Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году

Самое важное в статье: "Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

  • Должностные лица Минюста России наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях

    1 сентября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

    В соответствии с внесенными изменениями должностные лица Министерства юстиции Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями:

    • частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, — неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль;
    • частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, — невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства;
    • статьей 19.7 КоАП РФ, — непредставление сведений (информации).

    Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию”

    В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пунктом 11 части 1 статьи 12, пунктом 8 части 1 статьи 13, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»*(1) — приказываю:

    1. Утвердить Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    2. Должностные лица, перечисленные в Перечне, указанном в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    3. Считать утратившими силу приказы МВД России от 2 июня 2005 г. № 444*(2), от 15 ноября 2006 г. № 916*(3), от 11 октября 2007 г. № 877*(4), от 16 июня 2008 г. № 516*(5), от 26 января 2010 г. № 37*(6), от 7 июля 2010 г. № 492*(7).

    4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

    Министр
    генерал армии
    Р. Нургалиев

    *(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

    *(2) Зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2005 г., регистрационный № 6824.

    *(3) Зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2007 г., регистрационный № 8743.

    *(4) Зарегистрирован в Минюсте России 8 января 2007 г., регистрационный № 10449.

    *(5) Зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2008 г., регистрационный № 11912.

    *(6) Зарегистрирован в Минюсте России 19 февраля 2010 г., регистрационный № 16463.

    *(7) Зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2010 г., регистрационный № 18238.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2012 г.
    Регистрационный № 24709

    Приложение
    к приказу МВД РФ
    от 5 мая 2012 г. № 403

    Перечень
    должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*(1)

    Примечание. На сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, предоставляемые настоящим Перечнем права распространяются при условии выполнения ими в установленном порядке задач, возложенных законом на полицию, при реализации полномочий соответствующих должностных лиц, указанных в настоящем Перечне*(4).

    *(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2006, № 1, ст. 10; 201 I. № 27, ст. 3873.

    *(2) Далее — «Кодекс».

    *(3) Далее — «оперуполномоченный».

    *(4) Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утвержден приказом МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 (зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2011 г., регистрационный № 22158).

    Обзор документа

    Заново утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

    Перечень содержит 6 разделов: центральный аппарат; главные управления и управления на транспорте по федеральным округам; министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления по иным регионам; управления, отделы по муниципалитетам, по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, Управление на комплексе «Байконур»; линейные управления, отделы на ж/д, водном и воздушном транспорте; центры спецназначения.

    Все должностные лица перечня могут проводить административное задержание.

    Аналогичный приказ МВД России от 2 июня 2005 г. признан утратившим силу.

    Читайте так же:  Что делать если коллекторы угрожают родственникам должника в 2020 году

    Конституционный Суд РФ подтвердил правомерность составления должностными лицами органов внутренних дел (полиции) протоколов о посягающих на общественный порядок и общественную безопасность административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ

    Конституционный Суд РФ признал абзац второй части 6 статьи 28.3 КоАП РФ не противоречащим Конституции РФ.

    Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее. Установив в абзаце втором части 6 статьи 28.3 КоАП РФ, что составление протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, должностными лицами органов внутренних дел (полиции) возможно исключительно в случае передачи им соответствующих полномочий соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъектов РФ и компетентным федеральным органом исполнительной власти, федеральный законодатель, соблюдая конституционное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и образующих ее субъектов, не допустил каких-либо отступлений от конституционных принципов федеративного правового государства, верховенства закона, разделения властей и юридического равенства и не вышел за пределы своих дискреционных полномочий.

    Соответственно абзац второй части 6 статьи 28.3 КоАП РФ не может быть признан противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему нормативному содержанию в системе действующего правового регулирования он предполагает, что:

    заключение соглашений о передаче осуществления полномочий по составлению протоколов о предусмотренных законами субъектов РФ административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, должностным лицам органов внутренних дел (полиции) направлено на обеспечение сбалансированного сочетания интересов образующих единую систему исполнительной власти Российской Федерации федеральных и региональных органов исполнительной власти, отвечающего задачам эффективной административно-правовой защиты прав и свобод граждан;

    инициатива заключения таких соглашений должна исходить от органов исполнительной власти субъектов РФ, которые не могут быть принуждены к их подписанию на неприемлемых для себя организационно-правовых, финансовых или иных условиях, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, не вправе произвольно отказывать органам исполнительной власти субъектов РФ в их заключении в случаях, когда проекты соответствующих соглашений отвечают требованиям, установленным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

    должностные лица органов внутренних дел (полиции) обязаны в рамках полномочий, возложенных на них КоАП РФ и Федеральным законом «О полиции», оказывать содействие в привлечении виновных в совершении предусмотренных законами субъектов РФ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и при отсутствии соответствующих соглашений, заключенных между органами исполнительной власти субъектов РФ и МВД России.

    Административная практика КСО: нужно ли расширение полномочий?

    В статье представлен анализ ситуации, сложившейся по истечении почти пяти лет после расширения полномочий контрольно-счетных органов в части применения законодательства об административных правонарушениях.

    Елена Станиславовна ЛИТВИНЧУК, председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Воронеж

    Ксения Георгиевна ИВАНОВА, начальник отдела анализа, мониторинга и экономической экспертизы Контрольно-счетной палаты городского округа Воронеж

    Вопросы полноты и эффективности реализации полномочий контрольно-счетных органов (КСО) в части применения законодательства об административных правонарушениях стали актуальными сравнительно недавно — после вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С принятием данных изменений значительно увеличен перечень статей Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за совершение противоправных действий в бюджетной сфере, а должностные лица Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов наделены полномочиями по составлению протоколов о соответствующих административных правонарушениях. КСО муниципалитетов были наделены аналогичными полномочиями в 2015 году с принятием Федерального закона от 27 октября 2015 года № 291‑ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон „О Счетной палате Российской Федерации“». Но их реализация требовала дополнительного закрепления перечня должностных лиц, наделенных правом составлять протоколы, в областных (краевых, республиканских) законах.

    Практика, сложившаяся в этой сфере деятельности спустя без малого пять лет с момента расширения полномочий КСО, весьма неоднозначна.

    Административная практика КСО

    Прежде всего следует отметить, что абсолютное большинство КСО муниципальных образований (88%) в 2016 году не имели административной практики. Об этом говорится в аналитической информации Комиссии Совета КСО при Счетной палате РФ по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне (далее — Комиссия), обобщившей опыт ведения административных производств на уровне органов внешнего муниципального финансового контроля.

    Причины сложившейся ситуации, безусловно, являются объективными и значимыми. Однако в качестве оправдания отсутствия у КСО административной практики целесообразно также отметить следующее. Согласно сводной информации Комиссии наибольшее количество правонарушений в 2016 году квалифицировано как «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» (статья 15.11 КоАП РФ) — 306 случаев, а также «Нецелевое использование бюджетных средств» (статья 15.14) — 263 случая. В общей сложности на долю этих двух составов пришлось более 40% всех протоколов. При этом половина определенных КоАП статей использовалась муниципальными контролерами в единичных случаях. Например, статья 15.15.16 «Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства» — один протокол, статья 15.15.14 «Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде» — два протокола, статья 15.15.11 «Нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств» — один протокол и др.

    Невысокая востребованность отдельных составов помимо очевидно незначительного количества совершенных нарушений объясняется также современной спецификой деятельности контрольно-счетных органов. Аудит (контроль) законности и результативности использования бюджетных средств, пришедший на смену финансовой ревизии, подразумевает под собой в большей степени оценку конечных результатов произведенных затрат бюджетных средств (принцип эффективности, заложенный в статье 34 Бюджетного кодекса) и анализ совокупности действий проверяемого объекта по достижению поставленных целей, нежели, к примеру, скрупулезную проверку сроков перечисления кредитными организациями средств на счета бюджетов разных уровней или сроков уведомления главным распорядителем бюджетных средств финансового органа об итогах рассмотрения дела в суде.

    Читайте так же:  Последний день больничного может считаться днем увольнения в 2020 году

    При выявлении отдельных бюджетных правонарушений возможно как квалифицировать их в соответствии с КоАП РФ, так и применить в отношении участников бюджетного процесса, их допустивших, бюджетные меры принуждения, установленные в БК РФ (статьи 15.14, КоАП РФ, статьи РФ). В соответствии со статьей 306.2 БК РФ «наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ». Несомненно, что при классификации таких нарушений органы государственного (муниципального) финансового контроля зачастую применяют положения только одного из кодексов, что также влечет за собой сокращение количества составленных протоколов об административных правонарушениях. Кроме того, в рамках действующего административного поля большинство установленных нарушений могут быть только квалифицированы сотрудниками КСО в соответствии с КоАП РФ, а решение о необходимости возбуждения административного производства будет принято в другой инстанции.

    Регион дает полномочия

    Следует отметить, что региональным законодательством могут быть определены случаи составления должностными лицами контрольно-счетных органов протоколов об административных правонарушениях по иным составам, отличным от уже закрепленных в КоАП РФ. Однако эта возможность реализована лишь в отдельных субъектах РФ в отношении случаев нарушения нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней. К примеру, законом Воронежской области от 31 декабря 2003 года № предусмотрено составление должностными лицами КСО административных протоколов только в случаях нарушения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В Законе Московской области от 4 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ предусмотрено составление протоколов в части нарушений, связанных с охраной имущества, находящегося в собственности Московской области, а также при выявлении несоблюдения критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области.

    Интересен пример нормативной практики Республики Башкортостан: в региональном Кодексе об административных правонарушениях (утвержденный Законом РБ от 23 июня 2011 года № для должностных лиц КСО определены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях не только в области охраны собственности, но и при нарушениях:

    • порядка принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (статья 2.8);
    • порядка определения общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (статья 2.9);
    • должностными лицами порядка определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (статья 4.8), и др.

    Передача полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и безопасность, позволила сотрудникам полиции обеспечить защиту граждан, сталкивающихся с насилием в семьях

    Передача полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и безопасность, позволила сотрудникам полиции реально повлиять на уровень безопасности в сфере бытовых отношений, обеспечить защиту граждан, сталкивающихся с угрозами и насилием в семьях, заявила губернатор Мурманской области Марина Ковтун сегодня в ходе расширенного заседания коллегии регионального УМВД.

    «Более 80% бытовых преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Эффективной мерой их предупреждения является своевременная постановка на профилактический учет семейно-бытовых правонарушителей. В связи с этим в 2017 году региональным министерством юстиции и УМВД России по Мурманской области проделана серьезная, вдумчивая работа по подготовке Соглашения между МВД России и правительством Мурманской области о передаче полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и безопасность. Проведенная работа позитивно сказалась на практике применения регионального административного законодательства и должна быть продолжена», – сказала Марина Ковтун.

    Мурманская область вошла в первую четверку регионов России, где заключены подобные соглашения, наряду с Республикой Татарстан, Оренбургской и Челябинской областями.

    На заседании коллеги также было отмечено, что в 2017 году в Мурманской области сохранялась тенденция к снижению уровня преступности. Благодаря эффективной работе полиции состояние правопорядка стабильное и находится под контролем.

    В свою очередь правительство Мурманской области ведёт планомерную работу по дальнейшему развитию многоуровневой системы профилактики правонарушений, укреплению правопорядка и общественной безопасности в области.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    В 2017 году в рамках региональных государственных и муниципальных программ был реализован целый комплекс организационных и практических мер, направленных на борьбу с преступностью. Всего на эти цели из консолидированного бюджета Мурманской области выделено более 83 млн рублей. Это мероприятия по обеспечению общественного порядка, развитию правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город», профилактике безнадзорности и подростковой преступности, повышению безопасности дорожного движения, антинаркотической пропаганде и популяризации здорового образа жизни.

    Говоря о наиболее актуальных направлениях работы правоохранителей в 2018 году, глава региона Марина Ковтун выделила тесное взаимодействие органов внутренних дел с Избирательной комиссией Мурманской области и территориальными избирательными комиссиями на всех этапах подготовки и проведения выборной кампании. Также в числе приоритетов глава региона назвала декриминализацию экономики, участие в создании здоровой деловой среды и проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.

    Разъяснения Комитета по отдельным вопросам составления протоколов об административных правонарушениях в сфере благоустройства территорий

    По проблемам законодательного регулирования административного законодательства субъектами Российской Федерации в части проблемы отсутствия у сотрудников полиции полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, полагаем необходимым отметить, что согласно положению части 1 статьи 47 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

    Читайте так же:  Размеры государственной пошлины в судах общей юрисдикции в 2020 году

    До начала действия Федерального закона № 3-ФЗ возложение законом субъекта Российской Федерации на сотрудников органов внутренних дел обязанности по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных региональным нормативным правовым актом, согласовалось с положениями Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (утратившим силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона № 3-ФЗ), в соответствии с которыми милиция общественной безопасности подчинялась органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и финансировалась за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    С 1 января 2012 года финансирование милиции общественной безопасности осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

    В данной связи, в соответствии с частью 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

    Вместе с тем в ряде законов субъектов Российской Федерации сохранялись положения, предусматривающие, что протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных данными законами субъектов Российской Федерации, составляются сотрудниками органов внутренних дел. Недопустимость данных положений была неоднократно отмечена судебной практикой, выраженной, в том числе, решениями Верховного Суда Российской Федерации в Определениях от 27 февраля 2013 г. № 46-АПГ13-2, от 14 августа 2013 г. № 78-АПГ13-15, от 13 ноября 2013 г. № 91-АПГ13-2.

    Данное обстоятельство связано с тем, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и не входит в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 4 Федерального закона № 3-ФЗ, статья 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и, соответственно, законодатель субъекта Российской Федерации не может наделять должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.

    Согласно части 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти осуществления части исключительно своих полномочий.

    Исходя из этого Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) часть 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена нормой, согласно которой протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) только в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

    Таким образом, сложившаяся в настоящее время система законодательства об административных правонарушениях устанавливает возможность составления должностными лицами органов внутренних дел (полиции) протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, только в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

    Аналогичная норма о том, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть делегировано осуществление федеральным органам исполнительной власти только части своих полномочий, также содержится в статьях 1 и 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ). При этом, перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется законом субъекта Российской Федерации.

    Таким образом, если принадлежность полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом соответствующего субъекта Российской Федерации, должностным лицам органов исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации не определена, передача таких полномочий не может являться предметом соглашения между МВД России и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и, соответственно, делегироваться в системе исполнительной власти в Российской Федерации.

    В целях обеспечения соблюдения договаривающимися сторонами принципов разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минюстом России в соответствии с пунктом 5 Правил заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № 924, проводится правовая экспертиза заключенных (подписанных) соглашений.

    В качестве примера можно привести информацию Минюста России, в соответствии с которой, по итогам ранее проведенной правовой экспертизы соглашений между МВД России и Кабинетом Министров Республики Татарстан, между МВД России и Правительством Оренбургской области о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности, предусмотренных законами данных субъектов Российской Федерации, были выявлены отступления от названных положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона № 184-ФЗ, поскольку указанные полномочия не были закреплены за должностными лицами органов исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.

    Читайте так же:  Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются в 2020 году

    Выявленные недостатки регионального законодательства стали следствием разъяснительной работы, которую провело МВД России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации после принятия Федерального закона № 247-ФЗ.

    Учитывая изложенное, Республикой Татарстан и Оренбургской областью внесены изменения в свое законодательство об административных правонарушениях, закрепляющие указанные полномочия за должностными лицами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (Закон Республики Татарстан от 9 июля 2016 г. № 60-ЗРТ, Закон Оренбургской области от 27 июня 2016 г. № 3989/1080-V-ОЗ). В результате соглашение между МВД России и Правительством Оренбургской области и соглашение между МВД России и Кабинетом Министров Республики Татарстан о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами указанных субъектов Российской Федерации, утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации.

    Кроме того, при заключении указанных соглашений необходимо обратить внимание на следующее.

    Соглашение должно устанавливать права и обязанности сторон, в том числе контроль за осуществлением передаваемых полномочий, порядок их финансового и материально-технического обеспечения, и заключаться с учетом примерной формы, утвержденной Приказом Минюста России от 10 августа 2016 г. № 182. В разделе (статье) соглашения, регламентирующем материальное и финансовое обеспечение передаваемых полномочий, следует непосредственно указывать, что финансовое обеспечение передаваемых полномочий осуществляется за счет субвенции, предоставляемой федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 138.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    В части предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в указанной сфере полагаем возможным:

    — сохранение существующей, законодательно закрепленной, системы делегирования осуществления части полномочий путем заключения вышеуказанных соглашений;

    — или всестороннюю проработку вопроса о внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дополнения его положений нормами, устанавливающими административную ответственность по основным составам правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и, соответственно, закрепляющими полномочие по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях за должностными лицами органов внутренних дел (полиции).

    Кроме того, следует отметить, что проблемы установления и привлечения к административной ответственности в сфере благоустройства, действительно, существуют и находятся на контроле в Комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Комитет неоднократно обращал внимание на то, что в судебной практике понятие «вопросы, имеющие федеральное значение», по которым административная ответственность может устанавливаться только в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), толкуется в правоприменительной практике очень широко, что фактически лишает регионального законодателя возможностей по установлению ответственности в ряде сфер общественных отношений, в том числе в сфере благоустройства. В связи с этим Комитет высказывался о необходимости внесения изменений в КоАП РФ в части расширения возможностей субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушения установленных норм и правил, если такая ответственность не установлена на федеральном уровне.

    Кроме того, обращаем внимание, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект № 155717-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленный на уточнение полномочий в сфере благоустройства территории муниципальных образований, а также на решение вопроса, затронутого в рассматриваемом решении совместного заседания. Ответственным в работе над указанным законопроектом является Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

    Должностных лиц, составляющих протоколы о правонарушениях, может стать больше

    Что случилось?

    На рассмотрение Государственной думы внесен законопроект, который позволит уточнить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Представители Заксобрания Челябинской области предлагают прописать в ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП РФ, что власти субъектов РФ имеют право наделять полномочиями по оформлению протоколов об административных правонарушениях не только должностных лиц органов местного самоуправления, но и должностных лиц муниципальных организаций.

    Зачем это нужно?

    Авторы инициативы объясняют, что из-за большого количества правонарушений органы местного самоуправления сталкиваются с необходимостью постоянного увеличения штата должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об их совершении. К примеру, в Челябинском городском округе нарушения в сфере благоустройства фиксируют 7 специалистов муниципального казенного учреждения. За год они оформляют 6-7 тысяч правонарушений и оформляют соответствующие акты о нарушениях. По данным актам затем работает 5 муниципальных служащих органов местного самоуправления: они составляют протоколы об административных правонарушениях. Поскольку сотрудники муниципальных казенных учреждений не обладают правом составлять протоколы, то фактически факт нарушения фиксируется дважды: и в акте, и в протоколе об административном правонарушении.

    Учитывая, что количество нарушений растет, органам местного самоуправления не хватает должностных лиц, которые могут инициировать разбирательства по ним. В итоге необходимо увеличивать штат и тратить дополнительные средства. Если полномочия по составлению протоколов предоставить и должностным лицам муниципальных учреждений, ситуация изменится, уверены депутаты Законодательного Собрания Челябинской области. Они также знают, что аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах, поэтому настаивают на скорейшем принятии поправок.

    Что делать?

    Законопроект сейчас рассматривает Комитет по госстроительству и законодательству. Депутаты пока не комментируют свое отношение к инициативе.

    Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Письмо Минфина России от 24 марта 2015 г. N 10-05-05/16110 О механизме перечисления ассигнований органами исполнительной власти субъектов РФ по соглашениям с федеральным органом исполнительной власти (МВД России) в случае передачи ими части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

    Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа в связи с обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информирует о механизме перечисления ассигнований органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашениям с федеральным органом исполнительной власти (МВД России) в случае передачи ими части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Читайте так же:  Список обязательных к применению нормативных документов в 2020 году

    Согласно статье 138.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) в целях финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъекта Российской Федерации, переданных для осуществления федеральным органам исполнительной власти, в случаях, установленных федеральными законами, из бюджета субъекта Российской Федерации федеральному бюджету предоставляются межбюджетные трансферты в форме субвенций.

    Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что цели и условия предоставления субвенций федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Согласно положениям статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при условии, что передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (далее — Соглашение о передаче полномочий).

    В случае заключения Соглашения о передаче полномочий в бюджете субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субвенций федеральному бюджету в целях финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении переданных полномочий субъекта Российской Федерации.

    В пределах указанных бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации в установленном порядке осуществляется перечисление субвенции на счет N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», открытый территориальному органу Федерального казначейства, для последующего зачисления их в доход федерального бюджета, с отражением на лицевом счете главного администратора доходов федерального бюджета в соответствии с правовым актом, наделяющим его соответствующими полномочиями (в рассматриваемом случае — МВД России).

    Одновременно сообщаем, что в приложении 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, зарезервирован код классификации доходов бюджетов: «000 2 02 03999 01 0000 151 Прочие субвенции федеральному бюджету».

    Необходимые изменения учтены в проекте приказа Минфина России «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н».

    Также полагаем необходимым отметить, что субвенции, поступившие из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 232 Бюджетного кодекса направляются на увеличение расходов федерального бюджета соответственно целям предоставления субвенций, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

    Одновременно обращаем внимание, что пункт 2.1.4 и раздел 3 типового Соглашения, направленного высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации письмом Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 09.12.2014 N 12/6867, должны быть приведены в соответствие со статьями 47 и 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», согласно которым финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. В этой связи из Соглашений должны быть исключены позиции, связанные с передачей субъектами Российской Федерации материально-технических средств МВД России, а финансовые средства должны передаваться субъектами Российской Федерации, как говорилось выше (в соответствии со статьей 232 Бюджетного кодекса), в форме субвенций.

    Директор Департамента А. Попов

    Обзор документа

    Региональные органы исполнительной власти вправе передавать часть полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественные порядок и безопасность, МВД России. При этом между органами должно быть заключено соответствующее соглашение. Если соглашение заключено, в бюджете региона должны быть предусмотрены субвенции федеральному бюджету на исполнение переданных полномочий.

    Субвенция перечисляется на счет N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», открытый территориальному органу Казначейства России, с отражением на лицевом счете МВД России.

    Вместе с тем в классификации доходов бюджетов зарезервирован КБК 000 2 02 03999 01 0000 151 «Прочие субвенции федеральному бюджету». Необходимые изменения учтены в проекте приказа Минфина России о поправках в порядок применения бюджетной классификации.

    Субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов федерального бюджета соответственно целям предоставления указанных средств. При этом корректируется сводная бюджетная роспись, изменения в закон о бюджете не вносятся.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Одновременно Минфин России отмечает, что из вышеназванных соглашений должны быть исключены позиции, связанные с передачей регионами МВД России материально-технических средств. Финансирование должно производиться в форме региональных субвенций.

    Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here