Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей в 2020 году

Самое важное в статье: "Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

О проведении расширенного заседания коллегии Роспотребнадзора «О задачах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2020 год и предварительных итогах деятельности в 2019 году»

22 ноября 2019 года в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека начала работу коллегия Роспотребнадзора по вопросу «О задачах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2020 год и предварительных итогах деятельности в 2019 году».

В заседании Коллегии принимают участие руководители территориальных органов Роспотребнадзора, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и науки, подведомственных Роспотребнадзору; представители Экспертного управления Президента Российской Федерации; Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, а также Конфедерации обществ потребителей (КонфОП).

Роспотребнадзор на период 2020 — 2022 годов, как и прежде, ставит целью выполнение задач, связанных с полномочиями по осуществлению надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Приоритетом будет являться участие Службы в реализации федеральных проектов и государственных программ Российской Федерации, реализация документов стратегического планирования, формирование современной, эффективной системы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня.

Деятельность Роспотребнадзора на планируемый период в первую очередь будет направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, а также целей, основных задач и приоритетов, утвержденных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиту прав потребителей как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и качество жизни граждан.

Оптимальное взаимодействие и комплекс взаимосвязанных мероприятий территориальных органов, центров гигиены и эпидемиологии, а также учреждений науки Роспотребнадзора обеспечат достижение задач, определенных основными направлениями деятельности Роспотребнадзора.

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Читайте так же:  Сроки представления налоговой декларации за отчетный период в 2020 году

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Должность Часовая ставка
Партнер 9 000 рублей/час
Старший юрист/руководитель проекта 6 000 рублей/час
Юрист 4 500 рублей/час
Младший юрист 3 000 рублей/час
Помощник юриста 2 000 рублей/час

Задать вопрос, обратиться за помощью к специалистам нашей компании Вы можете по телефонам и электронной почте, указанным в разделе Контакты

Всемирный день защиты прав потребителей

Дата в 2020 году 15 марта 2020 года, Воскресенье
Празднуется: в 72 странах мира
Значение: 15 марта 1962 года Джон Кеннеди произнёс историческую речь на Конгрессе США, в которой обозначил первые принципы защиты прав потребителей.
Учрежден: В 1983 году
Другие названия: День прав потребителей, Всемирный день прав потребителя
Традиции: проведение брифингов и «круглых столов»
Читайте так же:  Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2020 году

Всемирный день защиты прав потребителей отмечают ежегодно 15 марта в 72 странах мира. Любое цивилизованное общество является потребителем. Приобретая товары или услуги, то есть, вступая в отношения с производителями и продавцами, мы становимся потребителями и автоматически получаем права. Которых не так уж и много. Первые 4 были сформулированы Джоном Кеннеди в его исторической речи 15 марта 1962 года. В современном перечне их всего 8, согласно которым каждый человек имеет право выбрать требуемые ему товары и услуги, получить о них всю необходимую информацию, быть уверенным в безопасности своего выбора для жизни и окружающей среды, иметь возможность получить защиту в случае спорных ситуаций и дополнительные знания.

Когда проходит

Этот международный праздник ежегодно отмечается 15 марта, под эгидой ООН начиная с 1983 года. В России он отмечается с 1992 года после утверждения соответствующего закона.

Кто отмечает

Этот день празднуют сотрудники государственных департаментов и общественных организаций по защите прав потребителей. Но, в принципе, каждый человек, будучи потребителем, может отметить этот день, например, посетив лекцию или приняв участие в брифинге — получить знания, поделиться собственным опытом.

А знания в этой сфере могут помочь в повседневной жизни. Многим приходилось сталкиваться с ситуацией, когда содержимое вскрытой консервной банки не соответствует тому, что обещано на этикетке или продукт, извлечённый из вакуумной упаковки с действующим сроком годности, воняет так, что невозможно. Бывает, что нарядное платье, приобретённое в дорогом магазине, после первой стирки линяет, теряет форму и превращается буквально в тряпку, а свежий ремонт, не успев порадовать жильцов, начинает осыпаться. Первое желание в таких случаях — выругаться, махнуть рукой и постараться поскорее забыть неприятности. Но это неправильный путь. А правильный — обратиться к специалистам, стоящим на страже наших интересов, порой совершенно безвозмездно. Для обращений граждан в государственных и общественных организациях существуют приёмные. Также можно воспользоваться «горячими линиями» для получения быстрой квалифицированной консультации.

Известно, что грамотно составленная претензия, направленная продавцу или производителю, увеличивает вероятность мирного разрешения спорных ситуаций без обращения в суд.

Первая международная организация потребительских союзов (CI) была зарегистрирована в 1960 году в Голландии. Это была неполитическая и некоммерческая организация. В состав её вошли несколько англоговорящих стран.

Первоначально задача у организации была другая. В связи с быстрым развитием послевоенной экономики, с постоянно увеличивающимся ассортиментом товаров и услуг в разных сферах деятельности, с ростом экспорта и импорта потребительские союзы, изучавшие спрос и предложения, решили объединить усилия.

CI быстро расширялась за счёт включения в состав общественных организаций из разных стран. Одновременно увеличивался и перечень функций. Главными своими задачами CI считает поддержку своих членов-участников и защиту потребителей на международном уровне.

CI поныне остаётся независимой от политических течений и коммерческих организаций. Её деятельность сфокусирована исключительно на защите справедливости. Финансируется CI за счёт взносов от участников и заинтересованных в её существовании фондов, а также за счёт государственных грантов.

CI имеет офисы в Лондоне, Малайзии, Чили и Зимбабве, раз в 3 года участники которой встречаются, чтобы выбрать Совет, Президента и обсудить наиболее важные задачи.

В России День защиты прав потребителей впервые отметили в 1992 в связи с принятием соответствующего закона. А широко праздновать его начали с 1994 года.

Лучшим и самым надёжным защитником покупателей считается Союз потребителей России (СПРФ), учреждённый в 1990 году. В его состав входят более мелкие организации со всей страны, обеспечивающие справедливость на местах.

С появлением и быстрым развитием всемирной паутины начала быстро развиваться торговля по интернету. Не менее быстро начало развиваться и интернет-мошенничество. Общество защиты прав взяло под свой контроль и эту сферу. Оно отслеживает опасные сайты и публикует их списки. Так что, если человек решил заказать по интернету товар или услугу на незнакомом сайте, ему следует сначала собрать информацию, почитать отзывы предыдущих покупателей.

Программа празднования включает конференции различных форматов, работу «горячих линий», чтение лекций в университетах и проведение специальных уроков в школах. Все эти мероприятия направлены на расширение знаний людей о собственных правах, которые они имеют, но редко пользуются.

Самых отличившихся специалистов государственных и общественных организаций в этот день отмечают грамотами и дипломами. А организаторы общественных фондов, постоянно работающие над усовершенствованием правовых отношений, выдвигают проекты законодательных инициатив.

Поскольку разнообразие товаров и услуг настолько огромно, что охватить его практически невозможно, было решено посвящать этот день одной теме. Так, в 2019 году темой стала надёжность смарт-устройств.

Интересные факты

  • ежегодные опросы, проводимые СПРФ, показали, что с каждым годом люди начинают лучше разбираться в своих правах;
  • 15 марта 2019 года жителям повсеместно разъясняли, как выбирать и пользоваться смарт-устройствами и как избежать при этом морального и материального ущерба;
  • главные принципы защиты интересов потребителей были сформулированы на Главной Ассамблее ООН в 1985 году;
  • понятие «потребительский экстремизм» появилось, когда в обществе выросло число покупателей, стремящихся нажиться на несовершенстве законодательства;
  • существовавшая России «Книга жалоб и предложений» была предназначена для защиты прав покупателя.

До праздника «‎Всемирный день защиты прав потребителей» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎Всемирный день защиты прав потребителей»

Читайте так же:  Примирение сторон административного дела ограничения процессуальное оформление в 2020 году

Общественные организации не имеют право проводить проверки бизнеса

В аппарат иркутского бизнес-омбудсмена начали поступать жалобы предпринимателей на незаконное административное давление. Предприниматели рассказали, что им звонят неизвестные люди и представляются сотрудниками общественной организации «Центр защиты прав потребителей». Они заявляют о том, что через несколько часов в компании пройдет проверка и требуют подготовить документы.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей напоминает, что никакие общественные организации не имеют права проводить проверки! Проверки являются контрольно-надзорными мероприятиями. Выполнять их могут только государственные и органы местного самоуправления (например, Роспотребнадзор).

Общественные организации могут осуществлять лишь общественный контроль, и то при наличии конкретных оснований. При проведении общественного контроля общественные объединения не вправе требовать предоставления документов или выполнения каких-либо действий, которые не предусмотрены законом.

Права общественных объединений прописаны в статье 45 Федерального закона «О защите прав потребителей». В частности, там сказано о возможности направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению в пределах полномочий. Также общественные организации могут участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями.

Согласно судебной практике, документы, составленные общественными организациями по итогам общественного контроля, не являются абсолютными доказательствами.

Есть информация, что представители «Центра защиты прав предпринимателей» пытаются провоцировать конфликтные ситуации с предпринимателями и даже требовать у них деньги. Уполномоченный призывает не поддаваться на провокации.

Публикации

Размещен: 05.07.2013 г.

Региональные программы по защите прав потребителей как составляющая часть государственной политики в сфере защиты прав потребителей

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет полномочия и права высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Так, статьей 42.1 указанного Закона установлено, что высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.

Наиболее эффективным способом реализации установленных полномочий в области защиты прав потребителей для всех участников национальной системы защиты прав потребителей является осуществление системных мероприятий в рамках региональных целевых программ по защите прав потребителей.

Разработка комплекса соответствующих мероприятий с точки зрения их первоочередности и значимости именно для конкретного региона позволяет обеспечить эффективное взаимодействие и сотрудничество их исполнителей – участников системы защиты прав потребителей, которыми являются федеральные органы государственной власти, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и институты гражданского общества, для решения конкретных задач и достижения общей цели – повышения качества и уровня жизни населения в регионе и в целом в стране.

Практика принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, свидетельствует о необходимости дальнейшего применения и развития заложенного указанными программами принципа организации комплексного, системного подхода к совершенствованию существующих механизмов государственной и общественной защиты потребительских прав граждан на региональном уровне.

В настоящее время региональные программы по защите прав потребителей действуют на территории следующих субъектов Российской Федерации:

1. Белгородская область

2. Воронежская область

Целевая программа «Защита прав потребителей в Воронежской области на 2012 – 2014 годы» (утверждена приказом департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 30.08.2011 № 109);

3. Новгородская область

4. Ростовская область

5. Кабардино-Балкарская Республика

6. Костромская область

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

7. Республика Татарстан

8. Карачаево–Черкесская Республика

9. Ленинградская область

10. Саратовская область

11. Амурская область

Систематически проводимый Роспотребнадзором анализ действующих региональных программ по защите прав потребителей свидетельствует о том, что мобилизуя необходимые ресурсы, они являются эффективным механизмом, способствующим организации и координации деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей на субъектовом и муниципальном уровнях.

Организация превентивного подхода, направленного на предупреждение нарушений прав потребителей и применение конкретных мер для достижения поставленных задач совместными усилиями органов власти и общества, осуществляемые в рамках реализации региональных целевых программ, в целом направлены на успешную реализацию государственной политики в данной сфере.

В этой связи, региональные программы по защите прав потребителей являются:

действенным дополнительным ресурсом, направленным на повышение правовых гарантий основных прав граждан (право на просвещение, информацию и др.);

позволяют объединить усилия и полномочия, а также определить порядок взаимодействия всех составляющих национальной системы защиты прав потребителей — федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов);

служат источником оказания государственной поддержки деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), реализующих свои полномочия в порядке ст. 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

обеспечивают оказание доступной правовой помощи потребителям на муниципальном уровне (что в том числе способствует повышению уровня социального обеспечения пожилых людей, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, малоимущих и социально незащищенных слоев населения);

способствуют стабилизации потребительского рынка в регионе, направлены на недопущение и своевременное выявление негативных тенденций в его развитии;

являются составной частью социально-экономической политики региона и способствуют проведению согласованной потребительской политики, созданию условий для экономического развития местных товаропроизводителей, в том числе за счет выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, формированию общественного мнения о широких возможностях населения по защите своих прав.

Региональные программы по защите прав потребителей представляют собой достаточно действенный механизм, который в настоящее время имеет особую актуальность в формировании общей стратегии реализации комплекса взаимосвязанных правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленных на продуктивное пресечение нарушений прав потребителей.

Читайте так же:  После завершения камеральной проверки когда перечислят деньги в 2020 году

Указанное определяет значимость практики реализации региональных программ по защите прав потребителей на уровне субъектов Российской Федерации, как составной части государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Однако вопрос необходимости принятия и реализации указанных программ не всегда находит должное понимание со стороны высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а осознание важности для социально-экономического развития региона программного планирования мероприятий по реализации тех или иных направлений в сфере защиты прав потребителей все еще носит далеко не повсеместный характер.

В целях оптимизации деятельности по разработке, принятию и эффективной реализации региональных программ по защите прав потребителей, обеспечения координации деятельности по дальнейшему формированию и совершенствованию на региональном уровне эффективной системы защиты потребительских прав граждан, в рамках деятельности постоянно действующего совещательного органа Роспотребнадзора — Консультативного совета по защите прав потребителей инициирована разработка методических рекомендательных документов, направленных на создание единообразного подхода к планированию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей в регионах. Обсуждение проекта обозначенных методических документов внесено в план работы Консультативного совета по защите прав потребителей Роспотребнадзора на 2 полугодие 2013 года.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 2020 год. Последняя редакция

Хорошо и качественно

145х215 мм)
Переплет: Мягкая обложка
Вес: 40 г
Страниц: 64

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Ретивые общественные ревизоры? Права общественных организаций по защите прав потребителей

Когда грубо нарушены права потребителя, а продавец или исполнитель не намерены исправлять свои ошибки, то обиженный человек начинает узнавать, куда жаловаться.

Каковы пределы прав и полномочий общественных организаций по защите прав потребителей?

Основные положения

Обычные небезразличные люди с активной гражданской позицией вправе объединяться и создавать общественные организации, в том числе и по защите прав потребителей.

С юридической точки зрения, подобные общественные объединения – некоммерческие организации, деятельность которых регламентируется:

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

  • ст. 50, ст. 52 ГК РФ;
  • Законом № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Письмом Роспотребнадзора от 15 октября 2010 г. № 01/14810-0-32 «О принципах взаимодействия с общественными объединениями потребителей», и пр.

Общественная организация по защите прав потребителей принимает свой устав, на основании которого и с соблюдением законов РФ и осуществляет свою деятельность.

Как некоммерческое объединение, такая организация не ставит целью своего существования получение прибыли, но для обеспечения жизнедеятельности ей необходимы финансовые средства, идущие на такие нужды:

  • оплату аренды помещения и коммунальных услуг;
  • вознаграждение сотрудникам;
  • оплату услуг консультантов, юристов и т.п.;
  • судебные издержки;
  • проведение экспертизы товаров и пр.

Получение дохода, как гласит п. 4 ст. 50 ГК РФ, не возбраняется, если это оговорено уставом и служит для достижения результата, который и есть цель создания некоммерческих объединений, к каковым относится и общество защиты прав потребителей.

В ст. 13 ЗОЗПП РФ сказано, что в случае победы в суде при подаче искового заявления обществом по защите прав потребителей 1/2 размера штрафа, удерживаемого с ответчика, перечисляется на счет объединения. Полученные таким образом средства и являются доходом обществ.

Какими правами обладают?

Права общественных организаций, созданных для защиты интересов потребителей, закреплены в ст. 45 ЗОЗПП и охватывают такие действия:

  • принимать участие в процессе определения обязательных требований к товарам и услугам, разработке законопроектов и пр.;
  • проводить экспертизы товаров на установление качества, безопасности, свойств продукции;
  • контролировать соблюдение прав потребителей и доводить полученную информацию до сведения Роспотребнадзора и органов местного самоуправления, принимать участие в искоренении выявленных фактов (в составе комиссий перечисленных ведомств) и проведении экспертиз;
  • разъяснять гражданам их права как потребителей и важность осуществления защиты этих прав;
  • обращаться к гос. органам исполнительной власти и т.п. с предложениями о прекращении производства и продажи некачественных товаров, оказания услуг;
  • подавать предложения в прокуратуру, органы гос. исполнительной власти по поводу привлечения к ответственности производителей, исполнителей некачественных товаров или услуг;
  • подавать иски в судебные органы по защите прав потребителей;
  • вместе с представителями отделений Роспотребнадзора формировать информационные пространства, ресурсы для освещения вопросов по защите прав потребителей, и пр.

В последние годы значимость общественных объединений существенно снизилась: их права ограничены, полномочия невелики, однако часто для снятия проблемы в сфере защиты потребительских прав достаточно привлечь подобную организацию.

Зависит успех деятельности общественного объединения от того, насколько грамотно и правильно организована деятельность.

Общественные контролеры имеют право проверять только малую часть документов проверяемых предприятий:

  • лицензий (при наличии лицензированных видов деятельности);
  • полноту и качество информации, доступной для потребителей в магазине, медучреждении, образовательном учреждении и т.п.);
  • ценники (прейскуранты);
  • сертификатов о соответствии.
Читайте так же:  Проверка роспотребнадзора в магазине продукты что проверяют в 2020 году

Общественные объединения осуществляют защиту прав граждан как потребителей, основываясь на территориальном признаке, а также по профильным интересам групп потребителей.

К примеру, уже 20 лет действует организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» (ОЗППОУ), центральный офис которой базируется в Москве.

На территории РФ создано и успешно существует более 200 отделений ОЗППОУ, оказывающих образовательные услуги и реально помогающие тысячам россиян.

Всего объединений общественного характера по теме защиты потребительских прав в России более 1000, и реальная помощь от них основывается на доскональном владении законодательными актами и прежде всего – ЗОЗПП РФ.

Кроме того, рекомендуем вам ознакомиться с такой организацией, как союз потребителей РФ.

Что не могут делать?

Представители общественных организаций, созданных для защиты прав потребителей, не вправе совершать такие действия:

  • требовать от ИП, ООО предъявления документов о наличии образования у торговых работников, договоров, санитарных книжек;
  • осуществлять проверку соблюдения санитарных норм;
  • проверять состояние пожарной безопасности, требовать предъявить заключения Госпожнадзора;
  • проверять, насколько правильно работают кассовые аппараты;
  • требовать предъявления журнала учета мероприятий по контролю и пр. документации, особенно бухгалтерской.

Полномочиями производить все перечисленные действия наделены подразделения Роспотребнадзора и санэпидемнадзора, гос. органов исполнительной власти и местного самоуправления, а в отношении общественных организаций четко указано о запрете таких мер в п.2 ст. 45 ЗОЗПП РФ.

Также, не являясь сотрудниками следственных и надзорных органов, ревизоры от общественных объединений не вправе совершать контрольные закупки.

В какие инстанции обжаловать действия?

Когда слишком ретивые общественные ревизоры превышают свои полномочия или откровенно нарушают законы, занимаясь вымогательством, шантажом или ин., тогда предприниматели могут обжаловать действия проверяющих, обратившись в такие ведомства:

Чтобы обвинения не были голословными, предпринимателям есть резон приветливо встретить ревизоров из общественного объединения, попросить устав организации, удостоверения.

В уставе обычно прописываются объемы прав и полномочий, что позволяет проверяемому бизнесмену легко установить, превышает ли пределы дозволенного ревизор, и действовать по обстановке.

Полезное видео

Как правильно себя вести и на что обратить внимание, если потребитель приобрел некачественный товар? На этот и другие вопросы в следующем видео ответит директор общественной организации по защите прав потребителей.

Заключение

Удалось ли кому-нибудь отвоевать свои права при помощи общественных объединений? Просим отозваться тех, кто делал попытки воспользоваться помощью негосударственных ревизоров и поведать о результате.

Ждем комментариев, советов, рекомендаций.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

ЦБ готов взять на себя защиту банковских клиентов

Полномочия по защите прав потребителей банковских услуг могут перейти от Роспотребнадзора к ЦБ. Профильные депутаты Госдумы с ЦБ согласны: Роспотребнадзор, по их мнению, часто принимает решения в этой сфере на основе не закона, а «принципа справедливости». Роспотребнадзор и защитники прав граждан против передачи данной функции ЦБ.

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов вчера заявил, что Банк России надеется получить полномочия по защите потребителей банковских услуг. «Идет дискуссия, и я считаю, что она должна закончиться положительным решением»,— сказал он. Защитой потребителей банковских услуг исторически занимается Роспотребнадзор, тогда как отстаиванием интересов граждан в других секторах финансового рынка в 2014 году стала заниматься специальная служба ЦБ. «Практика показала, что к нам (в ЦБ.— “Ъ” ) в любом случае обращаются потребители (банковских услуг.— “Ъ” )»,— передал «Интерфакс» слова директора юридического департамента ЦБ Алексея Гузнова.

Сейчас полномочия ЦБ в области защиты прав потребителей финансовых услуг фрагментарны, пояснили “Ъ” в ЦБ. «Банк России реализует модель поведенческого надзора, цель которого — не только реагировать на жалобы и обращения граждан по фактам нарушения их прав, но и принимать превентивные меры для того, чтобы финансовые организации не вводили потребителя в заблуждение,— подчеркнули в ЦБ.— С учетом того что финансовый рынок является единым организмом, вопрос наделения ЦБ полномочиями по защите прав потребителей банковских услуг заслуживает внимания».

Практика показала, что служба ЦБ по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг объективна в своих выводах, отмечает глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «ЦБ поддерживает много инициатив, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг, усиление их правовой защищенности»,— сказал господин Аксаков. По мнению господина Аксакова, Роспотребнадзор будет настроен критически. «Хотя зачастую ведомство при спорах опирается не на законодательную оценку, а на человеческое понимание справедливости, что не всегда объективно»,— заключил он.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В Роспотребнадзоре не согласны. Анализ поступающих в ведомство обращений показывает: попытки размежевания вопросов защиты прав потребителей в рамках иных отраслевых видов контроля и надзора (в сфере кредитования, страхования и иных финансовых услуг) и попытки осуществлять одновременную защиту интересов хозяйствующих субъектов и потребителей неминуемо порождают «конфликт интересов» и правоприменительные коллизии, утверждают в пресс-службе ведомства. Уровень защищенности потребителя как экономически слабой стороны договора при этом снижается, уверены в Роспотребнадзоре. С этой позицией согласны защитники прав потребителей. «Я считаю, что ЦБ не может быть объективным в данном вопросе: у него возникает конфликт интересов»,— указал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Полномочия общественных организаций по защите прав потребителей в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here