Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля после дтп в 2020 году

Самое важное в статье: "Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля после дтп в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 433-П
«О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»

См. Пояснительную записку к настоящему Положению

На основании статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) настоящим Положением утверждаются правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

1. Объектами независимой технической экспертизы (далее — экспертиза) являются:

транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства потерпевшего;

иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;

иные объекты, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.

2. Экспертиза проводится на основании:

регистрационных документов на транспортное средство;

документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий);

справки о дорожно-транспортном происшествии (при ее наличии);

направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком;

иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.

3. Для проведения экспертизы страховщик, потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора.

4. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего).

В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям.

Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

5. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

6. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организации), относятся случаи, когда:

эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;

эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;

страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.

7. Расходы, связанные с организацией и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное.

При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен (должна быть уведомлена) инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы (страховщика или потерпевшего) нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении.

8. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Экспертное заключение должно включать:

полное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения экспертной организации / фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

порядковый номер и дату составления;

основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами);

фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего — физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего — юридического лица;

перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации;

дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия);

данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве);

сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших;

вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;

перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы;

описание проведенных исследований;

ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы;

выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы;

выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.

9. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

Читайте так же:  Сколько стоит услуги нотариуса при оформлении доверенности в 2020 году

10. Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью.

Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.

11. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619).

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2014 г.
Регистрационный N 34212

Установлены новые правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при ДТП.

На экспертизу представляется автомобиль потерпевшего (его остатки). Также могут быть представлены иные причастные к ДТП транспортные средства и объекты.

Сокращен перечень обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы конкретным экспертом-техником (экспертной организацией).

Обновлены требования к содержанию экспертного заключения.

Введено требование к экспертам о хранении копий экспертных заключений и другой документации, связанной с проведением экспертизы, в течение 3 лет.

Предусмотрена возможность проведения не только повторной экспертизы (при несогласии с выводами первичной), но и дополнительной (для исследования вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной или повторной экспертизе).

При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен о наличии первичной экспертизы. Другой стороне (страховщику или потерпевшему) заблаговременно письменно сообщается о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного автомобиля, то повторная экспертиза может проводиться без осмотра транспортного средства на основании имеющегося акта.

Новые правила вводятся в действие с момента признания утратившими силу прежних.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2014 г.
Регистрационный N 34212

Настоящее Положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств»

Текст Положения опубликован в «Вестнике Банка России» от 8 октября 2014 г. N 93

Для чего нужна независимая экспертиза после ДТП в 2019 году

Неизбежным последствием любого дорожно-транспортного происшествия является механическое повреждение транспортного средства, устранение которого стоит определённых финансовых затрат. В такой ситуации важно правильно определить точную стоимость ремонта, а для этого часто требуется независимая экспертиза после ДТП. Только она поможет непредвзято оценить масштабы причинённого вреда и уточнить затраты на восстановление.

В чем суть

Порядок проведения независимой экспертизы автомобилей регламентируются статьями 12 (ч.10 и 11), 12.1 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”от 25 апреля 2002 г. и Правилами проведения независимой экспертизы Банка России. Когда пострадавшая в результате ДТП сторона обращается за страховым возмещением по ОСАГО, страховщик обязан провести независимую экспертизу для определения суммы выплаты. Эта процедура часто проводится организациями, которые сотрудничают со страховой компанией. В этой ситуации не исключены попытки умышленного занижения суммы имущественного ущерба с целью уменьшить размер страховой выплаты.

Автовладелец при несогласии с заключением эксперта, приглашённого страховщиком, вправе обратиться в другую организацию и заказать независимую оценку причинённого вреда.

Автоэкспертиза проводится также по запросу следственных и судебных органов при наличии пострадавших, получивших тяжелые повреждения, или погибших в результате ДТП. В этой ситуации проверка инициируется не только с целью оценки материального ущерба, но и для выявления виновников происшествия и определения степени их вины.

Виды экспертиз, проводимых после ДТП

В зависимости от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, а также вопросов, на которые необходимо получить ответы, выполняют несколько видов автотехнических экспертиз. Они могут проводиться как по отдельности, так и в комплексе.

Трасологическая

При проведении трасологического исследования независимые эксперты должны установить скорость и траекторию движения транспортных средств в момент аварии. Для этого они анализируют тормозные пути автомобилей, дорожные условия и другие параметры, позволяющие восстановить картину происшествия. В обязательном порядке ведётся фото- и видеосъёмка места происшествия, исследуются все предметы и объекты, имеющие какое-либо отношение к аварии, составляются схемы ДТП.

Трасологическое исследование обстоятельств ДТП проводится для выявления виновника происшествия и обстоятельств, ставших причиной столкновения. Она также устанавливает, была ли у водителя, допустившего столкновение, возможность своевременно заметить опасность и принять меры для полной остановки транспортного средства.

Более подробную информацию можете узнать в статье о трасологической экспертизе.

Автотехническая

Техническая экспертиза транспортного средства направлена на установление технического состояния машины перед аварией. Она должна ответить на вопросы о том, как себя вёл автомобиль перед столкновением и могли ли причиной аварии стать какие-либо его неисправности.

Судмедэкспертиза после ДТП

Если в результате столкновения автомобилей имеются раненные или погибшие, по требованию следственных и судебных органов проводится судмедэкспертиза. Её задачей является определение тяжести травм, их последствий, а также установление степени вины подсудимого. От результатов судмедэкспертизы напрямую зависят мера наказания, назначаемого судом, и размер компенсации за причинённый вред здоровью или потерю близких родственников.

Если по ходу рассмотрения дела судья решит, что представленных фактов недостаточно для установления степени вины подсудимого или для определения масштабов имущественного вреда, он может назначить судебную экспертизу и составить перечень вопросов, на которые требуется получить ответы технических специалистов. При необходимости эксперта, проводившего исследования, могут вызвать на судебное заседание для дачи устных ответов на возникшие вопросы судьи, прокурора или адвоката.

Оценочная (автотовароведческая) экспертиза автомобиля или мотоцикла проводится с одной целью – установить точные масштабы имущественного вреда и определить цену ремонтных работ, которая включает стоимость запасных частей и услуг сотрудников СТО. Выявление причин аварии, а также её виновников или обстоятельств не входит в задачи оценочной экспертизы.

Читайте так же:  Реестр залогов автомобилей официальный сайт нотариальной палаты в 2020 году

Экспертные организации

Как только появляется необходимость в экспертизе автомобиля, сразу возникает вопрос, где ее сделать. К выбору исполнителя данной процедуры следует отнестись ответственно, поскольку от её результатов напрямую зависит возмещение убытков. Организация, в которую вы будете обращаться, должна соответствовать следующим требованиям:

  • наличие положительных отзывов прежних клиентов;
  • опыт экспертной деятельности;
  • наличие страховки ответственности организации;
  • обязательное заключение договора с клиентами;
  • сотрудник экспертной организации, который непосредственно будет проводить необходимые исследования, должен быть включен в государственный реестр техников-экспертов, размещённый на официальном сайте Минюста РФ ;
  • членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков.

Как провести независимую экспертизу

Перед тем как провести независимую экспертизу, необходимо определиться с организацией, сотрудники которой будут выполнять необходимые исследования. Выбором исполнителя занимается тот, кто заказывает процедуру. Поиск эксперта можно вести следующим образом:

Логично возникает вопрос, кто организует независимую экспертизу. Этим должен заниматься её инициатор. Обычно это автовладелец, машина которого пострадала по вине третьих лиц. Он в первую очередь заинтересован в объективной оценке причинённого имущественного вреда и компенсации в полном размере.

После выбора экспертной организации процедура будет состоять из следующих этапов:

  1. Заключение договора между собственником автомобиля и экспертной организацией.
  2. Оплата исследования согласно действующим тарифам исполнителя.
  3. Когда делать экспертизу, заказчик и исполнитель решают совместно, согласовав дату и время процедуры.
  4. Инициатор должен оповестить о проведении независимой экспертизы виновника ДТП и страховую компанию телеграммой или заказным письмом.
  5. В назначенный день инициатор процедуры предоставляет свой автомобиль для проведения исследований.

Необходимые документы

Для проведения независимой экспертизы автомобиля в экспертную организацию нужно передать копии:

  • паспорта заявителя;
  • свидетельства о регистрации ТС;
  • процессуальных документов по ДТП из ГИБДД;
  • ПТС автомобиля;
  • полиса ОСАГО.

Порядок проведения независимой экспертизы после ДТП

Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля следующий:

  1. Эксперт фиксирует все повреждения транспортного средства на фото и видео, а также составляет акт в установленной форме с перечнем деформированных и вышедших из строя деталей.
  2. Руководствуясь единой методикой определения расходов Банка России, эксперт составляет смету рыночной стоимости деталей, требующих замены, и ремонтных работ.
  3. Заказчику экспертизы выдаётся заключение с результатами проведённых исследований.

Сроки проведения независимой экспертизы с момента заключения договора на законодательном уровне не регламентируются. Поэтому этот вопрос обговаривается сторонами в индивидуальном порядке. Факторами, влияющими на продолжительность процедуры, являются сложность поставленных перед экспертом вопросов и его загруженность.

Выводы эксперта должны быть изложены в виде ответов на вопросы в той же последовательности, в которой они перечислены в договоре. Все ответы формулируются чётко и по существу. Не должно возникать оснований для неоднозначного толкования. При невозможности ответить на поставленный вопрос указывается причина.

Документ подписывается специалистом, который непосредственно проводил исследования. Заключение перед выдачей инициатору экспертизы обязательно должно быть прошито с указанием количества листов. Копия документа хранится в архиве экспертной организации в течение трёх лет.

Участие виновника ДТП в экспертизе

О том, нужно ли приглашать виновника ДТП на экспертизу, уже говорилось выше. Способ уведомления законом не регламентируется, но в любом случае у инициатора процедуры должно быть подтверждение о том, что второй участник аварии был своевременно проинформирован о дате и времени проведения экспертизы. Лучше всего это сделать посредством телеграммы или заказного письма с уведомлением.

Должен ли виновник ДТП присутствовать на независимой экспертизе в обязательном порядке – на этот вопрос действующее законодательство ответ не дает. Следовательно, инициатор происшествия сам решает, принять приглашение или отказаться. Независимо от того, присутствует виновник аварии во время проведения исследования повреждений автомобиля или нет, за ним сохраняется законное право оспорить заключение эксперта.

Стоимость процедуры

На вопрос о том, сколько стоит независимая экспертиза автомобиля после ДТП, однозначно ответить невозможно. Эту процедуру могут выполнять не только организации Минюста РФ, но и коммерческие предприятия (в том числе индивидуальные предприниматели), поэтому цена зависит от региона. Например, в Москве при наличии повреждений 5 деталей инициатору экспертизы придётся заплатить от 3500 рублей, а когда речь идёт о 20 деталях и более стоимость составит от 7000 рублей.

Что влияет на цену

На стоимость независимой экспертизы автомобиля для суда влияют следующие факторы:

  • вид экспертизы;
  • сложность выполняемых работ;
  • количество поставленных инициатором вопросов;
  • степень повреждения автомобиля;
  • срочность (цена может вырасти на 10-15%).

Услуги техника-эксперта всегда оплачивает инициатор оценочных работ. Но в дальнейшем он вправе в судебном порядке требовать возмещение своих затрат с виновника ДТП или страховой компании, которая занизила стоимость восстановления транспортного средства.

Действия после проведения экспертизы

Если возникает вопрос, куда обратиться после ДТП – в страховую или в независимую экспертизу – второй вариант выбирают, когда автовладелец не согласен с суммой возмещения ущерба по ОСАГО. Следовательно, после получения заключения техника-эксперта нужно снова обратиться к страховщику и составить досудебную претензию, которая является требованием доплатить недостающую часть компенсации. Важно сохранить копию документа, на котором в канцелярии компании должны поставить входящий номер и дату регистрации. Претензию можно также отправить заказным письмом с уведомлением.

Представители страховой компании должны в течение 5 рабочих дней удовлетворить требование автовладельца или выдать ему письменный отказ. Согласно требованиям ФЗ об ОСАГО, в суд можно обратиться, если:

  • на досудебную претензию страховая компания выдала письменный отказ;
  • в течение 5 рабочих дней после получения претензии автовладелец не получил никакого ответа от страховщика – ни доплаты, ни отказа.

При составлении судебной претензии необходимо указать:

  • Дату обращения в страховую компанию, номер выплатного дела и сумму возмещения.
  • Дату проведения независимой экспертизы и полное наименование организации.
  • Своё несогласие с размером компенсации, полученного от страховщика.
  • Сумму материального ущерба, которая была установлена в результате проведённой экспертизы.
  • Требование автовладельца выплатить разницу между суммой компенсации, полученной от страховщика, и реальным размером ущерба, установленного экспертизой.
  • Просьбу о возмещении стоимости услуг экспертной организации и адвоката.

К претензии необходимо приложить заключение эксперта.

Можно ли оспорить заключение эксперта

При своём несогласии с заключением эксперта ответчик имеет законное право оспорить независимую экспертизу по ДТП в суде. Однако для этого должны быть весомые аргументы:

  • несоответствие сведений из материалов ДТП с данными экспертного заключения;
  • противоречия в выводах эксперта;
  • несоответствие заключения с имеющимися вещественными доказательствами;
  • сотрудник экспертной организации, проводивший исследования, является заинтересованным лицом.
Читайте так же:  Рассчитать возврат страховки при досрочном погашении кредита в 2020 году

При наличии оснований ответчик вправе ходатайствовать в проведении дополнительной независимой экспертизы.

Заключение

Стоит ли обращаться в независимую экспертизу, каждый автовладелец решает самостоятельно. В любом случае это его законное право, которым следует воспользоваться для полного возмещения нанесенного материального вреда. Главное – найти организацию, имеющую в своём штате опытных специалистов, прошедших аттестацию и включенных в реестр Минюста РФ.

Независимая экспертиза после ДТП: Видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Экспертиза автомобиля после ДТП

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вернуться назад на Экспертиза автомобиля

Независимая экспертиза транспортного средства после ДТП проводится для определения реального размера ущерба, чтобы в дальнейшем страховая компания могла осуществить компенсацию причиненного вреда. К сожалению, не все водители знают, как правильно проводится такая экспертиза автомобиля после ДТП для суда и зачем это делать, если страховщик уже провел свое исследование.

Понятие и значение независимой экспертизы после ДТП установлено в статье 12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности автовладельцев». В соответствии с нормами данного акта, независимая экспертиза автотранспортного средства после ДТП проводится для того, чтобы определить повреждения автомобиля, причины их появления, а также обстоятельства, при которых они были получены.

В целом, проведение экспертизы транспортного средство после ДТП для суда полезно тем, что собственнику удается определить реальную стоимость восстановительного ремонта своего автомобиля.

На самом деле, выделяют несколько видов независимой экспертизы автомобиля после ДТП, в зависимости от того, кто занимается проведением этого исследования:

1. Экспертиза транспортного средства, которую проводит страховая компания.

2. Независимая экспертиза в специализированных организациях.

3. Судебная экспертиза авто после ДТП.

Как правило, после наступления страхового случая автовладелец сразу же обращается к своему страховщику, чтобы провести оценку стоимости повреждений автомобиля. Но в большинстве случаев такая оценка вызывает у собственника сомнения, ведь зачастую страховщик намеренно занижает размеры выплат.

В этом случае автомобилист может обратиться в компанию, специализирующуюся на проведении независимой экспертизы, чтобы пройти повторное исследование. По нормам законодательства, страховая компания должна принять акт исследования и выплатить компенсацию, размер которой указан в документе.

Однако в некоторых случаях у страховщика остаются сомнения в том, что исследование действительно было независимым. В этом случае сторонам остается только одно – обратиться в суд. По ходатайству будет назначена судебная экспертиза автомобиля после ДТП, стоимость которой будет оплачивать инициатор проведения такой повторной проверки.

Все экспертизы должны проводиться в строгом соответствии с регламентом, в противном случае, акт не будет иметь никакой юридической силы.

Экспертиза автомобиля после ДТП для суда может проводиться по нескольким причинам.

Сразу же после дорожно-транспортного происшествия собственник транспортного средства привозит свой автомобиль на оценку повреждений в офис страховой компании или в сервисный центр, с которым у страховщика заключен договор. В некоторых случаях представитель страховой фирмы самостоятельно приезжает на место аварии, чтобы сразу же оценить повреждения машины, а также убедиться в правильности заполнения сотрудниками ГИБДД всех обстоятельств ДТП.

Если стороны договариваются о размере компенсации (владельца устраивает сумма, названная по результатам осмотра его транспортного средства), то проведение независимой экспертизы автомобиля не требуется, и собственник просто получает ту сумму, которую ему указали в акте.

Но, к сожалению, на практике такая договоренность встречается достаточно редко. Зачастую автовладельцу приходится обращаться за проведением повторной независимой экспертизы для определения реальной стоимости восстановительного ремонта своего транспортного средства.

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП может проводиться только после оценки автомобиля представителем страховой компании. Поэтому советы о том, что независимого эксперта можно вызвать сразу на место происшествия, некорректны, так как впоследствии его акт не будет принят к рассмотрению.

Конечно, автомобилист может пригласить независимого специалиста на место дорожно-транспортного происшествия сразу, однако в этом случае эксперт сможет только убедиться в том, что представитель страховой компании правильно осматривает автомобиль. Совершить каких-либо юридически-значимых действий на данном этапе он не сможет.

В соответствии с требованиями страхового законодательства, собственник транспортного средства может обратиться за проведением независимой экспертизы только в том случае, если ему не удалось достичь согласия со страховой компанией относительно размера страхового возмещения.

В этом случае инициировать проведение повторного независимого исследования может как сам автовладелец, так и страховая компания.

Чаще всего, страховщик сразу же приглашает для проведения повторного исследования независимого эксперта (к сожалению, в большинстве случае он является независимым только на бумаге). Стоит помнить о том, что собственник автомобиля имеет право беспрепятственного доступа к своей машине или к ее останкам.

Если автовладельцу по каким-либо причинам не предоставляется такой доступ, он не имеет возможности самостоятельно провести независимую экспертизу.

По законодательству, в подобной ситуации собственник транспортного средства имеет право организовать самостоятельное исследование своего автомобиля только в том случае, если страховщик не осмотрел автотранспорт в течение 5 дней и не дал своего заключения о стоимости восстановительного ремонта.

Страховая компания должна принять результаты независимого исследования, проведенного автовладельцем.

В целом, весь порядок проведения независимой экспертизы транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия выглядит следующим образом:

Сразу же после ДТП автомобилист отправляется в офис к своему страховщику для подачи заявления с требованием возместить причиненный ущерб. По закону, автомобилист должен сделать это в течение 5 дней или иного срока, установленного страховым договором (в некоторых случаях страховая компания допускает подачу заявления в течение 15 дней с момента инцидента).

К заявлению обязательно должен быть приложен следующий пакет документов:

1. Паспорт гражданина Российской Федерации.

2. Доверенность на право представлять интересы собственника транспортного средства (при необходимости).

3. Банковские реквизиты, на которые будут перечислены денежные средства.

4. Извещение о ДТП.

5. Справка о ДТП (выдается сотрудником полиции на месте аварии).

6. Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении.

Дополнительные документы могут быть поданы только в тех случаях, когда в результате столкновения был причинен вред жизни и здоровью людей.

После получения документов у страховщика есть 5 дней на проведение осмотра пострадавшего транспортного средства. Как правило, страховщики проводят данное исследование сразу же после получения документов об аварии.

Читайте так же:  Представителем нанимателя территориального налогового органа признается в 2020 году

Экспертизы должна проводиться по месту расположения страховой компании. В том случае, если доставить авто на место смотра не представляется возможным из-за серьезных повреждений, допускается вызов эксперта.

По закону, автовладелец должен предоставить свой автомобиль на экспертизу в установленную страховщиком дату. Если по каким-либо причинам он не может этого сделать, то страховая компания может согласовать новую дату. В этом случае срок принятия решения о выплате страхового возмещения также увеличивается, но не более чем на 20 дней.

По результатам проведения исследования автовладельцу выдается отчет, в котором указывается сумма к выплате для восстановительного ремонта поврежденного в ДТП транспортного средства.

К сожалению, случаи, когда автовладельца не устраивают результаты экспертизы, проведенной страховщиком, встречаются повсеместно. В большинстве случаев причинами для таких недовольств является то, что страховая компания, по мнению водителей, использует не независимых экспертов. В результате, стоимость ремонта автомобиля существенно занижается.

Чтобы бороться с этим, водитель должен действовать следующим образом:

1. Прежде всего, автовладелец должен получить ту компенсацию, которую ему предлагает страховая компания. Проведение независимого осмотра транспортного средства допускается только после того, как страховщик сделает аналогичное исследование.

2. После получения результатов осмотра своего автомобиля, собственности может обратиться за проведением независимого исследования, оплачивать которое придется самостоятельно. Однако в случае судебного разбирательства эта сумма может быть включена в перечень убытков, которые подлежат возмещению.

Собственник авто может обратиться только к квалифицированному эксперту, сведения о котором есть в государственном реестре.

Проведение экспертизы проводится по заявлению, в котором указывается следующая информация:

1. ФИО заявителя, его дата рождения и место постоянного проживания.

2. Полное наименование страховой компании.

3. Перечень вопросов, на которые эксперт должен дать ответ в ходе проведения исследования.

По закону, уведомлять страховую компанию и виновника ДТП о проведении экспертизы не обязательно, однако лучше сделать это, чтобы в дальнейшем избежать недопонимания.

После получения акта об оценке автомобиля, собственник авто должен направить в страховую компанию требование о взыскании доплаты по страховому возмещению.

К требованию должны быть приобщены следующие документы:

1. Документы, подтверждающие факт наступления страхового случая.

2. Документы, подтверждающие заключение договора с независимым экспертом (организацией, осуществляющей такие услуги).

3. Экспертное заключение, в котором отражается реальный размер причиненного транспортному средству ущерба, а также сумма, необходимая для его устранения.

По закону, страховщик должен дать ответ на требование в течение 10 дней с момента его получения. При отсутствии письма в течение этого срока или при получении отказа, автомобилист имеет право обратиться в суд.

ВС РФ: единая методика определения размера расходов на ремонт автомобиля не всегда адекватно отражает размер фактического ущерба

lipik / Shutterstock.com

28 марта 2016 года в результате наезда на выбоину в покрытии проезжей части дороги принадлежащий С. автомобиль получил механические повреждения переднего и заднего левых колес и заднего левого диска.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа согласно заключению эксперта составила 59 100 руб. При этом эксперт руководствовался методическими рекомендациями для судебных экспертов без использования Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П (далее – Единая методика).

Считая, что причиненный ущерб подлежит возмещению учреждением «У», не исполнившим надлежащим образом обязанность по содержанию автомобильной дороги, С. обратился в суд с иском, в котором требовал взыскать в его пользу 59 100 руб. в счет возмещения причиненного ДТП ущерба, а также расходы на оплату независимой экспертизы в размере 2500 руб. и юридических услуг в размере 10 000 руб.

Суд удовлетворил эти требования лишь частично, взыскав в пользу С. сумму ущерба в размере 35 120 руб., 1485,5 руб. расходов на оплату услуг эксперта и 6000 руб. в счет оплаты услуг представителя (решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 21 июня 2016 г. по делу № 2-3292/2016).

По мнению суда, в ДТП виноваты как водитель, который не учел дорожные и метеорологические условия и допустил наезд на выбоину (ст. 10.1 ПДД), так и учреждение «У», ненадлежащим образом выполнившее обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования. Вина сторон была установлена в процентном соотношении – 20% и 80% соответственно.

Кроме того, определяя размер ущерба, суд первой инстанции исходил из необходимости применения в данном случае Единой методики и, руководствуясь заключением эксперта, установил размер ущерба равным 43 900 руб.

С. обжаловал это решение, но апелляция оставила его в силе (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 сентября 2016 г. по делу № 33-8609/2016).

Сочтя позицию судов незаконной, С. обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, и тот нашел основания для ее удовлетворения (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 23 мая 2017 г. № 50-КГ17-3).

Сославшись на преамбулу Единой методики, Суд подчеркнул, что ее применение является обязательным при определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства только в рамках ОСАГО. Тогда как правоотношения, возникшие между С. и учреждением «У» законодательством об ОСАГО не регулируются. В данном случае, отметил ВС РФ, применению подлежат нормы об общих основаниях возмещения вреда.

По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (ст. 1064 Гражданского кодекса). Лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (ст. 15 ГК РФ).

Что касается причинения вреда автомобилю, то, указал ВС РФ, потерпевшему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства. Таким образом, размер подлежащих возмещению расходов должен соответствовать реальным, то есть необходимым, экономически обоснованным, отвечающим требованиям завода-изготовителя, учитывающим условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденным расходам, в том числе расходам на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

При этом Суд сделал вывод о том, что действующее законодательство не предполагает, что предназначенная исключительно для целей ОСАГО Единая методика безусловно распространяется и на деликтные отношения. Данная позиция была также высказана КС РФ (постановление КС РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П, постановление КС РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).

Читайте так же:  Регистрация садового домика на приватизированном участке в 2020 году

Нижестоящие суды, по мнению ВС РФ, не учли, что произведенные на основании Единой методики подсчеты размера расходов на ремонт не всегда адекватно отражают размер причиненного фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения.

В связи с этим Суд признал акты нижестоящих судов незаконными и направил дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого посоветовал в полной мере учесть все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.

Суть и особенности дорожно-транспортной экспертизы после ДТП

Можно выделить несколько причин возникновения ДТП. Предпосылкой для аварийной ситуации может быть как техническая неисправность автомобиля или несоблюдение водителем правил дорожного движения, так и состояние дорожного покрытия.

Дорожно-транспортная экспертиза после ДТП назначается в тех случаях, когда доподлинно определить, по какой именно причиной произошло столкновение, невозможно. Исследование может быть проведено сотрудниками МВД или специалистами независимых экспертных компаний.

Когда назначается экспертиза

Автомобильная авария вызывает много вопросов, как у участников аварии, так и специалистов, расследующих обстоятельства ДТП. Каждая из сторон произошедшего рассматривает ситуацию субъективно, но в любом случае, прежде всего, участникам необходимо определить виновника столкновения.

Наиболее четко определить обстоятельства автомобильной аварии можно путем вызова на место аварии экспертов. Исследование может иметь разный характер и объект исследования, в зависимости от конкретных обстоятельств случившегося.

ДТП можно разделить на несколько видов:

  1. Аварии, которые произошли из-за нарушений водителем правил дорожного движения.
  2. Аварии, произошедшие вследствие технической неисправности транспортного средства.
  3. Аварии, причинами которых стала невозможность избежать столкновения.

Чаще всего дорожно-транспортную экспертизу назначают в суде, чтобы определить реального виновника ДТП для его последующего привлечения к ответственности.

Объект исследования

Объектом может выступать:

  1. Анализ обстановки на месте автомобильной аварии. В этом случае специалисты исследуют состояние дорожного покрытия, проезжей части, тротуара и иных участков дороги, которые расположены в непосредственной близости от дороги.
  2. Определение параметров движения транспортных средств, ставших участниками аварии. При помощи определенных факторов, эксперту удается установить, с какой скоростью двигалось транспортное средство.
  3. Исследование дорожного покрытия на предмет различных дефектов. Эксперт определяет наличие уклонов, проломов, выбоин. В заключении специалистом должны быть указаны те несоответствия, которые могли стать причиной случившегося.
  4. Анализ уровня безопасности на данном участке дороги. В этом случае эксперт определяет, есть ли на дороге различные знаки, специальная разметка.

В случае если экспертом будет установлено, что причиной столкновения стало некачественное дорожное покрытие, к ответственности привлекаются городские власти.

Вопросы, на которые отвечает дорожно-транспортная экспертиза

Проведение дорожно-транспортной экспертизы после ДТП необходимо для того, чтобы у заявителя была возможность получить ответы на следующие вопросы:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Какая обстановка была на месте ДТП. Особое значение имеет состояние дорожного покрытия на месте столкновения, а также обочины и прилегающей территории.
  2. Можно ли определить параметры движения транспортного средства.
  3. Имеются ли на дороге уклоны.
  4. Какой обзор и видимости дороги были у водителя транспорта, принимавшего участие в ДТП.
  5. Где произошло столкновение автомобилей.
  6. Была ли у водителей техническая возможность избежать происшествия?
  7. Какое состояние дорожного покрытия было на место аварии.
  8. Могло ли некачественное дорожное покрытие стать причиной столкновения.
  9. Какие дефекты удалось обнаружить на месте дорожно-транспортного происшествия.
  10. Кто отвечает за состояние дорожного покрытия на том участке дороги, где произошло столкновение.

В соответствии с нормами законодательства, дорожно-транспортное происшествие может проходить сразу с несколькими объектами исследования. В некоторых случаях допускается проведение комплексного исследования, есть у участников ДТП какие-либо разногласия со сделанными по обычной экспертизе (автотехнологической или трасологической) выводами.

Порядок проведения экспертизы

Независимая оценка экспертов может быть осуществлена уже через несколько часов после дорожно-транспортного происшествия за счет средств одного из водителей, ставшего участником столкновения.

В законодательстве отдельно описываются основания для проведения судебной дорожно-транспортной экспертизы. В соответствии с нормами, проведение такого исследования допускается только после подачи соответствующего ходатайства в суд. Проверка обстоятельств ДТП может быть осуществлена только экспертом-автотехником.

Что нужно для экспертизы

Для проведения дорожно-транспортной экспертизы после ДТП, заявитель должен передать эксперту:

  1. Схему дорожно-транспортного происшествия.
  2. Письменные опросы участников дорожного происшествия и свидетелей произошедшего.
  3. Видеозаписи и фотографии с места аварии.
  4. Акт осмотра транспортного средства.
  5. Справка о ДТП, выданная сотрудником дорожной инспекции.
  6. Постановление об административном правонарушении.
  7. Протокол о привлечении к административной ответственности.
  8. Заключение о наличии повреждений на автомобиле.
  9. Стоимость восстановительного ремонта.

Сроки проведения

Независимая экспертиза транспортного средства или дорожного покрытия может быть проведена в течение 2-7 дней с момента столкновения.

В соответствии с нормами российского законодательства, судебная дорожно-транспортная экспертиза должна быть проведена в течение 10 дней с момента дорожно-транспортного происшествия.

Стоимость исследования

В соответствии с требованиями законодательства, дорожно-транспортная экспертиза после ДТП должна быть бесплатной. Но независимое исследование проводиться за счет средств заказчика (как правило – пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии).

Однако истец имеет право потребовать, чтобы расходы на проведение такого исследования были возмещены за счет средств виновника ДТП или его страховой компании.

Стоимость дорожно-транспортной экспертизы зависит от нескольких факторов:

  1. Комплексное исследование обойдется заказчику в 5-7 тысяч рублей.
  2. Автотехническая экспертиза транспортного средства стоит от полутора до 4 тысяч рублей. Размер оплаты зависит от состояния транспорта.

Заключение по результатам

В соответствии с нормами законодательства, заключение о дорожно-транспортной экспертизе (оригинал) выдается на руки заказчику услуги. Если пострадавший хочется судиться с виновником столкновения или со страховой компанией, перед началом экспертизы, он должен пригласить вторую сторону ну исследование. Это позволит избежать недопониманий и необходимости проведения дополнительной экспертизы из-за несогласия второго участника ДТП с полученными экспертом результатами.

В этом случае копии заключений выдаются всем заинтересованным лицам прямо на месте диагностики.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если автомобилист подает заявление в суд, то копия заключения о проведении исследовании прикладывается к исковому заявлению в качестве доказательства.

Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля после дтп в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here