Порядок расследования случаев профессиональных заболеваний в 2020 году

Самое важное в статье: "Порядок расследования случаев профессиональных заболеваний в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания

Выполнение трудовых обязанностей может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья. В таких ситуациях сотрудник может претендовать на получение пособий от работодателя и государства. Поэтому важно знать, как проходит расследование профзаболеваний на производстве, и в каких случаях положена компенсация.

Общие положения

Профессиональные заболевания возникают в результате единовременного или постоянного воздействия на организм человека негативных факторов в результате исполнения им трудовых обязанностей. Они встречаются двух видов:

В первом случае болезнь возникает из-за однократного воздействия на работника вредного фактора, из-за чего возникает временная нетрудоспособность. Хроническое заболевание появляется при длительном влиянии на организм негативных факторов производства. В результате человек лишается трудоспособности на длительное время или навсегда. В основе профзаболевания могут лежать этиологические факторы.

Профзаболевание: в каких случаях необходимо расследование

Учет и расследование профзаболеваний необходимо в случае, если оно появилось из-за негативных факторов, повлиявших на самочувствие человека в результате выполнения трудовых обязанностей.

Процедура распространяется на следующие категории лиц:

  • сотрудники, с которыми заключен трудовой договор;
  • работники по гражданско-правовому соглашению;
  • студенты высших учебных заведений, заключившие договор на время практики;
  • заключенные, выполняющие трудовые обязанности.

Расследование может проводиться и если пострадали другие граждане, задействованные в производстве организации или индивидуального предпринимателя.

Порядок диагностирования и передачи сведений об острых профзаболеваниях

Предварительный диагноз об остром профессиональном заболевании (отравлении вредными факторами) ставится в любом медицинском учреждении, куда обратился пострадавший. В течение суток врач должен передать информацию в Роспотребнадзор и руководителю организации, где числится работник. Если пострадавших несколько, то документы оформляются на каждого из них.

После получения сведений сотрудники Роспотребнадзора обязаны:

  • начать выяснять причины возникновения болезни;
  • составляет акт о санитарно-гигиенических условиях рабочего места;
  • передает информацию в Отдел по труду.

Медицинская организация должна установить окончательный диагноз и причины, которые вызвали профзаболевание. Подготовленный документ направляется в Роспотребнадзор, страховую компанию, работодателю и учреждение здравоохранения, где был установлен начальный диагноз.

Диагностирование и передача информации о хронических профессиональных болезнях

Если сотрудник обратился в медицинскую организацию, и ему поставлен предварительный диагноз хронического профзаболевания, то информация об этом передается Роспотребнадзор. Госслужащие должны составить справку о санитарно-эпидемиологических условиях рабочего места на основании изучения следующих документов:

  • копия трудовой книжки;
  • документы о прохождении медосмотров;
  • ранее поставленные диагнозы.

Медицинская организация, где было проведено изначальное диагностирование заболевания, направляет пострадавшего в Центр профпатологий, сотрудники которого должны поставить заключительный диагноз. Они определяют, связано ли ухудшение здоровья с вредными факторами на производстве. Заключение направляется работодателю, страховщику и в медорганизацию, направившую пострадавшего. Работник также должен получить документ под роспись.

Комиссия по расследованию

После получения заключения работодатель обязан создать комиссию по расследованию профзаболевания. Об этом в течение 10 дней издается распорядительный акт.

В комиссию входят сотрудники следующих ведомств:

  • Роспотребнадзора;
  • медицинской организации;
  • профсоюза учреждения.

Порядок расследования профзаболевания на производстве

Для расследования острого или хронического ухудшения состояния здоровья работника организации, работодатель обязан:

  • предоставлять материалы и документы, которые могут понадобиться комиссии в процессе разбора причин появления профзаболевания;
  • проводить все необходимые исследования для установления состояния рабочего места;
  • контролировать сохранность документации комиссии.

Для расследования понадобится представить следующую документацию:

  • распорядительный акт о создании комиссии;
  • информация о результатах проводимых медосмотров;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • санитарно-гигиенические заключения об условиях рабочего места.


В процессе расследования комиссия ведет опрос работодателя, пострадавшего и других сотрудников для установления нарушений, повлекших ухудшение состояния здоровья. Все показания фиксируются в специальных протоколах. Комиссия может затребовать и другие документы, в том числе медицинские справки о состоянии здоровья пострадавшего.

Оформление акта

По результатам проведенного расследования составляется акт в пяти экземплярах. Документ подписывается всеми членами комиссии и утверждается в Роспотребнадзоре. В акте содержится информация о причинах появления профзаболевания, всех обстоятельствах дела. В документе подробно излагаются санитарно-эпидемиологические условия рабочего места, выявленные нарушения, перечисляются должностные лица, ответственные за это. Если пострадавший частично виноват в ухудшении своего здоровья, то его вина оценивается в процентном соотношении.

После окончания расследования работодатель издает приказ об устранении выявленных нарушениях и дисциплинарном взыскании ответственных лиц. Это необходимо для предотвращения подобных случаев. О принятых мерах необходимо письменно отчитаться в Роспотребнадзор в течение месяца после вынесения окончательного решения.

Акт о расследовании профзаболевания необходимо предоставить в следующие службы:

  • Роспотребнадзор;
  • страховую компанию;
  • медицинское учреждение.

Один из экземпляров остается у пострадавшего сотрудника, другой – у работодателя. Документ должен храниться в архиве не менее 75 лет.

Учет профзаболеваний

Учет профзаболеваний ведется в отделе Роспотребнадзора. Государственные служащие фиксируют следующую информацию:

  • уведомления о постановке предварительного или заключительного диагноза от медучреждения;
  • санитарно-гигиенические заключения об условиях на рабочем месте;
  • акты комиссии по расследованию профзаболеваний.

Для составления заключения о санитарно-гигиенических условиях труда сотрудники Роспотребнадзора могут попросить у работодателя следующую информацию:

  • акты об аттестации рабочих мест;
  • результаты лабораторных исследований факторов риска;
  • справки и документы по охране труда и пр.

В заключении указываются используемые на рабочем месте средства индивидуальной защиты, режим труда и другие факторы, которые могли привести к негативным последствиям для здоровья сотрудника. Если работодатель не согласен с актом, то он может письменно аргументировать свое мнение и направить его в вышестоящие инстанции не позднее, чем через месяц после получения.

Читайте так же:  Характеристика выдана для предоставления по месту требования в 2020 году

Что положено работнику при возникновении профзаболевания

Трудовым законодательством регулируются права работника, который пострадал от вредных факторов на производстве, и в результате получил острое или хроническое профзаболевание.

Основные гарантии для сотрудника:

  • преимущества при сокращении штата организации;
  • перевод на другую должность с сохранением среднего заработка;
  • проезд в лечебные учреждения за счет работодателя;
  • при нетрудоспособности, появившейся из-за травмы или заболевания, полученном на рабочем месте, за сотрудником на весь период сохраняется средний заработок;
  • если работник погиб из-за вредных или опасных условий труда, то компенсации выплачиваются членам его семьи.

Из-за воздействия вредных факторов или несоблюдения требований по охране труда, сотрудники могут получить травму или профзаболевание. Расследованием причин занимается комиссия, в которую входят представители нескольких ведомств, в том числе Роспотребнадзора. По его завершению составляется акт, где указываются вредные факторы, приведшие к ухудшению здоровья сотрудника. Работодатель обязан в кратчайшие сроки исправить все нарушения и отчитаться об этом в Роспотребнадзор.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Порядок расследования несчастных случаев на производстве определен ст.229 Трудового Кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73, в соответствии с которыми по каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника на основании медицинского заключения на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного рабочего дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве.
В случае получения работником травмы работодатель обязан:

  1. немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в лечебное учреждение,
  2. принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц,
  3. сохранить неизменным до начала расследования место происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей) или подробно описать место происшествия,
  4. в течение суток (при групповом, тяжелом, со смертельным исходом несчастных случаях на производстве) сообщить:
  • в государственную инспекцию труда в городе Москве,
  • в прокуратуру по месту происшествия,
  • в орган исполнительной власти субъекта РФ,
  • страховщику по обязательному социальному страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний,
  • в организацию, направившую работника, с которым произошел случай,
  • в соответствующий профсоюзный орган и др.
  • назначить приказом комиссию по расследованию несчастного случая.

В работе комиссии может принимать участие доверенное лицо пострадавшего. О случаях острого отравления работодатель сообщает также в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом проводится комиссией в течение трех дней.

Заверенные копии материалов расследования несчастного случая и оригиналы акта по форме Н-1 должны быть направлены в трехдневный срок после их утверждения страховщику по обязательному социальному страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а по групповым, тяжелым и со смертельным исходом несчастным случаям на производстве, также, копии материалов направляются: в прокуратуру по месту происшествия, в государственную инспекцию труда в городе Москве и другие.

Порядок расследования профессионального заболевания.

При установлении предварительного диагноза — хроническое профессиональное заболевание (отравление) извещение о профессиональном заболевании работника в 3-х дневный срок направляется в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор в 2-х недельный срок со дня получения извещения представляет в учреждение здравоохранения – санитарно-гигиеническую характеристику условий труда.

Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз-хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного в центр профессиональной патологии, клинику или в отдел профессиональных заболеваний медицинский научных организаций клинического профиля (далее именуется Центр профессиональной патологии).

Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз- хроническое профессиональное заболевание, составляет медицинское заключение и в 3-х дневный срок отправляет соответствующее заключение в управление Роспотребнадзора, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившего больного.

Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания, образует комиссию по расследованию профессионального заболевания, возглавляемую главным врачом Управления Роспотребнадзора либо территориального отдела Управления Роспотребнадзора. В состав комиссии входит представитель работодателя, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного представительного органа, и другие специалисты.

Комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.

На основании рассмотрения документов комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.

Если комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия устанавливает степень вины застрахованного (в процентах).

По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по форме приложения к Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000г. №967.

Акт о случае профессионального заболевания составляется в 3-х дневный срок по истечении срока расследования в 5 экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, Управлени Роспотребнадзора, центра профессиональной патологии и страховщика.

Читайте так же:  Постановление правительства 373 помощь ипотечным заемщикам в 2020 году

Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом Управления Роспотребнадзора и заверяется печатью.

Порядок расследования случаев профессиональных заболеваний в 2020 году

Вы используете старую версию веб-браузера, и корректная работа сайта на ней не гарантируется.Пожалуйста, обновите Ваш веб-браузер!

2020-2022: действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания сохранятся

Кроме того, в целях стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс проектом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

Проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов положены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (базовый вариант), разработанного Минэкономразвития России (письмо от 27 августа 2019 г. № 28547-ПБ/Д03и) (далее – прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года), с учетом показателей отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) за 2018 год, а также данные Фонда о расходах на обеспечение по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности за 2018 год.

При подготовке законопроекта использованы следующие основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

– фонд заработной платы: на 2020 год – 25 909 млрд. рублей, на 2021 год – 27 591 млрд. рублей и на 2022 год – 29 545 млрд. рублей;
– номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2020 год – 48 942 рубля, на 2021 год – 51 904 рубля, на 2022 год – 55 295 рублей;
– индекс потребительских цен: на 2019 год – 103,8%, на 2020 год – 103,0%, на 2021 год – 104,0%, на 2022 год – 104,0%.

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года темп роста по годам фонда заработной платы, на основе которого производится расчет прогнозных показателей доходов от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020-2022 годы, превышает темп роста индекса потребительских цен, который применяется при индексации размеров страховых выплат.

Законопроектом предлагается установить, что в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2019 году, – 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II или III группы.

Статьей 2 законопроекта предусматривается распространение указанной льготы в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов, так же, как и в 2019 году.

Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.

Читайте так же:  Постановление о привлечении специалиста в исполнительном производстве в 2020 году

Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом № 125-ФЗ, в 2020 году составит 108,7 млрд. рублей, в 2021 году – 112,8 млрд. рублей, в 2022 году – 117,2 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на доставку и пересылку страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.

При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (с 1 января 2020 г. – 100 512,29 рубля, с 1 февраля 2020 г. – 104 331,76 рубля, с 1 февраля 2021 г. – 107 461,71 рубля и с 1 февраля 2022 г. – 111 760,18 рубля), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2020-2022 годах – 1 млн. рублей).

При расчете расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний учтены ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных страхователем в предшествующем календарном году на выплату обеспечения по страхованию, при условии направления страхователями дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством).

При расчете расходов на ежемесячные и единовременные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат с 1 февраля соответствующего года на индекс потребительских цен за предшествующий год: в 2020 году – 1,038 (по 2019 году), в 2021 году – 1,03 (по 2020 году), в 2022 году – 1,04 (по 2021 году).

В 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов при сохранении таких же, как и в 2019 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) составит в 2020 году 133,8 млрд. рублей, в 2021 году – 142,4 млрд. рублей, в 2022 году – 152,5 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом других расходов, предусмотренных законодательством.

Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2020-2022 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании. Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.

Статья 1

Установить, что в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Статья 2

Установить, что в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 настоящего Федерального закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Сроки расследования профессиональных заболеваний

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором
Читайте так же:  Цены земельный участок сельскохозяйственного назначения в 2020 году

Вернуться назад на Профессиональное заболевание

Сроки расследования несчастных случаев

На практике часто возникают следующие вопросы: на какие документы, содержащие разные сроки их выполнения, следует ориентироваться при расследовании несчастных случаев, произошедших на производстве? Аналогичен ли 10-дневный срок, указанный в Положении о расследовании профзаболеваний, продублированный в Инструкции, утв. приказом Минздрава России № 176, срокам, указанным в ст. 229 ТК РФ? Учитывая, что правоприменителю приходится сталкиваться в перечисленных актах с фактически тождественными случаями, имеющими разные сроки расследования, попытаемся разобраться, какие же из указанных документов имеют не только приоритет, но и реальные сроки их исполнения.

Статья 229 ТК РФ определяет общий порядок расследования любых несчастных случаев на производстве, в т. ч. и острых отравлений, если они соответствуют условиям и критериям, изложенным в ст. 227 ТК РФ. Негрупповой и нетяжелый несчастный случай без смертельного исхода должен рассматриваться одним составом комиссии, причем в течение 3 дней, а групповой, тяжелый и со смертельным исходом — другим, расширенным составом и уже в течение 15 дней. Эти же сроки указаны в постановлении Минтруда России № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Сроки и порядок расследования профзаболеваний

Согласно ч. 4 ст. 227 ТК РФ несчастный случай на производстве является страховым, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отсюда можно сделать вывод, что при отсутствии в ТК РФ специальных правил расследования профзаболеваний порядок, установленный для расследования несчастных случаев, является общим, в т. ч. и для расследования профзаболеваний.

Однако такой вывод оказывается преждевременным, т. к. совсем иные сроки указаны в упомянутом выше Положении о расследовании профзаболеваний. И хотя данное Положение применяется в части, не противоречащей ТК РФ (см. ст. 423 ТК РФ), но, учитывая, что оно до сих пор не приведено Правительством РФ в соответствие с Кодексом, представляем читателям обзор его действующих норм, сопоставив их с соответствующим законодательством.

Так, в соответствии с п. 7 Положения о расследовании профзаболеваний при установлении предварительного диагноза «острое профессиональное заболевание (отравление)» учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание, а также сообщение работодателю по форме, установленной Минздравом России.

ЦГСЭН в течение суток со дня получения экстренного извещения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, после чего составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или месту прикрепления работника (далее — учреждение здравоохранения).

В случае несогласия работодателя (его представителя) с содержанием санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника он вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к характеристике.

Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно-гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз — острое профессиональное заболевание (отравление) — и составляет медицинское заключение.

При установлении предварительного диагноза «хроническое профессиональное заболевание (отравление)» извещение о профессиональном заболевании работника в трехдневный срок направляется в ЦГСЭН (п. 11 Положения о расследовании профзаболеваний).

ЦГСЭН в двухнедельный срок со дня получения извещения представляет в учреждение здравоохранения санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника.

Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз — хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (Центр профессиональной патологии (ЦПТ), клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля).

ЦПТ на основании клинических данных о состоянии здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз — хроническое профессиональное заболевание (в т. ч. возникшее спустя длительное время после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в трехдневный срок направляет соответствующее извещение в ЦГСЭН, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного (п. 14 Положения о расследовании профзаболеваний).

Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику под расписку и направляется страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.

Установленный диагноз — острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) — может быть изменен или отменен ЦПТ на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается только на ЦПТ Минздрава России.

Извещение об изменении или отмене диагноза профессионального заболевания направляется ЦПТ в ЦГСЭН, работодателю и в учреждение здравоохранения в течение 7 дней после принятия соответствующего решения.

Ответственность за своевременное извещение о случае острого или хронического профессионального заболевания, об установлении, изменении или отмене диагноза возлагается на руководителя учреждения здравоохранения, установившего (отменившего) диагноз (п. 18 Положения о расследовании профзаболеваний).

Работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания (далее — расследование).

В течение 10 дней с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза — профессиональное заболевание — он образует Комиссию по расследованию профессионального заболевания (далее — Комиссия), возглавляемую главным врачом ЦГСЭН. В состав Комиссии входят: представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. В расследовании могут принимать участие и другие специалисты (п. 19 Положения о расследовании профзаболеваний).

Читайте так же:  Определение суда о приостановлении исполнительного производства в 2020 году

Из вышеизложенного следует, что при точном соблюдении сроков, установленных в Положении о расследовании профзаболеваний для всех перечисленных органов здравоохранения, извещение с заключительным диагнозом — острое отравление — должно поступить к работодателю минимум через 2 недели после выявления острого профзаболевания (отравления), а при хроническом отравлении — через 4 недели. И только после его получения работодатель в течение 10 дней образует Комиссию, которая обязана в срок, не установленный Положением, провести расследование и по его результатам составить акт о случае профессионального заболевания.

Работодатель в месячный срок после завершения расследования обязан на основании акта о случае профессионального заболевания издать приказ о конкретных мерах по предупреждению профессиональных заболеваний. Об исполнении решений Комиссии работодатель письменно сообщает в ЦГСЭН (п. 29 Положения о расследовании профзаболеваний).

Кто возглавляет комиссию по расследованию на предприятии

Основными ситуациями, при которых на предприятии формируются комиссии по расследованию, выступают несчастные случаи или профзаболевания сотрудников. При этом работодателю обязательно необходимо соблюдать требования законодательства и помнить о том, кто возглавляет комиссию по расследованию несчастного случая или профессионального заболевания – законодательство предполагает председательствование различных лиц в разных ситуациях. Несоблюдение установленных требований может повлечь за собой привлечение работодателя к ответственности и аннулирование результатов расследования и всех их правовых последствий.

Комиссии по расследованию на предприятии – когда и как они формируются

Трудовое законодательство в качестве одного из механизмов социального партнерства предусматривает возможность организации на предприятии различных комиссий, занимающихся решением определенных вопросов. При этом данные комиссии могут формироваться с различными целями – для проверки уровня знаний сотрудников, для разрешения имеющихся трудовых споров и в прочих ситуациях, предусмотренных существующими законами и локальными актами самого предприятия.

Законодательное регулирование формирования комиссий является наиболее строгим при необходимости проведения определенных расследований. Комиссии по расследованию на предприятия формируются в следующих случаях:

  • Появление профессионального заболевания у сотрудника. В данной ситуации формирование комиссии является обязательным соответственно законодательным требованиям. При этом к участию в ней также должны быть привлечены не только заинтересованные стороны, но и специалисты медучреждений – и порядок того, кто возглавляет комиссию по расследованию профессионального заболевания, строго закреплен в требованиях законодательства.
  • Несчастный случай. В данной ситуации формирование комиссии также является обязательным, однако она создается в ином порядке и её председателем выступает другое лицо. Поэтому всем заинтересованным лицам необходимо знать, кто возглавляет комиссию по расследованию несчастного случая на предприятии и как именно формируется такая комиссия.
  • Дисциплинарное нарушение. Работодатель обязан проводить расследование по каждому факту нарушения сотрудниками дисциплины с целью применения дисциплинарных взысканий. Однако формирование комиссии в данной ситуации не является обязательным в ряде случаев.

Кто возглавляет комиссию по расследованию профессионального заболевания

С нормативной точки зрения, понятие профзаболеваний и комиссий по их расследованию в Российской Федерации преимущественно регулируется принципами Постановления Правительства РФ №967 от 15.12.2000. Вкратце, порядок работы таковой комиссии выглядит следующим образом:

  1. Работник проходит медицинское обследование в любом медучреждении, как в рамках профосмотра, так и по собственному желанию.
  2. Если врач, проводящий обследование или ведущий лечение пациента, обнаруживает у него в качестве предварительного диагноза заболевание, он обязан известить об этом госцентр санэпидемнадзора.
    • При острой форме заболевания извещение должно быть направлено в течение суток после установления диагноза. Кроме этого, врач или медучреждение обязаны в этот же срок направить работодателю извещение.
    • При обнаружении хронического профзаболевания уведомляются лишь надзорные органы в трехдневный срок, а работодатель уведомляется лишь центром профпатологии после ряда обязательных процессуальных действий.
  3. Работодатель, в десятидневный срок с момента получения извещения обязан обеспечить создание и функционирование комиссии по расследованию профессионального заболевания.

Ответ же на вопрос о том, кто возглавляет комиссию по расследованию профессионального заболевания, содержится в нормативах вышеозначенного правительственного постановления. Председателем в означенной ситуации выступает главврач государственного учреждения санэпидемнадзора. Кроме него в комиссии должны присутствовать представители сторон трудовых взаимоотношений, организации здравоохранения, ответственный за охрану труда и член профсоюза, если таковой есть на предприятии.

Кто возглавляет комиссию по расследованию несчастного случая

Порядок формирования и полномочия комиссий, создаваемых для расследования несчастных случаев на производстве, рассматривается преимущественно положениями статьи 229 Трудового кодекса РФ, в которой рассматриваются обязанности работодателя и иных лиц, связанных с расследованием, точный порядок действий, и проводится выяснение всех обстоятельств несчастного случая, равно как и определяются виновные лица.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рассматривая же вопрос того, кто возглавляет комиссию по расследованию несчастного случая на производстве, необходимо отметить, что конкретный председатель комиссии будет зависеть от обстоятельств. А именно:

  • В случае отсутствия тяжелого вреда здоровью или смертей сотрудников, комиссию по расследованию несчастного случая возглавляет работодатель или его представитель.
  • Когда случай был связан со смертью либо тяжелым вредом для здоровья, то возглавляет комиссию представитель госинспекции по труду или иного надзорного органа в трудовой сфере.
Порядок расследования случаев профессиональных заболеваний в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here