Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний в 2020 году

Самое важное в статье: "Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

ТСЖ и ЖСК должны уведомлять ГЖИ о начале своей деятельности по управлению МКД

victorych / Depositphotos.com

13 декабря вступят в силу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, обязывающие ТСЖ, ЖСК и жилищные кооперативы уведомлять орган ГЖН о начале своей деятельности по управлению МКД (Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»):

  • если собственники помещений в МКД организуют у себя жилищный кооператив/ТСЖ, то в течение 5 рабочих дней после регистрации в качестве юрлица кооператив/товарищество обязаны подать уведомление о начале деятельности по управлению домом в орган ГЖН. При этом обязанность сообщать в ГЖН о выборе такого способа управления МКД сохранилась неизменной;
  • если жилищный кооператив или ТСЖ заключил договор управления своим МКД с управляющей организацией, то в течение 5 рабочих дней с этого момента именно кооператив/товарищество (независимо от действий УК по включению дома в «свою» лицензию) обязано уведомить орган ГЖН о заключении такого договора управления;
  • если УК «уходит» из такого МКД и тем самым расторгает договор с жилищным кооперативом или ТСЖ, кооператив/ТСЖ в течение 5 рабочих дней уведомляет ГЖН о новом начале своей деятельности по управлению МКД, либо о новом договоре управления с «новой» УК. Как и прежде, ТСЖ/кооператив одновременно сообщает об изменении способа управления.

Эта информация нужна органам жилнадзора для планирования проверок: ведь основанием для включения проверки ТСЖ/кооператива в план на следующий год является, в том числе, истечение года со дня начала управления домом, а эту дату орган ГЖН узнает, в том числе, из уведомления.

Какое наказание грозит кооперативу и ТСЖ, а также их должностным лицам за неуведомление органа ГЖН о начале собственного управления МКД? По-видимому, по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений, представление которых предусмотрено законом): это штраф в 300-500 руб. для должностных лиц, и 3 000-5 000 руб. для организации; наказать можно не позднее трех месяцев после истечения срока подачи уведомления (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ); протокол составит инспектор ГЖИ (п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Статью 19.7.5.-1 КоАП РФ в этом случае применить нельзя: она предполагает наказание лишь за неуведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности. Между тем и ТСЖ, и жилищный потребительский кооператив (а управлять МКД может именно потребительский кооператив) относятся, согласно Гражданскому кодексу, к некоммерческим корпоративным организациям: они не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. А следовательно, нельзя отнести их деятельность к предпринимательской (в отличие от деятельности УК-лицензиатов).

Конкретный порядок уведомления о начале деятельности по управлению МКД должен утвердить Минстрой России. Любопытно, но изначально авторы законопроекта предполагали, что уведомление будет происходить через ГИС ЖКХ, и для этого будет достаточно действующего приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а разработки дополнительных документов не потребуется. Однако финальная версия поправок предполагает противоположное.

Суд заставил ГЖИ внести ТСЖ в реестр лицензий на осуществление деятельности по управлению МКД

AndreyPopov / Depositphotos.com

Арбитражный апелляционный суд, суд округа и Верховный Суд Российской Федерации отказались отменять решение арбитражного суда республики о включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД сведений о конкретном доме, деятельность по управлению которым осуществляется ТСЖ (Определение ВС РФ от 26 августа 2019 г. № 306-ЭС19-14153, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2019 г. № Ф06-45979/19 по делу № А65-26547/2018).

Изначально конфликт вокруг МКД разгорелся между ТСЖ (управляет домом «исторически») и управляющей компанией, которую выбрали на внеочередном общем собрании собственников помещений МКД. УК отправила в ГЖИ протокол этого собрания и попросила включить в дом в реестр лицензий в качестве «своего», что и было сделано.

Узнав о «захвате» дома, ТСЖ:

  • во-первых, обжаловало в районном суде протокол этого внеочередного собрания (в дальнейшем он был признан недействительным);
  • а во-вторых, обратилось в арбитражный суд с заявлением о незаконности действий ГЖИ по включению в реестр лицензий на управление МКД сведений о многострадальном доме и об обязании ГЖИ внести изменения в реестр, исключив оттуда спорный дом.

Заявление ТСЖ было удовлетворено без долгих разбирательств, потому что, действительно, информация в ГЖИ о том, что ТСЖ-ный дом пригласил к себе управляющую компанию, всегда доносится самим ТСЖ:

  • либо в доме изменяется способ управления (с ТСЖ на УК), и тогда ТСЖ в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения представляет в орган ГЖН сведения о прекращении управления домом, чего в данном случае, разумеется, не было;
  • либо договор управления домом с УК заключают не собственники, а сам ТСЖ, чего тоже не наблюдалось.

Поэтому суд признал действия ГЖИ незаконными.

Но суду показалось мало просто исключить из реестра лицензий запись о том, что дом управляется незадачливой УК. Вместо этого суд прямо обязал орган ГЖН устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ТСЖ путем внесения изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, исключив из реестра спорный дом как дом, управляемый УК, и включить в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД спорный дом, деятельность по управлению которым осуществляется ТСН, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Напомним, однако, что согласно ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса управленческая деятельность в МКД лицензируется исключительно в отношении УК. ТСЖ и жилищные кооперативы не нуждаются в такой лицензии. Поэтому дома, которые управляются ТСЖ и жилищными кооперативами, не вносятся в региональный реестр лицензий на управление МКД – такие реестры, согласно ч. 1 ст. 195 Жилищного кодекса РФ, содержат информацию лишь о лицензиатах. В конце концов, для УК и ТСЖ действуют две разных системы контроля: УК проверяют в рамках лицензионного контроля, ТСЖ и кооперативы – в рамках жилищного надзора, с лицензионной проверкой нельзя прийти в ТСЖ, а проверками в рамках жилнадзора строго запрещено беспокоить УК (ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).

Читайте так же:  Размер госпошлины при дарении квартиры близкому родственнику в 2020 году

Неудивительно, что у ГЖИ возникли трудности с вынесенным судебным решением.

Жилинспекция напрасно – трижды – пыталась оспорить решение, указывая на его неисполнимость и на отсутствие в правовом поле реестра (перечня) домов, которыми управляет ТСЖ.

Однако решение суда первой инстанции не было изменено в этой части.

ВС РФ также не усмотрел существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и отказал в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Добавим, что на момент написания материала информация о ТСЖ и спорном доме в региональном реестре лицензий на осуществление деятельности по управлению МКД отсутствуют.

Права и полномочия жилищной инспекции

Жилищная инспекция – это самый молодой орган исполнительной власти в России. Она была создана, чтобы защищать права собственников жилья и поддерживать необходимый комфортный уровень оказания жилищно-коммунальных услуг.

Государственная жилищная инспекция была создана Постановлением Правительства РФ от 26. 09. 1994 года № 1086 (с последним дополнением от 06. 02. 2006 года).

Согласно этому Постановлению, государственная жилищная инспекция имеет следующие полномочия:

  • Контроль за правомерным использованием жилищного фонда
  • Контроль за использованием общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме
  • Контроль эффективного и правомерного использования околодомовых территорий
  • Контроль за правомерностью установления нормативов потребления коммунальных услуг
  • Контроль за техническим состоянием жилого фонда, а также общего имущества и территории вокруг многоквартирного дома
  • Защита прав и интересов собственников жилья
  • Контроль за проведением конкурсов и тендеров на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Контроль технического состояния общедомовых приборов учёта воды и электроэнергии, проведение их поверки и своевременной замены
  • Контроль правомерности процедуры изменения статуса жилых помещений в нежилые, и наоборот
  • Другие полномочия, которые указываются в вышеуказанном Постановлении

Каждый собственник жилого помещения имеет право написать обращение в жилищную инспекцию на действия или бездействия органов ЖКХ и управляющих компаний. Об этом говорится в Законе от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Такой орган исполнительной власти, как жилищная инспекция есть во всех крупных городах нашей страны, а также в каждом районе и области. Чтобы найти ближайшую, можно воспользоваться поиском в интернете. Однако в офисе каждой управляющей компании должен быть указан адрес этой организации.

Жилищная инспекция рассматривает жалобы от населения только в пределах своих полномочий. Получив заявление от собственника жилья с перечислением конкретных нарушений от управляющей компании, жилищная инспекция обязана отреагировать на него в течение 30 дней.
На основании обращения гражданина или граждан, жилищная инспекция проведёт проверку указанной УК. Если нарушения действительно существуют. То УК получит предписание от инспекции.
В этом предписании будет указан срок, в течение которого УК следует исправить нарушение. Если этого сделано не будет, то жилищная инспекция имеет право привлечь УК к административной ответственности на основании ст. 7. 22 КоАП РФ.
Согласно этой статье, управляющую компанию, как юридическое лицо, может ожидать штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей.

Жалобу в жилищную инспекцию можно отнести лично, а можно отправить почтой. Экземпляра должно быть обязательно 2 – одна остаётся в инспекции, другой – на руках у обратившегося. На этом экземпляре обязательно должен быть указан номер входящего документа.

Полномочия

Инспекция имеет право в пределах своей компетенции:

1. организовывать и проводить проверки органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

2. запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

4. выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;

5. представлять заключение в межведомственную комиссию, создаваемую для оценки и обследования помещения в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

6. участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию после капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемых за счет средств бюджета Пермского края;

7. привлекать к обследованию технического состояния жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования квалифицированных специалистов и экспертов;

8. составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

9. направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

10. обращаться в суд по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, в том числе с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации;

о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

Читайте так же:  Срок предъявления постановления о взыскании исполнительского сбора в 2020 году

о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;

11. осуществлять консультационную и методическую работу, направленную на предупреждение совершения нарушений в контролируемых сферах, в пределах своей компетенции;

12. давать разъяснения о порядке проведения на территории Пермского края контрольных проверок использования, содержания и ремонта жилищного фонда, соблюдения нормативов предоставления населению коммунальных услуг, а также утверждать формы служебных документов, необходимых для осуществления проверок;

13. осуществлять функции государственного заказчика для обеспечения нужд Инспекции;

14. организовывать конференции, совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам, относящимся к сфере деятельности Инспекции;

15. создавать советы, комиссии, группы для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Инспекции;

16. осуществлять иные права в соответствии с возложенными на Инспекцию задачами.

Документы для скачивания

Постановление Правительства ПК № 1118-п (docx, 24.2 Кб)

Дата публикации 17 декабря 2015
Дата изменения 17 декабря 2015

Постановление Правительства Пермского края от 01.09.2014 г. № 913-п «Об утверждении положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края» (doc, 94 Кб)

Дата публикации 19 ноября 2015
Дата изменения 19 ноября 2015

Новости ЖКХ

Госжилинспекции смогут штрафовать УК без решения суда — замминистра

Госжилинспекции с 2017 года получат право штрафовать управляющие компании многоквартирных домов без решения суда, сообщил журналистам во вторник замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис.

В настоящее время жилищные инспекции вообще не выписывают штрафы, и к ответственности управляющие компании привлекает только суд, отметил он.

«Мы дадим жилинспекции право привлекать к административной ответственности не через механизм судопроизводства, а самостоятельно. Мы планируем принять поправки в этом году, с 2017 года механизм заработает», — сказал Чибис.

Это нужно для упрощения механизма изъятия дома у недобросовестной управляющей компании, пояснил замминистра.

В настоящее время основанием для того, чтобы вычеркнуть дом из реестра управляющей компании, являются два взыскания за неисполнение, полученные в судебном порядке, напомнил он.

КОММЕНТАРИИ
«Союз Жителей» Астрахань 12.04.2016 19:37
Нравится: 26
Не нравится: 2

Иначе как «клоунами» таких чиновников назвать не приходится. Теперь Москва решила наделить тех чиновников , что работают ( неизвестно по каким критериям устроившись на эти должности) в Жилинспекциях, правом заменять собой суды. вы там в Москве в начале поинтересуйтесь, какое образование имеют в этих Жилинспекциях, Большинство чиновников Жилинспекций имеют какое угодно образование, но тролько не юридическое и не специальное в сфере ЖКХ . и после этого эти специалисты от » ветеринарии» , будут решать как управляющей компании ( которая имеет лицензию) управлять жтлфондом и решать как применять нормы права. Да вы смешите всю Россию господа Минстроя.

12.04.2016 21:21
Нравится: 17
Не нравится: 1

Это что то новое. ГЖИ выписывало штрафы без всякого суда. Может их лишили таких полномочий после введения лицензирования?

13.04.2016 7:08
Нравится: 20
Не нравится: 1

Мы живем в правовом государстве? Зачем нам вообще нужны суды? Либо замглавы Минстроя РФ, юрист и бывший адвокат, считает что он Высшая инстанция и законы ему не писаны, либо ему дали команду сверху и он отрабатывает эту команду. В любом случае это неправильно, мягко говоря. Минстрой РФ рубит сук, на котором сидит.

Даже за управление автомобилем в нетрезвом виде лишение водительских прав только по решению суда, управляющие организации г. Чибис пытается опустить ниже пьяниц за рулем.

Думающий 13.04.2016 11:37
Нравится: 14
Не нравится: 0

Друзья, нас так не много на этом ресурсе, что все наши упреки в отсталости этого чиновника никто в упор не видит!

Удивляет, что Мень и иные руководители позволяют своим подчиненным нести чушь!

Хотя бывает, что и корреспонденты перевирают слова ( а иногда и не понимают о чем речь)!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По этой статье 2 варианта — либо чиновник туп (т.к. ГЖИ и сегодня успешно штрафуют без суда, за исключением протокола за не исполнение предписания), либо корреспондент не все, что сказал Чибис указал!

Так рождаются легенды!

Олег Оскирко 13.04.2016 15:18
Нравится: 5
Не нравится: 0

Так рождаются легенды!

Всё гораздо проще. На носу выборы. Электорат «требует» хлеба и зрелищ.

Олег Оскирко 13.04.2016 15:29
Нравится: 3
Не нравится: 2

Статья 23.55. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 — 7.23, частью 1 статьи 7.23.1, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частью 1 статьи 13.19.2 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители;

2) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители.

Читайте так же:  Председатель квалификационной коллегии судей московской области в 2020 году
Гражданин 13.04.2016 15:31
Нравится: 9
Не нравится: 0

С введением лицензионного контроля (т.е. с исключением ответственности лицензиата по ст. 7.22-теперь фактически не может применяться), штрафует действительно только суд. А вы не знали.

Согласно ч. 2 ст. 196 ЖК РФ, лицензионный контроль состоит в предупреждении, выявлении и пресечении органами государственного жилищного надзора нарушений лицензионных требований управляющими организациями.

В силу ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. В соответствии с ч. 3 ст. 192 ЖК РФ, органы государственного жилищного надзора осуществляют лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами.

Ответственность за нарушение лицензионных требований предусмотрена ст. 14.1.3 КоАП РФ. Дальше смотрим ч. 1 ст. 23.1-там в качестве лиц, рассматривающих дела по ст. 14.1.3 значатся судьи.

Муниципальный жилконтроль может проверить деятельность управляющей компании, имеющей лицензию на управление многоквартирным домом

SunnyToys / Shutterstock.com

Муниципальный жилищный контроль может проводиться в отношении управляющих организаций (УК), осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (МКД) на основании лицензии на ее осуществление. Запрет на проведение государственного жилищного надзора в отношении лицензированных УК не касается «муниципальных» проверок.

Указанную правовую позицию в очередной раз подтвердил Верховный Суд Российской Федерации в деле об оспаривании предписания, которое было выдано управляющей компании после проверки, организованной отделом муниципального жилищного надзора (определение ВС РФ от 29 сентября 2017 г. N 303-КГ17-13604).

Управляющая компания, не оспаривая факт нарушения Правил содержания общего имущества в МКД и Правил и норм технической эксплуатации жилфонда, пыталась обосновать незаконность выданного предписания: согласно ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии. В отношении таких УК проводится лицензионный контроль (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ).

И краевой суд с этим согласился.

Однако в следующей инстанции решение суда не устояло. И апелляция, и кассация были единодушны в том, что:

  • государственный жилнадзор и муниципальный жилнадзор являются самостоятельными видами деятельности уполномоченных органов;
  • установленный законодателем запрет на жилищный надзор в отношении УК, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии, не распространяется на муниципальный жилищный контроль;
  • часть квартир в спорном МКД относится к муниципальному жилищному фонду;
  • следовательно, муниципалитет вправе осуществлять муниципальный жилнадзор в отношении общего имущества МКД и выдавать предписание об устранении обнаруженных нарушений.

ВС РФ полностью согласился с указанной позицией и отказал в пересмотре дела Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.

Вопрос-ответ

Вопрос: Является ли поступление в орган местного самоуправления городского округа жалобы о полном отсутствии теплоснабжения в жилых помещениях в отопительный период основанием для проведения в рамках муниципального жилищного контроля внеплановой проверки управляющей организации, обслуживающей указанные жилые помещения, в связи с тем что указанное несоблюдение температурного режима представляет угрозу здоровью граждан?

Ответ: По нашему мнению, поступление в орган местного самоуправления городского округа жалобы об отсутствии теплоснабжения в жилых помещениях в отопительный период свидетельствует о наличии угрозы здоровью граждан и, как следствие, является основанием для проведения внеплановой проверки управляющей организации, обслуживающей указанные жилые помещения.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

Частью 2 указанной статьи определено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 2 Закона N 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Читайте так же:  Письмо по задолженности организации в организацию образец в 2020 году

В соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых в том числе органами местного самоуправления в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, по нашему мнению, поступление в орган местного самоуправления городского округа жалобы об отсутствии теплоснабжения в жилых помещениях в отопительный период действительно свидетельствует о наличии угрозы здоровью граждан и, как следствие, является основанием для проведения внеплановой проверки управляющей организации, обслуживающей данные жилые помещения.

Юридическая компания «Юново»

Вопрос: Вправе ли орган муниципального жилищного контроля осуществлять контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (управляемом управляющей организацией), если одна из квартир в указанном доме находится в муниципальной собственности?

Ответ: По нашему мнению, наличие квартиры в многоквартирном доме в муниципальной собственности предоставляет органу муниципального жилищного контроля право осуществлять контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в таком многоквартирном доме.

При этом орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива вправе осуществлять внеплановую проверку независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Обоснование: Согласно п. 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль.

Отношения по поводу осуществления муниципального жилищного контроля регулируются жилищным законодательством (п. 13 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ). В силу ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в ч. 1 ст. 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 8 Ответов на вопросы, возникающие в судебной практике арбитражных судов, входящих в Западно-Сибирский судебный округ, подготовленные судом округа по результатам совещания, состоявшегося 29 мая 2015 года (утв. Президиумом Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 08.07.2015), положения ст. 20 ЖК РФ об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. Если в многоквартирном доме есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку как этого помещения, так и общего имущества в этом доме.

Схожий вывод содержится в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 по делу N А11-11489/2013.

Следует отметить: ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.

В Письме Минрегиона России от 06.09.2012 N 23554-ВК/14 указано, что полномочия, возложенные на органы местного самоуправления ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

На основании изложенного считаем, что орган муниципального жилищного контроля вправе осуществлять контроль за соблюдением требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (управляемом управляющей организацией), если одна из квартир в указанном доме находится в муниципальной собственности. При этом орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива вправе осуществлять внеплановую проверку независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

Читайте так же:  Снижение кадастровой стоимости недвижимости 1 kadast u в 2020 году

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

  • Конституции РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
  • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов. В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here