Полномочия по опеке и попечительству осуществляют органы в 2020 году

Самое важное в статье: "Полномочия по опеке и попечительству осуществляют органы в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 11 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 12

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 13

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Статья 2. Органы, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 18 декабря 2013 г. N 2853-КЗ в статью 2 настоящего Закона внесены изменения

Статья 2. Органы, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае

Органами, осуществляющими полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае (далее — органы опеки и попечительства), являются уполномоченные главой администрации (губернатором) Краснодарского края органы исполнительной власти Краснодарского края.

Органы местного самоуправления в Краснодарском крае могут наделяться отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству законом Краснодарского края. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Законом Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1372-КЗ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Краснодарском крае наделены государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

>
Финансирование органов опеки и попечительства
Содержание
Закон Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1370-КЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Опекунство над недееспособным человеком – права и обязанности опекуна на жилую площадь опекаемого пенсионера

Опекунство оформляется в случаях, когда на основании заключения медицинской комиссии установлена недееспособность гражданина. Такое решение выдается при наличии недостатков здоровья физического или психического характера, невозможность гражданином нести ответственность за свои юридически-значимые поступки, обслуживать себя, нуждающегося в постоянном уходе. Кто может быть назначен опекуном, каким условиям должна соответствовать личность, о процедуре оформления законного представительства над недееспособным гражданином вы узнаете из этого материала.

В каких случаях вводится опека в 2020 году: обстоятельства

Назначение опекуна производится в обязательном порядке, если к решению об этом пришел медицинский орган, выдавший заключение о состоянии здоровья гражданина. Подтверждение факта осуществляется при выдаче соответствующего решения органом опеки и попечительства, актом Бюро судебно-медицинской экспертизы и других документов.

Читайте так же:  Появление в состоянии алкогольного опьянения в общественном в 2020 году

Устанавливается опекунство по решению суда на основании рекомендаций опеки и попечительства. В этом случае имущество гражданина, признанного по закону недееспособным, передается в полное распоряжение назначенного представителя. Совершенные собственником самостоятельно сделки не имеют юридических последствий, не влекут обмена имущества на денежные средства и иных результатов совершения правовых актов.

В некоторых случаях, когда признание лица недееспособным носит временный характер, возможно установление попечительства – то есть опекунства на непродолжительный срок, до излечения или наступления иных правовых последствий. При попечительстве гражданин вправе совершать мелкие бытовые сделки, но на крупные требуется письменное разрешение попечителя.

Румянцева О.Т., сотрудник органа опеки и попечительства

Порядок назначения опекунства над недееспособным гражданином в 2020 году

Процедура оформления прав опекуна осуществляется в несколько этапов:

Медицинская комиссия Предоставляются данные о гражданине, в отношении которого требуется установление статуса недееспособного. В качестве доказательств передаются документы о состоянии здоровья – о наличии психического заболевания или физических недостатков, которые не позволяют контролировать состояние гражданином. Результатом является получение заключения Бюро судебно-медицинских экспертиз, являющегося главным доказательством для оформления опекунства. Для его выдачи необходимо пройти все медицинские исследования, требуемые по характеру заболевания, сдать анализы и др.
Направление иска в суд о признании недееспособным На основании представленных медицинских документов устанавливается возможность гражданином нести ответственность за совершаемые им действия. Если возможность контроля над действиями у больного нет, то принимается судебный акт о признании его частично или полностью недееспособным.
Обращение в орган опеки и попечительства по установлению статуса опекуна Направить заявление в уполномоченный орган вправе исключительно родственники. Иные граждане не могут воспользоваться таким правом, даже если состояние больного может причинить им вред.

Также заявителями могут выступать государственные органы в интересах недееспособного лица – к примеру, орган опеки и попечительства. Принятие решения с назначением определенного гражданина опекуном В качестве законного представителя назначается родственник из ближайших или дальний, если первых нет или они выразили несогласие. Решение принимается главной администрации по вопросам опекунства района При совершении сделок от имени недееспособного лица должен участвовать опекун. Без его согласия и подписи все заключенные договоры по закону признаются ничтожными, то есть не влекут юридических последствий.

В акте о назначении опекуна указываются сроки, на которые введены ограничения по совершению сделок без законного представителями, виды имущества и денежных средств, переданных в ведение назначенного лица в интересах недееспособного с полным перечнем и описаниями. Если психическое или физическое здоровье гражданина будет полностью восстановлено через некоторое время, то опека прекращает действовать, о чем выносится соответствующий акт уполномоченным органом власти, принявшим решение о ее введении.

Голованова Р.Р., представитель органа опеки и попечительства

Кто может быть назначен опекуном в 2020 году: основные требования

Потенциальный опекун для назначения должен соответствовать следующим условиям:

  • возраст максимально 55 для женщин и 60 лет для мужчин;
  • отсутствие ограничений по дееспособности постоянного или временного характера;
  • подтвержденное отсутствие судимости и привлечение по статьям УК РФ за причинение вреда жизни и здоровью;
  • если нет противопоказаний на статус законного представителя в связи с наркотической или алкогольной зависимостью, заболевания туберкулеза или других проблем подобного рода;
  • наличие нормально жилищно-бытовых условий для размещения опекаемого на своей жилплощади, он будет проживать постоянно у законного представителя, так как нуждается в контроле и уходе;
  • ответственность за недееспособного гражданина могут взять как родственники, так и посторонние граждане.

Как осуществляется назначение опекаемого, что для этого нужно в 2020 году

В отношении опекуна предоставляются следующие бумаги, которые формируют материалы дела:

Акт осмотра помещения, где будет проживать недееспособный гражданин, по адресу прописки опекуна Перед назначением опекуна на адрес проживания представителя выезжают сотрудники профильного государственного органа для проверки состояния жилого помещения, обеспеченности жизнедеятельности, соответствия санитарно-техническим условиям. По результату составляется акт, который помещается в дело об опекунстве и является одним из подтверждающих документов.
Справка из МВД Устанавливается статус гражданина как ответственного лица, соблюдающего неукоснительно закон. Дополнительно могут отправляться запросы в уполномоченные структуры, владеющие базой данной. В подтверждение отсутствия судимости, участия в уголовных делах по статьям УК РФ за причинение вреда здоровью и жизни граждан.
Характеристика с места работы либо учебы, адреса проживания С описанием личности опекуна, качествах его характера. Акт передается в орган опеки и попечительства.

Когда наступает недееспособность и требуется опекунство по закону 2020 года

Понятие недееспособности и порядок установления опеки устанавливаются ФЗ №48 от 24.04.2008 года. До 14 лет ребенок наделен таким статусом в силу закона. Полномочия за него осуществляют при совершении юридически-значимых действий его родители. В 14 лет наступает ограниченная дееспособность, когда лицо вправе совершать мелкие бытовые сделки самостоятельно, а крупные – с разрешения законного представителя, родителя, опекуна или попечителя в письменной форме. Однако требуется также получение согласия такого подростка. В исключительных случаях полная дееспособность наступает с 14 лет при установлении такого факта в суде при вступлении в официальный брак или занятия трудовой либо предпринимательской деятельностью. После 18 лет гражданин получает статус недееспособного при следующих обстоятельствах:

  • пожилой возраст – более 80 лет, одновременно могут присутствовать психические или физические недостатки, не позволяющие гражданину контролировать свои действия, что устанавливается по решению суда с назначением законного представителя;
  • нарушения психики, когда гражданин не может адекватно оценивать последствия совершенных им поступков, к примеру, при шизофрении допускается ограничение полностью дееспособности согласно медицинскому заключению, при этом установления факта судом не требуется;
  • если есть физические недостатки, которые вызывают неспособность лица участвовать в социальной жизни общества из-за сложностей перемещения – посещения магазинов, выход на улицу и т.д., при наличии согласия самого гражданина в таких ситуациях может устанавливаться опекунство в интересах недееспособного лица.
Читайте так же:  Оформление земельного участка в собственность после аренды в 2020 году

Разница в возрасте по закону для опекуна и лица на попечении должна составлять как минимум 16 лет для принятия документов и утверждения решения.

Последствия установления статуса опекуна в 2020 году для недееспособного гражданина

После вынесения акта о назначении опекуна, все права на имущество, в том числе недвижимость, и денежные средства в наличной форме, во вкладах и на счета, передаются в распоряжение назначенного лица. Доверенности на их передачу не оформляется. Наступают полномочия по распоряжению в силу закона на основании акта органа опеки и попечительства.

Важно: Каждая сделка, совершаемая за счет имущества подопечного проходит согласие предварительно в органе опеки и попечительства. Совершаться она может только после получения положительного заключения государственной инстанции.

Если имело место совершение сделок без получения согласия органа опеки или вопреки интересам имущественного, жилищного либо другого характера для недееспособного гражданина, то законного представителя лишают его законных прав, решение об опекунстве аннулируется.

Какие выплаты и льготы предусмотрены для опекунов недееспособных граждан в 2020 году

Для граждан, на содержании которых находятся нетрудоспособные лица, не способные обеспечить себя необходимым и нуждающиеся в постоянном уходе, предусмотрено государственное финансирование.

По согласованию с органом опеки и попечительства за уход за нетрудоспособным может назначаться плата. Такой договор считается возмездным, то есть предусматривает плату за осуществление полномочий. Соглашение заключается по согласованию сторон, если есть обстоятельства, предусматривающие необходимо введения таких платежей, есть договоренности об источнике платы за такие услуги.

Иланцева Р.Н., сотрудник органа опеки и попечительства

Для получения государственной поддержки необходимо соблюсти следующие требования:

  • опекун не должен иметь постоянного места занятости, других источников доходов;
  • подать заявление в социальные органы в регионе проживания;
  • действовать в интересах недееспособного, обеспечить ему уход и содержание;
  • иметь документ об установлении полномочий в отношении нетрудоспособного гражданина;
  • отсутствие болезней, таких как туберкулез, СПИД и иных проблем со здоровьем;
  • если лицо не числится в базе МВД РФ как судимый;
  • своя жилплощадь, где можно разместить опекаемого;
  • опекун достиг совершеннолетия или 14-летнего возраста при наличии его письменного согласия и возможности учиться, ухаживая за недееспособным в свободное от занятости время.

Оформление пособия осуществляется в органах опеки и попечительства. Подается пакет документов, подтверждающих статус гражданина и на подопечного, разрешение государственного учреждения о введении опеки над недееспособным лицом.

Важно: для установления статуса опекуна необходимо в наличии жилой площади. Ее размер должен быть не менее установленной нормы законодательством – от 18 кв.м. на человека, дом не должен быть признан аварийным или грозить обвалом, соответствовать по санитарно-техническим стандартам условиям проживания.

Распространенные ошибки

Ошибка 1. Назначение опекуном исключительно близких родственников. В законе такого требования нет. В качестве законного представителя может выступать как член семьи любого колена, так и друг или посторонний человек. Главное, чтобы он соответствовал требованиям, назначаемым для опекуна, и действовал исключительно в интересах недееспособного на попечении.

Вопрос-ответ

Вопрос 1. Могу ли я претендовать на статус опекуна в отношении моего отца, который находится на лечении в учреждении психиатрического профиля. В его собственности квартира. Но жить в ней он не может, поступало множество жалоб от соседей, что он включает газ и уходит из квартиры. Экспертиза уже назначена на комиссии. Потом нам нужно подавать в суд, чтобы установить мне статус опекуна?

При сложных психических расстройствах зачастую не требуется принимать судебное решение о назначении опекуна. Если человек не может вести контроль своим действиям, то представителя недееспособному назначат по решению органа опеки и попечительства на основании заключения медико-судебной экспертизы.

Случай из практики

Иванов И.Р., 83 лет, проживал в квартире одиноко. Ему стало обслуживать себя в последние годы, он испытывал проблемы с покупкой товаров первой необходимости, спускался в магазин крайне редко. Он обратился с заявлением в местный орган опеки и попечительства он назначении ему законного представителя для помощи ему в жизнедеятельности. По решению ему был назначен опекун, заключено возмездное соглашение с ежемесячной оплатой услуг.

Муниципалитетам отдадут полномочия по опеке и попечительству

Фотоальбом: Заседание Законодательного Собрания Приморского края 25 сентября 2019 года

Муниципалитетам отдадут полномочия по опеке и попечительству

25.09.2019
По инициативе главы региона депутаты рассмотрели и поддержали проект закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Приморского края отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства, социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей».

Цель разработчиков законопроекта — создать органы опеки и попечительства в каждом муниципальном районе и городском округе Приморского края, увеличить штатную численность органов по опеке и попечительству со 115 до 150 специалистов и выстроить систему контроля за реализацией на территории края единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства.

Финансовое обеспечение государственных полномочий будет осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Приморского края из краевого бюджета.

По расчетам профильного департамента объем субвенции на меры поддержки детей-сирот составляет чуть более 1 млрд рублей в год. Расходы на содержание специалистов по опеке и попечительству предусмотрены в объеме 136,8 млн рублей в год, в том числе 10 млн — на материально-техническое обеспечение специалистов.

Новый порядок вступит в силу с 1 января 2020 года.

Полномочия органов опеки и попечительства

Что такое опека и попечительство и как выстроена работа органов опеки и попечительства, не все хорошо представляют. Но, почему-то, заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна.

Когда в нашем обществе слышат слова «органы опеки и попечительства», то сразу возникает неприятная картинка: детей забирают, мать лишают родительских прав и т. д. Никто даже не верит, что данные органы могут работать на благо общества, ребенка и семьи. И они работают, другое дело, что огласке предаются только те события, которые имеют резонанс.

Читайте так же:  Характеристика выдана для предоставления по месту требования в 2020 году

А резонанс у нас всегда имеют именно плохие события.

Но не все так, как кажется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие права и обязанности у данного учреждения, что оно должно делать и чьи права защищать.

Функции органов опеки и попечительства (ООП)

Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что же представляет собой данный орган?

Согласно ФЗ орган опеки — это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.

Главная цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. При этом неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.

Поднимая вопрос: а что делают представители этих органов, необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей — поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Опека и попечительство — главная задача

Главная задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

Сам же закон об ООП РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Как видно из этого списка, цели вполне гуманные. Другое дело, что опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обязанности ООП

Чтобы достичь поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

Особенности работы ООП

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность.

По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства – не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.

Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться такая обязанность?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.

И в этом случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом.

Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия ООП

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества, долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.
Читайте так же:  Создание обособленного подразделения ооо пошаговая инструкция в 2020 году

Кто же контролирует ООП

Но если для ООП предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос. А кому подчиняются органы опеки и попечительства?

Контроль за деятельностью ООП осуществляют следующие органы власти:

  1. Местные органы самоуправления, то есть местная власть;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, то есть известный всем Рособрнадзор.

В компетенцию других органов власти не входит контроль за ООП. Правда, это на федеральном уровне.

На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций. Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.

Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?

В таком случае, необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.

Таким образом, опека и попечительство обеспечиваются разнообразными функциями и задачами.

Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.

И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.

Другое дело, что и мотивация у ООП должна быть хорошая.

Ведь от их добросовестной работы может зависеть жизнь ребенка.

Органы опеки и попечительства

Значительная часть населения Российской Федерации – это несовершеннолетние или недееспособные граждане. Права и интересы таких лиц могут нарушаться другими людьми сознательно или непреднамеренно. Защищать этих людей обязаны опекуны, а вот контролировать их действия должны представители государственных органов опеки и попечительства.

Они имеют конкретный перечень полномочий и прав, выходить за рамки которых они не могут. Зная основные функции данной службы и понимая принцип их работы, гораздо легче отстаивать свои права и интересы подопечных.

Органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства (ООП) – это орган исполнительной власти, на который возложены функции защиты прав и интересов тех граждан, которые в силу своего возраста или установленной недееспособности не могут самостоятельно это сделать. ООП действует на территории всей Российской Федерации и подчиняется нормам законов, разработанных для регуляции данной сферы правоотношений.

Органы опеки находятся в постоянном контакте с иными государственными структурами. В своей деятельности они тесно взаимодействуют с организациями следующего типа:

  1. Социальные.
  2. Образовательные.
  3. Медицинские.
  4. Жилищные и иные.

Эти структуры выполняют некоторую часть функций ООП.

Законодательная база

Деятельность органов опеки строго регламентируется законодательной базой. Основополагающим нормативным актом для ООП является Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» изданного 24 апреля 2008 года. С даты введения документа в действие он неоднократно дорабатывался и дополнялся, устраняя выявленные несоответствия и дорабатывая систему исполнения. Этот законодательный акт регламентирует:

  1. Какие задачи сотрудники структуры должны ставить перед собой.
  2. Объем предоставляемых полномочий.
  3. Очерчивает круг обязанностей, которыми наделяется ООП.

Кроме ФЗ № 48, опекунская служба ориентируется на статьи Гражданского кодекса РФ и Семейного кодекса РФ. Перечень функций и полномочий сотрудников опеки перечислен в статьях 77, 121, 122 и 123 СК РФ.

Основные функции

Орган опеки наделен уникальными полномочиями, выполнять которые другие структуры не вправе. Ни одна из организаций не может изъять несовершеннолетнего при обнаружении достаточных оснований для этого, такое действие будет расценено как превышение полномочий. Но деятельность ООП не сводится к применению наказания, она подразумевает, прежде всего, выявление ситуаций, в которых права людей с ограниченными возможностями нарушаются. Кроме этого, работники службы должны прилагать максимум усилий для стабилизации ситуации и ее постепенного улучшения, если такая возможность существует.

Функции органов опеки сводятся к следующим базовым направлениям:

  1. Обнаружение нарушения прав несовершеннолетних в части лишения их защиты со стороны родителей.
  2. Производство учета детей, оставшихся без попечения родителей и актуализации сведения в базах данных.
  3. Определение несовершеннолетних в специальные учреждения или поиск для них опекунов, попечителей¸ усыновителей.
  4. Разрешение семейных споров и конфликтов.

На этом список полномочий ООП не заканчивается, в него входят и иные действия, направленные на защиту интересов и прав детей и недееспособных взрослых.

Выявление детей без родительского попечения

Обязанность по выявлению несовершеннолетних, которые остались без родительской защиты и попечения, возложена на опекунскую службу. Это, однако, вовсе не означает, что иные организации или физические лица не должны обращать внимание на попрание интересов детей. В статье 122 Семейного кодекса РФ установлена обязанность юридических и физических лиц, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения мамы и папы, сообщать об этом в местные отделения ООП.

Представители правоохранительных органов, медицинских учреждения, образовательных организаций или простые обыватели обязаны своевременно уведомлять опекунскую службу о выявленных случаях. При обнаружении детей, родители которых неизвестны, следует незамедлительно сообщить в правоохранительные органы и письменно уведомить о случившемся опекунский отдел. На эти действия физическому лицу отводится 48 часов, но лучше не затягивать с оповещением, так как это может быть расценено как принудительное удержание ребенка или даже его кража.

Устройство детей

Выявление ребенка, оставшегося без родительского попечения, — это только начало длительной процедуры. Целью опекунского отдела считается устройство таких детей. По закону несовершеннолетний, не имеющий родителей или лишенный их опеки по каким-либо причинам, должен быть оформлен в:

  1. Специализированное учреждение.
  2. Приемную семью.

Избежать временного нахождения в спецучреждениях удается редко. Обычно такая мера применяется по отношению к большинству выявленных детей, что позволяет обеспечить их сиюминутные нужды. Детские дома или дома малютки дают ребенку кров, питание, одежду. Специалисты, работающие там, помогают ребенку пройти адаптацию, выявить наличие психологических, психических ли физиологических проблем и при возможности устранить их.

Читайте так же:  Отложение и приостановление совершения нотариального действия в 2020 году

Выполнив первичную задачу по защите жизни и здоровья ребенка, работники ООП прилагают все возможные усилия для определения его в семью. Для этого данные о несовершеннолетнем вносятся в специальные базы, где его могут увидеть гипотетические приемные родители. Для ускорения поиска сотрудники службы могут обращаться с просьбами оформления опекунства или попечительства к тем семьям, что уже имеют на воспитании подобных детей.

Если родственники хотят оформить права на воспитание ребенка, в задачу ООП входит всесторонняя помощь в достижении положительного результата при условии, что кандидатура будущего опекуна соответствует обязательным требованиям.

Разрешение семейных споров

Особое внимание работники опекунского отдела должны уделять работе с неблагополучными семьями и теми взрослыми, которые не числились ранее в ООП, но обратились за помощью с целью разрешения сложившейся неблагоприятной ситуации. Первостепенной задачей органов опеки считается именно сохранение родительской семьи, а не изъятие ребенка и передача его третьим лицам на воспитание.

Сотрудники ООП часто задействуются в решении конфликта между бывшими супругами, которые не могут договориться о порядке общения с детьми. Иногда данная ситуация затрагивает интересы не только отца и/или матери, но и иных родственников, которым не разрешается видеться с ребенком и принимать участие в его жизни. Затянувшийся спор можно решить в судебном порядке, но это не самый лучший вариант.

Полномочия и права

Выполнение возложенных на ООП функций должно производиться в строгом соответствии с имеющимися у органа полномочиями и правами. Они также закреплены законодательно и имеют строго установленные границы, выходить за которые запрещено. Работники опекунской службы наделены следующим перечнем полномочий и прав:

  1. Ходатайствовать в судебные инстанции о признании лица недееспособным или, наоборот, для возврата ему дееспособности.
  2. Изымать несовершеннолетних из семьи при обнаружении фактов угрозы его здоровью и жизни.
  3. Лишать родителей, опекунов, попечителей возможности выполнять свои обязанности дальше.
  4. Давать разрешение или отказ на проведение сделок с имуществом опекаемого.
  5. Удостоверять договора доверительного управления.
  6. Защищать интересы подопечных в суде или иных инстанциях.
  7. Проверять условия, в которых находятся или будут проживать дети или люди с инвалидностью.
  8. Проверка выдвигаемых на роль приемных родителей кандидатур, их согласование и контроль дальнейшего содержания детей.
  9. Предоставление юридической помощи опекунам и опекаемым.

Полномочия опекунской службы могут расширяться при необходимости.

Обращение в суд

Органы опеки имеют право самостоятельно издавать постановления на изъятие ребенка из семьи. Опекуны могут оспорить правомерность такого вмешательства в судебном порядке.

Далеко не все действия выполняются сотрудниками ООП по собственному волеизъявлению. Для принятия глобальных неотвратимых решений опекунской службе не обойтись без вмешательства судебной инстанции. Обращение в суд подается в следующих случаях:

  1. Необходимо ограничить официальных опекунов в полномочиях по отношению к ребенку или лишить их прав вовсе.
  2. Производится усыновление или удочерение несовершеннолетнего.
  3. Требуется установить недееспособность человека или, наоборот, вернуть ему дееспособность.

Обследование жилищных условий

Дееспособный совершеннолетний человек может решать самостоятельно, в каких условиях он будет проживать. Ни одна инстанция не запретит ему свободно выражать свою волю. Что касается малолетних или недееспособных граждан, то они сами зачастую не могут отстаивать свои интересы, а потому должны быть обеспечены всем необходимым для полноценной жизни, развития и воспитания. По этой причине жилищные условия, в которых находится ребенок или лицо ограниченное, считается наиважнейшим критерием для оценки ухода за ним.

Сотрудники ООП обязаны обследовать условия проживания с определенной периодичностью. В ситуациях, где дети воспитываются родителями, а нареканий к семье не имеется, никто не пойдет без причины к ним интересоваться существующими условиями. А вот при получении сигналов о нарушении прав подопечных первое, с чего начинается проверка, — это обследование жилья на его соответствие нормам. Работники опекунской службы проверяют:

  1. Наличие инженерных коммуникаций и их функционирование. В доме должно быть отопление (газовое, паровое, печное), вода (как минимум холодная), канализация. При обследовании ориентироваться следует на возможность подвода коммуникаций, например, в деревнях вода может быть только на улице или отсутствует централизованная канализация и это не считается нарушением. Важно, проверить и то не отключены ли те или иные коммуникации из-за задолженностей.
  2. Наличие электричества, а также нахождение всей сети в исправности. Торчащие провода и неисправные розетки могут привести к поражению электричеством и возгоранию.
  3. Общее состояние помещения и домовладения. Проживание в аварийных домах является прямой угрозой жизни и здоровью подопечных.
  4. Санитарно-бытовые условия.
  5. Наличие продуктов питания для обеспечения жизнедеятельности растущих организмов.

По результатам исследования составляется акт, который зачастую ложится в основу дальнейшего производства по изъятию опекаемых.

Отобрание детей

Изъятие подопечных – это крайняя мера. В соответствии со статьей 77 СК РФ, она может применяться только в тех случаях, когда речь идет об угрозе жизни и здоровья опекаемых. Под этой формулировкой может рассматриваться масса ситуаций. Данная мера обычно применяется в тех случаях, где было зафиксировано психологическое, физическое или сексуальное насилие над несовершеннолетним или недееспособным.

Сразу после отобрания несовершеннолетнего о произведенном действии уведомляется прокуратура. Прокурор инициирует дополнительную проверку по факту изъятия, подтвердив целесообразность принятой меры.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отбирание несовершеннолетнего не всегда ведет к лишению опекунов прав на дальнейшее воспитание. Если официальный представитель ребенка своевременно и в полном объеме устранит выявленные несоответствия, не позволяющие обеспечить безопасность ребенку, он может вернуть опеку назад. При выявлении насилия выбор не предоставляется и ООП ходатайствует о лишении родительских прав и привлечения их к ответственности за содеянное.

Полномочия по опеке и попечительству осуществляют органы в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here