Последствия конфликта интересов на государственной службе в 2020 году

Самое важное в статье: "Последствия конфликта интересов на государственной службе в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Конфликт интересов на государственной службе. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Как следует из ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность — это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.

Аналогичные понятия содержатся и в ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Этим законом на служащего возложена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения служащий обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя, а также представителя нанимателя.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.

Тем не менее можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Среди них:

— выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

— выполнение иной оплачиваемой работы;

— владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

— получение подарков и услуг;

— имущественные обязательства и судебные разбирательства;

— взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

— явное нарушение установленных запретов.

Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов

Обзоры подготавливаются в соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 27 июня 2017 г. № 59 и во исполнение пункта 11 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 год, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378.

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2

ПРИЗНАКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

магистрант, кафедра конституционного и финансового права юридического факультета, ПГНИУ,

На основе легального определения, закрепленного в ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» [4], мы можем выделить основные признаки конфликта интересов на государственной службе: 1) наличие специального субъекта; 2) наличие личной заинтересованности субъекта; 3) влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом его должностных обязанностей.

Во-первых, следует определить субъекта отношений, в которых возникает конфликт интересов, и, соответственно, установить, на какой круг лиц распространяются данные нормы. Легальное определение не дает ответа на вопрос, замещение каких именно должностей предполагает обязанность по урегулированию конфликта интересов.

Законодателем была предпринята попытка внести ясность в данный вопрос путем введения ч. 3 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции», в которой перечислен круг субъектов, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Однако, данная норма имеет неисчерпывающий характер, поскольку предусматривает возложение обязанностей, связанных с конфликтом интересов, на «иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Следовательно, норма является бланкетной, отсылающей нас к федеральным законам в целом, не указывая конкретных законов, предусматривающих соответствующие категории лиц. Данная ситуация говорит о правовой неопределенности и способна, на наш взгляд, порождать противоречивую правоприменительную практику, связанную с различным толкованием федеральных законов.

Полагаем, что наиболее адекватным решением проблемы будет являться замена бланкетной нормы об иных категориях лиц на нормы, в которых будет исчерпывающим образом определен круг субъектов конфликта интересов, в результате чего будет устранена необходимость поиска норм в специальных федеральных законах.

Во-вторых, необходимо определить содержание понятия «личная заинтересованность». Исходя из буквального толкования закона, личная заинтересованность представляет собой возможность получения различных материальных выгод. Однако, в юридической литературе распространен более широкий подход: это основанное на должностных полномочиях намерение государственного служащего в получении дополнительной возможности увеличения роста объема потребления материальных и нематериальных благ самим государственным служащим, членами его семьи или другой близкой ему социальной группы [1].

В уголовном праве личная заинтересованность также не рассматривается как носящая исключительно корыстный, материальный характер: разъясняется, что она может быть направлена и на получение нематериальных выгод [5].

Следует также заметить, что официальный представитель Правительства РФ Т.В. Блинова, отвечая на вопрос о том, почему в новой редакции ФЗ «О противодействии коррупции» не указано на получение нематериальной выгоды, сообщила следующее: «В Законе установлена именно личная заинтересованность, а то, какие у нас с вами есть имущественные и неимущественные права и чем они регулируются, — просто не нормы этого Закона. Да, безусловно, здесь может быть личная как материальная, имущественная, так и моральная заинтересованность соответственно, здесь просто «личная заинтересованность» [2].

Читайте так же:  Пенсионер рассчитался когда будет произведена индексация в 2020 году

Полагаем, что в данном случае закон подлежит расширительному толкованию. Исходя из значения понятия личной заинтересованности в уголовном законодательстве, разъяснениях Верховного Суда РФ, можно сделать вывод о единстве содержания данного понятия в различных отраслях законодательства. В противном случае уголовное законодательство устанавливало бы ответственность за то, что не предусмотрено законодательством о противодействии коррупции как нарушение.

Следовательно, под личной заинтересованностью должна пониматься как материальная, так и нематериальная заинтересованность. При этом, на наш взгляд, для исключения противоречивых толкований необходимо дополнить ч. 2 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» указанием на то, что под личной заинтересованностью понимается также возможность получения выгод неимущественного характера.

Необходимо также обратиться к вопросу о том, какими лицами могут быть получены перечисленные материальные и нематериальные выгоды. Законодателем не разграничена прямая и косвенная личная заинтересованность. Однако, можно предположить, что критерием разграничения является именно субъект, получающий те или иные выгоды; в таком случае под прямой заинтересованностью следует понимать получение выгод самим должностным лицом, а под косвенной – всеми третьими лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции».

Говоря о получении выгод третьими лицами, отметим, что, на наш взгляд, круг лиц, охватываемых понятием личной заинтересованности, является весьма широким и недостаточно определенным. При установлении таких субъектов, как само должностное лицо и лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, неясности не возникает. Однако установить на практике, с какими гражданами или организациями указанные лица связаны «имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями», достаточно проблематично, учитывая обширность социальных связей между людьми, а также широкое содержание и открытый характер понятия «иные близкие отношения».

Анализируя третий признак конфликта интересов, связанный с влиянием личной заинтересованности на исполнение полномочий, отметим, что при выявлении такой личной заинтересованности необходимо учитывать уровень интенсивности связей, отношений между лицами.

Наконец, необходимо определить, что представляет собой «надлежащее, объективное и беспристрастное» исполнение должностных обязанностей. Данное понятие является, безусловно, оценочной категорией, поскольку отсутствуют конкретные критерии объективности и беспристрастности.

В качестве одного из критериев в юридической литературе предлагается транспарентность – открытость, прозрачность решения, принимаемого должностным лицом. Однако, как отмечает А.Ф. Ноздрачев, транспарентность решения не во всех случаях дает основания оценивать его как объективное, необходимое, надлежащее и непредвзятое. Кроме того, не все решения в публичной сфере могут быть прозрачными, что связано с необходимостью защиты интересов государства и общества [3].

Следовательно, неизбежно наличие элементов субъективности в оценке действий (бездействий), решений должностных лиц. Для повышения объективности оценки действий должностных лиц необходимо основываться, как рекомендует А.Ф. Ноздрачев, только на реальности фактов, а не на том, что можно предполагать относительно возможности действий должностного лица.

Таким образом, признаки конфликта интересов на государственной службе недостаточно четко определены в ФЗ «О противодействии коррупции». Представляется необходимой конкретизация перечисленных признаков с целью достижения правовой определенности и единообразного понимания такого многоаспектного явления, как конфликт интересов.

Список литературы:

  1. Гирин С.А. О соотношении понятий «интерес» и «личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 10. Т. 36. С. 157.
  2. Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Т. 29 (244). 2014 г. Весенняя сессия. 23 апреля – 20 мая. М.: Издание Государственной Думы, 2016. С. 679.
  3. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции // Административное право и процесс. 2016. N 6. С. 39.
  4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. N 266. 30.12.2008.
  5. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // Российская газета. N 207. 30.10.2009.

15. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: понятие, сущность, пути предотвращения, порядок разрешения.

Под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность государственного служащего влияет (или может повлиять) на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает (или может возникнуть) противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда таким правам и интересам.

Конфликт интересов на государственной службе, как правило, приводит к негативным последствиям, возникновению которых способствуют необъективное исполнение государственным служащим должностных обязанностей, противоречия между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, государства. Такие последствия выражаются в нарушении конституционно гарантированных прав граждан, причинении вреда законным интересам граждан, организаций, общества, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации, нанесении ущерба авторитету государства, государственной службы, престижу и имиджу органов государственной власти и управления.

Крайне важно в целях недопущения отрицательных последствий выявить конфликт интересов на ранних стадиях его возникновения и развития. Выявление конфликтной ситуации может производиться путем анализа заявлений служащего об обращении к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, рассмотрения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным служащим, уведомлений о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, служебных записок, обращений граждан и организаций, в том числе в электронном виде, публикаций в средствах массовой информации.

Эффективное урегулирование конфликта интересов на государственной службе обусловлено реализацией предусмотренных Конституцией РФ принципов защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, принципов гражданской службы, внедрением механизма противодействия коррупции, формированием государственной службы как целостного государственно-правового института, совершенствованием системы политических, социально-экономических, правовых, культурных отношений не только на государственном уровне, но и на уровне личных интересов, стремлением к достижению баланса интересов гражданина, общества и государства при решении публичных вопросов.

Способы, формы и методы урегулирования конфликта в каждом конкретном случае зависят от характера и степени его обострения, вида государственной службы, полномочий, функций и направлений деятельности органа государственной власти, служебного положения и должностных обязанностей государственного служащего. Также в условиях конфликтной ситуации необходимо проведение обязательной последующей оценки эффективности урегулирования конфликта интересов в целях исключения ситуации, которая может спровоцировать его повторение.

Читайте так же:  Соглашение о расторжении в части неисполненных обязательств в 2020 году

Федеральный закон «О противодействии коррупции» установил прямую обязанность государственных служащих представлять непосредственному руководителю уведомление в письменном виде о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов, как только служащему станет известно об этом. Отрицательным моментом при таких обстоятельствах является то, что в условиях отсутствия законодательно закрепленного перечня типовых конфликтных ситуаций первоначальная субъективная оценка потенциально конфликтных действий и решений возложена непосредственно на государственного служащего – субъекта конфликта интересов. В этом случае существует большая вероятность невозможности объективного оценивания государственным служащим конфликтной ситуации, а также полноценного и своевременного исполнения им обязанностей по уведомлению руководителя о конфликте интересов.

Кроме того, порядок формирования и состав комиссии по урегулированию конфликта интересов позволяют предположить возможность существования определенной зависимости принимаемого такой комиссией решения о наличии либо отсутствии личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов, от решения представителя нанимателя в отношении служащего.

Президент подписал закон о конфликте интересов

Президент РФ подписал закон, вводящий для чиновников обязанность принимать меры по предотвращению конфликта интересов на госслужбе.

Как сообщает пресс-служба Кремля, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

Закон вводит для чиновников обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по урегулированию конфликта интересов.

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования

Дата и время размещения:

24 апреля 2016 12:00

Дата и время изменения:

16 октября 2019 22:51

Сообщить об ошибке

Министерство труда
и социальной защиты
Российской Федерации

Телефон: +7 (495) 587-88-89

Адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21

Основные разделы

Дополнительные возможности

  • Карта сайта
  • RSS
  • Техническая поддержка
  • Статистика посещаемости сайта
  • Версия для слабовидящих
  • English version

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 3.0
Официальный интернет-ресурс

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядок их урегулирования (с обзором)

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2019 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2019
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

Последствия конфликта интересов на государственной службе в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Методика Генеральной прокуратуры РФ «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

В случае, если служащий владеет ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

— увольнение в связи с утратой доверия;

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Читайте так же:  Участник госпрограммы по переселению в россию соотечественников в 2020 году

Так, в 2016 году прокурорами выявлено 2,5 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неурегулированием конфликта интересов.

В целях их устранения прокурорами внесено более 1 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 728 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе 56 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволено в связи с утратой доверия.

В 2016 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности следующие должностные лица:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ.

— выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

— нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;

— участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность;

— заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;

— предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов;

— владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций).

Анализ показал, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Примеры ситуаций конфликта интересов

Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов чиновница не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена в связи с утратой доверия.

Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера.

Главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник — директор МУП уволен.

Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность.

По представлению прокуратуры Ивановской области уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у нее конфликта интересов, связанных с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы.

Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего.

После вмешательства прокуратуры Ульяновской области мер по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат — директор общества с ограниченной ответственностью.

Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов.

Житель Пензенской области путем предоставления в областное Управление по развитию предпринимательства подложных документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела (возбужденного по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества), предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей муниципального бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника Управления социальной защиты населения администрации района, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Прокуратурой Костромской области установлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлекший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, судом он отстранен от занимаемой должности.

Владение служащим ценными бумагами, банковскими вкладами.

Председатель Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области и его заместитель на протяжении нескольких лет принимали решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ними коммерческих структур. При этом они не указали сведения о вхождении себя и членов своих семей в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не приняли мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора должностные лица уволены губернатором области в связи с утратой доверия.

Читайте так же:  Техническое обслуживание газового оборудования в частных домах в 2020 году

Заключение

Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В связи с этим стоящие перед органами прокуратуры задачи по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части урегулирования конфликта интересов на государственной службе представляют особую актуальность.

Обзор документа

Генпрокуратура РФ разработала памятку для служащих о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе.

Так, служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя/работодателю.

Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Указаны ситуации, в которых конфликт интересов наиболее вероятен. Во всех случаях конфликт обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним физ — и юрлиц. В основном выявленные факты связаны с оказанием преференций себе либо близким родственникам.

Приведены примеры ситуаций конфликта интересов.

«Глас Народа»

Прокуратура разъясняет: Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе: определение, способы его предотвращения и (или) урегулирования

На вопросы отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Самарской области Вадим Федорин.

— «Что понимается под конфликтом интересов?»

Определение конфликта интересов дано в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно данной нормы, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

— «На кого распространяется данное определение?»

Данное определение применено законодателем для целей Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), в части 1 статьи 19, и Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ), в части 1 статьи 14.1, то есть, распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

Из содержания рассматриваемого определения следует, что обязательным условием наличия в действиях должностного лица конфликта интересов является наличие у него личной заинтересованности.

— «Как определить «личную заинтересованность»?»

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (подробно см. ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Аналогичным образом данное определение личной заинтересованности применяется для целей Федерального закона № 79-ФЗ (часть 3 статьи 19) и Федерального закона № 25-ФЗ (часть 2 статьи 14.1), то есть, также распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

— «В чем выражается личная заинтересованность на практике?»

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества.

1) Самим служащим.

Например, служащий обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции. Здесь имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний.

2) Лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками). К ним, как уже было сказано выше, относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Например, служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность — его сын. Возникает личная заинтересованность, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами.

Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.

Например, бывшая супруга служащего была трудоустроена в возглавляемый им отдел. Суд выявил конфликт интересов, поскольку установил, что бывшие супруги продолжают проживать вместе и совместно воспитывают детей.

3) Организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Например, мать супруги служащего была единственным участником общества. С данным ООО служащий от имени местной администрации подписал контракт и в дальнейшем принял работы по нему. В силу личной заинтересованности служащего организация получила доходы, выгоды и преимущества, также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ.

К случаям возникновения личной заинтересованности относятся и ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья служащего, его родственников.

Какие меры нужно принять государственным гражданским и муниципальным служащим для предотвращения или урегулирования конфликта интересов?

Перечень таких мер не является исчерпывающим.

Вместе с тем, при наличии конфликта интересов или угрозы его возникновения служащий обязан предпринять следующие действия.

1) Сообщить представителю нанимателя (работодателю) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона N 79-ФЗ, пункт 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ).

Для этого необходимо направить представителю нанимателя (работодателю) соответствующее уведомление.

2) При необходимости осуществить самоотвод (часть 5 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).

Случаи самоотвода и его порядок устанавливаются законодательством РФ. Однако в настоящее время такой документ на федеральном уровне не принят.

Представляется, что самоотвод может быть заявлен, например, если служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов — его родственник.

Читайте так же:  Юридическая консультация по кредитной задолженности бесплатно в 2020 году

3) Отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов (часть 4 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, часть 3.1 статьи 19 Федерального закона N 79-ФЗ, часть 2.1 статьи 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ).

Например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера.

4) Передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ, часть 2 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ, часть 2.2 статьи 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ).

Передача осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

— «Каковы последствия для государственного или муниципального служащего за невыполнение антикоррупционного законодательства?»

Непринятие государственным гражданским (муниципальным) служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение лица с государственной гражданской (муниципальной) службы.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕУРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

магистрант, кафедра конституционного и финансового права юридического факультета, ПГНИУ,

Обязательность принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов обеспечивается закрепленными в законодательстве санкциями за неисполнение данной обязанности. При этом, если правонарушение заключалось исключительно в непринятии необходимых в соответствии с законодательством мер по урегулированию конфликта интересов и не имело признаков административного правонарушения или преступления, государственный служащий несет только дисциплинарную ответственность. Однако, порядок привлечения к ответственности и виды дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены в такой ситуации, сопряжены с некоторыми проблемными вопросами.

В силу ч. 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции», непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет его увольнение в соответствии с законодательством РФ [4].

Стоит отметить, что представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о несоблюдении государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов, является одним из оснований для проведения заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов.

По итогам рассмотрения данного вопроса комиссия может установить факт несоблюдения государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов. В случае принятия такого решения комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения соответствующих требований либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

Следовательно, решение комиссии выполняет роль рекомендации и не имеет обязательной юридической силы для руководителя государственного органа. Важно отметить, что рекомендательный характер принимаемых комиссиями решений означает невозможность их самостоятельного обжалования в суде [1].

Таким образом, государственному служащему, не согласному с примененной в отношении него мерой дисциплинарного взыскания, следует обжаловать не решение комиссии, на основании рекомендаций которого применена данная мера, а само дисциплинарное взыскание, примененное работодателем.

Исходя из буквального толкования ч. 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции», единственной мерой дисциплинарной ответственности, которая может быть применена к государственному служащему в случае непринятия указанных мер, является увольнение государственного служащего.

Однако, буквальное толкование закона противоречит положениям, согласно которым комиссия может по итогам рассмотрения материалов проверки, свидетельствующих о несоблюдении государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов, применить к государственному служащему «конкретную меру ответственности». Таким образом, в Положении отсутствует указание на то, что единственной мерой ответственности является увольнение.

Статья 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает увольнение в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Однако, статьей 57 данного ФЗ предусмотрены и иные дисциплинарные взыскания, такие, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Согласно ч. 2 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», при применении взысканий учитываются характер коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства его совершения и т.д. Важно также отметить, что, согласно ч. 3.1 данной статьи, при малозначительности коррупционного правонарушения, на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов к гражданскому служащему может быть применено взыскание в виде замечания [3].

Таким образом, очевидно, что законодателем допускается и применение иных мер ответственности помимо увольнения в связи с утратой доверия.

Данная позиция находит свое подтверждение и в юридической литературе. Так, по мнению Т.А. Тухватуллина, утрата доверия представляет собой исключительно субъективное отношение к государственному служащему, которое формируется у работодателя на основе множества обстоятельств, связанных с деятельностью государственного служащего, его репутацией, личными, моральными качествами. Поэтому такие ситуации, как несвоевременное направление уведомления о конфликте интересов или о возможности его возникновения, не во всех случаях влекут утрату доверия работодателя к государственному служащему.

В связи с изложенным, увольнение в связи с утратой доверия, как отмечает Т.А. Тухватуллин, должно осуществляться на основе индивидуального подхода, учета степени вины государственного служащего, уважительности причин непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов [6].

Представляется возможным согласиться с мнением Т.А. Тухватуллина. Применение такой меры, как увольнение в связи с утратой доверия, ко всем без исключения государственным служащим, не принявшим обязательные меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, представляло бы собой воплощение формализма. Необходимо в каждом случае оценивать все обстоятельства дела и принимать кадровые решения на их основе.

Важно также отметить, что на практике меры дисциплинарного характера по фактам нарушений требований, связанных с неуведомлением или несвоевременным уведомлением о конфликте интересов, применяются, как правило, в виде объявления служащим замечаний и выговоров; увольнения в связи с утратой доверия применяются в исключительных случаях и носят единичный характер. Это подтверждается и судебной практикой: достаточно часто в подобных случаях государственному служащему объявляется выговор [2], выносится предупреждение о неполном должностном соответствии [5].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, привлечение государственного служащего к дисциплинарной ответственности всецело зависит от представителя нанимателя, поскольку именно он уполномочен применять к государственному служащему дисциплинарные взыскания. При этом представитель нанимателя не обязан учитывать решение комиссии по урегулированию конфликта интересов в связи с рекомендательным характером таких решений.

Последствия конфликта интересов на государственной службе в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here