Помещение недееспособного в психоневрологический интернат в 2020 году

Самое важное в статье: "Помещение недееспособного в психоневрологический интернат в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Деменция.ру

Сайт о проблеме деменции для пациентов и их родственников

Документы для оформления в психоневрологический интернат

В психоневрологический интернат принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, имеющие соответствующие показания для оформления в психоневрологический интернат.

При наличии свободных мест в психоневрологическом интернате лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях.

Инвалиды Отечественной войны, участники Отечественной войны и члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Отечественной войны принимаются в интернат в первоочередном порядке.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» от 02.07.1992 г., №3185-1 Статья 41. Основания и порядок помещения лиц в психоневрологические учреждения для социального обеспечения.

(1) Основаниями для помещения в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения являются а)личное заявление лица, страдающего психическим расстройством, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, б)заключение врачебной комиссии (ВКК) с участием врача-психиатра, для несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, и в)решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Заключение ВКК должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства , лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении для социального обеспечения, а в отношении дееспособного лица — также и об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.

(2) Орган опеки и попечительства обязан принимать меры для охраны имущественных интересов лиц, помещаемых в психоневрологические учреждения для социального обеспечения.

Данная статья 41. определяет, что основанием для помещения в психоневрологический интернат является:

— личное письменное заявление, страдающего психическим расстройством (в случае недееспособного пациента — заявление пишет опекун);

— заключение врачебной комиссии в составе не менее трёх врачей, с обязательным участием врача-психиатра о состоянии дееспособности, а также об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.

Если помещаемый в психоневрологический интернат- недееспособный , требуются следующие документы:

а) копия решения суда о признании помещаемого в дом-интернат недееспособным, заверенная в установленном порядке.

б) распоряжение органа опеки и попечительства о помещении в психоневрологический интернат, с указанием, каким образом будут решаться имущественные права недееспособного. Распоряжение оформляется в опекунском совете администрации района по месту жительства и регистрации больного.

Документы для оформления в психоневрологический интернат:

1. Заявление, написанное лично поступающим в психоневрологический интернат, заверенное работником в Управлении социальной защиты населения соответствующего района (УСЗН), а для лиц находящихся в больнице, лечащим врачом. Если лицо признано недееспособным, то заявление законного представителя (опекуна).

2. Акт обследования жилищно-бытовых и социальных условий поступающего в интернат, заверенный в УСЗН с указанием состава членов семьи, совместно проживающих. Акт обследования жилищно-бытовых условий одиноких пенсионеров составляется с обязательным выходом на дом и выяснением личного желания на помещение в дом-интернат.

3. Справка о наличии I и II группы инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданные Государственным бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) .

4. Медицинская карта для оформления в дом-интернат, заверенная печатью лечебно-профилактического учреждения по месту жительства (больницы), в которой имеются заключения врачей-специалистов:

-гинеколога или уролога,

— фтизиатра (с указанием даты и номера флюорографии или исследования мокроты на ВК),

— онколога (запись в карте «на учете не состоит» не принимается, необходимо заключение о наличии или отсутствии заболевания),

а) данные флюорографии действительны в течение года;

б) анализ на ВИЧ-инфекцию и RW (РМП) – 6 месяцев;

в) анализы на маркеры гепатитов В и С – 6 месяцев;

г) мазок из зева на дифтерию и анализы на кишечную группу действительны в течении 10 дней;

д) на гельминтозы – в течении 10 дней;

е) результаты бак. анализа на кишечную группу и анализа на дифтерию сроком давности не более 7 дней.

5. Заключение ВКК психоневрологического учреждения (диспансера или больницы) с развернутым диагнозом и указанием рекомендуемого типа дома-интерната (обращаем Ваше внимание, что заключение должно быть полным с развернутым диагнозом прилагается на отдельном бланке, подписанное 3-мя членами комиссии и заверено печатью диспансера (больницы) и личными печатями врачей.

6. Выписка из амбулаторной карты пациента, имеющего психическое заболевание и состоящего на диспансерном учете у психиатра.(Выдается в запечатанном виде, заверяется лечащим врачом-психиатром и заведующим отделением психоневрологического учреждения).

7. Решение судебного органа о состоянии дееспособности.

8.Постановление органа опеки и попечительства (для лиц, признанных недееспособными).

9. Справка жилищно-эксплуатационного предприятия (выписка из домовой книги) о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений.

10. Справка о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

11. Адресный листок убытия, выданный паспортно-визовой службой.

12. Ходатайство, выданное гражданину органом социальной защиты населения по месту жительства.

13. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг и путевка в дом-интернат, выданная в Управлении социальной защиты населения по месту жительства. (Выдается заявителю или законному представителю после принятия соответствующего решения).

14. Копии паспорта, пенсионного удостоверения.

Поступающий в психоневрологический интернат дополнительно предоставляет оригиналы:

— полис обязательного медицинского страхования;

В каком порядке недееспособный гражданин может быть выписан из психоневрологического интерната?

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ изменен предусмотренный ст.44 Закона о психиатрической помощи порядок выписки недееспособных граждан из психоневрологических учреждений для социального обеспечения.

Читайте так же:  Расстояние от канализационного колодца до фундамента здания в 2020 году

Порядок выписки недееспособного лица из ПНИ определяется в зависимости от его психического состояния и способности к волеизъявлению. Выписка производится:

1) по личному заявлению лица, признанного недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно (абзац второй ч.2 ст.44);

2) по заявлению законного представителя недееспособного лица, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным (абзац четвертый ч.2 ст.44 Закона).

1. Выписка недееспособного лица по его личному заявлению. Ранее ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи не допускала не только права недееспособного на подачу подобного заявления, но и самой возможности лица, лишенного дееспособности, в принципе проживать самостоятельно. Изменив порядок выписки недееспособных граждан из ПНИ, законодатель тем самым внес существенные коррективы в правовой статус недееспособного гражданина, признав за ним конституционное право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27 Конституции РФ) без необходимости учета мнения его законного представителя и органа опеки и попечительства.

Несмотря на всю позитивность таких новаций, процедура выписки из ПНИ по основанию, предусмотренному абзацем вторым ч.2 ст.44 Закона, должным образом не урегулирована и не обеспечивает недееспособному лицу реализацию заложенных в основу этих новаций конституционных принципов. Не ясно, что понимается в законе под возможностью недееспособного лица проживать самостоятельно: идет ли речь о возможности такого лица проживать одному с перспективой восстановления дееспособности, в семье или совместно с опекуном. Не ясно, какими критериями должна руководствоваться врачебная комиссия: должна ли она оценивать перспективы проживания лица с конкретными лицами и в конкретных условиях (в плане удовлетворения нужд и интересов такого лица) или комиссия может ограничиться ответом на вопрос о возможности лица по своему психическому состоянию проживать вне специализированного учреждения социального обеспечения без рассмотрения возможности применения к лицу менее ограничительных мер, например, в виде полустационарного социального обслуживания, оказания социальных услуг на дому и т.д.

В этой норме не прописано, кем и на каком этапе при положительном заключении врачебной комиссии будет рассматриваться вопрос о кандидатуре опекуна и о его назначении для выписываемого недееспособного лица. Поскольку эти вопросы законодательством не урегулированы, очевидно, их предстоит решать органам опеки уже по прибытии недееспособного лица по новому месту жительства. По нашему мнению, о выписке недееспособного лица администрация ПНИ должна заблаговременно известить орган опеки как по месту нахождения ПНИ, так и по месту предполагаемого жительства недееспособного.

Не определено в законе, вправе ли недееспособное лицо оспорить (в т.ч. во вне судебном порядке) заключение врачебной комиссии о его неспособности проживать самостоятельно. Невозможность подвергнуть проверке заключение врачей сводит на нет предоставленное недееспособному лицу право покинуть стены интерната по личному заявлению. Недееспособный гражданин, как следует из п.3 ч.1 ст.135 и абзаца третьего ст.222 ГПК РФ, лишен права обжаловать действия (бездействие) администрации ПНИ и других физических и юридических лиц в судебном порядке.

Важным в этой связи является вывод, сделанный Конституционным Судом РФ в Определении от 3 июля 2008 г. № 612-О-П по жалобе Тимченко. Отсутствие положительного заключения врачебной комиссии о возможности дееспособного лица проживать самостоятельно само по себе не может рассматриваться как препятствующее реализации такими лицами гарантированных им конституционных прав, в т.ч. права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Оно не может применяться в качестве основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решение врачебной комиссии о невозможности проживать самостоятельно и решение органов социальной защиты об отказе в постановке на очередь на получение жилья могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

Хотя данная правовая позиция сформулирована Конституционным судом по жалобе дееспособного лица, право каждого на судебную защиту носит универсальный характер. Как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 19 января 2011 г. № 114-О-П по жалобе Ибрагимова, право на судебную защиту выступает процессуальной гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод (ст.46 Конституции РФ) и в силу ч.3 ст.56 Конституции РФ не подлежит ограничению. Конституционный Суд признал, что принудительное помещение недееспособных лиц в ПНИ представляет собой ограничение их конституционных прав, в т.ч. права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, и должно осуществляться в судебном порядке.

Как мы уже указывали, судебный контроль должен быть предусмотрен не только за помещением недееспособного лица в интернат, но и за обоснованностью его пребывания в данном учреждении.

2. Выписка недееспособного лица по заявлению его законного представителя. Применительно к вопросу о порядке выписки недееспособного лица по заявлению его законного представителя (абзац четвертым ч.2 ст.44 Закона) важно иметь в виду, что закон теперь позволяет опекуну забрать подопечного из интерната, даже если опекун сам лично не сможет по тем или иным причинам осуществлять за подопечным уход. Главное, чтобы опекун изыскал возможность обеспечить осуществление необходимого ухода, возможно с помощью третьих лиц.

Следует обратить внимание также и на другое юридически значимое обстоятельство. Как в прежней, так и в новой редакции ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи в качестве подателя заявления и лица, обязующегося осуществлять уход за недееспособным гражданином, указывается его законный представитель. Вместе с тем, известно, что функции законного представителя недееспособного лица, помещенного в ПНИ, как правило, переходят от его опекуна (физического лица) администрации интерната. Недееспособным лицам, не имеющим опекунов и помещенным под надзор в ПНИ, опекуны вообще не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов в соответствии с п.4 ст.35 ГК РФ и ч.5 ст.11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» возлагается в этом случае на ПНИ.

Читайте так же:  Экспертиза по установлению давности изготовления документа в 2020 году

В связи с этим возникает вопрос: как должна реализовываться норма о выписке из ПНИ недееспособного лица по заявлению его законного представителя, если функции законного представителя выполняет сам интернат, а опекуны у подавляющего числа недееспособных лиц, проживающих в интернате, отсутствуют?

В прежней редакции ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи ситуация в определенной мере смягчалась тем фактом, что недееспособный гражданин мог быть выписан по заявлению не только законного представителя, но и родственников, гарантировавших осуществление за ним ухода. В новой редакции этой нормы родственники исключены из числа возможных заявителей.

Данное противоречие в Законе не должно, разумеется, загонять в тупик решение судьбы недееспособного гражданина, о котором то или иное лицо обязуется позаботиться за пределами интерната. Закон не мешает родственнику недееспособного (иному лицу) подать заявление в орган опеки, на территории которого расположен ПНИ, с просьбой о назначении его в качестве опекуна с обоснованием того, что передача опекунских функций будет соответствовать интересам подопечного (ст.39 ГК РФ).

Такой подход закреплен, например, в Положении о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП. В нем предусматривается в качестве основания для выписки из ПНИ заявление гражданина, претендующего на опеку над недееспособным гражданином, о возможности обеспечить ему необходимый уход и надлежащие условия проживания. Согласно документу выписка из ПНИ недееспособных граждан производится на основании решения органа опеки и попечительства (по месту их будущего проживания) о назначении опекуна и гарантиях обеспечения им необходимого ухода и наблюдения.

Многое, безусловно, зависит от гибкости позиции администрации ПНИ, от неформального подхода врачебных комиссий и органов опеки, заключения и решения которых могут быть оспорены в суде заинтересованными лицами.

Помещение недееспособного в психоневрологический интернат в 2020 году

Служба социальной помощи является структурным подразделением Учреждения и предназначена для организации социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.

Заместитель директора по социальным вопросам
Санкт-Петербургского государственного автономного стационарного
учреждения социального обслуживания
«Психоневрологический интернат №10» имени В.Г. Горденчука

Калинина Вера Викторовна

Рабочий телефон: 8 (812) 588 35 13

Сведения об уровне образования: высшее

  • 2009 год – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» по специальности: «Социальная работа», диплом государственного образца ВСГ № 2531729, регистрационный номер 34684
  • 2012 год — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства государственной службы при президенте Российской Федерации» Северо-Западный институт, по специальности: «Государственное и муниципальное управление», диплом государственного образца КБ № 23139, регистрационный номер 063-149
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Квалификационная категория: высшая

Основными задачами службы являются:

  • выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • определение объема, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации и предупреждения её возникновения;
  • организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальных потребностей.
  • Служба социальной помощи осуществляет работу по патронажу, обеспечению пособиями, пенсиями, денежными выплатами, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг, имущества и доходов от них. В интересах инвалидов и недееспособных граждан, находящихся на стационарном обслуживании в интернате, осуществляется сотрудничество с пенсионными фондами, почтовым отделением связи и Сбербанком России.

    Немаловажным направлением работы Службы социальной помощи является организация работы по контролю за сохранностью жилых помещений недееспособных граждан. Специалист по социальной работе, отвечающий за данное направление, ведет статистический учет недвижимого имущества, находящегося в собственности у недееспособных граждан, своевременно осуществляет постановку жилья на контроль с целью его защиты от противоправных действий, а также снимает жилое помещение с контроля в случае смерти гражданина.

    В соответствии с п.5 ст.18 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», где говорится о том, что опекун обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного как о своем собственном, специалистами Службы организована работа по оплате жилищно-коммунальных услуг за жилые помещения, принадлежащие на праве частной собственности, недееспособным гражданам, находящимся на стационарном социальном обслуживании в Учреждении. Работа по сохранности жилых помещений, принадлежащих недееспособным гражданам, заключается также в тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства, многофункциональными центрами города, жилищными агенствами районов города, управляющими компаниями, отделами полиции и т.д.

    Также согласно п.5 ст.18 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», с февраля 2013 года специалистами Службы проводится работа по организации доверительного управления имуществом недееспособных граждан, проживающих в учреждении, имеющих недвижимое имущество на праве частной собственности. Организована работа по согласованию кандидатов на доверительное управление имуществом подопечных с органами опеки и попечительства.

    Ежегодно специалисты по социальной работе отделений оформляют документы и получают технические средства реабилитации для граждан пожилого возраста и инвалидов во временное пользование.

    Ежемесячно осуществляют приобретение товаров (продуктов питания, лекарственных препаратов, одежды и другого мягкого инвентаря) в интересах недееспособных граждан за их личные денежные средства сверх нормативной потребности учреждения на выполнение государственного задания.

    Адрес: 193312, Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 36

    Телефон/факс: (8-812) 588-53-64

    Помещение недееспособного в психоневрологический интернат в 2020 году

    На 1 сентября 2011 года в органе опеки и попечительства администрации Татищевского муниципального района состоит на учете 34 недееспособных гражданина. За текущий период 2011 года признаны судом недееспособными – 3 гражданина, всем назначены опекуны из числа физических лиц. В настоящее время в психоневрологических интернатах Саратовской области проживают 4 недееспособных гражданина, зарегистрированных по месту жительства на территории Татищевского муниципального района.

    Читайте так же:  Совместно нажитое имущество при разводе супругов квартира в 2020 году

    Нередко в орган опеки и попечительства обращаются граждане с просьбой установить опеку над гражданином, который в силу преклонного возраста или общего заболевания не может обходиться без посторонней помощи. И в этом случае специалистам органа опеки и попечительства приходится разъяснять гражданам, что опека устанавливается над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными.

    Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как по решению суда. Признан судом недееспособным может быть гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими.

    Однако не всякое даже вполне очевидное психическое расстройство – достаточная причина признания гражданина недееспособным. Для этого расстройство должно быть таким, при котором гражданин либо не может понимать значения своих действий, либо (хотя и способен к этому) не может руководить ими, причем это препятствует его полноценному осуществлению своих гражданских прав и исполнению гражданских обязанностей (поэтому расстройство должно быть не временным, а постоянным).

    Суд выносит решение о признании гражданина недееспособным на основании судебно-психиатрической экспертизы. В свою очередь, решение суда о признании недееспособным является основанием для назначения над этим гражданином опеки.

    Опекун действует от имени признанного недееспособным гражданина и является его законным представителем. Опекунами, как правило, назначаются родственники, соседи, знакомые по их желанию и на основании заявления. А что же делать, если рядом с недееспособным нет человека, который взял бы на себя ответственность за такого гражданина?

    Именно в таких случаях недееспособных направляют для проживания в психоневрологические интернаты.

    При помещении недееспособного гражданина в психоневрологический интернат обязанности опекуна возлагаются на психоневрологический интернат, который заботится о содержании, обеспечивает уходом и лечением, защищает права и интересы недееспособного.

    Для надлежащего исполнения своих обязанностей учреждение должно знать какое имущество имеется у подопечного, требует ли оно управления, существует ли необходимость произведения материальных затрат на содержание имущества и т.д. Учреждение имеет право запрашивать необходимую информацию у граждан и организаций.

    Наиболее часто у граждан возникают вопросы: «как хранится имущество недееспособного, как расходуются его доходы, кто и как осуществляет контроль за этими действиями, как наследуется собственность недееспособного после его смерти?».

    Администрация психоневрологического интерната, как законный представитель недееспособного гражданина предпринимает все необходимые действия к сохранению имущества подопечного и защите его имущественных прав.

    В случае если в собственности недееспособного гражданина имеется квартира, психоневрологический интернат, как законный представитель недееспособного гражданина, предпринимает все необходимые действия по сохранению имущества недееспособного.

    Поскольку содержание квартиры недееспособного требует материальных затрат (оплата коммунальных платежей, налогов и т.п.) в интересах недееспособного рассматривается вопрос о сдаче квартиры в коммерческий наем с зачислением оплаты по договору на расчетный счет, открытый на имя недееспособного и возложения расходов по содержанию квартиры на арендатора.

    Квартира остается в собственности недееспособного гражданина и впоследствии наследуется родственниками в общем порядке.

    Контроль по выполнению обязанностей опекуна, возложенные на психоневрологический интернат, осуществляет орган опеки и попечительства, на территории которого находится государственное учреждение. Не менее двух раз в год орган опеки и попечительства осуществляет проверку условий жизни недееспособных в психоневрологических интернатах. Ежегодно психоневрологические интернаты предоставляют в орган опеки и попечительства отчет о расходовании денежных средств и сохранности имущества недееспособных.

    Нередко среди населения бытует мнение, что психоневрологический интернат – это «тюрьма», где недееспособный лишен элементарных условий проживания и что из-за малого количества таких учреждений образуются очереди для помещения недееспособных граждан в психоневрологические интернаты.

    Психоневрологические интернаты образуются в специально построенных или приспособленных зданиях с необходимыми помещениями, отвечающими санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и должен располагать всеми видами коммунального благоустройства.

    С целью улучшения организации медицинского обслуживания, ухода и осуществления мероприятий по социально-трудовой реабилитации проживающие в интернате лица размещаются по отделениям и комнатам в соответствии с режимами содержания (постельным, наблюдения, свободным), состояния здоровья, возраста и личного желания.

    Для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии в интернате создают лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в случае, если интернат расположен в сельской местности, кроме того, — подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

    В настоящее время на территории Саратовской области расположены 12 психоневрологических интернатов, находящихся в ведении Министерства социального развития Саратовской области (полную информацию об этих учреждениях можно найти на сайте Министерства социального развития Саратовской области: www.social.saratov.gov.ru).

    Путевки для лиц, нуждающихся в помещении в государственные учреждения названного типа, выдаются учреждениями социальной поддержки населения в течение одного месяца со дня подачи заявления.

    Следует отметить, что для инвалидов по общему состоянию здоровья или ставших физически беспомощными в виду преклонного возраста, но способных осознавать свои поступки и понимать их последствия, для проживания созданы иные государственные учреждения. Приему в дом — интернат, пансионат ветеранов труда подлежат престарелые и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреждениях здравоохранения.

    Государственную услугу по выделению путевок в дома – интернаты для престарелых и инвалидов, психохроников, зарегистрированных на территории Татищевского муниципального района оказывает ГУ «Управление социальной поддержки населения Татищевского района».

    Управление труда и социальной политики администрации муниципального района

    Какими правилами следует руководствоваться при помещении недееспособного гражданина в психоневрологический интернат?

    Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ изменен порядок помещения недееспособных граждан в психоневрологические учреждения для социального обеспечения, предусмотренный ст.41 Закона о психиатрической помощи, хотя данная норма и не была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П по жалобе Штукатурова.

    Читайте так же:  Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в 2020 году

    Для таких граждан основанием для помещения в психоневрологический интернат (ПНИ) прежде служило решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Личного заявления или иным образом выраженного согласия недееспособного гражданина не требовалось. О согласии (просьбе) опекуна в этой норме не упоминалось.

    Согласно новой редакции ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи основаниями для помещения недееспособного лица в ПНИ является его личное заявление и заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Если же недееспособный «по своему состоянию не способен подать личное заявление», сохраняется прежний порядок – решение о помещении принимает орган опеки на основании заключения врачебной комиссии. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении для социального обеспечения.

    Данная норма, однако, и в концептуальном, и в юридико-техническом отношении осталась законодателем недоработанной.

    Во-первых, в ней по-прежнему не предусмотрены показания для помещения в ПНИ (неспособность к самообслуживанию и др.) и критерии, которыми должны руководствоваться органы опеки и врачебные комиссии при принятии решения о фактически принудительном помещении лица в такое учреждение, если он, якобы, не способен сам подать заявление, что не позволяет осуществлять должный контроль за законностью и обоснованностью помещения в ПНИ лица в статусе недееспособного.

    Во-вторых, не обеспечивает законность помещения недееспособного в ПНИ также и то обстоятельство, что свое решение орган опеки основывает лишь на одном документе – медицинском заключении. Такое ограничение не позволяет избежать произвольного вмешательства в право гражданина на свободу и личную неприкосновенность.

    В-третьих, возражение недееспособного лица против его помещения в ПНИ и соответственно нежелание подавать нужное заявление могут быть легко интерпретированы как «неспособность» подать такое заявление при том, что определенность в вопросе о том, кто устанавливает эту «неспособность» отсутствует.

    В-четвертых, в ст.41 Закона по-прежнему умалчивается о том, необходимо ли выяснение мнения опекуна недееспособного (если таковой имеется) о помещении его подопечного в ПНИ.

    В-пятых, данная новелла носит половинчатый характер. Закрепив за недееспособным право на принятие решения о помещении в ПНИ и оговорив соответственно возможность принудительного водворения недееспособного в интернат, законодатель не установил судебный контроль за обоснованностью выносимого органом опеки решения, т.е. судебной процедуры, в известной мере аналогичной судебной процедуре недобровольной госпитализации недееспособного в психиатрический стационар, о которой говорилось выше.

    Данный пробел, возникший вследствие просчета законодателя, был восполнен предпринятыми задолго до принятия Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ усилиями специалистов юридической службы Независимой психиатрической ассоциации России по оспариванию конституционности положения ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи как раз в той мере, в какой данное положение предполагает помещение недееспособного лица в ПНИ без судебного решения, принимаемого по результатам проверки обоснованности фактически принудительного (по решению органа опеки) помещения в такое учреждение. Юристы НПА России пришли к убеждению, что правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П по жалобе Штукатурова, вполне применима и к порядку помещения недееспособных граждан в ПНИ.

    В целях установления данного факта и введения судебного контроля за недобровольным помещением недееспособных граждан в ПНИ в августе 2010 г. автором настоящего пособия была подана жалоба в Конституционный Суд РФ от имени недееспособного Ибрагимова А.И., оказавшегося в весьма типичной ситуации.

    В жалобе, поданной в Конституционный Суд РФ, было указано, что положение ч.1 ст.41 Закона, по мнению заявителя, противоречит ст.22 и 46 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, ограничение свободы допускается только по решению суда; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Положение ч.1 ст.41 Закона создает ситуацию, когда содержание в ПНИ недееспособного лица возможно в течение неопределенного периода времени, поскольку закон не требует вынесения судебного решения не только о таком помещении, но и о продлении срока содержания недееспособного в таком учреждении, а само лицо в силу абзаца третьего ст.222 ГПК РФ не имеет права обратиться в суд для оспаривания решения органа опеки или ПНИ.

    Внимание Конституционного Суда было обращено также на отсутствие в законе учета правовых последствий, которые влечет за собой помещение в интернат. Такими последствиями, затрагивающими права недееспособного, являются, в частности, переход учреждению опекунских полномочий без учета желания недееспособного (абзац второй п.1 ст.39 ГК РФ); утрата недееспособным лицом по истечении 6 месяцев пребывания в стационарном учреждении социального обслуживания права на жилое помещение, в котором он проживал один по договору социального найма до помещения в интернат (ч.11 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

    Жалоба содержала требование к Конституционному Суду признать применимыми к данному делу правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П по жалобе Штукатурова, и признать указанное положение ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи не соответствующим Конституции РФ.

    Однако признавать норму не соответствующей Конституции РФ не потребовалось. Конституционный Суд согласился с представленной нами аргументацией и в своем Определении от 19 января 2011 г. № 114-О-П по жалобе Ибрагимова А.И. указал, что правовые позиции и выводы Конституционного Суда, сформулированные им в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П и Определении от 5 марта 2009 г. № 544-О-П о недопустимости недобровольной госпитализации граждан в психиатрический стационар без надлежащего судебного контроля применимы и в отношении порядка и процедуры помещения недееспособных граждан в специализированные (психоневрологические) учреждения для социального обеспечения. Иное вопреки требованиям статей 19 (ч.1 и 2), 22, 46 (ч.1 и 2) и 55 (ч.3) Конституции РФ приводило бы к несоразмерному ограничению прав указанных лиц, в т.ч. права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на судебную защиту.

    Читайте так же:  Продажа авто юридическим лицом физическому лицу документы в 2020 году

    Право каждого на судебную защиту, как указывается в Определении Конституционного Суда, носит универсальный характер, выступает процессуальной гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод и не подлежит ограничению. Предоставляемая недееспособному лицу судебная защита должна быть справедливой, полной и эффективной, включая обеспечение ему права на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48 Конституции РФ). При этом то обстоятельство, что помещение недееспособного в ПНИ производится по решению органа опеки даже с учетом возможности принятия такого решения в коллегиальном порядке не может, по мнению Конституционного Суда, компенсировать судебного контроля, поскольку только суд по итогам объективного и всестороннего рассмотрения дела вправе принимать решения об ограничении прав личности, имеющих конституционный характер.

    Конституционный Суд определил, что оспариваемое положение ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и с учетом выраженных ранее правовых позиций Конституционного Суда – не предполагает помещение недееспособного лица в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения на основании решения органа опеки, принятого по заключению врачебной комиссии, без проверки обоснованности такого решения в надлежащем судебном порядке.

    Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

    Федеральному законодателю поручено установить процедуру судебной проверки необходимости и обоснованности помещения недееспособных лиц в ПНИ.

    Таким образом, помещение в ПНИ недееспособного лица, который «по своему состоянию не способен подать личное заявление», на основании ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи (в ред. Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ) и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 января 2011 г. № 114-О-П, может осуществляться только на основании судебного решения, вынесенного по результатам справедливого судебного разбирательства.

    По нашему мнению, изложенному в дополнительных разъяснениях по запросу Конституционного Суда, вопрос о принудительном помещении недееспособного лица в ПНИ должен решаться судом до помещения лица в интернат (в отличие от недобровольной госпитализации недееспособного в психиатрический стационар) по заявлению (представлению) органа опеки и попечительства, к которому должны прилагаться заключение врачебной комиссии (а не справка КЭК) и мотивированное решение (а не ходатайство о постановке на очередь в ПНИ) органа опеки с обоснованием необходимости пребывания (временного, постоянного) недееспособного лица в условиях специализированного интерната с указанием обстоятельств, свидетельствующих о неспособности лица по своему состоянию выразить свое отношение к помещению в ПНИ.

    Опекун недееспособного лица, психиатрическое лечебное учреждение в этом случае будут вправе инициировать перед органом опеки вопрос о помещении недееспособного в ПНИ. Непосредственным инициатором (не только заявителем) обращения в суд может быть и сам орган опеки.

    Судебный контроль за обоснованностью пребывания недееспособного лица в интернате следовало бы осуществлять по истечении первых 6 месяцев с момента его помещения (на этот срок в интернатах обычно оформляется временное проживание). В дальнейшем решение о продлении пребывания недееспособного в интернате может приниматься судом ежегодно с учетом положений ч.3 ст.43 Закона о психиатрической помощи, в соответствии с которыми администрация ПНИ обязана не реже 1 раза в год проводить освидетельствования лиц, проживающих в нем, врачебной комиссией с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем содержании в этом учреждении, а также о возможности пересмотра решений об их недееспособности. Заявление в суд о продлении срока пребывания недееспособного в ПНИ должно исходить от органа опеки, осуществляющего надзор за деятельностью интерната, под опекой которого находится недееспособный.

    В жалобе в Конституционный Суд от имени Ибрагимова были представлены также доводы, позволяющие ставить под сомнение и конституционность ст.9 и 15 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в части регулирования порядка принудительного помещения недееспособных граждан в учреждения социального обслуживания. Эти нормы не требуют судебной процедуры помещения недееспособных лиц в ПНИ при наличии согласия на такое помещение их законных представителей. Однако, поскольку к Ибрагимову данные нормы не применялись, оспаривание их конституционности в рамках данного дела нами не проводилось.

    Вместе с тем, исходя из понимания общих положений и выводов Конституционного Суда, сформулированных в Определении от 19 января 2011 г. № 114-О-П по жалобе Ибрагимова, можем, взяв на себя смелость, предположить, что правовая позиция Конституционного Суда, изложенная им в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П по жалобе Штукатурова, применима не только к положениям ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи, но и к положениям ст.9 и 15 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и, возможно, к другим законодательным нормам, предусматривающим ограничения конституционных прав недееспособных граждан без судебной процедуры.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Из этого может следовать, в частности, что помещение недееспособного лица в ПНИ на основании ст.9 и 15 указанного выше федерального закона не должно уже с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда от 27 февраля 2009 г. № 4-П (т.е. без принятия специальных на этот счет решений Конституционного Суда) производиться без судебной процедуры, из чего и должна на сегодня исходить правоприменительная практика. Перед законодателем, следовательно, предстает расширенный фронт работ.

    Помещение недееспособного в психоневрологический интернат в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here