Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих в 2020 году

Самое важное в статье: "Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

С изменениями и дополнениями от:

21 августа 2013 г., 20 января, 26 мая, 27 октября 2015 г.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2013 г.
Регистрационный N 28395

Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292)

С изменениями и дополнениями от:

21 августа 2013 г., 20 января, 26 мая, 27 октября 2015 г.

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

3. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.*(1)

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1224 в пункт 4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

4. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 26 мая 2015 г. N 524 пункт 6 изложен в новой редакции

6. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

Информация об изменениях:

8. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

9. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.

10. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

11. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена*(2).

12. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.*(3)

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.*(4)

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 20 января 2015 г. N 17 в пункт 13 внесены изменения

13. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.

*(1) Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(2) Часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Читайте так же:  Росреестр снятие обременения по ипотеке официальный сайт в 2020 году

*(3) Часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(4) Часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу основная часть положений нового Закона об образовании.

В связи с этим прописаны общие правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Речь идет о программах профподготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.

Профобучение осуществляется в образовательных организациях и в форме самообразования. Формы обучения организация определяет самостоятельно. Возможно сочетание различных форм получения образования и обучения.

Содержание и продолжительность профобучения зависят от конкретной программы профобучения. Она разрабатывается и утверждается образовательной организацией на основе установленных квалификационных требований (профстандартов). Допускается обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренное).

Обучение несовершеннолетних должно предусматривать обязательное получение ими среднего общего образования.

Причем обучать женщин и лиц до 18 лет можно лишь по разрешенным для них профессиям (должностям).

Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся образовательная организация определяет сама. Итоговая аттестация проходит в виде квалификационного экзамена (практическая квалификационная работа и проверка теоретических знаний). К проведению экзамена привлекают представителей работодателей (их объединений).

Успешно сдавшим экзамен присваивают соответствующий разряд (класс, категорию) и выдают свидетельство о профессии (должности).

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2013 г.
Регистрационный N 28395

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 24 мая 2013 г. N 110

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1224

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Приказ Минобрнауки России от 26 мая 2015 г. N 524

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минобрнауки России от 20 января 2015 г. N 17

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N 977

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Профстандарты с 1 января 2020 года

Все мероприятия, направленные на внедрение профессиональных стандартов в учреждении любого типа по законодательству Российской Федерации должны завершиться к первому января наступающего года. Организации должны разработать план внедрения данных стандартов, которые касаются именно её деятельности.

Особое внимание уделяется перечню данных документов, которые должны применяться в профессиональной деятельности, а также потребуется провести инвентаризацию нормативных актов, для того чтобы привести их в порядок в соответствии с изменениями российского законодательства.

В общем, нужно внимательно обсудить профстандарты с 1 января 2020 года, чтоб знать о том, к чему следует подготовиться.

Профстандарт – это?

Профессиональный стандарт включает в себя такое понятие, как квалификация. Она подразумевает под собой определённый уровень знаний, профессиональных опытов, а также навыков конкретного работника, которые позволяют ему выполнять свою работу на максимально высоком уровне и занимать какую-то конкретную должность соответствующей заработной платы.

В свою очередь профессиональным стандартом принято охарактеризовать квалификацию, которая необходима для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности.

Уже давно было известно, что профстандарты станут обязательными с 1 января, перечень был представлен властями Российской Федерации, поэтому сюрпризом данной информации не стало. Ничего сверхъестественного в этом вопросе нет, потому что любой стандарт просто включает в себя описание квалификации и требования к определённой должности.

Очень важно уделить внимание тому, что в штатном расписании грамотно должны быть описаны должности. В особенности для тех работников, которые в той или иной степени имели ограничения. Работодатели обязаны руководствоваться данными документами при приеме отдельных людей на работу, а также ориентироваться на них для того, чтобы определить уровень квалификации сотрудника.

Новости по теме:

Говоря о том, чем грозят профстандарты работодателям с 1 января 2020 года, то здесь нужно сказать, что несоответствие любого работника требованиям, которые прописаны в стандарте, не будет являться поводом для его увольнения.

Однако повысить квалификацию нужно будет, потому что в дальнейшем на рост карьеры рассчитывать не приходится. Работодатель также будет вправе посоветовать пройти обучение по какой-либо конкретной деятельности.

Профстандарты для педагогов

О том, что профессиональные стандарты должны быть обязательными, сделал заявление Владимир Путин. Он сделал акцент на том, что внедрение подобных новшеств позволит не только улучшить деятельность определенной сферы государства, а и поднять уровень экономики. С его слов стало ясно, что с 1 января в России вводится профстандарт педагогов, который должен был быть обязательным уже давно.

Естественно, представителям педагогической сферы деятельности потребовалось время для адаптирование к новым правилам, однако это пошло на пользу.

В современное время данный документ содержит себе информацию о том, какими качествами должен обладать представитель профессии учителя. Параллельно профессиональный стандарт позволяет решить ещё и такую проблему, как то, что учителя и педагоги не просто будут отдавать знания в своей сфере деятельности, то есть сухо выполнять свои работы, а ещё и заботиться о том, чтоб их ученики могли их применять на практике, то есть осваивали профессиональные навыки.

Читайте так же:  Разрешается ли водителю велосипеда перевозить пассажиров в 2020 году

Стандарт, несмотря на то, что это стационарный документ, предполагает индивидуальный подход к обучению, поэтому профстандарт педагога с 1 января 2020 года продолжит работать и менять это никто точно не планирует. И тот факт, что документ подразумевает индивидуальность, делает ему только преимущество, потому что индивидуальность приветствуется в любой сфере деятельности, независимо от того, чего она касается. Если педагоги смогут развивать в своих учениках именно те качества, которые есть, то это явно пойдёт на пользу всем.

Обсуждая новый профстандарт для учителей с 1 января нужно сделать акцент на том, что люди этой профессии будут обязаны иметь углублённые знания по своему предмету. Речь идет о том, что если человек преподает русский языка в средней школе, то он обязан знать свой предмет досконально, что касается правил как тех, которые преподаются для самых маленьких школьников, так и тех правил, которые нужны выпускникам.

Отдельный акцент уделяется тому, что нужно обладать информации о смежных предметов, а также понимать психологию детей, потому что только в этом случае можно будет качественно выполнять свою профессиональную деятельность и соответствовать требованиям стандарта.

Дополнительно информация по поводу внедрения профессиональных стандартов в жизнь россиян на данный момент пока не предусматривается.

Положение oб обучении рабочих на производстве

1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ ) (далее Общество) на производстве. Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.
1.2.Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.
1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.
1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.

3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1. Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) — это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства.
3.2.Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

Высшая школа экономики

Запрошенному URL не соответствует никакая страница сайта. Возможные причины:

  • Ссылка неверна и по этому адресу никогда ничего не было
  • Ранее существовавшая страница была удалена или перемещена
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Можно попробовать вернуться назад, либо на главную страницу сайта.

Если вы уверены, что ошибка возникла по нашей вине, и хотите сообщить об этом, напишите нам.

Иллюстрация студента
Школы дизайна НИУ ВШЭ
Анастасии Лебедевой

ВНИМАНИЕ: с 2020 года бесплатное профобучение положено не только предпенсионному возрасту

На днях министр труда и социальной защиты России Максим Топилин провел селекторное совещание с регионами по вопросам реализации национального проекта «Демография».

Он рассказал, что с 2020 года некоторые мероприятия этого нацпроекта претерпят изменения. В частности, программа профессионального обучения граждан в рамках федерального проекта «Старшее поколение»:

«Программа расширяется с точки зрения охвата участников. Если сейчас обучение проходят граждане только предпенсионного возраста – за 5 лет до наступления общеустановленного возраста выхода на пенсию, то с 2020 года такое право получат граждане в возрасте от 50 лет».

Так, с 2020 года профессиональное обучение и дополнительное образование предусмотрено для граждан от 50 лет и старше:

  • состоящих в трудовых отношениях;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность и обратившихся в органы службы занятости.

«Профессиональное обучение граждан в рамках национального проекта “Демография” – это возможность совершенствовать навыки бесплатно за счет государства и быть востребованным современным работодателем, что особенно важно для работников старших возрастов», – добавил глава министерства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Положение oб обучении рабочих на производстве

1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ ) (далее Общество) на производстве. Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.
1.2.Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.
1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.
1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.

Читайте так же:  Чистая прибыль общества с ограниченной ответственностью в 2020 году

3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1. Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) — это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства.
3.2.Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

С 2020 года в России упразднят сотню профессий

Министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала об обновлении списка профессий и специальностей среднего профессионального образования.

По ее словам, с 1 сентября 2020 года из него будет исключено почти 100 позиций.

«Мы точно знаем, что за прошедшие 5 лет на них никто или почти никто не поступал. Некоторые устарели содержательно, другие профессии — в принципе исчезают. Третьи — изменились так, что необходимые навыки можно получить на краткосрочных курсах. При этом, конечно, человек всегда может продолжить обучение, повышая свою квалификацию. Что это за профессии? Например изготовитель эмалированной посуды, сушильщик в бумажном производстве, ткач, вышивальщица, сборщик изделий электронной техники. Или радиооператор — это профессия тоже устарела технологически. Вместо нее в перечень мы введем, например, новую — монтажник оборудования мобильной связи», — заявила Васильева в интервью «Российской газете».

На смену ушедшим в прошлое профессиям приходит целый ряд новых. Среди ближайших или уже состоявшихся обновлений такие специальности, как «Техническое обслуживание и ремонт биотехнических медицинских аппаратов и систем», «Аддитивные технологии» — то есть технологии с использованием 3D-печати.

“Плюс «мехатроника и мобильная робототехника», «графический дизайн». И еще очень интересная специальность, которая уже сейчас пользуется огромным спросом, — «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства». По сути, это работа с промышленными роботами, их сборка, установка, запуск. Уже сейчас по этому перспективному направлению в России учатся 360 студентов в 10 колледжах, расположенных в 8 регионах”, — рассказала Васильева.

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 7, июль 2007

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Новое в правовом регулировании непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих)

Рубрика «Трудовое законодательство»

Е.В. Кунцевич, консультант юридического отдела управления аналитической и правовой работы Министерства образования Республики Беларусь

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 599 утверждено Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих) (далее — Положение).

Положение разработано и принято с учетом предложений республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома и направлено на совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) в учреждениях образования и организациях.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих) в организациях проводятся в случаях необходимости данного обучения рабочих (служащих) для собственных нужд организации, а также по заявкам других организаций на основе договоров.

Наиболее важная роль в управлении непрерывным профессиональным обучением рабочих (служащих) принадлежит руководителям учреждений образования, организаций.

Руководители учреждений образования, организаций:

Ответственность за обеспечение непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) в организациях возлагается на кадровые службы или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей, или на инженера по подготовке кадров.

Непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих) осуществляется в установленном порядке в учреждениях образования и иных организациях независимо от их подчиненности и формы собственности (далее — организации), располагающих материально­технической базой, включающей учебные помещения (лаборатории, классы, кабинеты и другие помещения), учебные полигоны, мастерские, участки, отдельные рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами обучения, учебными наглядными пособиями в соответствии с требованиями типовых учебных планов и программ для соответствующих профессий.

Стоит отметить, что профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих) не подлежит лицензированию, за исключением подготовки моделей (демонстраторов одежды). В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 1348, с последующими изменениями и дополнениями в качестве работ и услуг, составляющих лицензируемую образовательную деятельность, рассматривается деятельность модельных агентств, организаций, занимающихся подготовкой моделей (демонстраторов одежды).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих (служащих) в учреждениях образования, подготовка моделей (демонстраторов одежды) в модельных агентствах, организациях, занимающихся подготовкой моделей (демонстраторов одежды), осуществляются на основе договоров, заключаемых с направляющими на обучение рабочих (служащих) организациями или с физическими лицами.

Финансирование мероприятий по непрерывному профессиональному обучению рабочих (служащих) осуществляется за счет собственных средств юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

Читайте так же:  Общество с ограниченной ответственностью учредительные документы в 2020 году

Непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих) включает:

Профессиональная подготовка рабочих (служащих)

Профессиональная подготовка рабочих (служащих) — вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на приобретение профессии (должности) лицами, которые ранее профессии рабочего (должности служащего) не имели.

Она осуществляется по очной (дневной) форме обучения.

Сроки обучения при профессиональной подготовке определяются на основании перечня профессий для подготовки рабочих на производстве.

Объем и содержание обучения при профессиональной подготовке определяются рабочими учебными планами и программами, разработанными и утвержденными в установленном порядке.

Для лиц, прошедших трудовое (профессиональное) обучение без присвоения квалификационного разряда (класса, категории), а также имеющих среднее специальное или высшее образование, допускается сокращение сроков профессиональной подготовки с учетом имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Переподготовка рабочих (служащих)

Переподготовка рабочих (служащих) — вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на приобретение новой профессии (должности) лицами, имеющими профессию рабочего (должность служащего).

Переподготовка может осуществляться по очной (дневной, вечерней) форме обучения.

Переподготовка организуется в целях профессионального обучения рабочих (служащих), высвобождаемых в организациях, а также для лиц, изъявивших желание сменить имеющуюся у них профессию рабочего (должность служащего).

Содержание и сроки обучения при переподготовке устанавливаются учреждениями образования и организациями в соответствии с рабочими учебными планами и программами профессиональной подготовки по соответствующим профессиям (должностям). При этом также допускается сокращение программ обучения с учетом ранее изученного материала и фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.

Повышение квалификации рабочих (служащих)

Повышение квалификации рабочих (служащих) — вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков и организуемый для получения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий).

Повышение квалификации осуществляется по очной (дневной, вечерней) форме обучения на срок не более 3-х месяцев.

При необходимости по профессиям (должностям), связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологии, сверх указанного срока обучения может предусматриваться стажировка.

Порядок и сроки прохождения стажировки определяются руководителем организации, направляющей на обучение.

По профессиям (должностям), по которым предусмотрена стажировка, квалификационный экзамен проводится после ее завершения.

Курсы целевого назначения

Положение устанавливает новый вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) — это курсы целевого назначения. Они организуются для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, требований безопасности труда, вопросов, связанных с повышением качества продукции, и других вопросов, направленных на решение конкретных технических, экономических и иных задач.

Курсы целевого назначения организуются также для обучения вновь принятых в организацию рабочих (служащих) для изучения ими особенностей технологических и производственных процессов, обслуживаемого оборудования, вопросов организации оплаты труда, знакомства с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции и выполняемых работ.

Они проводятся по учебным планам и программам, разработанным в учреждении образования, организации, и утверждаются их руководителем.

Курсы целевого назначения, как правило, проводятся в учебных группах с количественным составом от 10 до 30 человек. Комплектование учебной группы осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов.

Продолжительность курсов целевого назначения определяется исходя из целей обучения. Обучение заканчивается сдачей зачета.

Организация образовательного процесса при непрерывном профессио­нальном обучении рабочих (служащих)

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих) осуществляется путем формирования учебных групп или индивидуально.

При этом численность лиц, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств бюджета в учебных группах учреждений образования, устанавливается 25–30 человек. В организациях количественный состав учебных групп определяется потребностями этих организаций и не должен превышать 30 человек.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих (служащих) включает теоретическое и производственное обучение.

Теоретическое обучение направленно на получение обучающимися теоретических знаний, необходимых для последующего формирования умений и навыков по профессии (должности).

Важной составляющей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) является производственное обучение, которое проводится в составе учебной группы в два этапа.

На первом этапе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной в учреждении образования, организации материально-технической базе, на втором этапе (производственная практика) — на рабочих местах организации под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.

При отсутствии необходимой материально-технической базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах организации.

При обучении индивидуально обучающийся осваивает теоретический курс самостоятельно, производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.

Производственное обучение может планироваться после теоретического обучения или чередоваться с ним.

Теоретическое и производственное обучение при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих (служащих) в организациях осуществляется в пределах рабочего времени, установленного законодательством.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (78), июль 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

В Госдуме опровергли слухи о профстандартах с 2020 года

Глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина опровергла информацию о том, что россияне не смогут работать не по специальности с 2020 года. По её словам, новые поправки оговорят лишь отдельные требования в каждой конкретной сфере деятельности.

После введения поправок, связанных с профессиональными стандартами, россияне всё же смогут работать не по профессии. Об этом заявила председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина, сообщает ТАСС.

Читайте так же:  Обязанности шофера экспедитора осуществляющего перевозку пищевых продуктов в 2020 году

«Профстандарт разрабатывается профессиональным сообществом, согласовывается Национальным советом по квалификациям и утверждается приказом Минтруда. То есть, к каждой профессии, по которой объективно необходимо принятие таких требований, их вырабатывают профессионалы в конкретной сфере деятельности. На его основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции, определяющие требования к конкретной должности», — сказала Баталина.

Вместе с тем, она подчеркнула, что в стране и сегодня существуют профессии, требующие специального образования: «Из 800 первоочередных профстандартов на текущий момент разработано примерно 250. Есть специальности, которые в обязательном порядке требуют специального образования, например, учителя, пилоты, целый спектр рабочих специальностей. Без медицинского образования, например, нельзя работать врачом. В то же время есть специальности, где требования к образованию не такие жесткие. Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы 20, 30 лет назад. Понятно, что такая ситуация не отвечает потребностям современной экономики».

Баталина также отметила, что новые поправки призваны модернизировать экономику и сблизить потребности рынка труда с образовательной системой: «Система профстандартов в государстве, по сути, должна стать одним из главных инструментов модернизации экономики и сближения потребностей рынка труда с системой образования. У нас сегодня в этом вопросе существует колоссальный разрыв. Люди получают образование, которое в дальнейшем не позволяет им работать, поскольку требования к специальностям не определены. Также существует значительный разрыв между теми требованиями, которые предъявляет работодатель при приеме на работу по конкретной специальности и теми образовательными стандартами, по которым готовят этих специалистов в образовательных учреждениях».

Она также пояснила, что экономика должна получать подготовленные кадры: «Поэтому обязательным следствием внедрения профстандартов является и пересмотр образовательных стандартов, для того, чтобы экономика получала подготовленные кадры. Особенно это касается технических и рабочих специальностей, поэтому задача профстандартов, с одной стороны, показать человеку, к каким требованием он должен быть готов, если он планирует работать в рамках этой специальности, с другой — это выравнивание и повышение качества трудовой деятельности».

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что до конца декабря 2014 года Госдума может принять поправки в Трудовой кодекс касательно введения обязательного применения профессиональных стандартов, предусматривающих определённый набор требований к работникам по уровню образования, рабочему стажу и перечню умений.

Поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профессиональных стандартов в госсекторе были внесены на рассмотрение парламента ещё в июне 2014 года, а приняты они были в первом чтении в сентябре 2014 года.

Как отмечается, Трудовой кодекс получит новую статью — 195.2, в которой будут описаны применения профессиональных стандартов работодателями. Такие стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более половины которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года.

В Министерстве труда пояснили, что «госсектор стандартно во всех сферах первый», и что именно с него надо начинать. Таким образом, применение профессиональных стандартов работодателями начнётся с 1 января 2020 года. Порядок стандартизации действующих сотрудников не поясняется.

Чиновники Минтруда рассказали, что Министерство юстиции ещё летом зарегистрировало 199 профессиональных стандартов, среди которых — «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ», а к концу 2014 года их должно стать 350. Стандарты корреспондента и редактора делятся на два типа: представители первого обязаны заниматься «работой над содержанием публикаций» (начиная с выбора тем и заканчивая редактированием), иметь опыт «не менее шести месяцев работы корреспондентом» и степень бакалавра «в области СМИ». Представители второго типа обязаны заниматься «организацией работы» редакции (начиная с разработки проектов и заканчивая «установлением и поддержанием контактов с внешней средой») и иметь за спиной опыт репортерской или редакторской работы сроком не менее трёх лет. Вместе с тем, репортёры имеют те же самые требования по опыту работы и образованию (последнее должно быть высшим). Однако в каждом случае имеется указание на «необходимый» перечень «трудовых действий», «необходимых» умений и знаний. Для корреспондентов это «достоверные источники информации» и «правила охраны труда».

Позднее замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что ведомство выступает против поправок в Трудовой кодекс, по которым журналистов можно будет брать на работу лишь по профессиональным стандартам.

«Минкомсвязь до прояснения ситуации с изменениями в Трудовой кодекс приостанавливает процесс согласования любых профессиональных стандартов в медиа отрасли. А если изменения, о которых сейчас говорится, будут приняты, то министерство потребует пересмотра уже принятых профессиональных стандартов, так как применить их в качестве обязательного инструмента невозможно», — сказал Волин.

По его словам, изначально с разработчиками поправок была достигнута договорённость о том, что пункты о профессиональных стандартах будут необязательными, и станут больше ориентирами, нежели требованиями: «Мы уверены, что не дело государства определять критерии сотрудников для приема на работу в частные компании. Мы также уверены в том, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи, Минтруда и всех иных ведомств вместе взятых знает, кто ему нужен и кто не нужен для работы».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве примеров успешных журналистов Волин привёл сотрудников СМИ, которые не имеют профессионального журналистского образования.

Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here