной жалобы.

    Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его уполномоченным на подписание жалобы представителем.

    Подача кассационной жалобы представляет собой процессуальное действие, которое дает шанс отменить вступившее в силу судебное решение в случае, когда при его вынесении были неверно истолкованы или нарушены нормы материального или процессуального права. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение. Кассационная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет». Таким образом, кассационная жалоба может быть подана через канцелярию суда, по почте, посредством заполнения формы в сети «Интернет».

    Порядок принятия кассационной жалобы к производству арбитражного суда определен нормой ст. 278 АПК, согласно которой кассационная жалоба, поданная с соблюдением требований, предъявляемых АПК к ее форме и содержанию, принимается к производству арбитражного суда кассационной инстанции.

    Вопрос о принятии кассационной жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции решается судьей единолично в пятидневный срок со дня ее поступления в арбитражный суд кассационной инстанции.

    О принятии кассационной жалобы к производству арбитражный суд выносит определение, в котором указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы. Данным определением возбуждается производство по делу в суде кассационной инстанции. При этом время проведения первого судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы определяется с учетом того, что оно не может быть назначено ранее истечения срока, установленного АПК для подачи кассационной жалобы.

    Копии определения о принятии кассационной жалобы направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.

    Нарушение требований АПК к форме, содержанию или порядку подачи апелляционной жалобы влечет для заявителя неблагоприятные правовые последствия в виде оставления апелляционной жалобы без движения и возвращения апелляционной жалобы.

    Оставление кассационной жалобы без движения производится арбитражным судом кассационной инстанции при условии, что она подана с нарушением требований, установленных ст. 277 АПК. Если обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, будут устранены в срок, указанный в определении суда, кассационная жалоба считается поданной в день ее первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда кассационной инстанции.

    Статьей 281 АПК определены основания для возвращения кассационной жалобы:

    • 1) кассационная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке кассационного производства, или подана на судебный акт, который в соответствии с АПК не обжалуется в порядке кассационного производства;
    • 2) кассационная жалоба подана по истечении срока подачи кассационной жалобы, установленного АПК, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
    • 3) до вынесения определения о принятии кассационной жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции от лица, подавшего кассационную жалобу, поступило ходатайство о ее возвращении;
    • 4) не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда;
    • 5) кассационная жалоба подана на судебный акт, который не был обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции, если иное не предусмотрено АПК.

    После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения кассационной жалобы, возвращенная жалоба может быть подана повторно «в общем порядке» (ст. 281 АПК), т.е. с соблюдением установленных правил.

    Подготовка дела к судебному разбирательству является следующей стадией кассационного производства, в ходе которой совершаются действия, направленные на создание условий, позволяющих решить специальную процессуальную задачу кассационного пересмотра: извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы посредством направления определения; разрешение ходатайств об обеспечении иска и приостановлении исполнения обжалованных актов; изучение кассационной жалобы и материалов дела.

    В соответствии со ст. 283 АПК, арбитражный суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, при условии, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение, предусмотренное в ст. 283 АПК, о чем также выносится определение

    Читайте так же:  Рассчитать рыночную стоимость квартиры калькулятор онлайн в 2020 году

    Рассмотрение кассационной жалобы по существу осуществляется коллегиальным составом судей по общим правилам, установленным для суда первой инстанции с учетом особенностей кассационного производства. В частности, при рассмотрении дела в арбитражном суде кассационной инстанции не применяются правила об участии арбитражных заседателей, заключении соглашения об изменении договорной подсудности, привлечении другого ответчика и замене ненадлежащего ответчика, изменении основания или предмета иска, увеличения или уменьшения исковых требований, привлечения к участию в деле третьих лиц, предъявления встречного иска, ведении протокола судебного заседания.

    Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу на судебный акт арбитражного суда в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления кассационной жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству. В случае если кассационная жалоба поступила в арбитражный суд кассационной инстанции до окончания срока ее подачи, срок рассмотрения кассационной жалобы исчисляется со дня истечения срока подачи кассационной жалобы.

    Срок рассмотрения дела может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

    Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

    По результатам кассационного пересмотра судебных актов первой и апелляционной инстанций (решений, постановлений, определений) принимается судебный акт, именуемый постановлением, которое вступает в законную силу со дня его принятия.

    Содержание постановления арбитражного суда кассационной инстанции закреплено в ст. 289 АПК, согласно которой в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции должны быть указаны:

    В постановлении арбитражного суда кассационной инстанции также указывается на распределение между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы.

    При отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции в резолютивной части постановления должен обозначить все действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом при новом рассмотрении дела. Указания арбитражного суда, рассматривающего дело в кассационной инстанции, в том числе о толковании закона, изложенные в постановлении об отмене решения, постановлении суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело. В данном случае вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.

    Копия постановления арбитражного суда кассационной инстанции направляется лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия (ст. 289 АПК).

    Арбитражный суд кассационной инстанции вправе принять дополнительное постановление применительно к п. 2 и 3 ч. 1 ст. 178 АПК, а также разъяснить принятое им постановление, исправить допущенные в нем описки, опечатки и арифметические ошибки применительно кст. 179 АПК.

    Кассационное арбитражное судопроизводство

    Понятие и значение кассационного производства в арбитражном процессе

    Кассационное производство — самостоятельная стадия арбитражного процесса, сущность которой заключается в проверке федеральными арбитражными судами округов законности вступивших в законную силу решений, постановлений, определений арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.

    Современное кассационное производство — относительно новая стадия, введенная вместе с АПК РФ 1995 г. Она пришла на смену одноименному институту — кассации, существовавшему в период действий АПК РФ 1992 г., и существенно изменилась после принятия АПК РФ 2002 г.

    В соответствии с ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (ред. от 6 февраля 2011 г.) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»1 в системе арбитражных судов РФ созданы федеральные арбитражные суды округов, которые проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.

    Кроме того, федеральные арбитражные суды округов в случаях, установленных законом, рассматривают дела в качестве суда первой инстанции — заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

    На сегодняшний день в Российской Федерации действуют десять федеральных арбитражных судов округов.

    Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    Производство в суде кассационной инстанции имеет специфические цели, объект, субъектный состав.

    Процессуальная цель кассации в арбитражном процессе, которая отличает ее от других инстанций, — проверка законности вступивших в законную силу судебных актов без установления новых обстоятельств дела (в отличие от апелляции, где представление новых доказательств допускается).

    Кроме того, арбитражный суд кассационной инстанции выполняет и ряд процессуальных и организационных функций. Так, федеральный арбитражный суд округа вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику; организует дискуссионные встречи с помощью ВКС с арбитражными судами нижестоящих инстанций по проблемным вопросам и анализу судебной практики.

    Судебный контроль кассационной инстанции за деятельностью нижестоящих судов и руководство ими осуществляется путем вынесения кассацией постановлений по каждому рассматриваемому делу и должны сочетаться с принципами независимости судей и подчинения их только закону, установленными в ст. 120 К РФ.

    Объектом кассационного пересмотра являются исключительно судебные акты, вступившие в законную силу (ст. 273 АПК РФ).

    Поскольку суд кассационной инстанции не вправе исследовать новые доказательства, ему предоставлено полномочие, в отличие от суда апелляционной инстанции, направлять дело на новое рассмотрение (ст. 287 АПК РФ).

    Субъектами кассационного производства являются лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял решение или постановление. В отличие от апелляции в кассационной инстанции не могут участвовать ни свидетели, ни эксперты.

    Важное нововведение, вступившее в силу в середине 2010 г., касается процедуры обращения в арбитражный суд кассационной инстанции с кассационной жалобой. В настоящее время лицо, участвующее в деле, вправе подать кассационную жалобу, только если судебный акт арбитражного суда первой инстанции был обжалован в суде апелляционной инстанции (ст. 273 АПК РФ). До этого момента арбитражно-процессуальное законодательство предоставляло лицам, участвующим в деле, право выбора: обжалование судебного акта арбитражного суда первой инстанции, не вступившего в силу, в апелляционный суд или дождаться вступления судебного акта в законную силу и после этого обжаловать его в суд кассационной инстанции.

    Читайте так же:  Справка об отсутствии административных правонарушений где брать в 2020 году

    Такие изменения однозначно были разработаны и приняты в целях поддержки и защиты прав и интересов лиц, в чью пользу арбитражный суд первой инстанции принимает судебный акт. Кроме того, в результате установления такого порядка обращения в суд кассационной инстанции значительно сократилось число самих кассационных жалоб.

    Порядок обращения и рассмотрения дела в кассационной инстанции: процедура и пределы суда

    Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено АПК РФ, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 273 АПК РФ).

    Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение (ч. 1 ст. 275 АПК РФ).

    Арбитражный суд, принявший решение, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд (ч. 2 ст. 273 АПК РФ).

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, который может быть продлен по ходатайству подателя жалобы в случае его пропуска по уважительной причине. Причем ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование необходимо представлять одновременно с кассационной жалобой (ст. 276 АПК РФ).

    Кассационная жалоба подается в арбитражный суд в письменной форме, подписанная лицом, подающим жалобу, или его уполномоченным на подписание жалобы представителем. Кассационная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в Интернете.

    Требования по форме и содержанию кассационной жалоб отражены в ст. 277 АПК РФ.

    Лицо, участвующее в деле, должно направить отзыв на кассационную жалобу, имеющиеся возражения другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд, непосредственно рассматривающий кассационную жалобу. Отзыв должен быть направлен заблаговременно, до начала судебного заседания. Тем не менее отсутствие отзыва не является препятствием для рассмотрения жалобы (ст. 279 АПК РФ).

    В случае нарушения требований по форме и содержанию кассационная жалоба может быть оставлена без движения, а далее возвращена.

    Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, предусмотренным АПК РФ. Срок рассмотрения кассационной жалобы составляет не более двух месяцев со дня поступления кассационной жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству. В случае если кассационная жалоба поступила в арбитражный суд кассационной инстанции до окончания срока ее подачи, срок рассмотрения кассационной жалобы исчисляется со дня истечения срока подачи кассационной жалобы.

    Согласно ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

    Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

    Кроме того, при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

    Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции

    Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции представляют собой совокупность прав на совершение установленных законом процессуальных действий относительно вступивших в законную силу решения, постановления и определения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.

    В соответствии со ст. 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе:

    Важным отличием кассационной инстанции от апелляционной, о чем уже было сказано ранее, считается то, что кассация не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

    Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, согласно ст. 288 АПК РФ, являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Постановления арбитражного суда кассационной инстанции

    Постановления арбитражного суда кассационной инстанции, так же как и судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, состоят из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

    В постановлении арбитражного суда кассационной инстанции должны быть указаны:

    Указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

    Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


    Помимо постановлений арбитражный суд кассационной инстанции также может выносить определения: в случае оставления жалобы без движения, ее возвращения или прекращения производства по кассационной жалобе.

    Полномочия кассационной инстанции

    Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции — это совокупность прав на совершение установленных законом процессуальных действий относительно вступивших в законную силу решения, постановления суда первой или апелляционной инстанций, проверяемого по кассационной жалобе.

    Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей (ст. 30 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

    В отличие от предыдущих инстанций кассационная инстанция

      1. не рассматривает дело по существу, а проверяет законность принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций судебных актов, устанавливает правильность применения норм материального и процессуального права ;
      2. проверяет, соответствуют ли выводы нижестоящих судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ст. 286 АПК РФ).

    Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу, а также по исследованию ранее не представлявшихся доказательств.

    Читайте так же:  Перечень документов для регистрации перехода права собственности в 2020 году

    Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и второй инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.

    В суде кассационной инстанции стороны по делу не вправе заявлять новые требования и ограничены в представлении дополнительных доказательств.

    Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции (ст. 287 АПК РФ)

    По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

    Основания к отмене решений — это указанные в законе обстоятельства, при наличии которых арбитражный суд кассационной инстанции обязан отменить вынесенное судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции решение, постановление, определение.

    Разделение института апелляционных и кассационных судов: что изменится в отечественной судебной системе, и какие проблемы еще предстоит решить?

    Ирина Соловьева,
    ведущий юрист-аналитик Европейской Юридической Службы

    30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. «Создать суд скорый, правый, милостивый», – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

    Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с «минусами» пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной «столовой», сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

    Елена Трубникова, руководитель
    корпоративно-правовой службы, налоговый консультант

    Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

    Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня Законом № 1-ФКЗ, было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

    Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

    Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

    В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

    Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

    Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

    Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

    В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

    Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

    Законодатель определил понятие «постоянного судебного присутствия» через термин «обособленное подразделение», осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин «обособленное подразделение» встречается и в ст. 55 Гражданского кодекса применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

    Читайте так же:  Федеральные государственные требования к дополнительному образованию в 2020 году

    Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

    В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

    В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

    Сейчас же предлагается введение так называемой «сплошной кассации», то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

    Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

    Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

    Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

    За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение «сплошной кассации», а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

    Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры «сплошной кассации».

    Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

    В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

    Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

    Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что Законом № 1-ФКЗ унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

    Законом № 1-ФКЗ увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

    Согласно ст. 7 Закона № 1-ФКЗ кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

    Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

    Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров «по-новому», в то время как в других – все еще будет действовать «старый» порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый «жесткий» срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

    Постановление суда кассационной инстанции в арбитражном процессе в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here